О проекте Закона Республики Беларусь «Об обеспечении деятельности сельскохозяйственных организаций» Для успешного осуществления деятельности сельскохозяйственных организаций государством принимаются различные нормативные правовые акты, в том числе выделяются значительные суммы денежных средств на возведение новых объектов в растениеводстве и животноводстве. Однако однозначно не решены вопросы по снижению себестоимости производства продукции растительного и животного происхождения и повышению финансовой доходности от этого вида экономической деятельности, исключение коррупционных проявлений в функционировании сельскохозяйственных организаций. Чтобы раз и навсегда решить вопросы с приписками или с сокрытием информации о негативных тенденциях в белорусских сельхозорганизациях в целом (наличие и использование удобрений; ремонт техники; количество и качество заготовленных кормов; урожайность; удои-привесы; численность скота и др.), необходимо вывести за штат всех специалистов (главный, средних, помощников и пр.), которые непосредственно не заняты в работе с животными и растениями, оставив только животноводов, полеводов и механизаторов, а также руководителя и двух его заместителей. Для реализации этой цели необходимо принять Закон Республики Беларусь «Об обеспечении деятельности сельскохозяйственных организаций». С.В. Соляник, В.В. Соляник
29.07.2022 16:26
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Принято в работу
29.07.2022 16:25
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
О проекте Закона Республики Беларусь «О породах животных и генофондных хозяйствах» Во второй половине XIX века чистокровные животные относились к конкретной породе, утвержденной ассоциацией заводчиков, которые приобретали статус племенных животных владелец которых имел право реализации самцов-производителей и самок другим собственникам. для налаживания и ведения племенной работы с целью увеличение генетического потенциала стада и его продуктивности, а иногда и для выведения новой породы. Спустя сто лет, во второй половине ХХ века, в большинстве государств на планете поголовье сельскохозяйственных животных относилось к той или иной породе, то есть из местных малопродуктивных животных они превратились в чистопородный высокопродуктивный скот. При этом если на животных конкретного стада велась племенная книга, которая периодически издавалась и была доступна для животноводов, то поголовье скота этой породы относилось к племенным животным. Согласно Приложения № 3 к постановлению ЦК КП Белоруссии и Совета Министров БССР (21.01.1959 № 76) был утвержден План размещения пород сельскохозяйственных животных, в котором были перечислены плановые породы животных по административным районам БССР: - скотоводство: симментальская и местный симментализированный скот; черно-пестрые (остфризская и эстонская черно-пестрая); красные (красная эстонская и красный белорусский скот); бурые (бурая латвийская, швицкая и костромская); - свиноводство: крупная белая; белорусская черно-пестрая (Сторобинский район); чаусская (Кобринский район, Чауский район); крупная черная (Мстиславский район); брейтовская (Шкловский район); - овцы: прекос, романовская, латвийская темноголовая. Таким образом, в середине прошлого века на территории нынешней Беларуси в общественном животноводстве было 17 (семнадцать!) пород: 9 пород в скотоводстве; 5 пород в свиноводстве и 3 породы овец. Однако, белорусские породы животных своевременно не были надлежащим образом зарегистрированы (утверждены), как например костромская порода крупного рогатого скота., которая была официально признана приказом по Народному комиссариату земледелия СССР «О костромской породе крупного рогатого скота» (27.11.1944 №1121). В течении последних трех десятилетий при непосредственном руководстве Белплемобъединения Минсельхозпрода в страну, преимущественно за средства республиканского бюджета, импортированы десятки тысяч голов сельскохозяйственных животных зарубежной селекции, что повсеместно позволило осуществить поглотительное скрещивание местных пород скота. При действии в нашей стране законодательства о племенном деле в животноводстве никакой реальной племенной работы по сохранению генетического разнообразия аборигенных пород животных не велось и не ведется. Как итог, уже к концу 90-х годов ХХ века в Беларуси не осталось ни одной из пород сельскохозяйственных животных, которые были в середине прошлого века. Для реализации Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза, от 25 октября 2019 года, разработанного в целях реализации подпункта 4 пункта 1 статьи 95 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, необходимо принять Закон Республики Беларусь «О породах животных и генофондных хозяйствах». С.В. Соляник, В.В. Соляник
Принято в работу
29.07.2022 16:24
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
О проекте Закона Республики Беларусь «О зоотехнии и зоотехнической деятельности» В Республике Беларусь за обращения с животными «отвечают» почти все министерства и ведомства (включая силовые и правоохранительные), общественные организации, зооактивисты и зооволонтеры. В то же время единственными специалистами в сфере обращения с животными (независимо от зоологического вида), которая включает профессиональное разведение, кормление, содержание и уход за конкретными половозрастными группами животных, являются граждане, имеющие среднее специальное или высшее образование в области «Зоотехния». В связи с тем, что компетенциями и квалификацией обращения с животными обладают исключительно зоотехники-практики и ученые-зоотехники, необходимо разработать и принять Закон Республики Беларусь «О зоотехнии и зоотехнической деятельности». С вступлением в действие Закона Республики Беларусь «О зоотехнии и зоотехнической деятельности» появится реальная возможность создать в стране единую прозрачную систему контроля и надзора за животными по обеспечению их благополучия, биологической безопасности и сохранения зоологического разнообразия. С.В. Соляник, В.В. Соляник
Принято в работу
24.06.2022 12:19
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
| Цитата |
|---|
| Сейчас в Минске для граждан существует проблема узнать, где проходят водоохранные зоны и прибрежные полосы рек города. Несмотря на то, что п. 21 ст. 52 Водного кодекса требует опубликования информации о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах.У них есть вот такой пустой проект https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R920op104138, частью которого является информация для опубликования. И есть карта в мелком масштабе https://minsk.gov.by/ru/org/6034/attach/b7839b8/pr_20_b.jpg (https://minsk.gov.by/ru/org/6034/attach/b7839b8/). Разве они опубликовали эти границы как положено по закону? Должны же еще к этой карте прилагаться отдельные схемы в крупном масштабе, чтобы понять где что? А то в этой мелкой схеме только линии границ по масштабу шире соседних домов. То есть на территории, занятой штрихом линии границы, вполне можно дом построить (и даже не один), и по этой схеме будет совсем не очевидно, он в водоохранной зоне или еще нет.Или в законах у нас здравый смысл не работает? И обязательно в эту статью нужно вписать фразу как в градостроительных проектах: «графические материалы представляют в виде схем в доступной для восприятия форме (читаемый масштаб, достаточное разрешение)»? Это пробел в законе, правильно?Про режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах рек Минска вообще нигде ничего не опубликовано. Складывается впечатление, что в Минске определяют водоохранные зоны не для охраны вод от загрязнения, а исключительно для продажи застройщикам по специальным тарифам.Вот например, водоохранная зона Слепянской водной системы возле впадения в Чижовское водохранилище была уменьшена настолько сильно, что это заметно даже на их нечитаемой карте. Вероятно, это было сделано специально под застройщика, который в интернетах славится следующей схемой уплотнения. По каким-то льготам получает земельный участок для постройки дома для нуждающихся, затем незаконно отменяет общественное обсуждение, чтобы граждане не могли никак повлиять на будущее своего двора, и к началу строительства отменяет ограничения о привлечении нуждающихся и ограничения на этажность дома, в результате строит полностью коммерческую высотку, несоответствующую масштабам территории. Как итог и новые и старые жильцы страдают от нехватки дворовой территории, проездов, парковок, детских площадок, школ, садиков, поликлиник итп. А там, где водоохранные зоны подрезают на 3м под конкретного застройщика, изменений на этой карте естественно вообще не увидишь.В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 74 закона «Об охране окружающей среды» проекты водоохранных зон и прибрежных полос содержат экологическую информацию, а именно сведения о решениях государственных органов, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной. Установление границ водоохранных зон и прибрежных полос, режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах, это примеры именно таких решений. И в соответствии с ч. 3 ст. 74-2 обладатель экологической информации обязан, если это возможно, отделить без ущерба для конфиденциальности имеющуюся в этих документах экологическую информацию и предоставить ее заявителю. А в этом случае все, что исполкомцы называют «для служебного пользования», отделить возможно.Похоже, что требования именно к исполкомам отделить экологическую информацию в этом случае немного странноваты. Эти требования должны идти напрямую к разработчикам проектов, вот эти ребята должны понимать что к чему. (Хотя исполкомцы могут, конечно, поставить требования к разработчикам, чтобы на выходе эта информация получалась отделенной, но к чему так усложнять.)Поэтому, как можно видеть, есть еще пробел и в инструкции по разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос. (Должна же быть для этого какая-то инструкция, так?) Там сразу должно быть требование оформлять утверждаемую часть проекта так, чтобы она получалась разделенной на секретную и несекретную часть, и чтобы вся экологическая информация оказывалась в несекретной части. Чтобы в исполкоме знали, что вот этот маленький файлик со служебной информацией нужно бережно хранить и отдавать только шпионам, а вот тот другой большой файлик никому не интересен, кроме граждан, и его надо отдавать программистам для размещения на сайте. Также в этих проектах просто необходим текст с полным списком изменений, которые были сделаны в очередной ревизии.Вот посмотрите пример Гродна https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R921rp107999. У них все понятно, карта разбита на отдельные куски в крупном масштабе, видно, как идут границы по отношению к пешеходным дорожкам. Даже написаны мероприятия для сохранения и восстановления поверхностных водных объектов и научное обоснование размеров границ ВЗ и ПП. Чем Минск хуже? |
Минприроды частично согласилось с представленными предложениями и уведомило, что в текущем году будет принято соответствующее постановление об изменении постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 4 мая 2015 г. № 18 «О требованиях к разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос» в части его дополнения требованиями по разработке электронной версии проектов водоохранных зон и прибрежных полос. Минприроды полагает возможным учесть предложение, что электронная версия проектов водоохранных зон и прибрежных полос должна соответствовать их версии на бумажном носителе.
Кроме того, Минприроды полагает, что Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г. № 165 «Об утверждении генерального плана г. Минска и некоторых вопросах его реализации» подлежит приведению в соответствие с п. 19 статьи 52 Водного кодекса Республики Беларусь. Ответственным исполнителем за подготовку и реализацию Указа является Минский горисполком.
Кроме того, Минприроды полагает, что Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г. № 165 «Об утверждении генерального плана г. Минска и некоторых вопросах его реализации» подлежит приведению в соответствие с п. 19 статьи 52 Водного кодекса Республики Беларусь. Ответственным исполнителем за подготовку и реализацию Указа является Минский горисполком.
Ответ госоргана
20.06.2022 19:06
Без отнесения к отрасли права
Пробел в законе «О нормативных правовых актах».Там не прописано, что при официальном опубликовании графические материалы технических нормативных правовых актов должны соответствовать подписанным подлинникам. Такая фраза есть только про текст. Поэтому совершенно законно можно делать с графическими материалами все что угодно – снижать качество картинок, заменять их любыми другими, хоть эротическими итп. Пример – https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R920op101712. Там на последней странице абсолютно пережатая схема детального плана без единой сохранившейся буквы. Хотя по нормам п. 8.2.3 СН 3.01.02-2020 графические материалы представляют в виде схем в доступной для восприятия форме (читаемый масштаб, достаточное разрешение). И передаются они для размещения на pravo.by также в высоком разрешении. Этот пример демонстрирует, что происходит с картинками хорошего качества при официальном опубликовании.
18.04.2022 15:28
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
| Цитата |
|---|
| Необходимо доработать и внести уточнение в п .27 Типовых правил внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г № 1048 "О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г № 50, а именно:увязать расстояние посадки объектов растительного мира от границ со смежными участками с предполагаемой высотой произростания высаживаемых насаждений, в т.ч;высокорослые деревья (выше 3 м) - на расстояние не менее 3м;среднерослые деревья (до 3м) - на расстояние не менее 2 м;кустарников( ростом до 1м) - на расстояние не менее 1м.Данное уточнение требуется для исключения предпосылок конфликтной ситуации, устранения коллизий и правовой неопределенности, т.к. например туя Смарагд пирамидальная и колоновидная растет до 6 м и выше, но из-за нескольких стволов Институт экспериментальной ботаники НАН Беларуси считает, что можно отнести либо к декоративным древесным породам, либо к кустарникам, что не способствует разрешению конфликта между соседствующими собственниками участков.Замечу, что в ТКП 453.01-117-2008*(02250) "Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства"" расстояние посадки увязано с ростом насаждений. а незначительные площади садоводческих участков тем более требуют подобных уточнений. |
Минстройархитектуры уведомило, что при очередной корректировке Типовых правил внутреннего распорядка садоводческих товариществ, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2008 г № 1048 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г № 50» ими будет предложено внесение изменений в части предполагаемой высоты зеленых насаждений (растений), размещаемых от границ соседнего (смежного) земельного участка, аналогично нормам подпункта 6.3.13 СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов» в следующей редакции: «От границ соседнего (смежного) земельного участка следует размещать растения на расстоянии, м, не менее: высокорослые (высотой более 3 м) – 3; среднерослые (высотой до 3 м) – 2; низкорослые (высотой до 2 м) – 1. В зоне 1 м до границы участка разрешается размещение газона и цветочных растений высотой не более 1 м. Требования, предъявляемые к размещению зеленых насаждений, устанавливают нормативные расстояния от посадок до границы земельного участка в зависимости от их высоты и не устанавливают виды посадочного материала».
Ответ госоргана
14.03.2022 17:27
| Цитата |
|---|
| Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон № 399-З). П.2 Ст. 16 Закона № 399-З:"Срок действия заключения государственной экологической экспертизы2: 2. Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпунктах 1.2–1.5 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение пяти лет. Если реализация проектных решений по объектам, указанным в подпунктах 1.2–1.5 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, началась до истечения указанного срока, то не требуется повторного представления документации на государственную экологическую экспертизу при условии, что срок реализации проектных решений не превышает нормативного срока, установленного в документации. Сложно, нет, не сложно – невозможно понять, как превышение нормативного срока строительства оказывает воздействие на окружающую среду. В подавляющем большинстве случаев превышение сроков реализации проектных решений нормативного срока, установленного в документации обусловлено чисто экономическими и организационными причинами (причём это превышение может составлять минимальный величины - неделю, месяц и пр.). Предложение: Исключить данную норму из п. 2 ст. 16 Закона № 399-З или представить п. 2 ст. 16 Закона № 399-З примерно в такой редакции: 2. Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпунктах 1.2–1.5 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение пяти лет. Если реализация проектных решений по объектам, указанным в подпунктах 1.2–1.5 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, началась до истечения указанного срока, то не требуется повторного представления документации на государственную экологическую экспертизу при условии, что срок реализации проектных решений не превышает нормативного срока, установленного в документации если это превышение связано с увеличением воздействия на окружающую среду, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов |
Минприроды уведомило, что в ходе комплексной корректировки ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 положения, касающиеся норм и правил в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, будут исключены. Кроме того, названным министерством подготовлена редакция проекта Закона Республики Беларусь ”Об изменении Закона Республики Беларусь ”О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду“, которая предусматривает исключение из пункта 2 статьи 16 слов ”при условии, что срок реализации проектных решений не превышает нормативного срока, установленного в документации“. Таким образом, норма указанной статьи будет предусматривать отсутствие повторного представления документации на государственную экологическую экспертизу, если реализация проектных решений началась до истечения 5-летнего срока.
Ответ госоргана
14.03.2022 17:11
| Цитата |
|---|
| В различного рода Экологические нормы и правила (далее – ЭкоНиП) например в ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, указано, что: 1.2 Настоящие ЭкоНиП обязательны для применения всеми юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими: – планирование, проектирование и (или) ведение хозяйственной и иной деятельности; … – проведение государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду; … – иную деятельность, связанную с проверкой соблюдения юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. При этом разработчикам этого, да и других ЭкоНиПов, не учитывают нормы Указа Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах»: "1.1. обязательные для соблюдения требования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах в целях обеспечения ... нормативов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 1.5 ... Обязательные для соблюдения требования и добровольные для применения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не могут устанавливаться в иных технических нормативных правовых актах, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, а также в технических регламентах, технических кодексах установившейся практики, государственных стандартах, общегосударственных классификаторах Республики Беларусь." а также: Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах», в частности: ст.26 Виды технических нормативных правовых актов: 2. 2. Техническими нормативными правовыми актами, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации, являются: авиационные правила, геодезические, картографические нормы и правила, зоотехнические, зоогигиенические и ветеринарно-санитарные правила, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, экологические нормы и правила, нормы и правила рационального использования и охраны недр, фармакопейные статьи, клинические протоколы, правила и инструкции по охране труда, нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва, в том числе их списания, правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов, правила технической эксплуатации железной дороги, нормативы расхода ресурсов в строительстве, статистические индексы стоимости и индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ ..." Все эти нормы НПА говорят о том, что нельзя было Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) тратить бюджетные средства на ТНПА с таким названием и императивом. Если Минприроды хотело сделать эти ТНПА (ЭкоНиПы) обязательными для применения всеми юридическими индивидуальными предпринимателями, осуществляющим свою деятельность в области строительства (относится к так или иначе ЭкоНиПам затрагивающим строительную деятельность) то надо было передать свои наработки в Министерство архитектуры и строительства и попросить их утвердить в форме строительных норм. Предложения. 1. Исключить обязательность применения ЭкоНиПов так или иначе затрагивающих строительную деятельность (или откорректировать существующие ЭкоНиПы в плане исключения из них норм, регламентирующих строительную деятельность). 2. Передать такого роды ЭкоНиПы для их корректировки и оформления в виде строительных норм в Министерство архитектуры и строительства. |
Минприроды уведомило, что в ходе комплексной корректировки ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 положения, касающиеся норм и правил в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, будут исключены. Кроме того, названным министерством подготовлена редакция проекта Закона Республики Беларусь ”Об изменении Закона Республики Беларусь ”О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду“, которая предусматривает исключение из пункта 2 статьи 16 слов ”при условии, что срок реализации проектных решений не превышает нормативного срока, установленного в документации“. Таким образом, норма указанной статьи будет предусматривать отсутствие повторного представления документации на государственную экологическую экспертизу, если реализация проектных решений началась до истечения 5-летнего срока.
Ответ госоргана
27.12.2021 21:03
Прошу рассмотреть вопрос об отмене сдачи нормативов в качестве зачёта для студентов. Некоторые преподаватели даже не смотрят на справки и уровни спортивной подготовки, а свой предмет считают самым необходимым. И никого не волнует, почему ты не можешь сдать определенный норматив, что у всех разный рост и физические данные.
08.12.2021 07:02
Вячеслав:
Предложения по внесению изменений (дополнений) в Положение о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий
С учётом практики применения Положения о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий (в ред. Постановления Совмина от 26.04.2019 № 265) (далее – Положение) обращаемся с просьбой учесть наше мнение при внесении (в перспективе) в указанное Положение изменений и (или) дополнений:
1. Во вступившей в силу с 29.04.2019 года редакции Положения в абз. 4 ч. 1 п. 7 указано, что таксационный план должен содержать:
информацию по каждому существующему объекту растительного мира: порядковый номер; местоположение; порода, вид согласно приложениям 1 и 2; параметры (диаметр ствола (стволов) дерева на высоте 1,3 метра, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь участка поросли (самосева) деревьев с диаметром ствола на высоте 1,3 метра до 1 см (для деревьев малоценной породы - до 4 см), кустарников, площадь цветника, газона, иного травяного покрова); качественное состояние, за исключением участков поросли (самосева) деревьев, кустарников; планируемое действие (сохранение, удаление или пересадка), причина удаления или пересадки;
При этом в Приложении 8 к указанному Положению № 1426 коэффициенты, учитывающие качественное состояние иного травяного покрова, не предусмотрены.
В связи с вышеизложенным предлагаем при внесении изменений и (или) дополнений в данное Положение № 1426 учесть наше мнение и представить абз. 4 ч. 1 п. 7 в следующей редакции:
информацию по каждому существующему объекту растительного мира: порядковый номер; местоположение; порода, вид согласно приложениям 1 и 2; параметры (диаметр ствола (стволов) дерева на высоте 1,3 метра, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь участка поросли (самосева) деревьев с диаметром ствола на высоте 1,3 метра до 1 см (для деревьев малоценной породы - до 4 см), кустарников, площадь цветника, газона, иного травяного покрова); качественное состояние, за исключением участков поросли (самосева) деревьев, кустарников и иного травяного покрова; планируемое действие (сохранение, удаление или пересадка), причина удаления или пересадки;
2. Считаем необходимым акцентировать в Положении № 1426 внимание на том, что при проведении сверки указанных на таксационном плане сведений об ОРМ с натурными данными (далее – сверка) в компетенцию уполномоченного местным исполнительным и распорядительным органом лица в области озеленения (далее - уполномоченное лицо) не входит проверка правильности расчётов определения размеров компенсационных посадок и (или) выплат стоимости удаляемых ОРМ, так как:
а. Правильность расчётов определения размеров компенсационных посадок и (или) выплат проверяется на стадии проведения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ) в соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы (далее – Положения о ГЭЭ) - в частности предусмотрена требованиями пп. 7.9, 8.38 гл. 2 Положения о ГЭЭ.
б. В том случае, когда проектная документация ГЭЭ согласно Закону Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» не подлежит, то оценка правильности расчётов размеров компенсационных посадок и (или) выплат должна проводиться при государственной экспертизе архитектурных, строительных проектов согласно Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (далее – Положение о ГЭ проектов), что предусмотрено нормами Приложения 1 (п.2 абз. 8, подп. 5.5 п. 5) Положения о ГЭ проектов.
в. В тех же случаях, когда проектная документация ГЭЭ не подлежит, а государственная экспертиза архитектурных, строительных проектов в соответствии с Положением о ГЭ проектов не является обязательной следует полагать, что проверка правильности указанных расчётов должна проводиться при осуществлении административной процедуры выдачи заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности согласно п. 3.18 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совета Министров от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур).
В дополнение к вышеизложенному, считаем необходимым конкретизировать в Положении № 1426, что входит в понятие «сверки указанных на таксационном плане сведений об ОРМ с натурными данными», так как в ч. 3 п. 7 Положения № 1426 не установлено что имеется ввиду конкретно под сверкой. Анализ норм Положения № 1426 и его приложений позволяет, по нашему мнению, считать, что указанная сверка представляет собой сверку с натурными данными указанных на таксационном плане сведений о:
местоположении ОРМ;
количестве ОРМ;
породах, видах ОРМ;
параметрах ОРМ (диаметр ствола (стволов) дерева на высоте 1,3 метра, высота кустарника, длина кустарника, произрастающего в виде живой изгороди, площадь участка поросли (самосева) деревьев с диаметром ствола на высоте 1,3 метра до 1 см (для деревьев малоценной породы - до 4 см), кустарников, площадь цветника, газона, иного травяного покрова);
качественном состоянии ОРМ, за исключением участков поросли (самосева) деревьев, кустарников, иного травяного покрова.
3. Считаем целесообразным дополнить Положение № 1426 отдельной нормой на предмет того, какие документы являются документами, подтверждающими осуществление компенсационных посадок и (или) компенсационных выплат стоимости удаляемых ОРМ.
В настоящее время отдельная конкретная норма по данному вопросу в Положении № 1426 (равно как и в ином НПА, в том числе ТНПА) отсутствует, что является причиной возникновения спорных ситуаций при выполнении административной процедуры по п. 3.18 Единого перечня административных процедур (выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности) между органами ГЭЭ, ГЭ и лицами, заинтересованными в удалении ОРМ (как правило - заказчиками (застройщиками) или подрядными строительными организациями).
Анализ законодательства - закона от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (далее – Закон № 205-З), Положения № 1426, на предмет видов документов, которые могут считаться документами, подтверждающими осуществление компенсационных посадок и (или) компенсационных выплат стоимости удаляемых ОРМ показывает, что таковыми являются:
копия гражданско-правового договора с лицом в области озеленения (за исключением случаев, когда заинтересованным лицом является уполномоченное лицо, осуществляющее компенсационные посадки самостоятельно);
и (или):
акт выполненных работ по проведению компенсационных посадок.
или:
копия платежного документа об осуществлении компенсационных выплат.
Отдельно по нашему мнению следует выделить случаи удаления цветника, газона, иного травяного покрова при осуществлении строительства. Согласно ч. 3 п. 10 Положения № 1426 в случае удаления цветника, газона, иного травяного покрова компенсационной посадкой признается расположение (восстановление) на территории землепользователя, в границах земельного участка которого осуществляется такое удаление, цветника, газона (за удаляемый газон или иной травяной покров). При осуществлении строительства такое расположение (восстановление), как правило, осуществляется в рамках работ по благоустройству территории объекта строительства (основные решения по благоустройству и озеленению территории согласно ТКП 45-1.02-295-2014 приводятся в разделах проектной документации «Генеральный план и транспорт», «Генеральный план»). Таким образом, в рассматриваемом случае документами, подтверждающими осуществление компенсационных посадок цветника, газона, будут являться акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (как при выполнении работ подрядным способом, так и при выполнении работ хозяйственным способом). Согласно п. 6 Инструкции № 29 акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ оформляются по каждой части объекта строительства (по каждому зданию, сооружению, виду инженерных сетей, благоустройству и др.), выделенной согласно проектной документации в составе объекта строительства.
Примечание
Деятельность по осуществлению завершающих работ при строительстве объектов строительства, включающая деятельность по благоустройству и озеленению, связанному со строительством объектов, согласно ОКРБ 005-2011 относится к подклассу 43390 «Прочие отделочные работы» (секция F «Строительство» раздел 43 «Специальные строительные работы»).
Справочно
Хозяйственный способ строительства – организационная форма строительства, выполнения работ, при которой строительные, монтажные, иные специальные работы выполняются собственными силами застройщика, обладающего правом собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления на объекты строительства либо приобретающего эти права по окончании строительства. В случае строительства объекта с привлечением подрядных организаций к хозяйственному способу строительства относится та часть работ, которая выполнена собственными силами застройщика (абз. 6 п. 2 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10).
С учетом того, что согласно п. 1 ст. 10 Закона № 57-З каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом, факт выполнения работ хозяйственным способом должен быть подтвержден актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных монтажных работ. Акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ включены в Перечень первичных учетных документов, утв. постановлением Совета Министров от 24.03.2011 № 360.
Также следует отметить, что при проведении работ по озеленению (устройству цветника, газона) отведенного ему земельного участка собственными силами землепользователя по понятным причинам гражданско-правовой договор на осуществление компенсационных посадок не заключается, акт выполненных работ по проведению компенсационных посадок не оформляется, в рассматриваемом случае документами, подтверждающими проведение компенсационных посадок, могут служить документы бухгалтерского учета и отчетности.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Абз. 4 ч. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 57-З предусмотрено, что первичные учетные документы в числе прочего должны содержать сведения о содержании и основании совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях.
Формы первичных учетных документов, не указанных в п. 3 ст. 10 Закона № 57-З (не включенных в Перечень), в соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З могут утверждаться республиканскими органами госуправления по согласованию с Минфином либо руководителем организации. Частью 2 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З установлено, что организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами госуправления в соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З.
Учитывая вышеизложенное предлагаем представить данную норму примерно в такой редакции:
Документами, подтверждающими осуществление компенсационных посадок и (или) компенсационных выплат стоимости удаляемых ОРМ, являются:
1) при осуществлении компенсационных посадок:
● в случаях, когда необходимо осуществление компенсационных посадок в неблагоприятный для посадки деревьев, кустарников период (с 1 декабря по 15 марта или с 15 мая по 30 сентября):
гражданско-правовой договор на осуществление компенсационных посадок с юрлицом в области озеленения (за исключением случаев, когда заинтересованным лицом является уполномоченное юрлицо, осуществляющее компенсационные посадки самостоятельно) и предписание территориального органа Минприроды о продлении сроков проведения компенсационных посадок (т.е. когда акт выполненных работ по проведению компенсационных посадок на стадии приемки объекта в эксплуатацию невозможен);
гарантийное письмо об осуществлении компенсационных посадок в ближайший благоприятный для посадки деревьев, кустарников период в случаях, когда заинтересованным лицом является уполномоченное юрлицо, осуществляющее компенсационные посадки самостоятельно, и предписание территориального органа Минприроды о продлении сроков проведения компенсационных посадок;
● в случаях, когда осуществление компенсационных посадок в благоприятный для посадки деревьев, кустарников период возможно (с 16 марта по 14 мая или с 1 октября по 30 ноября):
акт выполненных работ по проведению компенсационных посадок и (или)
акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (работ по благоустройству, озеленению) при осуществлении строительной деятельности;
2) при выполнении работ по проведению компенсационных посадок цветников, газонов собственными силами организации – документы бухгалтерского учета и отчетности;
3) при осуществлении компенсационных выплат – копия платежного документа об осуществлении компенсационных выплат.
4. Анализ норм Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» и Положения № 1426 показывает, что предусмотренные Положением № 1426 «сверка указанных на таксационном плане сведений об ОРМ с натурными данными» и «оформление мнения уполномоченного лица о возможности пересадки каждого ОРМ, планируемого к удалению, пересадке согласно таксационному плану» показывает, что указанные действия являются административными процедурами. В связи с чем представляется необходимым:
а. Внести дополнения в Единый перечень административных процедур (дополнить вышеуказанными административными процедурами);
б. Дополнить Положение № 1426 приложением с установленной формой заявления для проведения сверки.
в. Дополнить Положение № 1426 приложением с установленной формой заявление для оформления мнения уполномоченного лица о возможности пересадки каждого ОРМ, планируемого к удалению, пересадке согласно таксационному плану.
5. Применительно к мнению уполномоченного местным исполнительным и распорядительным органом лица в области озеленения (далее - уполномоченное лицо, уполномоченное лицо в области озеленения) о возможности пересадки каждого ОРМ, предполагаемого к удалению, пересадке согласно таксационному плану: критерии, определяющие возможность или невозможность пересадки ОРМ Положением № 1426, равно как и иными НПА, в том числе ТНПА, в Республике Беларусь в настоящее время не установлены. В связи с чем представляется необходимым привести их в Положении № 1426, основываясь, например, на нормах раздела 3.7 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 10.09.02 № 743-ПП (ред. от 24.07.18) и раздела 3 Постановления Правительства Москвы от 30.09.2003 № 822-ПП «О Методических рекомендациях по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения к вырубке и пересадке», а также на данных практики по пересадке ОРМ, осуществляемой уполномоченными лицами в области озеленения.
6. Согласно ч. 5 п. 7 Положения № 1426 в случае внесения изменений в таксационный план после сверки с уполномоченным лицом он подлежит повторной сверке в соответствии с ч. 2 того же пункта. Фактически в данном случае получается, что таксационный план подлежит повторной сверке (а это в большинстве случаев платная услуга в настоящее время, плюс надо учитывать в данном случае увеличение сроков разработки и согласования проектной документации, т.е. сроков строительства)при любых изменениях внесённых в него, т.е. даже при тех изменениях, которые не затрагивают сведений об ОРМ указанных в нём и на предмет которых эти сведения об ОРМ в таксационном плане рассматривались первоначально на соответствие натурным данным, что по нашему мнению нецелесообразно.
Предлагаем внести изменения в ч. 5 п. 7 Положения № 1426 предусматривающие проведение сверки только в тех случаях, когда внесенные в таксационный план изменения затрагивают сведения подлежащие сверке и влияют на размеры определенных ранее компенсационных мероприятий.
7. Ч. 3 п. 10 Положения № 1426 предусмотрено, что в случае удаления цветника, газона, иного травяного покрова компенсационной посадкой признается расположение цветника, газона (за удаляемый газон или иной травяной покров) на площади, которая составляет не менее площади удаленного цветника, газона, иного травяного покрова (нормы ч. 1 п. 10 Положения № 1426 к такому случаю не применяются). В случае невозможности осуществления полностью или частично компенсационной посадки за удаленный цветник, газон, иной травяной покров в соответствии с условием, приведенным выше, осуществляются компенсационные выплаты, рассчитываемые за площадь, равную разности между площадью удаленного цветника, газона, иного травяного покрова и площадью, на которой осуществляются компенсационные посадки.
При этом фактически понимается, что в случае в случае удаления цветника, газона, иного травяного покрова, когда удаляемый газон или иной травяной покров восстанавливается впоследствии на площади, которая составляет не менее площади удаленного цветника, газона, иного травяного покрова, проведения сверки сведений об ОРМ, указанных на таксационном плане априори не требуется. Однако формально это в Положении не закреплено, что приводит к спорным ситуациям. Предлагается установить в Положении отдельную норму примерно такого содержания:
в случае удаления цветника, газона, иного травяного покрова, когда удаляемый газон или иной травяной покров восстанавливается на площади, которая составляет не менее площади удаленного цветника, газона, иного травяного покрова, проведения сверки сведений об ОРМ, указанных на таксационном плане не требуется в тех случаях, когда кроме удаления цветника, газона, иного травяного покрова строительством действий (удаления, пересадки) к иным ОРМ (деревьям, кустарникам) не предусмотрено.
8. Акцентировать в Положении № 1426 то обстоятельство, что в том случае если проектной документацией на строительство не предусматривается удаление и (или) пересадка ОРМ, то проведение сверки не требуется.
Примечание.
Так как СТБ 2073-2010 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения чертежей генеральных планов предприятий, сооружений и жилищно-гражданских объектов», утв. постановлением Госстандарта от 07.06.2010 № 28 (далее - СТБ 2073-2010) предусмотрена разработка таксационного плана (подп. к) п. 3.3 СТБ 2073-2010) при наличии ОРМ на участках строительства, расположенных в населенных пунктах, что является причиной требований государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов (далее – Госстройэкспертиза), государственной экологической экспе6ртизы (далее – ГЭЭ) о проведении сверки всех таксационных планов, вне зависимости от того, предусмотрено ли строительством удаление ОРМ или нет.
9. В соответствии с ч. 1 п. 4 Положения № 1426 вопрос о проведении компенсационных мероприятий при удалении ОРМ определяется в акте выбора места размещения земельного участка в соответствии с указываемым в данном акте особым мнением территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, в решении местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта.
Указанные документы относятся к разрешительной документации на строительство согласно Положению о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее – Положение № 223).
П. 1 Положения № 223 установлено, что к заявителям для получения разрешительной документации на строительство относятся заказчики, застройщики, генеральные подрядчики при строительстве объектов «под ключ», инженерные организации при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью (далее – заявители). Таким образом, проектные организации («разработчики проектной документации» в терминологии Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь») в число заявителей не входят.
В той же ч. 1 п. 4 Положения № 1426 установлено, что в случаях, когда в акте выбора места размещения земельного участка или в решении местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен, то он определяется в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды.
При этом в ч. 1 п. 4 Положения № 1426 не регламентировано, кто должен запрашивать дополнительное решение местного исполнительного и распорядительного органа, по данному вопросу землепользователь (заказчик) или проектная организация? Что на практике является прочной возникновения спорных ситуаций между заказчиками (застройщиками) и проектными организациями.
По нашему мнению в данном случае вполне применима аналогия закона. Таким образом, следует полагать, что и решение местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемое по вопросу об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат дополнительно, является частью разрешительной документации на строительство. Соответственно и заявителем в данном случае могут быть только заказчики, застройщики, генеральные подрядчики при строительстве объектов «под ключ», инженерные организации при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.
Однако во избежание указанных спорных ситуаций считаем необходимым закрепить в Положении № 1426 норму о том, кто является заявителем в вышеуказанной ситуации.
Кроме того, выдача решения местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды, является административной процедурой, но отсутствует в Едином перечне административных процедур. Таким образом, в настоящее время не определен перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры, что создаёт неопределенность в порядке осуществления процедуры как для заинтересованных лиц, так и для уполномоченного органа (местного исполнительного и распорядительного органа).
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым дополнить Единый перечень административных процедур данной процедурой и соответственно внести изменения в ч. 1 п. 4 Положения № 1426.
10. В последней части ч. 1 п. 4 Положения № 1426 указано, что:
… в случаях, когда в указанных документах вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды.
Органы ГЭЭ в ряде случаев рассматривают последнюю часть данного пункта как необходимость предоставления (в составе проектной документации при прохождении ГЭЭ) не только решения местного исполнительного и распорядительного органа по вопросу определения компенсационных посадок либо компенсационных выплат, но и отдельно согласования такого решения территориальным органом Минприроды (в форме отдельного письма, дополнительной записи на решении местного исполнительного и распорядительного органа и т.п.). Что по нашему мнению является необоснованным и избыточным требованием, так как согласно тексту последней части ч. 1 п. 4 Положения № 1426 следует считать, что местный исполнительный и распорядительный принимает это решение, согласовав его с территориальным органом Минприроды, то есть в конечном результате административной процедуры - в решении местного исполнительного и распорядительного органа об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат такое согласование включено априори. Запрос такого согласования в местного исполнительном и распорядительном органе или территориальным органе Минприроды является лишней, не предусмотренной нормами Положения № 1426, административной процедурой.
Полагаем, что во избежание избыточных требований ГЭЭ необходимо частично переформулировать эту норму, чтобы избежать спорных ситуаций между органами ГЭЭ, проектными организациями и заказчиками (застройщиками). Например указать, что в таковом решении должно быть указано, что оно принято по согласованию территориальным органе Минприроды.
Предлагаемая редакция:
… в случаях, когда в указанных документах вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды, согласование с территориальным органом Минприроды по данному вопросу должно быть отражено в указанном решении местного исполнительного и распорядительного органа.
Или установить в Положении № 1426 какую-либо иную форму согласования.
11. Согласно п. 4 Положения при строительстве, предусматривающем удаление объектов растительного мира, вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат определяется в соответствии с указываемым в данном акте особым мнением территориального органа Минприроды, в решении местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта, а в случаях, когда в указанных документах вопрос об осуществлении компенсационных посадок либо компенсационных выплат не определен, - в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды. Учитывая то обстоятельство, что согласно практике применения указанного пункта Положения в разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства объекта как правило этот вопрос не определяется, заказчикам (застройщикам) приходится проходить дополнительную административную процедуру – получение решения местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемого местным исполнительным и распорядительным органом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды. Особенно этот вопрос актуален для тех случаев, когда наличие акта выбора места размещения земельного участка в составе разрешительной документации на строительство в соответствии с законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное представляется целесообразным четко определить случаи, когда данный вопрос должен быть решен в разрешении на проведение проектно-изыскательских работ и строительства объекта, а когда в решении местного исполнительного и распорядительного органа, принимаемом по данному вопросу дополнительно по согласованию с территориальным органом Минприроды.
12. Абз. 2, 3, 4 ч. 1 п. 7 Положения № 1426 частично дублируют требования раздела 10 СТБ 2073-2010к составу чертежа «Таксационный план».
Целесообразно откорректировать (сократить) данные абзацы ч. 1 п. 7 Положения № 1426 с учетом наличия регламентации состава таксационного плана в разд. 10 СТБ 2073-2010.
13. Ч. 2 п. 4 Положения представляется целесообразным изложить в следующей редакции:
При выборе компенсационных посадок породы и виды деревьев и (или) кустарников, размеры саженцев*, а также места для осуществления компенсационных посадок определяются предварительно в решении местного исполнительного и распорядительного органа, указанном в части первой настоящего пункта, в соответствии с частями второй и третьей статьи 381 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» (далее по тексту существующей редакции).
Предложение приведено с учетом практики применения Положения № 1426, так как согласно ч. 2 ст. 381 Закона № 205-З при удалении деревьев, кустарников в населенных пунктах компенсационные посадки осуществляются в этих же населенных пунктах на землях общего пользования, территориях учреждений образования, здравоохранения, культуры, в том числе определенных в утвержденных решениями местных исполнительных и распорядительных органов планах мероприятий по благоустройству (содержанию) территории, перечнях мест, специально предназначенных для посадки деревьев и кустарников. В указанных планах мероприятий по благоустройству (содержанию) территории, перечнях мест, специально предназначенных для посадки деревьев и кустарников как правило уже определены породы и (или) виды деревьев и (или) кустарников предназначенных для посадки, вследствие чего в подавляющем большинстве случаев в решении местного исполнительного и распорядительного органа кроме мест осуществления компенсационных посадок указываются также и породы и виды деревьев и (или) кустарников для осуществления компенсационных посадок.
*- группы согласно ТКП 45-3.02-69-2007.
Представляется также целесообразным дополнить пункт текстом следующего содержания:
Указание конкретных мест осуществления компенсационных посадок (улиц, номеров домов и т.п.), осуществляется в решении местного исполнительного и распорядительного органа, указанном в части первой настоящего пункта в случаях удаления деревьев, кустарников, произрастающих на придомовых территориях многоквартирных жилых домов при наличии там мест для осуществления компенсационных посадок. При осуществлении компенсационных посадок на иных территориях, перечисленных в первом предложении ч. 2 ст. 381 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», указание конкретных мест осуществления компенсационных посадок не является обязательным и осуществляется на усмотрение местного исполнительного и распорядительного органа, в том числе согласно планам мероприятий по благоустройству (содержанию) территории, перечням мест, специально предназначенных для посадки деревьев и кустарников.
14. П. 12 Положения № 1426 установлено, что при необходимости уточнения определенных в проектной документации условий осуществления компенсационных посадок (места осуществления компенсационных посадок, виды деревьев и кустарников, определенных в качестве компенсационных посадок) принимается соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа, при этом размеры осуществления компенсационных посадок не должны противоречить условиям, определенным в проектной документации. Считаем необходимым дополнить пункт нормой о том, что при этом внесение изменений и (или) дополнений в утвержденную проектную документацию не является обязательным и осуществляется по инициативе заказчика (застройщика).
Следует отметить, что под размером компенсационных посадок в Положении № 1426 понимается количество штук деревьев, кустарников при этом стоимость саженцев деревьев, кустарников даже в пределах одной породы и вида может быть различной в зависимости от их размеров, а также условий их посадки. Так как затраты на компенсационные посадки включаются в сметную документацию на строительство, то вышеуказанные уточнения условий осуществления компенсационных посадок (места осуществления компенсационных посадок, виды деревьев и кустарников, определенных в качестве компенсационных посадок) даже без изменения количества деревьев предназначенных для компенсационных посадок в ряде случаев будут приводить к изменению (увеличению) стоимости строительства. Таким образом, вышеуказанные уточнения могут повлечь необходимость внесения изменений в проектную и сметную документацию. Согласно п. 4 ст. 32 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» в случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией, проводятся повторная государственная экспертиза и повторное утверждение архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), что в описываемой ситуации нельзя признать логичным и целесообразным.
Учитывая вышеизложенное, оптимальным представляется следующая редакция п. 12 Положения:
12. При необходимости уточнения определенных в проектной документации условий осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат (места осуществления компенсационных посадок, виды деревьев и кустарников, определенных в качестве компенсационных посадок, реквизиты расчетного счета бюджета г. Минска, бюджета базового или первичного уровня по месту произрастания удаляемых объектов растительного мира, на который необходимо перечислить средства в счет компенсационных выплат, иные условия) принимается соответствующее решение местного исполнительного и распорядительного органа, при этом размеры осуществления компенсационных посадок либо размеры компенсационных выплат не должны противоречить условиям, определенным в проектной документации и приводить к увеличению стоимости строительства.
15. При расчёте компенсационных мероприятий за удаление деревьев на землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения предлагаем ввести понижающий коэффициент 0,5, так как одинаковый подход к расчёту компенсационных мероприятий за удаление ОРМ в населенных пунктах на землях общего пользования, территориях учреждений образования, здравоохранения, культуры и расчету компенсационных мероприятий за удаление ОРМ, например, на территории промплощадки предприятия (назначение земельного участка согласно свидетельству о государственной регистрации земельного участка – для содержания и обслуживания промышленной площадки) представляется нелогичным. Также предлагаем для ОРМ в виде участков поросли (самосева) деревьев, произрастающих на землях указанной категории ввести понижающий коэффициент, равный 0,1.
16. Компенсационные посадки при удалении ОРМ на землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения (назначение земельного участка согласно свидетельству о государственной регистрации земельного участка – для содержания и обслуживания промышленной площадки) населенных пунктов по нашему мнению целесообразно осуществлять, при наличии такой возможности, на тех же землях, а не на землях общего пользования населенных пунктов, как предусмотрено в настоящее время ч. 2 ст. 38-1 Закона № 205-З. В равной степени это относится и к иным видам и категориям земель.
17. Согласно ч. 7 п. 7 Положения № 1426 проектная организация в те
+
Правовой форум