Проект Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»
- Общественное обсуждение
Ольга Смолянко, Центр правовой трансформации
Проект закона распространяетс
я на некоммерческие организации некоторых организационно-
правовых форм. Центр правовой трансформации представляет свои комментарии и предложения по некоторым нормам проекта закона в отношении некоммерческих организаций.
Предложение 1.
Юридический адрес. Ст. 16 проекта закона, как и действующее в настоящее время законодательств
о, предусматривает возможность размещения юридического адреса в жилом помещении только для некоторых коммерческих организаций: унитарные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства. Для некоммерческих организаций, например, учреждений, как и в настоящее время, возможность размещения юридических адресов в жилых помещениях проектом закона не предусматривает
ся. Такой подход создает условия для неравного положения коммерческих и некоммерческих организаций в стране. Кроме того, в отличии от разрабатываемог
о в настоящее время проекта закона «Об общественных объединениях», в котором на данном этапе установлена возможность размещения общественными объединениями юридического адреса в индивидуальном жилом доме после согласования с местными органами власти, в рассматриваемом проекта закона такой прямой нормы для некоммерческих организаций также нет. Исходя из сложившейся практики отказов в согласовании размещения юридических адресов учреждений в индивидуальных жилых домах в связи с отсутствием в законодательств
е такой прямой нормы и аналогичных разъяснений Главного управления нормотворческой деятельности в сфере государственног
о строительства совместно с управлением Единого государственног
о регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателе
й Министерства юстиции Республики Беларусь по этому поводу (не смотря на предусмотренную ст. 17 Жилищного кодекса возможность согласования использования индивидуального жилого дома не по назначению), можно сделать вывод, что если в рассматриваемый закон такая возможность внесена не будет, то учреждения не смогут размещать юридические адреса и в индивидуальных жилых домах. Предлагаем ст. 16 проекта закона дополнить формулировкой следующего содержания: Допускается размещение юридических адресов некоммерческих организаций в блокированных, одноквартирных жилых домов или их части без перевода в нежилые в порядке, предусмотренном законодательным
и актами. Кроме того, необходимо вообще предусмотреть возможность нахождения учреждений в жилом помещении (квартире, доме) физического лица – собственника имущества учреждения без дополнительных согласований по аналогии с унитарными предприятиями. В законодательств
е большинства европейских стран, нет отдельных положений, регулирующих вопросы размещения некоммерческих организаций. Как правило, в таких законах содержится просто требование о необходимости наличия юридического адреса (информации об офисе, местонахождении
, штаб-квартире, адреса для связи с органами организации) в регистрационных документах некоммерческой организации, без дополнительных требований о том, где этот юридический адрес может размещаться. Таким образом, организация может размещаться как в административно
м помещении, так и в жилом доме. Подобное положение есть, например, в законодательств
е Албании, Армении, Болгарии, Грузии, Латвии, Словакии.
Предложение 2.
Процедура смены собственника учреждения. Проект закона, как и действующее в настоящее время законодательств
о, не проливает свет на существующую в настоящее время нерешенную правовую проблемы – смена собственника учреждения. В противовес этому законодательств
о напрямую регулирует вопрос смены учредителя унитарного предприятия, в котором правовые отношения между собственником имущества и созданным им юридическим лицом аналогичны таким отношениям в учреждении, через процедуру купли-продажи предприятия как имущественного комплекса. О необходимости осуществления процедуры купли-продажи предприятия как имущественного комплекса для смены учредителя учреждения было разъяснено представителю Центра правовой трансформации при личном обращении в Управление регистрации и лицензирования Мингорисполкома
. В тоже время распространение процедуры купли-продажи предприятия как имущественного комплекса на учреждения является необоснованным и неоправданным. Во-первых, в соответствии со ст. 132 Гражданского кодекса объектом такой купли-продажи могут быть только предприятия. Имущественный комплекс — это имущество, используемое для осуществления предприниматель
ской деятельности. Некоммерческие организации не создаются с целью осуществления предприниматель
ской деятельности, более того, большинство из них такой деятельности не ведет. Во-вторых, продажа предприятия как имущественного комплекса предполагает значительные финансовые затраты в виде стоимости услуг аудитора по подготовке аудиторского заключения, стоимости услуг кадастрового агентства по регистрации имущественного комплекса, а также государственных пошлин за регистрационные действия, что является практически невозможным для некоммерческой организации, которая не создается с целью извлечения прибыли.
Предложение 3.
Требования к наименованию некоммерческой организации. В отличие от действующего законодательств
а проект закона не предусматривает согласование наименования, в тоже время в проект закона (ст. 28) вносится новое основание для неосуществления регистрации: несоответствие названия юридического лица требованиям законодательств
а. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь наименование некоммерческой организации должно содержать указание на его организационно-
правовую форму, а также на характер деятельности. В тоже время законодательств
о не определяет понятия «характер деятельности». В настоящее время процессе согласования наименования такой организационно-
правовой формы некоммерческой организации, как учреждение, очень трудоемкий. Многие создаваемые учреждения неоднократно обращаются за согласованием наименования, получая многократные отказы в согласовании в связи с отсутствием в нем характера деятельности, хотя, по мнению учредителей, характер деятельности в наименовании отражен. Ситуация отягощается тем, что регистрирующие органы предъявляют разные требования к наименованиям при согласовании наименований создаваемых учреждений. Так, например, регистрирующим органом было отказано в согласовании наименования Частное социально-инфор
мационное Учреждение "Женское дело" в связи с тем, что предложенное к согласованию наименование учреждения не соответствует законодательном
у требованию об указании в наименовании характера деятельности. В итоге было согласовано наименование Частное социально-инфор
мационное учреждение поддержки женщин «Женское дело». В тоже время согласованы такие наименования, как Социально-инфор
мационное учреждение «Таймакт», Социально-инфор
мационное учреждение «Городское развитие», Благотворительн
ое социально-инфор
мационное учреждение «Пространство успеха» и т. п. Также на практике специалисты регистрирующих органов при согласовании наименований создаваемых учреждений осуществляют расширенное толкование норм действующего законодательств
а. Так, например, регистрирующим органом было отказано в согласовании наименования Консультационно
е учреждение "Идентичность и право" в связи с тем, что согласование наименований юридических лиц, создаваемых в форме учреждений, указывающих в качестве характера деятельности просветительску
ю деятельность (и производные от нее), может быть произведено только при условии отражения в наименовании соответствующег
о конкретного направления распространения знаний (сферы, области деятельности) (п.п. 1.94. п. 1 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 05.03.2009 № 20). Таким образом, специалистами регистрирующего органа был сделан необоснованный вывод, что слово «консультационн
ый» является производным от «просветительск
ий». В тоже время согласованы такие наименования учреждений, как Информационно-к
онсультационное
учреждение «Содействие развитию бизнеса», Информационно-к
онсультационное
учреждение «Деловая логика». Таким образом, регистрирующие органы при согласовании наименований учреждения предъявляют не единообразные и субъективные требования к наименованиям создаваемых учреждений при определении характера деятельности в них. В такой ситуации отсутствие процедуры согласования наименования существенно затруднит регистрацию некоммерческих организаций.
Связи с этим предлагаем для избежания подобной практики, ухудшения положений некоммерческих организаций в Беларуси и ситуации с регистрацией юридических лиц в целом, а также увеличения нагрузки на судебные органы в связи с появлением большего количества обращений в суды в связи с неосуществление
м регистрации:
1) определить в законодательств
е Республики Беларусь понятие «характер деятельности» для целей возможности его обозначения в наименовании создаваемой некоммерческой организации,
2) предусмотреть в законе действующую в настоящее время процедуру согласования наименования
Центр правовой трансформации поддерживает исключение из проекта закона по сравнению с действующим на данный момент законодательств
ом непонятной и негативной нормы о том, что ликвидация учреждения может быть осуществлена по решению регистрирующего органа в случае непринятия собственником имущества, руководителем учреждения мер по смене собственника имущества учреждения, руководителя такого учреждения, состоящих на профилактическо
м учёте в соответствии с законодательств
ом о профилактике правонарушений.
Ольга Смолянко, 29.11.2019 15:01