Array ( [0] => Array ( [TEXT] => Публичное обсуждение проектов НПА [LINK] => /publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( [ADD_LINK] => forum15 ) [CHAIN] => Array ( [0] => Публичное обсуждение проектов НПА ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => 1 ) [1] => Array ( [TEXT] => О публичном обсуждении [LINK] => /publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/o-publichnom-obsuzhdenii/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Публичное обсуждение проектов НПА [1] => О публичном обсуждении ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => Правовой мониторинг [LINK] => /pravovoy-monitoring/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( [ADD_LINK] => forum35 ) [CHAIN] => Array ( [0] => Правовой мониторинг ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => 1 ) [3] => Array ( [TEXT] => О правовом мониторинге [LINK] => /pravovoy-monitoring/o-pravovom-monitoringe/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( [ADD_LINK] => forum35 ) [CHAIN] => Array ( [0] => Правовой мониторинг [1] => О правовом мониторинге ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) [4] => Array ( [TEXT] => Важно Ваше мнение [LINK] => /opinion/ [SELECTED] => 1 [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Важно Ваше мнение ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => 1 ) [5] => Array ( [TEXT] => О важности мнения каждого [LINK] => /opinion/o-vazhnosti-mneniya/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Важно Ваше мнение [1] => О важности мнения каждого ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) [6] => Array ( [TEXT] => Форумы [LINK] => /forums/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 3 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Форумы ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => 1 ) [7] => Array ( [TEXT] => О форумах [LINK] => /forums/o-forumakh/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [CHAIN] => Array ( [0] => Форумы [1] => О форумах ) [DEPTH_LEVEL] => 2 [IS_PARENT] => ) )
Сбор предложений в проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2023 год
2Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛНациональный центр законодательства и правовых исследований осуществляет разработку проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об утверждении плана подготовки проектов законодательных актов на 2023 год».
Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), а также проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости подготовки для включения их в проект указанного плана можно высказать на Форуме до 25 апреля 2022 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
29.03.2022 12:44
Юрист
НОВИЧОКПредложение: внести в план подготовки проектов законодательных актов на 2023 год (в части проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь) разработку проекта Указа о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" в части расширения возможности для предоставления спонсорской помощи белорусских субъектов хозяйствования в целях поддержки деятельности по защите животных
Обоснование
В Беларуси организации, которые занимаются защитой животных, лишены возможности получать спонсорскую помощь от предприятий и индивидуальных предпринимателей. Такое положение обусловлено несовершенством законодательства и требует исправления путем внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь №300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" от 1 июля 2005 года.
Данный указ является одним из старых нормативно-правовых актов, принятых достаточно давно и не учитывающий актуального состояния общественных отношений в области получения, предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи от субъектов хозяйствования Республики Беларусь. Достаточно сказать, что аналогичный нормативный акт, касающийся внешнего (иностранного) спонсорства претерпевал значительные изменения (Декреты об иностранной безвозмездной помощи принимались последовательно в 2001, 2003, 2015 годах, а действующий теперь декрет "Об иностранной безвозмездной помощи" был принят 25 мая 2021 года и в него уже были внесены изменения 8 ноября 2021 года). В целом со времени издания указа №300 от 1 июля 2005 года существенно изменилась структура коммуникации и взаимных прав и обязанностей между участниками правоотношений в области корпоративных пожертвований и спонсорской помощи. Это во многом было определено изменением экономических реалий, развитием правового регулирования в области хозяйственных правоотношений. О серьезном отставании регулирующего акта от актуального состояния дел свидетельствует отсутствие в нем определений и понятий, которые активно на практике используются при оформлении правоотношений в области спонсорской помощи (такие понятия как благотворительность, благотворительная деятельность, корпоративная социальная ответственность, меценатство и другие). В результате в практической деятельности по предоставлению и использованию благотворительной помощи возникают многочисленные трудности, возникающие в силу устаревшего законодательства и пробелов правового регулирования. Например, указанные трудности ярко проявились в 2020 году, когда возможность оказания спонсорской помощи субъектами хозяйствования в условиях пандемии COVID-19 потребовало оперативного "ручного" управления, без которого нормы указа 300 стали бы препятствием в привлечению финансирования от частных спонсоров для деятельности учреждений здравоохранения по преодолению пандемии.
Одной из областей, где Указ №300 создает трудности и проблемы, является деятельность в сфере защиты животных. Это происходит несмотря на то, что в целом область деятельности по защите животных является предметом регулирования широкого перечня правовых актов (см. обзор "Профессионально об актуальном: Правовое регулирование отношений в области обращения с животными")
.
В течение многих лет в Беларуси предпринимаются безуспешные попытки принятия специального закона "Об обращении с животными". В силу несогласованности позиций разных заинтересованных сторон основной акт, который мог бы урегулировать отношения в области защиты животных, опредедить права и обязанность зоозащитников и зоозащитных организаций, остается в стадии разработки вот уже два десятилетия. В марте 2016 года в очередной раз проект закона "Об обращении с животными", внесенный в парламент Советом министров, был по инициативе Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь вынесен на общественное обсуждение. Однако, по окончании периода общественного обсуждения до сведения общественности не была доведена информация о результатах общественного обсуждения либо какое-либо обобщение поступивших в ходе обсуждения предложений. Как стало известно, данный законопроект 12 апреля 2018 года был отозван правительством как субъектом права законодательной инициативы для доработки, которая продолжается и по сей день. Таким образом, попытки принятия комплексного законодательного акта в этой области, предпринятые в последнее десятилетие в Беларуси, пока не привели к успеху. В белорусском законодательстве сохраняются очевидные пробелы правового регулирования в области защиты животных.
При таких условиях некоммерческие организации, занимающиеся защитой животных, сталкиваются с препятствиями, вызванными несовершенством устаревшего законодательства, не учитывающего общественные интересы и неоправданно ограничивающего возможности для общественно-полезной работы зоозащитников.
Одним из существенных препятствий для работы организаций по защите животных является невозможность зоозащитным некоммерческим организациям получать безвозмездную (спонсорскую) помощь для своей основной цели – защиты животных.
Вопросы получения и использования безвозмездной (спонсорской) помощи от белорусских субъектов хозяйствования регулируются Указом Президента от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи". Этот правовой акт устанавливает исчерпывающий перечень целей, на которые может быть представлена безвозмездная (спонсорская) помощь, и среди этих целей нет целей, связанных с помощью животным или защитой животных. Указ также устанавливает, что предоставление помощи на иные цели, не обозначенные в данном перечне, возможно лишь по решению Президента Республики Беларусь или с его согласия.
В связи с этим сложилась ситуация, когда предприниматели и бизнес-структуры, желающие оказать помощь зоозащитным некоммерческим организациям, приютам для животных, не могут этого сделать, так как "защита животных" не обозначена в качестве возможной цели для предоставления спонсорской помощи.
В результате некоммерческие организации, существующие за счет частных пожертвований и волонтерского труда, сталкиваются с затруднениями в части привлечения бизнеса для финансирования сопутствующих их деятельности расходов (закупка кормов, медикаментов и оборудования, оплата аренды помещений и услуг сторонних организаций и др.) Это существенно ограничивает возможности для работы зоозащитных организаций, которые не могут привлекать помощь от бизнеса для своей деятельности, которая имеет важное общественное значение.
Например, некоммерческие организации за счет привлеченной спонсорской помощи могли бы взять на себя важные функции в сфере работы с безнадзорными животными, которую сейчас вынуждены осуществлять местные органы власти за бюджетные средства. Абсурдность ситуации усугубляется тем, что законодатель предпринимает меры стимулирования зоозащитной деятельности, устанавливая налоговые льготы: так, согласно статье 118 Налогового кодекса "Освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав", освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации товаров (работ, услуг) по профилактике, диагностике и лечению болезней животных. Таким образом, создавая льготные условия для предпринимательской деятельности в этой области, законодательство сохраняет ограничения на финансирование этой деятельности при ее осуществлении общественными организациями за счет волонтерского труда с привлечением спонсорской поддержки.
Ненормальность такой ситуации, когда указ пятнадцатилетней давности ограничивает возможности для бизнеса выполнять важные социальные функции, очевидна и законодателю: постановлением Совета Министров и Национального банка от 28 февраля 2011 г. № 251/6 «Об утверждении мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4» в рамках реализации положений данной директивы указано – признание утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» в целях расширения благотворительной деятельности с сохранением (при необходимости) регулирования со стороны Совета Министров в отношении государственных организаций в случае безвозмездной передачи ими имущества иным лицам в виде благотворительной помощи. Ответственными исполнителями по данной работе назначены Министерство экономики, Министерство финансов и Министерство культуры. По данному плану указ должен был быть признан утратившим силу в III квартале 2011 г., однако он до сих пор продолжает действовать и в него вносятся лишь незначительные изменения. К сожалению, проведенное в 2017 году Министерством экономики К сожалению, проведенное в 2017 году Министерством экономики общественное обсуждение проекта изменений в указ №300 не привело к положительному результату: несмотря на предложения общественности о расширении перечня целей, на которые можно предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь, этот вопрос не был решен. Не затронули его и последние (на данный момент) изменения, внесенные в Указ №300 10 мая 2019 года согласно Указу №169.
Кроме того, в соответствии с Указом № 300 существенным условием договора безвозмездной (спонсорской) помощи является указание видов товаров (работ, услуг), которые будут приобретены за счет безвозмездной (спонсорской) помощи. Данное положение не позволяет некоммерческим организациям при согласии двух сторон договора аккумулировать денежные средства, создавать резервный капитал и в дальнейшем его использовать на нужды организации. Кроме того, наличие данной нормы осложняет реализацию программ некоммерческих организаций на практике. При необходимости реализации своих программ некоммерческие организации часто вынуждены прибегать к поиску и привлечению средств из различных источников. В результате, при необходимости указания в договорах видов товаров (работ, услуг), часто оказывается, что одни нужды некоммерческой организации, необходимые для реализации программы покрываются из разных источников чрезмерно, другие источники остаются недофинансируемыми.
Учитывая изложенное предлагаем инициировать разработку изменений в Указ Президента от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи", предусматривающих расширение перечня целей, на которые может направляться безвозмездная (спонсорская) помощь, включив в перечень возможных целей цель "защита животных, помощь безнадзорным животным и по профилактике, диагностике и лечению болезней животных, либо в качестве варианта решения проблемы можно полностью сключить из Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" перечень целей, на которые может быть использована безвозмездная помощь и необходимость указания в договоре перечня товаров (работ, услуг), которые за счет этой помощи будут приобретены (с последующей отменой данного указа).
В рамках разработки предлагаемого акта считаем целесообразным провести правовой мониторинг предоставления, получения и использования безвозмездной (спонсорской) помощи (правовой мониторинг указа Указ Президента Республики Беларусь №300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" от 1 июля 2005 года) в порядке установленном статьей 75 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах".
Разработанный проект указа, вносящего изменения в Указ №300 (либо его концепцию), считаем целесообразный вынести на публичное общественное обсуждение в порядке, установленном статьей 7 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах".
Проведение правового мониторинга и общественного обсуждения позволит внести в указ Президента Республики Беларусь №300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" от 1 июля 2005 года не только изменения и дополнения, решающие обозначенную в настоящем обращении проблему, но и иные новеллы, приближающие данный акт к реалиям существующих отношений между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и получателями благотворительной (спонсорской) помощи.
26.04.2022 00:26
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОКПредложение
о присоединении Республики Беларусь к Европейской конвенции о защите домашних животных и иным договорам Совета Европы по защите животных
26.04.2022 00:50
Принято в работу
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться