Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25»
- Общественное обсуждение
Модератор новостей, Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25
Использованные нормативно-прав
овые акты Республики Беларусь и рекомендации:
[1] Директива Президента Республики Беларусь 4 марта 2019 г. №8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли»;
[2] Директива Президента Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предприниматель
ской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
[3] Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2018 года № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов»;
[4] Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»;
[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2018 года № 353 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов»;
[6] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 года № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативно-прав
овых актов»;
[7] Памятка об основных подходах по подготовке проектов правовых актов Президента Республики Беларусь.
[8] СТБ 2331-2015 (ранее 2013, 2014) «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения»
1. Документ: Обоснование необходимости принятия постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее – обоснование).
В обосновании необходимости отсутствует анализ и прогноз работы строительной отрасли, в т.ч. как повлияло (на конкретных цифрах) ранее принятое постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25 и повлияет проект постановления на: качество проектов и строительства; себестоимость проектного и строительного производства; условий труда проектировщиков и строителей, охрану труда, производственны
й травматизм, социальное положение населения Республики Беларусь.
В обосновании в п.8 допущено нарушение требований НПА [6] в части его размещения для обсуждения, т.е. свободный доступ к чтению текста проекта документа был на 6 дней раньше его официального размещения на Правовом форуме Беларуси.
2. Документ: Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее – постановление и проект постановления).
Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на необходимость постоянной работы над повышением качества подготовки проектов правовых актов в целях обеспечения стабильности, комплексности
и понятности законодательств
а. Данные задачи обозначались в посланиях белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
Однако при разработке обсуждаемого проекта постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь не учтено, что одним из основополагающи
х документов был и есть СТБ 2331. Вместе с тем, если руководствовать
ся СТБ 2331, то приводим один из примеров:
- водонапорная башня высотой 28 м (типовой проект Б.901-5-2.04) относится к 3-му классу, по условиям п. 5.2.10 Мачты, башни и т. п., дымовые трубы высотой св. 30 до 200 м;
- водопроводная сеть Ø110, от водонапорной башни до деревни, без ответвлений относится к 2-му классу по условиям п. 5.2.18 Магистральная инженерная инфраструктура (за исключением указанных в 5.1.15, 5.3.27, 5.4.13, 5.4.15 и 5.5.15) и п. 3.11 - магистральная инженерная инфраструктура: инженерные сети, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения и иные объекты, транспортирующи
е транзитом ресурсы к местам их учета и распределения в районах (кварталах) жилой застройки, к территориям застройки объектами, не относящимися к многоквартирным
, одноквартирным, блокированным жилым домам (далее — иные объекты), а также отводящие от района (квартала) жилой застройки, территории застройки иными объектами использованные ресурсы;
- производственны
е здания и сооружения св. 5000 до 20 000 м2 по п. 5.3.2 отнесены к 3-му классу.
На основании СТБ-2331, многим организациям приходится претендовать на получение аттестата соответствия завышенного класса.
Для начала целесообразно было-бы, с привлечением специалистов, привести основополагающи
е документы для проекта постановления к логическому содержанию.
В проекте постановления не учтены требования Дерективы [2], в т.ч. пп. 7.3 (гибкость форм занятости), 9.1 (не ясность и не четкость НПА), 9.2 (подготовка к осуществлению деятельности, в связи с принятием НПА).
Целесообразно использовать для разработки проекта постановления документ [7], так как в размещенной на форуме редакции проекта постановления:
o нет логической последовательно
сти, облегчающей его восприятие и способствующей правильному пониманию;
o подстрочное примечание (*) вынесено в конец всего документа, а не вниз страницы;
o не применены максимально простые смысловые конструкции, для обеспечения понятности;
o одно предложение в рамках одного структурного элемента превышает рекомендуемые шесть строк;
o не применен прямой порядок слов в предложении: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены;
o применены длинные предложения;
o применены фразы сложной конструкции, c перегрузкой их придаточными предложениями и различного рода осложнениями;
o нет лексической сочетаемости слов, т.е. их смысловой совместимости;
o терминология проекта не соответствует терминологии, используемой в нормативных правовых актах большей юридической силы в частности в НПА: «Трудовой кодекс Республики Беларусь» и «Налоговый кодекс Республики Беларусь».
На основании вышеизложеного требуются уточнения:
• конкретизироват
ь возможность (невозможность) руководства организацией по договору индивидуальным предпринимателе
м, с учетом правовых актов большей юридической силы (примечания *);
• на основании примечания ** внутреннее совмещение невозможно только во время прохождения процедуры аттестации, а в дальнейшей работе это совмещение уже возможно, но если же и в дальнейшей работе совмещение невозможно, то тогда необходимо вносить изменения в ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь;
• введен новый термин «полная ставка», в связи с этим требуется внесение дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь;
• введен новый термин «основное место работы», в связи с этим требуется внесение изменений в ст. 195 Налогового кодекса Республики Беларусь и Трудовой кодекс Республики Беларусь.
• так как введение постановления, в предложенном проекте, для многих организаций повлечет обстоятельства невозможности продолжения деятельности в строительной отрасли, необходимо предусмотреть время для продолжения деятельности организации на период процедуры увольнения сотрудников;
• так как введение постановления, в предложенном проекте затрагивает нормативные правовые акты большей юридической силы, в соответствии с НПА [4] (ст.47,48) и [5] требуется проведение обязательной юридической экспертизы.
Алеся, 17.01.2020 12:37