Вправе ли районный суд не выполнять решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № Р-778/2012 "О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу" мотивируя это тем, что он подчиняется решениям Верховного суда ?
23.09.2013 11:07:13
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
691
Владимир, согласно ст. 10 Законе "О Конституционном Суде Республики Беларусь" решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так что ответ на Ваш вопрос отрицательный.
23.09.2013 13:24:05
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Цитата
Nesterovich: Владимир, согласно ст. 10 Законе "О Конституционном Суде Республики Беларусь" решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так что ответ на Ваш вопрос отрицательный.
А судья заявила, что мы не в Америке живём. Подали кассационную жалобу на решение районного суда, прошло больше месяца, а решения ещё нет. Но жалобу должны рассмотреть в течении 3-х дней. Как быть в этой ситуации?
24.09.2013 16:58:08
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
На мой взгляд, неисполнение районным судом решения Конституционного Суда Республики Беларусь (КС) от 14 ноября 2012 г. № Р-778/2012 является правомерным по той простой причине, что районный суд … и не должен его исполнять. Правда не совсем понятно, что Владимир имеет ввиду под «неисполнением», но тем не менее, представляется, что дело здесь даже не в том, что районный суд не подчиняется Конституционному Суду, не в статье 10 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" и, тем более, не в «Америке», а в следующем. Указанным решением КС признал лишь наличие правового пробела в регулировании ситуации, изложенной в решении, и, соответственно, необходимость его устранения (пункт 1 резолютивной части решения). Одновременно, КС предложил Совету Министров подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании (применительно к ситуации, изложенной в решении), и внести его в установленном порядке в Палату представителей Парламента Республики Беларусь (пункт 2 резолютивной части решения). Таким образом, обязательность исполнения данного решения непосредственно касается только Совета Министров – о том, чтобы внести в Палату представителей Парламента соответствующий законопроект, а также самой Палаты представителей – о том, чтобы рассмотреть и принять данный законопроект и, тем самым, внести соответствующие изменения в Кодекс об образовании, устранив выявленный КС правовой пробел. При этом следует отметить, что указанное решение КС не является заключением, которым КС может признать тот или иной акт законодательства (их отдельные нормы) неконституционным и, соответственно, не имеющим силы и не подлежащим применению. В данном случае КС вынесено не заключение, а решение, которое по своей сути является предложением законодателю (Парламенту) внести изменения в указанный Кодекс с целью устранения правового пробела. Согласно части первой статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь суд обязан разрешать дела на основании Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. Следовательно, до внесения изменений в указанный Кодекс суд и все иные субъекты должны руководствоваться именно действующей нормой законодательства, независимо от того, что даже на уровне КС установлена, так скажем, «несправедливость» такой нормы и необходимость ее корректировки.
25.09.2013 20:47:02
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Гошенька, получается, парламент почти год не выполняет решение Конституционного суда, не устраняет правовой пробел? И кто может проконтролировать, выполняется ли решение КС?
29.09.2013 04:06:21
Андрей Бычек
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
201
Выводы Гошеньки верны и подтверждаются статьями 5 и 7 Закона РБ "О конституционном суде". При этом нормы абзаца 2 статьи 9 данного Закона не могут быть приняты во внимание, т.к. там говорится "Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами". Т.е. речь идет о нормах, не соответствующих Конституции или более высоким актам. А в Вышеуказанном решении идет речь о восполнении конституционно-правового пробела. Статья 10 Закона говорит об обязательности решений Конституционного суда РБ. И, насколько я понял из Закона, только Конституционный суд РБ вправе контролировать исполнение своих решений, хотя даже конкретной ответственности я не нашел (статья 46 Закона за неисполнение РЕШЕНИЙ ответственности не предусматривает).
30.09.2013 11:34:04
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Андрей Бычек, Получается, судья была права, когда сказала, что мы не в Америке живём?
01.10.2013 03:32:48
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Согласен с Андреем, что конкретных мер ответственности за неисполнение решения Конституционного Суда (КС) не предусмотрено. Припоминаю, что ранее в Кодексе об административных правонарушениях 1984 года (утратил силу с 01.03.2007) была отдельная статья об ответственности за неисполнение решений именно КС. Кроме того, если не ошибаюсь, в прошлые годы по двум-трем иным ситуациям КС несколько раз периодически выносил решения, неоднократно обращая внимание законодателя на наличие конституционно-правовых пробелов. Пробелы устранялись, но на это потребовалось несколько лет … Представляется, что теоретически, единственное, что хоть как-то можно «притянуть» к ситуации – ст.24-1 («Неуважение к суду») Кодекса об административных правонарушениях 2003 года («…а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду»), обосновав такое «пренебрежение» (например, длительностью неисполнения решения КС), а также ст.423 Уголовного кодекса («Неисполнение приговора, решения или иного судебного акта»), «зацепившись» за общее понятие «судебный акт». Совмин и Парламент привлечь к данной ответственности не получится априори, если только поднять вопрос об указанной (а также, возможно, дисциплинарной - в рамках законодательства о труде, в том числе о государственной службе) ответственности должностных лиц, ответственных в аппаратах данных коллегиальных органов за неисполнение решение КС. Но все это нуждается в обосновании и доказывании. Как вариант, попробуйте направить обращения в КС (обратив внимание на то, что решение КС не исполнено), а также Парламент и Совмин – с тем же, одновременно сославшись на следующие нормы законодательства: 1. согласно Закону «О Конституционном Суде»: решения КС являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст.38) - а значит, Парламент и Совмин не могут отклонить (не принять во внимание) позицию КС, т.е. если КС признал наличие пробела и необходимость его устранении, то так оно и есть; решение КС подлежит исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены (ст. 401); 2. согласно ч. 2 ст.77 Закона «О нормативных правовых актах» в случае выявления в нормативных правовых актах пробелов, противоречий актам большей юридической силы, а также внутренних противоречий либо иных недостатков нормотворческий орган (должностное лицо) обязан их устранить, а иные уполномоченные специальные органы (лица) - внести предложения полномочным органам (должностным лицам) об изменении и (или) дополнении или прекращении действия соответствующих нормативных правовых актов. Это – в теории, а на практике … на практике только в Швеции и подобных ей странах полицейский может запросто выписать штраф лицу из королевской семьи за неправильную парковку авто … Но, ведь должен же хоть кто-то и у нас хотя бы попытаться отстоять свои права? …
01.10.2013 21:10:38
Андрей Бычек
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
201
Смотря что, Владимир, судья вкладывала в это понятие))). Если буквальный смысл - то мы действительно не в Америке живем и президент у нас Александр Григорьевич. А если в переносном смысле, то вероятно, судья подразумевала США и их прецедентную судебную систему. Когда-то при личной встрече тогдашний председатель Конституционного суда Василевич на мой популистский вопрос "Может ли гражданин для защиты своего нарушенного права обращаться в Конституционный суд?" сказал "Да, конечно может".
13.10.2013 19:12:51
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Андрей Бычек, Судья, скорее всего, подразумевала верховенство Конституции в Америке (США) . А в Конституционный суд я обращался, вот ответ на мой вопрос:
Уважаемый Владимир Иванович ! В связи с Вашим обращением сообщаем, что в решении от 14 ноября 2012 г. «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования при их добровольном поступлении на военную службу» Конституционный Суд Республики Беларусь в целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь признал необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту. Конституционный Суд предложил Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В настоящее время указанный законопроект не подготовлен. По имеющейся информации решение Конституционного Суда планируется исполнить путем корректировки статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании, и предоставления возможности освобождения выпускников учреждений образования от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, в случае добровольного их поступления на военную службу по контракту при условии прохождения службы в течение срока не менее срока обязательной работы по распределению (направлению на работу).
Начальник Секретариата А.В.Каравай
На «прямой линии» с министром образования Сергеем Маскевичем в редакции газеты «Звязда»:
– Калі будзе выконвацца рашэнне Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь ад 14 лістапада 2012 года № Р-778/2012 «Аб кампенсацыі сродкаў, выдаткаваных дзяржавай на падрыхтоўку выпускнікоў устаноў вышэйшай і іншай адукацыі, пры іх добраахвотным паступленні на ваенную службу»?
– Рашэнне Канстытуцыйнага Суда будзе рэалізавана пасля ўнясення у Кодэкс Рэспублікі Беларусі «Аб адукацыі» запланаваных змяненняў.
Ответ на моё обращение в Совет Министров:
АППАРАТ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 октября 2013 г. 15/6-З-212
Уважаемый Владимир Иванович!
Ваше электронное обращение, поступившее в Совет Министров Республики Беларусь 14 октября 2013 г., направлено для рассмотрения в Минобразование с просьбой сообщить Вам о результатах.
Начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Аппарата Совета Министров Республики Беларусь А.П.Ковшер
14.10.2013 18:54:42
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Владимир,
Если не трудно - сообщите о результатах рассмотрения Вашего обращения в Совмин, перенаправленного в Минобразования, хотя ... об их ответе уже вполне можно догадаться. Совминовский ответ явно смахивает на простую отписку - считаю, что рассмотрение данного обращения относится к компетенции Совмина, так как ему поручена подготовка законопроекта, а согласно п.3 ст.10 Закона об обращениях граждан и юрид.лиц организации перенаправляют поступившие обращения только в случаях, когда письменные обращения содержат вопросы, решение которых не относится к их компетенции ...
30.10.2013 17:45:37
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Вы были правы, вот ответ:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 01.11.2013 №16-01-2685-З-(0)-0 направляется по электронной почте заявителя
О рассмотрении обращения
Министерство образования рассмотрело Ваше электронное обращение, направленное в адрес Совета Министров Республики Беларусь, и сообщает. Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № Р-778/2012 «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу» будет реализовано при внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании. Ответ на обращение Вы вправе обжаловать в установленном законодательством порядке.
Заместитель Министра С.В. Рудый
05.11.2013 10:32:56
Андрей Бычек
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
201
Да уж... Все это происходит, чтобы граждане Республики Беларусь не забывали, что они живут в правовом и социально-ориентированном государстве. Хорошо еще не стали давать ответ, что это не их компетенция и давать разъяснения по применению решения Конституционного суда вправе сам Конституционный суд. Только из ответа Минобразования не понял, они что намекают, что Владимир должен подать в суд?
06.11.2013 12:14:48
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
1. Скорее всего, министерство имело ввиду требование Закона об обращениях граждан и юр.лиц - если обращение оставлено без удовлетворения или рассмотрения необходимо разъяснить порядок его обжалования. Вот только непонятно: то ли они посчитали, что таким ответом они действительно оставляют обращение без удовлетворения (что фактически и имеет место быть), то ли сомневались и указали так для "подстраховки" - на "всякий случай", то ли сыграла роль инерция от предыдущего закона, который, если не ошибаюсь, требовал во всех ответах на обращения указывать порядок его обжалования ... Похоже, поставили себя в глупую ситуацию: скорее всего, посчитали, что дали полный ответ на обращение, а на деле своей фразой про обжалование сами же себе и вынесли обвинительный вердикт … 2. На вопрос "когда" дается ответ - " .. при внесении ...". Вопрос о сроке, а ответ о способе (процедуре). Никто не сомневается, что "при внесении", или, что точнее, "путем внесения" ... Может "при (внесении)" расценивать как событие? Мол, ну когда будут вноситься изменения в Кодекс об образовании, вот тогда и реализуем решение Конституционного Суда. Только вот когда это будет (о чем, собственно, и интересуется заявитель) – в этом году, через 5 лет, остается без ответа. Естественно, министерство не знает точной даты, когда Парламент примет поправки в Кодекс и когда президент их подпишет. Но можно же было хотя бы сообщить, что, мол, законопроект подготовлен, внесен в таком-то месяце в Парламент, в повестку дня текущей осенней сессии для рассмотрения внесен, изменения в Кодекс предусматривают выполнение решения КС и т.п.
06.11.2013 17:00:29
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Кстати, в повестке текущей осенней сессии Парламента действительно числится вопрос о рассмотрении проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании». Текст проекта мне найти не удалось, но подозреваю, что там заложено и выполнение решения Конституционного Суда.
07.11.2013 11:47:38
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Гошенька, Но тогда почему ни Министерство образования, ни Совет Министров не дали точного ответа? Или они сами не знают, какие дополнения и изменения будут внесены в Кодекс об образовании? А университет, спустя четыре года, через суд требует возместить средства, затраченные на подготовку выпускника.
09.11.2013 03:42:46
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Владимир, Скажу честно - не знаю)) ... Возможно, они сами не знают, возможно им "некогда" уточнять - какие там планируются изменения в Кодекс, возможно тот законопроект, о котором я упомянул выше, - не касается Вашей ситуации, а когда будет реализовано решение КС им самим не известно ... остается только напрямую спросить об этом у самого Парламента (путем письменного или электронного обращения) или, как вариант, - в рамках личного приема депутата, который был выбран в Палату Представителей по Вашему избирательному участку. Согласно ч.2 ст.24 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" депутат Палаты представителей, член Совета Республики принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения соответствующей административно-территориальной единицы: рассматривают поступившие от них обращения, способствуют в пределах своих полномочий надлежащему решению содержащихся в них вопросов; ведут личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц (далее - личный прием); изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения.
11.11.2013 18:38:14
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Гошенька, чёрным по белому:
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № Р-778/2012 "О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу"
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь признать необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Не Министерство образования, а Совет Министров должен подготовить проект закона!!!
13.11.2013 11:54:32
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Владимир, Не совсем понял про Ваше обращение моего внимания на решение КС с восклицательными знаками ))) ... Да, КС предложил подготовить проект закона Совмину, но, скорее всего, по причине того, что именно Совмин (наряду с Президентом, депутатами Палаты представителей, Советом Республики, а также гражданами в количестве не менее 50 тысяч человек), а не Министерство обладает правом законодательной инициативы – то есть правом внесения законопроекта в Палату представителей. КС вносит предложения министерствам тогда, когда предметом рассмотрения КС являются их нормативные документы … Совмин - это обычная практика КС, реже – когда предложения идут сразу в Палату … И вряд ли именно Совмин в таких ситуациях готовит законопроекты, скорее всего отдает «на откуп» подчиненным ему министерствам. Тем более, что (в нашем случае) по Положению о Министерстве образования одной из его функций как раз и является разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования … Даже если проектом и занимался Совмин, маловероятно, чтобы о грядущих изменениях в такой значимый документ, как Кодекс об образовании не знало Министерство, «курирующее» именно эту сферу … В общем, круг гос.органов, которые могли бы пролить свет на Вашу ситуацию, был очерчен, свои мысли по ситуации были высказаны … Что ж … Пока могу пожелать Вам только терпения, оптимизма и настойчивости …
13.11.2013 20:16:41
Владимир
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Гошенька, вот новое "творение" Министерства образования:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 04.12.2013 №16-01-2914-З-(0)-0 направляется по электронной почте заявителя
О рассмотрении обращения
Министерство образования на Ваши обращения от 20.11.2013 и 21.11.2013, поступившее из Совета Министров Республики Беларусь, сообщает следующее. Разработка законопроектов осуществляется в соответствии с Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359. В соответствии с пунктом 11 указанных Правил в первоочередном порядке осуществляется подготовка законопроектов, включенных в ежегодный план подготовки законопроектов, утверждаемый Президентом Республики Беларусь. Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке внесены предложения по включению проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании» в план подготовки законопроектов на 2014 год. Таким образом, Министерством образования Республики Беларусь не игнорируется Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14.11.2013 № Р-778/2012 «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу», а осуществляется предусмотренная законодательством процедура по внесению в Кодекс Республики Беларусь об образовании соответствующих изменений и дополнений. В случае несогласия с настоящим ответом Вы вправе его обжаловать в суде.
Выполнение решения Конституционного суда.
20Пользователь
НОВИЧОК14 ноября 2012 г. № Р-778/2012
"О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу" мотивируя это тем, что он подчиняется решениям Верховного суда ?
23.09.2013 11:07:13
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ23.09.2013 13:24:05
Пользователь
НОВИЧОКВладимир, согласно ст. 10 Законе "О Конституционном Суде Республики Беларусь" решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так что ответ на Ваш вопрос отрицательный.
Подали кассационную жалобу на решение районного суда, прошло больше месяца, а решения ещё нет. Но жалобу должны рассмотреть в течении 3-х дней. Как быть в этой ситуации?
24.09.2013 16:58:08
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛУказанным решением КС признал лишь наличие правового пробела в регулировании ситуации, изложенной в решении, и, соответственно, необходимость его устранения (пункт 1 резолютивной части решения). Одновременно, КС предложил Совету Министров подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании (применительно к ситуации, изложенной в решении), и внести его в установленном порядке в Палату представителей Парламента Республики Беларусь (пункт 2 резолютивной части решения).
Таким образом, обязательность исполнения данного решения непосредственно касается только Совета Министров – о том, чтобы внести в Палату представителей Парламента соответствующий законопроект, а также самой Палаты представителей – о том, чтобы рассмотреть и принять данный законопроект и, тем самым, внести соответствующие изменения в Кодекс об образовании, устранив выявленный КС правовой пробел.
При этом следует отметить, что указанное решение КС не является заключением, которым КС может признать тот или иной акт законодательства (их отдельные нормы) неконституционным и, соответственно, не имеющим силы и не подлежащим применению. В данном случае КС вынесено не заключение, а решение, которое по своей сути является предложением законодателю (Парламенту) внести изменения в указанный Кодекс с целью устранения правового пробела.
Согласно части первой статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь суд обязан разрешать дела на основании Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. Следовательно, до внесения изменений в указанный Кодекс суд и все иные субъекты должны руководствоваться именно действующей нормой законодательства, независимо от того, что даже на уровне КС установлена, так скажем, «несправедливость» такой нормы и необходимость ее корректировки.
25.09.2013 20:47:02
Пользователь
НОВИЧОКИ кто может проконтролировать, выполняется ли решение КС?
29.09.2013 04:06:21
Юрист
НОВИЧОКТ.е. речь идет о нормах, не соответствующих Конституции или более высоким актам. А в Вышеуказанном решении идет речь о восполнении конституционно-правового пробела. Статья 10 Закона говорит об обязательности решений Конституционного суда РБ.
И, насколько я понял из Закона, только Конституционный суд РБ вправе контролировать исполнение своих решений, хотя даже конкретной ответственности я не нашел (статья 46 Закона за неисполнение РЕШЕНИЙ ответственности не предусматривает).
30.09.2013 11:34:04
Пользователь
НОВИЧОК01.10.2013 03:32:48
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛПредставляется, что теоретически, единственное, что хоть как-то можно «притянуть» к ситуации – ст.24-1 («Неуважение к суду») Кодекса об административных правонарушениях 2003 года («…а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду»), обосновав такое «пренебрежение» (например, длительностью неисполнения решения КС), а также ст.423 Уголовного кодекса («Неисполнение приговора, решения или иного судебного акта»), «зацепившись» за общее понятие «судебный акт». Совмин и Парламент привлечь к данной ответственности не получится априори, если только поднять вопрос об указанной (а также, возможно, дисциплинарной - в рамках законодательства о труде, в том числе о государственной службе) ответственности должностных лиц, ответственных в аппаратах данных коллегиальных органов за неисполнение решение КС. Но все это нуждается в обосновании и доказывании.
Как вариант, попробуйте направить обращения в КС (обратив внимание на то, что решение КС не исполнено), а также Парламент и Совмин – с тем же, одновременно сославшись на следующие нормы законодательства:
1. согласно Закону «О Конституционном Суде»:
решения КС являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст.38) - а значит, Парламент и Совмин не могут отклонить (не принять во внимание) позицию КС, т.е. если КС признал наличие пробела и необходимость его устранении, то так оно и есть;
решение КС подлежит исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специально в нем не оговорены (ст. 401);
2. согласно ч. 2 ст.77 Закона «О нормативных правовых актах» в случае выявления в нормативных правовых актах пробелов, противоречий актам большей юридической силы, а также внутренних противоречий либо иных недостатков нормотворческий орган (должностное лицо) обязан их устранить, а иные уполномоченные специальные органы (лица) - внести предложения полномочным органам (должностным лицам) об изменении и (или) дополнении или прекращении действия соответствующих нормативных правовых актов.
Это – в теории, а на практике … на практике только в Швеции и подобных ей странах полицейский может запросто выписать штраф лицу из королевской семьи за неправильную парковку авто … Но, ведь должен же хоть кто-то и у нас хотя бы попытаться отстоять свои права? …
01.10.2013 21:10:38
Юрист
НОВИЧОКА если в переносном смысле, то вероятно, судья подразумевала США и их прецедентную судебную систему.
Когда-то при личной встрече тогдашний председатель Конституционного суда Василевич на мой популистский вопрос "Может ли гражданин для защиты своего нарушенного права обращаться в Конституционный суд?" сказал "Да, конечно может".
13.10.2013 19:12:51
Пользователь
НОВИЧОКСудья, скорее всего, подразумевала верховенство Конституции в Америке (США) .
А в Конституционный суд я обращался, вот ответ на мой вопрос:
Уважаемый Владимир Иванович !
В связи с Вашим обращением сообщаем, что в решении от 14 ноября 2012 г. «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования при их добровольном поступлении на военную службу» Конституционный Суд Республики Беларусь в целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь признал необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
Конституционный Суд предложил Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В настоящее время указанный законопроект не подготовлен. По имеющейся информации решение Конституционного Суда планируется исполнить путем корректировки статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании, и предоставления возможности освобождения выпускников учреждений образования от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, в случае добровольного их поступления на военную службу по контракту при условии прохождения службы в течение срока не менее срока обязательной работы по распределению (направлению на работу).
Начальник Секретариата А.В.Каравай
На «прямой линии» с министром образования Сергеем Маскевичем в редакции газеты «Звязда»:
– Калі будзе выконвацца рашэнне Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь ад 14 лістапада 2012 года № Р-778/2012 «Аб кампенсацыі сродкаў, выдаткаваных дзяржавай на падрыхтоўку выпускнікоў устаноў вышэйшай і іншай адукацыі, пры іх добраахвотным паступленні на ваенную службу»?
– Рашэнне Канстытуцыйнага Суда будзе рэалізавана пасля ўнясення у Кодэкс Рэспублікі Беларусі «Аб адукацыі» запланаваных змяненняў.
Ответ на моё обращение в Совет Министров:
АППАРАТ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
22 октября 2013 г. 15/6-З-212
Уважаемый Владимир Иванович!
Ваше электронное обращение, поступившее в Совет Министров Республики Беларусь 14 октября 2013 г., направлено для рассмотрения в Минобразование с просьбой сообщить Вам о результатах.
Начальник отдела по работе с обращениями
граждан и юридических лиц Аппарата
Совета Министров Республики Беларусь А.П.Ковшер
14.10.2013 18:54:42
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛЕсли не трудно - сообщите о результатах рассмотрения Вашего обращения в Совмин, перенаправленного в Минобразования, хотя ... об их ответе уже вполне можно догадаться. Совминовский ответ явно смахивает на простую отписку - считаю, что рассмотрение данного обращения относится к компетенции Совмина, так как ему поручена подготовка законопроекта, а согласно п.3 ст.10 Закона об обращениях граждан и юрид.лиц организации перенаправляют поступившие обращения только в случаях, когда письменные обращения содержат вопросы, решение которых не относится к их компетенции ...
30.10.2013 17:45:37
Пользователь
НОВИЧОКМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
01.11.2013 №16-01-2685-З-(0)-0
направляется по электронной почте
заявителя
О рассмотрении обращения
Министерство образования рассмотрело Ваше электронное обращение, направленное в адрес Совета Министров Республики Беларусь, и сообщает.
Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № Р-778/2012 «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу» будет реализовано при внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Ответ на обращение Вы вправе обжаловать в установленном законодательством порядке.
Заместитель Министра С.В. Рудый
05.11.2013 10:32:56
Юрист
НОВИЧОКТолько из ответа Минобразования не понял, они что намекают, что Владимир должен подать в суд?
06.11.2013 12:14:48
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ2. На вопрос "когда" дается ответ - " .. при внесении ...". Вопрос о сроке, а ответ о способе (процедуре). Никто не сомневается, что "при внесении", или, что точнее, "путем внесения" ... Может "при (внесении)" расценивать как событие? Мол, ну когда будут вноситься изменения в Кодекс об образовании, вот тогда и реализуем решение Конституционного Суда. Только вот когда это будет (о чем, собственно, и интересуется заявитель) – в этом году, через 5 лет, остается без ответа. Естественно, министерство не знает точной даты, когда Парламент примет поправки в Кодекс и когда президент их подпишет. Но можно же было хотя бы сообщить, что, мол, законопроект подготовлен, внесен в таком-то месяце в Парламент, в повестку дня текущей осенней сессии для рассмотрения внесен, изменения в Кодекс предусматривают выполнение решения КС и т.п.
06.11.2013 17:00:29
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ07.11.2013 11:47:38
Пользователь
НОВИЧОК09.11.2013 03:42:46
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛСкажу честно - не знаю)) ... Возможно, они сами не знают, возможно им "некогда" уточнять - какие там планируются изменения в Кодекс, возможно тот законопроект, о котором я упомянул выше, - не касается Вашей ситуации, а когда будет реализовано решение КС им самим не известно ... остается только напрямую спросить об этом у самого Парламента (путем письменного или электронного обращения) или, как вариант, - в рамках личного приема депутата, который был выбран в Палату Представителей по Вашему избирательному участку. Согласно ч.2 ст.24 Закона Республики Беларусь от 4 ноября 1998 года "О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь" депутат Палаты представителей, член Совета Республики принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения соответствующей административно-территориальной единицы: рассматривают поступившие от них обращения, способствуют в пределах своих полномочий надлежащему решению содержащихся в них вопросов; ведут личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей и представителей юридических лиц (далее - личный прием); изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие государственные органы, органы территориального общественного самоуправления и общественные объединения.
11.11.2013 18:38:14
Пользователь
НОВИЧОКРешение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № Р-778/2012
"О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу"
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, статьями 22 и 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. В целях обеспечения конституционных принципов верховенства права, равенства и социальной справедливости при реализации гражданами Республики Беларусь конституционной обязанности и священного долга по защите Республики Беларусь признать необходимым устранить конституционно-правовой пробел в законодательном регулировании, закрепив право выпускников учреждений высшего и иного образования на освобождение от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку, при добровольном поступлении на военную службу по контракту.
2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь подготовить проект закона, предусматривающий соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
4. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Не Министерство образования, а Совет Министров должен подготовить проект закона!!!
13.11.2013 11:54:32
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛНе совсем понял про Ваше обращение моего внимания на решение КС с восклицательными знаками ))) ... Да, КС предложил подготовить проект закона Совмину, но, скорее всего, по причине того, что именно Совмин (наряду с Президентом, депутатами Палаты представителей, Советом Республики, а также гражданами в количестве не менее 50 тысяч человек), а не Министерство обладает правом законодательной инициативы – то есть правом внесения законопроекта в Палату представителей. КС вносит предложения министерствам тогда, когда предметом рассмотрения КС являются их нормативные документы … Совмин - это обычная практика КС, реже – когда предложения идут сразу в Палату … И вряд ли именно Совмин в таких ситуациях готовит законопроекты, скорее всего отдает «на откуп» подчиненным ему министерствам. Тем более, что (в нашем случае) по Положению о Министерстве образования одной из его функций как раз и является разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования … Даже если проектом и занимался Совмин, маловероятно, чтобы о грядущих изменениях в такой значимый документ, как Кодекс об образовании не знало Министерство, «курирующее» именно эту сферу … В общем, круг гос.органов, которые могли бы пролить свет на Вашу ситуацию, был очерчен, свои мысли по ситуации были высказаны … Что ж … Пока могу пожелать Вам только терпения, оптимизма и настойчивости …
13.11.2013 20:16:41
Пользователь
НОВИЧОКМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
04.12.2013 №16-01-2914-З-(0)-0
направляется по электронной почте
заявителя
О рассмотрении обращения
Министерство образования на Ваши обращения от 20.11.2013 и 21.11.2013, поступившее из Совета Министров Республики Беларусь, сообщает следующее.
Разработка законопроектов осуществляется в соответствии с Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359. В соответствии с пунктом 11 указанных Правил в первоочередном порядке осуществляется подготовка законопроектов, включенных в ежегодный план подготовки законопроектов, утверждаемый Президентом Республики Беларусь.
Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке внесены предложения по включению проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании» в план подготовки законопроектов на 2014 год.
Таким образом, Министерством образования Республики Беларусь не игнорируется Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14.11.2013 № Р-778/2012 «О возмещении средств, затраченных государством на подготовку выпускников учреждений высшего и иного образования, при их добровольном поступлении на военную службу», а осуществляется предусмотренная законодательством процедура по внесению в Кодекс Республики Беларусь об образовании соответствующих изменений и дополнений.
В случае несогласия с настоящим ответом Вы вправе его обжаловать в суде.
Заместитель Министра С.В. Рудый
Всё по плану
04.12.2013 18:36:34