Для повышения эффективности деятельности организаций и обеспечения роста заработной платы, увязанного с ростом производительности труда, Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников». При этом в качестве показателя производительности труда определена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1 среднесписочного работника. Рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников допускается только при условии опережающего роста производительности труда. При невыполнении указанного условия фонд заработной платы за отчетный месяц уменьшается до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и заработной платы не менее 1,0.
В научных учреждениях и подразделениях НАН Беларуси финансирование осуществляется путем оплаты выполненных работ научно-исследовательскими лабораториями (секторами, группами и др.) посредством подписания организацией-заказчиком ежеквартальных актов на их выполнение. По общему правилу, темы (задания) научных исследований и объемы финансирования утверждаются обычно за 2-3 года до конкретного отчетного года (периода). Следовательно, объем финансирования на предстоящий год по каждому заданию (теме) известен, т.е. виртуально определена «выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1 среднесписочного работника». Однако в реальности организация-заказчик по своему усмотрению, несмотря на инфляцию и трендовые курсы валют, уменьшает объем финансирования на предстоящий год, причем не на 1-2%, а порой в разы. Но при этом по требованию организации-заказчика все научно-исследовательские работы должны быть выполнены в полном объеме и в сроки оговоренные на момент их утверждения, т.е. год или два назад. Следовательно, производительность труда на 1 среднесписочного научного работника априори возрастает, т.к. финансирование уменьшается, а объемы выполненных научно-исследовательских работ остаются на прежнем уровне, и поэтому должна возрастать их заработная плата. Реальность ситуации такова: на первый квартал 2015 г. на финансирование научно-исследовательского учреждения организация-заказчик планирует выделить 7% от годового объема финансирования, а на 4 квартал обещает (но лишь обещает) – 50%. Администрация НИИ предлагает своим научным работникам перейти на 3-4 дневную рабочую неделю, но при этом научно-исследовательские работы сотрудники обязаны провести в полном объеме и вовремя предоставить отчеты.
Возникают следующие вопросы: Как, основываясь на постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 для научно-исследовательского института определить «выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1 среднесписочного работника» (включая научных сотрудников, вспомогательных работников, представителей администрации), для расчета и выплате ежемесячной заработной платы? Из каких финансовых средств в НИИ в 2015 г. выплачивать ежемесячную заработную плату работникам? Как определить рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников НИИ при условии опережающего роста производительности труда за отчетный месяц? В какой государственно-надзорный орган должны обратиться ученые, чтобы им разъяснили термины «производительность труда научного работника» и «выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на 1 среднесписочного работника научно-исследовательского учреждения»?
09.02.2015 07:47:23
Василий
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
875
Соляник Валерий, такие вопросы логичнее задавать разработчикам постановления от 31.07.2014 № 744. В п. 5 постановления содержится указание Министерству труда и социальной защиты и Министерству экономики давать разъяснения по вопросам его применения.
24.02.2015 09:38:51
Игорь Соколовский
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0
731
Соляник Валерий,
Одно разъяснение норм постановления № 774 уже давалось вышеуказанными министерствами - Разъяснение Министерства труда и социальной защиты и Министерства экономики о применении норм пункта 1 постановления N 744 от 12.08.2014 N 1-2-12/1773/26-11/6290 (с дополнением от 10 октября 2014 г. N 1-2-12/2067П/26-11/8074. При этом, согласно п.8 действие данного разъяснения распространяется на государственные организации (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, и может быть использовано организациями негосударственной формы собственности и организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 процентов. Косвенно, можно сказать, что не только указанное разъяснение, но и само постановление № 744 не распространяется на бюджетные организации. НАН Беларуси, скорее всего, следует отнести к таковым. Кроме того, в п.6 дополнения к Разъяснению говорится, что при определении производительности труда по показателю "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" используются данные кредита субсчета бухгалтерского учета 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг". Данный же счет отсутствует в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций ... В любом случае, как верно, указано в предыдущем ответе за подобными разъяснениями следует обращаться в вышеуказанные министерства ....
24.02.2015 18:08:30
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Игорь Соколовский, Уважаемые Игорь Соколовский и Василий, спасибо за ответы на мои вопросы. Однако фактические обстоятельства не позволяют мне воспользоваться Вашими советами в полном объеме. 1. Национальная академия наук Беларуси, в подчиненные ей научные организации, направила письмо «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь №744» (исх. №15-01/3722 от 18.08.2014 г.), в котором было в частности указано: руководителям организаций необходимо не позднее 27 августа 2014 г. обеспечить: - разработку и утверждение по согласованию с головной организацией (учредителем) порядка расчета соотношения; - согласование данного порядка с НАН Беларуси. 2. В организациях НАН Беларуси со всех работников научных подразделений взяты подписки о том, что они не будут у нанимателя требовать повышения заработной платы. 3. Согласно Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» объем финансирования прикладных исследований выделено для НАН Беларуси – 351 558 195,00 тыс. руб., для Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) – 293 413 532,00 тыс. руб., т.е. общая сумма составит 645 млрд. руб. Численность центрального аппарата управления НАН Беларуси – 140-150 человек, ГКНТ – 60-70 человек. Таким образом, два органа государственного управления, курирующих научную деятельность в нашей стране, численностью чуть более 200 человек, в 2015 г. будут распоряжаться бюджетными средствами, целевым образом предусмотренными на выполнение прикладных научных исследований, в объеме 645 млрд. руб., что составляет годовой фонд заработной платы 8 тысяч работников, участвующих в выполнении прикладных исследований. 4. Согласно п. 6.10 Декрета Президента Республики Беларусь № 5 от 15 декабря 2014 г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» дискредитирующим обстоятельством соглано, которого осуществляется увольнение, является нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий. 5. Организации НАН Беларуси, чтобы выплатить зарплату своим работникам за январь-февраль были вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под «заоблачные» проценты. При этом как кредиты, так и проценты по ним, будут выплачиваться с бюджетных денег выделенных для проведения прикладных исследований. По сути, органы госуправления создают ситуацию, когда целевые бюджетные деньги «перетекают» в коммерческие банки. 6. Научным работникам организаций НАН Беларуси, под угрозой увольнения, запрещено обращаться (письменно или устно) в государственные органы за разъяснениями по принимаемым ими правовым актам.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
О производительности труда в научно-исследовательских учреждениях НАН Беларуси
4Юрист
НОВИЧОКВ научных учреждениях и подразделениях НАН Беларуси финансирование осуществляется путем оплаты выполненных работ научно-исследовательскими лабораториями (секторами, группами и др.) посредством подписания организацией-заказчиком ежеквартальных актов на их выполнение.
По общему правилу, темы (задания) научных исследований и объемы финансирования утверждаются обычно за 2-3 года до конкретного отчетного года (периода). Следовательно, объем финансирования на предстоящий год по каждому заданию (теме) известен, т.е. виртуально определена «выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1 среднесписочного работника».
Однако в реальности организация-заказчик по своему усмотрению, несмотря на инфляцию и трендовые курсы валют, уменьшает объем финансирования на предстоящий год, причем не на 1-2%, а порой в разы. Но при этом по требованию организации-заказчика все научно-исследовательские работы должны быть выполнены в полном объеме и в сроки оговоренные на момент их утверждения, т.е. год или два назад. Следовательно, производительность труда на 1 среднесписочного научного работника априори возрастает, т.к. финансирование уменьшается, а объемы выполненных научно-исследовательских работ остаются на прежнем уровне, и поэтому должна возрастать их заработная плата.
Реальность ситуации такова: на первый квартал 2015 г. на финансирование научно-исследовательского учреждения организация-заказчик планирует выделить 7% от годового объема финансирования, а на 4 квартал обещает (но лишь обещает) – 50%.
Администрация НИИ предлагает своим научным работникам перейти на 3-4 дневную рабочую неделю, но при этом научно-исследовательские работы сотрудники обязаны провести в полном объеме и вовремя предоставить отчеты.
Возникают следующие вопросы:
Как, основываясь на постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 для научно-исследовательского института определить «выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1 среднесписочного работника» (включая научных сотрудников, вспомогательных работников, представителей администрации), для расчета и выплате ежемесячной заработной платы?
Из каких финансовых средств в НИИ в 2015 г. выплачивать ежемесячную заработную плату работникам?
Как определить рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников НИИ при условии опережающего роста производительности труда за отчетный месяц?
В какой государственно-надзорный орган должны обратиться ученые, чтобы им разъяснили термины «производительность труда научного работника» и «выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на 1 среднесписочного работника научно-исследовательского учреждения»?
09.02.2015 07:47:23
Юрист
НОВИЧОК24.02.2015 09:38:51
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛОдно разъяснение норм постановления № 774 уже давалось вышеуказанными министерствами - Разъяснение Министерства труда и социальной защиты и Министерства экономики о применении норм пункта 1 постановления N 744 от 12.08.2014 N 1-2-12/1773/26-11/6290 (с дополнением от 10 октября 2014 г. N 1-2-12/2067П/26-11/8074. При этом, согласно п.8 действие данного разъяснения распространяется на государственные организации (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, и может быть использовано организациями негосударственной формы собственности и организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 процентов. Косвенно, можно сказать, что не только указанное разъяснение, но и само постановление № 744 не распространяется на бюджетные организации. НАН Беларуси, скорее всего, следует отнести к таковым. Кроме того, в п.6 дополнения к Разъяснению говорится, что при определении производительности труда по показателю "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" используются данные кредита субсчета бухгалтерского учета 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг". Данный же счет отсутствует в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций ... В любом случае, как верно, указано в предыдущем ответе за подобными разъяснениями следует обращаться в вышеуказанные министерства ....
24.02.2015 18:08:30
Юрист
НОВИЧОК1. Национальная академия наук Беларуси, в подчиненные ей научные организации, направила письмо «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь №744» (исх. №15-01/3722 от 18.08.2014 г.), в котором было в частности указано:
руководителям организаций необходимо не позднее 27 августа 2014 г. обеспечить:
- разработку и утверждение по согласованию с головной организацией (учредителем) порядка расчета соотношения;
- согласование данного порядка с НАН Беларуси.
2. В организациях НАН Беларуси со всех работников научных подразделений взяты подписки о том, что они не будут у нанимателя требовать повышения заработной платы.
3. Согласно Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2015 год» объем финансирования прикладных исследований выделено для НАН Беларуси – 351 558 195,00 тыс. руб., для Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) – 293 413 532,00 тыс. руб., т.е. общая сумма составит 645 млрд. руб.
Численность центрального аппарата управления НАН Беларуси – 140-150 человек, ГКНТ – 60-70 человек. Таким образом, два органа государственного управления, курирующих научную деятельность в нашей стране, численностью чуть более 200 человек, в 2015 г. будут распоряжаться бюджетными средствами, целевым образом предусмотренными на выполнение прикладных научных исследований, в объеме 645 млрд. руб., что составляет годовой фонд заработной платы 8 тысяч работников, участвующих в выполнении прикладных исследований.
4. Согласно п. 6.10 Декрета Президента Республики Беларусь № 5 от 15 декабря 2014 г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» дискредитирующим обстоятельством соглано, которого осуществляется увольнение, является нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий.
5. Организации НАН Беларуси, чтобы выплатить зарплату своим работникам за январь-февраль были вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под «заоблачные» проценты. При этом как кредиты, так и проценты по ним, будут выплачиваться с бюджетных денег выделенных для проведения прикладных исследований. По сути, органы госуправления создают ситуацию, когда целевые бюджетные деньги «перетекают» в коммерческие банки.
6. Научным работникам организаций НАН Беларуси, под угрозой увольнения, запрещено обращаться (письменно или устно) в государственные органы за разъяснениями по принимаемым ими правовым актам.
27.02.2015 08:33:18