Доброго дня. Ребенок в сентябре 2019 года пошёл в первый класс. Была линейка на улице ( на территории школы), там был представитель газеты. На улице он не говорил, что делает фото для статьи. В школе человек из газеты спрашивал разрешения сделать фото детей в классе, родители отказали. Он слелал фото учителя, так как тот взрослый и дал согласие. Через пару дней на сайте газеты появилась статья про класс и там фото: есть фото всего класса, в есть фото отдельно четырех детей(фото крупным планом как портрет). Я хочу обратиться в газету с тем, что бы фото моего ребенка убрали, т.к. разрешения не спрашивали и я его не давала. Через полторы недели фото моего ребенка появилось на сайте этой же газеты, но в совсем другой статье(не связаной со школой ребенка) Вопрос: какие и чьи прова нарушены? (родителя, ребенка), на какой документ (-ты) сослаться?обращаться в газету самостоятельно или вместе со школой(так как фотографировали там) С уважением и благодарностью.
23.09.2019 08:22:49
Vasily
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
330
Марина, как законный представитель ребенка вы можете предъявлять требования, связанные с нарушением его прав. Согласно ст. 40 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2008 года "О средствах массовой информации" распространение в средствах массовой информации информационных сообщений и (или) материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами.
27.09.2019 11:40:01
Татьяна Радыно
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
4
Марина, Сегодня в национальном законодательстве нет четко прописанных правил, охраняющих нашу личную жизнь. Кто из нас не оконфузился после встречи с одноклассниками -надцать лет спустя или после новогоднего корпоратива? Практически безнаказанно можно опубликовать фото с изображением как своих друзей, так и недругов. И хорошо бы это были публикации, без злого умысла сделанные вашими близкими или знакомыми – но зачастую такими подходами грешит и официальная пресса. Есть ли предел безнаказанности и вседозволенности работников средств массовой информации (СМИ) и как защитить свои права? – этими вопросами рано или поздно задается каждый из нас. Конституционный Суд еще в 2018 г. признал, что существует правовая неопределенность в гражданском законодательстве, в связи с которой невозможно осуществлять надлежащую охрану изображения гражданина, и нужно внести изменения в действующий Гражданский кодекс (далее – ГК) (решении от 30.10.2018 № Р-1145/2018 «О правовом регулировании в гражданском законодательстве использования и охраны изображения гражданина»). Аналогичные выводы изложены в обосновании необходимости принятия закона о внесении изменений в ГК, вынесенного на общественное обсуждение (п. 39 обоснования): «С целью уточнения нормативных предписаний о защите нематериальных благ, обеспечения их наибольшей определенности, а также унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, предлагается скорректировать статьи 151, 152 и 153 ГК РБ. Кроме того, глава 8 ГК РБ дополняется новыми статьями 153-1 и 153-2, предусматривающими правовое регулирование охраны изображения гражданина и охраны частной жизни гражданина... Указанные дополнения позволят обеспечить надлежащую защиту нематериальных благ, принадлежащих гражданину, а также придадут определенность и ясность регулированию соответствующих отношений». И хотя примерный перечень нематериальных благ дан в ст.151 ГК, однако он не исчерпывающий, и это позволяет включить при необходимости в него иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения. Очевидно, что изображение является таким благом. Таким образом, защитить свои права граждане могут в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством. Более серьезные последствия предусмотрены административным и уголовным правом. Ситуация обостряется тем, что на данный момент в Беларуси не принят Закон «О персональных данных», однако проект соответствующего законопроекта уже разработан и внесен в Парламент Республики Беларусь. Пока же следует исходить из определения персональных данных, закрепленного в ст. 1 Закона об информации: любые данные, позволяющие идентифицировать физлицо. Очевидно, что изображение как ничто иное соответствует этому критерию.
Основные нормативные акты, на которые следует обратить внимание – это Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), Закон от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), Закон от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).
Системное толкование указанных НПА приводит к следующим выводам: 1. не допускается использование образов граждан Республики Беларусь в рекламе без их письменного согласия или согласия их законных представителей (п.9 ст.10 Закона о рекламе); 2. необходимо получать письменное согласие физлиц (законных представителей) на проведение аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок, за исключением их проведения в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях, а также случаев, когда такая съемка разрешена законом без согласия присутствующих (подп. 4.7 п. 4 ст. 34 Закона о СМИ); 3. необходимо письменно получать согласие физлица (его законного представителя) на распространение в СМИ сведений о его личной жизни (подп.4.6 п.4 ст.34 Закона о СМИ, ч. 2 ст.18 Закона об информации).
Вывод: информация о частной жизни и персональные данные относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (абз. 2 ч. 1 ст.17 Закона об информации). Отдельно напомним, что Интернет-сайты сегодня также отнесены к СМИ (п. 20 ст. 1 Закона о СМИ), а также о том, что интересы несовершеннолетних представляют их родители либо иные лица, установленные законом (ст. 32 Конституции, ст. 65 КоБС).
Правила распространения в СМИ информационных сообщений и материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физлиц без их согласия определены в ст. 40 Закона о СМИ в строго определенных случаях: • должны быть приняты меры против возможной идентификации данного лица посторонними лицами; • распространение этих информационных сообщений и материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов; • распространение таких информационных сообщений и материалов осуществляется по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством. Помимо гражданско-правовой ответственности за размещение в сети Интернет чужого изображения могут привлечь к административной и даже к уголовной ответственности. Безусловно, все будет от серьезности вины и направленности умысла, а также от тяжести наступивших последствий. Так, к административной ответственности могут привлечь за: • незаконное разглашение персональных данных (ст.22.13 КоАП); • нарушение законодательства о рекламе (ст.12.15 КоАП). Уголовная ответственность может наступить как за чрезмерное любопытство (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений, ст. 203 УК), так и за умышленные действия, направленные на причинение вреда (незаконные собирание либо распространение информации о частной жизни, ст.179 УК).
Фото ребенка 7 лет на интернет странице газеты
3Пользователь
НОВИЧОКЯ хочу обратиться в газету с тем, что бы фото моего ребенка убрали, т.к. разрешения не спрашивали и я его не давала. Через полторы недели фото моего ребенка появилось на сайте этой же газеты, но в совсем другой статье(не связаной со школой ребенка)
Вопрос: какие и чьи прова нарушены? (родителя, ребенка), на какой документ (-ты) сослаться?обращаться в газету самостоятельно или вместе со школой(так как фотографировали там)
С уважением и благодарностью.
23.09.2019 08:22:49
Юрист
НОВИЧОК27.09.2019 11:40:01
Юрист
НОВИЧОКСегодня в национальном законодательстве нет четко прописанных правил, охраняющих нашу личную жизнь. Кто из нас не оконфузился после встречи с одноклассниками -надцать лет спустя или после новогоднего корпоратива? Практически безнаказанно можно опубликовать фото с изображением как своих друзей, так и недругов. И хорошо бы это были публикации, без злого умысла сделанные вашими близкими или знакомыми – но зачастую такими подходами грешит и официальная пресса. Есть ли предел безнаказанности и вседозволенности работников средств массовой информации (СМИ) и как защитить свои права? – этими вопросами рано или поздно задается каждый из нас.
Конституционный Суд еще в 2018 г. признал, что существует правовая неопределенность в гражданском законодательстве, в связи с которой невозможно осуществлять надлежащую охрану изображения гражданина, и нужно внести изменения в действующий Гражданский кодекс (далее – ГК) (решении от 30.10.2018 № Р-1145/2018 «О правовом регулировании в гражданском законодательстве использования и охраны изображения гражданина»).
Аналогичные выводы изложены в обосновании необходимости принятия закона о внесении изменений в ГК, вынесенного на общественное обсуждение (п. 39 обоснования): «С целью уточнения нормативных предписаний о защите нематериальных благ, обеспечения их наибольшей определенности, а также унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, предлагается скорректировать статьи 151, 152 и 153 ГК РБ. Кроме того, глава 8 ГК РБ дополняется новыми статьями 153-1 и 153-2, предусматривающими правовое регулирование охраны изображения гражданина и охраны частной жизни гражданина... Указанные дополнения позволят обеспечить надлежащую защиту нематериальных благ, принадлежащих гражданину, а также придадут определенность и ясность регулированию соответствующих отношений».
И хотя примерный перечень нематериальных благ дан в ст.151 ГК, однако он не исчерпывающий, и это позволяет включить при необходимости в него иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения. Очевидно, что изображение является таким благом.
Таким образом, защитить свои права граждане могут в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством. Более серьезные последствия предусмотрены административным и уголовным правом.
Ситуация обостряется тем, что на данный момент в Беларуси не принят Закон «О персональных данных», однако проект соответствующего законопроекта уже разработан и внесен в Парламент Республики Беларусь.
Пока же следует исходить из определения персональных данных, закрепленного в ст. 1 Закона об информации: любые данные, позволяющие идентифицировать физлицо. Очевидно, что изображение как ничто иное соответствует этому критерию.
Основные нормативные акты, на которые следует обратить внимание – это Закон от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), Закон от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), Закон от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).
Системное толкование указанных НПА приводит к следующим выводам:
1. не допускается использование образов граждан Республики Беларусь в рекламе без их письменного согласия или согласия их законных представителей (п.9 ст.10 Закона о рекламе);
2. необходимо получать письменное согласие физлиц (законных представителей) на проведение аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок, за исключением их проведения в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях, а также случаев, когда такая съемка разрешена законом без согласия присутствующих (подп. 4.7 п. 4 ст. 34 Закона о СМИ);
3. необходимо письменно получать согласие физлица (его законного представителя) на распространение в СМИ сведений о его личной жизни (подп.4.6 п.4 ст.34 Закона о СМИ, ч. 2 ст.18 Закона об информации).
Вывод: информация о частной жизни и персональные данные относятся к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (абз. 2 ч. 1 ст.17 Закона об информации).
Отдельно напомним, что Интернет-сайты сегодня также отнесены к СМИ (п. 20 ст. 1 Закона о СМИ), а также о том, что интересы несовершеннолетних представляют их родители либо иные лица, установленные законом (ст. 32 Конституции, ст. 65 КоБС).
Правила распространения в СМИ информационных сообщений и материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физлиц без их согласия определены в ст. 40 Закона о СМИ в строго определенных случаях:
• должны быть приняты меры против возможной идентификации данного лица посторонними лицами;
• распространение этих информационных сообщений и материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов;
• распространение таких информационных сообщений и материалов осуществляется по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством.
Помимо гражданско-правовой ответственности за размещение в сети Интернет чужого изображения могут привлечь к административной и даже к уголовной ответственности. Безусловно, все будет от серьезности вины и направленности умысла, а также от тяжести наступивших последствий.
Так, к административной ответственности могут привлечь за:
• незаконное разглашение персональных данных (ст.22.13 КоАП);
• нарушение законодательства о рекламе (ст.12.15 КоАП).
Уголовная ответственность может наступить как за чрезмерное любопытство (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений, ст. 203 УК), так и за умышленные действия, направленные на причинение вреда (незаконные собирание либо распространение информации о частной жизни, ст.179 УК).
27.09.2019 11:47:35