В связи с намеченной Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в ближайшее время проведение конституционной реформой, прошу открыть на Правовом форуме Беларуси сбор предложений по совершенствованию Конституции (Основного Закона) нашей страны.
18.09.2020 06:48:29
Григорий Стефанович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
843
Валерий Соляник, открыть тему не проблема. Это может сделать любой пользователь. Проблема привлечь к участию в обсуждении и выработке предложений специалистов или хотя бы граждан, которые могут выработать предложения, заслуживающие внимание.
22.09.2020 09:44:54
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Валерий Соляник,
А зачем? )) Вернее, а есть ли смысл? )) Предложений/идей сейчас может быть масса, но они ничего не дадут, пока не будут понятны ключевые моменты, из которых исходят разработчики проектируемых сейчас изменений. Как появится проект изменений в конституцию, вот тогда и можно будет открыть на форуме его критику ))
22.09.2020 13:35:06
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Игорь Соколовский, За три десятка лет независимости Республики Беларусь создан огромнейший массив законодательства, начиная от Закона РБ «О Президенте Республики Беларусь» (от 21.02.1995 № 3602-XІІ), Закона РБ «О Совете Министров Республики Беларусь» (от 23 июля 2008 г. № 424-З), Закона РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 г. № 204-З), Закона РБ «О Национальном собрании Республики Беларусь» (от 8 июля 2008 г. № 370-З), Закона РБ «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» (от 4 ноября 1998 г. № 196-З) … и заканчивая Законом РБ «О племенном деле в животноводстве» (от 20 мая 2013 г. № 24-З; Национальный правовой Интернет-портал РБ, 22.05.2013, 2/2022), Законом РБ «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (от 15 июля 2015 г. № 287-З; Национальный правовой Интернет-портал РБ, 23.07.2015, 2/2285) и т.д., и т. п. При этом белорусское законодательство базируется, прежде всего, на Основном Законе – Конституции Республики Беларусь, а также учитываются международные правовые нормы.
По общему правилу Конституция любой страны должна быть Законом прямого действия. Белорусская Конституция никогда не являлась законом прямого действия, в ней были лишь заложены заповеди и пожелания. К слову, и другие законодательные акты (законы, указы, декреты) не являются законами прямого действия. Эти многостатейные нормативные правовые акты «трансформировались» в тысячестраничные подзаконные нормативно-правовые акты. Исключением в некоторой степени можно считать административное и уголовное законодательство.
Самая длинная конституция в мире действует в Индии. Она включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки. В документе – 117 369 слов в версии на английском языке. Конституция Японии просуществовала без внесения каких-либо изменений в ее статьи на протяжении более 70 лет. Дело в том, что Конституция Японии, будучи лаконичной, позволяет устанавливать множество конкретных правил на уровне отдельных законов. То, что в других странах с их более многословными конституциями требует внесения конституционных поправок, в Японии обретает силу закона путем утверждения простым парламентским большинством. Необходимость внесения официальных поправок в конституцию в Японии не слишком велика.
Без формальной конституции живет Израиль, хотя попытки принятия Основного закона продолжаются с момента объявления независимости. Роль конституции в Израиле выполняют Основные законы Израиля – о кнессете, правительстве, президенте, свободе человека и свободе деятельности. Похожая ситуация и в Великобритании. Конституция Соединенного Королевства представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев страны. То же касается и Новой Зеландии, которая долгое время была колонией Великобритании и переняла ее обычаи. Нет единого Основного документа в Канаде, Сан-Марино и некоторых других странах. А вот в Саудовской Аравии конституцией страны объявлен Коран.
Ни в одном законе нельзя все предугадать. Поэтому в любом нормативном правовом акте (законе, указе, постановлении и т.д.) должны быть исключительно запретительные нормы, мотивированно обоснованные. Как итог: что не запрещено, то разрешено. Все становится ясно и понятно. Такое прокрустово ложе закона позволяет не только сократить его объем, но и не дает возможность им манипулировать, принимать подзаконные НПА.
В Беларуси все правоотношения, «анонсированные» в Конституции, уже многократно «переведены» в самостоятельные законы. Поэтому нужно исключить из конституции подробное перечисление прав и обязанностей различных субъектов. Это позволит впредь не проводить конституционную реформу, а вносить изменения в тот или иной закон. В связи с вышеизложенным предлагаю проект Основного Закона Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь 2020 года (проект)
Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.
Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. Статья 4. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах принятых актов законодательства. Статья 5. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами. Статья 6. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Статья 7. Выборы лиц, избираемых на выборные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Статья 8. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно. Статья 9. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Статья 10. Порядок проведения выборов определяется единым законом Республики Беларусь. Статья 11. Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов базового уровня избираются всенародным открытым голосованием. Статья 12. Членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь избирают из депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Статья 13. Граждане, проживающие на территории административного района, из представителей профессиональной общественности этого административно-территориального образования избирают судей, органы и должностных лиц, содействующих осуществлению судебной власти (прокуратура; адвокатура; милиция; нотариат; органы по чрезвычайным ситуациям). Статья 14. Должностные лица местной исполнительной власти избираются гражданами, постоянно проживающими на территории административного района. Статья 15. Независимо от ведомственной подчиненности должностные лица промышленных, сельскохозяйственных, производственных, сервисных предприятий; торговых организаций; научных, образовательных, медицинских, культурно-массовых, спортивных и иных учреждений избираются членами трудовых коллективов. Статья 16. Общественные самоорганизуемые и саморегулированные организации создаются в соответствии с законодательством. Статья 17. Конституция Республики Беларусь 2020 года вступает в силу со дня ее опубликования.
23.09.2020 06:57:13
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
349
Когда начнётся и будет ли общественное обсуждение поправок в Конституцию?
06.02.2021 05:56:08
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Игорь Борисёнок, общественное обсуждение, в первую очередь, предполагает единство общества. В Беларуси, с августа 2020, такого единства не наблюдается. Следовательно, если и будет «обсуждение», то оно превратиться в «решение североамериканских выборщиков». А в нашем случае обсуждение пройдет или в форме сбора подписей под письмом БФП, или в форме выдвижения делегатов на ВНС. Ну как то так.
08.02.2021 06:37:45
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Предложение «об окружающей среде, животных и биологической безопасности» в проект Конституции Республики Беларусь
Правительство Республики Беларусь осуществляет сбалансированные меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия, формирование в обществе ответственного отношения к животным, обеспечение биологической безопасности страны.
19.04.2021 13:52:47
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Предложение «о научных инновациях и продовольственной безопасности» в проект Конституции Республики Беларусь
Правительство Республики Беларусь обеспечивает доступность продуктов питания, их наличие, качество и безопасность, разнообразие природных ресурсов и их устойчивость, через гармонизацию объемов экспорта мясомолочной продукции и научно-обоснованного стимулировании импортозамещения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, целевое государственное финансирование научных и образовательных инноваций в природоресурсную, продовольственную и экологическую безопасность страны.
Предложение об открытии сбора предложений по совершенствованию Конституции (Основного Закона)
8Юрист
НОВИЧОК18.09.2020 06:48:29
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ22.09.2020 09:44:54
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛА зачем? )) Вернее, а есть ли смысл? )) Предложений/идей сейчас может быть масса, но они ничего не дадут, пока не будут понятны ключевые моменты, из которых исходят разработчики проектируемых сейчас изменений. Как появится проект изменений в конституцию, вот тогда и можно будет открыть на форуме его критику ))
22.09.2020 13:35:06
Юрист
НОВИЧОКПри этом белорусское законодательство базируется, прежде всего, на Основном Законе – Конституции Республики Беларусь, а также учитываются международные правовые нормы.
По общему правилу Конституция любой страны должна быть Законом прямого действия. Белорусская Конституция никогда не являлась законом прямого действия, в ней были лишь заложены заповеди и пожелания. К слову, и другие законодательные акты (законы, указы, декреты) не являются законами прямого действия. Эти многостатейные нормативные правовые акты «трансформировались» в тысячестраничные подзаконные нормативно-правовые акты. Исключением в некоторой степени можно считать административное и уголовное законодательство.
Самая длинная конституция в мире действует в Индии. Она включает 395 статей, 12 крупных приложений и 83 поправки. В документе – 117 369 слов в версии на английском языке.
Конституция Японии просуществовала без внесения каких-либо изменений в ее статьи на протяжении более 70 лет. Дело в том, что Конституция Японии, будучи лаконичной, позволяет устанавливать множество конкретных правил на уровне отдельных законов. То, что в других странах с их более многословными конституциями требует внесения конституционных поправок, в Японии обретает силу закона путем утверждения простым парламентским большинством. Необходимость внесения официальных поправок в конституцию в Японии не слишком велика.
Без формальной конституции живет Израиль, хотя попытки принятия Основного закона продолжаются с момента объявления независимости. Роль конституции в Израиле выполняют Основные законы Израиля – о кнессете, правительстве, президенте, свободе человека и свободе деятельности.
Похожая ситуация и в Великобритании. Конституция Соединенного Королевства представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев страны. То же касается и Новой Зеландии, которая долгое время была колонией Великобритании и переняла ее обычаи.
Нет единого Основного документа в Канаде, Сан-Марино и некоторых других странах. А вот в Саудовской Аравии конституцией страны объявлен Коран.
Ни в одном законе нельзя все предугадать. Поэтому в любом нормативном правовом акте (законе, указе, постановлении и т.д.) должны быть исключительно запретительные нормы, мотивированно обоснованные. Как итог: что не запрещено, то разрешено. Все становится ясно и понятно.
Такое прокрустово ложе закона позволяет не только сократить его объем, но и не дает возможность им манипулировать, принимать подзаконные НПА.
В Беларуси все правоотношения, «анонсированные» в Конституции, уже многократно «переведены» в самостоятельные законы. Поэтому нужно исключить из конституции подробное перечисление прав и обязанностей различных субъектов. Это позволит впредь не проводить конституционную реформу, а вносить изменения в тот или иной закон.
В связи с вышеизложенным предлагаю проект Основного Закона Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь 2020 года (проект)
Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),
исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,
опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,
принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.
Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы.
Статья 4. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах принятых актов законодательства.
Статья 5. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.
Статья 6. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
Статья 7. Выборы лиц, избираемых на выборные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
Статья 8. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.
Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно.
Статья 9. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.
Статья 10. Порядок проведения выборов определяется единым законом Республики Беларусь.
Статья 11. Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов базового уровня избираются всенародным открытым голосованием.
Статья 12. Членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь избирают из депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.
Статья 13. Граждане, проживающие на территории административного района, из представителей профессиональной общественности этого административно-территориального образования избирают судей, органы и должностных лиц, содействующих осуществлению судебной власти (прокуратура; адвокатура; милиция; нотариат; органы по чрезвычайным ситуациям).
Статья 14. Должностные лица местной исполнительной власти избираются гражданами, постоянно проживающими на территории административного района.
Статья 15. Независимо от ведомственной подчиненности должностные лица промышленных, сельскохозяйственных, производственных, сервисных предприятий; торговых организаций; научных, образовательных, медицинских, культурно-массовых, спортивных и иных учреждений избираются членами трудовых коллективов.
Статья 16. Общественные самоорганизуемые и саморегулированные организации создаются в соответствии с законодательством.
Статья 17. Конституция Республики Беларусь 2020 года вступает в силу со дня ее опубликования.
23.09.2020 06:57:13
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ06.02.2021 05:56:08
Юрист
НОВИЧОКВ Беларуси, с августа 2020, такого единства не наблюдается.
Следовательно, если и будет «обсуждение», то оно превратиться в «решение североамериканских выборщиков».
А в нашем случае обсуждение пройдет или в форме сбора подписей под письмом БФП, или в форме выдвижения делегатов на ВНС.
Ну как то так.
08.02.2021 06:37:45
Юрист
НОВИЧОКПравительство Республики Беларусь осуществляет сбалансированные меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия, формирование в обществе ответственного отношения к животным, обеспечение биологической безопасности страны.
19.04.2021 13:52:47
Юрист
НОВИЧОКПравительство Республики Беларусь обеспечивает доступность продуктов питания, их наличие, качество и безопасность, разнообразие природных ресурсов и их устойчивость, через гармонизацию объемов экспорта мясомолочной продукции и научно-обоснованного стимулировании импортозамещения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, целевое государственное финансирование научных и образовательных инноваций в природоресурсную, продовольственную и экологическую безопасность страны.
19.04.2021 13:54:51