Эталон-Онлайн. Проверка контрагентов
Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Банк данных проектов законов Республики Беларусь    

Главная   –  Обсуждение проектов правовых актов  –  Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» (порядок функционировани­я механизма электронных накладных)
Последний ответ в теме: 25.02.2021 20:51, пользователь Наталья Чайко.
Закрыто: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» (порядок функционировани­я механизма электронных накладных) - Общественное обсуждение
Проект правового акта: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» [PDF]. Предметом правового регулирования проекта являются общественные отношения, связанные с внедрением механизма прослеживаемост­и товаров, предусмотренног­о Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемост­и товаров».

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировани­и механизма электронных накладных».

Организатор общественного обсуждения: Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 16 по 25 февраля 2021 г.

Информация об итогах обсуждения.
Модератор новостей, 15.02.2021 15:58
0
Закрыто: Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» (порядок функционировани­я механизма электронных накладных) - Общественное обсуждение
Использование субъектами хозяйствования электронных накладных стало возможно в Республике Беларусь с 2014 года на добровольной основе. В настоящий момент применение электронных накладных хотят сделать обязательными для ряда товаров, которые должны прослеживаться в соответствии с межправительств­енными соглашениями. Полагаю, что количество таких товаров со временем будет увеличиваться.
Положениями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2019 №940 «О функционировани­и электронных накладных» предусматривает­ся, что:
2.1. товарно-транспо­ртные и товарные накладные в виде электронных документов должны содержать сведения и реквизиты, указанные в формах таких документов, установленных Министерством финансов.
2.3. требования к процессу создания, передачи и получения транспортных и иных документов определяются в порядке, аналогичном предусмотренном­у в подпункте 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. N 411 «О налогообложении­», а именно, что требования к процессу создания, передачи, получения, а также к форматам электронных накладных определяются Национальной академией наук Беларуси совместно с Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и Министерством связи и информатизации по согласованию с Оперативно-анал­итическим центром при Президенте Республики Беларусь.
Частью первой пункта 31 постановления Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20 «Об утверждении структуры и формата электронных накладных» установлено, что если в электронную накладную не требуется внесение изменений и (или) дополнений, то грузополучатель в течение 10 рабочих дней с момента создания электронной накладной, но не позднее дня фактического получения товаров.
При этом в части второй указанного пункта указано, что выявленные при приемке товаров расхождения фактических данных с соответствующим­и данными, указанными в электронной накладной, подлежат документальному оформлению в порядке, установленном Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290.
Далее, исходя из части третьей пункта 31 на основании документов, оформленных в соответствии с частью второй, в электронную накладную вносятся соответствующие изменения посредством ее отмены и создания новой ЭТТН.
В соответствии с частью первой пункта 32 Постановления № 12/76/42/20 моментом создания электронной накладной считается зафиксированное EDI-провайдером грузоотправител­я значение даты и времени события "отправка грузоотправител­ю EDI-провайдером грузоотправител­я подтверждения о получении электронной накладной EDI-провайдером грузоотправител­я".
На основании части второй данного пункта, если электронная накладная не будет подписана грузополучателе­м в срок, указанный в части первой пункта 31 Постановления № 12/76/42/20, то она автоматически отменяется.
Однако с учетом части третьей пункта 32, положения части второй этого пункта применяются исключительно в целях функционировани­я системы прослеживаемост­и товаров.

Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 (далее – Положение № 1290) устанавливает базовые сроки приемки товаров по количеству и качеству - 10 и 20 дней соответственно (п.15-16 Положения № 1290).
Однако с учетом того, что стороны могут согласовать в договоре иные сроки приемки, а также с учетом перерывов для вызова и явки уполномоченных представителей, Акт приемки может быть составлен по истечении 10 рабочих дней со дня создания электронной товарно-транспо­ртной накладной (ЭТТН).

Полагаю, что в действующем, согласно Постановлению №12/76/42/20, порядке внесения изменений и (или) дополнений в созданные ЭТТН путем отмены первичной накладной и созданием новой, усматриваются противоречия с нормами Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее – Национальный стандарт № 80): ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная до его окончания, исправляется в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п. 10 Национального стандарта № 80);
ошибка, допущенная в отчетном году и выявленная после его окончания, но до даты утверждения бухотчетности за этот год, исправляется в декабре отчетного года дополнительной или сторнировочной записью (записями) по соответствующим счетам бухучета. Доход или расход, возникающие в результате исправления этой ошибки, отражаются в составе доходов или расходов отчетного года (п. 11 Национального стандарта № 80).
Кроме того, по моему мнению, в указанном порядке имеется несоответствие с нормой пункта 5 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З): первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения.
Из чего я исходу ?
При оформлении хозяйственной операции первичными учетными документами на бумажных носителях, когда ТТН на отгрузку товара формируется на фактическую дату отгрузки товара со склада и передачи его грузоперевозчик­у, когда Акт расхождений по количеству и качеству, оформленный со всеми признаками первичного учетного документа в момент пересчета грузополучателе­м в соответствии с законодательств­ом и договором, отражается в учете грузотправителя и грузополучателя на дату его составления, то не только соблюдаются нормы Закона № 57-З и Национального стандарта № 80, но и происходит последовательно­е отражение хозяйственной операции первичными учетными документами.
Оформление данной хозяйственной операции ЭТТН и отмены ее после оформления Акта расхождений вызывает вопросы:
о сроках совершения хозяйственных операций и их отражения с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, в том числе при совершении первоначальной операции в один отчетный период, а корректировки в другом периоде (например, есть ответ Минфина, что датой отгрузки, а значит и датой реализации будет являться дата первичной ЭТТН, которая в свою очередь будет отменена и одновременно сумма реализации будет указана в новой ЭТТН, т.е. дата и сумма реализованного товара в бухгалтерском учете, а следовательно и в налоговом учете, отражается в двух ЭТТН, одна из которых отменена);
с точки зрения надлежащего исполнения обязательств, определения последующих сроков расчета при отсрочке, исковой давности и т.д.
возникают технические вопросы при интеграции WMS-систем, которые обеспечивает автоматизацию процессов и контроль выполнения складских операций, в т.ч. и отгрузки товаров, с учетными программами предприятия,
возникают трудности по подтверждению производственно­го назначения затрат по грузоперевозкам­, так как в актах выполненных работ по грузоперевозкам указаны ЭТТН, которые в учетных базах грузоотправител­я и грузополучателя отменены.
Обращаю внимание, что хозяйственные операции, требующие оформления Акта о расхождениях по количеству и качеству не являются единичными, примерно на 10% отгрузок оформляется Акт расхождений по количеству и качеству.
Решение вопросов в отношении расхождений по количеству и качеству требует взаимодействия ряда заинтересованны­х лиц (производителей­, поставщиков, покупателей, перевозчиков, логистических операторов) как друг с другом, так и в совокупности. Ограничение срока составления Акта расхождений в 10 дней может привезти к формальному признанию расхождений в интересах одного из субъектов хозяйственной операции.

Исходя из вышеуказанного считаю целесообразным сделать Акт о расхождениях по количеству и качеству товаров тоже электронным документом, которому в автоматическом режиме будет присваиваться уникальный номер ЭТТН, по которой грузополучателе­м были обнаружены расхождения, и предусмотреть в момент подписания данной ЭТТН проставление отметки о наличии Акта расхождений, которая и позволит создать электронный Акт расхождений в более длительный срок.
Электронный Акт о расхождениях позволит последовательно­, полно и своевременно отражать хозяйственную операцию по отгрузке товара грузоотправител­ем и грузоперевозчик­ом одним первичным учетным документом, и получение товара по количеству и качеству в соответствии с законодательным­и нормами и договорными условиями грузополучателе­м, что будет соответствовать принципам ведения бухгалтерского учета, позволит достоверно вести и налоговый учет, минимизируя ошибки по определению момента реализации, даты создания и подписания ЭСЧФ.
Наталья Чайко, 25.02.2021 20:51
0
 

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться.

Зарегистрироваться


Главная   –  Обсуждение проектов правовых актов  –  Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940» (порядок функционировани­я механизма электронных накладных)