Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), а также проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости подготовки для включения их в проект указанного плана можно высказать на Форуме до 30 апреля 2024 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
05.04.2024 10:32
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности» (Закон Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 74-З; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.01.2021, 2/2794)следующие изменения: 1. Из статьи 5, 10, 12, 16, 17, 19 Закона «Национальная академия наук Беларуси» исключить, заменив на «Министерство науки Республики Беларусь».2. Из статьи 12, 16, 17 Закона «академические ученые звания члена-корреспондента и действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси» исключить.3. Часть 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» изложить в следующей редакции:«Оплата труда научного работника в государственных организациях осуществляется в соответствии с законодательством с учетом объема затраченных финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов, в том числе результатов научной деятельности и научной квалификации научного работника. Оплата труда научного работника в иных организациях осуществляется в соответствии с законодательством о труде.»4. Часть 5 статьи 17 Закона изложить в следующей редакции: «Кандидатам и докторам наук – работникам государственных организаций устанавливаются ежемесячные надбавки за ученые звания доцента и профессора и ученые степени в размере и порядке, предусмотренных законодательными актами. Неработающим пенсионерам, имеющим ученые звания и ученые степени осуществляется ежемесячная доплата к пенсии в размере, предусмотренном законодательными актами».Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры по реализации его положений. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона.
1. Цель и правовые основания подготовки проектаПроект Закона предусматривает внесение отдельных изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности», вызванных практикой его применения. 2. Обоснованность выбора вида нормативного правового акта: Выбор закона основывается на пункте 4 статьи 33 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), в соответствии с которым внесение изменений в нормативный правовой акт, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление действия, отмена и признание нормативного правового акта (его структурных элементов) утратившим силу осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом (должностным лицом) путем принятия (издания) нормативного правового акта того же вида, что и этот акт, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь, Законом о НПА и иными законодательными актами. 3. Предмет правового регулирования структурных элементов проекта, изменяющих существующее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, информация об изменении концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства и правовых последствиях такого изменения. 2 апреля 2009 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сказал: «Каждый рубль, который предполагается расходовать из бюджета, следует, образно говоря, рассматривать под микроскопом. Отсечь все второстепенное, малозначимое. Тщательно проанализировать, сможем ли мы обойтись без этих затрат или нет. Сейчас никак нельзя распыляться, сорить деньгами направо и налево, чтобы не остаться ни с чем».Глава нашего государства, которому непосредственно подчиняется Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь в своем Послании к Национальному собранию и народу Беларуси (21 апреля 2011 г.) сказал, что: «Тематика научных исследований и разработок должна быть сориентирована прежде всего на потребности реального сектора экономики… Не дай Бог, хоть одна копейка будет выброшена кому-то авансом, пеняйте на себя. Заслужил ученый, принес, положил на стол – заплати ему. Ладно, кандидатская диссертация, там надо показать свою способность, успешность, анализировать, может, чуть-чуть где-то наступить на открытие. Но докторская диссертация – это открытие. Только открытие…. Докторскую диссертацию сегодня написать – можно не выходить из кабинета. Там, где надо открытие, можно не выходить из кабинета… Зачем нам такие ученые. Ученый, он никогда не боится пойти в поле, в цех и там что-то думать, творить… А другие – просто следом бегают или подпевают, или такую бязглуздзiцу несут, что страшно слушать… Нам не нужны описательные докторские диссертации. Только каторжный труд и открытие – вот тогда ты доктор наук; нам иные доктора наук не нужны».По общему правилу, в конкретной области экономической деятельности профессиональная общественность, после всестороннего обсуждения в своих кругах, обязана разработать проекты законодательных актов, по которым они в последующем будут работать и строго их выполнять. Затем профессиональная общественность должна инициировать перед законодательным органов государства принятие конкретного закона.Для научных работников, в отличие от государственных служащих, представителей правоохранительной системы, военнослужащих офицерского и командного состава, никак не «оцифрованы» пенсионные перспективы. И это несмотря на то, что научному работнику для получения более высокой заработной платы (как основы будущего размера пенсии), необходимо получить научную квалификацию «Исследователь», написать и защитить кандидатскую (докторскую) диссертацию, получить диплом кандидата (доктора) наук, затем аттестат доцента (профессора, члена-корреспондента, действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси).Однако от десятилетий «шаганий по дипломно-аттестационной лестнице» ни для видов экономической деятельности, ни для тысяч белорусских научных работников, никакой реальной финансовой отдачи нет. Формальные процедуры присвоения ученых и академических званий означает продолжающийся отрицательный отбор в различных структурах, например НАН Беларуси, и исход таланта. При этом нарастает кадровый голод в различных сферах экономики. В борьбе за кадры все страны, за исключением постсоветских, разрабатывают все более изощренные методы поиска главного богатства настоящего и будущего экономического успеха – человеческого интеллекта и таланта. Эти методы основаны на реальных экономических возможностях для любого человека, имеющего способности и готового самозабвенно работать, невзирая на родство, происхождение, связи и т.п. Согласно ст. 7 Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» (далее – Закона) субъекты научной деятельности – физические и юридические лица, объединения физических и (или) юридических лиц, осуществляющие научную деятельность. Субъектами научной деятельности могут быть: физические лица; временные научные коллективы; научные организации; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования.Согласно ст. 9 Закона, научный работник – физическое лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной деятельностью в соответствии с трудовым договором. Научный работник имеет право:осуществлять научный поиск и выбирать методы исследований в пределах направлений исследований научной организации, в которой он работает, и в соответствии со своей квалификацией;участвовать в установленном законодательством порядке в открытых конкурсах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в Республике Беларусь и за ее пределами;по приглашению заинтересованной стороны принимать участие в формировании государственной политики в сфере научной деятельности, разработке приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, проведении экспертизы программ и проектов, осуществлении оценки и прогнозирования социально-экономических результатов их реализации, подготовке нормативных правовых актов;на конкурсной основе получать финансирование за счет средств научных фондов и иных источников, не запрещенных законодательством;принимать участие в установленном законодательством порядке в разработке и реализации международных и межгосударственных научных программ и проектов;участвовать в установленном законодательством порядке в подготовке научных работников высшей квалификации в качестве научного руководителя (научного консультанта);принимать участие в конкурсах на замещение вакантных должностей научных работников в соответствии с законодательством;работать кроме основного места работы во временных научных коллективах и (или) по совместительству в соответствии с законодательством;информировать общество о результатах своей научной деятельности, если они не являются государственными секретами, коммерческой или иной охраняемой законом тайной, а также давать пояснения и заключения при привлечении его в установленном законодательством порядке в качестве специалиста или эксперта;привлекать и использовать для научной деятельности любые виды ресурсов, включая материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные, информационные и природные, в порядке и на условиях, установленных законодательством;иметь личные неимущественные и имущественные права на результаты своей научной деятельности в соответствии с законодательством;принимать участие в научных конференциях, симпозиумах, семинарах и совещаниях, в том числе международных;на объективную оценку своей научной деятельности и соответствующую оплату труда в соответствии с законодательством;объединяться в профессиональные союзы и иные общественные объединения;осуществлять иные права в сфере научной деятельности в соответствии с законодательством.Научный работник обязан:не нарушать права и законные интересы других субъектов научной деятельности;осуществлять научную деятельность, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда жизни и здоровью других лиц, а также окружающей среде;объективно проводить экспертизу научных программ, проектов, квалификационных научных работ (диссертаций)и других результатов научной деятельности;выполнять иные обязанности в сфере научной деятельности в соответствии с законодательством.Научный работник не имеет возможность надлежащим образом пользоваться своими правами и исполнить свои обязанности, точнее не может объективно проводить экспертизу научных программ, проектов, диссертаций и других результатов научной деятельности, так как его объективность вступает в противоречие с интересами других субъектов научной деятельности, прежде всего научной организации (ученых советов), Национальной академии наук Беларуси (отделений наук; общего собрания) в лице конкретных должностных лиц. Дело в том, что решение коллегиальных органов юридических лиц, должностные лица которых, по сути, пользуясь своим служебным положением, однозначно решают в свою пользу вопросы, которые ставит конкретный научный работник. В связи с этим необходимо внести следующие изменения (дополнения) в Закон: I. Из статьи 5, 10, 12, 16, 17, 19 Закона «Национальная академия наук Беларуси» исключить, заменив на «Министерство науки Республики Беларусь».Пояснение: Вместо Национальной академии наук Беларуси необходимо создать Министерство науки Республики Беларусь как орган государственного управления в сфере научной деятельности.У нас в стране, существующая система в науке представляет собой прямое подчинение НАН Беларуси и Высшей аттестационной комиссии Главе государства. Эта ситуация не позволяет, или значительно затрудняет, осуществлять контроль и надзор за деятельностью НАН Беларуси и ВАК со стороны органов прокуратуры, Комитета государственного контроля, и даже невозможно привлечь к решению проблем судебную систему, что явно противоречит Конституции Республики Беларусь.Министерство науки является обеспечивающим органом для осуществления научной деятельности. В то же время, НАН Беларуси, точнее научный организации входящие в нее, – это экспертный государственный орган в сфере научной деятельности с функцией ее обеспечения, то есть исполнительный и контролирующий орган в одном лице. НАН Беларуси должна быть исключительно общественной организацией в научной сфере, существующая на взносы своих членов. Министерство науки Республики Беларусь целесообразно создать путем реорганизации Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Основные направления Министерства науки Республики Беларусь – это, прежде всего, научная, научно-техническая экспертиза, инновации, аттестация научных кадров высшей квалификации и др.II. Из статьи 12, 16, 17 Закона «академические ученые звания члена-корреспондента и действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси» исключить.Пояснение: Превращение Национальной академии наук Беларуси в общественную организацию, а член-корреспондентов и действительных членов (академиков) в ее членов, платящих взносы, значительно снизит нагрузку на республиканский бюджет, и само-собой отпадет проблема «омолаживания» НАН Беларуси, процесс длящийся, ни к чему не обязывающий.Основные идеи, стартапы и иные инновационные разработки, как у нас стране, так и за рубежом, осуществляются молодыми людьми: школьниками, студентами средних специальных и высших учебных заведений, магистрантами, аспирантами и кандидатами наук. Защита докторских диссертаций, получение диплома доктора наук, аттестата доцента, профессора, не говоря уже об академических ученых званиях (члена-корреспондента и действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси), для государства никогда и ничего не давала.III. 18 октября 2022 г., во Дворце Независимости Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, принимал с докладом председателя президиума НАН Беларуси В. Г. Гусакова. После встречи с Президентом председатель президиума НАН Беларуси высказал ряд тезисов, в том числе:- Если еще несколько лет назад мы были практически полностью зависимы от бюджета, то сейчас преимущественно вышли на самофинансирование (бюджетные средства – только третья-четвертая часть). Более того, бюджетные деньги окупаются: то, что мы в итоге получаем, дает отдачу от 5 и выше рублей на вложенный рубль. Мы сами зарабатываем на оборудование, приборы, инвестиции.- Мы стопроцентно обеспечим потребность АПК в новых сортах, технологиях, породах животных и так далее. В том числе по созданию белорусской породы скота. Разработана Программа разведения красного молочного скота. По своим качествам данная порода достаточно конкурентна. В ближайшие годы мы должны создать свою породу красного скота.Жаль, что ситуация в животноводстве нашей страны, как и в зоотехнической науке не такая «радужная» как в тезисах руководителя НАН Беларуси. Например, научного работника, во-первых, интересует уровень реальной заработной платы главных, ведущий, старший научных сотрудников, которые, согласно Положения по оплате труда и премированию работников научной организации РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» (единственная в стране научная организация в области животноводства и зоотехнической деятельности), относятся к специалистам, и отношение их зарплаты к зарплате заведующих научными подразделениями (отдел, лаборатория, группа и др.) – относящихся к категории руководителей. Во-вторых, оплата научных работников осуществляется исключительно за отработанное время. И это несмотря на то, что отчеты по научно-исследовательским работам научный работник обязан писать и передавать в ученую часть даже находясь в отпуске или на больничном листе. При этом никаких премий, доплат за сложность и напряженность научному работнику не выплачивается, если он находится в отпуске, но при этом надлежащим образом продолжает проводить научные исследования, вовремя отчитывается и т.д.. Поэтому часть 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» необходимо изложить в следующей редакции:«Оплата труда научного работника в государственных организациях осуществляется в соответствии с законодательством с учетом объема затраченных финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов, в том числе результатов научной деятельности и научной квалификации научного работника. Оплата труда научного работника в иных организациях осуществляется в соответствии с законодательством о труде.»Пояснение: Для практической реализации изменений в часть 3 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» в локальный нормативный правовой акт организации (Положение по оплате труда и премированию работников) необходимо включить следующие пункты:a) Постоянно осуществлять информирование научных работников о финансовом состоянии как конкретного научного подразделения, так и учреждения в целом.b) Расчет надбавки за сложность и напряженность производить исходя:- из реального финансового состояния конкретного научного подразделения и показателя выработки на одного сотрудника;- из объема выполненных работ.c) Фактическая сумма заработной платы научных работников должна соответствовать пропорциональной разнице в должностных месячных окладах, согласно штатному расписанию.d) Оплата труда научных работников осуществляется одним из двух способов:- пропорционально фактическому объему выполняемых работ, если научный работник инициирует и/или выполняет научную работу в полном объеме;- пропорционально фактически отработанному времени, если участие научного работника в научно-исследовательской работе сводится к написанию отдельных частей годового отчета, и/или к проставлению подписи в Списке исполнителей.e) Каждый работник научного подразделения должен быть ознакомлен с финансовыми результатами работы за отчетный период.j) Размер надбавок за сложность и напряженность для каждого конкретного сотрудника научного подразделения, включая его руководителя, устанавливается путем обсуждения и открытого голосования на собрании коллектива, результаты которого заносятся в протокол.IV. Часть 5 статьи 17 Закона изложить в следующей редакции: «Кандидатам и докторам наук – работникам государственных организаций устанавливаются ежемесячные надбавки за ученые звания доцента и профессора и ученые степени в размере и порядке, предусмотренных законодательными актами. Неработающим пенсионерам, имеющим ученые звания и ученые степени осуществляется ежемесячная доплата к пенсии в размере, предусмотренном законодательными актами».Пояснение: Согласно нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных НПА, в целях повышения престижа и эффективности интеллектуально-творческого груда, укрепления научного потенциала наниматель имеет право устанавливать ежемесячные надбавки в размерах, кратных базовой ставке, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемым из бюджета; лицам имеющие ученые степени доктор и кандидат наук, – соответственно 1,37 и 0,92; лицам, имеющим звания профессора и доцента, – соответственно 0,92 и 0,46. Надбавки лицам имеющих ученые степени доктор и кандидат наук, и лицам, имеющим звания профессора и доцента, суммируются и выплачиваются в организации, где они работают. Надбавки устанавливаются по результатам рассмотрения отчетов за год, предшествующий установлению доплат, ученым советом организации.Надбавки лицам, имеющим ученые звания академиков и членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, выплачиваются Национальной академией наук Беларуси по решению Президиума НАН, с учетом их вклада в науку и инновационное развитие страны, включая неработающих пенсионеров, которые имеют эти звания, – соответственно 3,19 и 2,74 базовой ставки ежегодно не позднее 15 января.С 01.01.2024 г. базовая ставка (БС) – 250 руб./мес. доплата:
Научный работник
в БС
в рублях
кандидат наук
0,92
230,0
доктор наук
1,37
342,5
доцент
0,46
115,0
профессор
0,92
230,0
кандидат наук, доцент
1,38
345,0
кандидат наук, профессор
1,84
460,0
доктор наук, доцент
1,83
457,5
доктор наук, профессор
2,29
572,5
член-корреспондент
2,74
685,0
академик
3,19
797,5
член-корреспондент, доктор наук, профессор
5,03
1257,5
академик, доктор наук, профессор
5,48
1370,0
В нашей стране размер месячной пенсии бывших научных работников (это не относится к доктору наук и профессору; член-корреспонденту, академику) фактически меньше, чем месячный оклад их работающих коллег.Доктора, профессора, член-корреспонденты и академики, априори, занимают высокие должности в науке не ниже главного научного сотрудника, руководителя научного подразделения, а в образовании – заведующий кафедрой и др. При этом заработная плата (должностной оклад, надбавки, в том числе за ученую степень, ученое (академическое) звание) значительно (в
08.04.2024 13:11
Принято в работу
Лена Cавчук
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.7
0
Жилищное законодательство
Здравствуйте! Я МНОГОДЕТНАЯ МАТЬ! Очень хотела попросить внести изменение в ЖК РБ (дополнительные указы или распоряжения) Учесть многодетные семьи, которые могут доказать свое пребывание, проживание рабочим стажем более 10 лет или иным способом для возможности стать на очередь в улучшении жилищных условий, при поддержке государства.Очень
обидно, что наш ЖК РБ лишает нашу многодетную семью улучшить свои
жилищные условия с государственной поддержкой, из за подтверждений
пребывания и проживания в г. Минске только официальной регистрации в паспорте. Супруг 13 лет работает в Минске но зарегистрирован всего 6 лет в паспорте (и мы как многодетная семья не может улучшить жилищные условия ) из за ограничений. Почему власти не предусмотрели, что люди могут быть в Минске и без регистрации. В РБ нет в собственности ничего и построить не дают ограничения.Наш президент Лукашенко Александр Григорьевич никогда бы такого не допустил если бы был в курсе, что в семье воспитываются трое несовершеннолетних детей ,супруг в городе Минска работает с 2010 года 5/2 график и нет в собственности жилья ! Я согласна ограничение должны быть, но если наша семья может доказать прибытия и проживание более 10 лет почему не учесть?! По факту именно ЖК РБ не дает возможность нашей семье построить свое жилье.Основания есть, пребывание и проживание более 10 лет есть ,дети есть ,а жилья нет!
23.04.2024 14:51
Принято в работу
Николя
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.7
1
Законодательство о браке и семье
Проект изменений в Кодекс о Браке и семьев ст.110 « Определение задолженности по алиментам»
«Если должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, и при этом должник состоит на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы либо имеются официально удостоверенные документы с лечебного учреждения, подтверждающие недееспособность должника, задолженность определяется на одного ребенка -50%, на двух детей 100%, на трех и более детей-150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.Если же должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, при этом должник выезжал за пределы Республики Беларусь и более 30 дней находилсяза ее пределами (в недружественных странах) и им не представлены судебному исполнителю документы, подтверждающие обоснованность длительного пребывания в другой стране, задолженность определяется от средней заработной платы по стране в следующих размерах: на одного ребенка-50%, на двух детей- 75%, на трех и более детей-100% » .Обоснования необходимости принятия поправокДействующая редакция ст.110КоБС была принята с учетом обращений должников, но не с учетом взыскателей, на попечении кого остаются дети. В старой редакции, действовавшей до 1 июля 2020года, размер задолженности по алиментам определялся с учетом средней заработной платы по стране.Приведу совсем небольшой расчет того, когда взыскатель (преимущественно у нас в стране это женщина) получает согласно ст.110 КоБС на ребенка 50% от БПМ (в июле это было 176,07руб, в августе 182,2руб., в ноябре 183,9руб.) Согласно установленных цен в 2023году одноразовое питание в школе (без первого блюда) стоит 3,51руб. За 21 рабочий день сумма составит 3,51х21=73,71руб. Считаем: на ноябрь месяц 183,9 руб. (50% от БПМ) - 73,71 =110,19руб. остаток. И это при том, что ребенок кушает только 1 раз в сутки и без первого блюда! Для ребенка и его развития надо минимум кушать 3 раза в сутки. И если мы просто умножим 73,71 на 3 (3-х разовое питание в день) это будет уже 221,13руб., т.е. уже видно, что суммы 183,9руб не хватает на нормальное полноценное питание ребенку на 21 день. А в месяце у нас 30 (31) дней - не 21 день! В эти оставшиеся 9-10 дней ребенка надо тоже кормить 3-4 раза в день. Кроме этого, ребенка еще надо одеть, обуть по сезону, приобрести все необходимое на нужды (для личной гигиены, для школы, сада или кружка), по необходимости на лечение в случае болезни и т.д. Получается все бремя по содержанию, питанию, лечению, оздоровлению и воспитанию ребенка практически полностью ложится на родителя с кем остался жить ребенок (в нашей стране это преимущественно ложится на женщин). Если же женщине сутками работать и на нескольких работах, чтобы самой обеспечить более-менее достойный уровень жизни своим детям (ребенку), то она физически не сможет уделять им (ему) должного внимания из-за отсутствия времени (как следствие возрастает риск попасть под определение неблагополучной семьи). Найти достойную высокооплачиваемую работу или какой-нибудь дополнительный заработок женщинам нелегко - при трудоустройстве преимущество делается в сторону мужчин, так как в случае болезни детей в основном женщины осуществляют уход. Родителю, с кем остались жить дети, становится крайне сложным (кому-то и невозможным) обеспечить детям (ребенку) достойный уровень жизни, осуществить полноценное их (его) развитие (кружки, секции, дополнительное образование), и в целом дать хорошее образование, поднять ребенка на ноги, дать ему первое профессиональное образование. Фактически получается, что ребенок, оставшейся жить с одним из родителей, существенно отличается от ребенка, проживающего в полной семье.Изначально ст.110 КоБС разрабатывалась и принималась нашим государством с целью защиты интересов детей. С момента принятия поправок (с июля 2020г.) многое сильно изменилось: в отношении нашей страны введены санкции, многими недружественными странами перестали соблюдаться международные Конвенции о взаимопомощи по взысканию алиментов с должников, находящимися заграницей (страны перестали вести переписку, отвечать на запросы, как и помогать взыскивать алименты и многое другое). Изменения, которые были приняты в 2020году, полагаю требуют доработки и внесения поправки с учетом нынешнего времени.В настоящее время абз.5 ст.110 КоБС, стал так называемой лазейкой для непорядочных должников - должников, которые выехали или выезжают за пределы нашей страны в недружественные страны, устраиваются там на работу и при этом намеренно скрывают сведения о трудоустройстве и о своих доходах, числясь безработными. Таким должникам-алиментщикам по действующей сейчас статье 110 КоБС очень выгодно уплачивать алименты, как безработным лицам, - самый минимум, а не в добровольном порядке платить алименты на ребенка со своих доходов, получаемых ими в недружественной стране (Польше, Латвии, Литве и т.д.). У судебного исполнителя отсутствуют возможности: -направлять запросы, вести переписку с недружественными странами;-узнать официально факт трудоустройства должника, числящегося здесь нетрудоустроенным, но выезжающим в недружественные страны и пребывающим там свыше 30дней за год;- уровень и размер доходов, получаемых должником заграницей.Этой всей ситуацией очень умело пользуются непорядочные должники. Они платят минимум от бюджета прожиточного минимума (далее БПМ) лишь только для того, чтобы у судебного исполнителя не было оснований подать в суд на ограничение выезда, как и чтобы не было оснований проверять по ним сведения. Таким образом, в настоящее время ст.110 КоБС стала больше защищать интересы непорядочных должников, чем детей, которые имеют законное право получать алименты от размера доходов, получаемых должником заграницей, а не от БПМ, установленного в нашей стране.Также в настоящее время, в виду внесенных поправок и изменений в Закон «О защите персональных данных», родитель, на воспитании которого остались дети, не может в нынешней ситуации доказать, что должником-алиментщиком намеренно скрываются получаемые им доходы за пределами нашей страны. Из-за конфиденциальности информации такие сведения ни один орган не предоставит взыскателю (родителю с кем остались дети). Также из-за санкций в отношении нашей страны и нежеланием многими странами выполнять международные договоренности ни один наш госорган не может узнать сведения по таким должникам. Доказать сокрытие доходов таким «нетрудоустроенным, безработным» должником, выезжающим или длительно находящимся в недружественной стране, в настоящее время стало просто невозможным. Для обращения в суд необходимы официальные доказательства, которые простому физическому лицу невозможно самому получить ни из одного органа, а сам суд тоже не будет это выяснять и собирать доказательства, т.к. согласно законодательству обязательства по предоставлению доказательств лежат на юридически заинтересованных лицах - истце и ответчике. Получается безвыходная ситуация, когда женщина (родитель-взыскатель) остается сама наедине со своими проблемами: как поднимать ребенка (детей), обеспечить и дать должный уровень, развитие и образование, и многое другое. Многие женщины столкнулись с тем, что сейчас не могут отстоять интересы своего несовершеннолетнего ребенка (т.к. нигде невозможно получить сведения в качестве доказательств), отстоять право ребенка получать алименты от доходов, получаемых должником-алиментщиком за границей.С учетом нынешних реалий времени, категория так называемых безработных лиц, на мой взгляд, должна быть разграничена на две категории:1 категория. Для категории безработных лиц, которые зарегистрированы и стоят на учете в нашем государстве в управлении по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы либо по уважительным причинам не могут работать (согласно официально удостоверенных документов с лечебного учреждения, подтверждающие недееспособность должника, наличие инвалидности), оставить тот размер, который сейчас предусмотрен законодательством в абз.5 ст.110КоБС.(на одного ребенка -50%, на двух детей 100%, на трех и более детей-150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения)2 категория. С так называемых «безработных лиц» (должников), которые неоднократно выезжают или длительно (свыше 30дней за год) находятся за пределами страны и скрывающими от судебных исполнителей Республики Беларусь свое трудоустройство и получение доходов в недружественных нам странах, следует установить размер взыскания алиментов (задолженности) не от бюджета прожиточного минимума, а от средней зарплаты по стране (как это было ранее, до 1 июля 2020г) и не менее размера по среднему заработку по последнему известному судебному исполнителю месту работы должника. Для такой категории должников размер взыскания задолженности по алиментам экономически обоснованный, так как заработок, получаемый ими заграницей (в переводе на нашу валюту), выше среднего заработка у нас по стране. Будь это иначе, они тогда бы не увольнялись по собственному желанию и не выезжали бы из страны, а искали бы работу и трудоустраивались в своей стране, тем самым отчисляли бы налоги в свое государство, а не чужое, подымали бы экономику своей страны. Для примера, в Польше с января 2024г. установлен минимальный размер заработной платы после всех удержаний налогов - 3222зл. чистыми (согласно интернет ресурсам), что на белорусские составляет чистыми 2620,64руб. (1зл.=0,81бел.руб.) Замечу, для того, чтобы выехать за пределы Республики Беларусь, получить визу в недружественную страну проверяется материальная составляющая лица, получающего эту визу.Безработный гражданин (должник), не имеющий дохода и средств на проживание за границей, средств на уплату медицинской страховки (на количество дней пребывания там), не сможет получить визу! Рабочая или деловая виза выдается на основании официального документа, договора о трудоустройстве либо приглашения нанимателя на трудоустройство, где приглашающей стороной указывается заработная плата, адрес регистрации.И если так называемый «безработный» гражданин по визе выезжает в недружественную страну, то в паспорте будет стоять соответствующая категория визы. Если такой гражданин Республики Беларусь часто пересекает границу, имеет рабочую или деловую визу для выезда, то соответственно у него есть доход для получения визы, осуществления таких поездок и проживания в недружественной стране. Соответственно, он должен уплачивать алименты не от БПМ. В виду того, что на сегодняшний день должник не заинтересован и не желает сам предоставлять официальные сведения о трудоустройстве и получаемом им размере доходов (в недружественной стране), а у судебного исполнителя нет такой возможности, чтобы запросить официально такие сведения, то более целесообразно было бы установить для таких лиц уплату алиментов именно от средней зарплаты по стране.Предлагаемые поправки в абз.5 статьи 110КоБС, поспособствовали бы тому, что в первую очередь сами алиментщики стали бы заинтересованы предоставлять сведения судебному исполнителю о получаемых ими доходах зарубежом, как и безработные нетрудоустроенные алиментщики будут заинтересованы стать на учет в управление по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполнительного комитета с целью найти подходящую для их квалификации работу либо пройти переобучение для дальнейшего трудоустройства. Таким образом станет невыгодно скрывать от судебного исполнителя свои доходы, как и быть нетрудоустроенным. Также судебному исполнителю будет легче при определении задолженности по алиментам: производить расчет задолженности от средней заработной платы по стране и не тратить значительное время на переписку, запросы и выяснения, на установление факта трудоустройства и получения доходов должником-алиментщиком, на выяснения размера получаемых доходов. Ко всему сам алиментщик будет заинтересован предоставлять (а не скрывать) все необходимые сведения. Тем самым уменьшится количество обращений в различные инстанции со стороны взыскателя алиментов.Полагаю, что компетентные органы могли бы рассмотреть озвученный проект и проработать его, как и усовершенствовать систему обмена данными между госструктурами, при которой судебному исполнителю легко можно было бы получать необходимую всю информацию по должникам - безработным лицам, выезжающим за пределы Республики Беларусь (как часто пересекается граница безработным алиментщиком, по какой категории визы, имеются ли источники дохода, уплачиваются ли с них налоги, стоит ли должник на учете в центе занятости и др.).
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Сбор предложений в проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2025 год
3Национальный центр законодательства и правовых исследований осуществляет разработку проекта Указа Президента Республики Беларусь «О плане подготовки проектов законодательных актов на 2025 год».
Предложения о подготовке законопроектов (концепций законопроектов), а также проектов нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь с обоснованием необходимости подготовки для включения их в проект указанного плана можно высказать на Форуме до 30 апреля 2024 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
05.04.2024 10:32
Юрист
НОВИЧОКПроект изменений в Закон Республики Беларусь об изменении Закона Республики Беларусь «О научной деятельности»
ПроектОб изменении Закона Республики Беларусь
«О научной деятельности»
Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики
Президент
Республики Беларусь
Обоснование необходимости принятия (издания)
1. Цель и правовые основания подготовки проекта08.04.2024 13:11
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКобидно, что наш ЖК РБ лишает нашу многодетную семью улучшить свои
жилищные условия с государственной поддержкой, из за подтверждений
пребывания и проживания в г. Минске только официальной регистрации в паспорте. Супруг 13 лет работает в Минске но зарегистрирован всего 6 лет в паспорте (и мы как многодетная семья не может улучшить жилищные условия ) из за ограничений. Почему власти не предусмотрели, что люди могут быть в Минске и без регистрации. В РБ нет в собственности ничего и построить не дают ограничения.Наш президент Лукашенко Александр Григорьевич никогда бы такого не допустил если бы был в курсе, что в семье воспитываются трое несовершеннолетних детей ,супруг в городе Минска работает с 2010 года 5/2 график и нет в собственности жилья ! Я согласна ограничение должны быть, но если наша семья может доказать прибытия и проживание более 10 лет почему не учесть?! По факту именно ЖК РБ не дает возможность нашей семье построить свое жилье.Основания есть, пребывание и проживание более 10 лет есть ,дети есть ,а жилья нет!
23.04.2024 14:51
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКПроект изменений в Кодекс о Браке и семье в ст.110 « Определение задолженности по алиментам»
ПРОЕКТ
О внесении поправок
в Кодекс о Браке и семье
утвержденный Законом Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 300-З
абз.5 статьи 110 КоБС « Определение задолженности по алиментам»
Внести изменения, изложив в виде следующего:
«Если должник в этот период не работал или не представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, и при этом должник состоит на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите городского или районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы либо имеются официально удостоверенные документы с лечебного учреждения, подтверждающие недееспособность должника, задолженность определяется на одного ребенка -50%, на двух детей 100%, на трех и более детей-150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.29.04.2024 05:37
Принято в работу
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться