Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Главная   –  Важно ваше мнение  –  Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Важно ваше мнение тем: 25
предоставляется возможность высказать свое мнение по предлагаемым на форуме темам
Последний ответ в теме: 16.05.2020 2:37, пользователь Общественное объединение "Экодом".
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 482 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2020 г. № 54 обеспечивается подготовка законопроекта «О волонтерской деятельности».

В рамках данной работы изучаются предложения государственных органов, заинтересованны­х организаций и граждан, в особенности – самих волонтеров.

Сбор пожеланий по содержательному наполнению законопроекта «О волонтерской деятельности» и предложений по решению различного рода проблемных аспектов практической деятельности волонтеров, решению которых может поспособствоват­ь принятие соответствующег­о законодательног­о акта, осуществляется Министерством юстиции.

Полученные материалы будут проанализирован­ы и учтены при подготовке нового Закона Республики Беларусь.

Предложения можно направлять до 15 мая 2020 г.
Модератор новостей, 17.04.2020 15:52
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Мне кажется что в законе должны быть следующие понятия:
1. идетификационна­я карта волонтера
2. база волонтеров ( с геолокацией, чтобы они знали когда, где и как можно помогать)
3. у настоящих волонтеров, мне кажется, должны быть и преференции, к примеру скидки на обучение, бонусы при заселении в общежитие, м.б. льготы на проезд.
Ольга Филатова, 22.04.2020 16:51
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Предлагаю закрепить в законе о волонтерской деятельности статус волонтера, его права, обязанности, ответственность­. В целом для развития и поддержки волонтеров, на мой взгляд, нужно следующее:
1. сформировать информационные банки данных, как о самих волонтерах, так и о существующих потребностях в их помощи.
2. нужна база данных волонтерских проектов и инициатив.
3. обмен опытом. стажировка.
4. возможно предусмотреть волонтерам компенсацию каких-то личных расходов (например проезд).
Ольга Филатова, 24.04.2020 14:57
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Термины и их определения, используемые в данном посте:
волонтер – физическое лицо, осуществляющее волонтерскую деятельность;
волонтерская деятельность – деятельность физических лиц, осуществляемая добровольно на безвозмездной основе (без получения платы или иного встречного представления) в форме выполнения работ и (или) оказания услуг;
благополучатель – физическое или юридическое лицо, в отношении которого осуществляется благотворительн­ая деятельность;
благотворитель – физическое лицо или юридическое лицо, осуществляющее благотворительн­ую деятельность;
благотворительн­ая деятельность – осуществляемая добровольно и бескорыстно (безвозмездно или на льготных условиях) деятельность физических и юридических лиц по предоставлению благотворительн­ой помощи;
благотворительн­ая помощь – денежные средства, товары (имущество), работы и услуги, имущественные права, включая исключительные права на объекты интеллектуально­й собственности безвозмездно или на льготных условиях предоставляемые благополучателя­м.

В чем на данный момент основные проблемы при осуществлении волонтерской деятельности в Беларуси? Их, по сути, несколько:

1. Волонтер работает бесплатно, однако часто волонтерская деятельность требует от волонтера денежных затрат на осуществление волонтерской деятельности, например, затрат на проезд к месту работ или оказания услуг, на проживание, если деятельность осуществляется вдали от места проживания, и т.д. Поскольку волонтер не является штатным сотрудником организации, то выплатить ему командировочные организация не может. Компенсация затрат волонтеров на осуществление волонтерской деятельности воспринимается с точки зрения Налогового кодекса доходом волонтеров, подлежащим уплате подоходного налога. То, что хотели бы некоммерческие организации иметь в законодательств­е – возможность без дополнительного налогообложения компенсировать затраты волонтеров, связанные с осуществлением ими волонтерской деятельности.

2. Волонтер ожидает иметь безопасные условия при осуществлении волонтерской деятельности. Но в жизни случается всякое. Сегодня если произойдет несчастный случай во время осуществления волонтерской деятельности, то это с точки зрения законодательств­а считается бытовой травмой, а не травмой на рабочем месте, поскольку волонтер не является сотрудником организации. То, что хотели бы волонтеры от законодательств­а, - признание несчастного случая во время волонтерской деятельности как производственно­й травмы, со всеми вытекающими последствиями как для организации, использующей труд волонтеров, так и для волонтера.

Для решения этих двух проблем не требуется отдельного законодательств­а о волонтерстве. Их вполне можно решить внесением дополнений в действующее законодательств­о.

Начиная нормативно регулировать волонтерскую деятельность важно понимать, что волонтерская деятельность – это частный случай благотворительн­ой деятельности. В случае с волонтерской деятельностью люди жертвуют на общественно полезные дела не деньги, а свое время и знания.
Но то, что волонтеры работают бесплатно не означает, что они обходятся бесплатно для организации, которая привлекает волонтеров. Например, Белорусское общество Красного Креста посчитало, что каждый волонтер, оказывающий социальную помощь нуждающимся, обходится организации в 250 рублей в год. Деньги расходуются на обучение волонтеров, на их экипировку, на проведение мотивационных мероприятий, на оплату координатора волонтерской программы и т.д. А еще же требуются ресурсы на саму организацию работ.

Чтобы создать благоприятные условия для развития волонтерской деятельности в Беларуси, нужно создать благоприятные правовые условия для осуществления благотворительн­ой деятельности в целом: чем больше у организаций будет ресурсов на осуществление общественно полезной деятельности, тем больше волонтеров они смогут вовлечь в данную деятельность.
К сожалению, беларусское законодательств­о развивается по пути создания барьеров для привлечения ресурсов на общественно полезную деятельность: это и указ №300 «О безвозмездной спонсорской помощи», и декрет №5 «Об иностранной безвозмездной помощи». Это и законодательств­о о государственном социальном заказе, которое в принципе не предполагает, что какие-то работы могут осуществляться за счет волонтерской деятельности. А закон «Об общественных объединениях» вообще запрещает общественным организациям заниматься социальным предприниматель­ством.

Очень хотелось бы, чтобы инициатива разработки законопроекта «О волонтерской деятельности» не вылилась в создании очередных барьеров для осуществления волонтерской деятельности.
Валерий Жураковский, 24.04.2020 16:13
3
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Предлагаю не изобретать велосипед, а заимствовать содержание (нормы) из соответствующег­о закона
Модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»­, принятый Постановлением Межпарламентско­й Ассамблеи государств-учас­тников Содружества Независимых Государств 16.04.2015 г. № 42-15
https://zakonrb.com/npa/o-modelnom-zak...lonterstve
Цитата

Настоящий закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства) и призван способствовать разработке и гармонизации в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) соответствующег­о законодательств­а, определяет основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).
Игорь Валерьевич, 26.04.2020 13:30
1
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Очевидно, что волонтерское движение в Беларуси постепенно развивается и, несомненно, имеет не только социальную, воспитательную, но и экономическую значимость. Вместе с тем, оно еще далеко не удовлетворяет потребностей в нем и не имеет такой популярности, как, например, в европейских странах, а также нуждается в правовой и иной поддержке.
На данном этапе очень важно при разработке законопроекта не создать неоправданных препятствий для волонтерского участия, избежать его излишней бюрократизации и «зарегулированн­ости», поскольку сама природа волонтерской деятельности предполагает добровольную работу без оплаты труда на основе личной мотивации. Вместе с тем, она требует также финансовых и иных ресурсов.
Таким образом, целесообразны правовые нормы, которые будут создавать благоприятные условия для развития волонтерского движения, но не ограничивать его. Следует также учитывать, что волонтерский компонент в реализации гуманитарных проектов и программ имеет большое, а во многих случаях – решающее, значение.
Так как в настоящее время в стране отсутствует единое видение явления волонтерства, необходимо привлечь к разработке законопроекта практиков, работающих (в том числе в регионах) с волонтерами разного возраста, социального статуса, финансового положения, квалификации, жизненного опыта и т.д.
Анжелика Аношко, 12.05.2020 12:16
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Вітаю ўсіх! Я лічу, што патрэбна стварыць рабочую групу па падрыхтоўцы праекта закона аб валанцёрстве і ўключаць у яе склад саміх валанцёраў і прадстаўнікоў грамадскіх аб'яднанняў, якія займаюцца дабрачыннай дзейнасцю.
Ольга Филатова, 13.05.2020 11:52
1
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Лічу неабходным стварыць адкрытую працоўную группу на базе Міністэрства Юстыцыі Беларусі для распрацоўкі закона з удзелам экспертаў і экспертак, прадстаўнікоў і прадстаўніц арганізацый, якія маюць змястоўную пазіцыю па пытаннях добраахвотніцка­й дзейнасці, асабліва моладзевых, і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні;
Прыкладамі такіх арганізацый лічу: РАДА, Экадом, ЦЭР, Ахова птушак Бацькаўчшыны.
Настасся Герыловіч, 13.05.2020 17:14
1
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Падтрымліваю ў гэтым пытанні пазіцыю БНМС "РАДА", а менавіта:

1. Адкласці распрацоўку закона, як мінімум на 1 год, улiчваючы валанцёрскую актыўнасць, якая разгортваецца ў бягучы час, з мэтай арганізацыі рэальнага ўдзелу грамадскасці ў гэтым працэсе;
2. Да канца 2020 года правесці ацэнку асяроддзя для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі па метадалогіі ААН з прыцягненнем спецыялізаваных даследчых арганізацый;
3. Даць ацэнку мэтазгоднасці прыняцця закона або прыняць рашэнне аб неабходнасці рэгулявання асобных пытанняў датычных добраахвотніцка­й дзейнасці ў іншых нарматыўных актах без прыняцця закона;
4. У бліжэйшы час афіцыйна апублікаваць (зрабіць даступнай для грамадскасці) створаную Генпракуратурай кароткую канцэпцыю, на падставе якой ажыццяўляецца распрацоўка закона;
5. У выпадку, калі пасля правядзення неабходных даследаванняў будзе прынята рашэнне працягнуць распрацоўку закона, просім стварыць працоўную групу з удзелам экспертаў і экспертак, прадстаўнікоў і пралстаўніц арганізацый, якія маюць змястоўную пазіцыю па пытаннях добраахвотніцка­й дзейнасці, улічыць удзел моладзевых арганізацый у распрацоўцы Дзяржаўнай моладзевай палітыкі 2030;
6. Уключыць у працэс распрацоўкі закона прадстаўнікоў і прадстаўніц валанцёрскага руху, арганізацый грамадскага сектара, асабліва моладзевых, шляхам стварэння адкрытай працоўнай группы на базе Міністэрства Юстыцыі і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні;
7. Уключыць прадстаўнікоў і прадстаўніц РАДА ў працоўную групу.
Максім Hacak, 13.05.2020 17:19
1
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Збор прапаноў - гэта, безумоўна, вельмі важны этап стварэння закону! Але хацелася б большай уключанасці грамадскага сектару ў гэты працэс ужо на этапе падрыхтоўкі законапраекта. Важна ўключыць у працэс распрацоўкі закона прадстаўнікоў і прадстаўніц валанцёрскага руху, арганізацый і ініцыятыў грамадскага сектара, асабліва моладзевых, шляхам стварэння адкрытай працоўнай групы на базе Міністэрства Юстыцыі і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні. Грамадскі сектар валодае вялікім досведам працы валанцёрамі і валанцёркамі і магчымасцямі залучэння экспертаў і экспертак для працы над нормамі аб валанцёрстве, якія варта выкарыстоўваць для якаснага рэгулявання дадзенай сферы.

Дадаткова хацела б звярнуць увагу, што важна правесці ацэнку мэтазгоднасці прыняцця закона. Бо магчыма варта прыняць рашэнне аб неабходнасці рэгулявання асобных пытанняў датычных добраахвотніцка­й дзейнасці ў іншых нарматыўных актах без прыняцця закона. Калі ўважліва паглядзець на досвед іншых краін, то прыняццё закона часам прыводзіла не да развіцця валанцёрскага руху, а да яго абмежавання, што можа вельмі негатыўна адлюстроўвацца на вырашэнні самых розных сацыяльных праблем. Магчыма варта абмеркаваць з арганізацыямі, якія працуюць з валанцёрамі і валанцёркамі, з якімі праблемамі яны сутыкаюцца і ўрэгуляваць гэтыя пытанні ў адпаведных ужо існуючых НПА, а не ствараць новы закон.

Таксама я поўнасцю падтрымліваю адкрыты зварот БНМС РАДА http://rada.fm/2020/05/13/zvarot-rada/ і лічу важным улічыць усе прапановы РАДА ў працэсе працы над законапраектам.
Марына Штрахава, 13.05.2020 17:46
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Волонтерство является добровольным и безвозмездным видом деятельности. Поэтому главный страх при создании закона - это создание преград на пути совершения данной деятельности. Такими преградами могут стать обязательная регистрация волонтеров, возложение непомерной ответственности на организации, получающие волонтерскую помощь.

Очень важно включать в процесс планирования Закона стороны, на которые он непосредственно будет влиять и которые смогут поделиться своим опытом работы в данной сфере. Это молодежные организации и инициативы, привлекающие волонтеров и сами волонтеры. В этом вопросе полностью разделяю и советую обратить внимание на Обращение БНМС "РАДА".

На сегодняшний день волонтерские инициативы заняты реализацией огромного количества проектов, появившихся в связи с пандемией COVID-19, поэтому даже просто высказать свое мнение в предоставленных каналах связи является очень сложным. Это повлияет на количество и качество полученных комментариев, соответственно не отразит реальное мнение общественности по данному вопросу. Поэтому важно увеличить срок разработки Законопроекта и реализовать практический подход по включению в этот процесс заинтересованны­х сторон.
Дмитрий Радзиевский, 13.05.2020 19:16
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Согласно Закону Республики Беларусь "О нормативных правовых актах" закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений. Безусловно, волонтерская деятельность относится к важным общественным отношениям. Вместе с тем, закон должен точно определять предмет правового регулирования, при его подготовке должна учитываться обоснованность включения в него тех либо иных норм. При регулировании отношений в сфере волонтерства, благотворительн­ости важным является направленность норм на развитие данных институтов, при этом главная задача - не заурегулировать данную сферу.

Опыт ряда стран по принятию отдельного закона о волонтерской деятельности показывает, что принятый закон о волонтерской деятельности может быть крайне неэффективным и вместо развития сферы быть препятствием для такого развития. Кроме того, закон может просто не работать. Беларусь является далеко не первой страной, в которой идет речь о необходимости нормативного урегулирования института волонтерства. В связи с этим важным является детальное изучение законодательств­а и практики применения в странах, где есть такое законодательств­о: его преимуществ и недостатков (например, опыт РФ, Молдовы, Украины и т.д.)

Опыт работы некоммерческих организаций в Беларуси показывает, что в настоящее время в стране нет правовых норм, которые бы существенно препятствовали волонтерской деятельности. Однако, есть ряд нерешенных правовых проблем: 1) оформление компенсационных выплат волонтерам (за питание, проживание и т.п.), 2) налогообложение компенсационных выплат волонтерам, а также средств, направленных на их мотивацию и обучение (оплата обучения, информационных материалов и т.п.), 3) вопросы ответственности волонтеров перед третьими лицами, 4) вопросы ответственности перед волонтером, в том числе страхования на случай травмы при исполнении волонтерских обязанностей. Данные правовые проблемы вполне можно решить в рамках действующего законодательств­а: путем внесения изменений в Гражданский и Налоговые кодексы Республики Беларусь.

В любом случае для разработки эффективного законодательств­а необходима оценка потребностей и постоянные консультации с организациями самого разного характера деятельности, привлекающие к своей работе волонтеров (на всех стадиях процесса, а не только путем подобного сбора предложений, даже без опубликования концепции закона, информация о разработке которой содержалась на сайте Генпрокуратуры)­. В настоящее время в Беларуси в связи с пандемией также появилось большое количество самоорганизовав­шихся волонтерских инициатив, деятельность которых направлена на помощь учреждениям здравоохранения и уязвимых групп. В связи с тем, что подобное явление ново для нашей страны, данные инициативы на практике могут сталкиваться с непроанализиров­анными до настоящего времени проблемами. В связи с чем опять-таки для эффективного регулирования института волонтерства необходимо изучение опыта, правовых проблем и данных инициатив (что пока невозможно в настоящее время вследствие продолжения их работы) .

Полностью также поддерживаю мысль о том, что для эффективного регулирования волонтерства необходимо эффективное регулирование всего института благотворительн­ости (привлечения ресурсов безвозмездно). Поэтому до урегулирования данного института необходим полный пересмотр норм законодательств­а о благотворительн­ости, в том числе о безвозмездной (спонсорской) и иностранной безвозмездной помощи в консультациях с организациями гражданского общества.
Ольга Смолянко, 13.05.2020 22:05
2
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Я, как представитель Республиканског­о молодежного объединения считаю, что такой закон нужен уже давно.
Хочется, чтобы волонтерство было признано на официальном уровне, т.к. волонтеры - это люди, заинтересованны­е в позитивных переменах в обществе. Закон должен четко определить статус волонтера, поднять имидж волонтерства в глазах общественности.


Считаю, что принятие этого закона должно быть совместно с негосударственн­ыми молодежными организациями, который имеют практический опыт и знают проблему изнутри.
Татьяна Семашкевич, 14.05.2020 10:56
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
П О З И Ц И Я

Координационног­о Комитета Беларусской национальной платформы
Форума гражданского общества Восточного Партнерства

относительно процесса разработки проекта Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности», консультаций с общественностью
и необходимости временного моратория на разработку проекта Закона

В соответствии с Указом президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 года № 482 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2020 год» Министерство юстиции Республики Беларусь в настоящее время осуществляет разработку проекта Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности». Подготовка законопроекта осуществляется совместно с Министерством образования, Министерством труда и социальной защиты, Министерством спорта и туризма, Белорусской республиканской коллегией адвокатов и Национальным центром законодательств­а и правовых исследований. Разработка законопроекта должна быть завершена до ноября 2020.

5 марта 2020 года Генеральная прокуратура Республики Беларусь посредством своего официального сайта проинформировал­а общественность о том, что в 2019 году подготовила обоснование необходимости принятия специального закона для регулирования волонтерской деятельности и разработала концепцию законопроекта «О волонтерской деятельности».

Руководствуясь пунктом 5 статьи 42 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-3 «О нормативных правовых актах», Министерство юстиции пригласило ряд некоммерческих организаций «предоставить предложения по содержательному наполнению вышеуказанного законопроекта (пакета проектов) с соответствующим обоснованием, а также любую иную информацию, относящуюся к подготовке данных проектов». В марте 2020 года Министерство юстиции письменно обратилось к отдельным общественным организациям с просьбой предоставить предложения по содержанию законопроекта и в апреле 2020 года публично объявило о сборе предложений от заинтересованно­й общественности через электронные каналы коммуникации (правовой портал pravo.by и с помощью аккаунтов Министерства юстиции в социальных сетях).

Мы приветствуем действия Министерства юстиции, которые направлены на организацию взаимодействия с общественностью в процессе разработки проекта Закона Республики Беларусь «О волонтерской деятельности» и считаем необходимым обратить внимание на следующее:

1. Относительно текущего процесса сбора предложений.

До настоящего времени общественности не предоставлены и не опубликованы обоснование разработки проекта закона и концепции, что отрицательно влияет на характер взаимодействия. Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о том, какие задачи поставлены для разработки проекта, что представляет собой предмет и объем предполагаемого регулирования, какие именно правоотношения и какими средствами, по мнению инициаторов подготовки законопроекта и разработчиков призван урегулировать проект Закона «О волонтерской деятельности».

Сбор предложений о содержании законопроекта может являться эффективным механизмом взаимодействия с общественностью в случае, если 1) общественность проинформирован­а о задачах и подходах, которые поставлены перед разработчиками (обоснование необходимости принятия закона, концепция закона); 2) результаты сбора предложений являются доступными в полном объеме; 3) публичен и понятен механизм последующей работы с предложениями, что требует мотивированного ответа разработчика по учету или отклонению высказанных предложений.

2. Относительно текущего периода.

Необходимо отметить, что события февраля-мая 2020 года связанные с пандемией коронавируса COVID-19 должны существенно повлиять на оценку необходимости принятия закона и его задачи. В период весны этого года мы являемся свидетелями масштабного социального явления самоорганизации граждан и организаций негосударственн­ой формы собственности в помощь медицинским работникам системы государственног­о здравоохранения и социально уязвимым группам населения. Люди и организации объединяют свои усилия по сбору денег, закупке и производству необходимого, готовят и развозят по больницам еду, организовывают бесплатный транспорт, безвозмездно используют производственны­е мощности. Тысячи людей и сотни организаций негосударственн­ой формы собственности по всей стране на условиях волонтерства по собственному выбору объединяются и действуют в ответ на социальный вызов.

Разработка законопроекта была запланирована на 2020 год, однако следует учитывать внешние обстоятельства в которых предполагается ввести новое законодательное регулирование волонтерской деятельности.

Если задачи законопроекта состоят в создании условий для поддержки и развития волонтерской деятельности, то необходимо время и соответствующие инструменты для оценки текущего опыта самоорганизации и волонтерства. Именно анализ текущих событий, диалог с людьми и организациями, которые сейчас являются волонтерами в дополнение к предыдущему опыту позволит дать ответы на вопросы: нужен нам отдельный закон или действительные затруднения находятся в плоскости регулирования других нормативных актов Республики Беларусь; на создание каких механизмов поддержки волонтерской деятельности должно быть направлено регулирование.


На основании вышесказанного, предлагаем:
1. Продлить сроки подготовки и принятия Закона «О волонтерской деятельности» до 2022 года.
2. Провести комплексное исследование условий и среды волонтерской деятельности на основании методологии ООН и с привлечением международных и национальных экспертов до середины 2021 года.
3. На основании результатов исследования вернуться к вопросу о необходимости принятия отдельного закона.
4. В случае дальнейшей работы над законопроектом, создать надежные механизмы взаимодействия с общественностью­: опубликовать обоснование принятия закона и концепцию; сделать публичными предложения государственных­, негосударственн­ых организаций и граждан; создать рабочую группу по разработке законопроекта с участием экспертов и представителей негосударственн­ых организаций; обеспечить публичный характер деятельности рабочей группы.


12 мая 2020
Минск, Республика Беларусь

По поручению Координационног­о комитета,
председатель Андрей Егоров
Алексей, 14.05.2020 12:42
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Каб доўга не шукалі, публікую наш зварот да адказных дзяржаўных ворганаў з нагоды распрацоўкі закону "Аб валанцёрскай дзейнасці":

Зварот

Мы, саюз дваццаці сямі дэмакратычных моладзевых арганізацый Беларусі, створаны з мэтай кансалідацыі беларускіх моладзевых арганізацый грамадзянскай супольнасці дзеля прадстаўлення, прасоўвання і абароны агульных інтарэсаў, рэалізацыі права на свабоду аб’яднанняў, іншых канстытуцыйных правоў, прадстаўленыя кіруючым органам – Саветам “РАДА”, звяртаемся да Генеральнай пракуратуры Рэспублікі Беларусь і Міністэрства Юстыцыі з наступным зваротам:

Мы, прадстаўнікі моладзі і моладзевых арганізацый, якія актыўна займаюцца валанцёрствам як з боку арганізацыі валанцёрскай дзейнасці i развiцця валанцёрскаха руху ў межах дзейнасці сваіх арганізацый, так і асабістага валанцёрскага досведу і ўдзелу, выказваем адначасова зацікаўленасць ва ўдзеле і заклапочанасць бягучым працэсам распрацоўкі закону “Аб валанцёрскай дзейнасці” у Беларусі.

Мы падтрымліваем жаданне дзяржаўных ворганаў стварыць спрыяльныя ўмовы для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі. Мы вельмі зацікаўлены ў тым, каб валанцёрства было афіцыйна прызнаным, а валанцёрскі досвед адыгрываў большую ролю і меў большую вагу ў грамадстве, каб большая колькасць маладых людзей атрымлівала валанцёрскі досвед як у Беларусі, так і па-за яе межамі. Мы ўпэўнены, што развіццё валанцёрскага руху прынясе больш магчымасцяў, карысці і плёну для асабістага развіцця цяперашняй і будучай моладзі Беларусі.

Адначасова з гэтым, мы мусім заўважыць, што стварэнне гэтага закону з мэтай паляпшэння ўмоваў для валанцёрства не можа адбывацца без непасрэднага ўдзелу ўсіх зацікаўленых груп, у першую чаргу моладзевых арганізацый, чыя праца моцна залежыць ад удзелу валанцёраў і дзе каштоўнасці валанцёрства займаюць цэнтральнае месца.

Разам з гэтым адзначаем, што дзякуючы нашай сталай працы і нашым кантактам па-за межамі краіны у нас ёсць магчымасць далучыць да распрацоўкі закону міжнародных экспертаў, якія ўжо дапамагалі ў распрацоўцы падобных законаў у іншых краінах.

Але на дадзены момант мы бачым, што распрацоўка закона ідзе без магчымасці паўнавартаснага выкарыстання і ўключэння зацікаўленых у развіцці валанцёрства груп грамадства ў працэсс. Мы бачым, што Міністэстрвам Юстыцыі створаны наступныя магчымасці для выказвання прапаноў: ліставанне на пошту, каментаванне адмысловай тэмы на форуме (http://forumpravo.by/forums/actual.as...pic=14320) i ў акаўнтах Мiнiстэрства Юстыцыi ў сацыяльных сетках. Пры гэтым варта заўважыць, што накіраваныя такім чынам прапановы не падлягаюць разгляду ў парадку, вызначаным Законам Рэспублікі Беларусь ад 18 лiпеня 2011 г. № 300-З “Аб зваротах грамадзян і юрыдычных асобаў”. І мы ўпэўнены, што гэты механізм не стварае паўнавартасных умоў для удзелу прадстаўнікоў зацікаўленых груп і не прадстаўляе магчымасцей для дыялогу, абмеркавання і разгляду меркаванняў і падыходаў да тэмы валанцёрства. Пра гэта ж сведчыць і адсутнасць прапісанага механізму працы з прапановамі з боку Міністэрства Юстыцыі.

Яшчэ адным важным момантам з’яўляецца развіццё і дзейнасць валанцёрскіх груп у апошнія месяцы ў сувязі з пандэміяй COVID-19. Досвед арганізацыі і працы гэтых валанцёрскіх груп, таксама як і іх узаемадзеянне з дзяржаўнымі структурамі, бізнэсам і грамадскім сектарам патрабуе вывучэння і не можа быць зроблены ў хуткім часе без шкоды для якасці. На наш погляд, калі не зрабiць аналіз гэтай сiтуацыi падчас распрацоўкі закону, то закон моцна згубіць свае актуальнасць і якасць, што прывядзе да неабходнасці яго зменаў.

Такім чынам мы адзначаем, што працэс падрыхтоўкі закону не выкарыстоўвае поўны патэнцыял удзелу грамадскіх арганізацый і валанцёраў, а таксама не ўлічвае бягучыя і актуальныя працэсы ў грамадскім жыцці, якія маюць вялікі ўплыў і на валанцёрскую дзейнасць і заклікаем Генеральную Пракуратуру і Міністэрства Юстыцыі Беларусі, а таксама ўсіх адказных за распрацоўку закона “Аб валанцёрскай дзейнасці”:

1. Адкласці распрацоўку закона, як мінімум на 1 год, улiчваючы валанцёрскую актыўнасць якая разгортваецца ў бягучы час, з мэтай арганізацыі рэальнага ўдзелу грамадскасці ў гэтым працэсе;
2. Да канца 2020 года правесці ацэнку асяроддзя для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі па метадалогіі ААН з прыцягненнем спецыялізаваных даследчых арганізацый;
3. Даць ацэнку мэтазгоднасці прыняцця закона або прыняць рашэнне аб неабходнасці рэгулявання асобных пытанняў датычных добраахвотніцка­й дзейнасці ў іншых нарматыўных актах без прыняцця закона;
4. У бліжэйшы час афіцыйна апублікаваць (зрабіць даступнай для грамадскасці) створаную Генпракуратурай кароткую канцэпцыю, на падставе якой ажыццяўляецца распрацоўка закона;
5. У выпадку, калі пасля правядзення неабходных даследаванняў будзе прынята рашэнне працягнуць распрацоўку закона, просім стварыць працоўную групу з удзелам экспертаў і прадстаўнікоў арганізацый, якія маюць змястоўную пазіцыю па пытаннях добраахвотніцка­й дзейнасці, ўлічыць удзел моладзевых арганізацый у распрацоўцы Дзяржаўнай моладзевай палітыкі 2030;
6. Уключыць у працэс распрацоўкі закона прадстаўнікоў валанцёрскага руху, арганізацый грамадскага сектара, асабліва моладзевых, шляхам стварэння адкрытай працоўнай группы на базе Міністэрства Юстыцыі і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні;
7. Уключыць прадстаўнікоў РАДА ў працоўную групу.

11.05.2020, Мінск Зміцер Герыловiч, Старшыня БНМС РАДА
Дмитрий, 14.05.2020 12:43
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Если опираться на тезис о том, что "предложения ожидаются в особенности от самих волонтёров" - вот что реальные волонтёры говорят о процессе разработки закона сейчас:

"Нам бы хотелось увидеть текст закона о волонтерстве и принять участие в его создании. Думаю, сейчас не нужно поспешно его принимать, потому что он может только навредить нам и многим НКО и фондам. Очень важно, чтобы составители закона проконсультиров­ались с теми, кто занимается волонтерством непосредственно­."


Полный текст с комментариями самих волонтёров и экспертов о происходящем - по ссылке - https://citydog.by/post/volunteers-law/

Стоит обратить внимание на проблемные зоны и мнения людей, которые прямо сейчас работают в критической ситуации.
Идея моратория разработки - очень разумная и взвешенная, если мы говорим о законе, как о качественном, рабочем инструменте, призванном развивать волонтёрское движение в стране.
Аня Дапшевичюте, 14.05.2020 13:54
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Я являюсь волонтером благотворительн­ой организации. Мы помогаем людям с ограниченными возможностями. Важно мне кажется увязать закон о волонтерской деятельности и с деятельностью благотворительн­ых организаций. остается открытым вопрос честности работы некоторых организаций. К примеру, сейчас на теме ковид 19 многие спекулируют, объявляют благотворительн­ый сбор через платформы, а после люди, которые перечисляли взносы, не видят на что потрачено. И если можно, было бы здорово, чтобы волонтерам компенсировали либо льготировали проезд. Я живу в Фаниполе, трачу много средств на проезд. Приезжаю в Минск, там тоже перемещаюсь по городу, чтобы помочь инвалидам-коляс­очникам.
Ольга Филатова, 14.05.2020 17:54
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Обзор немногочисленны­х нормативных правовых актов Республики Беларусь, затрагивающих деятельность волонтеров (Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-3 «О социальном обслуживании», Инструкция о порядке организации и проведения физкультурно-оз­доровительных мероприятий и спортивных соревнований для лиц с особенностями психофизическог­о развития, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства туризма и спорта от 31 октября 2006 г. № 102/39), по нашему мнению, дает основание утверждать, что общественная деятельность в форме волонтерского движения лишь косвенно находит отражение в нормативных правовых актах в Республике Беларусь, и этого явно недостаточно, поскольку:
Во-первых, деятельность волонтеров не может быть ограничена молодежной аудиторией. Условия для участия лиц в социально значимой жизни общества независимо от их социального положения, религиозных или политических убеждений должны быть закреплены нормативно.
Во-вторых, отсутствует системное законодательное закрепление понятийного аппарата в сфере добровольческой деятельности.
В-третьих, по-прежнему неурегулированн­ым остается правовой статус волонтера (добровольца). В нормативных правовых актах отсутствует закрепление прав, обязанностей и ответственности волонтеров.
Важно отметить, что общественные объединения в Республике Беларусь имеют только фиксированное членство. Законом не предусмотрено участие в деятельности объединения без обязательного оформления своего участия. Однако многолетний опыт работы подобного рода организаций показывает, что многие люди готовы оказывать поддержку общественному объединению на волонтерских началах, но не хотят входить в его состав. В связи с этим полагаем правильным учесть и нормативно закрепить такую практику и сформировавшиес­я общественные отношения в этой сфере.
В то же время необходимо отметить, что особенно остро вопрос правового статуса волонтера стоит перед добровольцами, действующими в зоозащитной деятельности и помощи животным, поскольку нормативные правовые акты и правоприменител­ьная практика в этой сфере крайне несовершенны и вызывают массу нареканий, что генерирует социальную напряженность.

На основании вышеизложенного ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Ввести в законодательств­о Республики Беларусь положение о возможности привлечения общественными объединениями для выполнения уставных задач волонтеров без их обязательного членства в объединении. Отметим, что данная форма взаимодействия существует в ряде зарубежных государств.
В частности, модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»­, утвержденный Постановлением Межпарламентско­й Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств 16 апреля 2015 г. № 42-15, предусматривает­, что:
Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:
- индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
- добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистриров­анного объединения или группы;
- добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) международную или национальную (региональную) организацию (объединение) в индивидуальном или организованном (групповом) порядке.
При этом добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-прав­ового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией (объединением), так и без заключения такового в случае существования договоренности добровольца (волонтера) непосредственно с получателем помощи добровольца (волонтера).
Условия осуществления деятельности добровольцем (волонтером) индивидуально могут быть закреплены в гражданско-прав­овом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и получателем помощи добровольца (волонтера) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание услуг в интересах получателя помощи добровольца (волонтера).
Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности должен быть заключен в письменной форме.
Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной уведомительной основе уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с установленными им правилами.
В то же время относительно необходимости заключения письменного договора с волонтером Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности» содержит следующую оговорку, заслуживающую внимания и адаптации применительно к нашему законодательств­у:
«Волонтерская организация обязана заключить с волонтером договор волонтерства, если волонтер занят волонтерской деятельностью более двадцати часов в месяц».

2. Закрепить понятие волонтерской организации.
Например, модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»­, утвержденный Постановлением Межпарламентско­й Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств 16 апреля 2015 г. № 42-15, в качестве этой дефиниции определяет:
легитимную некоммерческую неправительстве­нную организацию, зарегистрирован­ную в государстве на общих основаниях, или международную неправительстве­нную некоммерческую организацию, имеющую государственную регистрацию (представительс­тво) на территории государства осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, выступающую организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляющую добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающую к своей деятельности добровольцев (волонтеров), которые действуют от их имени и по поручению.
Закон Итальянской Республики от 11 августа 1991 года «Основные положения о волонтерстве» в свою очередь определяет, что:
волонтерские организации могут принимать любые юридические формы, которые считаются наиболее подходящими для достижения своих целей, исключая ограничения совместимости с их целями солидарности. Регионы создают и ведут регистры волонтерских организаций.
Включение в реестры является предварительным условием для получения доступа к государственной помощи, а также для установления соглашений и получения налоговых льгот.

3. Определить возраст, с которого физические лица могут осуществлять волонтерскую деятельность.
По общему правилу волонтерскую деятельность могут осуществлять физические лица, достигшие восемнадцатилет­него возраста.
Физическими лицами, не достигшими восемнадцати лет, волонтерская деятельность осуществляется при условии, что она не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию, и негативно не отражается на процессе обучения. Физические лица, не достигшие четырнадцати лет, участвуют в волонтерской деятельности с письменного согласия родителей (иных законных представителей) или в их сопровождении.
Аналогичные нормы содержит Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности».
Сходные по сути нормы установлены Законом Республики Молдова от 18 июня 2010 года № 121 «О волонтерстве» и Законом Украины от 19 апреля 2011 года № 3236-VI «О волонтерской деятельности», согласно которым:
«Договор волонтерства может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать договор волонтерства с письменного согласия законного представителя.»­.

4. Предусмотреть отрытый перечень направлений волонтерской деятельности.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Республики Молдова от 18 июня 2010 года № 121 «О волонтерстве» и Законе Украины от 19 апреля 2011 года № 3236-VI «О волонтерской деятельности».

5. Закрепить право волонтеров на возмещение всех разумных расходов, понесенных ими в процессе волонтерской деятельности.
В том числе на: возмещение суточных расходов, возмещения ущерба, причиненного при осуществлении добровольной деятельности; компенсацию за использование своего имущества.
Порядок возмещения вреда, причиненного волонтером третьим лицам, определяется договором.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Азербайджанской Республики от 9 июня 2009 года № 828-IIIQ «О добровольной деятельности».
Договоры с добровольцем могут предусматривать возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев на наем жилого помещения, проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.
Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительн­ой деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»­.
Механизмы и порядок возмещения всех разумных расходов, понесенных волонтерами в процессе волонтерской деятельности, требуют также регулирования нормами налогового права.

6. Закрепить иные права волонтеров, в том числе на:
получение спецодежды, возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и других затрат, связанных с осуществлением волонтерской деятельности;
получение инструкций по технике безопасности при осуществлении волонтерской деятельности;
обеспечение проведения вакцинации, медицинского осмотра и других лечебно-профила­ктических мероприятий, непосредственно связанных с осуществлением волонтерской деятельности;
гарантии социальной защиты и оказание медицинской помощи, если это предусмотрено договором волонтерства;
получение от волонтерской организации рекомендательны­х писем, а также внесение записей в личную книжку волонтера о его общественно полезной деятельности, месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о его дополнительной подготовке.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Туркменистана от 12 января 2016 года № 320-V «О волонтерстве».

7. Закрепить социальные льготы для волонтеров.
Например, Законом Туркменистана от 12 января 2016 года № 320-V «О волонтерстве» предусмотрено, что:
Волонтерская деятельность, подтвержденная личной книжкой волонтера и рекомендательны­ми письмами, учитывается как опыт общественно полезной деятельности, если таковой является обязательным условием при приеме на работу или учебу.
Волонтерство, осуществляемое студентом с целью формирования навыков и приобретения профессионально­го опыта, подтвержденное личной книжкой волонтера и договором волонтерства, засчитывается в учебной или производственно­й (преддипломной) практике, если студентом отработано не менее 40 часов и учреждение профессионально­го образования имеет с волонтерской организацией соглашение (договор) о сотрудничестве.
В то же время Закон Итальянской Республики от 11 августа 1991 года «Основные положения о волонтерстве» содержит еще более широкий перечень льгот, возможных к применению и в Республике Беларусь.
Например:
работники, являющиеся членами организаций, включенных в реестры, имеют право использовать формы гибкого рабочего графика или изменения, предусмотренные коллективными договорами или контрактами на выполнение волонтерских услуг при условии организации компании.

8. Не облагать подоходным налогом с физических лиц доходы волонтеров в рамках гражданско-прав­овых договоров на безвозмездное выполнение работ и оказание услуг, полученные ими в натуральной форме либо в виде выплат на возмещение расходов на форменную одежду, жилье, проезд, питание, медицинскую страховку и прочие нужды по указанным договорам.
При этом также следует исключить из объектов обложения страховыми взносами выплаты добровольцам (волонтерам) в рамках исполнения заключаемых гражданско-прав­овых договоров на возмещение расходов добровольцев (волонтеров).
Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительн­ой деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»­.
Оксана Давыденко, 14.05.2020 19:27
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Предложения

Вынуждены высказать лишь некоторые предложения, поскольку представляется более правильным обсуждать уже разработанный законопроект, когда понятны его суть. Хотелось бы обратить внимание на «запоздалость» такой разработки, учитывая значимость и важность данного законопроекта для общества, что особенно очевидно в условиях пандемии коронавируса, когда помощь волонтеров крайне нужна и востребована.
В настоящее время общественная деятельность в форме волонтерского движения лишь косвенно находит отражение в нормативных правовых актах в Республике Беларусь, и этого явно недостаточно, поскольку деятельность волонтеров не может быть ограничена молодежной аудиторией. Условия для участия лиц в социально значимой жизни общества независимо от их социального положения, религиозных или политических убеждений должны быть закреплены нормативно.
Необходимо:
1. Учесть прогрессивный зарубежный опыт.
2. Разработать и законодательно закрепить понятийный аппарат в сфере добровольческой деятельности, принципы.
3. Четко определить правовой статус волонтера (добровольца): права, обязанности, социальные гарантии и льготы (в целях стимулирования)­, ответственность­.
4. Закрепить понятие волонтерской организации, определить ее статус и ответственность­, порядок создания и контроля за ее деятельностью (поступлением и расходованием денежных средств), включая общественный контроль и соблюдения принципа информационной открытости.
5. Определить возраст, с которого физические лица могут осуществлять волонтерскую деятельность, ограничения, исключения и т.д.
6. Предусмотреть примерный (с учетом сложившейся практики), но открытый перечень направлений волонтерской деятельности и помощи (во избежание создания излишних бюрократических барьеров).
7. Предусмотреть информационные базы данных.
Обращаем внимание на то, что общественные объединения в Республике Беларусь имеют только фиксированное членство. Законом не предусмотрено участие в деятельности объединения без обязательного оформления своего участия. Однако многолетний опыт помощи безнадзорным животным и общение с добровольцами показывает, что многие люди готовы оказывать поддержку различного рода общественному объединению на волонтерских началах, но не хотят входить в его состав. В связи полагаем правильным учесть и нормативно закрепить такую практику и сформировавшиес­я общественные отношения в этой сфере.
Особенно остро вопрос правового статуса волонтера стоит перед добровольцами, действующими в зоозащитной деятельности и помощи животным, поскольку нормативные правовые акты и правоприменител­ьная практика в этой сфере несовершенны и вызывают массу нареканий. Необходимо учесть риски злоупотребления этим правом, а также использования волонтерской помощи в корыстных интересах со стороны руководителей либо других членов общественной организации, что подрывает авторитет и доверие к таких организациям, демотивирует граждан, готовых оказывать бескорыстно помощь и не способствует вовлечению в него новых добровольцев.
На основании изложенного предлагается также ввести в законодательств­о Республики Беларусь норму о возможности привлечения общественными объединениями для выполнения уставных задач волонтеров без их обязательного членства в объединении.
Отметим, что данная форма взаимодействия существует в ряде зарубежных государств.
В частности, модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»­, утвержденный Постановлением Межпарламентско­й Ассамблеи Государств – Участников Содружества Независимых Государств 16 апреля 2015 г. № 42-15, предусматривает­, что:
Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:
- индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
- добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистриров­анного объединения или группы;
- добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) международную или национальную (региональную) организацию (объединение) в индивидуальном или организованном (групповом) порядке.
При этом добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-прав­ового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией (объединением), так и без заключения такового в случае существования договоренности добровольца (волонтера) непосредственно с получателем помощи добровольца (волонтера).
Условия осуществления деятельности добровольцем (волонтером) индивидуально могут быть закреплены в гражданско-прав­овом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и получателем помощи добровольца (волонтера) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание услуг в интересах получателя помощи добровольца (волонтера).
Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности должен быть заключен в письменной форме.
Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной, уведомительной основе уполномоченным органом добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с установленными им правилами.
В то же время относительно необходимости заключения письменного договора с волонтером Закон Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VІ ЗРК «О волонтерской деятельности» содержит следующую оговорку, заслуживающую внимания и адаптации применительно к нашему законодательств­у:
«Волонтерская организация обязана заключить с волонтером договор волонтерства, если волонтер занят волонтерской деятельностью более двадцати часов в месяц.».
Антонина, 14.05.2020 21:17
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Як прадстаўнік грамадскай арганізацыі "Адукацыйны цэнтар "ПОСТ" падкрэліваю неабходнасць наступных крокаў:

1. Адкласці распрацоўку закона, як мінімум на 1 год, улiчваючы валанцёрскую актыўнасць якая разгортваецца ў бягучы час, з мэтай арганізацыі рэальнага ўдзелу грамадскасці ў гэтым працэсе;

2. Да канца 2020 года правесці ацэнку асяроддзя для развіцця валанцёрскага руху ў Беларусі па метадалогіі ААН з прыцягненнем спецыялізаваных даследчых арганізацый;

3. Даць ацэнку мэтазгоднасці прыняцця закона або прыняць рашэнне аб неабходнасці рэгулявання асобных пытанняў датычных добраахвотніцка­й дзейнасці ў іншых нарматыўных актах без прыняцця закона;

4. У бліжэйшы час афіцыйна апублікаваць (зрабіць даступнай для грамадскасці) створаную Генпракуратурай кароткую канцэпцыю, на падставе якой ажыццяўляецца распрацоўка закона;

5. У выпадку, калі пасля правядзення неабходных даследаванняў будзе прынята рашэнне працягнуць распрацоўку закона, просім стварыць працоўную групу з удзелам экспертаў і прадстаўнікоў арганізацый, якія маюць змястоўную пазіцыю па пытаннях добраахвотніцка­й дзейнасці, ўлічыць удзел моладзевых арганізацый у распрацоўцы Дзяржаўнай моладзевай палітыкі 2030;

6. Уключыць у працэс распрацоўкі закона прадстаўнікоў валанцёрскага руху, арганізацый грамадскага сектара, асабліва моладзевых, шляхам стварэння адкрытай працоўнай группы на базе Міністэрства Юстыцыі і распаўсюдзіць праз СМІ запрашэнне аб далучэнні;
Александр Королевич, 14.05.2020 23:11
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Як бачна з паведамленняў, якія прадстаўленыя тут вышэй па гэтай галінке на “Прававым форуме”, прапанова прыняць удзел у абмеркаванні будучага закона пра валанцёрскую дзейнасць не выклікала жвавай рэакцыі карыстальнікаў. На момант вечара 14 мая, калі я складаю гэты допіс, тут пазначана толькі 12 паведамленняў. Пры гэтым большасць гэтых паведамленняў не ўтрымлівае інфармацыі пра праблемныя аспекты практычнай дзейнасці валанцёраў, вырашэнню якіх можа паспрыяць прыняцце адмысловага заканадаўчага акта.

Ўлічваючы, што інфармацыя пра гэты збор прапановаў і інфармацыю пра праблемы валанцёрства была распаўсюджаная вельмі шырока, а валанцёрскі рух цяпер у Беларусі пашыраецца і знаходзіцца на ўздыме (у тым ліку ў частцы прыцягнення валанцёраў для супрацьвдзеяньн­я каранавіруснай інфэкцыі), то можна зрабіць выснову: валанцёрскі рух Беларусі не мае вельмі вострых праблем, вырашэнне якіх патрабавала б прыняцця асобнага нарматыўна-прав­авога акта на ўзроўні закона. Прынамсі, наяўныя праблемы валанцёрства ў Беларусі не з’яўляюцца вынікам адсутнасці спецыяльнага нарматыўна-прав­авога акта.

Гэта кантрастуе з меркаваннем, што было агучана па выніках пасяджэння Савета па пытаннях прававой і судовай дзейнасці пры прэзідэнце Рэспублікі Беларусь 30 красавіка 2019 года, на якім было разгледжана заканадаўчае рэгуляванне добраахвотніцка­й (валанцёрскай) дзейнасці. Тады арганізатарамі дыскусіі было адзначана, што “нягледзячы на масавасць валанцёрскіх арганізацый, у сваёй паўсядзённай дзейнасці яны сутыкаюцца з шэрагам праблем, звязаных з адсутнасцю адзінага комплекснага нарматыўнага прававога акта, які будзе рэгламентаваць правы і абавязкі валанцёраў, таксама іншыя пытанні ажыццяўлення іх дзейнасці”. Таксама не адзначаецца канкрэтных праблем (апроч “адсутнасці прававога рэгулявання”) і ў выніковых паведамленнях нарады ў генпракуратуры па гэтай тэматыцы.

З улікам выкладзенага відавочна, што праблемы валянтэрства не палягаюць у практычнай плашчыні – яны ўсяго толькі маюць тэарэтычнае вымярэньне, зьвязанае з непрыстасаванас­цю працоўнага, грамадзянскага, падаткавага заканадаўства да сытуацыяў, калі чалавечая праца на дабраахвотных пачатках робіцца бязвыплатна і скіраваная для мэтаў грамадскай карысці.

Як мне ўяўляецца, такая сытуацыя склалася праз тое, што інстутут валанцёрскай працы знаходзіцца на перакрыжаванні некалькіх галінаў права, мае міждысцыплінарн­ы характар. Дабраахвотная бязвыплатная праца розных суб’ектаў на карысць грамадзтва і грамадскіх інтарэсаў закранае аспекты грамадзянскага права, працоўнага права, мае адбітак для вылічэння падаткаў (тобок закранае падаткавае права), а таксама праз стварэнне рэсурсовай асновы для арганізацый грамадзянскай супольнасці ўплывае на дзейнасць грамадскіх аб’яднанняў, спартовых арганізацый рознай арганізацыйна-п­рававой формы (як камерцыйных, так і некамерцыйных), мае значэнне для рэалізацыі грамадзянамі свабоды асацыяцыяў (а значыць закранае правы чалавека).

Важна адзначыць, што прыцягненне рэсурсу дабраахвотніцка­й працы людзей (валанцёрства) з’яўляецца ўсяго толькі адным з відаў рэсурсазабеспяч­эння некамерцыйнай дзейнасці, у асаблівасці – дзейнасці ьых юрыдычных асобаў, якія менавіта для такой дзейнасьці і стовраны - некамерцыйных арганізацый - якія не маюць мэтай сваёй дзейнасці атрыманне прыбытку.

Некамерцыйныя арганізацыі існуюць за кошт рэсурсаў матэрыяльных (ахвяраванні, члпенскія ўзносы альбо, у некаторых выпадках, паступленні ад сваёй статутнай дзейнасці) і рэсурсаў чалавечых, адным з якіх з’яўляецца ўнёсак дабраахвотнай бязвыплатнай працы людзей, якія падтрымліваюць мэты такой некамерцыйнай арганізацыі.

Па вялікім рахунку дзейнасць членаў усіх грамадскіх аб’яднанняў з’яўляецца таксама дабараахвотнай, нават калі яна не ўседамляецца як валянтэрскай: напырклад, праца членаў кіруючых органаў грамадскага аб’яднання, іншых службовых асобаў, якія выконваюць сваю працу, як прынята казаць, “на грамадскіх пачатках”. Падобная неаплочваемая праца ўжываецца і ў некамерцыйных арганізацыях, напрыклад, службовыя асобы фондаў і ўстановаў вельмі часта выконвацюь сваю працу без заробку (часта ў арганізацыях ўвогуле няма найманых супрацоўнікаў і без заробку працуе і яе кіраўнік).

Аснова гэткай спецыфікі некамерцыйных арганізацыяў закладзеная ў артыкуле 46 Грамадзянскага кодэкса (“Камерцыйныя і некамерцыйныя арганізацыі”) да §5 главы 4 Грамадзянскага кодэкса (“Некамерцыйныя арганізацыі”). У гэтых палажэннях Грамадзянскі кодэкс вызначае некамерцыйныя арганізацыі як тыя, якія не ставяць за асноўную мэту атрыманне прыбытку і не размяркоўваюць прыбытак паміж удзельнікамі.

Грамадзянскі кодэкс вызначае формы такіх арганізацый – і менавіта яны з’яўляюцца асноўным суб’ектам, які прыцягвае для сваіх некамерцыйных мэтаў працу валанцёраў, альбо працу сваіх членаў “на грамадскіх пачатках”.

Варта адзначыць, што чалавечыя рэсурсы некамерцыйных арганізацыяў (у тым ліку валанцёрства, але не торлькі яно) значна меньш урэгуляваныя, чым сфера матэрыяльных рэсрусаў тых жа арганізацыяў. Паневолі закладаецца падозранне, што актыўнае развіццё валантэрства адбываецца менавіта таму, што яно вольнае ад розных бар’ераў і абмежаваньняў – і нельга не падзяляць занепакоенасць тым, што неабдуманае прыняццё спецыяльнага закона пра валантэрства можа задушыць развіццё самой гэтай з’явы.

Іншая, матэрыяльная сфера прыцягнення рэсурсаў для некамерцыйных мэтаў, прыцягненне грашовых ахвяраванняў і іншых формаў матэрыяльных рэсурсаў, асобна ўрэгуялваная ў грамадзянскім кодэксе (артыкул 553 “Ахвяраваенне”)­, актах пра асобныя формы некамерцыйных арганізацый (грамадскія аб’яднанні і фонды), у падаткавым заканадаўстве (адпаведныя ільготы і вычаты), і на гэтай аснове – заканадаўствам пра бязвыплатную (спонсарскую) дапамогу і замежную бязвыплтаную дапамогу.

Насуперак азначанаму ўрэугялванню матэрыяльнай рэсурсовай асновы дзейнасці некамерцыйных арганізацыяў, нематэрыяльная аснова ў выглядзе чалавечай працы застаецца неўрэгуялванай – пра яе не кажа грамадзянскі кодэкс, Працоўны кодэкс, заканадаўчыя акты пра сацыяльную абарону насельніцтва ды іншыя акты заканадасўства не ўлічваюць спецыфікі працы без аплаты ў некамерцыйнай арганізацыі.

Падобная сытуацыя ўласціва не толькі для Беларусі. Адсутнасьць юрыдычнага азначэньня тэрміна “валянтэр” можа прыводзіць да таго, што да валянтэраў ставяцца як да аплачваемых наёмных работнікаў, ужываючы да іх патрабаваньні працоўнага заканадаўства (напрыклад, абавязковае страхаваньне, нормы мінімальнай аплаты працы і г.д.). Праз гэта арганізацыі грамадзянскай супольнасьці, якія працуюць з валянтэрамі, могуць несьці пакараньне за невыкананьне дадзеных палажэньняў. Напрыклад, у Турцыі няўрадавыя арганізацыі атрымліваюць штрафы за наяўнасьць незастрахаваных работнікаў, бо патрабаваньне па абавязковым страхаваньні работнікаў ужываецца і ў дачыненьні да валянтэраў. Такая ж праблема існуе і ў Албаніі, дзе арганізацыі абавязаныя рэгістраваць валянтэраў у Бюро занятасьці і вымушаныя аплачваць іх страхаваньне пад пагрозай сур’ёзнага пакараньня.

Як вынікае з агляду еўрапейскай практыкі прававога рэгулявання валанцёрскай дзейнасці, які быў падрыхтаваны Еўрапейскім цэнтрам некамерцыйнага права, далёка не заўжды ў еўрапейскай практыцы вырашэнне азначаных праблем ажыццяўляецца шляхам прыянцця спецыяльнага закона. Аналітычны дакумэнт, падрыхтаваны ECNL, утрымлівае агляд розных мадэляў прававога рэгуляваньня валянтэрства — як праз прыняцьцё адмысловага закону, так і іншым шляхам (у тым ліку праз самарэгуляваньн­е рашэннямі саміх некамерцыйных арганізацый). Прадстаўлены аналіз перавагаў і недахопаў розных мадэляў рэгуляваньня, а таксама дадзеныя парады па практычнай распрацоўцы новых нацыянальных актаў рэгуляваньня валянтэрскай дзейнасьці як для краінаў зь вялікімі традыцыямі дабраахвотнай працы, так і для тых, дзе валянтэрскі рух толькі пачынае разьвівацца.

Такім чынам, прыняццё адмысловага закона аб валанцёрскай дзейнасці не з’яўляецца неабходным крокам, і дакладна не з’яўляеца першачарговым крокам.

Калі прыняццё канцэпцыі закона аб валанцёрскай дзейнасці будзе папярэднічаць замацаванню ў грамадзянскім, працоўным і падаткавым заканадаўстве спецыфікі выкарыстання ненкамерцыйнымі арганізацыямі бязвыплатных чалавечых рэсурсаў, то складзецца кепская сытуацыя, калі пытанні, якія павінныя паводле сваяго характару быць урэгуляваныя ў грамадзяснкім і працоўным заканадаўстве, будуць спецыфічна ўрэугляваныя ў адмысловым законе, які будзе ўваходзіць у супярэчанне з агульнымі нормамі грамадзянскага і працоўнага права, а таксама не будзе ўлічаны ў падаткавым заканадаўстве.

Праблем ад прыняцця спецыяльнага закона аб валанцёрскай дзейнасці будзе болей, чым ад цяперашняй сытуацыі, калі грамадзяне свабодна выконваюць ролю дабраахвотнікаў па ўласным жаданні. Меннавіта таму шмат хто ўспрымае прыняццё закона аб валанцёрстве як пагрозу для валанцёрства (яна можа быць рэалізавана праз абмежаванне кола суб’ектаў, якія могуць прыцягваць валантэраў, альбо праз абмежаванне права людзей працаваць без аплаты для грамадскай карысці).

У мэтах эканоміі прававога рэгулявання, рэалізацыі ў нарматворчай дзейнасці прынцыпаў гуманізму, абароны праў, свабод і законных інтарэсаў грамадзян, юрыдычных асоб, інтарэсаў грамадства і дзяржавы, сацыяльнай справядлівасці і дзеля пазбягання ўвядзення абмежаванняў на магчымасці людзей працаваць дабраахвотна, мэтазгодна ў першую чаргу замацаваць у грамадзянскім і працоўным, а таксама ў падаткавым заканадаўстве спецыфіку працы валантэраў як сваеасаблівай формы ўдзелу ў некамерцыйных арганізхацыях. Такім чынам можна закласці арававыя падмуркі дадзенага інстытута праз рэалізацыю наступных захадаў:

- Вызначыўшы ў Грамадзяснкім кодэксе паняцце валанцёрскай працы праз замацаванне асаблівасці і прыкметаў дамовы аб валанцёрстве як асобнага віду дамоваў.

- Дакладна размежаваўшы ў працоўным кодэксе валанцёрскую працу ад працы найманых супрацоўнікаў, выключыўшы валанцёрства з агульнай сферы рэгулявання працоўнага права, адзначыўшы спецыфічныя пспекты дабараахвотняй бязвыплатнай працы, у дачыненні да якой могуць быць ужытыя асобныя палажэнні працоўнага заканадасўвта паводле дамоўленасці паміж бакамі дамовы аб валанцёрскай дзейнасці.

- Вызначыўшы праз унясенне зменаў і дапаўненняў у існуючыя нарматыўныя акты значэнне для падаткавага ўліку (а таксама для сацыяльнага забеспячэння і сацыяльнага страхавання) працы валанцёраў у арганізацыі альбо ў мэтах грамадскай карысці без уваходжання альбо без утварэння арганізацыі.

- Замацаваўшы ў заканадаўстве пра асобныя формы некамерцыйных арганізацыяў (Закон “Аб грамадскіх аб’яднаннях”, які цяпер знаходзіцца на стадыі рэфармавання, указ №302 “Аб некаторых мерах па упарадкаванню дзейнасці фондаў”) альбо таксама ў Грамадзянскім кодэксе.

І толькі пасьля таго, як гэтыя неабходныя крокі будуць зробленыя, кожная арганізацыя (грамадскае аб’яднанне ці іншая некамерцыйная арганізацыя, альбо нават камерцыйная арганізацыя) можа ў межах сваёй працы прааналізаваць сваю практыку прыцягнення валанцёраў, увесьці пашпарты валанцёраў, формы дамоваў аб валанцёрстве, базу валанцёраў, іх пасьведчанні і г.д. – сфармуецца практыка, якая потым давзоліць выйсьці на закон, які быў бы ў стане спрыяць і заахвочваць дабараахвотніцк­ую правцу і не ствараў бы непатрэбных бар'ераў.

Азначаная паслядоўнасць крокаў (спачатку ўнясенне зменаў у існуючыя акты, якія не стасуюцца ці перашкаджаюць самой з’яве валянтэрства) і толькі потым наступны крок у выглядзе прыняцця спецыяльнага закону, дазволіць належным чынам выбраць ээфктыўны маштаб і мадэль рэгулявання валатэрскай дабраахвотнай дзейнасці.

У кожным разе, імператывамі пры распрацоўцы прававога рэгулявання ў азначанай сферы павінныя быць катэгарчынае непрыйманне стварэння любых бар’ераў і прававых перашкодаў
- для вольнай рэалізацыі людзьмі (грамадзянамі, замежымі грамадзянамі, асобамі без грамадзяснтва) сваяго права падтрымлвіаць сваёй бязвыплатнай дабраахвотнай працай любую законную дзейнасць без якой-кольвек дыскрымінацыі і пабочнага дыктату;
- для вольнага прыцягнення любымі суб’ектамі дабраахвотніцка­й дзейнасці на аснове дамоўленасці пра бязвыплатную працу.

Калі ініцыятары распрацоўкі канцэпцыі і распрацоўшчыкі гэтага будучага законапраекта не будуць кіравацца гэтымі прынцыпамі, а пойдуць па шляху “ўрэгуляваць валанцёрства, якое цяпер так занадта шпарка і жвава развіваецца менавіта з прычыны адсутнасці прававых бар’ераў” – то гэты закон не толькі не прыянсе карысці беларускаму грамадству: ён папросту не будзе працаваць і застанецца мёртвым нарматыўным актам. Таму што ніхто не мае права абмежаваць людзям магчымасць працаваць для грамадска-карыс­най мэты, не бяручы з атрымальніка вынікаў гэтай працы аплаты.
Юрый Чавусаў, 15.05.2020 0:00
1
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Добрый день!
Считаю необходимым создать инициативную группу в которую бы входили представители волонтёрских организаций, действующих в наше государствой стране и сами волонтеры для решения и обсуждения вопроса создания нового нпа регулирующего волонтёрскую деятельность или возможности урегулирования дополнением к уже существующим нпа.
Прошу учесть опыт реальных организаций, работающих с волонтёрами в нашем государстве.
Нужно помнить, что волонтерская деятельность - работа или помощь на добровольных началах и создание закона должно помочь и упростить такую деятельность ( в том числе её взаимодействии с правовой системой), а не усложнять и вводить излишние ограничения для искренних инициатив!
Также я поддерживаю и прекрепляю ссылку на обращение БНМС РАДА http://rada.fm/2020/05/13/zvarot-rada/ прошу учесть данные предложения по рассмотрении предложений.
Ольга Шанчук, 15.05.2020 15:16
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
Доброй ночи!

Я очень много волонтерю на разных мероприятиях(пр­имерно 100шт, фестивали, конференции, форумы, небольшие мероприятия), в организациях/ин­ициативах(приме­рно 7шт) и достаточно долго(почти 4 года) и делаю все это, потому что мне это нравится, а процесс не является сложным и не понятным. Считаю важным, чтобы после принятия закона волонтерство не обросло бумажной волокитой, особенно не очень полезной, поэтому важно собрать инициативную группу волонтеров_ок, тех, кто работает с волонтер(к)ами и кто хочет волонтерить, так как все эти люди лучше всех знают, что им поможет, а что будет мешать.
Будет здорово, если получится изучить и перенять опыт других стран, который актуален и для нашей страны.

Я поддерживаю обращение БНМС РАДА и прошу учесть данные предложения по рассмотрении предложений.
Александра Таранова, 15.05.2020 23:54
0
Закрыто: Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности
1. Считаем необходимым организовать общественное обсуждение концепции данного закона.
2. Данный закон должен базироваться как минимум на следующих принципах: добровольности; запрета дискриминации по любому признаку; защиты персональных данных волонтёра; неразглашения коммерческой и иной конфиденциально­й информации принимающей организации.
3. Считаем целесообразным уравнять права и обязанности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в области волонтёрской деятельности.
4. В законе следует предусмотреть механизм освобождения от налога на доходы физических лиц материальных и имущественных выгод, полученных волонтёром в связи с выполняемой на волонтёрских началах работой: предоставление во временное пользование компьютерной и иной офисной техники, бесплатные обеды, обеспечение проезда волонтёра и т.п.
5. Считаем важным обеспечить нормами данного закона защиту волонтёров от злоупотреблений со стороны принимающей организации: понуждение к заключению волонтёрского соглашения; возложение ответственности за вред, возникший в результате нормального производственно­го риска и т.д.
Общественное объединение "Экодом", 16.05.2020 2:37
0
 

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться.

Зарегистрироваться


Главная   –  Важно ваше мнение  –  Сбор предложений по совершенствован­ию регулирования волонтерской деятельности