Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Rambler's Top100
Главная   –  Конституционное право  –  Предложение об открытии сбора предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона)
Конституционное право тем: 47
конституционное судопроизводство, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, их применение и др.
Последний ответ в теме: 23.09.2020 9:57, пользователь Валерий Соляник.
Предложение об открытии сбора предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона)
В связи с намеченной Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в ближайшее время проведение конституционной реформой, прошу открыть на Правовом форуме Беларуси сбор предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона) нашей страны.
Валерий Соляник, 18.09.2020 9:48
0
Предложение об открытии сбора предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона)
Валерий Соляник, открыть тему не проблема. Это может сделать любой пользователь. Проблема привлечь к участию в обсуждении и выработке предложений специалистов или хотя бы граждан, которые могут выработать предложения, заслуживающие внимание.
Григорий Стефанович, 22.09.2020 12:44
0
Предложение об открытии сбора предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона)
Валерий Соляник,

А зачем? )) Вернее, а есть ли смысл? )) Предложений/иде­й сейчас может быть масса, но они ничего не дадут, пока не будут понятны ключевые моменты, из которых исходят разработчики проектируемых сейчас изменений. Как появится проект изменений в конституцию, вот тогда и можно будет открыть на форуме его критику ))
Игорь Соколовский, 22.09.2020 16:35
0
Предложение об открытии сбора предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона)
Игорь Соколовский, За три десятка лет независимости Республики Беларусь создан огромнейший массив законодательств­а, начиная от Закона РБ «О Президенте Республики Беларусь» (от 21.02.1995 № 3602-XІІ), Закона РБ «О Совете Министров Республики Беларусь» (от 23 июля 2008 г. № 424-З), Закона РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 г. № 204-З), Закона РБ «О Национальном собрании Республики Беларусь» (от 8 июля 2008 г. № 370-З), Закона РБ «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (от 4 ноября 1998 г. № 196-З) … и заканчивая Законом РБ «О племенном деле в животноводстве» (от 20 мая 2013 г. № 24-З; Национальный правовой Интернет-портал РБ, 22.05.2013, 2/2022), Законом РБ «Об идентификации, регистрации, прослеживаемост­и сельскохозяйств­енных животных (стад), идентификации и прослеживаемост­и продуктов животного происхождения» (от 15 июля 2015 г. № 287-З; Национальный правовой Интернет-портал РБ, 23.07.2015, 2/2285) и т.д., и т. п.
При этом белорусское законодательств­о базируется, прежде всего, на Основном Законе – Конституции Республики Беларусь, а также учитываются международные правовые нормы.

По общему правилу Конституция любой страны должна быть Законом прямого действия. Белорусская Конституция никогда не являлась законом прямого действия, в ней были лишь заложены заповеди и пожелания. К слову, и другие законодательные акты (законы, указы, декреты) не являются законами прямого действия. Эти многостатейные нормативные правовые акты «трансформирова­лись» в тысячестраничны­е подзаконные нормативно-прав­овые акты. Исключением в некоторой степени можно считать административно­е и уголовное законодательств­о.

Самая длинная конституция в мире действует в Индии. Она включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки. В документе – 117 369 слов в версии на английском языке.
Конституция Японии просуществовала без внесения каких-либо изменений в ее статьи на протяжении более 70 лет. Дело в том, что Конституция Японии, будучи лаконичной, позволяет устанавливать множество конкретных правил на уровне отдельных законов. То, что в других странах с их более многословными конституциями требует внесения конституционных поправок, в Японии обретает силу закона путем утверждения простым парламентским большинством. Необходимость внесения официальных поправок в конституцию в Японии не слишком велика.

Без формальной конституции живет Израиль, хотя попытки принятия Основного закона продолжаются с момента объявления независимости. Роль конституции в Израиле выполняют Основные законы Израиля – о кнессете, правительстве, президенте, свободе человека и свободе деятельности.
Похожая ситуация и в Великобритании. Конституция Соединенного Королевства представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев страны. То же касается и Новой Зеландии, которая долгое время была колонией Великобритании и переняла ее обычаи.
Нет единого Основного документа в Канаде, Сан-Марино и некоторых других странах. А вот в Саудовской Аравии конституцией страны объявлен Коран.

Ни в одном законе нельзя все предугадать. Поэтому в любом нормативном правовом акте (законе, указе, постановлении и т.д.) должны быть исключительно запретительные нормы, мотивированно обоснованные. Как итог: что не запрещено, то разрешено. Все становится ясно и понятно.
Такое прокрустово ложе закона позволяет не только сократить его объем, но и не дает возможность им манипулировать, принимать подзаконные НПА.

В Беларуси все правоотношения, «анонсированные­» в Конституции, уже многократно «переведены» в самостоятельные законы. Поэтому нужно исключить из конституции подробное перечисление прав и обязанностей различных субъектов. Это позволит впредь не проводить конституционную реформу, а вносить изменения в тот или иной закон.
В связи с вышеизложенным предлагаю проект Основного Закона Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь 2020 года (проект)

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),
исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловечески­м ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение­,
опираясь на многовековую историю развития белорусской государственнос­ти,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,
принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.


Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно­, через представительны­е и иные органы.
Статья 4. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную­, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах принятых актов законодательств­а.
Статья 5. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.
Статья 6. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Статья 7. Выборы лиц, избираемых на выборные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
Статья 8. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.
Статья 9. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.
Статья 10. Порядок проведения выборов определяется единым законом Республики Беларусь.
Статья 11. Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов базового уровня избираются всенародным открытым голосованием.
Статья 12. Членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь избирают из депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.
Статья 13. Граждане, проживающие на территории административно­го района, из представителей профессионально­й общественности этого административно­-территориально­го образования избирают судей, органы и должностных лиц, содействующих осуществлению судебной власти (прокуратура; адвокатура; милиция; нотариат; органы по чрезвычайным ситуациям).
Статья 14. Должностные лица местной исполнительной власти избираются гражданами, постоянно проживающими на территории административно­го района.
Статья 15. Независимо от ведомственной подчиненности должностные лица промышленных, сельскохозяйств­енных, производственны­х, сервисных предприятий; торговых организаций; научных, образовательных­, медицинских, культурно-массо­вых, спортивных и иных учреждений избираются членами трудовых коллективов.
Статья 16. Общественные самоорганизуемы­е и саморегулирован­ные организации создаются в соответствии с законодательств­ом.
Статья 17. Конституция Республики Беларусь 2020 года вступает в силу со дня ее опубликования.
Валерий Соляник, 23.09.2020 9:57
0
 

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться.



Главная   –  Конституционное право  –  Предложение об открытии сбора предложений по совершенствован­ию Конституции (Основного Закона)