БД Спортивное право
Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Участвуйте в обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь и на других интернет-ресурсах:

Банк данных проектов законов Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь Министерство экономики Республики Беларусь  

Все сообщения пользователя Валерий Соляник
по
... Далее
Юрист Опытный Рейтинг: 49,85
По сути несостоявшееся «общественное» обсуждение проекта изменений Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», который ежегодно обходится республиканскому бюджету минимум в 3 (три) миллиона рублей средств налогоплательщиков, хочется завершить цитатой Г.К. Жукова из телесериала «Ликвидация»:
«- Надумали, как одним махом накрыть преступность в Одессе? Не знаете. А я вот знаю. Потому как треба голову иметь на плечах, а не тухас. Ну что, я за вас думать должен? Разучились мозгами шевелить? Языки проглотили? Ну есть хоть один живой голос? А где этот биндюжник из УГРО, который мне нахамил? Где Гоцман? Я что, тихо спрашиваю?»
 
Угроза национальной безопасности в правовой сфере от обсуждаемого законопроекта, сводится к возможности нанесения финансово-имидживого ущерба жизненно важным интересам Республике Беларусь в результате действия данного законодательного акта, «не до конца продуманного» с точки зрения правовых последствий и разработанного в интересах определенной группы лиц. И это притом, что недопущение принятия «заказных» законов является обязанностью всех государственных структур, в той или иной степени участвующих в обеспечении безопасности нашего государства.
Чиновники так спешили с его принятием, что в нарушение нормотворческой техники в одном законодательном акте пытаются «регулировать» разные общественные отношения, например, как относящиеся к аграрному праву, так и гражданскому праву; торговому праву; финансовому праву; праву на безопасность пищевой продукции, ее маркировки и т.д. и т.п.
Белорусская зоотехническая общественность против нецелевого использования бюджетных средств. При этом возникает не риторический вопрос: что необходимо сделать специалистам в области сельского хозяйства (ученым зоотехникам и зооинженерам практикам), да и белорусской общественности в целом, чтобы ликвидировать непонятные учреждения, типа ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», и запретить разрабатывать «заказные» нормативно-правовые акты для их функционирования?
 
Учеными и практиками в области зоотехнии на протяжении нескольких лет проводится комплексный анализ правоприменительной практики закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения». Результатом скрининга стало выявление алгоритма содержащего высокие коррупционные риски в процессе инициирования, разработки и принятия данного закона, а самое главное позволили выделить новый вид угроз национальной безопасности – в правовой сфере.
Волюнтаристическим решением было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. №478 (Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, 5/35749, 29.05.2012), в соответствии с которым создано Государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве» (со штатным расписанием 306 человек) при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
15 июля 2015 года был принят Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (далее – Закон).
29 декабря 2015 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №1102 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…».
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (совершенствование Закона с учетом практики его применения) подготовлен на основании пункта 18 плана подготовки законопроектов на 2019 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 г. № 4 (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2019, 1/18113).
При создании при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», а также при принятии Закона, инициаторы разработки данных нормативных правовых актов – должностные лица, точнее юристы, Минсельхозпрода, Совета Министров, Национального центра законодательства и правовых исследований, а также Национального собрания, – убеждали население Беларуси и Президента страны, что эти НПА позволят «поставить на место» Россельхознадзор Российской Федерации. Спустя семь лет ситуация с Россельхознадзором еще больше усугубилась.
Согласно международным требованиям «идентификация, регистрация, прослеживаемость животных (стад)», независимо от зоологического вида, осуществляется исключительно в рамках ветеринарного законодательства, цель которого не допустить распространения заболеваний животных, а также заболеваний общих для человека и животных. В связи с этим реализуется электронный ветеринарный документооборот. – статья 39 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» 2 июля 2010 г. №161-З (Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, N 2/1713, 09.07.2010).
Вторым немаловажным направлением «идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад)», является выполнение требований главы 5 «Учет в области племенного дела. Государственная информационная система» Закона Республики Беларусь «О племенном деле в животноводстве» 20 мая 2013 г. № 24-З (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.05.2013, 2/2022).
Согласно статьи 2_3 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» (с изменениями на 27 декабря 2018 года):
п.7. Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов..
п.8. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Таким образом, в России – у основного импортера белорусской продукции животного происхождения нет отдельного закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад)» и не планируется его принятие.
Белорусский Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад)…» противоречит следующим действующим НПА:
- О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 4.02.2013 г. № 59 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.02.2013, 1/14056.
- О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568.
- О государственной статистике: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395 – новая редакция.
- О развитии предпринимательства: Декрет Президента Республики Беларусь 23.11.2017 г. № 7 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.11.2017, 1/17364.
- О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 г. №8 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.12.2017, 1/17415.
- Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов: Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2018 г. №135 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2018, 1/17639.
С точки зрения правового регулирования интеллектуальной собственности, в Беларуси и близлежащих странах, компьютерные программы не патентуются. В то же время юристы Минсельхозпрода информационные системы, те же компьютерные программы с однозначным названием (ИС «AITS – Прослеживаемость», ИС «AITS –Ветбезопасность»), планируют включить в текст Закона.
Также грубейшим нарушением юридической техники является использование в тексте закона упоминания о ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», который не является компетентным органом и лишь «относится» к органу государственного управления – Минсельхозпроду. А самое главное, ссылаясь на Закон, его инициаторы будут лоббировать покупку средств идентификации, считывающих устройств и иного оборудования у частных фирм-производителей.
Действие Закона в нашей стране уже привело к сокрытию фактов реального положения дел в подотраслях животноводства. В частности, на протяжении трех последних лет не публикуются в открытой печати (в «Сельской газете») производственно-техн­ологические показатели работы белорусских свиноводческих комплексов, а их насчитывается более 100. Возникает вопрос: «Для кого принят Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад)», если он, согласно основам нормотворчества, содержит «общеобязательные правила поведения постоянного характера, рассчитанные на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение».
С точки зрения зоотехнии учет по животным или по стаду необходим лишь в том случае, если это способствует значительному снижению материально-финансов­ых затрат, за счет более эффективного использования кормов, оптимизации работы систем микроклимата и навозоудаления.
«Поголовный» индивидуальный учет животных на всех животноводческих фермах, комплексах и фабриках Беларуси, не позволяет ни в масштабах конкретного сельхозпредприятия, ни в масштабах государства экономить ни корма, ни энергоресурсы, ни воду, ни ГСМ, ни труд, ни снижать себестоимость продукции. ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» «фиксирует местонахождение животных и их передвижение как при жизни, так и после, в виде животноводческой продукции». В итоге имеем дело с иллюзией экономии ресурсов или повышением объема продукции, так как «экономия» и «объем продукции» не равно «учету». Получается как в мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти» – достаточно пересчитать животных на тонущем корабле, и можно избежать кораблекрушения.
Здесь мы не говорим о нарушениях при производстве конечной продукции на мясокомбинатах и молокоперерабатывающ­их предприятиях, когда например, в свиной колбасе лабораторными методами выявляется ДНК животных других видов, в том числе птицы. Закон никак не влияет ни на случаи фальсификата продукции животного происхождения, ни на качество поступающей на стол потребителя молочных и мясных продуктов.
Анализ в системе «затраты-выпуск» показал, что в течение последних пяти лет общий объем неэффективно израсходованных средств республиканского бюджета на выполнение Закона, вероятно, составляет более 20 миллионов рублей, т.е. средств налогоплательщиков. А если учесть трудозатраты и материальные затраты понесенные производителями сырья животного происхождения, при фактическом падеже новорожденных более 25%, то себестоимость повысилась на 2-3%, то есть прибыль сократилась на 5-10%, а это сотни миллионов рублей недополученных сельхозорганизациями­. И за это никто не ответил, и отвечать не намерен.
Обсуждать как сам Закон, так и вносимые дополнения, нет никакого смысла, ведь кроме его разработчиков-лоббис­там данный вопрос не интересен ни Комитету государственного контроля, ни Генеральной прокуратуре, ни Следственному комитету.
Ведь чиновники Минсельхозпрода еще в 2012-2015 годах уже узаконили бизнес-процесс создания ИС "AITS - Ветбезопасность", который позволяет «формировать электронные ветеринарные сертификаты (ЭВС) по поставляемой в Российскую Федерацию белорусской продукции на основе зарегистрированных в ИС "AITS-Прослеживаемос­ть" отгрузок и передавать ЭВС в ФГИС «Меркурий» Минсельхоз России. «Курирует» эту деятельность Отдел информационных технологий Минсельхозпрода нашей страны, через подчиненные министерству структуры:
- Информационно-вычисл­ительное республиканское унитарное предприятие «ГИВЦ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА», задачей которого является создание, внедрение и сопровождение автоматизированных информационных систем для аппарата управления Минсельхозпрода и для всего агропромышленного комплекса;
- Государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве», задачей которого является создание и внедрение автоматизированной информационной системы идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения.
К слову, финансирование на эти госорганизации превышает поступление денежных средств на научные исследования, выполняемые единственным в стране специализированным научным учреждением РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук по животноводству», в котором работают более ста кандидатов сельскохозяйственных наук и несколько десятков докторов сельскохозяйственных наук, ученых в области зоотехнии и ветеринарии.
Таким образом, мое предложение по проекту Закона, вынесенного на общественное обсуждение, сводится к следующему:
1. Исключить пункт 18 из Плана подготовки законопроектов на 2019 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 г. № 4 (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2019, 1/18113), т.е. не рассматривать проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», (подготовленный Советом Министров Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовых исследований, подписанный Министром Минсельхозпродом), с формулировкой: «по причине введения в заблуждение Президента Республики Беларусь при принятии НПА в 2012 -2105 годах».
2. Направить в Комитет государственного контроля и Генеральную прокуратуру документально подтверждающие материалы по финансово-экономичес­кой эффективности правоприменительной практики Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», с указанием финансовых потоков, доказывающих реальность окупаемости вложенных государственных денежных средств.
3. После мотивированного заключения КГК и Генпрокуратуры:
3.1. Ходатайствовать перед Президентом Республики Беларусь и Национальным собранием Республики Беларусь об отмене Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
3.2. Внести предписание в Совет Министров Республики Беларусь об отмене постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. №478 «О создании государственного учреждения «Центр информационных систем в животноводстве» и ликвидировать госучреждение.
4. Бюджетное финансирование, запланированное на 2019-2020 годы для содержания ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», целевым назначением направить в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», для компетентного решения тех вопросов, которые были запланированы и возложены на госучреждение.
5. Проверить на коррупционную составляющую, с поименным перечислением должных лиц государственных структур, лоббировавших, во-первых, создание государственного учреждения «Центр информационных систем в животноводстве» и многолетнего его финансирования за счет средств госбюджета, и во-вторых, инициирование разработку и принятие Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения»
Вместо резюме.
Начиная с 2012 г., по вопросу нецелесообразности и коррупционности создания ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», а тем более принятия отдельного закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», я направлял заявления и жалобы во все государственные органы, включая надзорные и правоохранительные, вплоть до Президента Республики Беларусь.
Во всех ответах было указано, что деяния госорганами совершены «законно и обоснованно». При этом через нанимателя я был предупрежден, что если буду настаивать на ликвидации ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», а тем более за отмену закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», то буду уволен из РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», в котором я работаю, с небольшим перерывом, на протяжении более трех десятков лет.

Соляник Валерий Владимирович,
кандидат сельскохозяйственных наук (специальность: Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-санитарн­ая экспертиза);
доцент (специальность: Зоотехния)
юрист (специализация: Хозяйственное право)
специалист в области информационных технологий с 1993 г. (ФПК Минский РТИ; Ассемблер, Turbo C и др.)
автор (соавтор) более 450 научных публикаций, в том числе более 20 монографий. В частности по теме обсуждаемого вопроса:
- Соляник, А.В. Животноводство: информационно-правов­ые аспекты: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. – 288 с.
- Соляник, А.В. Особенности и проблемы правового регулирования животноводства: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. – 300 с.
- Соляник, А.В. Управление качеством производства свинины (на базе международных стандартов ISO серии 9000, 14000, 22000; HAССP, CALS): Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. – 368 с.
- Соляник, А.В. Механизм правового регулирования племенного животноводства Республики Беларусь: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. – 444 с.
- Соляник, А.В. Правовое регулирование зоотехнической и ветеринарной деятельности в Республике Беларусь: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. – В 4 ч.: Ч.1.– 208 с.; Ч. 2.– 398 с.; Ч. 3.– 373 с.; Ч. 4.– 350 с.
- Соляник, А.В. Гигиена и экология животных: методология кодификации: Монография/ А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. – В 2 ч.: Ч. 1.– 370 с.; Ч. 2.– 273 с.
 
Текст обоснования Проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь», как и сам проект представлен Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и, следовательно, им же и разрабатывался. Учитывая, что Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» создавался на основе Плана ежегодной подготовки законопроектов на 2018 г., то фактически им занимал строго ограниченный круг лиц, не более 5-10 человек – сотрудники НЦЗПИ, секретариата, главного экспертно-правового управления и депутаты постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания. При этом эти специалисты имеют такой уровень юридической квалификации, что способны «перевернуть» Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Появление пункта №135 (с. 38-47) обоснования Проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь» позволяет утверждать, что представители вышеперечисленных структур умышленно не анализировали многостраничные мотивированные обращения государственных органов (Минсельхозпрода, Национальной академии наук Беларуси) и простых граждан по вопросу правовой защиты селекционных достижений в племенном животноводстве, поступавшие в том числе в НЦЗПИ на протяжении последних пяти лет. Тем самым НЦЗПИ и Палата представителей Нацсобрания попросту игнорировали такого рода обращения, пользуясь исключительно своим служебным положением и потворству со стороны Администрации Президента Республики Беларусь.
На мой взгляд, очень прискорбно когда законотворчеством занимаются люди не болеющие душой за Беларусь, а пытаются, постоянно оставаясь в тени, всеми правдами и неправдами создать непонимание в обществе и вызвать гнев налогоплательщиков к руководству государства.
 
Уважаемый Василий!
Согласен с Вами, что абстрактные вопросы о возможных нарушениях вообще как правило никого не убеждают. Однако Вы уже ответили на конкретный вопрос заданный мною ранее.

[img]О «практике» рассмотрения заявления об уголовном преступлении в рамках гражданского права - Заявление о возбуждении уголовного дела публичного обвинения правоохранительные органы отказываются принимать к рассмотрению в порядке Уголовно-процессуаль­ного кодекса Республики Беларусь В статье 2 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» указано, что сфера его действий не распространяется на обращения подлежащие рассмотрению в соответствии с уголовно-процессуаль­ным законодательством. Гражданин, в соответствии со статьями 166, 168 УПК Республики Беларусь обратился с письменным заявлением в КГБ Республики Беларусь, который со ссылкой на статью 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», направил для рассмотрения по компетенции в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь. Генпрокуратура в свою очередь переслала заявление о преступлении в прокуратуру Минской области, которая дала ответ в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Ответ прокуратуры Минской области гражданин обжаловал по электронной почте с вложенным pdf-файлом, содержащий письменную жалобу заверенную личной подписью. В ответе начальник управления по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, в частности указал, что: «Ваши обращения, поступившие в Генеральную прокуратуру по электронной почте … оставлены без рассмотрения по существу, так как они не соответствуют требованиям, установленным Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» от 18.07.2011 (в обращении отсутствует Ваша личная подпись). …Подача заявлений по электронной почте действующим уголовно-процессуаль­ным законодательством не предусмотрена…». Никакого письменного заявления о преступлении в Генеральную прокуратуру по электронной почте гражданин не посыл, так как это противоречит статье 168 УПК Республики Беларусь, а направлял жалобу на ответ прокуратуры Минской области. Является ли вышеуказанные деяния умышленным нарушением должностными лица КГБ и Генпрокуратуры уголовного и уголовно-процессуаль­ного законодательства, Закона Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» и государственной статистической отчетности по преступлениям? По общему правилу, не регистрируя заявления о преступлениях, не проводя проверки по заявлениям о преступлении, не вынося постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, которые можно обжаловать в уголовном судопроизводстве, позволяет значительно подкорректировать в лучшую сторону тенденции по искусственному снижению показателя преступности. Как результат – работники правоохранительных органов имеют повышение по службе, моральное и материальное вознаграждение, почетные грамоты и денежные премии сотрудникам. Имеет ли не регистрация заявлений о преступлении четко выраженные действия из корыстной или иной личной заинтересованности должностных лиц правоохранительных и надзорных органом Республики Беларусь с целью искажения данных государственной статистической отчетности? Валерий Соляник, 28.06.2018 11:50 Изменить тему Комментировать Ответить Ответить автору
Василий Юрист Профессионал Рейтинг: 814,25 Сообщений: 800
Валерий Соляник, в любом случае этот ответ можно обжаловать в вышестоящую прокуратуру. Василий, 04.07.2018 17:30 Источник: http://www.forumpravo.by/forums/?forum=22&topic=10278 – Правовой форум Беларуси[/img]
Если прокуратура и суд игнорируют заявление о преступлении публичного обвинения, то, вероятно, это все же нарушение Конституции, а не уголовно-процессуаль­ного законодательства?
 
Согласно статьи 3 законопроекта, к сферам естественных монополий не относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Тогда как выполняется белорусское антимонопольное законодательство в сфере птицеводства, когда одна из компаний занимает более трети конкурентного рынка страны?
 
Справка для должностных лиц, кто будет просматривать страницу forumpravo.by – Обсуждение проектов правовых актов – Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь».
С 2010 г. в Национальной академии наук Беларуси, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь находятся полнотекстовые экземпляры следующих документов подготовленных учеными РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству»:
А. О селекционных достижениях в племенном животноводстве: проект Закона Республики Беларусь
А.1. О селекционных достижениях в племенном животноводстве: проект Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О селекционных достижениях в племенном животноводстве»
А.2. Об утверждении положения о породоиспытании в племенном животноводстве: проект Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
А.3. Об утверждении положения об апробации селекционных достижений в племенном животноводстве: проект Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
А.4. Об утверждении инструкции о порядке регистрации в патентном органе Республики Беларусь селекционных достижений в племенном животноводстве: проект Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
А.5. Об утверждении правил рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения в племенном животноводстве: проект Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
А.6. Правила составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию: проект Приказа Государственной комиссии Республики Беларусь по испытанию и охране селекционных достижений в племенном животноводстве
А.7. Правила составления и подачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение: проект Приказа Государственной комиссии Республики Беларусь по испытанию и охране селекционных достижений в племенном животноводстве
В. Глава 64. Права на новые сорта растений и новые породы животных: проект дополнения в Гражданский кодекс Республики Беларусь.

За последние десять лет учеными-зоотехниками­, имеющими юридическое образование как второе высшее, а также белорусскими учеными-юристами опубликовано более двух десятков научных статей, в которых обосновывается необходимость принятие в нашей стране закона о правовой защите селекционных достижений в племенном животноводстве.
Впервые в Беларуси по данной проблеме изданы комплексные научные работы:
Соляник, А.В. Механизм правового регулирования племенного животноводства Республики Беларусь: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. – 444 с.
Соляник, А.В. Гигиена и экология животных: методология кодификации: Монография/ А. В. Соляник, В. В. Соляник, С.В. Соляник.– Горки : БГСХА, 2018. – В 2 ч. Ч. 1.– 370 с.
Соляник, А.В. Гигиена и экология животных: методология кодификации: Монография/ А. В. Соляник, В. В. Соляник, С.В. Соляник.– Горки : БГСХА, 2018. – В 2 ч. Ч. 2.– 273 с.
В 2016 г. ученые-зоотехники направили участникам Пятого Всебелорусского народного собрания, Президенту Республики Беларусь, а также в Национальный центр законодательства и правовых исследований, Министерство юстиции Республики Беларусь, ГКНТ обращение о законодательной инициативе по внесению дополнения в Главу 64 Гражданского кодекса Республики Беларусь в план подготовки законопроектов на 2017 г.
В ответе первый заместитель Председателя ГКНТ в частности указал, «… письмом ГКНТ от 30.09.2014 г. №01-25/С112-03 в соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» Вы были уведомлены о прекращении переписки относительно «Законодательства о селекционных достижениях в животноводстве, т.к. подготовка законопроекта признана нецелесообразной…».
В ответе директор НЗПИ в частности указал: «…В целях обеспечения стабильности законодательства и соблюдения пункта 3 протокола поручений Президента Республики Беларусь от 21 мая 2010 г. №13, предусматривающего, что изменения и дополнения в нормативные правовые акты должны вноситься не чаще одного раза в год, включение в план подготовки законопроектов на 2017 г. законопроекта, предусматривающего корректировку ГК, не представляется возможным…».
Таким образом, чиновники государственных органов управления, грубо говоря десятилетиями «водят за нос» налогоплательщиков, и злоупотребляя служебными полномочиями наносят финансовый ущерб нашей страны, так как животноводство является той отраслью АПК которая в республиканскую казну ежегодно приносит миллиарды долларов валютной выручки от экспорта продукции животного происхождения.
Неужели это беззаконие, творимое юристами-чиновниками­, будет в Республике Беларусь всегда?
 
Как это грубо не звучит, но Закон Республики Беларусь «О персональных данных» аналогичен Закону Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2015, 2/2285). И там и там почти в каждой норме имеется «устойчивое выражение»:
- в законопроекте – сбор, обработка, распространение, предоставление персональных данных (63 печ. зн.);
- в законе – идентификация, регистрация, прослеживаемость сельскохозяйственных животных (стад), идентификация и прослеживаемость продуктов животного происхождения (138 печ. зн.).
Странно, но в проекте Закона Республики Беларусь «О персональных данных» нет белорусской юридической «фишки» в виде Главы 2 – Государственное регулирование и управление в области сбора, обработки, распространение, предоставление персональных данных.
Как и нет норм права регламентирующих:
- полномочия Президента Республики Беларусь в области сбора, обработки, распространение, предоставление персональных данных;
- полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области сбора, обработки, распространение, предоставление персональных данных;
- полномочия оператора в области сбора, обработки, распространение, предоставление персональных данных;
- полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области сбора, обработки, распространение, предоставление персональных данных.
Принятие Закона Республики Беларусь «О персональных данных» приведет еще к большей правовой инфляции белорусского законодательства.
И законопроект «О персональных данных», и действующий Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», ничего реального для налогоплательщиков Беларуси не дают, а только открывают шлюз для всевозможных злоупотреблений, коррупции и неэффективному использованию средств бюджетов всех уровней, включая республиканский.
 
Согласно статьи 980 Проекта ГК к объектам интеллектуальной собственности относятся сорта растений, а в соответствии со статьей 995 – право промышленной собственности распространяется на сорта растений.
При этом разработчики проекта изменений в ГК в течение четверти века, постоянно ссылаясь на зарубежный опыт и международное право, умышленно скрывают от законодателей и Президента Республики Беларусь тот очевидный факт, что сорта растений были исключены из перечня объектов промышленной собственности в результате принятия в Стокгольме последней редакции Парижской конвенции 14 июля 1967 г. Большинство государств, в том числе государства-члены ЕС, создали системы специальной охраны новых сортов растений, исключив их из сферы традиционной патентной охраны.
Учитывая, что селекционные достижения (новые сорта растений и новые породы животных) – это исключительная сфера агрономической и зоотехнической компетенции, то только специалисты в области земледелия и животноводства, могут решать вопрос о правовой защите селекционных достижений, как и осуществлять выработку нормативно-правового механизма.
Учеными-юристами в гражданском праве, разработчиками пункта №135 Проекта, осуществлена дискриминация не только специалистов и ученых в сельскохозяйственной отрасли науки, но и своих коллег – ученых-юристов в сфере аграрного, природоресурсного и экологического права.
Учитывая, что дискриминация происходит на протяжении почти тридцати лет, со ссылкой на «зарубежный опыт о правовой защите новых сортов растений», который более как полвека отменен нормами международного права, то это нужно расценивать не как ошибку или заблуждение, а умышленное деяние со стороны разработчиков проекта изменение в Гражданский кодекс Республики Беларусь. По сути это юридическая диверсия, направленная на исключения селекционных достижений из Национального достояния нашей страны, тем самым ставя в неравные условия сельхозпроизводителе­й Беларуси по отношению к другим странам-членам ЕАЭС.
 
Редактор сайта,
Несколько месяце назад, на Республиканском семинаре-совещании о развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли, Президент отметил, что повышение эффективности сельского хозяйства в современных условиях и увеличение вклада отрасли в совокупный национальный доход должно быть обеспечено в том числе и за счет системной селекционно-племенно­й работы.
Пункт №135 (с. 38-47) Обоснования необходимости принятия Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь“ (далее – Проект), в части исключения из правовой защиты селекционных достижений в племенном животноводстве путем внесения изменений в отдельные нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, противоречит Конституции Республики Беларусь и решениям Президента нашей страны.
Предоставленный Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Проект, в частности утверждение «Анализ зарубежного опыта позволяет говорить о том, что законодательство большинства государств не предусматривает специальной патентной охраны новых пород животных, что обусловлено объективными трудностями оценки устойчивости породы как условия ее патентоспособности. В этой ситуации, когда перспективы введения правовой охраны пород животных неочевидны, указание данного объекта в ГК РБ представляется необоснованным» абсурдно с правовой и зоотехнической точки зрения. Никто и никогда в Беларуси не настаивал на исключительно патентной защите новых пород животных, и никаких «объективных трудностей оценки устойчивости породы» в принципе не существует. Это может подтвердить любой ученый-селекционер в сельскохозяйственной отрасли науки, так как лишь зоотехники и агроном имеют компетенции в селекционных достижениях как в объекте интеллектуальной собственности.
Умышленно не принимая закон о правовой защите селекционных достижений в племенном животноводстве, разработанный учеными РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» инициаторы п.№135 Проекта «считают необоснованным» указание данного объекта в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Хотя этот объект интеллектуальной собственности там присутствует с момента принятия ГК.
К слову, принятие пять лет назад концепции Закона о правовой защите селекционных достижений в племенном животноводстве, блокировал Национальный центр интеллектуальной собственности, который не являлся государственным органом, но совместно с Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь они исключили концепцию из Плана подготовки законопроектов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь.
Об «объективных трудностях оценки устойчивости породы как условия ее патентоспособности» может говорить лишь юрист, придерживающийся германской модели законодательства о патентах, а не советского или постсоветского законодательства об интеллектуальной собственности. В СССР существовало как законодательство о правовой защите селекционных достижений, так и уполномоченный государственный орган осуществлявший выполнение законодательно установленного механизма (процедуры) такой защиты.
1. Пункт №135 Проекта окончательно закрывает путь к унификации и гармонизации механизма правового регулирования общественных отношений возникающих при выведении новых пород животных с законодательством Российской Федерации и других государств – членов Евразийского экономического союза, у которых уже более четверти века существует единое законодательство о правовой защите селекционных достижений как на новые сорта растений, так и на новые породы животных. При этом в Российской Федерации уже более десяти лет правовая защита селекционных достижений регламентируется не Законом о селекционных достижениях, а гл. 73 ч. 4 Гражданского кодекса.
2. Пункт №135 Проекта противоречит Указу Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 ”О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств“, так как зоотехники-селекцион­еры племенных хозяйств, ученые РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по животноводству» и ученые-селекционеры зоотехнических факультетов УО «БГСХА», УО «ГГАУ», УО «ВГАВМ» лишаются законодательной основы для проведение селекционно-племенно­й работы целью которой, в конечном итоге, является выведение новых пород животных, относящихся к Национальному достоянию нашей страны.
3. Пункт №135 Проекта противоречит базовому законодательству по животноводству, в том числе Закону Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 24-З «О племенном деле в животноводстве» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
4. Возникает вопрос о целесообразности и необходимости существования в структуре Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь Управления по племенному делу в животноводстве, и бюджетного финансирования ГО «Белплемживобъединен­ие», ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», Республиканской программы по племенному делу в животноводстве; 48 племенных сельхозорганизаций по молочному скотоводству, 29 племенных хозяйств по мясному скотоводству, 20 племенных коневодческих хозяйств, 16 племенных хозяйств овцеводческих хозяйств, 14 племенных хозяйств в свиноводстве, а также в селекционно-племенны­х направлений в птицеводстве, звероводстве, рыбоводстве, пчеловодстве, кинологии, фелинологии и др., конечной целью которых является выведение новых пород животных.
Согласно житейской логике, если в стране нет законодательно установленного механизма правовой утверждения и защиты новых пород животных, то никаких новых пород животных не выводилось и не выводится.
Поэтому, если будет принят пункт №135 Проекта, Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществит возврат с расчетных счетов сельхозпредприятий, научно-образовательн­ых учреждений необоснованно истраченные финансовые средства бюджетов всех уровней, которые в течение почти тридцати лет выделялись и осваивались для выведения новых пород животных. При этом правоохранительные органы проведут комплексные проверки по факту нецелевого использования государственных средств, которые были направлены на процесс – племенное дело в животноводстве, а не на результат – новые породы животных.
КГК также обязан будет поднять вопрос перед Главой государства о заинтересованности конкретных должностных лиц государственных органов, которые до настоящего времени не осуществили разработку правового механизма охраны новых пород животных, несмотря на предпринимавшиеся попытки разработки специального закона, тем самым нанесли многомиллиардный ущерб государству во-первых, от закупки племенных животных по импорты, а во-вторых, за упущенную выгоду от экспорта новых пород животных.
На протяжении последних трех-четырех лет ученые РУП «НПЦ НАН по животноводству» направляли в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» (совершенствование норм Главы 64 Гражданского кодекса Республики Беларусь) и проекты подзаконных нормативно-правовых актов для его реализации. Ученые-селекционеры просили НЦЗПИ инициировать предлагаемые законопроект с целью его включения в План подготовки законопроектов на конкретный год. Однако от руководства НЦЗПИ получали ничего незначащие отписки.
Теперь понятно, кто разработал пункт №135 (с. 38-47) Обоснования необходимости принятия Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь“, и кто лично заинтересован в ликвидации племенного животноводства в нашей стране.
... Далее