Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах выдачи заключений (разрешительных документов)»
- Общественное обсуждение
Ознакомившись с Проектом и Обоснованием необходимости его принятия выражаем следующее мнение.
В проекте указано, что Постановление разработано в целях выполнения международных обязательств Республики Беларусь и в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 года № 100 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение № 100).
Решением № 100 дополняется Решение № 30
Приложением N 22, которое содержит
Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта (далее – Положение).
Положение устанавливает, что ввоз на таможенную территорию ЕАЭС данных средств осуществляется при наличии заключения (разрешительног
о документа), выдаваемого уполномоченным органом государства-чле
на (п. 3, 10).
Требования к такому разрешительному документу определены в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 «О единой форме заключения (разрешительног
о документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (далее – Решение № 45).
1.
Обращаем внимание на изложение п. 2 Решения № 45: «установить, что заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами,
применяется в случаях, предусмотренных положениями о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывозе с таможенной территории Союза отдельных товаров (
приложения N 3 - 12, 15 - 21 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30), включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)…».
Во-первых,
Положение о рассматриваемых веществах содержится в
Приложении N 22 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30.
Во-вторых, средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта содержатся в Перечне товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС в
Приложении N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (раздел 2.30 Перечня).
Так,
Приложения N 2 и N 22 не входят в перечисленные в п. 2 Решения № 45 приложения, соответственно к рассматриваемым веществам такое заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит не применяется.
2.
Ввоз средств защиты растений и образцов для научных исследований, в частности, порядок выдачи разрешительного документа уже урегулирован Положением о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671 (далее – Положение № 671).
Требования к перевозке и применению средств защиты растений установлены Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» (ст. 20, 22) (далее – Закон № 77-3). Они применяются также в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-пр
авовым актом, составляющим право ЕАЭС (ч. 7 ст. 20 Закона № 77- 3)
Допускается ввозить и применять в Беларуси только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Беларуси (далее –Госреестр).
Средства, не включенные в Госреестр, могут применяться
для проведения научных исследований только на основании
разрешения Минсельхозпрода (ч. 1, 3 ст. 22 Закона № 77-З).
Ввозить средства в Беларусь, если она является страной назначения с территории государства - члена ЕАЭС, которые не поименованы в Госреестре, также допускается на основании
заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минсельхозпродом в соответствии с международно-пр
авовыми актами, составляющими право ЕАЭС (ч. 4 ст. 20 Закона № 77-З).
Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений из третьих государств осуществляется на основании: лицензии (выдается Министерством антимонопольног
о регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродо
м) либо
заключения (разрешительного документа), которое выдается Минсельхозпродом (ч. 5 ст. 20 Закона № 77-З).
Порядок выдачи разрешений определен Положением № 671.
Согласно п. 2 Положения № 671, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель в целях проведения научных исследований для получения разрешения представляют в Минсельхозпрод заявление и оригинал либо заверенную копию документа, удостоверяющего качество и безопасность средств защиты растений, с переводом на русский язык, заверенным организацией, осуществившей перевод (п. 7.35 Единого перечня административны
х процедур, осуществляемых государственным
и органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателе
й, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156). Данная процедура бесплатная, проводится в течение 5 дней, разрешение действует в течение 1 года.
Административна
я процедура, предусмотренная в проекте более обременительная с точки зрения денежных и временных затрат. Предполагает также создание Межведомственно
й комиссии т.е. нового постоянно действующего органа по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба.
Считаем, что в этом нет необходимости, как и в дополнении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики от 28 октября 2011 г. № 1446, пунктом, наделяющим Минздрав полномочиями по выдаче такого рода разрешений, поскольку такими полномочиями уже наделен Минсельхозпрод и осуществляет их. Это привело бы к размыванию компетенции данных органов.
При этом, если брать во внимание существующие полномочия Минздрава по обеспечению контроля за химической продукцией, Минсельхозпрод вправе при необходимости запросить документы и сведения, связанные с обеспечением качества и безопасного применения средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр, от Минздрава в порядке ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административны
х процедур».
В разделе 7 Обоснования необходимости принятия проекта, касающегося прогноза последствий издания акта, в том числе его соответствия социально-эконо
мическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития указано, что принятие проекта не повлияет на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканског
о и местных бюджетов. Создание Межведомственно
й комиссии не соотносится с данным утверждением. Это определенно заставит бюджет понести значительные расходы.
Отметим также п. 4.2. Обоснования проекта, касающегося актов законодательств
а иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения. В соответствии с ним, в иных государствах-чл
енах ЕАЭС уполномоченный орган на выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, на законодательном уровне не определен.
3.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001 г. (п. 5 ст. 3) устанавливает, что пункты 1 и 2 (касаются принятия правовых и административны
х мер по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования) не применяются к объемам химических веществ, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.
Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта предусмотрено в п. 1, что эти средства ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС упакованными в герметически закрытые ампулы или склянки объемом от 1 до 10 мл (г) в количестве, необходимом для их использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, в том числе при проведении лабораторных исследований и контроля безопасности пищевых продуктов, воды, воздуха, проведении межлабораторных сличительных испытаний, разработке методик выполнения измерений, в рамках выполнения научно-исследов
ательских работ.
Вещество в количестве от 1 до 10 мл (г) не представляет опасности для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
4.
Введение описанной в проекте административной процедуры несет риск снижения объемов привлекаемых в Беларусь инвестиций, так как большинство субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) данных веществ являются иностранными резидентами, процедура требует определенных затрат. Иностранные компании могут построить маршрут ввоза (вывоза) данных веществ в обход Республики Беларусь.
Команда юридического факультета БГУ "Тандем", 27.11.2019 23:07