Улучшаем законодательство вместе

Предложения по улучшению законодательства
Shadow20
0
11.10.2025 17:04
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Для снижения издержек культурного обучения в учреждениях образования прошу вести минимальную оплату за театрально-музыкальные сценические выступления 
Принято в работу
Иван_Иван
12
07.10.2025 08:03
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
О совершенствовании требований к кассовым чекам в сфере общественного питанияПредлагаю внести изменение в законодательство, обязывающее организации общественного питания указывать в кассовых чеках полное наименование реализуемых блюд и напитков, как в меню (прейскуранте).Сегодня даже в некоторых столичных заведениях общепита (например, столовых) в чеках отражаются только цифровые коды позиций, без указания их наименований. Это затрудняет проверку корректности расчёта, особенно при заказе нескольких блюд, когда меню с ценами расположено в одном конце зала, а касса – в другом.В моей практике уже были случаи, когда сумма в чеке оказывалась рассчитанной неверно. Кассир заметила ошибку самостоятельно, когда я уже приступил к обеду, вернула переплату и извинилась, но сам факт показывает, что отсутствие расшифровки позиций повышает вероятность подобных недоразумений.После моего обращения в МАРТ, перенаправленного в налоговую, выяснилось, что на сегодняшний день отсутствие полного наименования блюд в чеке – законно. Однако такая ситуация, на мой взгляд, ущемляет права потребителей. Исправление этой нормы повысит прозрачность расчётов, уменьшит количество спорных ситуаций и укрепит доверие к организациям общественного питания.
Принято в работу
Иван_Иван
12
07.10.2025 07:58
Законодательство о здравоохранении
Цитата
О создании единой электронной медицинской карты пациентаПредлагаю создать систему обмена медицинской информацией между государственными и частными учреждениями здравоохранения (включая лаборатории) по аналогии с взаимодействием банков и налоговых органов.В единой электронной медицинской карте пациента будет автоматически отображаться информация обо всех проведённых исследованиях, анализах и лечении, независимо от типа учреждения. Это позволит любому врачу иметь полную картину состояния пациента без необходимости предоставления бумажных документов.Необходимо также предусмотреть право пациента отказаться от передачи своих данных. Доступ к медицинской информации осуществлять с соблюдением законодательства о защите персональных данных. В целях безопасности фиксировать, кто (Ф.И.О. врача) и когда просматривал электронную карту.Ожидаемые результаты внедрения системы1. Удобство для пациентов. Не требуется приносить бумажные справки и результаты анализов; исключается дублирование процедур.2. Повышение эффективности и качества лечения. Врач видит полную историю обращений и исследований, что снижает риск ошибок и назначений «вслепую».3. Экономия ресурсов. Уменьшается нагрузка на лаборатории и врачей за счёт отказа от повторных анализов и бумажного документооборота.4. Прозрачность и контроль. Фиксируется, кто и когда запрашивал доступ к медицинским данным пациента.5. Аналитические возможности для системы здравоохранения. Агрегированные обезличенные данные могут использоваться для статистики и прогнозирования.
Министерство здравоохранения (далее – Минздрав) сообщило, что постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. № 75 утверждена Инструкция о структуре и порядке формирования электронной медицинской карты пациента (далее – ЭМК). Формирование ЭМК осуществляется без дублирования на бумажном носителе и включает формирование, подписание электронных медицинских документов электронной цифровой подписью, хранение, учет в централизованной информационной системе здравоохранения (далее – ЦИСЗ). Ввод ЦИСЗ в опытно-промышленную эксплуатацию запланирован на январь 2026 года. Обмен медицинской информацией, включая сведения об исследованиях, лабораторных анализах и ходе лечения, между государственными и частными организациями здравоохранения будет осуществляться посредством ЦИСЗ по мере подключения всех перечисленных организаций к информационной системе. Частью тринадцатой статьи 44 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» установлено, что при формировании интегрированной ЭМК пациента в здравоохранении согласие оформляется на бумажном носителе, или иным способом, не запрещенным законодательством, по формам и в порядке, устанавливаемым Минздравом. В развитие данной нормы Минздравом утверждена Инструкция «О формах и порядке дачи и отзыва согласия на внесение и обработку персональных данных, информации, составляющей врачебную тайну, отказа от их внесения и обработки и порядке информирования о праве на отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. № 74). Пунктом 4 данного документа определено, что перед внесением персональных данных, информации, составляющей врачебную тайну, в ЭМК пациента должно быть получено письменное согласие пациента. Причем данное согласие предоставляется однократно при первичном посещении государственной организации здравоохранения. Таким образом, Минздрав проинформировал, что направленное предложение уже реализовано на законодательном уровне.
Ответ госоргана
Иван_Иван
12
07.10.2025 07:57
Законодательство о финансово-кредитной системе
Цитата
О совершенствовании валютного регулирования в отношении лиц, уплачивающих налог на профессиональный доходВ настоящее время физические лица, осуществляющие самостоятельную профессиональную деятельность, сталкиваются с несоответствием между нормами налогового и валютного законодательства.С одной стороны, налоговое законодательство официально признает и легализует их деятельность. Гражданин, получая доход от нерезидента, создаёт чек и уплачивает налог через приложение "Налог на профессиональный доход", что является подтверждением легальности происхождения средств перед государством. Обязанность заключать письменный договор с клиентом отсутствует.С другой стороны, согласно валютному законодательству, банки требуют дополнительного подтверждения (договор, акт, переписка). Такие запросы со стороны агентов валютного контроля являются избыточными и создают лишнюю административную нагрузку.ПРЕДЛАГАЮДополнить Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» новой нормой, устанавливающей упрощённый порядок валютного контроля для физических лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход.В частности:1) до эквивалента 500 у.е. в месяц (или иной порог, устанавливаемый Нацбанком) поступления от нерезидентов, отражённые чеками в приложении «Налог на профдоход», не подлежат дополнительной проверке документов;2) для операций, превышающих указанный размер, чек, сформированный в приложении «Налог на профдоход», признаётся достаточным документальным подтверждением законности валютной операции.Обязать Национальный банк внести соответствующие изменения в подзаконные акты.ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ1) снижение административной нагрузки на добросовестных плательщиков;2) снижение нагрузки на банки как агентов валютного контроля;3) создание благоприятных условий для экспорта цифровых услуг;4) увеличение притока иностранной валюты в экономику Республики Беларусь за счёт упрощения законных расчётов с нерезидентами;5) увеличение налоговых поступлений в бюджет за счёт стимулов легальной работы с зарубежными заказчиками.
Национальный банк Республики Беларусь (далее – Нацбанк) сообщил, что в части первой пункта 1 статьи 10 Закона Республики Беларусь Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) закреплено, что резиденты, в том числе физические лица, проводят валютные операции в соответствии с требованиями валютного законодательства на основании заключенных ими валютных договоров либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством иностранных государств. В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 1 Закона ”валютный договор“ – договор (контракт, соглашение), иной документ, на основании которых совершаются валютные операции, к которым, в свою очередь, относятся операции между резидентами и нерезидентами по использованию валютных ценностей в качестве платежного средства, в том числе иностранной валюты, белорусских рублей. К иным документам, являющимся основанием для проведения валютной операции, могут относиться исполнительные документы, судебные решения, постановления и другие процессуальные документы, акты законодательства Республики Беларусь или иностранного государства, информация из сети Интернет. Одновременно с этим валютное законодательство не содержит ограничений на использование резидентами во внешнеэкономической деятельности публичного договора, размещенного на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет (публичная оферта). Вместе с тем при заключении такого валютного договора должны соблюдаться требования статей 404, 408 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Полномочия банков Республики Беларусь (далее – банки) при проведении валютных операций определены в статье 22 Закона, на основании подпункта 2.1 пункта 2 которой банки вправе требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства. При этом подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 22 Закона установлена обязанность банков отказать клиенту в перечислении денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства. Наряду с этим Нацбанк информирует, что в валютном законодательстве Республики Беларусь реализован дифференцированный подход касательно представления в банки информации о проводимых валютных операциях в зависимости от субъектного состава их участников. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона индивидуальные предприниматели – резиденты проводят валютные операции в порядке, установленном для юридических лиц – резидентов. Согласно пункту 11 Инструкции о проведении валютных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 мая 2021 г. № 147 (далее – Инструкция № 147), юридическое лицо – резидент по валютным операциям, связанным с поступлением денежных средств на его счет, представляет в банк информацию, подтверждающую соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства, в виде отдельного документа, содержащего сведения о поступивших денежных средствах. В свою очередь, физические лица – резиденты, в отличие от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по валютным операциям, связанным с поступлением денежных средств на счет физического лица – резидента, не представляют в банки информацию о проводимых валютных операциях (часть вторая пункта 16 Инструкции № 147). При этом резиденты представляют в банк документы, подтверждающие соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства, в случаях, когда это необходимо банку для соблюдения требований налогового законодательства, а также законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. В иных случаях необходимость представления в банк документов у резидентов отсутствует. Если банк на основании представленной резидентом информации о проводимых валютных операциях не может определить соответствие данной валютной операции требованиям валютного законодательства, банк запрашивает у резидента документы и (или) иную информацию, подтверждающие соответствие проводимой валютной операции требованиям валютного законодательства (пункты 26, 32 Инструкции № 147). Нацбанк сообщает, что действующий механизм валютного контроля соответствует общепринятой мировой практике, направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами валютных отношений при проведении валютных операций, и, как следствие, ориентирован на защиту интересов клиентов банков.
Принято в работу
Вячеслав
163
30.09.2025 10:50
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Экологические нормы и правила ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности"Приложение 1 к экологическим нормам и правилам ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 "Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности"(в редакции постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 21.11.2022 N 23-ТПункт 5.5. Дата разработки проектной документации:Формулировка некорректна. У проектной документации может быть дата начала разработки, дата окончания разработки, дата утверждения или период разработки проектной документации.Предложение.Откорретировать формулировку.
Принято в работу
Вячеслав
163
29.09.2025 15:16
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Положениее о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух(утв. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.12.2023 N 33)3. Инвентаризация выбросов проводится природопользователем или уполномоченной им проектной, научной, иной организацией:Зачем искусственно усложнять формулировку? Раз уж не пояняется что такое "иные организации", то достаточно представить формулировку так:3. Инвентаризация выбросов проводится природопользователем или уполномоченной им организацией:
Принято в работу
SemenovaLA
1
24.09.2025 06:27
Без отнесения к отрасли права
Цитата
 При корректировке Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З "О нормативных правовых актах"  в целях упрощения работы по принятию актов законодательства предлагается предусмотреть возможность признания утратившими силу актов законодательства меньшей юридической силы актами законодательства большей юридической силы.
Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) предложение не поддерживается с учетом следующего. 
В статье 68 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“ (далее – Закон № 130-З) предусмотрены механизмы прекращения действия нормативного правового акта (его структурного элемента), в том числе посредством их отмены в случаях, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом № 130-З и иными законодательными актами, признания Конституционным Судом Республики Беларусь нормативного правового акта (его структурного элемента) не соответствующим Конституции Республики Беларусь и др. 
Одновременно отмечаем, что реализация подхода по признанию утратившими силу актов законодательства меньшей юридической силы актами законодательства большей юридической силы невозможна в силу того, что предлагаемый механизм вступает в противоречие с законодательством о нормотворческой деятельности (в том числе в части требований к процедурам подготовки проектов нормативных правовых актов). 
В частности, с учетом содержания и видов нормативных правовых актов предусмотрены отличительные особенности в процедурах их согласования и экспертиз (статьи 46 – 49 Закона № 130-З, Указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 ”О криминологической экспертизе“ и др.), в том числе определяется различный круг согласующих государственных органов (организаций), экспертных организаций (например, при проведении обязательной юридической экспертизы), а также предусматриваются различные требования к процедуре проведения криминологической экспертизы. В этой связи одновременное признание актов законодательства меньшей юридической силы актами законодательства большей юридической силы не представляется возможным по объективным причинам. 
Кроме того, НЦЗПИ отмечает, что такой порядок признания утратившими силу нижестоящих актов законодательства может вызвать пробелы в правовом регулировании (ввиду отсутствия в определенный промежуток времени новых актов по тем или иным вопросам).

Ответ госоргана
Вячеслав
163
22.09.2025 12:12
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Ранее уже обращался с аналогичным предложением.Прошу рассмотреть повторно.Согласно Закону Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З "О нормативных правовых актах" ((ч. 4 п. 2 ст. 7) срок публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов определяется организатором публичного обсуждения, исходя из специфики регулируемых общественных отношений, и составляет не менее 10 календарных дней, на примере общественного обсуждения проекта Экологического Кодекса https://forumpravo.by/publichnoe-obsuzhdenie-proektov-npa/forum15/17813?PAGEN_2=2 отчетливо видно, что 10 дней для обсуждения такого сложного и объемного документа (513 страниц!) крайне недостаточен.Анализ практики общественных обсуждений показывает, что инициаторы обсуждений в крайне редких случаях устанавливают сроки обсуждения больше минимальных (т.е. больше 10 дней), а если и увеличивают их, то незначительно.Предлагаю.Дифференцировать сроки обсуждения в зависимости от объема проекта НПА (например больше 100 страниц - 30 дней, больше 250 страниц - 45 дней и т.п.) и установить минимальный срок обсуждения для проектов НПА любого объёма - 20 календарных дней.
Национальным центром законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) предложение не поддерживается с учетом следующего.
Согласно части второй пункта 13 Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56, срок публичного обсуждения проекта нормативного правового акта может быть продлен организатором публичного обсуждения не позднее чем за один день до истечения срока публичного обсуждения с информированием о таком продлении в порядке, предусмотренном частью первой пункта 6 указанного Положения. 
В частности, такая ситуация имела место при проведении публичного обсуждения проекта Кодекса Республики Беларусь о здравоохранении в связи с повышением активности граждан в выражении мнений по проекту Кодекса и увеличением количества вносимых предложений. 
При этом НЦЗПИ отмечает, что увеличение сроков проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов вызовет негативные последствия на практике, в том числе приведет к затягиванию сроков подготовки проектов нормативных правовых актов и несвоевременному их принятию (изданию). 
В целом действующий в Республике Беларусь подход соответствует зарубежной практике организации общественных обсуждений проектов правовых актов. Так, в Армении, Казахстане, Кыргызстане законодательно предусмотрена минимальная продолжительность общественного обсуждения 10 – 15 дней. В Российской Федерации и Узбекистане ограничений по его сроку законодательством не предусмотрено.

Ответ госоргана
Инна Климова
25
12.09.2025 10:13
Без отнесения к отрасли права
В целях повышения доступности медицинского обслуживания для работающих граждан страны, которые не могут  значительное время попасть на приём к узким специалистам из-за режима работы государственных мед.учреждений и  переполненности поликлиник по месту жительства ( и иных государственных мед.учреждений)  людьми, у которых много свободного времени в течение рабочий недели,  а также для создания возможности своевременного выявления заболеваний, которые могут протекать в скрытой форме,  осуществления возможности пройти своевременно и надлежащим образом обследования работниками, которые работают по пятидневке (с выходными в субботу и воскресенье), и повышения социальной справедливости необходимо: 1.      1.  Установить режим работы для всех медицинских учреждений страны в субботу по графику рабочего дня, а в воскресенье и понедельник – по графику выходного дня. 2.       2. Предоставлять социальный вычет по подоходному налогу , если работающий гражданин прошёл на платной основе обследование, сдал анализы, получил консультацию у узкого специалиста в иных мед.учреждениях страны либо производилось хирургическое вмешательство (кроме пластической хирургии и косметологических услуг) в любом медицинском учреждении Республики Беларусь и представил документы об оплате . На сегодняшний день в поликлиниках (которые не относятся в спец. мед.учреждениях)  люди месяцами находятся в очередях на УЗИ жизненно важных органов, подолгу не могут попасть к узким специалистам, потому что в общий доступ выдается крайне недостаточно талонов на обслуживание поликлиниками ежедневно , и их , как правило , получают те, кто располагает большим запасом свободного времени. В целях исправления таких перекосов требуется откорректировать нормы законодательства, которые бы позволили всем гражданам страны получать в равной степени  своевременную, оперативную и необходимую медицинскую помощь, чтобы как можно дольше оставаться трудоспособными и продолжать приносить пользу своей стране. 3.       3. Ввести в государственных медицинских учреждениях лимиты на бесплатное ежемесячное посещение врачей,  использовав который гражданин должен обслуживаться только на платной основе(за исключением тех граждан, кому выданы листки нетрудоспособности, по уходу за больным членом семьи либо по беременности и родам). Такой подход сократил бы количество посещений поликлиник и других государственных медицинских учреждений страны людьми, которые имеют много свободного времени и порой таким образом скрашивают свой досуг. На диспансеризациях в поликлиниках не осуществляются полные обследования даже в отношении даже хронических заболеваний трудоспособных граждан. Поэтому крайне необходимо иным путём не в последнюю очередь гражданам трудоспособного возраста страны способствовать осуществлению возможности на своевременное и качественное мед.обслуживание и создавать им все условия для сохранения здоровья  и трудоспособности, так  как на сегодня нет абсолютно здоровых людей, а есть не дообследованные пациенты…………
Принято в работу
Ольга
76
08.09.2025 10:16
Без отнесения к отрасли права
Предложение по правилам дорожного движения.Счас в ПДД есть противоречия в определении транспортного средства.Например:«2.60-1. средство персональной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами;»«2.69. транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;»С одной стороны, СПМ предназначено для передвижения одного человека, а, значит, не предназначено для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, т. е. это не транспортное средство. Но с другой стороны, как транспортное средство, СПМ предназначено для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, и, следовательно, не предназначено для передвижения одного человека, а, значит, это не СПМ. Противоречие.Особенно смешно вся эта перевозка пассажиров и грузов смотрится для моноколес и прочих сигвеев с гироскутерами. Эти штуки могут ехать только за счет электроники, и если вдруг электроника откажет, то не останется никаких законов физики, которые позволят им еще какое-то время понимать, где верх, где низ. Какие в таких условиях еще пассажиры и грузы? Там нужен полноценный прицеп, а, значит, и большая мощность и емкость аккумулятора, что не вяжется с ограничением конструктивной скорости движения в 25 км/ч.Согласно п. 2 ст. 73:«При выявлении пробелов в законодательстве (правовом регулировании), несоответствия нормативных правовых актов актам большей юридической силы, а также внутренних противоречий в нормативном правовом акте либо иных недостатков, создающих правовую неопределенность, соответствующий нормотворческий орган (должностное лицо) обязан их устранить, а другие уполномоченные государственные органы (организации) – внести в установленном порядке предложения об изменении либо прекращении действия соответствующих нормативных правовых актов.»Поэтому предлагаю исправить определение транспортного средства, добавить туда еще и предназначение для передвижения одного человека, а не только перевозку пассажиров и грузов, чтобы оно не противоречило определению средства персональной мобильности.
Принято в работу