Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе»
- Общественное обсуждение
ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по Проекту Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» (далее – законопроект) в части
размещения средств наружной рекламы.
Часть 3 пункта 1 статьи 13 Закона «О рекламе»
Законопроектом предлагается ч. 3 п. 1 ст. 13 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) изложить в следующей редакции: «В случае размещения средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов такое разрешение выдается после получения указанным местным исполнительным и распорядительны
м органом согласования соответствующег
о управления Государственной автомобильной инспекции…».
1. Согласно абз. 18 ст. 1 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительн
ой и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) «красные линии – предусмотренные градостроительн
ой документацией детального планирования условные линии, предназначенные для отделения в населенных пунктах земель общего пользования от территорий, предназначенных для застройки или иного использования». При этом далеко не на всю территорию населенных пунктов имеются утвержденные в установленном порядке градостроительн
ые проекты детального планирования (Детальные планы). Так, в г. Минске Детальными планами охвачено примерно 60% территории. В небольших населенных пунктах ситуация гораздо хуже. Соответственно, при отсутствии утвержденного в установленном порядке Детального плана красные линии на данной территории не установлены и согласования с органами ГАИ установки средств наружной рекламы вблизи проезжей части улицы населенного пункта не требуется (?!).
При этом на чертежах Детального плана обозначаются два вида «красных линий» улиц: красным цветом обозначаются действующие красные линии, а черным цветом – проектные (п. 2 табл. В.1 Приложения В ТКП 45-3.01-284-201
4 «Градостроитель
ство. Градостроительн
ый проект детального планирования. Состав и порядок разработки»). О каких именно «красных линиях» идет речь в данном случае?
2. Имеются ли в населенных пунктах «дороги»? Чем они отличаются от «улиц»?
3. Устанавливаются ли в Детальных планах красные линии площадей? Согласно п. 3.31 ТКП 45-3.03-227-201
0 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» «улица населенного пункта (улица): Территория населенного пункта в границах красных линий с комплексом инженерных сооружений, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, обслуживания участников дорожного движения, а также размещения элементов благоустройства и прокладки инженерных сетей». А что является «площадью»?
4. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 №3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» «придорожные полосы (контролируемые зоны)» включают в себя «земельные участки шириной до 100 метров в обе стороны от оси автомобильной дороги, в населенных пунктах – земельные участки до границы существующей застройки».
Соответственно, предлагается в населенных пунктах использовать не «красные линии» улиц, а «придорожные полосы (контролируемые зоны)».
Исходя из вышеизложенного
, предлагается следующее.
Вариант 1.
1) исключить из ч. 3 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе в редакции законопроекта слова «, дорог и площадей»;
2) перед словами «красных линий» добавить «либо»;
3) после слов «населенных пунктов» добавить «(при их наличии)»;
В итоге предлагается следующая редакции ч. 3 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе: «В случае размещения средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, либо красных линий улиц населенных пунктов (при их наличии) такое разрешение выдается после получения указанным местным исполнительным и распорядительны
м органом согласования соответствующег
о управления Государственной автомобильной инспекции…» и далее по тексту.
Вариант 2.
Исключить из ч. 3 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе в редакции законопроекта слова «, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов».
Второй вариант представляется предпочтительны
м, т.к. исключает все возможные проблемы, неизбежные на практике при «привязке» к «красным линиям» улиц (начиная от отсутствия в исполкомах сведений об утвержденных в установленном порядке «красных линиях» и до споров о разнице между «действующими» и «проектными» красными линиями, установленными в Детальном плане).
Часть 5 пункта 1 статьи 13 Закона «О рекламе»
Законопроектом ч. 5 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе предлагается изложить в следующей редакции: «В случае размещения средства наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культу
рных ценностях категории «0», «1», «2», без категории, на их территории и в зонах их охраны такое разрешение выдается после получения указанным местным исполнительным и распорядительны
м органом согласования Министерства культуры Республики Беларусь, а на недвижимых материальных историко-культу
рных ценностях категории «3», на их территории и в зонах их охраны – согласования органа управления архитектурной, градостроительн
ой и строительной деятельностью указанного местного исполнительного и распорядительно
го органа».
1. Что именно будет согласовываться
: а) место размещения средства наружной рекламы либо б) проектная документация для размещения средства наружной рекламы? Это далеко не одно и тоже. Согласоваться должна проектная документация для размещения средства наружной рекламы (обоснование приведено далее). Соответственно, необходимо это указать в ч. 5 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе.
2. С учетом ст. 18 Закона № 300-З предлагается заменить слова «согласования органа управления архитектурной, градостроительн
ой и строительной деятельностью указанного местного исполнительного и распорядительно
го органа» на слова «согласования соответствующег
о территориальног
о подразделения архитектуры и градостроительс
тва».
Часть 8 пункта 1 статьи 13 Закона «О рекламе»
Законопроектом ч. 8 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе предлагается изложить в следующей редакции: «Рекламораспрос
транитель вправе не разрабатывать проектную документацию для размещения средства наружной рекламы.»
1. Данная норма противоречит требованиям п. 6 ст. 51 Закона № 300-З. В частности, необходима разработка проектной документации на установку (монтаж) рекламной конструкции, подключения средства наружной рекламы к электросетям и др. При этом разработчик строительного проекта обязан «осуществлять разработку строительного проекта в соответствии с… требованиями актов законодательств
а» (п. 4 ст. 52 Закона № 300-З), разработчики проектной документации «несут ответственность за соответствие разработанной проектной документации требованиям, установленным актами законодательств
а» (п. 5 ст. 52 Закона № 300-З).
2. Разработанная проектная документация подлежит согласованию с: а) соответствующим территориальном подразделением архитектуры и градостроительс
тва (ст. 18 Закона № 300-З) и б) Министерством культуры Республики Беларусь с целью осуществления указанными органами полномочий по контролю за соответствием содержащихся в разработанной проектной документации проектных решений требованиям актов законодательств
а.
Соответственно, предлагается изложить ч. 8 п. 1 ст. 13 Закона о рекламе в следующей редакции: «Размещение средства наружной рекламы осуществляются в установленном порядке на основе проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями актов законодательств
а».
При этом термин «размещение средства наружной рекламы» определен в п. 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 (далее – Положение № 1497).
Абзац 4 ч. 1 п. 3 статьи 13 Закона «О рекламе»
Законопроектом абз. 4 ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона о рекламе предусматривает
, что «Наружная реклама и ее средства не должны… создавать шум, превышающий допустимые уровни, установленные техническими нормативными правовыми актами или иными актами законодательств
а;».
Возникает вопрос: где именно не допускается указанный шум? Только в месте размещения средства наружной рекламы либо также и на прилегающей территории, в близрасположенн
ых жилых и нежилых помещениях? На практике имеются жалобы жильцов расположенных вблизи места размещения средства наружной рекламы жилых помещений (квартир) на повышенный шум в жилых помещениях, источником которого является средство наружной рекламы, при этом в месте размещения средства наружной рекламы нормативы по шуму не превышаются.
Предлагается следующая редакция абз. 4 ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона о рекламе:
«создавать в месте размещения средства наружной рекламы, а также в прилегающей селитебной зоне, близкорасположе
нных жилых и нежилых помещениях, шум, превышающий допустимые уровни, установленные техническими нормативными правовыми актами или иными актами законодательств
а;».
Термин «место размещения средства наружной рекламы» определен в п. 2 Положения № 1497.
Термин «селитебная зона» определен в п. 3.40 ТКП 45-2.04-153-200
9 «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования»
Абзац 5 ч. 1 п. 3 статьи 13 Закона «О рекламе»
Законопроектом абз. 5 ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона о рекламе предусматривает
, что «Наружная реклама и ее средства не должны… вызывать ослепление светом участников дорожного движения и иных потребителей рекламы или создавать иные неудобства в жизнедеятельнос
ти граждан;».
Данная норма включает неопределенные законодательств
ом, многозначные и оценочные термины: «ослепление светом», «иные неудобства в жизнедеятельнос
ти граждан». На практике это будет приводить к проблемам правоприменения
. Между тем, имеются жалобы граждан на яркий, пульсирующий свет, стробоскопическ
ий эффект и др., источником которого являются установленные напротив окон жилых помещений средства наружной рекламы.
Предлагается изложить абз. 5 ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона о рекламе в следующей редакции:
«создавать в месте размещения средства наружной рекламы, а также в прилегающей селитебной зоне, близкорасположе
нных жилых и нежилых помещениях, освещение, характеристика которого не соответствует требованиям к освещению, установленным техническими нормативными правовыми актами;».
Требования к освещению установлены следующими техническими нормативными правовыми актами:
1. СТБ 1581-2008 «Средства наружной рекламы. Общие технические требования и правила размещения».
2. ТКП 45-2.04-153-200
9 «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования»
.
3. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.06.2012 № 82 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений жилых и общественных зданий», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений жилых зданий», Гигиенического норматива «Показатели безопасности и безвредности для человека естественного, искусственного и совмещенного освещения помещений общественных зданий»
Пункт 4 статьи 13 Закона «О рекламе»
Законопроектом п. 4 ст. 13 Закона о рекламе предлагается изложить в следующей редакции: «Местные органы управления и самоуправления вправе устанавливать подходы к размещению средств наружной рекламы с определенными техническими характеристикам
и в увязке с архитектурным обликом территорий и (или) планы (схемы) размещения средств наружной на территориях соответствующих административно
-территориальны
х единиц».
1. Предлагается заменить «подходы» на «особые требования», а «в увязке» на «с учетом», после «и (или)» добавить «утверждать».
2. Какой правовой статус указанных «планов (схем)»? Что это за документы? Не ясно. Согласно абз. 9 п. 2 ст. 43 Закона № 300-З «На местном уровне градостроительн
ыми проектами специального планирования являются… иные градостроительн
ые проекты, предусмотренные законодательств
ом».
3. Предлагается заменить «планы (схемы)» на «схемы».
В итоге предлагается следующая редакция п. 4 ст. 13 Закона о рекламе: «Местные органы управления и самоуправления вправе устанавливать особые требования к размещению средств наружной рекламы с определенными техническими характеристикам
и с учетом архитектурного облика территорий и (или) утверждать схемы размещения средств наружной рекламы на территориях соответствующих административно
-территориальны
х единиц, являющиеся градостроительн
ыми проектами специального планирования местного уровня».
Игорь, 02.06.2018 17:53