ЭТАЛОН-ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР
Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

 Административное право и процесс  –  2.6 Нотариальная деятельность и запись актов гражданского состояния

2.6 Нотариальная деятельность и запись актов гражданского состояния

Игорь Бовсуновский

Профессионал

Кол-во статей: 64

Рейтинг: 578,15

     2.6 Нотариальная деятельность и запись актов гражданского состояния

     Возникновение нотариата, как самостоятельного института, связано с защитой бесспорных имущественных прав участников гражданского оборота. Его история начинается с 1918 г.  На протяжении всей истории развития государства и права нотариат является составной частью правовой системы различных стран, а функции нотариуса всегда востребованы, поскольку это обусловлено самой жизнью общества, ведь в отличие от суда, который рассматривает споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.

     В настоящее время деятельность нотариата регулируется соответствующим Законом [49]. Право осуществлять нотариальную деятельность предоставлено также дипломатическим агентам дипломатических представительств Республики Беларусь. Нотариат включает нотариусов, уполномоченных лиц распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений. Среди основных задач нотариальной деятельности можно выделить удостоверение сделок, бесспорных прав и фактов в целях придания им юридической достоверности и обеспечения стабильности гражданского оборота, обеспечение защиты прав и законных интересов путем совершения нотариальных действий, оказание юридической помощи.

     Деятельность нотариуса обуслав­ливают правовые и нравственные регуляторы, игно­рирование любого из которых недопустимо. В связи с этим законодательством предъявляются определенные требования к лицам, претендующим на занятие должности нотариуса. Лица, претендующие заниматься нотариальной деятельностью в Республике Беларусь должны: обладать гражданством Республики Беларусь, иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку, сдать квалификационный экзамен, получить свидетельство на право занятия нотариальной деятельностью.

     Нотариальная деятельность как урегулированная нормами права профессиональная деятельность базируется на определенных основополагающих принципах, рассмотрение которых необходимо не только для наиболее полного выявле­ния ее особенностей на современном этапе, но и для определения тенденций и специфики дальнейшего правового регулирования института нотариата. Среди них можно выделить следующие:

     1) законность. Данный принцип означает, что нотариусы и уполномоченные должностные лица при осуществлении своей деятельности должны руководствоваться Конституцией, принятыми актами законодательства, а также международными договорами. Другими словами, сделки, противоречащие законодательству, нотариусы удовлетворить не могут. Напротив, они принимают все меры для предупреждения нарушений законодательства в своей деятельности;

     2) независимость. Согласно этому принципу, нотариусы при совершении своих профессиональных действий, независимы, то есть подчиняются исключительно законодательству;

     3) нотариальная тайна. Данный принцип подразумевает под собой, что все нотариусы несут обязательства по охране тайны совершенных нотариальных действий. Например, сведения о завещании выдается завещателю, а другим лицам лишь после его смерти;

     4) содействие в осуществлении прав физических и юридических лиц. Данный принцип подразумевает под собой ничто иное, как содействие в осуществлении прав и защиты законных интересов физических и юридических лиц, а также разъяснение нотариусом совершаемых действий и возможных правовых последствий вследствие их совершения;

     5) беспристрастность. Данный принцип не допускает проявление дискриминации, а также налагает запрет на совершение нотариальных действий лицом, если он имеет в этом личный интерес.

     Таким образом, принципы нотариальной деятельности представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную систему, в которой каждый из них, решая свою задачу, выступает одновременно гарантом действия другого. Соблюдение указанных принципов, опосредующих нотариальную деятельность от момента обращения заинтересованных лиц за совершением нотариальных действий и до оформления нотариального акта, гарантирует решение основной задачи нотариата – обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также государственных интересов. Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что нотариат является особым правовым институтом защиты прав и законных интересов граждан, имеющим длительную историю становления и развития.

     Организационными формами осуществления нотариусами нотариальной деятельности являются нотариальные конторы и нотариальные бюро. И те, и другие не являются юридическими лицами. Министерство юстиции ведет специальные реестры как для первых, так и для вторых. Однако, только государственные нотариальные конторы входят в систему Министерства. Нотариусами государственных контор и нотариальных бюро могут быть только граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование. Первые получают свидетельство, а вторые лицензию на право осуществления нотариальной деятельности в Республике Беларусь, причем последний, также должен быть членом Белорусской нотариальной палаты, которая являясь республиканской некоммерческой организацией, представляет профессиональное объединение, основанное на членстве нотариусов бюро (от 1995 г.). Она является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Министерством юстиции принимается решение о ее государственной регистрации.

     Нотариус, осуществлявший деятельность более двух лет в конторе, вправе образовать бюро в соответствующем нотариальном округе, где смогут потом работать один и более нотариусов. В случае образования в районе, городе, районе в городе нотариального округа бюро должно находиться в его пределах. Если округа не образованы, - в пределах административно-территориальной единицы. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор и нотариальных бюро, нотариальные действия совершают должностные лица, на которых решением местного исполнительного и распорядительного органа возложено выполнение нотариальных функций. За пределами Республики Беларусь нотариальные действия осуществляются должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений. По общему правилу совершение нотариальных действий за границей возложено на консульские учреждения страны.

     При назначении на должность государственного нотариуса, все выглядит несколько более административно, так как лица, впервые или после трехлетнего перерыва в работе, допускаются к работе только после прохождения профессиональной стажировки в качестве стажеров государственного нотариуса, и сдачи квалификационного экзамена квалификационной комиссии.

      Контроль за организацией деятельности нотариального бюро осуществляется управлениями юстиции совместно с Белорусской нотариальной палатой. Руководство нотариатом и государственный контроль за нотариальной деятельностью нотариусов осуществляет Министерство юстиции.

     Институт нотариата постоянно совершенствуется. Так, с принятием Декрета о развитии предпринимательства, реализована возможность нотариуса выступать в качестве посредника при регистрации субъектов хозяйствования. Другими словами, нотариус получил право осуществлять регистрацию субъектов хозяйствования посредством направления электронной заявки в регистрирующий орган. С одной стороны, это позволяет несколько сэкономить время и деньги на уплату государственной пошлины по совершению процедуры открытия компании. Однако, это только на первый взгляд. Да: при обращении в регистрирующий орган, заявитель должен оплатить государственную пошлину. Да: эта пошлина больше, чем нотариальный тариф. Однако, не стоит забывать о том, что денежные средства заявитель может сохранить если сам подаст электронную заявку на регистрацию субъекта хозяйствования. Так, по мнению главного специалиста управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства Юстиции Республики Беларусь: Натальи Сайковской, «устойчивое социально-экономическое развитие страны невозможно без создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности нашего государства. Одним из таких условий является правила вхождения в бизнес, то есть порядок государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Совершенствование условий вхождения в бизнес – один из приоритетов в процессе улучшения бизнес-климата Республики Беларусь в целом. Сегодня можно с уверенностью сказать, что вхождение в бизнес в нашей стране является удобной, быстрой и малозатратной процедурой, обеспечивающей инвестиционную привлекательность нашего государства». С такой позицией сложно не согласиться, однако не стоит забывать о том, что важно не только открытие, сколько ведение бизнеса. Ведь если он не будет развиваться, то это ведет только к потери времени, денежных средств и рабочих мест [50].

     В качестве основной проблемы нотариальной деятельности можно выделить не совсем четко сформулированное правовое положение нотариуса. По закону, нотариус не может оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься иной деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения. Другими словами, можно лишь осуществлять преподавательскую или иную научную деятельность. Выходит, что такие ограничения действуют как для нотариусов государственных контор, так и для нотариальных бюро. Поэтому не совсем корректно говорить «частный» нотариус, скорее – «служащий», осуществляющий свою профессиональную деятельность в нотариальном бюро. С другой стороны, обе стороны подведомственны Министерству юстиции Республики Беларусь.

     Относительно статистических данных нотариальной деятельности за 2018 год [51], можно отметить, что в республике осуществляло деятельность более 845 нотариусов в составе 211 нотариальных контор и 40 нотариальных бюро. Количество совершенных нотариальных действий за 2018 год составило более 1,342 млн., что в сравнении с 2017 годом более чем на 28 тысяч нотариальных действий. Однако, тенденция все же несколько угасает. Так, согласно заседанию коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь от февраля прошлого года, «Учитывая наметившиеся тенденции по снижению количества нотариальных действий, на плановой основе проводится работа по расширению компетенции нотариата: реализовано предложение Министерства юстиции по посредничеству нотариусов в процедуре электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования, направлены предложения по введению обязательного удостоверения сделок по отчуждению долей (частей долей) в уставном фонде обществ с ограниченной ответственностью, прорабатываются вопросы введения обязательного нотариального удостоверения соглашения родителей, регламентирующего вопросы воспитания детей, возможность введения в законодательство обязательного нотариального удостоверения медиативного соглашения и совершения исполнительной надписи на нем и другие» [52].

     Регистрация актов гражданского состояния в городах производится отделами ЗАГС, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а в городах районного подчинения, поселках городского типа и сельских населенных пунктах – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами, а за пределами территории Республики Беларусь - консульскими учреждениями, и дипломатическими, руководство регистрацией которых осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь [53]. Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, выполняют функции по регистрации таких актов как рождение или смерть физических лиц, заключение или расторжение брака, установление материнства или отцовства, включая усыновление, а также перемена фамилии, собственного имени, отчества. Основными законодательными актами, регулирующими правовые отношения в области записи актов гражданского состояния, являются...

Продолжение работы можно прочитать в книге «Юстиция как сфера государственного управления»;

автор: Игорь Бовсуновский;

ISBN: 978-5-4490-3509-7

https://ridero.ru/books/yusticiya_kak_otrasl_gosudarstvennogo_upravleniya/