Улучшаем законодательство вместе

Предложения по улучшению законодательства
Вячеслав
163
22.12.2022 09:40
Без отнесения к отрасли права
Цитата
В связи с изменениями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2014 г. №252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» из части третьей пункта 21 слова «(его представителю на основании доверенности, оформленной в установленном законодательством порядке)» исключить (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2022 г. №85). То есть теперь, специалисты для получения квалификационного аттестата должны лично являться в РУП "Белстройцентр" (г. Минск), для получения данного аттестата. Если для специалистов, работающих в г. Минске, это не представляет особых сложностей, то для специалистов из других регионов для этого требуется оформление командировки, со всеми вытекающими последствиями, и, самое главное – потеря целого рабочего дня для исполнения функций фактически курьера! Чем обусловлено такое внесение изменений? Чем и как обосновано? С учетом того, что РУП "Белстройцентр" ведет электронный реестр квалификационных аттестатов, то их в бумажном виде можно рассылать специалистам хоть по почте. Курьерской доставкой и пр. В крайнем случае - физические лица для получения квалификационного аттестата, да, должны являться лично, ну или должны являться их представители с нотариально заверенной доверенностью. Но зачем так усложнять процедуру получения квалификационных аттестатов для специалистов ИП и тем более для специалистов юрлиц, в структуре которых есть соответствующие подразделения, занимающиеся кадровыми вопросами, вопросами повышения квалификации и т.д. (отделы кадров, подготовки кадров и пр.). Пусть представители этих подразделений (да в принципе любые представители юрлиц, в компетенцию которых могут входить такого рода вопросы) и получают эти квалификационные аттестаты. Представим ситуацию – 20 специалистов юрлица в течение двух месяцев прошли соответствующие квалификационные экзамены и могут получить квалификационные аттестаты. Но вместо того, чтобы юрлицо послало одного инспектора по кадрам за этими аттестатами, оно должно послать 20 человек! Предложение – внести соответствующие изменения в нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2014 г. №252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».
Минстройархитектуры сообщило, что данная норма была принята в связи с обращениями обладателей квалификационных аттестатов о том, что руководители организации, получившие квалификационные аттестаты по доверенности не отдавали их на руки обладателю квалификационного аттестата. В соответствии со статьей 41 проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – проект) квалификационный аттестат оформляется в электронном виде и вносится в реестр квалификационных аттестатов. В настоящее время проект находится на завершающей стадии подготовки к рассмотрению девятой сессии Палаты представителей во втором чтении. Минстройархитектуры информирует, что внесение изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 252 сейчас нецелесообразно.
Ответ госоргана
alextsum
3
15.12.2022 16:37
Без отнесения к отрасли права
Внести изменения в Правила дорожного движения, а именно Глава 26 (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПУСКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВК УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ, ИХ ТЕХНИЧЕСКОЕСОСТОЯНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ) пункт 207-1. При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4.Ввиду того, что в последние годы погодные условия таковы, что уже в ноябре начинаются заморозки и выпадение обильных снежных осадков, а в марте снег еще лежит на дорогах и также может пойти, считаю необходимым увеличить период времени, в который эксплуатация автомобилей на зимних шинах обязательна и УСТАНОВИТЬ ЕГО с 1 НОЯБРЯ ПО 1 АПРЕЛЯ. Данная мера заставить водителей заранее подготовиться к сложным ситуациям на дороге и неожиданный снегопад не застанет многих врасплох. Установленные на данный момент сроки не полностью выполняют свою функцию именно по предупреждению ДТП, так как зачастую водители подходят к этому требованию формально, не задумываясь о РЕАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ устанавливать зимние шины исходя из погодных условий.  Главное управление ГАИ МВД сообщило, что в соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС) в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категории M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами.В связи с этим реализовать в ПДД предложение по увеличению периода использования зимних шин не представляется возможным, поскольку это будет противоречить положениям ТР ТС.Предлагаемое увеличение периода использования зимних шин не будет противоречить положениям ТР ТС, поскольку в том же подпункте 5.5 пункта 5 Приложения № 8 допускается установление периода использования зимних шин законодательством государства-члена ЕАС. Ниже приведен данный пункт из текста в последней редакции ТР ТС.В пункт 5.5 внесены изменения в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.02.18 г. № 29 5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий М1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств - членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.В связи с этим прошу рассмотреть повторно предложение по увеличению периода использования зимних шин с 1 НОЯБРЯ ПО 1 АПРЕЛЯ.
Принято в работу
Вячеслав
163
15.12.2022 11:38
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Цитата
В дополнение к моим предложениям по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» в части касающейся элемента текста «… объектов реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, …» заменить  термины и их определения «узел», «агрегат» на "оборудование, его частей" предлагаю также рассмотреть вариант использования термина «технологическое оборудование» в значении, определенном в подстрочном примечании к части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»:под технологическим оборудованием понимаются машины, аппараты, установки, оборудование, включая специальное оборудование (оснастку), медицинская техника, используемые для обеспечения выполнения производственных процессов в соответствии с технологией и функциональным назначением объекта и (или) осуществляющие автоматическое управление технологическими процессами. К технологическому оборудованию не относятся мебель, инвентарь, оргтехника, специальный инструментарий, игровое оборудование и иные сопутствующие принадлежности бытового назначения, необходимые для осуществления конкретной деятельности на созданном объекте.
Минприроды сообщило, что данное предложение рассматривалось при проведении публичного обсуждения законопроекта. С момента действия Закона в Минприроды не поступили запросы в части разъяснения понятий «узлы», «агрегаты», уточнение данных терминов Минприроды считает нецелесообразным.
Ответ госоргана
alextsum
3
22.11.2022 15:03
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Внести изменения в Правила дорожного движения, а именно Глава 26 (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОПУСКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВК УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ, ИХ ТЕХНИЧЕСКОЕСОСТОЯНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ) пункт 207-1. При участии в дорожном движении с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4.Ввиду того, что в последние годы погодные условия таковы, что уже в ноябре начинаются заморозки и выпадение обильных снежных осадков, а в марте снег еще лежит на дорогах и также может пойти, считаю необходимым увеличить период времени, в который эксплуатация автомобилей на зимних шинах обязательна и УСТАНОВИТЬ ЕГО с 1 НОЯБРЯ ПО 1 АПРЕЛЯ. Данная мера заставить водителей заранее подготовиться к сложным ситуациям на дороге и неожиданный снегопад не застанет многих врасплох. Установленные на данный момент сроки не полностью выполняют свою функцию именно по предупреждению ДТП, так как зачастую водители подходят к этому требованию формально, не задумываясь о РЕАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ устанавливать зимние шины исходя из погодных условий. 
Главное управление ГАИ МВД сообщило, что в соответствии с подпунктом 5.5 пункта 5 Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС) в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категории M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами.
В связи с этим реализовать в ПДД предложение по увеличению периода использования зимних шин не представляется возможным, поскольку это будет противоречить положениям ТР ТС.

Ответ госоргана
Farce
4
17.11.2022 14:41
Законодательство о здравоохранении
Предложение касается диетического питания в учреждениях здравоохранения.Предлагаю законодательно разрешить пациентам стационара при желании официально отказаться от бюджетного питания и/или иметь возможность получения дополнительного платного питания. Актуально для пациентов с диетой Б, при отсутствии противопоказаний и заболеваний, не требующих дополнительного и индивидуального питания.Обоснование Затраты на продукты питания в больницах большие. Существует определенный процент пациентов, которые ориентированы на свои вкусовые предпочтения, привычки, психологические убеждения и не едят больничную еду.На практике получается, что каждый , кто по личной  причине отказывается от больничного питания, выбрасывает порцию. Это деньги, ресурсы и продукты ставшие отходами. В целях рационального использования затрат на питание, прошу рассмотреть возможность выбора между бесплатным, платным и личным питанием по желанию пациента и при отсутствии противопоказаний лечащего врача при назначении диеты Б. Это может быть однократный отказ на питания на весь период пребывания в стационаре или разовый отказ от приема пищи с отображением в порционных сведениях о количестве пациентов на 9:00, 8:00 и 14:00 (Приложение 16,18 Постановление 106, от 21.11.19).Также прошу рассмотреть возможность приготовления на пищеблоках ЛПУ дополнительного платного питания с отображением в порционных сведениях о количестве пациентов на 9:00, 8:00 и 14:00 (Приложение 16,18 Постановление 106, от 21.11.19). Для этого можно будет составить дополнительное меню и внести дополнения в в организацию закупок продуктов питания.При возможности организации всего вышеперечисленного на государственном уровне, очень надеемся, что средства сэкономленные на питании и заработанные на платном питании, будут направлены на ремонт пищеблоков, складов и обновление оборудования для приготовления пищи.Тем самым, рационально использованные деньги, повысят качество больничного питания, помогут обновить оборудование и сделают процесс приготовления пищи экономически выгодным, питание более полезным, а пребывание пациентов в стационаре психологически комфортным.Считаем, что предложение не нарушает принципы диетического питания, не противоречит иным нормативно-правовым документам и законам Республики Беларусь.
Peter Brancevich
13
28.10.2022 17:13
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
Требует изменения существующая система оплаты труда. Недопустимо, когда оклад работника составляет 20-30% от его заработка, а остальная сумма - надбавки, премии, дополнительные выплаты и прочее. Оклад работника должен быть не менее 75% от суммы заработка. Только в этом случае может быть обеспечено стремление работника к повышению квалификации  и продвижению по ступеням профессионального и административного уровня. Кроме того оплата по отраслям должна определять развитие страны. Наука, образование определяют технологические возможности страны. Медицина обеспечивает работоспособность трудовых ресурсов. Именно эти отрасли являются определяющими и именно их развитие должно стимулироваться оплатой труда. Наличие квалифицированных кадров обеспечит развитие промышленности и сельского хозяйства.
Минтруда и соцзащиты уведомил, что существующая система оплаты труда учитывает все особенности труда работников, уровень их квалификации, качество выполняемой ими работы и оценку результатов их деятельности и оснований для ее изменения не имеется.
Ответ госоргана
Liova
2
27.10.2022 15:20
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Предложения: 1. В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 июня 2003 г. № 204-З "О государственной службе в Республике Беларусь" в. п.36 включить обязательное рассмотрение аттестационной комиссией ответов аттестуемого на вопросы по принципам делопроизводства и законотворчества. Т.е должно быть подтверждено знание аттестуемым конкретных пунктов следующих документов: а) Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, установленных ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19 января 2009 г. № 4 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях", статьи 2,3,4, 7, 9, 12, 18, 67, 68, 70,71,72, вся глава 7, вся глава 9 б) ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17 июля 2018 г. № 130-З "О нормативных правовых актах", статьи 28,29,30,31. 2. Обеспечить регулярные проверки выполнения требований упомянутых в 1а) и 1б) документов в организациях всех форм собственности, а также усилить ответственность руководителей организаций за нарушения соответствующих пунктов упомянутых документов.Цель предложения - улучшить качество создаваемых документов и стимулирование исполнения давно определенных в НПА требований
НЦЗПИ полагает возможным высказать мнение, не являющееся официальным толкованием или разъяснением актов законодательства.
Реализация предложения о включении обязательного рассмотрения аттестационной комиссией ответов на вопросы по принципам делопроизводства и законотворчества не является предметом законодательного регулирования. При этом НЦЗПИ отмечает, что знание основ делопроизводства в настоящее время подлежит проверке при проведении квалификационного экзамена лиц, впервые поступающих на гражданскую службу (согласно пункту 1 статьи 33 Закона № 175-З и пункту 5 Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139).
Минюст проинформировало, что конкретных критериев к аттестации, по которым принимается решение о соответствии занимаемой должности, Положение об аттестации государственных гражданских служащих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2022 г. № 563, не предусматривает. При этом Минюст полагает, что знание основ делопроизводства и нормотворчества в целом отражается уровнем профессиональных знаний и правовой культуры, информация о которых содержится в аттестационной характеристике.
Также Минюст информирует, что Администрацией Президента Республики Беларусь подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О квалификационном экзамене». В рамках его рассмотрения Минюстом было высказано предложение о дополнении проекта положением об оценке знания лицами, впервые поступающими на государственную гражданскую службу, Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах». Кроме того, Минюст сообщило, что контроль в организациях за соблюдением законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства Департаментом по архивам и делопроизводству Минюста проводится в форме выборочных проверок согласно планам, формируемым КГК. По результатам проведенных проверок составляются акты. Одним из методов осуществления предупредительно-профилактической работы является проведение семинаров (совещаний, консультаций), которые позволяют оперативно решать возникающие вопросы в части организации делопроизводства, порядка архивного хранения документов, изменений законодательства.

Ответ госоргана
Liova
2
27.10.2022 15:17
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
Прошу рассмотреть внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь: Статья 53. Дополнить сноской в части 2Сноска «Устные распоряжения используются руководителем только в случаях, когда это позволит избежать возникновения (развития действия) аварийной ситуации (обстоятельств непреодолимой силы), либо способствуют ликвидации последствий аварийной ситуации (действия обстоятельств непреодолимой силы). После устранения аварийной ситуации (действия обстоятельств непреодолимой силы) фактически отданные устные распоряжения оформляются в соответствии с действующими правилами делопроизводства».Статья 54. Дополнить «По просьбе работника предоставить ему информацию о текучести кадров за год по его должности и по организации в целом» Статья 55 (поскольку статья 89 определяет такие требования только для работ, к которым применяются нормы труда) Дополнить «Обеспечить наличие объемов работ, технической и нормативно-правовой документации, а также наличие, доступность и необходимые качества инструментов, сырья, материалов.»
Минтруда и соцзащиты сообщило, что обеспечить на практике организационно-распорядительную деятельность руководителя исключительно в письменной форме не представляется возможным и целесообразным. Необходимость внесения изменений в статью 53 Трудового Кодекса, по мнению Минтруда и соцзащиты, отсутствует.
Кроме того, Минтруда и соцзащиты уведомило, что законодательно закреплена обязанность нанимателя предоставлять работнику информацию, необходимую для исполнения им своих трудовых обязанностей, а также затрагивающую его права.
Из сообщения не усматривается цель ознакомления работника со сведениями о текучести кадров по занимаемой им должности служащего (профессии рабочего) и по организации в целом.
В то же время наниматель обязан обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах.
Минтруда и соцзащиты полагает в рамках названных обязанностей нанимателя работник может обращаться за интересующей его информацией.
Минтруда и соцзащиты полагает невозможным установить обязанность нанимателя по обеспечению наличия объемов работ и внесению предложенных изменений в статью 55 Трудового кодекса.
Также Минтруда и соцзащиты информирует, что в настоящее время подготовлен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений». Ознакомиться с проектом можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (https://pravo.by/document/?guid=3941&p0=2022046001).

Ответ госоргана
Валерий Соляник
100
21.10.2022 09:55
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Цитата
О внесении изменений в часть 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности»    Во вторник, 18 октября с.г., во Дворце Независимости Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, принимал с докладом председателя президиума НАН Беларуси В. Г. Гусакова. После встречи с Президентом председатель президиума НАН Беларуси высказал ряд тезисов, в том числе: - Если еще несколько лет назад мы были практически полностью зависимы от бюджета, то сейчас преимущественно вышли на самофинансирование (бюджетные средства – только третья-четвертая часть). Более того, бюджетные деньги окупаются: то, что мы в итоге получаем, дает отдачу от 5 и выше рублей на вложенный рубль. Мы сами зарабатываем на оборудование, приборы, инвестиции. - Мы стопроцентно обеспечим потребность АПК в новых сортах, технологиях, породах животных и так далее. В том числе по созданию белорусской породы скота. Разработана Программа разведения красного молочного скота. По своим качествам данная порода достаточно конкурентна. В ближайшие годы мы должны создать свою породу красного скота. Жаль, что ситуация в животноводстве нашей страны, как и в зоотехнической науке не такая «радужная» как в тезисах руководителя НАН Беларуси. В частности, меня, как научного работника, интересует уровень реальной заработной платы главных, ведущий, старший научных сотрудников, которые, согласно Положения по оплате труда и премированию работников РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», относятся к специалистам, и заведующими научными подразделениями (отдел, лаборатория, группа и др.) – относящихся к категории руководителей.   Предлагаю часть 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» изложить в следующей редакции: «Оплата труда научного работника в государственных организациях осуществляется в соответствии с законодательством с учетом объема затраченных финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов, в том числе результатов научной деятельности и научной квалификации научного работника. Оплата труда научного работника в иных организациях осуществляется в соответствии с законодательством о труде.» Пояснение: Для практической реализации изменений в ч.3 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» в локальный нормативный правовой акт организации (Положение по оплате труда и премированию работников) необходимо включить следующие пункты: a) Постоянно осуществлять информирование научных работников о финансовом состоянии как конкретного научного подразделения, так и учреждения в целом. b) Расчет надбавки за сложность и напряженность производить исходя: - из реального финансового состояния конкретного научного подразделения и показателя выработки на одного сотрудника; - из объема выполненных работ. c) Фактическая сумма заработной платы научных работников должна соответствовать пропорциональной разнице в должностных месячных окладах, согласно штатному расписанию. d) Оплата труда научных работников осуществляется одним из двух способов: - пропорционально фактическому объему выполняемых работ, если научный работник инициирует и/или выполняет научную работу в полном объеме; - пропорционально фактически отработанному времени, если участие научного работника в научно-исследовательской работе сводится к написанию отдельных частей годового отчета, и/или к проставлению подписи в Списке исполнителей. e) Каждый работник научного подразделения должен быть ознакомлен с финансовыми результатами работы за отчетный период. j) Размер надбавок за сложность и напряженность для каждого конкретного сотрудника научного подразделения, включая его руководителя, устанавливается путем обсуждения и открытого голосования на собрании коллектива, результаты которого заносятся в протокол.   Валерий Соляник, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
НАН полагает, что порядок оплаты труда в НАН Беларуси и подчиненных ей научных организациях урегулирован законодательством, и внесение изменений по данному вопросу в настоящее время не требуется.
Ответ госоргана
Валерий Соляник
100
20.10.2022 11:21
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Цитата
О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности»   По общему правилу, в конкретной области экономической деятельности профессиональная общественность, после всестороннего обсуждения в своих кругах, обязана разработать проект законодательного акта, по которому они в последующем будут работать и строго его выполнять. Затем профессиональная общественность должна инициировать перед законодательным органов государства принятие конкретного закона. В нашей стране План подготовки законопроектов на предстоящий год инициируется органами государственного управления через Национальный центр законодательства и правовых исследований, и затем утверждается Президентом. Результатом таких «инициатив» в нашей стране стало принятие Закона «О племенном деле в животноводстве» (2013 г., 2022 г.) и Закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (2015 г., 2020 г.). В итоге «исполнение» этих нормативных правовых актов привело животноводство если не к производственной пропасти, то к катастрофе в финансово-экономической эффективности конкретных сельхозпредприятий. И здесь мы не говорим о сотнях миллиардов денежных средств налогоплательщиков, которые государство, своей «законодательной рукой вбухало» в строительство «инновационных» животноводческих ферм и комплексов, а в итоге – неплатежеспособность сельхозпредприятий. Важно дать пояснение: научное обеспечение животноводства осуществляется учеными -зоотехниками, через зоотехников-практиков, которые составляют в целом зоотехническую общественность. Почему государство, в лице своих органов управление, приняло НПА «для животноводства», которые никто не выполняет и не собирается выполнять? А дело в том, что для научных работников, в отличие от государственных служащих, представителей правоохранительной системы, военнослужащих офицерского и командного состава, никак не «оцифрованы» пенсионные перспективы. И это несмотря на то, что научному работнику для получения более высокой заработной платы (как основы будущего размера пенсии), необходимо получить научную квалификацию «Исследователь», написать и защитить кандидатскую (докторскую) диссертацию, получить диплом кандидата (доктора) наук, затем аттестат доцента (профессора, члена-корреспондента, действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси). Однако от десятилетий «шаганий по дипломно-аттестационной лестнице» ни для видов экономической деятельности, ни для десятков тысяч научных работников, никакой реальной финансовой отдачи нет.   В связи с этим предлагаю внести следующие изменения (дополнения) в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» (далее – Закона):   1. Из статьи 5, 10, 12, 16, 17, 19 Закона «Национальная академия наук Беларуси» исключить, заменив на «Министерство науки Республики Беларусь». Пояснение: Вместо Национальной академии наук Беларуси необходимо создать Министерство науки Республики Беларусь как орган государственного управления в сфере научной деятельности. НАН Беларуси – должна быть исключительно общественной организацией в научной сфере, существующая на взносы своих членов.   2. Из статьи 12, 16, 17 Закона «академические ученые звания члена-корреспондента и действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси» исключить. Пояснение: Превращение Национальной академии наук Беларуси в общественную организацию, а член-корреспондентов и действительных членов (академиков) в ее членов, платящих взносы, значительно снизит нагрузку на республиканский бюджет, само-собой отпадет проблема «омолаживания» НАН Беларуси. На мой взгляд, основные идеи, стартапы и иные инновационные разработки, как у нас стране, так и за рубежом, осуществляются молодыми людьми: школьниками, студентами средних специальных и высших учебных заведений, магистрантами, аспирантами и кандидатами наук. Защита докторских диссертаций, получение диплома доктора наук, аттестата доцента, профессора, не говоря уже об академических ученых званиях (члена-корреспондента и действительного члена (академика) Национальной академии наук Беларуси), для государства никогда и ничего не давала. В частности, это подтверждается ситуацией с наличием академиков и член-корреспондентов в области «Зоотехния», а также защиты докторских диссертаций в 2022 году по направлению «Зоотехния», которые превратились в фарс.   3. Часть 5 статьи 17 Закона изложить в следующей редакции: «Кандидатам и докторам наук – работникам государственных организаций устанавливаются ежемесячные надбавки за ученые звания доцента и профессора и ученые степени в размере и порядке, предусмотренных законодательными актами. Неработающим пенсионерам, имеющим ученые звания и ученые степени осуществляется ежемесячная доплата к пенсии в размере, предусмотренном законодательными актами». Пояснение: Конкретные научные результаты получаются и легко проверяются общественностью, когда защищается диссертация на соискание ученой степени кандидата наук (PhD). Работа над докторской диссертацией в большинстве случаев направлено на получение «заветного» диплома доктора наук для последующего карьерного роста – заместитель директора, директор и др.. Тоже самое можно сказать и о цели получения ученых (академических) званий – доцент, профессор, член-корреспондент, академик. Но главное – работающим научным работникам установлена ежемесячная доплата за ученые степени и ученые (академические) звания. При этом неработающим пенсионерам академикам и член-корреспондентам, докторам наук и профессорам, по законодательству «полагается» доплата к пенсии. И это притом, что от обладателей дипломов и аттестатов в 50-60-летнем возрасте в науке остаются только «круги на воде», а не реальные научные результаты. Ах-да, есть еще «научные школы». В зоотехнии отдельные «научные школы», являясь по сути, «домами престарелых» превратились в рассадник «прачечных по отмыванию» докторских диссертаций и получении «заветного» диплома доктора сельскохозяйственных наук. По общему правилу плановый размер пенсии составляет 40% от среднемесячной зарплаты по стране. Для расчета размера доплаты к ежемесячной пенсии неработающим научным работникам предлагаю следующую схему: кандидат наук – 15 базовых величин (далее – БВ), доктору наук – 16 БВ, доценту – 1 БВ, профессору – 2 БВ. На сегодня размер БВ – 32 рубля. При расчетном размере пенсии – 600 рублей в месяц, научный работник будет ежемесячно получать доплату к пенсии в размере: кандидат наук – 480 руб., доктору наук – 512 руб., доцент – 32 руб., профессор – 64 руб. При оформлении пенсии, выходящий на заслуженный отдых гражданин, обязан предъявит наивысший из имеющихся у него документов об ученой степени (звании). Учитывая, что количество неработающих научных работников, находящихся на пенсии, в разы меньше, чем число работающих научных работников, то взимаемые с их ежемесячной зарплаты подоходный налог и взнос в пенсионный фонд, дает возможность полностью обеспечить ежемесячную доплату к пенсии и нет потребности в дополнительных источниках финансирования этих выплат. Таким образом, научные работники еще в начале своей карьеры, то есть в возрасте 20-30 лет должны знать, что государство гарантирует им доплату к пенсии если они будут иметь на руках диплом (аттестат) ученой степени (звания), и не важно, как у них в последующем сложится жизнь, чем они будут заниматься до наступления момента выхода на заслуженный отдых. Практическая реализация данного предложения позволит государству иметь огромную армию кандидатов наук (PhD), которые проведением исследований, написанием и защитой диссертации, будут не только на деле способствовать инновационному развитию страны, но и создадут научный фундамент развитию конкретных видов экономической деятельности, в которых они будут лидерами профессионального мнения для разработки законодательных основ функционирования различных направлений реальной экономики Республики Беларусь.    Валерий Соляник, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
НАН полагает, что порядок выборов действительных членов (академиков), членов-корреспондентов, почетных и иностранных членов НАН Беларуси урегулирован законодательством, и внесение изменений по данному вопросу в настоящее время не требуется.

Минтруда и соцзащиты уведомило, что длительный стаж и более высокий заработок научного работника уже позволяют исчислять им пенсию по возрасту в более высоком размере (с учетом показателей стажа и заработка минимальные и максимальные пенсии различаются более чем в три раза).
Повлиять на размер пенсии работник может и самостоятельно. Кроме механизма отложенного выхода на пенсию это возможно реализовать через участие в добровольном пенсионном страховании.
С началом функционирования в республике с 1 октября 2022 г. программы добровольного страхования дополнительной накопительной пенсии с финансовой поддержкой государства (программа «три плюс три») возможностей сформировать дополнительные сбережения на пенсионный период у работников стало больше.
При этом Минтруда и соцзащиты отметило, что установление научным работникам дополнительных льгот в пенсионном обеспечении в рамках пенсионной системы не планируется.

Ответ госоргана