ЭТАЛОН-ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР
Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Участвуйте в обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь и на других интернет-ресурсах:

Банк данных проектов законов Республики Беларусь Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь Министерство экономики Республики Беларусь  

Главная   –  Обсуждение проектов правовых актов  –  Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции»
Последний ответ в теме: 27.03.2020 15:32, пользователь Иван Михальчук.
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Проект правового акта: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» [PDF], финансово-эконо­мическое обоснование проекта Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 18 по 28 марта 2020 г.
Модератор новостей, 16.03.2020 16:33
0
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» (далее – Проект), отмечаем следующее.

Для принятия обоснованного и взвешенного решения о необходимости принятия данного Проекта, предлагаем разобраться со следующими вопросами:
Вопрос 1. Что такое причинение вреда.

Определение вреда как явления дано в статье 6 Уголовно-процес­суального кодекса Республики Беларусь, согласно части 2 которой для целей законодательств­а используется следующее понятие:
«Вред – физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению.».
Статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно части 1 данной статьи:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.».
Относительно рассматриваемог­о вопроса, с учетом требований вышестоящих нормативных правовых актов (Гражданского кодекса и Конституции), наиболее полное определение причинения окружающей среде вреда дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон):
«Вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антроп­огенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательств­а.».
Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.».
«Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.».
Кроме того, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь:
«Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйств­енного назначения находятся в собственности государства.».
«Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.».
Статьей 1 Закона дано определение компонентов природной среды:
«Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.».
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- причинение вреда происходит компонентам природной среды, находящимся, в том числе, в исключительной собственности государства;
- причинение вреда происходит по вине физических и юридических лиц, в связи с неисполнением требований законодательств­а об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- государство осуществляет функции управления и использования компонентов природной среды и функции контроля за соблюдением законодательств­а об охране окружающей среды.

Вопрос 2. Что такое возмещение вреда.

Согласно статье 101 Закона:
«Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.».
Порядок возмещения вреда установлен статьей Статья 1013 Закона, согласно абзацу второму которой:
«До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательств­ом, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.».

Таким образом, в случае отсутствия добровольного возмещения, в настоящее время законодательств­ом признается исключительный судебный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Далее, статьей 41 Хозяйственно-пр­оцессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) установлена подведомственно­сть споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Согласно абзацу второму данной статьи, к хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры о возмещении убытков, вреда.
Кроме того, статьей 4 ХПК определено, что задачами судопроизводств­а в судах, рассматривающих экономические дела, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателе­й, а также прав и законных интересов Республики Беларусь.

В тоже время пунктом 3 Проекта предполагается:
«3. Делегировать Межведомственно­й комиссии по освобождению юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.».

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:
Проектом предусмотрена подмена компетенции и нарушение принципа разделения ветвей власти. Фактически, межведомственно­й комиссии делегируются полномочия судебной власти, не предусмотренные в настоящее время законодательств­ом. Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь:
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Принятие Проекта приведет, фактически, к образованию чрезвычайного суда, наделенного полномочиями выдавать привилегированн­ое положение гражданам и субъектам хозяйствования. Проект не содержит объективных и прозрачных критериев работы Межведомственно­й комиссии.

Более того, финансово-эконо­мическое обоснование к Проекту содержит сведения, что принятие Указа не повлечет изменения величины доходов и величины расходов республиканског­о и местного бюджета в 2020-2023 гг., что является в корне неверным. Так, согласно данным http://www.minpriroda.gov.by/ru/news-...egii-2888/ в 1 полугодии 2019 г. органами Минприроды к административно­й ответственности привлечено 527 виновных лиц на общую сумму 133 609,75 рублей, выявлено 9 фактов причинения вреда окружающей среде на сумму 25 580,32 рублей. В случае работы Межведомственно­й комиссии данные суммы могут быть необосновано исключены их республиканског­о и местных бюджетов.
Кроме того, установленные таксы за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, во многом являются сдерживающим фактором для нарушителей, особенно в сферах лесного права и охотничьего и рыболовного хозяйства.
Принятие Проекта в настоящее время необоснованно: отсутствует анализ фактов причинения окружающей среде вреда за последние 3-5 лет, нет разреза по привлеченным субъектам по формам собственности.
Учитывая, что основными нарушителями природоохранног­о законодательств­а, влекущими за собой причинение вреда, являются крупные промышленные и сельскохозяйств­енные предприятия, находящиеся в подавляющем большинстве случаев в государственной собственности, создается ситуация неравной конкуренции, что противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предприниматель­ства».

На основании изложенного, допустимо сделать следующие выводы:

1). Проект противоречит требованиям действующего законодательств­а, установленному единому порядку подсудности дел.

2). Проект предусматривает передачу судебных функций от общих судов (в случае нарушений физическими лицами) и хозяйственного суда (в случае нарушений юридическими лицами) органам исполнительной власти, не наделенными подобными полномочиями.

3). Проект необоснован в части изменения величины доходов и расходов республиканског­о и местного бюджетов, что существенно скажется на качестве и количестве природоохранных мероприятий, проводимых за данный счет.

4). Проект не содержит объективных прозрачных критериев, по которым юридические лица и граждане могут быть освобождены (или не освобождены) от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.

5). Проект создает неравные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности и будет способствовать увеличению числа нарушений природоохранног­о законодательств­а, создаст условия для коррупционных проявлений.

от имени АПБ и других общественных экологических организаций
Александр Винчевский, 24.03.2020 21:14
8
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Модератор новостей, Добрый день. Считаю проект этого указа обсурдным. Здесь приследуется прямая жажда наживы сейчас жертвуя будущем страны. Также он создает благоприятную почву для развития коррупции в отрасли.
Юрий, 27.03.2020 11:58
2
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Данный закон по сути своей разрешит свободно ухудшать экологию и не нести за этого должного наказания. Экономическая выгода отдельных субъектов хозяйствования не должна быть выше национальных интересов страны
Илья Лобачевский, 27.03.2020 12:00
3
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Цитата
Александр Винчевский:

Рассмотрев проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» (далее – Проект), отмечаем следующее.

Для принятия обоснованного и взвешенного решения о необходимости принятия данного Проекта, предлагаем разобраться со следующими вопросами:
Вопрос 1. Что такое причинение вреда.

Определение вреда как явления дано в статье 6 Уголовно-процес­­суального кодекса Республики Беларусь, согласно части 2 которой для целей законодательств­­а используется следующее понятие:
«Вред – физический, имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению.».
Статьей 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлены общие основания ответственности за причинение вреда. Согласно части 1 данной статьи:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.».
Относительно рассматриваемог­­о вопроса, с учетом требований вышестоящих нормативных правовых актов (Гражданского кодекса и Конституции), наиболее полное определение причинения окружающей среде вреда дано в статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон):
«Вред, причиненный окружающей среде, – имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антроп­­огенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательств­­а.».
Согласно статье 46 Конституции Республики Беларусь:
«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.».
«Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.».
Кроме того, согласно статье 13 Конституции Республики Беларусь:
«Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйств­­енного назначения находятся в собственности государства.».
«Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.».
Статьей 1 Закона дано определение компонентов природной среды:
«Компоненты природной среды – земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.».
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
- причинение вреда происходит компонентам природной среды, находящимся, в том числе, в исключительной собственности государства;
- причинение вреда происходит по вине физических и юридических лиц, в связи с неисполнением требований законодательств­­а об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- государство осуществляет функции управления и использования компонентов природной среды и функции контроля за соблюдением законодательств­­а об охране окружающей среды.

Вопрос 2. Что такое возмещение вреда.

Согласно статье 101 Закона:
«Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.».
Порядок возмещения вреда установлен статьей Статья 1013 Закона, согласно абзацу второму которой:
«До обращения в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке, установленном законодательств­­ом, государственный орган, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, иная государственная организация в пределах своей компетенции предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.».

Таким образом, в случае отсутствия добровольного возмещения, в настоящее время законодательств­­ом признается исключительный судебный порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Далее, статьей 41 Хозяйственно-пр­­оцессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) установлена подведомственно­­сть споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Согласно абзацу второму данной статьи, к хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры о возмещении убытков, вреда.
Кроме того, статьей 4 ХПК определено, что задачами судопроизводств­­а в судах, рассматривающих экономические дела, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателе­­й, а также прав и законных интересов Республики Беларусь.

В тоже время пунктом 3 Проекта предполагается:
«3. Делегировать Межведомственно­­й комиссии по освобождению юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.».

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:
Проектом предусмотрена подмена компетенции и нарушение принципа разделения ветвей власти. Фактически, межведомственно­­й комиссии делегируются полномочия судебной власти, не предусмотренные в настоящее время законодательств­­ом. Согласно статье 109 Конституции Республики Беларусь:
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Принятие Проекта приведет, фактически, к образованию чрезвычайного суда, наделенного полномочиями выдавать привилегированн­­ое положение гражданам и субъектам хозяйствования. Проект не содержит объективных и прозрачных критериев работы Межведомственно­­й комиссии.

Более того, финансово-эконо­­мическое обоснование к Проекту содержит сведения, что принятие Указа не повлечет изменения величины доходов и величины расходов республиканског­­о и местного бюджета в 2020-2023 гг., что является в корне неверным. Так, согласно данным http://www.minpriroda.gov.by/ru/news-...egii-2888/ в 1 полугодии 2019 г. органами Минприроды к административно­­й ответственности привлечено 527 виновных лиц на общую сумму 133 609,75 рублей, выявлено 9 фактов причинения вреда окружающей среде на сумму 25 580,32 рублей. В случае работы Межведомственно­­й комиссии данные суммы могут быть необосновано исключены их республиканског­­о и местных бюджетов.
Кроме того, установленные таксы за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, во многом являются сдерживающим фактором для нарушителей, особенно в сферах лесного права и охотничьего и рыболовного хозяйства.
Принятие Проекта в настоящее время необоснованно: отсутствует анализ фактов причинения окружающей среде вреда за последние 3-5 лет, нет разреза по привлеченным субъектам по формам собственности.
Учитывая, что основными нарушителями природоохранног­­о законодательств­­а, влекущими за собой причинение вреда, являются крупные промышленные и сельскохозяйств­­енные предприятия, находящиеся в подавляющем большинстве случаев в государственной собственности, создается ситуация неравной конкуренции, что противоречит требованиям Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предприниматель­­ства».

На основании изложенного, допустимо сделать следующие выводы:

1). Проект противоречит требованиям действующего законодательств­­а, установленному единому порядку подсудности дел.

2). Проект предусматривает передачу судебных функций от общих судов (в случае нарушений физическими лицами) и хозяйственного суда (в случае нарушений юридическими лицами) органам исполнительной власти, не наделенными подобными полномочиями.

3). Проект необоснован в части изменения величины доходов и расходов республиканског­­о и местного бюджетов, что существенно скажется на качестве и количестве природоохранных мероприятий, проводимых за данный счет.

4). Проект не содержит объективных прозрачных критериев, по которым юридические лица и граждане могут быть освобождены (или не освобождены) от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции.

5). Проект создает неравные условия для субъектов хозяйствования разной формы собственности и будет способствовать увеличению числа нарушений природоохранног­­о законодательств­­а, создаст условия для коррупционных проявлений.

от имени АПБ и других общественных экологических организаций




Полность с Вами согласен.
Юрий, 27.03.2020 12:03
2
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Считаю данный проект указа потворствующим коррупционной составляющей. Он не должен и не может быть принят следуя здравому смыслу. По субъективному мнению данный проект создан для продвижения и поддержки недобросовестны­х предпринимателе­й. В перспективе может повлечь последствия на здоровье населения.
Алексей, 27.03.2020 12:23
1
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Считаю этот вредным и требую привлечь к уголовной ответственности инициаторов данного предложения. При нанесении ущерба окружающей среды предлагаю увеличить наказание в размере от 1000 базовых величин вне зависимости от формы собственности.
андрей, 27.03.2020 13:02
0
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Таго, хто стварыў гэты праект прыцягнуць да адказнасці за плануемы замах на навакольнае асяроддзе! У якой краіне Еўропы такое магчыма? Наадварот, зараз на першае месца выходзіць ахова прыроды!!! Гэта наш агульны дом! Як можна ў ім гадзіць і за гэта не несці адказнасць. Дакумент падвяргае навакольнае асяроддзе сапраўднай рызыцы ад кампаній, якія жывуць па прынцыпу "пасля нас хоць патоп"
Аляксей Дужы, 27.03.2020 14:39
0
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Модератор новостей, считаю воплощение в жизнь этого указа неприемлемым. Он создает поле для коррупции и безконтрольному подрыву экологии страны.
Владимир Минлевич, 27.03.2020 14:45
0
Закрыто: Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции» - Общественное обсуждение
Данный указ нацелен на безнаказанное уничтожения природы и всей экологии в принципе! Главная суть указов и законов в том, что каждый человек, кем бы он ни был, должен отвечать за свои поступки, а если данный указ дает поблажку каким либо людям, то он полностью уничтожает доктрину равенства перед законом! Каждый человек должен понимать, что нанеся вред экологии(котора­я является достоянием всех людей) должен поплатится за это! Неотвратимость наказания - лучшая профилактика преступления!
Иван Михальчук, 27.03.2020 15:32
1
 

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться.

Зарегистрироваться


Главная   –  Обсуждение проектов правовых актов  –  Проект Указа Президента Республики Беларусь «О порядке освобождения юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателе­й, от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, стоимости незаконно добытой продукции»