Включить в план подготовки проектов нормативных правовых актов проект Закона Республики Беларусь «О государственном социальном заказе». Обоснование: Механизм государственного социального заказа (далее – ГСЗ) в настоящий момент внедрён в двух сферах – сфере социального обслуживания населения и сфере профилактики социально опасных заболеваний, ВИЧ. Со времени внедрения ГСЗ более чем в три раза выросло количество договоров и в пять раз объем финансирования негосударственных некоммерческих организаций посредством ГСЗ. Так, в 2019 году было уже реализовано 123 договора ГСЗ на общую сумму 903 тыс. бел. руб. Сравнительный анализ норм регулирования ГСЗ показывает, что большая часть норм регулирования механизма ГСЗ в данных двух сферах применения совпадает друг с другом: одинаковые принципы реализации ГСЗ; заказчики – местные органы власти; исполнители – негосударственные некоммерческие организации в части предоставления субсидий; источник финансирования – местные бюджеты, направленные на реализацию государственных программ; размещение ГСЗ осуществляется на конкурсной основе; договор заключается на срок до 5 лет в пределах реализации государственной программы. В то же время имеются не принципиальные процедурные различия в регулировании конкурсных процедур ГСЗ, которые создают трудности в процессе реализации для тех участников, которые реализуют ГСЗ одновременно в разных сферах. Например, разные требования к составу документов, подаваемых на конкурс; разная система оценки конкурсных предложений; разные условия предоставления субсидий и т.д. Еще одна правовая проблема возникла в ходе развития законодательства о социальном обслуживании. Когда в 2012 году Закон ”О социальном обслуживании“ был дополнен главой о ГСЗ, в статье 30 среди видов социальных услуг значились социально-медицинские услуги. Именно социально-медицинские услуги стали самой востребованной и массовой услугой, реализуемой в рамках ГСЗ Белорусским Обществом Красного Креста. В 2017 году в Закон ”О социальном обслуживании“ внесли изменения и, в частности, из статьи 30 исключили социально-медицинские услуги, поскольку медико-социальная помощь регулируется Законом ”О здравоохранении“. Эти изменения привели к дискуссии, что медико-социальные услуги БОКК не относятся к сфере социального обслуживания и должны реализовываться в рамках законодательства о здравоохранении. Однако Законом ”О здравоохранении“ реализация ГСЗ не предусмотрена. Кроме сферы социального обслуживания и профилактики социально опасных заболеваний, ВИЧ еще в 4-х сферах (культура, здравоохранение, охрана окружающей среды, профилактика правонарушений) законодательство декларирует необходимость привлечения НКО к реализации государственной политики и/или государственных программ при отсутствии нормативно закрепленного механизма такого привлечения в форме ГСЗ: статья 8 Кодекса Республики Беларусь о культуре определяет одним из направлений государственной политики в сфере культуры ”спрыянне стварэнню, распаўсюджванню i (або) папулярызацыi суб’ектамi культурнай дзейнасцi культурных каштоўнасцей, арганізацыі і правядзенню культурных мерапрыемстваў, рэалізацыі культурных праектаў, у тым лiку шляхам размяшчэння сацыяльна-творчых заказаў i фiнансавання дзяржаўных і іншых праграм, накіраваных на захаванне, развіцце, распаўсюджванне і (або) папулярызацыю культуры“; статья 631 Закона Республики Беларусь ”О здравоохранении“ относит к мерам по охране здоровья населения реализацию государственных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, в том числе по противодействию табакокурению, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, которые призваны осуществлять республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, общественные объединения, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в пределах своей компетенции; статья 7 Закона Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“ одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определяет ”привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды“; статья 9 Закона Республики Беларусь ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“ одним из полномочий субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений, к которым также относятся общественные объединения и иные организации, определяет ”принятие участия в реализации государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных программ по профилактике правонарушений“. Практика применения ГСЗ показала жизнеспособность и востребованность данного механизма в Беларуси. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос принятия универсального законодательства о государственном социальном заказе, которое бы обеспечило единообразные подходы к процедурным вопросам формирования и размещения ГСЗ, позволило расширить практику применения ГСЗ в реализации широкого спектра государственных программ, направленных на достижение общественно значимых целей.
16.04.2020 11:00:39
Валерий Жураковский
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
4
Включить в план подготовки проектов нормативных правовых актов изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» которые бы относили к общедоступным социальным услугам также услуги, реализуемые в рамках государственного социального заказа. Обоснование: в течение двух месяцев Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь дважды меняло свое толкование подпункта 2.23 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса (письма № 3-2-7/Ак-01230 от 08.08.2019, № 3-2-7/Ак-01376 от 25.10.2019), разъясняя относятся ли услуги, оказываемые гражданам в рамках государственного социального заказа к общедоступным социальным услугам и, соответственно, должны или не должны физические лица платить подоходный налог с бесплатных услуг в рамках государственного социального заказа: разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (письмо № 3-2-7/Ак-01230 от 08.08.2019): «Исходя из анализа норм и положений вышеуказанных законов услуги, оказываемые в рамках выполнения государственного социального заказа в области проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболевания, ВИЧ, не включены в государственный минимальный социальный стандарт в области здравоохранения, что в свою очередь, не позволяет их отнести к «общедоступным социальным услугам» поименованным в подпункте 2.23 пункта 2 статьи 196 Кодекса.»; разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (письмо № 3-2-7/Ак-01376 от 25.10.2019): «исходя из того, что услуги, бесплатно оказываемые негосударственными некоммерческими организациями физическим лицам в рамках ГСЗ как в сфере социального обслуживания, так и в сфере здравоохранения, выполняются в интересах государства и за счет бюджетных средств, то доходы, полученные физическими лицами в виде таких бесплатных услуг, не признаются объектом налогообложения подоходным налогом в соответствии с подпунктом 2.23 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь». Согласно Закону № 322-3 государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются, в частности, услуги по оказанию первичной, специализированной, высокотехнологичной и паллиативной медицинской помощи, медико-социальной помощи, за исключением платных медицинских услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения по перечню и в порядке, установленным Правительством Республики Беларусь. Поскольку в государственных минимальных стандартах речь идет об услугах исключительно государственных учреждений здравоохранения, то профилактические услуги, оказываемые гражданам негосударственными некоммерческими организациями в рамках государственного социального заказа, не подпадают под действие статьи 9 Закона № 322-3. Также, согласно Закону № 322-3 государственными минимальными социальными стандартами в области социального обслуживания являются, в частности, перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания; нормы и нормативы обеспеченности граждан услугами государственных учреждений социального обслуживания. Социальные услуги, оказываемые гражданам негосударственными некоммерческими организациями в рамках государственного социального заказа, не входят в перечень и нормы бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания и, соответственно, не подпадают под действие статьи 12 Закона № 322-3. Учитывая неоднозначность толкования норм Налогового кодекса в отношении налогообложения бесплатных услуг в рамках государственного социального заказа, вопрос изменения законодательства в данной сфере регулирования является актуальным. Альтернативным решением данной правовой проблемы может стать дополнение пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь «Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками:» подпунктом следующего содержания «в размере стоимости товаров (работ, услуг), предоставленных негосударственными некоммерческими организациями бесплатно в рамках государственного социального заказа».
16.04.2020 11:02:42
Лысюк Олег
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
8
Включить в план подготовки проектов нормативных правовых актов проект изменений и дополнений, предусматривающий подачу заявлений, необходимых для получения исполнительных документов и их выдачу в виде электронного документа.
Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на принципе максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования.
Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) предусмотрена возможность подачи заявления о возбуждении приказного производства в виде электронного документа.
Статьёй 10 Законом определён перечень исполнительных документов, в том числе, определения судов, исполнительные надписи нотариусов.
Указанные исполнительные документы выдаются в виде бумажного документа.
На практике возникает следующая ситуации. При подаче заявления о возбуждении исполнительного производства в электронном виде необходимо дополнительно досылать исполнительный документ почтой. Также законодательством не предусмотрена возможность подачи заявления в суды и нотариусам в виде электронного документа.
Национальный центр законодательства и правовых исследований формирует проект плана подготовки законопроектов на 2021 год
403.04.2020 09:20:46
Юрист
НОВИЧОКОбоснование:
Механизм государственного социального заказа (далее – ГСЗ) в настоящий момент внедрён в двух сферах – сфере социального обслуживания населения и сфере профилактики социально опасных заболеваний, ВИЧ.
Со времени внедрения ГСЗ более чем в три раза выросло количество договоров и в пять раз объем финансирования негосударственных некоммерческих организаций посредством ГСЗ. Так, в 2019 году было уже реализовано 123 договора ГСЗ на общую сумму 903 тыс. бел. руб.
Сравнительный анализ норм регулирования ГСЗ показывает, что большая часть норм регулирования механизма ГСЗ в данных двух сферах применения совпадает друг с другом:
одинаковые принципы реализации ГСЗ;
заказчики – местные органы власти;
исполнители – негосударственные некоммерческие организации в части предоставления субсидий;
источник финансирования – местные бюджеты, направленные на реализацию государственных программ;
размещение ГСЗ осуществляется на конкурсной основе;
договор заключается на срок до 5 лет в пределах реализации государственной программы.
В то же время имеются не принципиальные процедурные различия в регулировании конкурсных процедур ГСЗ, которые создают трудности в процессе реализации для тех участников, которые реализуют ГСЗ одновременно в разных сферах. Например, разные требования к составу документов, подаваемых на конкурс; разная система оценки конкурсных предложений; разные условия предоставления субсидий и т.д.
Еще одна правовая проблема возникла в ходе развития законодательства о социальном обслуживании. Когда в 2012 году Закон ”О социальном обслуживании“ был дополнен главой о ГСЗ, в статье 30 среди видов социальных услуг значились социально-медицинские услуги. Именно социально-медицинские услуги стали самой востребованной и массовой услугой, реализуемой в рамках ГСЗ Белорусским Обществом Красного Креста.
В 2017 году в Закон ”О социальном обслуживании“ внесли изменения и, в частности, из статьи 30 исключили социально-медицинские услуги, поскольку медико-социальная помощь регулируется Законом ”О здравоохранении“. Эти изменения привели к дискуссии, что медико-социальные услуги БОКК не относятся к сфере социального обслуживания и должны реализовываться в рамках законодательства о здравоохранении. Однако Законом ”О здравоохранении“ реализация ГСЗ не предусмотрена.
Кроме сферы социального обслуживания и профилактики социально опасных заболеваний, ВИЧ еще в 4-х сферах (культура, здравоохранение, охрана окружающей среды, профилактика правонарушений) законодательство декларирует необходимость привлечения НКО к реализации государственной политики и/или государственных программ при отсутствии нормативно закрепленного механизма такого привлечения в форме ГСЗ:
статья 8 Кодекса Республики Беларусь о культуре определяет одним из направлений государственной политики в сфере культуры ”спрыянне стварэнню, распаўсюджванню i (або) папулярызацыi суб’ектамi культурнай дзейнасцi культурных каштоўнасцей, арганізацыі і правядзенню культурных мерапрыемстваў, рэалізацыі культурных праектаў, у тым лiку шляхам размяшчэння сацыяльна-творчых заказаў i фiнансавання дзяржаўных і іншых праграм, накіраваных на захаванне, развіцце, распаўсюджванне і (або) папулярызацыю культуры“;
статья 631 Закона Республики Беларусь ”О здравоохранении“ относит к мерам по охране здоровья населения реализацию государственных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, в том числе по противодействию табакокурению, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, которые призваны осуществлять республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы, общественные объединения, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в пределах своей компетенции;
статья 7 Закона Республики Беларусь ”Об охране окружающей среды“ одним из основных направлений государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определяет ”привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды“;
статья 9 Закона Республики Беларусь ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“ одним из полномочий субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений, к которым также относятся общественные объединения и иные организации, определяет ”принятие участия в реализации государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных программ по профилактике правонарушений“.
Практика применения ГСЗ показала жизнеспособность и востребованность данного механизма в Беларуси. Поэтому сегодня на повестке дня стоит вопрос принятия универсального законодательства о государственном социальном заказе, которое бы обеспечило единообразные подходы к процедурным вопросам формирования и размещения ГСЗ, позволило расширить практику применения ГСЗ в реализации широкого спектра государственных программ, направленных на достижение общественно значимых целей.
16.04.2020 11:00:39
Юрист
НОВИЧОКОбоснование: в течение двух месяцев Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь дважды меняло свое толкование подпункта 2.23 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса (письма № 3-2-7/Ак-01230 от 08.08.2019, № 3-2-7/Ак-01376 от 25.10.2019), разъясняя относятся ли услуги, оказываемые гражданам в рамках государственного социального заказа к общедоступным социальным услугам и, соответственно, должны или не должны физические лица платить подоходный налог с бесплатных услуг в рамках государственного социального заказа:
разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (письмо № 3-2-7/Ак-01230 от 08.08.2019): «Исходя из анализа норм и положений вышеуказанных законов услуги, оказываемые в рамках выполнения государственного социального заказа в области проведения профилактических мероприятий по предупреждению распространения социально опасных заболевания, ВИЧ, не включены в государственный минимальный социальный стандарт в области здравоохранения, что в свою очередь, не позволяет их отнести к «общедоступным социальным услугам» поименованным в подпункте 2.23 пункта 2 статьи 196 Кодекса.»;
разъяснение Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (письмо № 3-2-7/Ак-01376 от 25.10.2019): «исходя из того, что услуги, бесплатно оказываемые негосударственными некоммерческими организациями физическим лицам в рамках ГСЗ как в сфере социального обслуживания, так и в сфере здравоохранения, выполняются в интересах государства и за счет бюджетных средств, то доходы, полученные физическими лицами в виде таких бесплатных услуг, не признаются объектом налогообложения подоходным налогом в соответствии с подпунктом 2.23 пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь».
Согласно Закону № 322-3 государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения являются, в частности, услуги по оказанию первичной, специализированной, высокотехнологичной и паллиативной медицинской помощи, медико-социальной помощи, за исключением платных медицинских услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения по перечню и в порядке, установленным Правительством Республики Беларусь. Поскольку в государственных минимальных стандартах речь идет об услугах исключительно государственных учреждений здравоохранения, то профилактические услуги, оказываемые гражданам негосударственными некоммерческими организациями в рамках государственного социального заказа, не подпадают под действие статьи 9 Закона № 322-3.
Также, согласно Закону № 322-3 государственными минимальными социальными стандартами в области социального обслуживания являются, в частности, перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания; нормы и нормативы обеспеченности граждан услугами государственных учреждений социального обслуживания. Социальные услуги, оказываемые гражданам негосударственными некоммерческими организациями в рамках государственного социального заказа, не входят в перечень и нормы бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания и, соответственно, не подпадают под действие статьи 12 Закона № 322-3.
Учитывая неоднозначность толкования норм Налогового кодекса в отношении налогообложения бесплатных услуг в рамках государственного социального заказа, вопрос изменения законодательства в данной сфере регулирования является актуальным.
Альтернативным решением данной правовой проблемы может стать дополнение пункта 2 статьи 196 Налогового кодекса Республики Беларусь «Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками:» подпунктом следующего содержания «в размере стоимости товаров (работ, услуг), предоставленных негосударственными некоммерческими организациями бесплатно в рамках государственного социального заказа».
16.04.2020 11:02:42
Юрист
НОВИЧОКДекретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что взаимодействие государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее, если не предусмотрено иное, – субъекты хозяйствования) основывается на принципе максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования.
Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) предусмотрена возможность подачи заявления о возбуждении приказного производства в виде электронного документа.
Статьёй 10 Законом определён перечень исполнительных документов, в том числе, определения судов, исполнительные надписи нотариусов.
Указанные исполнительные документы выдаются в виде бумажного документа.
На практике возникает следующая ситуации. При подаче заявления о возбуждении исполнительного производства в электронном виде необходимо дополнительно досылать исполнительный документ почтой. Также законодательством не предусмотрена возможность подачи заявления в суды и нотариусам в виде электронного документа.
07.05.2020 10:40:50