Сбор предложений по проблемным вопросам применения постановлений Правительства и ведомственных актов
ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ
Сбор предложений по проблемным вопросам применения постановлений Правительства и ведомственных актов
118
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
20
Предлагаю отменить Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2022 N 64 "О бухгалтерском учете запасов" (далее – НСБУ № 64), которым утверждён Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности "Запасы", так как данный стандарт был разработан и подходит только для предприятий промышленности, но не учитывает особенностей работы и не может применяться для субъектов розничной торговли и общественного питания. НСБУ № 64 не учитывает специфику, присущую в таких подразделениях для учёта товаров в розничных ценах и расчёта отклонений в виде торговых надбавок и НДС в розничных ценах, а распространяет действие это постановление на все виды деятельности.
Так, по товарам подразделений розничной торговли отклонения представляет собой сумму включаемого в цену налога на добавленную стоимость и торговой надбавки ( далее НДС и ТН), а учет отклонений осуществляется на отдельных субсчетах по счету 42. Таким образом имеется два вида отклонений: ТНи НДС. Стандартом не предусмотрена возможность расчета к одному и тому же объекту нескольких видов отклонений. И непонятно: имеет ли право предприятие исчислять отдельно отклонения «Торговая надбавка» и «Налог на добавленную стоимость» или нет.
В случае, если должны рассчитываться отклонения отдельно по ТН и отдельно по НДС, то не прописана методика расчётов: в какой последовательности должны производится расчеты отклонений, а также в какой оценке должны приниматься для расчета остатки товаров и сумма поступивших в течение месяца товаров? Например, может ли предприятие предусмотреть, что расчета отклонений по ТН будет использовать стоимость товаров с учетом НДС либо без учета НДС. Кроме того, методика расчета НДС для организаций, применяющих расчетную ставку изложена в пункте 5 статьи 128 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее НК РБ). Имеет ли право предприятие розничной торговли использовать и в целях бухгалтерского учета изложенный в НК РБ механизм расчета процента отклонения в части НДС или нет, таккак по одному и тому же вопросу указанных два нормативно-правовых акта противоречат друг другу.
НСБУ № 64 предусмотрена возможность расчета отклонений по видам или группам запасов.Может ли выступать в качестве группы запасов общая категория «товары в розничной торговле и общественном питании» и рассчитываться единый процент отклонений по всем товарам вне зависимости от счета учета (41.2.2 «Товары в розничной торговле», 20.1 «Товары в общественном питании») и от места хранения
При расчете удельного веса отклонений НСБУ № 64 предусмотрен следующий алгоритм: «Средний удельный вес отклонений определяется путем деления суммы отклонений, приходящихся на остаток запасов на начало отчетного периода и на поступившие в отчетном периоде запасы, на условную оценку остатка запасов на начало отчетного периода и поступивших в отчетном периоде запасов». Вместе с тем, есть операции, когда сумма отклонений может быть определена прямо, например, возврат товара поставщику. Счет 42 «Торговая наценка» - пассивный, операции по поступлению ТН И НДС отражаются по кредиту, а при возврате товара на суммы ТН и НДС по операции «возврат» кредит счета 42 «Торговая наценка» сторнируется. Таким образом, в конце месяца оборот по кредиту счета 42 «Торговая наценка» уже имеет свернутый вид, т.е. поступление отклонений уменьшено на сумму выбытия отклонений. Имеет ли право предприятие брать для расчета сумму отклонений по поступившим товарам за вычетом выбывших в течение отчетного периода (которые могут быть прямо включены в стоимость каждой единицы бухгалтерского учета выбывших запасов), а также сумму поступления товаров за вычетом выбывших товаров, по которым отклонения были включены в стоимость выбывших товаров прямо.
Расчет отклонений производится за отчетный период, которым признается календарный месяц. К прочему выбытию относится и такой вид выбытия, как недостача товара. На товары в розничной торговле установлены нормы потерь. Сверхнормативные потери могут быть взысканы с материально-отвественных лиц, списаны за счет средств предприятия. Законодательно установлен срок для распоряжения нанимателя об привлечении к материальной ответственности материально ответственного лица (статья 408 Трудового Кодекса Республики Беларусь) – две недели с момента выявления недостачи. В настоящее время для оценки реального ущерба, т.е. недостачи в покупных ценах используются проценты отклонений ТН и НДС имеющиеся на 1 число месяца обнаружения недостачи.Вместе с тем, если к такому прочему выбытию товара, как недостача, должен применятся процент отклонения, рассчитанный за отчетный месяц, то каким образом предприятие может определить сумму реального ущерба не позднее двух недель с момента выявления недостачи.
Не конкретизировано в НСБУ № 64: с какой точностью после запятой должен определяться процент отклонений.
С учётом выше изложенного, очевидно, что этот документ не может использоваться всеми субъектами хозяйствования в таком виде, в каком он есть сейчас, таккак значительно ухудшает правовое положение субъектов розничной торговли и общественного питания и нарушает сложившуюся методику расчёта отклонений в виде расчёта торговой надбавки по среднему проценту, и расчёт НДСпо расчётной ставке.Поэтому надо узаконить возможность применения в части расчета реализованных ТН и НДС механизма, изложенного в Приказе Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.06.2021 N 130 (ред. от 27.07.2022) "Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания"
Поскольку в таком виде данный нормативно-правовой актзначительно ухудшает правовое положение субъектов розничной торговли и общественного питания, таккак нарушает сложившуюся методику расчёта отклонений в виде расчёта торговой надбавки по среднему проценту, и не соответствует методике расчёта НДСпо расчётной ставке
26.07.2024 16:05
Принято в работу
Tatiana Grodno
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.5
0
Без отнесения к отрасли права
В Постановлении МАиС от 15.04.2024 №26 «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Перечне отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих) подлежащих аттестации указано:
7.19
устройство дорог:
7.19.1
устройство автомобильных дорог, улиц населенных пунктов;
7.19.2
устройство лесохозяйственных дорог;
7.19.3
нанесение дорожной разметки,
Но в то же время в принятомКодексе Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 №289-З нет определения такого вида деятельности как «устройство».В Кодексе есть следующее определение: «1.73. строительная деятельность (строительство) - деятельность по выполнению изыскательских работ, подготовке разрешительной документации на строительство, оказанию инженерных услуг, выполнению пусконаладочных, строительно-монтажных и иных работ на строительной площадке (объекте) при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонте, сносе объекта, ремонтно-реставрационных работах и монтаже всех видов оборудования, консервации объекта незавершенного строительства;»Согласно общегосударственного классификатора Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 №85, код группировки вида деятельности и ее наименование следующее:
4211
Строительство автомобильных дорог
42110
Строительство автомобильных дорог
Этот подкласс включает:
- строительство автомобильных дорог общего и необщего пользования, улиц, площадей, тротуаров, велосипедных дорожек, прочих дорог для автомобильного транспорта и пешеходов;
- строительство автомобильных уличных тоннелей и пешеходных тоннелей;
- устройство поверхности улиц, дорог, автострад, мостов или тоннелей, включая:
асфальтирование дорог;
разметку краской проезжей части дорог и автомобильных стоянок;
Возникает вопрос: Что имели в виду разработчики Постановления №26 под словом «устройство»? Если по классификатору, то это только асфальтирование дорог, тогда возникает вопрос, а остальные виды работ по автодорогах, например, на устройство гравийного или цементо-бетонного покрытия аттестат соответствия не надо получать? Как правило, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог включает в себя гораздо больший список работ, чем просто асфальтирование дорог и улиц.Предложение: 1. Привести Постановление №26 в соответствие с Кодексом, заменив слово «устройство» словом «строительство». В таком случае будет понятно, что на «строительство», которое включает в себя все виды ремонта (возведение, реконструкция, ремонт) необходим аттестат соответствия.2. Исключить пункт 7.19.3 «нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков», так как данные работы выполняются при «строительстве» (возведении, реконструкции, ремонте) дорог. Отдельно такие виды работ выполняются при содержаниидорог, а содержание дорог не подлежит аттестации.
26.07.2024 16:07
Принято в работу
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
20
Без отнесения к отрасли права
Предлагаю отменить Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 N 176 (ред. от 22.03.2024) О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках", которым установлены нормы суточных расходов, расходов на проживание и других выплат, связанные с пребыванием работников в командировке. Во-первых, нормы таких расходов своевременно не актуализируются; во-вторых в одном положении не могут быть учтены все особенности, которые существуют на всех предприятиях страны; в-третьи – только наниматель может объективно с учётом конкретной ситуации и полученного на командировку задания определить : кому, что и в каком размере возмещать. Поэтому такой документ уже изжил себя и надо дать возможность субъектам хозяйствования самостоятельно утверждать на своём предприятии нормы таких расходов и порядок их выплаты.
26.07.2024 16:25
Принято в работу
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
20
Без отнесения к отрасли права
Предлагаю отменить Закон от 22.07.2002 N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее - Закон N 133-З)), который содержит нормы, не соответствующие требованиям времени. Так, например, чтобы получить технический паспорт на построенный сарай, этот документ предписывает за нового перемерить, заплатить за это деньги гражданину и получить новый техпаспорт и свидетельство на дом. Для этого надо обратиться в местное бюро агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (далее - агентство). Взять с собой следующие документы (оригиналы) (п. 12, 13 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утв. постановлением Госкомимущества от 24.03.2015 N 11 (далее - Инструкция N 11), подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня N 200):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- разрешительную документацию на строительство хозпостройки;
- утвержденную и согласованную проектную документацию на строительство хозпостройки;
- акт приемки в эксплуатацию;
- старый техпаспорт на дом.
Всё это ухудшает правовое положение граждан, которые всего лишь построили небольшой сарайчик. Как говорит для таких случаев глава государства: излишние контрольные мероприятия не должны иметь место.
26.07.2024 17:02
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
20
Без отнесения к отрасли права
Предлагаю отменить Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384 (ред. от 27.02.2023) "О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории" (вместе с "Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки", "Положением об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций", "Положением о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории"), так как значительная часть требований, которые в нём изложены, не соответствуют требованиям времени. Например, для чего нужно согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа, администрации парка на территории индустриального парка без разработки проекта для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:
изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок, если это не несущие перегородки; изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок, если это не несущие перегородки; устройство, увеличение проемов в не несущих стенах и перегородках.
А ведь для такого согласования гражданину необходимо собрать и представить немало документов.Для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку подают в местный исполнительный и распорядительный орган, администрацию парка на территории индустриального парка заявление и представляют следующие документы:заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников - удостоверенное нотариально их письменное согласие ,технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, - для собственника помещения,план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме,письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации - для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения, письменное согласие залогодержателя жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме на согласование (разрешение) переустройства и (или) перепланировки, если жилое помещение, нежилое помещение в жилом доме переданы в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге
26.07.2024 17:08
Принято в работу
Есть_что_предложить
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.5
0
Гражданское и гражданское процессуальное законодательство. Хозяйственное процессуальное законодательство. Законодательство об исполнительном производстве
Добрый день. Хочу обратить внимание на некоторые моменты в законах об исполнительном производстве.
В прошлом году по расписке одолжил знакомому деньги. Дело дошло до гражданского суда, который удовлетворил мои исковые требования о взыскании долга по расписке. Но суд. исполнители второй год не могут взыскать долг по исп. листу. Как выяснилось я такой далеко не первый кто не может с него ничего взыскать. Почему бы не перенять опыт таких стран как Япония и других, УК которых предусматривает уголовную ответственность вплоть до лишения свободы за умышленное уклонение от исполнения решения суда со стороны должников? Меры ограничения суд. исполнителей действуют далеко не на всех должников и легко обходятся, количество исп. производств из-за того и растёт т. к. недобросовечтные лица этим пользуются. И так может длиться вплоть до смерти должника, в итоге законные права и интересы взыскателя так и останутся нарушенными и не восстановленными. Или почему нельзя в таких случаях принуждать таких лиц трудоустраиваться для возмещения денежных средств? Обязанных лиц по 174 статье то понуждают, а таких "заёмщиков" и преступников нельзя?
Так же это даёт почву для мошенничества как показала практика в виде оформления таких займов без намерения исполнять обязательство по возврату денежных средств.
Почему бы не направлять денежные средства, полученные от оплаты уголовных штрафов и уголовно-правовых компенсаций на возмещение вреда потерпевшим? Или не удерживать у потерпевшим налоги в размере причиненного им мат. ущерба, если не удаётся взыскать его с преступника?
28.07.2024 01:04
Принято в работу
VIACHASLAU
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
4
Без отнесения к отрасли права
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» деятельность отдельных бюджетных организаций обеспечивается специально созданными государственными учреждениями (далее - центры).В Перечень видов деятельности, осуществляемых центрами (приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 23.12.2019 № 475 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2023 № 300, вступающего в силу с 01.01.2025), входит выполнение в соответствии с решениями исполкомов функций заказчика в строительной деятельности объектов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, в части:текущих ремонтов;капитальных ремонтов (при отсутствии на территории соответствующей административно-территориальной единицы организации, осуществляющей архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, на которую могут быть возложены функции заказчика в строительной деятельности объектов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами).Вместе с тем, Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2019 № 475 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2023 № 300 не урегулирован вопрос, в чьи функции будет входить с 01.01.2025 выполнение функций заказчика в отношении объектов бюджетных организаций, обслуживаемых центрами, по другим видам строительства, предусмотренным статьей 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация, снос объекта, ремонтно-реставрационные работы и монтаж всех видов оборудования, консервация объекта незавершенного строительства.
28.07.2024 16:56
Принято в работу
Вячеслав
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛ
1
0.0
146
Без отнесения к отрасли права
Предложение, касающееся административной процедуры государственной экспертизы ПД. Данное предложение окажут существенное влияние на сокращение сроков и упрощение процесса возведения объектов без сколь-либо существенного влияния на качество строительства.
Согласно нормам ч. 5 п. 1 ст. 72 Кодекса Республики Беларусь от 17.07.2023 № 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – Кодекс) ПД (далее – ПД) по объектам, на которых не начато выполнение строительно-монтажных работ в течение двух лет после получения заключения Госстройэкспертизы, является неактуальной и подлежит актуализации, прохождению повторной Госстройэкспертизы и утверждению.
Норма того же характера содержится в настоящее время и в ч. 1 п. 38-1 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476) (далее – Положение № 1476).
Суть вопроса:
Строительно-монтажные работы (далее – СМР) на многих объектах строительства, не могут начаться в течение 2-х лет после получения заключения Госстройэкспертизы по ряду объективных причин, ключевыми из которых являются:
- затраты времени на проведение процедуры выбора подрядчика (в некоторых случаях на практике могут составлять год и более);
- затраты времени на проведение процедуры закупки технологического и (или) инженерного оборудования, изделий, материалов и т.п. (для сложных и крупных объектов срок закупки, превышающий 2 года — это объективная реальность);
- затраты времени связанные с вопросами финансирования строительства объекта (особенно актуально в тех случаях, когда строительство осуществляется за счет собственных средств заказчика без привлечения бюджетных средств и к ним приравненным);
- строительство объекта может быть взаимосвязано с окончанием строительства иных объектов (зданий, сооружений, коммуникаций) и пр., т.е. начало строительства одного объекта не может быть начато до окончания строительства (пуска в эксплуатацию) другого объекта, а пуск в эксплуатацию этого другого объекта задерживается по каким-либо причинам (например это касается разных, но технологически связанных объектов), в равной степени это относится и к очередям строительства.
К тому же следует принимать во внимание случаи, например, когда строительство планируется начать, по объективными причинам технологического, организационного характера, в период планового остановочного ремонта действующих объектов существующего предприятия (который происходит как правило 1 раз в год или 1 раз в два года). Не совсем понятно, почему разработанная и прошедшая требуемую государственную экспертизу ПД теряет актуальность всего после двух лет с момента её утверждения? Особенно это выглядит странным, учитывая то обстоятельство, что сроки строительства многих объектов превышают упомянутые два года и нередко составляют 3, 4, 5 и даже более лет. Оперируя такой логикой об актуальности ПД, можно сказать, что актуальность ПД теряется прямо в процессе строительства объекта и он продолжает строится по уже не актуальной ПД? Каков будет вывод из этого? Если строительство продолжается более двух лет, то необходимо его приостановить или даже законсервировать объект, актуализировать ПД и только потом возобновить строительство? А каждый построенный и введенный в эксплуатацию объект каждые два года подвергать модернизации/реконструкции ввиду утраты «актуальности» ПД, согласно которой он был построен?
И почему ПД, СМР по которой начались через 1 год 11 месяцев и три недели после получения заключения Госстройэкспертизы, актуальна, а ПД, по которой строительство может начаться через два года и один день после получения заключения данных госэкспертиз уже не пригодна для строительства объекта? Следуя аналогичной логике, НПА и ТНПА, с использованием которых разрабатывается ПД, также должны пересматриваться («актуализироваться», именно актуализироваться, а не осуществлять локальное, точечное внесение изменений и (или) дополнений, зачастую формального и технического характера), как минимум не реже чем один раз в два года (чего естественно по объективным причинам не происходит).
В ч. 1 п. 38-1 Положения № 1476, ПД указано, что разработка ПД на строительство объекта в порядке, установленном для впервые проектируемых объектов, либо внесение изменений в разработанную ПД по объектам, на которых не начато производство строительно-монтажных работ в течение двух лет после получения заключения государственной экспертизы и по которым данное заключение утратило силу, обусловлено тем что ПД становится неактуальной и необходимо приведение ее в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
При этом ряд ТНПА, регламентирующих вопросы в области строительства, не претерпевал актуализации (пересмотра) на протяжении 3, 4, 5, а иногда и более, вплоть до 10 и свыше 10 лет, например:
ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения (последнее изменение 01.07.2014 г.);
ТКП 45-5.04-172-2010 (02250) Стальные вертикальные цилиндрические резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Правила проектирования и устройства (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2010 г.);
ТКП 45-5.04-274-2012 (02250) Стальные конструкции. Правила расчета (без изменений с момента введения в действие - 01.06.2013 г.);
ТКП 45-3.02-69-2007 (02250) Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства (единственное изменение - 01.10.2019 г.);
ТКП 45-5.01-237-2011 (02250) Основания и фундаменты зданий и сооружений. Подпорные стены и крепления котлованов. Правила проектирования и устройства (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2011 г., только 2 поправки);
ТКП 45-3.01-164-2009 (02250) Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Строительные нормы проектирования (введение в действие – 01.05.2010 г., единственное изменение - 01.11.2018 г.). Не применяется в связи с введением в действие СН 3.01.01-2020 (п. 1.5. Указа Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 г. № 217) т.е. с 2009 года по 2019 год действовал с всего лишь одним косметическим изменением;
ТКП 45-3.02-55-2006 (02250) Здания банков. Правила проектирования (последнее изменение - 01.09.2018 г.). Отменен с 25 мая 2024 г в связи с введением СП 3.02.06-2024 «Здания банков», т.е. действовал почти 8-мь лет без изменений и был все эти 8-мь лет актуальным;
ТКП 45-1.03-186-2009 Изделия, материалы и оборудование. Правила повторного использования (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2010 г.);
ТКП 45-7.02-148-2009 (02250) Производство столярных изделий при объеме переработки пиломатериалов до 10 тыс. м куб в год. Нормы технологического проектирования предприятия (введено в действие 01.03.2010 г., последнее внесенное изменение 01.07.2015 г. - текстовое изменение, изменены ссылочные ТНПА. Т.е. фактически без изменений 14-ть лет (с даты введения 01.03.2010 г.) и актуален;
ТКП 45-3.05-166-2009 Технологическое оборудование. Правила монтажа и испытаний (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2010 г.);
ТКП 45-3.02-191-2010 (02250) Здания и помещения организаций отдыха и туризма. Правила проектирования (последнее изменение - 01.09.2018 г.). Отменен только 17.005.2024 г. в связи с введением СП 3.02.07-2024 г. Шесть лет актуальности без каких-либо изменений;
ТКП 45-3.02-141-2009 (02250) Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения. Строительные нормы проектирования (дата введения в действие 01.01.2010 г., изменение – 17.11.2020 г.);
ТКП 45-3.02-223-2010 (02250) Заполнение оконных и дверных проемов. Правила проектирования и устройства (последнее изменение 01.02.2020 г.). Будет отменен 01.08.2024;
ТКП 45-3.02-70-2009 (02250) Благоустройство территорий. Асфальтобетонные покрытия. Правила устройства (без изменений с момента введения в действие - 01.01.2010 г.).
Далее можно привести в качестве примера ещё не один, не два и даже не 10-ть ТНПА такого рода. Т.е. ПД, разработанная с использованием таких ТНПА, будет оставаться актуальной вне зависимости даты разработки и (или) внесения изменений в эти ТНПА, главное — это начать выполнение строительно-монтажных работ не позднее двух лет после получения заключения экспертизы (экспертиз)?
Примечание.
Стоит отметить также и 2-ва ключевых в области строительства ТКП, один из которых действовал до 25.07.2023 г. (ТКП 45-1.02-298-2014), а второй прекратил действие только 02.10.2023 г. (ТКП 45-1.02-295-2014), которые не претерпевали изменений на протяжении 3÷4-х лет:
ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения - последнее изменение текста 01.01.2019 г. (не актуализация/пересмотр, а локальное изменение);
ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) Строительство. ПД. Состав и содержание (последние изменения 28.10.2019 г. (локальное изменение) и 01.02.2020 г. текстовое изменение корректировочного характера – текстовое изменение, изменены ссылочные ТНПА;
Также следует принять во внимание, что по крупным, сложным объектам срок разработки ПД может составлять сопоставимые значения со сроком действия заключений вышеуказанной экспертиз, а то и превышать их. Учитывая продолжительность всего цикла строительства объекта, начиная с различного рода обследований и исследований (топографо-геодезических, инженерно-геологических, гидрологических, экологических, работ по обследованию строительных конструкций, а при необходимости и других видов изыскательских работ), разработки предПД, прохождения различного рода административных процедур (получение согласований, разрешений, заключений и пр.), от отвода земельного участка под строительство до получения решения местного исполнительного органа об определении вида компенсационных мероприятий за удаляемые при строительстве объекты растительного мира и т.п., самой разработки ПД, прохождения всех необходимых государственных экспертиз ПД, выбора подрядчика, закупки оборудования, изделий и материалов, непосредственно строительства объекта, в том числе проведения пусконаладочных работ на объекте, приемки объекта в эксплуатацию, вывода объекта на проектную мощность, срок «актуальности» ПД в два года представляется необоснованно малым.
В результате такого ограничения сроков действия заключения Госстройэкспертизы нередко встречаются случаи, когда ПД на один и тот же объект из-за таких требований по актуализации актуализируется по 3÷4 и более раз, соответственно столько же раз проходит Госстройэкспертизу.
Предложения.
1. Увеличить срок действия заключений государственной экспертизы ПД до 5-ти лет и внести изменения в соответствующие НПА.
2. Внести изменения в Кодекс Республики Беларусь от 17.07.2023 г. № 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и представить ч. 5 п. 1 ст. 72 Кодекса в такой редакции:
ПД по объектам, на которых не начато выполнение строительно-монтажных работ в течение пяти лет после получения заключения Госстройэкспертизы, является неактуальной и подлежит актуализации, прохождению повторной Госстройэкспертизы и утверждению.
Результат:
Возможное сокращение сроков строительства на 2 и более года.
29.07.2024 11:49
Принято в работу
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
1
0.0
93
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
В Республики Беларусь принято более 600 (шестьсот!) правовых актов в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности. В этой области действуют, в том числе, 13 Законов, 2 Декрета Президента, 44 Указа Президента, 1 Постановление Высшего Государственного Совета Союзного Государства, 3 Постановления Совета Министров Союзного Государства, 77 Постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 75 нормативных правовых актов ГКНТ, НАН Беларуси, Министерств, иных республиканских органов государственного управления, 43 документа правоприменительной практики, 7 технических НПА и т.д., и т.п.
Предлагаю сократить на пару порядков действующие НПА в области научно-технической и инновационной деятельности. Прежде всего отменить Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси», Устав Национальной академии наук Беларуси, Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 560 «О Высшей аттестационной комиссии».
Оставить лишь Закон Республики Беларусь 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности» – как Закон прямого действия, а также НПА об интеллектуальной собственности.
29.07.2024 12:13
Принято в работу
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
20
Без отнесения к отрасли права
Предлагаю отменить Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 N 11 (ред. от 19.12.2023) "Об утверждении Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий", которым для того, чтобы получить техпаспорт на дворовое сооружение, требуется заново перемерить дом, который был ранее введён в эксплуатацию и получен техпаспорт, и заплатить ещё раз за такое перемеривание под названием «проверка характеристик» .
Для комфортной жизни на приусадебном участке гражданину могут понадобиться хозпостройки (гараж, баня, сарай и т.п.). И при вводе каждой из них в эксплуатацию необходимо заново будет перемерять дом для уточнения зачем-то его характеристик.
Такого не должно быть, так как гражданин не должен платить по несколько раз за одну и ту же процедуру и непонятно для чего нужно по несколько раз перемерять один и тот же дом: должен измеряться только вновь созданный либо реконструированный объект недвижимости (то есть дворовое сооружение), а характеристики по уже введённому в эксплуатацию дому должны браться из выданного ранее тех.паспорта.
Кроме того, должны быть существенно упрощены процедуры принятия хоз.построек в эксплуатацию. На сегодня для этого необходимо представить в исполком (подп. 9.3.4 п. 9.3 Перечня N 200):
- разрешительную документацию на возведение хозпостройки.
Чтобы проверить соответствие дворового сооружения проекту и разрешительным документам комиссия выезжает на место (п. 24 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 N 716). В случае, если комиссия примет положительное решение, то выдадут акт приемки (подп.9.3.4 п .9.3 Перечня№ 200).
Для изготовления техпаспорта понадобиться обследование новой постройки . В этом случае сотрудники агентства выезжают для проведения измерений и иных работ (п. 19, подп. 30.3 п. 30 Инструкции N 11). А чаще всего - гражданину необходимо будет собственным транспортом доставить их для проведения измерений.
Заплатить придется дважды:
1) за изготовление техпаспорта (абз. 4 п. 12 Инструкции N 11). Цены утверждаются агентством. С прейскурантом можно ознакомиться на официальном сайте соответствующего агентства.
2) за выдачу свидетельства - 0,5 БВ (подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня N 200).
Но это ещё не всё: для получения техпаспорта на дворовое сооружение нужно получить новый техпаспорт и свидетельство на дом, ранее введённый в эксплуатацию (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 38 Закона от 22.07.2002 N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее - Закон N 133-З)).
Для этого требуется обратиться в местное бюро агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (далее - агентство). С собой необходимо взять следующие документы (оригиналы) (п. 12, 13 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утв. постановлением Госкомимущества от 24.03.2015 N 11 (далее - Инструкция N 11), подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня N 200):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- разрешительную документацию на строительство хозпостройки;
- утвержденную и согласованную проектную документацию на строительство хозпостройки;
- акт приемки в эксплуатацию;
- старый техпаспорт на дом.
Поэтому необходимо существенно переработать эти нормативно-правовые акты, чтобы сократить расходы как граждан, таки расходы бюджетных средств на неэффективное использование рабочего времени работников таких ведомств и убрать излишние процедуры для получения техпаспортов на дворовые сооружения .
Сбор предложений по проблемным вопросам применения постановлений Правительства и ведомственных актов
118Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю отменить Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2022 N 64 "О бухгалтерском учете запасов" (далее – НСБУ № 64), которым утверждён Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности "Запасы", так как данный стандарт был разработан и подходит только для предприятий промышленности, но не учитывает особенностей работы и не может применяться для субъектов розничной торговли и общественного питания. НСБУ № 64 не учитывает специфику, присущую в таких подразделениях для учёта товаров в розничных ценах и расчёта отклонений в виде торговых надбавок и НДС в розничных ценах, а распространяет действие это постановление на все виды деятельности.
Так, по товарам подразделений розничной торговли отклонения представляет собой сумму включаемого в цену налога на добавленную стоимость и торговой надбавки ( далее НДС и ТН), а учет отклонений осуществляется на отдельных субсчетах по счету 42. Таким образом имеется два вида отклонений: ТН и НДС. Стандартом не предусмотрена возможность расчета к одному и тому же объекту нескольких видов отклонений. И непонятно: имеет ли право предприятие исчислять отдельно отклонения «Торговая надбавка» и «Налог на добавленную стоимость» или нет.
В случае, если должны рассчитываться отклонения отдельно по ТН и отдельно по НДС, то не прописана методика расчётов: в какой последовательности должны производится расчеты отклонений, а также в какой оценке должны приниматься для расчета остатки товаров и сумма поступивших в течение месяца товаров? Например, может ли предприятие предусмотреть, что расчета отклонений по ТН будет использовать стоимость товаров с учетом НДС либо без учета НДС. Кроме того, методика расчета НДС для организаций, применяющих расчетную ставку изложена в пункте 5 статьи 128 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее НК РБ). Имеет ли право предприятие розничной торговли использовать и в целях бухгалтерского учета изложенный в НК РБ механизм расчета процента отклонения в части НДС или нет, так как по одному и тому же вопросу указанных два нормативно-правовых акта противоречат друг другу.
НСБУ № 64 предусмотрена возможность расчета отклонений по видам или группам запасов. Может ли выступать в качестве группы запасов общая категория «товары в розничной торговле и общественном питании» и рассчитываться единый процент отклонений по всем товарам вне зависимости от счета учета (41.2.2 «Товары в розничной торговле», 20.1 «Товары в общественном питании») и от места хранения
При расчете удельного веса отклонений НСБУ № 64 предусмотрен следующий алгоритм: «Средний удельный вес отклонений определяется путем деления суммы отклонений, приходящихся на остаток запасов на начало отчетного периода и на поступившие в отчетном периоде запасы, на условную оценку остатка запасов на начало отчетного периода и поступивших в отчетном периоде запасов». Вместе с тем, есть операции, когда сумма отклонений может быть определена прямо, например, возврат товара поставщику. Счет 42 «Торговая наценка» - пассивный, операции по поступлению ТН И НДС отражаются по кредиту, а при возврате товара на суммы ТН и НДС по операции «возврат» кредит счета 42 «Торговая наценка» сторнируется. Таким образом, в конце месяца оборот по кредиту счета 42 «Торговая наценка» уже имеет свернутый вид, т.е. поступление отклонений уменьшено на сумму выбытия отклонений. Имеет ли право предприятие брать для расчета сумму отклонений по поступившим товарам за вычетом выбывших в течение отчетного периода (которые могут быть прямо включены в стоимость каждой единицы бухгалтерского учета выбывших запасов), а также сумму поступления товаров за вычетом выбывших товаров, по которым отклонения были включены в стоимость выбывших товаров прямо.
Расчет отклонений производится за отчетный период, которым признается календарный месяц. К прочему выбытию относится и такой вид выбытия, как недостача товара. На товары в розничной торговле установлены нормы потерь. Сверхнормативные потери могут быть взысканы с материально-отвественных лиц, списаны за счет средств предприятия. Законодательно установлен срок для распоряжения нанимателя об привлечении к материальной ответственности материально ответственного лица (статья 408 Трудового Кодекса Республики Беларусь) – две недели с момента выявления недостачи. В настоящее время для оценки реального ущерба, т.е. недостачи в покупных ценах используются проценты отклонений ТН и НДС имеющиеся на 1 число месяца обнаружения недостачи. Вместе с тем, если к такому прочему выбытию товара, как недостача, должен применятся процент отклонения, рассчитанный за отчетный месяц, то каким образом предприятие может определить сумму реального ущерба не позднее двух недель с момента выявления недостачи.
Не конкретизировано в НСБУ № 64: с какой точностью после запятой должен определяться процент отклонений.
С учётом выше изложенного, очевидно, что этот документ не может использоваться всеми субъектами хозяйствования в таком виде, в каком он есть сейчас, так как значительно ухудшает правовое положение субъектов розничной торговли и общественного питания и нарушает сложившуюся методику расчёта отклонений в виде расчёта торговой надбавки по среднему проценту, и расчёт НДС по расчётной ставке. Поэтому надо узаконить возможность применения в части расчета реализованных ТН и НДС механизма, изложенного в Приказе Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.06.2021 N 130 (ред. от 27.07.2022) "Об утверждении Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания"
Поскольку в таком виде данный нормативно-правовой акт значительно ухудшает правовое положение субъектов розничной торговли и общественного питания, так как нарушает сложившуюся методику расчёта отклонений в виде расчёта торговой надбавки по среднему проценту, и не соответствует методике расчёта НДС по расчётной ставке
26.07.2024 16:05
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКВ Постановлении МАиС от 15.04.2024 №26 «Об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Перечне отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих) подлежащих аттестации указано:
устройство дорог:
устройство автомобильных дорог, улиц населенных пунктов;
устройство лесохозяйственных дорог;
нанесение дорожной разметки,
4211
Строительство автомобильных дорог
42110
Строительство автомобильных дорог
Этот подкласс включает:
- строительство автомобильных дорог общего и необщего пользования, улиц, площадей, тротуаров, велосипедных дорожек, прочих дорог для автомобильного транспорта и пешеходов;
- строительство автомобильных уличных тоннелей и пешеходных тоннелей;
- устройство поверхности улиц, дорог, автострад, мостов или тоннелей, включая:
асфальтирование дорог;
разметку краской проезжей части дорог и автомобильных стоянок;
установку защитных дорожных ограждений, дорожных знаков;
- строительство взлетно-посадочных полос.
26.07.2024 16:07
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОК26.07.2024 16:25
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю отменить Закон от 22.07.2002 N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее - Закон N 133-З)), который содержит нормы, не соответствующие требованиям времени. Так, например, чтобы получить технический паспорт на построенный сарай, этот документ предписывает за нового перемерить, заплатить за это деньги гражданину и получить новый техпаспорт и свидетельство на дом. Для этого надо обратиться в местное бюро агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (далее - агентство). Взять с собой следующие документы (оригиналы) (п. 12, 13 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утв. постановлением Госкомимущества от 24.03.2015 N 11 (далее - Инструкция N 11), подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня N 200):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- разрешительную документацию на строительство хозпостройки;
- утвержденную и согласованную проектную документацию на строительство хозпостройки;
- акт приемки в эксплуатацию;
- старый техпаспорт на дом.
Всё это ухудшает правовое положение граждан, которые всего лишь построили небольшой сарайчик. Как говорит для таких случаев глава государства: излишние контрольные мероприятия не должны иметь место.
26.07.2024 17:02
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю отменить Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 N 384 (ред. от 27.02.2023) "О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории" (вместе с "Положением об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки", "Положением об условиях и порядке установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций", "Положением о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории"), так как значительная часть требований, которые в нём изложены, не соответствуют требованиям времени. Например, для чего нужно согласование (разрешение) местного исполнительного и распорядительного органа, администрации парка на территории индустриального парка без разработки проекта для проведения следующих работ по переустройству и (или) перепланировке:
изменение площади, количества жилых комнат и подсобных помещений в квартире за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок, если это не несущие перегородки; изменение площади и количества помещений в изолированных нежилых помещениях за счет разборки существующих и (или) устройства новых перегородок, если это не несущие перегородки; устройство, увеличение проемов в не несущих стенах и перегородках.
А ведь для такого согласования гражданину необходимо собрать и представить немало документов. Для получения согласования (разрешения) на переустройство и (или) перепланировку подают в местный исполнительный и распорядительный орган, администрацию парка на территории индустриального парка заявление и представляют следующие документы:заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,письменное согласие совершеннолетних граждан, имеющих право владения и пользования помещением, переустройство и (или) перепланировка которого инициируется, и участников общей долевой собственности (в случае, если помещение находится в общей долевой собственности двух или более лиц), а в случае временного отсутствия таких граждан и участников - удостоверенное нотариально их письменное согласие ,технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на помещение, - для собственника помещения,план-схема или перечень (описание) работ по переустройству и (или) перепланировке помещения, составленный в произвольной форме,письменное согласие организации застройщиков в жилых домах этой организации - для члена организации застройщиков, не являющегося собственником помещения, письменное согласие залогодержателя жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме на согласование (разрешение) переустройства и (или) перепланировки, если жилое помещение, нежилое помещение в жилом доме переданы в залог и распоряжение предметом залога без согласия залогодержателя не предусмотрено законодательством или договором о залоге
26.07.2024 17:08
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОК28.07.2024 01:04
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОК28.07.2024 16:56
Принято в работу
Пользователь
ПРОФЕССИОНАЛПредложение, касающееся административной процедуры государственной экспертизы ПД. Данное предложение окажут существенное влияние на сокращение сроков и упрощение процесса возведения объектов без сколь-либо существенного влияния на качество строительства.
Согласно нормам ч. 5 п. 1 ст. 72 Кодекса Республики Беларусь от 17.07.2023 № 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – Кодекс) ПД (далее – ПД) по объектам, на которых не начато выполнение строительно-монтажных работ в течение двух лет после получения заключения Госстройэкспертизы, является неактуальной и подлежит актуализации, прохождению повторной Госстройэкспертизы и утверждению.
Норма того же характера содержится в настоящее время и в ч. 1 п. 38-1 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 г. № 1476) (далее – Положение № 1476).
Суть вопроса:
Строительно-монтажные работы (далее – СМР) на многих объектах строительства, не могут начаться в течение 2-х лет после получения заключения Госстройэкспертизы по ряду объективных причин, ключевыми из которых являются:
- затраты времени на проведение процедуры выбора подрядчика (в некоторых случаях на практике могут составлять год и более);
- затраты времени на проведение процедуры закупки технологического и (или) инженерного оборудования, изделий, материалов и т.п. (для сложных и крупных объектов срок закупки, превышающий 2 года — это объективная реальность);
- затраты времени связанные с вопросами финансирования строительства объекта (особенно актуально в тех случаях, когда строительство осуществляется за счет собственных средств заказчика без привлечения бюджетных средств и к ним приравненным);
- строительство объекта может быть взаимосвязано с окончанием строительства иных объектов (зданий, сооружений, коммуникаций) и пр., т.е. начало строительства одного объекта не может быть начато до окончания строительства (пуска в эксплуатацию) другого объекта, а пуск в эксплуатацию этого другого объекта задерживается по каким-либо причинам (например это касается разных, но технологически связанных объектов), в равной степени это относится и к очередям строительства.
К тому же следует принимать во внимание случаи, например, когда строительство планируется начать, по объективными причинам технологического, организационного характера, в период планового остановочного ремонта действующих объектов существующего предприятия (который происходит как правило 1 раз в год или 1 раз в два года). Не совсем понятно, почему разработанная и прошедшая требуемую государственную экспертизу ПД теряет актуальность всего после двух лет с момента её утверждения? Особенно это выглядит странным, учитывая то обстоятельство, что сроки строительства многих объектов превышают упомянутые два года и нередко составляют 3, 4, 5 и даже более лет. Оперируя такой логикой об актуальности ПД, можно сказать, что актуальность ПД теряется прямо в процессе строительства объекта и он продолжает строится по уже не актуальной ПД? Каков будет вывод из этого? Если строительство продолжается более двух лет, то необходимо его приостановить или даже законсервировать объект, актуализировать ПД и только потом возобновить строительство? А каждый построенный и введенный в эксплуатацию объект каждые два года подвергать модернизации/реконструкции ввиду утраты «актуальности» ПД, согласно которой он был построен?
И почему ПД, СМР по которой начались через 1 год 11 месяцев и три недели после получения заключения Госстройэкспертизы, актуальна, а ПД, по которой строительство может начаться через два года и один день после получения заключения данных госэкспертиз уже не пригодна для строительства объекта? Следуя аналогичной логике, НПА и ТНПА, с использованием которых разрабатывается ПД, также должны пересматриваться («актуализироваться», именно актуализироваться, а не осуществлять локальное, точечное внесение изменений и (или) дополнений, зачастую формального и технического характера), как минимум не реже чем один раз в два года (чего естественно по объективным причинам не происходит).
В ч. 1 п. 38-1 Положения № 1476, ПД указано, что разработка ПД на строительство объекта в порядке, установленном для впервые проектируемых объектов, либо внесение изменений в разработанную ПД по объектам, на которых не начато производство строительно-монтажных работ в течение двух лет после получения заключения государственной экспертизы и по которым данное заключение утратило силу, обусловлено тем что ПД становится неактуальной и необходимо приведение ее в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
При этом ряд ТНПА, регламентирующих вопросы в области строительства, не претерпевал актуализации (пересмотра) на протяжении 3, 4, 5, а иногда и более, вплоть до 10 и свыше 10 лет, например:
ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения (последнее изменение 01.07.2014 г.);
ТКП 45-5.04-172-2010 (02250) Стальные вертикальные цилиндрические резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов. Правила проектирования и устройства (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2010 г.);
ТКП 45-5.04-274-2012 (02250) Стальные конструкции. Правила расчета (без изменений с момента введения в действие - 01.06.2013 г.);
ТКП 45-3.02-69-2007 (02250) Благоустройство территорий. Озеленение. Правила проектирования и устройства (единственное изменение - 01.10.2019 г.);
ТКП 45-5.01-237-2011 (02250) Основания и фундаменты зданий и сооружений. Подпорные стены и крепления котлованов. Правила проектирования и устройства (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2011 г., только 2 поправки);
ТКП 45-3.01-164-2009 (02250) Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Строительные нормы проектирования (введение в действие – 01.05.2010 г., единственное изменение - 01.11.2018 г.). Не применяется в связи с введением в действие СН 3.01.01-2020 (п. 1.5. Указа Президента Республики Беларусь от 5 июня 2019 г. № 217) т.е. с 2009 года по 2019 год действовал с всего лишь одним косметическим изменением;
ТКП 45-3.02-55-2006 (02250) Здания банков. Правила проектирования (последнее изменение - 01.09.2018 г.). Отменен с 25 мая 2024 г в связи с введением СП 3.02.06-2024 «Здания банков», т.е. действовал почти 8-мь лет без изменений и был все эти 8-мь лет актуальным;
ТКП 45-1.03-186-2009 Изделия, материалы и оборудование. Правила повторного использования (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2010 г.);
ТКП 45-7.02-148-2009 (02250) Производство столярных изделий при объеме переработки пиломатериалов до 10 тыс. м куб в год. Нормы технологического проектирования предприятия (введено в действие 01.03.2010 г., последнее внесенное изменение 01.07.2015 г. - текстовое изменение, изменены ссылочные ТНПА. Т.е. фактически без изменений 14-ть лет (с даты введения 01.03.2010 г.) и актуален;
ТКП 45-3.05-166-2009 Технологическое оборудование. Правила монтажа и испытаний (без изменений с момента введения в действие - 01.07.2010 г.);
ТКП 45-3.02-191-2010 (02250) Здания и помещения организаций отдыха и туризма. Правила проектирования (последнее изменение - 01.09.2018 г.). Отменен только 17.005.2024 г. в связи с введением СП 3.02.07-2024 г. Шесть лет актуальности без каких-либо изменений;
ТКП 45-3.02-141-2009 (02250) Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения. Строительные нормы проектирования (дата введения в действие 01.01.2010 г., изменение – 17.11.2020 г.);
ТКП 45-3.02-223-2010 (02250) Заполнение оконных и дверных проемов. Правила проектирования и устройства (последнее изменение 01.02.2020 г.). Будет отменен 01.08.2024;
ТКП 45-3.02-70-2009 (02250) Благоустройство территорий. Асфальтобетонные покрытия. Правила устройства (без изменений с момента введения в действие - 01.01.2010 г.).
Далее можно привести в качестве примера ещё не один, не два и даже не 10-ть ТНПА такого рода. Т.е. ПД, разработанная с использованием таких ТНПА, будет оставаться актуальной вне зависимости даты разработки и (или) внесения изменений в эти ТНПА, главное — это начать выполнение строительно-монтажных работ не позднее двух лет после получения заключения экспертизы (экспертиз)?
Примечание.
Стоит отметить также и 2-ва ключевых в области строительства ТКП, один из которых действовал до 25.07.2023 г. (ТКП 45-1.02-298-2014), а второй прекратил действие только 02.10.2023 г. (ТКП 45-1.02-295-2014), которые не претерпевали изменений на протяжении 3÷4-х лет:
ТКП 45-1.02-298-2014 (02250) Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения - последнее изменение текста 01.01.2019 г. (не актуализация/пересмотр, а локальное изменение);
ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) Строительство. ПД. Состав и содержание (последние изменения 28.10.2019 г. (локальное изменение) и 01.02.2020 г. текстовое изменение корректировочного характера – текстовое изменение, изменены ссылочные ТНПА;
Также следует принять во внимание, что по крупным, сложным объектам срок разработки ПД может составлять сопоставимые значения со сроком действия заключений вышеуказанной экспертиз, а то и превышать их. Учитывая продолжительность всего цикла строительства объекта, начиная с различного рода обследований и исследований (топографо-геодезических, инженерно-геологических, гидрологических, экологических, работ по обследованию строительных конструкций, а при необходимости и других видов изыскательских работ), разработки предПД, прохождения различного рода административных процедур (получение согласований, разрешений, заключений и пр.), от отвода земельного участка под строительство до получения решения местного исполнительного органа об определении вида компенсационных мероприятий за удаляемые при строительстве объекты растительного мира и т.п., самой разработки ПД, прохождения всех необходимых государственных экспертиз ПД, выбора подрядчика, закупки оборудования, изделий и материалов, непосредственно строительства объекта, в том числе проведения пусконаладочных работ на объекте, приемки объекта в эксплуатацию, вывода объекта на проектную мощность, срок «актуальности» ПД в два года представляется необоснованно малым.
В результате такого ограничения сроков действия заключения Госстройэкспертизы нередко встречаются случаи, когда ПД на один и тот же объект из-за таких требований по актуализации актуализируется по 3÷4 и более раз, соответственно столько же раз проходит Госстройэкспертизу.
Предложения.
1. Увеличить срок действия заключений государственной экспертизы ПД до 5-ти лет и внести изменения в соответствующие НПА.
2. Внести изменения в Кодекс Республики Беларусь от 17.07.2023 г. № 289-З «Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и представить ч. 5 п. 1 ст. 72 Кодекса в такой редакции:
ПД по объектам, на которых не начато выполнение строительно-монтажных работ в течение пяти лет после получения заключения Госстройэкспертизы, является неактуальной и подлежит актуализации, прохождению повторной Госстройэкспертизы и утверждению.
Результат:
Возможное сокращение сроков строительства на 2 и более года.
29.07.2024 11:49
Принято в работу
Юрист
НОВИЧОКВ Республики Беларусь принято более 600 (шестьсот!) правовых актов в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности. В этой области действуют, в том числе, 13 Законов, 2 Декрета Президента, 44 Указа Президента, 1 Постановление Высшего Государственного Совета Союзного Государства, 3 Постановления Совета Министров Союзного Государства, 77 Постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 75 нормативных правовых актов ГКНТ, НАН Беларуси, Министерств, иных республиканских органов государственного управления, 43 документа правоприменительной практики, 7 технических НПА и т.д., и т.п.
Предлагаю сократить на пару порядков действующие НПА в области научно-технической и инновационной деятельности. Прежде всего отменить Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси», Устав Национальной академии наук Беларуси, Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 560 «О Высшей аттестационной комиссии».
Оставить лишь Закон Республики Беларусь 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности» – как Закон прямого действия, а также НПА об интеллектуальной собственности.
29.07.2024 12:13
Принято в работу
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю отменить Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 N 11 (ред. от 19.12.2023) "Об утверждении Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий", которым для того, чтобы получить техпаспорт на дворовое сооружение, требуется заново перемерить дом, который был ранее введён в эксплуатацию и получен техпаспорт, и заплатить ещё раз за такое перемеривание под названием «проверка характеристик» .
Для комфортной жизни на приусадебном участке гражданину могут понадобиться хозпостройки (гараж, баня, сарай и т.п.). И при вводе каждой из них в эксплуатацию необходимо заново будет перемерять дом для уточнения зачем-то его характеристик.
Такого не должно быть, так как гражданин не должен платить по несколько раз за одну и ту же процедуру и непонятно для чего нужно по несколько раз перемерять один и тот же дом: должен измеряться только вновь созданный либо реконструированный объект недвижимости (то есть дворовое сооружение), а характеристики по уже введённому в эксплуатацию дому должны браться из выданного ранее тех.паспорта.
Кроме того, должны быть существенно упрощены процедуры принятия хоз.построек в эксплуатацию. На сегодня для этого необходимо представить в исполком (подп. 9.3.4 п. 9.3 Перечня N 200):
- заявление (образец предоставят на месте);
- проектную документацию, согласованную исполкомом;
- разрешительную документацию на возведение хозпостройки.
Чтобы проверить соответствие дворового сооружения проекту и разрешительным документам комиссия выезжает на место (п. 24 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 N 716). В случае, если комиссия примет положительное решение, то выдадут акт приемки (подп.9.3.4 п .9.3 Перечня№ 200).
Для изготовления техпаспорта понадобиться обследование новой постройки . В этом случае сотрудники агентства выезжают для проведения измерений и иных работ (п. 19, подп. 30.3 п. 30 Инструкции N 11). А чаще всего - гражданину необходимо будет собственным транспортом доставить их для проведения измерений.
Заплатить придется дважды:
1) за изготовление техпаспорта (абз. 4 п. 12 Инструкции N 11). Цены утверждаются агентством. С прейскурантом можно ознакомиться на официальном сайте соответствующего агентства.
2) за выдачу свидетельства - 0,5 БВ (подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня N 200).
Но это ещё не всё: для получения техпаспорта на дворовое сооружение нужно получить новый техпаспорт и свидетельство на дом, ранее введённый в эксплуатацию (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 38 Закона от 22.07.2002 N 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее - Закон N 133-З)).
Для этого требуется обратиться в местное бюро агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (далее - агентство). С собой необходимо взять следующие документы (оригиналы) (п. 12, 13 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утв. постановлением Госкомимущества от 24.03.2015 N 11 (далее - Инструкция N 11), подп. 22.3.10 п. 22.3 Перечня N 200):
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- разрешительную документацию на строительство хозпостройки;
- утвержденную и согласованную проектную документацию на строительство хозпостройки;
- акт приемки в эксплуатацию;
- старый техпаспорт на дом.
Поэтому необходимо существенно переработать эти нормативно-правовые акты, чтобы сократить расходы как граждан, так и расходы бюджетных средств на неэффективное использование рабочего времени работников таких ведомств и убрать излишние процедуры для получения техпаспортов на дворовые сооружения .
29.07.2024 13:08
Принято в работу
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться