Абз. 3 п. 31 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы" (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47( (далее – Положение о ГЭЭ) установлено, что заключение государственной экологической экспертизы должно содержать сведения о сметной стоимости строительства с указанием затрат на планируемые природоохранные мероприятия.
Аналогичная норма предусмотрена п. 4 Приложения А ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»:
4. Общая сметная стоимость проекта, тысяч рублей: _________________________
в том числе затраты на мероприятия по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов, тысяч рублей: ______________________
При этом вопрос о том, какие именно затраты при осуществлении строительной деятельности считать затратами на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, в действующих НПА, в т.ч. ТНПА, не регламентирован. Также по данному вопросу отсутствуют какие-либо официальные разъяснения госорганов.
Отсутствие нормативной регламентации данного вопроса является причиной возникновения спорных ситуаций между проектными организациями, заказчиками (застройщиками), подрядчиками государственных органов (в том числе экспертных органов).
Предложения
1. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством архитектуры и строительства официально разъяснить какие затраты при строительстве объектов относятся к затратам на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
2. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством архитектуры и строительства внести изменения (дополнения) в действующие НПА* в которых указать какие затраты при строительстве объектов относятся к затратам на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (установить критерии отнесения затрат при строительстве объектов к затратам на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов и т.п.).
*- например в Инструкцию о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51), Положение о ГЭЭ.
02.03.2021 07:08
25.02.2021 13:00
Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З)
Согласно п. 3 ст. 28 Закона № 271-З объекты по использованию отходов, введённые в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Порядок регистрации в реестре объектов по использованию отходов определён в Положении о порядке регистрации введённых в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учёта введённых в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818).
Однако в Реестре объектов по использованию отходов отсутствует такая крайне важная, для проектных организаций, заказчиков (застройщиков), подрядчиков (производителей и (или) собственников отходов), государственных органов (в том числе экспертных органов*) информация об объектах по использованию отходов как:
1. Стоимость приёма на использование 1 тонны отходов;
2. Максимально допустимое разовое количество принимаемых на использование отходов (в тоннах);
Характеристики принимаемых на использование отходов:
3. Допустимые размеры принимаемых на использование отходов (длина, ширина, высота/толщина);
4. Допустимость загрязнения отходов (например - лакокрасочными материалами, материалами для пропитки деревянных конструкций и пр. и % допустимого загрязнения в составе указанных отходов (при допустимости такого загрязнения в принципе);
5. Допустимость наличия инородных включений (металлических, стекла, пластика и пр.) и % допустимого содержания указанных инородных включений в составе отходов (при допустимости таких включений в принципе);
А также:
6. Условия доставки и адрес пункта приёма отходов (а не юридический адрес собственника объекта по использованию отходов).
Что создаёт существенные проблемы при определении предполагаемых объектов по использованию отходов, учёте затрат на использование отходов в проектной документации и в дальнейшем с обращением с отходами при осуществлении строительства, отсутствие данной информации увеличивает сроки строительства и служит причиной возникновения спорных ситуаций между проектными организациями, заказчиками (застройщиками), подрядчиками государственных органов (в том числе экспертных органов).
Учитывая вышеизложенное считаю целесообразным внести изменения в Положении о порядке регистрации введённых в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учёта введённых в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов: предусмотреть, что регистрируемые объекты по использованию должны иметь официальный интернет-сайт на котором была бы доступна информация вышеописанного характера (актуализируемая не реже 1 раза в месяц).
*- Государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), государственной экологической экспертизы.
Справочно.
Согласно нормам ч.9, ч. 10 п. 12 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утв. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51) (далее – Инструкция о сметной стоимости № 51):
Средства на перевозку строительных отходов (погрузка, перевозка, разгрузка) в санкционированные места хранения отходов, санкционированные места захоронения отходов, на объекты обезвреживания отходов, объекты по использованию отходов определяются исходя из объема строительных отходов, определенного проектной документацией, фактического расстояния от объекта строительства до санкционированных мест хранения отходов, санкционированных мест захоронения отходов, объектов обезвреживания отходов, объектов по использованию отходов и соответствующих тарифов, включаются в локальные сметы (ч. 9 п. 12 Инструкции о сметной стоимости № 51).
И что ещё более важно:
Средства, связанные с приемом, использованием и (или) захоронением строительных отходов, образующихся в результате разборки (сноса) зданий (сооружений), определяются исходя из объема строительных отходов, предусмотренного проектной документацией, и текущих цен (тарифов), установленных в соответствии с законодательством организациями, осуществляющими прием, использование, захоронение отходов, включаются в локальные сметы (локальные сметные расчеты) и относятся к прочим расходам (ч. 1 п. 12 Инструкции о сметной стоимости № 51)
Учитывая вышеизложенное, а также то, что по наиболее распространённым видам отходов строительства (например таким как «бой бетонных изделий», «бой железобетонных изделий») в Реестре объектов по использованию отходов наличествует по нескольку десятков объектов по использованию, переписка с ними проектных организаций (на стадии проектирования), заказчиков и (или) подрядных организаций на предмет получения информации о стоимости услуг по использованию отходов, требованиям к принимаемым ими на использование отходов и т.п. неоправданно затягивает сроки проектирования объектов в частности и сроки строительства объектов в целом. А также вызывают в ряде случаев необходимость внесения изменений и (или) дополнений в проектную документацию уже на стадии строительства объектов, что также негативно сказывается на сроках осуществления строительства. При этом также надо принимать количество видов отходов, которое, к примеру, при капитальном ремонте кровли в среднем составляет ≈ 10 видов, а при сносе здания или сооружения может превышать и значения в 20 видов.
18.02.2021 18:09
Внести в Конституцию РБ поправку о том, что граждане Беларуси имеют право иметь и российское гражданство, т. к. у нас Союзное государство.
17.02.2021 08:18
Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства (утв. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45)
Абз. 6 п. 21:
…
строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства субъекта хозяйствования, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
Замечания.
1. Присутствует не установленные законодательством термины и понятия:
Расширение
Техническое перевооружение
Изменение профиля производства
Всё вышеуказанное осуществляется в рамках реконструкции:
Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З):
реконструкция объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них;
2. Отсутствует понятие «техническая модернизация» (установленное в Декрете Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 от 18.12.2019 «О развитии предпринимательства») и позиционируемое Министерством архитектуры и строительства как отдельный вид деятельности.
3. Термин «модернизация» Законом №300-З не установлен. Согласно примечанию к подп. 3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утв. приказом Минстройархитектуры от 18.07.2005 № 172, «модернизация является видом реконструкции …».
4. «Проект строительства, реконструкции …» - …» термин в термине – Реконструкция это вид строительства.
Согласно терминологии ст. 1 Закона № 300-З:
строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершённого строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ;
Предложения.
Привести указанный абзац в соответствие с терминологией и нормами Закона № 300-З, Декрета № 7 и представить примерно в следующей редакции:
строительства, повлекшего изменение перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменение порядка обращения с ними;
14.02.2021 19:21
Внести в Конституцию статью о том, что Президент - власть в РБ
14.02.2021 15:11
Внести в Конституцию статью о геноциде
белорусов, русских, евреев и цыган на территории оккупированной БССР.
07.02.2021 06:28
Внести поправку в Конституцию РБ, написанную в 90-е USAID о том, что РБ является правопеемницей БССР и частью Союзного Государства.
06.02.2021 18:46
Статья 8 Конституции РБ, - (в целях устранения конституционного права Спец.Учреждений ООН - МВФ, ВОЗ, ВТО, Всемирного Банка, и т.п. диктовать Беларуси СОДЕРЖАНИЕ законов Беларуси через конституционный приоритет международного права над отечественным, при конституционным же запрете на государственную идеологию в Беларуси), - статья 4 Конституции РБ - изменить.
06.02.2021 17:45
Ст. № 133-З Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г.
Необходимо указать в Конституции РБ и в Законе РБ о Национальном Банке, вместо слова: Национальный, - указать: Государственный. Устранить у него право на прибыль, указать, что Государственный банк подчинен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВУ.
05.02.2021 10:09
Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З
Необходимо указать в Конституции РБ и в Законе РБ о Национальном Банке, вместо слова: "Национальный", - указать: "Государственный". Устранить у него право на прибыль, указать, что Государственный Банк подчинен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВУ.
+
Правовой форум