Проект Указа Президента Республики Беларусь «О ценах на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, запасные части к ней»
- Общественное обсуждение
п.2. "Отпускная цена устанавливается исходя из контрактной цены".
п.4. "Отпускные цены устанавливаются в белорусских рублях за единицу товара, указанную поставщиком."
Контракт может быть с тем же нерезидентом, который вправе сделать любую наценку. Чем это в итоге отличается от 366 Указа? Завышение цены будет не в РБ, а за ее пределами.
В обосновании необходимости нового документа указано про "вымывание бюджетных средств за границу". Опубликованные проект Указа никак не защищает от этого.
Защита от вымавания бюджетных средств может быть одна - предложить лучшие условия для участия в тендерах резидентам. В настоящее время основным организатором закупок в здравоохранении УП "Белмедтехника" в типовых договорах предусмотрены следующие формы оплаты для резидентов:
- предварительная форма оплаты и поставка в течение 3 дней - что невозможно в большинстве случаев закупки импортных изделий
- предварительная форма оплаты в размере стоимости материальных затрат –для Поставщиков, являющихся производителями и предлагающими продукцию собственного производства - не распространяетс
я на поставщиком импортной продукции, которой очевидно большинство
- оплата с отсрочкой платежа в течение 3 рабочих дней с даты поступления денежных средств на расчетный счет Покупателя, перечисленных заказчиком - при этом дата поступления денежных средств от заказчика Покупателю очевидно недоступна Поставщику, а значит оплаты можно ждать месяцами.
При этом для нерезидентов предусмотрена форма оплаты аккредитив, которая очевидно лучше, чем любая из перечисленных форм оплат для резидента.
Кроме того, нерезидент имеет право заключать договоры в валюте. Резидент заключая ГОДОВОЙ договор в белорусских рублях вынужден закладывать валютные риски, которые могут не наступить, но стоимость изделия увеличится.
Таким образом необходимо улучшать условия для участия резидентов, например, добавить форму оплаты аккредитив и для резидентов. Также рассмотреть возможность разрешить заключать контракты на поставку изделий импортного производства в белорусских рублях с привязкой к курсу валюты.
За время действия Указа 366 все удостоверились, что система ограничения надбавки не работает и не может работать. По этой причине, такой системы регулирования цен не существует ни в одной развитой стране мира. Ключевым фактором снижения стоимости является развитие конкуренции. Конкуренция обеспечивается за счет облегчения доступа на рынок качественной продукции. На протяжении десятков лет в РБ отсутствует облегченная (автоматическая
) регистрация мед изделий, имеющих регистрацию в странах с жесткой системой регулирования допуска медицинской продукции на рынок, таких как страны ЕС и США. Разрабатываемая ЦЭИЗ система ускоренной регистрации для таких изделий, является подменой понятий, и по факту не будет "автоматической
" и по прежнему будет требовать десятки ненужных документов, доверенностей, инспекций производств, уже проинспектирова
нных реальными, а не псевдо, экспертами крупнейших мировых регуляторов в сфере здравоохранения
. Постулирование, что стоимость медицинской регистрации в РБ, указанная в обосновании к проекту Указа, приносит доход в бюджет является абсолютным заблуждением, и по факту приносит десятки миллионов долларов убытков в год.
Снижение уровня цен на мед изделия в РБ не связано с повторным введением ограничений на надбавки для мед изделия, так как это легко обходится. Вероятно, разумно было бы рассмотреть кардинальное изменение подхода к медицинской регистрации в РБ. Ввести автоматическую и бессрочную регистрацию мед изделий, имеющих регистрацию в странах ЕС, США и, возможно, РФ. Опыт бизнес-процессов, связанных с этим, можно перенять в Эстонии, Литве, Латвии, Украине. Рассмотреть возможность освобождения ЦЭИЗ от выполняемых им бесполезных функции по формальному анализу документов, которые уже прошли проверку самых жестких мировых регуляторов в медицине. При этом переориентировать ЦЭИЗ на выполнение жесткой контрольной функцией за КАЧЕСТВОМ продукции, поставляемой на рынок РБ. В настоящее время реальный контроль за качеством поставляемой импортной продукции в РБ полностью отсутствует. Важна не процедура регистрации на бумаге, а реальное качество поставляемого продукта.
Максим Горбацевич, 09.01.2020 11:37