ЭТАЛОН-ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР
Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

 Административное право и процесс  –  2.7 Адвокатура и лицензирование юридической деятельности

2.7 Адвокатура и лицензирование юридической деятельности

Игорь Бовсуновский

Профессионал

Кол-во статей: 64

Рейтинг: 578,15

     2.7 Адвокатура и лицензирование юридической деятельности

     Адвокатура представляет собой правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную деятельность, оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям. Всей своей деятельности адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма [58]. Согласно Основного закона, «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов… Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается» [59].

     Являясь институтом гражданского общества, адвокатура имеет вместе с тем публично-правовой статус, которая, как и юстиция в целом, имеет большую историю своего становления. Первые нормы об адвокатах содержались в Статутах Великого литовского княжества (1529-1588 гг.). Устанавливались правила адвокатской этики, уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, нормы об оказании бесплатной адвокатской помощи, требования для допуска к адвокатской деятельности. В таком качестве адвокатура просуществовала до 1921г., когда начали приниматься меры укреплению законности и правопорядка. В этих условиях основополагающее значение для развития адвокатуры в Белорусской ССР имел декрет Совнаркома БССР об организации правозащиты на суде от 1921 г., которым учреждался институт. Окончательно институт адвокатуры был утвержден в 1922 г. с принятием Положения об адвокатуре. Первый состав коллегии защитников был утвержден наркомом юстиции БССР в 1922 г. по представлению городских и уездных исполкомов в числе 22 защитников. В дальнейшем приемом новых членов ведал президиум коллегии. Высшим органом коллегии защитников являлось общее собрание. Государственное руководство коллегией защитников возлагалось на Наркомат юстиции БССР. Однако уже в следующем году коллегия защитников передавалась в ведение Высшего суда, осуществлявшего наблюдение за ее деятельностью.

     Принципы организации адвокатуры (добровольность членства в коллегии, выборность ее органов самоуправления, конфиденциальность при оказании правовой помощи, общее государственное руководство), сохранились до наших дней. Последующие изменения в организации коллегий защитников, как добровольном объединении лиц, оказывающих правовую помощь по гражданским и уголовным делам, были связаны с переменами в административно-территориальном делении и преобразованиями в судебной системе Республики. Они были направлены на установление тесных контактов коллегии защитников с судами и местными органами власти, на улучшение обеспечения населения правовой помощью. Так, в 1925 г. Положением о судоустройстве БССР вместо существовавшей одной коллегии защитников были образованы коллегии защитников при окружных судах, созданных вместо Высшего суда.

     В 1939 г. Совнарком СССР утвердил Положение об адвокатуре, которым регулировались ее организация и деятельность в общесоюзном масштабе, в том числе и в БССР. Коллегии защитников были преобразованы в коллегии адвокатов с усилением их автономности от государственных органов. Введены юридические консультации как единственная форма оказания правовой помощи, повышены требования к лицам, принимаемым в адвокатуру. В республике стали действовать областные коллегии адвокатов. Всебелорусское объединение защитников было упразднено.

     В начале 90-х годов проводимые в стране преобразования, обретение республикой подлинной независимости, провозглашение строительства демократического правового государства и формирование гражданского общества обусловили необходимость внесения изменений в организацию и деятельность адвокатуры. Это нашло отражение с принятием Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре» в 1993 г. В нем учтен зарубежный опыт развития адвокатуры, достижения правовой мысли и потребность общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и демократическому правовому государству. Запрещается вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, требование от него, должностных лиц и технических работников адвокатского самоуправления и адвокатских объединений сведений, составляющих предмет адвокатской тайны. Адвокату при осуществлении своей профессиональной деятельности гарантирована свобода слова.

     Возложение на адвокатуру квалифицированной правовой помощи привело к значительному повышению требований к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности. Впервые в белорусском законодательстве, кроме высшего юридического образования, стажа работы по специальности или стажировки, установлены еще два условия: сдача квалификационного экзамена и получение лицензии от Министерства юстиции. Таким образом, получившие лицензию лица, осуществляют деятельность путем вступления в члены коллегии адвокатов.

     В последнее десятилетие определенные изменения претерпела и организационная структура адвокатуры. Одной из примечательных новелл Закона об адвокатуре 1993 г. являлось введение наряду с областными, Минской городской коллегиями адвокатов, в частном порядке на добровольной основе иных адвокатских объединений и адвокатов, практикующих индивидуально. Таким образом, допускается осуществление адвокатской деятельности не только в составе юридических консультаций, но и в «иных организационных формах» при условии обеспечения обязанностей, возложенных на коллегии адвокатов, в том числе по оказанию бесплатной юридической помощи, а также защиты по назначению органов, ведущих уголовный процесс.

     В 1990 г. в очень сложный для адвокатов период состоялся съезд адвокатов республики. Было принято решение об образовании Союза адвокатов - общественной организации, объединившей все коллегии адвокатов страны. Высшим органом Белорусского Союза адвокатов был съезд адвокатов, а в период между съездами работой Союза руководил Совет во главе с Президентом, избираемым съездом. Среди многочисленных направлений деятельности Союза усилия его были прежде всего сосредоточены на участии в разработке Концепции судебно-правовой реформы и проекта закона об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов. В связи с образованием в 1997 г. Республиканской коллегии адвокатов, осуществляющей функции постоянно действующего органа адвокатского самоуправления в масштабе страны, деятельность выше названного Союза, внесшего весьма значительный вклад в развитие адвокатуры республики, прекратилась.

     В Беларуси создано и действует Белорусское отделение Международного Союза адвокатов, основанного в 1990 г. при непосредственном участии адвокатов Республики. Устав этого отделения утвержден Учредительным собранием адвокатов и зарегистрирован Министерством юстиции. Целью такого Союза является содействие развитию и внедрению высоких стандартов профессионального мастерства, профессиональной этики, единство и сотрудничество адвокатов, расширение и укрепление международных профессиональных и культурных связей адвокатов разных стран, защита прав, свобод, интересов, чести и достоинства адвокатов. Осуществляя общее и методическое руководство адвокатурой, Министерство юстиции может издавать нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры, контролировать соблюдение законодательства, регистрирует уставы коллегий адвокатов, вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении к дисциплинарной ответственности, выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью.

     Среди основных проблем адвокатуры можно выделить:

     1) программы поддержки адвокатуры городов районного подчинения, и прочих малонаселённых пунктов. С одной стороны, логично, что больше возможностей заработать и получить практические знания именно в областных центрах и столице (где наибольшая численность населения). Нет нужды заниматься постоянным поиском и расширением клиентской базы, ведь лучше заниматься постоянным повышением профессионального уровня, занимаясь практикой. Однако, исходя из этого следует предусмотреть программы поддержки адвокатуры в малонаселенных районах. Это может быть уменьшение налоговых льгот, освобождение от каких-либо отчислений, выплата дополнительного вознаграждения, получение помещений в аренду на льготных основаниях и т.п. Это позволит организовать профессиональную помощь на местах;

     2) официальный запрос информации у юридических лиц. С одной стороны, не только организации, но даже и государственные органы, имеют обязанность в предоставлении необходимых данных по запросу адвоката. Однако, за его неисполнение юридическая ответственность не установлена. Мало того, законом даже не установлен срок представления таких сведений. Конечно, в этих случаях ...

Продолжение работы можно прочитать в книге «Юстиция как сфера государственного управления»;

автор: Игорь Бовсуновский;

ISBN: 978-5-4490-3509-7

https://ridero.ru/books/yusticiya_kak_otrasl_gosudarstvennogo_upravleniya/