Эталон-Онлайн. Проверка контрагентов
Логин

Пароль
   Вход  и      Регистрация

Банк данных проектов законов Республики Беларусь    

по
Юрист Новичок Рейтинг: 3,10
В настоящее время в Республике Беларусь активно развивается бизнес, в связи с чем отношения по созданию и прекращению деятельности субъектов хозяйствования представляются особенно важными. Процедура государственной регистрации и ликвидации должна быть урегулирована максимально четко и ясно.

Ознакомившись с предлагаемым Проектом закона, его обоснованием и проанализировав действующее законодательство отмечаем следующее.

Из легальных определений Декрета Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее –Декрет) и Проекта закона видно, что сфера регулирования актов одинаковая, однако первый издается в силу особой необходимости и по упрощенной процедуре. Принятие Декрета было обусловлено большим количеством разнородных актов, регулирующих государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, а также острой необходимостью либерализации законодательства в этой сфере. С момента принятия декрета прошло более 10 лет, и мы полагаем, что за время его применения накопилось достаточное количество практики для усовершенствования норм декрета и облечения их в форму закона.

Проектом закона решается ряд практических проблем:
1. при подаче иска о признании государственной регистрации юридического лица недействительной не всегда одновременно заявляется требование о его ликвидации. В случае признания государственной регистрации недействительной само лицо не всегда принимает решение о ликвидации. В итоге складывается ситуация, когда фактически продолжает существовать юридическое лицо, государственная регистрация которого признана недействительной. Абз. 4 подп. 1.3 п. 1 ст. 33 Проекта закона уполномочивает регистрирующий орган на ликвидацию такого юридического лица;
2. существует практика не регистрации юридическими лицами изменений в устав в связи с выходом участника, в итоге таким участникам не выплачивается часть причитающейся прибыли. Такое ущемление прав вынуждало вышедших участников обращаться в суд. Проект закона предусматривает необходимость подачи заявления о выходе из состава участников нотариусу, в связи с чем регистрация изменений в устав обязательно произойдет. Такое изменение защитит права вышедших участников и уменьшит нагрузку судов по рассмотрению такого рода дел;
3. в случае смерти индивидуального предпринимателя (ИП) для исключения его из ЕГР необходимо участие иных лиц (как правило, родственников). П. 9 ст. 40 Проекта закона упрощает данную процедуру: регистрирующий орган сможет получить информацию о смерти из регистра населения и оперативно исключить умершего ИП из ЕГР.

Помимо положительных изменений Проект закона содержит ряд спорных моментов:
1. п. 3 ст. 9 Проекта закона. Представляется нецелесообразной постановка выбора языка ведения ЕГР в зависимости от программно-техническ­их условий и языка принятия нормативных правовых актов, используемых при ведении регистра. В такой формулировке усматривается игнорирование положений Закона «О языках в Республике Беларусь» (далее – Закон о языках). В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о языках Республика Беларусь обеспечивает всестороннее развитие и функционирование белорусского и русского языков во всех сферах общественной жизни. Программно-техническ­ие условия и язык принятия нормативных правовых актов, используемых при ведении ЕГР, не должны быть причиной его ведения на одном из государственных языков. Ведение ЕГР именно на двух государственных языках обеспечит право заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на пользование национальным языком и выбор языка общения (ст. 3 Закона о языках).
Работники государственных органов должны владеть белорусским и русским языками в объеме, необходимом для выполнения ими своих служебных обязанностей (ст. 4 Закона о языках);
2. ч. 2 ст. 5 Проекта закона. Либерализация в отношении регистрации небанковских кредитно-финансовых организаций (НКФО) вызывает сомнения. Полагаем, что она должна осуществляться Национальным банком Республики Беларусь, поскольку такие организации осуществляют функции, схожие с функциями банков. НКФО должны находиться под контролем компетентного органа, в том числе в момент регистрации в силу особенностей и значимости деятельности таких организаций. Особенности государственной регистрации НКФО, как и банков, на данный момент урегулированы гл. 9 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З;
3. абз. 4 п.1 ст. 10 Проекта закона. По нашему мнению, в ЕГР должны содержаться сведения о реорганизации юридических лиц, а не о начале процедуры реорганизации. Формулировка «начало процедуры реорганизации» является более узкой, чем «реорганизация». Необходимость в закреплении в ЕГР сведений о стадии начала реорганизации отсутствует, поскольку их можно включить в сведения о реорганизации. Это обусловлено отсутствием в законодательстве таких действий, которые должны быть произведены при реорганизации в строго определенный срок (например, как двухмесячный срок для предъявления требований к должнику с момента опубликования сообщения об открытии конкурсного производства). В связи с этим предлагаем также исключить статью 23 Проекта закона, поскольку не видим нужды в данной норме;
4. п. 1 ст. 20 Проекта закона. Сокращен срок государственной регистрации в устав юридического лица. Предлагаемый 15-дневный срок представляется слишком коротким, поскольку, например, при смене собственника частного унитарного предприятия внесению изменений будет предшествовать ряд действий, который может не уложиться в 15-дневный срок (подготовка документов, совершение регистрационных действий для создания предприятия как имущественного комплекса, уведомление государственных органов и иных организаций о смене собственника и другие);
5. подп. 2.2 п. 2 ст. 43 Проекта закона. Предлагается придать официальное значение адресу электронной почты юридического лица. Он будет внесен в ЕГР, а юридическое лицо будет нести риск последствий неполучения юридически значимых сообщений. Полагаем, что направление юридически значимых сообщений на адрес электронной почты должно быть факультативным по отношению к их направлению по юридическому адресу.
 
Ознакомившись с Проектом и Обоснованием необходимости его принятия выражаем следующее мнение.

В проекте указано, что Постановление разработано в целях выполнения международных обязательств Республики Беларусь и в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 года № 100 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение № 100).

Решением № 100 дополняется Решение № 30 Приложением N 22, которое содержит Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта (далее – Положение).

Положение устанавливает, что ввоз на таможенную территорию ЕАЭС данных средств осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выдаваемого уполномоченным органом государства-члена (п. 3, 10).
Требования к такому разрешительному документу определены в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (далее – Решение № 45).

1. Обращаем внимание на изложение п. 2 Решения № 45: «установить, что заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, применяется в случаях, предусмотренных положениями о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывозе с таможенной территории Союза отдельных товаров (приложения N 3 - 12, 15 - 21 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30), включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)…».

Во-первых, Положение о рассматриваемых веществах содержится в Приложении N 22 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30.
Во-вторых, средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта содержатся в Перечне товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС в Приложении N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (раздел 2.30 Перечня).

Так, Приложения N 2 и N 22 не входят в перечисленные в п. 2 Решения № 45 приложения, соответственно к рассматриваемым веществам такое заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит не применяется.

2. Ввоз средств защиты растений и образцов для научных исследований, в частности, порядок выдачи разрешительного документа уже урегулирован Положением о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671 (далее – Положение № 671).

Требования к перевозке и применению средств защиты растений установлены Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» (ст. 20, 22) (далее – Закон № 77-3). Они применяются также в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовы­м актом, составляющим право ЕАЭС (ч. 7 ст. 20 Закона № 77- 3)
Допускается ввозить и применять в Беларуси только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Беларуси (далее –Госреестр).

Средства, не включенные в Госреестр, могут применяться для проведения научных исследований только на основании разрешения Минсельхозпрода (ч. 1, 3 ст. 22 Закона № 77-З).

Ввозить средства в Беларусь, если она является страной назначения с территории государства - члена ЕАЭС, которые не поименованы в Госреестре, также допускается на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минсельхозпродом в соответствии с международно-правовы­ми актами, составляющими право ЕАЭС (ч. 4 ст. 20 Закона № 77-З).

Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений из третьих государств осуществляется на основании: лицензии (выдается Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродом) либо заключения (разрешительного документа), которое выдается Минсельхозпродом (ч. 5 ст. 20 Закона № 77-З).

Порядок выдачи разрешений определен Положением № 671.

Согласно п. 2 Положения № 671, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель в целях проведения научных исследований для получения разрешения представляют в Минсельхозпрод заявление и оригинал либо заверенную копию документа, удостоверяющего качество и безопасность средств защиты растений, с переводом на русский язык, заверенным организацией, осуществившей перевод (п. 7.35 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156). Данная процедура бесплатная, проводится в течение 5 дней, разрешение действует в течение 1 года.

Административная процедура, предусмотренная в проекте более обременительная с точки зрения денежных и временных затрат. Предполагает также создание Межведомственной комиссии т.е. нового постоянно действующего органа по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба.

Считаем, что в этом нет необходимости, как и в дополнении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики от 28 октября 2011 г. № 1446, пунктом, наделяющим Минздрав полномочиями по выдаче такого рода разрешений, поскольку такими полномочиями уже наделен Минсельхозпрод и осуществляет их. Это привело бы к размыванию компетенции данных органов.

При этом, если брать во внимание существующие полномочия Минздрава по обеспечению контроля за химической продукцией, Минсельхозпрод вправе при необходимости запросить документы и сведения, связанные с обеспечением качества и безопасного применения средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр, от Минздрава в порядке ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур».

В разделе 7 Обоснования необходимости принятия проекта, касающегося прогноза последствий издания акта, в том числе его соответствия социально-экономичес­ким потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития указано, что принятие проекта не повлияет на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Создание Межведомственной комиссии не соотносится с данным утверждением. Это определенно заставит бюджет понести значительные расходы.

Отметим также п. 4.2. Обоснования проекта, касающегося актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения. В соответствии с ним, в иных государствах-членах ЕАЭС уполномоченный орган на выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, на законодательном уровне не определен.

3. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001 г. (п. 5 ст. 3) устанавливает, что пункты 1 и 2 (касаются принятия правовых и административных мер по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования) не применяются к объемам химических веществ, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.

Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта предусмотрено в п. 1, что эти средства ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС упакованными в герметически закрытые ампулы или склянки объемом от 1 до 10 мл (г) в количестве, необходимом для их использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, в том числе при проведении лабораторных исследований и контроля безопасности пищевых продуктов, воды, воздуха, проведении межлабораторных сличительных испытаний, разработке методик выполнения измерений, в рамках выполнения научно-исследователь­ских работ.
Вещество в количестве от 1 до 10 мл (г) не представляет опасности для окружающей среды, жизни и здоровья человека.

4. Введение описанной в проекте административной процедуры несет риск снижения объемов привлекаемых в Беларусь инвестиций, так как большинство субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) данных веществ являются иностранными резидентами, процедура требует определенных затрат. Иностранные компании могут построить маршрут ввоза (вывоза) данных веществ в обход Республики Беларусь.