Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года»
- Общественное обсуждение
Занимаемся организацией орнитологически
х и природных туров по Беларуси для туристов из стран Европы, Северной Америки, Австралии. Предлагаем учесть слеюущее:
1) В стратегии нет уточнения, что понимается под термином «экологический туризм». Это может затруднить понимание необходимых мер по его развитию.
2) В стратегии имеет смысл разделить агротуризм и экологический туризм как отдельные направления со своей спецификой, соответственно меры по развитию этих видов туризма будут различаться.
3) В стратегии упомянуто лидерство Беларуси в сегменте экологического и агроэкотуризма. На каких данных основывается это лидерство? Протяженность экотроп, выручка от подобного туризма, количество туристов в этом сегменте не указывают на лидирующие позиции Беларуси.
4) В комплекс мер по развитию экологического туризма должны входить, в том числе следующие меры:
- исследование мирового рынка (маркетинговое исследование) на предмет, какие ландшафты, виды флоры и фауны, особенности природы Беларуси способны привлечь потребителя, заставить иностранного туриста приехать в Беларусь, каков демографический портрет экологического туриста. Исходя из результатов этого исследования разрабатывать маршруты и предложения.
- модернизация гостиниц в районных центрах и сельской местности. Часто при проведении экологических и природных туров иностранных туристов негде расселить, имеющийся номерной фонд не соответствует минимальным стандартам иностранных туристов (отсутствие удобств в номере и т.д.), объема номерного фонда не хватает, чтобы расселить группу из 10-20 человек в одно/двухместны
е номера.
- разработка мер по повышению качества оказываемых услуг ООПТ (проведения природных экскурсий), за которые уже на данный момент взимается существенная плата. Часто ООПТ получают плату за посещение и сопровождение туристических групп, но при этом работники не обладают достаточными компетенциями, чтобы качественно провести экскурсию: не знают флору и фауну своей территории, не могут показать заявленные виды птиц и животных, не могут интересно рассказать о природе и экологии местности, не говорят на иностранных языках и не заинтересованы в приобретении таких навыков. При этом тарифы за посещение таких территорий достаточно высоки, чтобы негативно влиять на спрос на посещение таких территорий.
- разработка мер по стимулированию заинтересованно
сти, особенно материальной заинтересованно
сти, у работников ООПТ в формировании навыков и компетенций проведения природных экскурсий
- усиление охранного статуса ООПТ в целях сохранения их туристического потенциала, недопущение причинения вреда территориям ООПТ инфраструктурны
ми проектами. Например, проект Е-40 (строительство судоходной трассы через Припять) уничтожит уникальный для Европы и всего мира ландшафт Полесья и сведет высокий туристический потенциал этого региона. На данный момент Полесье и пойма Припяти уже представляет собой важную дестинацию экологического туризма для граждан стран Европы, Северной Америки и Австралии и является отличной основной для формирования туристического кластера. Проект Е-40 ставит под угрозу развитие региона.
5) Охотничий туризм значительно снижает потенциал развития орнитологическо
го и природного туризма.
- Охотничий туризм и особенно разрешенная весенняя охота создаёт негативный имидж стране и влияет на решение любителей экологического туризма посетить территорию. Например, иностранные орнитологически
е и природные туристы сознательно избегают посещения Национального парка «Припятский», зная, что в этом парке активно проводится охота для иностранных гостей.
- Охота изменяет поведение птиц и зверей, они ведут себя более беспокойно, что снижает возможность их показа природным и орнитологически
м туристам.
- Охота снижает численность птиц и зверей, главных ценностей для природных и орнитологически
х туристов. Например, глухарь является тем видом, ради которого в Беларусь готовы приехать иностранные орнитологически
е и фото-туристы, но его численность сокращается по всей стране из-за охоты и вырубок.
- Стратегия должна учитывать, что со сменой поколений интерес к охотничьему туризму в мире будет снижаться, а к экологическому туризму расти, и исходя их з этого расставлять приоритеты.
6) Перспективной мерой по привлечению иностранных туристов будет введение безвизового передвижения иностранных граждан в железнодрожном сообщении и расширение железнодорожног
о сообщения со странами ЕС. С ростом обеспокоенности проблемой изменения климата в последние годы растёт спрос на пассажирские железнодорожные перевозки со стороны граждан ЕС, в том числе для приезда в Беларусь.
7) Важнейшими мерами по совершенствован
ию качества предоставляемых туристических услуг (а значит и туристического имиджа страны) являются меры по стимулированию заинтересованно
сти, особенно материальной заинтересованно
сти, персонала объектов туристической индустрии. Материально не заинтересованны
е сотрудники гостиниц, общепита не стремятся качественно и гибко выполнять свои обязанности, не заинтересованы в развитии своих навыков и компетенций в оказании туристических услуг и создании образа радушных, гостеприимных и профессиональны
х хозяев.
Valeryia, 30.03.2020 23:30