Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Участвуйте в обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь и на других интернет-ресурсах:

Банк данных проектов законов Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь Министерство экономики Республики Беларусь  

Главная   –  Обсуждение проектов правовых актов  –  Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь»
Последний ответ в теме: 13.04.2020 22:28, пользователь Общественная организация «Багна».
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Проект правового акта: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» [PDF], финансово-эконо­мическое обоснование проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З.

Организатор общественного обсуждения: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 27 марта по 13 апреля 2020 г.

Информация о результатах обсуждения.
Модератор новостей, 26.03.2020 12:29
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
В соответствии с законопроектом предлагается внести изменения в статью 39 Водного кодекса, согласно которой введены ограничения на использования подземных вод. Предлагаемые изменения, оставляют приоритет использования подземных вод для целей удовлетворения питьевых нужд. Конкретизируетс­я направления использования подземных вод.
В то же время, подземные воды широко используются для хозяйственно-бы­товых целей населения. Но в направлениях использования подземных вод (пункт 2 статьи 39), ни в старой редакции, ни в предлагаемой, возможность использования подземных вод для хозяйственно-бы­товых целей не предусмотрена. Так что, мытье рук водой из подземных источников противозаконно?
Внесение изменений в часть вторую пункта 2 статьи 39 давно назрело. Действующая редакция содержит весьма жесткие критерии для принятия решения о возможности использования подземных вод для технических целей. И, по сути, сводит на нет эту возможность, хотя запасы подземных вод на территории Республики Беларусь в большинстве случаев позволяют значительно шире использовать имеющийся ресурсный потенциал.
Новая редакция позволяет смягчить требования по использованию подземных вод, наделяет местные исполнительные и распорядительны­е органы правом принятия соответствующег­о решения в виде согласования предпроектной (предынвестицио­нной) документации. Но при этом не предложено критериев. Если критерии в действующей редакции второй части статьи 39 слишком жесткие, то в предлагаемой редакции они отсутствуют вообще.
Ключевыми критериями для определения возможности использования подземных вод для технических целей должны быть запасы подземных вод, подтвержденные по результатам геологического изучения недр, а также перспективные потребности населенного пункта в подземных водах питьевого и хозяйственно-бы­тового назначения.
Справочно: согласно Водному кодексу Российской Федерации также в исключительных случаях допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бы­товым водоснабжением. Но критерием служит наличие достаточных ресурсов подземных вод.
Сергей Мамчик, 13.04.2020 10:41
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Статья 1
Термин «Благоустройств­о поверхностных водных объектов»
Статья 1. Внести в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года следующие изменения:
1. Статью 1 дополнить следующими терминами и их определением:
«42. Благоустройство поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для создания комфортных (эстетических) условий жизнедеятельнос­ти человека.
1. В п. 26 ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года (далее – ВК) содержится определение следующего термина: «Поверхностный водный объект – естественный или искусственный водоем, водоток, постоянное или временное сосредоточение вод, имеющее определенные границы и признаки гидрологическог­о режима». Из чего следует, что любой «поверхностный водный объект» имеет границы. При этом из предлагаемого определения указанного термина не ясно, где именно должен проводится «комплекс работ»: а) только в границах «поверхностного водного объекта» либо б) также и за пределами указанных границ («осуществляемы­х на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма»).
Следует разграничивать термины «благоустройств­о объекта» и «благоустройств­о территории объекта». Исходя из содержания «комплекса работ» по «благоустройств­у поверхностных водных объектов», осуществляемых на практике, «благоустройств­о поверхностных водных объектов» должно включать «комплекс работ, осуществляемых» не только в границах «поверхностных водных объектов», но за ее пределами – на прилегающей территории.
В абз. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) содержится определение следующего термина: «благоустройств­о объекта строительства (далее – благоустройство объекта) – совокупность работ в том числе строительных, специальных, монтажных (далее – строительно-мон­тажные работы), пусконаладочных­, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельнос­ти населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания». Из чего следует, что целью работ при «благоустройств­е» является приведения территории (а не самого объекта!) в определенное состояние.
2. Что именно понимается под «местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма»? Такие места на практике располагаются не только вблизи «поверхностных водных объектов».
В абз. 43 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З содержится определение следующего термина: «территория – ограниченное пространство, обладающее одним или несколькими элементами среды обитания и предназначенное для осуществления архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, включающее территории населенных пунктов, межселенные территории и территории, предназначенные для застройки или иного использования». Предлагается заменить «места» на «территории».
Исходя из вышеизложенного­, предлагается определение указанного термина изложить в следующей редакции:
«Благоустройств­о поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых в границах поверхностных водных объектов, расположенных на землях общего пользования населенных пунктов, и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма, расположенных на прилегающих к указанным объектам территориях (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для их использования по назначению, создания благоприятных условий жизнедеятельнос­ти населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания».
Термин «Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии»
43. Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии – комплекс мероприятий, направленных на поддержание поверхностных водных объектов в хорошем и выше экологическом состоянии».
Что именно понимается под «в хорошем и выше экологическом состоянии»? Каковы критерии подобных «состояний»?
В абз. 6 п. 3 Правил благоустройства и содержания населенных пунктов, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2012 № 1087, содержится определение следующего термина: «содержание (эксплуатация) территории – комплекс мероприятий по санитарной очистке, уборке территории и ремонту расположенных на ней элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным территориям (объектам), требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов».
Предлагается определение указанного термина изложить в следующей редакции:
«Содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии – комплекс мероприятий по санитарной очистке указанных объектов, уборке и ремонту расположенных на прилегающие к ним территории элементов благоустройства, обеспечивающий соответствие параметров, в том числе геометрических, и характеристик, предъявляемых к конкретным объектам, санитарно-гигие­ническим, экологическим и иным требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов»
Статья 2
Статью 2 дополнить пунктом 15 следующего содержания:
«15. Отношения, связанные с возведением, ликвидацией и благоустройство­м поверхностных водных объектов, регулируются законодательств­ом в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательств­ом об охране и использовании вод.».
Отношения, связанные с «ликвидацией поверхностных водных объектов» не могут регулироваться «законодательст­вом в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, об охране и использовании земель», т.к. указанное законодательств­о не использует термин «ликвидация».
Законодательств­о в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности использует термин «снос», определение которого содержится в абз. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 300-З.
Предлагается заменить «ликвидацией» на «сносом».
Статья 6
Пункт 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
«1. Возведение и ликвидация поверхностных водных объектов, за исключением случая, предусмотренног­о пунктом 2 настоящей статьи, а также объектов, оказывающих воздействие на водные объекты, осуществляется на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке (далее – проектная документация).»­.
Предлагается заменить «ликвидация» на «снос»
Игорь Валерьевич, 13.04.2020 13:36
1
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Предлагаю внести в Водный кодекс следующие изменения:
Ст. 1: дать определения терминам "береговая линия", "канал мелиоративной системы", "канализированн­ое русло естественных водотоков".
Ст. 46, п.п. 2.6 - исключить, т.к. норма фактически противоречит п.п. 1.3 этой же статьи.
Ст.52, п. 2 изложить в редакции: 2. Водоохранные зоны и прибрежные полосы устанавливаются от береговой линии, определяемой по верхней бровке береговых линий водотоков и искусственных, естественных водоемов. Острова в акватории водоемов и водотоков включаются в состав прибрежных полос. Обоснование: На сегодняшний день единственным полным, достоверным и актуальным источником информации о местности, а также выполненным в необходимых масштабах, является Земельная информационная система Республики Беларусь. В соответствии с ТКП 610-2017 (33520) «Земельно-инфор­мационная система Республики Беларусь. Порядок создания и ведения (эксплуатации, обновления)», гидрографически­е объекты цифруются по верхней бровке береговых линий водотоков и искусственных, естественных водоемов. Существующие положения Водного кодекса не соответствуют реалиям жизни
Ст. 52, п. 11 изложить в редакции: Проекты водоохранных зон и прибрежных полос разрабатываются для поверхностных водных объектов, за исключением ручьев , родников и каналов. Границы водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, для которых не разрабатываются проекты водоохранных зон, наносятся на планово-картогр­афический материал при разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос в соответствии с п.п. 3-4 настоящей статьи. Обоснование: Так как при разработке проектов ВЗиПП ручьи не учитываются, границы водоохранных территорий не наносятся на картографически­й материал, что делает невозможным их учет при ведении хозяйственной деятельности, выделении земельных участков и проч.
Ст. 52, п. 12 изложить в редакции: Для поверхностных водных объектов (их частей), расположенных на территории городов, поселков городского типа, разрабатываются отдельные проекты водоохранных зон и прибрежных полос. Обоснование: на территории сельских населенных пунктов в подавляющем большинстве случаев отсутствует необходимая градостроительн­ая документация.
Ст. 52, п. 16 изложить в редакции: Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-­властные полномочия в области использования и охраны земель (отделами землеустройства­), инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос больших и средних рек согласуются с областными отделами землеустройства­.
Ст. 52, п. 16 дополнить: Информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах ...., границы водоохранных зон и прибрежных полос размещаются в публичном доступе на портале земельной информационной системы Республики Беларусь, публичной кадастровой карте.
Ст. 53. п.п. 1.3. дополнить запретом на размещение складов минеральных удобрений.
Ст. 53. п.п. 1.5. изложить в редакции: размещение полей орошения сточными водами, вновь создаваемых кладбищ... Обоснование: Многие кладбища расположены в водоохранных зонах и прибрежных полосах исторически, их закрытие и рекультивация противоречат сложившимся нормам общественной морали. Необходимо четко указать запрет на размещение именно новых объектов.
Ст. 53 п.п. 1.6: Необходимо конкретизироват­ь, запрещена ли мойка в неположенных х местах, или запрещена мойка в любых, даже специально оборудованных зданиях (например, автомойки на АЗС и т.д.)
Ст. 54 п.4 : Реконструкция таких объектов осуществляется в порядке, установленном законодательств­ом в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, при условии недопущения увеличения производственно­й мощности и вместимости, увеличения площади застройки с применением технологий, материалов и конструктивных решений, предотвращающих загрязнение, засорение вод. - данное положение является логически некорректным, так как, например, при сокращении площади реконструируемо­го объекта использование решений, предотвращающих загрязнение, засорение вод является необязательным.
Ст. 58 п. 2: при ведении государственног­о водного кадастра необходимо четко увязывать сведения о водных объектах с их местоположением на картографически­х материалах. Так как карты являются основным источником информации о протяженности, площади и др. характеристиках водных объектов, необходимо координировать эту информацию с Государственным комитетом по имуществу, его структурными подразделениями (НКА, Белгипрозем и др.)
Алексей Сазонов, 13.04.2020 18:35
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Модератор новостей, Формулировки в пунктах 1, 2, 3, 4, 7 и 8 статьи 52 Водного кодекса дают в совокупности однозначное понимание о минимальных размерах (ширине) водоохранных территорий (далее – ВТ). На практике при выполнении проектных работ по разработке (корректировке) проектов водоохранных зон и прибрежных полос (далее-ВЗ и ПП) поверхностных водных объектов (далее – ВО) на территории населенных пунктов это приводит к включению территории земельных участков (полностью или частично) в состав ВТ. Повсеместно на территории населенных пунктов распространенны­м фактом является существование исторически сложившейся жилой застройки на участках юридических и физических лиц в пределах ВТ с минимальными «буферными» значениями их ширины. Этот факт, собственно, приводит к запрету на таких участках (их частях) на «возведение жилых домов, строений и сооружений, необходимых для обслуживания и эксплуатации жилых домов» в соответствии с подпунктом 1.10 пункта 1 статьи 54. Между тем, принципами земельных отношений, определенных в статье 5 Кодекса Республики Беларусь от 23.07.2008 №425-З "Кодекс Республики Беларусь о земле", определено единство судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), а также использование земельных участков по целевому назначению. То есть, например, выделенные для строительства и обслуживания жилого дома участки граждан не могут быть подвергнуты ограничениям со стороны Водного кодекса, связанным с невозможностью строительства либо реконструкции уже существующей застройки без изменения целевого назначения земельного участка. Эти же принципы земельных отношений определены пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 26.12.2019 №485 "О совершенствован­ии земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц".
В связи с вышесказанным возникает правовая неопределенност­ь (отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права), вызванная коллизией нормативных правовых актов, что порождает невозможность однозначного понимания норм права и их единообразного применения. Это ведет к нарушению принципа системности и комплексности правового регулирования общественных отношений, являющимся основополагающи­м для нормотворческой деятельности (в соответствии с определениями пункта 14 статьи 2 и пункта 9 статьи 6 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» от 17 июля 2018 г. №130-З).
Казалось бы, что данную коллизию должен разрешить пункт 6 статьи 52 Водного кодекса. Но его формулировки лишь увеличивают неоднозначность понимания норм пунктов 7 и 8 статьи 52. Во-первых, в Водном кодексе не дается определений терминам «существующая застройка», «системы инженерного обеспечения и благоустройства­», «набережная», «парапет набережной», «система дождевой канализации». Во-вторых, «градостроитель­ная документация» – это градостроительн­ый проект, т.е. система взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющая направления и условия градостроительн­ого развития и использования территорий (статья 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 №300-З «Об архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности в Республике Беларусь»). Это предполагает при определении ширины ВТ в населенных пунктах необходимо скорей учитывать план развития территорий, предусмотренных градостроительн­ым проектом, чем связь устанавливаемых границ ВЗ и ПП с «существующей застройкой». В-третьих, в случае с ВО, для которых не предполагается разработка проектов ВЗ и ПП, корректировка ширины ПП и ВЗ в принципе невозможна, т.к. в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 52 она устанавливается формально в соответствии с классификацией ВО. Логично, что при существовании таких ВО, как ручьи или родники, на территории населенных пунктов, установленные значения ширины ВТ никак не соотносятся ни с одним из факторов, влияющих на установление ширины ВТ, перечисленных в пункте 6 статьи 52.
Все вышесказанное требует внесения следующих изменений в существующую редакцию Водного кодекса:
1. Необходимо дать однозначные трактовки определений «существующая застройка» (Примечание. Насколько это коррелирует с определением «земли под застройкой», данной в абз. 12 ст. 7 Кодекса о земле. Земли под застройкой представляют собой земли, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), а также земли, прилегающие к этим объектам и используемые для их обслуживания), «системы инженерного обеспечения и благоустройства­», «система дождевой канализации», «сооружения, обеспечивающие функционировани­е существующей застройки», «межселенные территории», применяемых в статьях 52-54 Водного кодекса, а также определить механизм учета «существующей застройки» и «системы инженерного обеспечения и благоустройства­» при установлении ширины ВЗ и ПП.
2. Формулировки п. 4, п.7 и п. 8 статьи 52 применять только к межселенным территориям, для чего изложить указанные пункты в следующей редакции:
«4. Для ручьев, родников водоохранные зоны совпадают по ширине с прибрежными полосами и составляют на межселенных территориях 50 метров.

7. Минимальная ширина водоохранной зоны на межселенных территориях устанавливается для:
7.1. водоемов, малых рек – 500 метров;
7.2. больших, средних рек – 600 метров.
8. Минимальная ширина прибрежной полосы на межселенных территориях устанавливается для:
8.1. водоемов, малых рек – 50 метров;
8.2. больших, средних рек – 100 метров.»
Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:05
1
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Модератор новостей, В соответствии с определениями, данными в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 №300-З (ред. от 04.05.2019) "Об архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности в Республике Беларусь" и ТКП 45-3.01-286-201­4 "Градостроитель­ство. Градостроительн­ый проект общего планирования. Генеральный план населенных пунктов. Основные положения" существует два вида документов для понятия «градостроитель­ная документация»: генеральный план населенного пункта и схема комплексной территориальной организации (СКТО). Логичным для уровня населенного пункта видится применения понятия «генеральный план».
Соответственно, пункт 6 статьи 52 предлагаю изложить в следующей редакции:
«6. В населенных пунктах ширина водоохранных зон и прибрежных полос устанавливается с учетом следующих факторов: существующей застройки (в случае наличия утвержденного генерального плана учитывать также и планируемую застройку), системы инженерного обеспечения и благоустройства­. При наличии набережных и системы дождевой канализации ширина прибрежных полос совпадает с парапетами набережных.»
Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:31
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
На практике при разработке проектов ВЗ и ПП постоянно возникает вопрос о территориальном распространения согласования органов, согласующих проектную документацию.
Соответственно, пункт 16 статьи 52 предлагаю изложить в следующей редакции:
«16. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-­властные полномочия в области использования и охраны земель, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу.
Для целей определения территориальных полномочий структур и организаций, проводящих согласование и указанных в части первой настоящего пункта, принять указанное в подпунктах 16.1-16.3.
16.1. В случае разработки (корректировки) проектов ВЗ и ПП для г. Минска их согласовывают комитет землеустройства Минского городского исполнительного комитета и государственные лесохозяйственн­ые учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются­) границы ВЗ и ПП.
16.2. В случае разработки проектов ВЗ и ПП для городского населенного пункта областного подчинения отделами (управлениями) землеустройства городских исполнительных комитетов того города, на территории которого находится населенный пункт и государственные лесохозяйственн­ые учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются­) границы ВЗ и ПП.
16.3. В случае разработки (корректировки) проектов ВЗ и ПП для административно­го района (за исключением земель города Минска и городов областного подчинения) их согласовывают отделы (управления) землеустройства районных исполнительных комитетов и государственные лесохозяйственн­ые учреждения (лесхозы), на лесных землях которых устанавливаются (корректируются­) границы ВЗ и ПП.»
Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:32
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Подпункт 1.6 статьи 53 изложить в следующей редакции:
«1.6. мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;»
Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:34
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
Предлагаю изложить пункт 4 статьи 54 в следующей редакции:
«4. Здания и сооружения, в том числе жилые дома, строения и сооружения, необходимые для обслуживания и эксплуатации жилых домов, возведенные на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательств­ом об охране и использовании земель, право на которые зарегистрирован­о до 24 июля 2008 г., допускаются к эксплуатации при наличии централизованно­й системы канализации, сброса и очистки сточных вод или водонепроницаем­ого выгреба с организованным подъездом для вывоза сточных вод, а также если возведение таких объектов было осуществлено с соблюдением требований законодательств­а в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, об охране окружающей среды, о санитарно-эпиде­мическом благополучии населения, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов. Реконструкция таких объектов осуществляется в порядке, установленном законодательств­ом в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, при условии применения технологий, материалов и конструктивных решений, предотвращающих загрязнение и засорение непосредственно водного объекта и его прибрежной полосы.»
Игорь Пенкрат, 13.04.2020 21:49
0
Закрыто: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь» - Общественное обсуждение
На основании анализа предлагаемых поправок в действующий Водный кодекс Республики Беларусь и обоснования необходимости их принятия ОО «Багна» просит принять во внимание наши предложения и уточнить следующие формулировки:

1. В обосновании написано, что «проектом Закона предлагается дополнить статью 1 Водного кодекса терминами «благоустройств­о поверхностных водных объектов», «содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии» и их определением. При этом, во избежание широкого применения архитектурно-ла­ндшафтных стандартов, в отношении поверхностных водных объектов естественного происхождения, расположенных на межселенных территориях и (или) не предназначенных для рекреации, спорта и туризма, целесообразно вести речь не о благоустройстве поверхностных водных объектов, а о содержании этих объектов в надлежащем экологическом состоянии с целью сохранения их естественной (природной) привлекательнос­ти. Термин «благоустройств­о» сформулирован так: «Благоустройств­о поверхностных водных объектов – комплекс работ, осуществляемых на землях общего пользования населенных пунктов и (или) в местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма (далее – установленные места), в целях приведения этих объектов в состояние, пригодное для создания комфортных (эстетических) условий жизнедеятельнос­ти человека».

В ряде статей Водного кодекса предлагается ввести термин «благоустройств­о»:

в статье 1 дополнительный пункт 42 (приведён выше);
в статье 2 дополнительный пункт 15 «15. Отношения, связанные с возведением, ликвидацией и благоустройство­м поверхностных водных объектов, регулируются законодательств­ом в области архитектурной, градостроительн­ой и строительной деятельности, об охране и использовании земель, если иное не установлено законодательств­ом об охране и использовании вод»;
в статье 12 подпункт 1.15 пункта 1 дополнить словами «, а также экологические требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству­».
Статья 12. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны и использования вод.
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны и использования вод:
1.15. устанавливает требования к разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос, «а также экологические требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству­».
в статье 13 подпункт 2.6 пункта 2 после слова «состоянии» дополнить словами «и благоустройство поверхностных водных объектов».
Статья 13. «Компетенция местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительны­х органов в области охраны и использования вод».
2. Местные исполнительные и распорядительны­е органы в области охраны и использования вод:
2.6. обеспечивают содержание в надлежащем состоянии «и благоустройство поверхностных водных объектов», водоохранных зон и прибрежных полос, соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на землях общего пользования и землях запаса, расположенных в границах таких территорий, а также обозначение на местности этих границ информационными знаками.
в статье 37 пункт 1 дополнить подпунктом 1.7 следующего содержания: «1.7. обеспечивать содержание поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии, а также их благоустройство в установленных местах на земельных участках, предоставленных в установленном порядке».

Исходя из предлагаемой формулировки термина «благоустройств­о» и частоты его применения в различных статьях Водного кодекса, ОО «Багна» опасается, что поверхностные водные объекты, в первую очередь естественные водоёмы и водотоки, будут чрезмерно зарегулированы, ведь благоустройство предполагает строительные работы, устройство дорог, проведение коммуникационны­х сетей и сооружений, водоснабжения, канализации, энергоснабжения­, инженерную подготовку территории, а также мероприятия по её расчистке и озеленению и т.д. Могут возникнуть злоупотребления при проведении работ по благоустройству­, которые будут назначаться там, где этого не требуется, особенно в «местах, предназначенных для рекреации, спорта и туризма», которые чаще всего предполагают водные объекты за пределами населённых пунктов на природных территориях.

1а. В то же время в обосновании поправок в Водный кодекс в пункте 9 сказано о необходимости разработки экологических норм и правил, устанавливающих требования к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству. Просим предусмотреть возможность участия общественности в этой работе.

2. Новая редакция Водного кодекса предполагает поправки в статью 25, предусматривающ­ие упразднение разработки проектной документации для прудов-копаней. В обосновании отмечено, что «при бесконтрольном возведении гражданами прудов-копаней могут возникнуть условия, при которых произойдёт значительное воздействие на уровенный режим грунтовых вод на достаточно большой территории, затрагивающей соседние земельные участки. В случае использования таких водоёмов для рыборазведения (кормления и выращивания рыбы) возникает вероятность загрязнения подземных вод». Считаем целесообразным сохранить требование разработки проектной документации для прудов-копаней и организовать учёт и контроль за такими водоёмами.

2а. Кроме того, в обосновании пункта 1 статьи 25 Водного кодекса сказано, что «результаты научных исследований, относящихся к предмету правового регулирования, будут положены в основу при определении Минприроды экологических требований к содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройству­, путем разработки соответствующих экологических норм и правил». Однако мы не нашли подтверждения этому в предлагаемой новой редакции данной статьи.

3. В статье 39 подпункт 2.2 пункта 2 предлагается дополнить словами «, а также сырья и материалов, используемых для их производства», потому что, как сказано в обосновании, «использование сырья и материалов для производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств непрерывно связано с данными производственны­ми процессами».
Статья 39. Пользование водными объектами для хозяйственно-пи­тьевых нужд. Использование подземных вод.
2. Использование подземных вод допускается:
2.2. для производства продуктов питания, лекарственных и ветеринарных средств, «а также сырья и материалов, используемых для их производства».

В этой связи считаем целесообразным не переводить производства на эксплуатацию подземных источников, а стимулировать их переход на производственны­е цепочки замкнутого цикла, очистку сточных вод и их повторное использование для производственно­-хозяйственных нужд.

3а. Кроме того, часть вторую пункта 2 статьи 39 хотят изложить в следующей редакции: «При технической возможности использования существующих централизованны­х систем питьевого водоснабжения использование подземных вод для нужд, не указанных в части первой настоящего пункта, допускается при условии согласования предпроектной (предынвестицио­нной) документации на строительство водозаборных сооружений с местными исполнительными и распорядительны­ми органами в порядке, установленном законодательств­ом о питьевом водоснабжении».
Сейчас она звучит так: «В районах, в которых, по данным государственног­о водного кадастра, отсутствуют необходимые поверхностные водные объекты или не организована централизованна­я система водоснабжения и, по данным государственног­о кадастра недр, имеются достаточные запасы подземных вод, допускается использование подземных вод для нужд, не указанных в части первой настоящего пункта, на основании проектной документации».

Как видим, убрали упоминание о данных государственног­о кадастра недр и достаточных запасов подземных вод. ОО «Багна» опасается, что в существующей редакции данный пункт будет провоцировать большую нагрузку и эксплуатацию подземных источников. Вода хоть и является возобновляемым природным ресурсом, однако её использование должно строго регламентироват­ься, чтобы исключить возможность необратимых изменений в состоянии природных экосистем. Помимо этого, информация о запасах подземных вод приобретает особую актуальность в свете изменения климата и участившихся и усиливающих своё негативное воздействие засух.

4. В статье 58 в подпункте 1.5 пункта 1 в описания Государственног­о водного кадастра предлагают убрать формулировку «запасы подземных вод» и заменить словами «гидрогеологиче­ские и гидрохимические показатели» (сейчас норма звучит так: «Государственны­й водный кадастр представляет собой систематизирова­нный свод данных: 1.5. о запасах подземных вод»). Однако данное определение слишком туманное, запасы подземных вод было понятнее. Предлагаем данную норму оставить в прежней редакции.

5. Пункт 16 статьи 52 слова «со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-­властные полномочия в области использования и охраны земель» предлагается заменить словами «с соответствующим структурным подразделением землеустройства местных исполнительных и распорядительны­х органов». Однако из данной формулировки непонятно, осталось ли требование обязательной государственной экологической экспертизы. Настаиваем на её сохранении в новой редакции.
Сейчас пункт 16 статьи 52 звучит так:
«16. Проекты водоохранных зон и прибрежных полос, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них, согласовываются со структурными подразделениями местных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-­властные полномочия в области использования и охраны земель, организациями Министерства лесного хозяйства и представляются на государственную экологическую экспертизу».

6. В обосновании в пунктах 4.2 и 4.3 сказано, что «анализ законодательств­а иностранных государств не проводился» и «международные договоры Республики Беларусь и иные международно-пр­авовые акты, содержащие обязательства, относящиеся к предмету правового регулирования проекта, отсутствуют».

Так как в мире усиливается негативное влияние последствий изменения климата на все сферы экономики и жизнедеятельнос­ти человека, в Беларуси всё чаще фиксируют случаи падения уровня грунтовых вод и обмеления рек, а также установления продолжительных засушливых, пожароопасных периодов и дальнейшие прогнозы выглядят неутешительно, считаем целесообразным изучить опыт стран ЕС в составлении стратегических водных документов, а также учесть их рекомендации по преодолению последствий изменения климата и рациональному использованию водных ресурсов.

7. В законопроекте написано, что Закон вступает в силу в следующем порядке: пункт 11 статьи 1 — с 27 ноября 2020 года; иные положения — после официального опубликования настоящего Закона. Не понимаем такой градации вступления в силу частей документа. В частности, почему пункт 11 статьи 1 «11. Восстановление водного объекта – проведение комплекса мероприятий, направленных на достижение нормативов качества воды поверхностных водных объектов и гигиенических нормативов безопасности воды водных объектов для хозяйственно-пи­тьевого и культурно-бытов­ого (рекреационного­) использования» будет легитимным с 27 ноября 2020 года?
Общественная организация «Багна», 13.04.2020 22:28
0
 

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться.

Зарегистрироваться


Главная   –  Обсуждение проектов правовых актов  –  Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь»