Проект Декрета Президента Республики Беларусь «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (изменения в Декрет о развитии предпринимательства в части обращения с отходами производства)
- Общественное обсуждение
Внесением изменений в Декрет №7 увеличивается нагрузка на индивидуальных предпринимателе
й и микроорганизаци
й, что идет в противоречие требованиям Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предприниматель
ства» от 01.07.2020 №148.
Предлагаемые изменения в Декрет 7 устанавливают несколько противоречивые нормы ведения бизнеса, что в свою очередь противоречат сути Декрета № 7.
В результате осуществления любого вида деятельности образуются отходы, если принимать во внимание термины и их определения, установленные Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами», которые подготавливаютс
я субьектом хозяйствования (собственником отходов) для использования, например, тюкованием макулатуры для удобства транспортировки
, прессованием ПЭТФ-бутылки для удобства транспортировки
, разборкой мебели (стульев и иных видов) с целью отделения металла, ткани, полимеров и передачи их на объекты использования/з
ахоронения. Соответственно подготовка- самостоятельный процесс, осуществляющий любым субъектом хозяйствования, как индивидуальным предпринимателе
м, так и микроорганизаци
ей, так и просто организацией.
Иные примеры.
Пример 1. Если в микроорганизаци
и или у индивидуального предпринимателя
, который ведет подготовку, использование, или обезвреживание отходов в штате числится 4 специалиста, из них 2 рабочих, как возможно распределение ответственности между ними? Возложение ответственности на работников в микроорганизаци
и и у ИП противоречит абзацу 7 п.1 Декрета №7 от 23.11.2017, в котором основным принципом микроорганизаци
й и ИП является персонализация ответственности руководителя.
Пример 2. Микроорганизаци
и, занимающиеся переработкой древесины образуют отходы от распиловки, отходы коры, отходы смеси нефтепродуктов от эксплуатации оборудования, изношенные шины от эксплуатации оборудования, при этом основываясь на положениях Декрета №7 могут хранится в местах временного хранения отходов, расположенные в пределах земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и допустимое количество накопления отходов производства не устанавливается
, отходы не должны инвентаризирова
ться, вести их учет, разрабатывать нормативы образования отходов производства и т.д.
Пример 3. Микроорганизаци
и, занимающиеся строительно-мон
тажными работами, сносом зданий и сооружений, образуют большое количество строительных отходов, которые также могут в любых объемах накапливаться на строительных объектах при этом им не потребуется разработка природоохранной документации: инвентаризация отходов, назначение ответственных об обращении с отходами, расчет нормативов образования отходов, разработка инструкций по обращению с отходами производства и др.
Данные примеры отражают, отсутствие необходимости внесения изменений в Декрет №7, так как имеются иные производства, у которых объемы образования и обращение с отходами схоже с деятельностью по подготовке, использованию и (или) обезвреживанию отходов и не понятно почему, одним субъектам хозяйствования не требуется разработка природоохранной документации, а переработчикам – требуется.
Соответственно возникают дополнительные обязанности, что влечет увеличение себестоимости и соответственно падает конкурентоспосо
бность продукции у всех микроорганизаци
й и индивидуальных предпринимателе
й, что на наш взгляд, противоречит основным посылам для развития предприниматель
ства, заложенным в Декрет № 7.
Также хотим отметить, что Общегосударстве
нный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» в полной мере не содержит классификацию деятельности по подготовке, захоронению, обезвреживанию и (или) использованию отходов, что вызовет соответствующие затруднения в соотнесении указанной деятельности.
Деятельность микроорганизаци
й и индивидуальных предпринимателе
й в части использования отходов в настоящее время поставлено в неравные условия. Так, деятельность по использованию отходов 1-3 класса опасности, обезвреживанию отходов 1-3 класса опасности, отнесена к экологически опасной деятельности. При том, что использование отходов 4 класса опасности и неопасных отходов, а равно и обезвреживание отходов 4 класса опасности и неопасных не отнесено к экологически опасной деятельности. При этом, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», при осуществлении экологически опасной деятельности организация должна создавать службу охраны окружающей среды. При этом в соответствии с требованиями законодательств
а о труде, служба – количество не менее 3 человек. Соответственно, индивидуальные предприниматели не могут осуществлять указанную деятельность. При этом микроорганизаци
я, осуществляющая соответствующую деятельность при использовании/о
безвреживании отходов 4 класса опасности и неопасных такую службу иметь не должна и собственно, такую деятельность может осуществлять и индивидуальный предприниматель
. Вместе с тем, например, технологии использования - дробления в щепу древесных отходов 4 и 3 класса опасности аналогичны. При этом разные требования по штатному составу и составу документации.
Сама формулировка «деятельности по подготовке, захоронению, обезвреживанию и (или) использованию отходов» предусматривает собой деятельность включающую деятельность по подготовке отходов и захоронению отходов и обезвреживанию отходов и (или) использованию отходов либо это независимые виды деятельности – подготовка отходов, захоронение отходов, обезвреживание отходов, использование отходов как индивидуальные виды деятельности.
В соответствии с технологиями эксплуатации объектов захоронения отходов, утвержденное Минприроды, Минжилкомхозом и иными заинтересованны
ми органами государственног
о управления, штат эксплуатации составляет не менее 25 человек, что соответственно никак не может быть отнесено к деятельности микроорганизаци
й и индивидуальных предпринимателе
й.
Подводя итог всему описанному считаем, что предлагаемые изменения трудоемкие для исполнения и при этом будут ущемлены права одних микроорганизаци
й и индивидуальных предпринимателе
й к другим микроорганизаци
ям и индивидуальным предпринимателя
м. Основываясь на вышеизложенном и руководствуясь статьей 14, статьей 22 Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предприниматель
ства» от 01.07.2020 №148 предлагаем рассмотреть наши замечания и уравновесить права всех индивидуальных предпринимателе
й и микроорганизаци
й.
Дополнительно для совершенствован
ия деятельности в области обращения с отходами предлагаем следующее:
Установить нормативный срок временного хранения отходов с учетом опасных свойств на уровне акта законодательств
а (например в дополнительный столбец в Классификаторе отходов, образующихся в республике Беларусь) и массу накопления транспортной единицы. В настоящее время данный вопрос полностью не урегулирован, трактуется в разных территориальных органах Минприроды на усмотрение инспектора, нет единообразия применения законодательств
а. Отсутствуют методики расчета объемов допустимого накопления.
Более детально закрепить на уровне актов законодательств
а термин и его определение (подготовка отходов). В настоящее время дан термин, его определение и больше ничего. Кроме того, требований по отражению указанной деятельности по обращению с отходами отсутствует в Инструкции по обращению с отходами, разработка которой осуществляется в соответствии с постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды №45 и соответствующим актом законодательств
а не установлено.
Определить единые требования в области отнесения к экологически опасной деятельности в зависимости от технологий использования и опасности для компонентов окружающей среды.
Четко разграничить понятие хранение отходов. На сегодняшний день в Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» объекты хранения отходов – сооружения, предназначенные для хранения отходов. Хранение отходов в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» содержание отходов в местах временного хранения отходов, на объектах хранения отходов до их перевозки на подготовку, захоронение, обезвреживание и (или) использование. Контролирующие органы могут трактовать, что временное хранение должно осуществляться на объектах хранения отходов и в соответствии с требованиями природоохранног
о законодательств
а требуется их регистрация в реестре хранения отходов и получение разрешения на хранение, т.е. каждый контейнер, урна и площадка для временного хранения должны быть зарегистрирован
ы в реестре хранения, а следовательно на каждую урну, контейнер, площадку необходима разработка проектной документации с прохождением государственной экологической экспертизы.
Светлана, 21.12.2020 16:35