Гарантии материальной государственной поддержки семьи
2.1 Законодательно закрепить деятельность по воспитанию детей в многодетных семьях как формы трудовой деятельности граждан. Это станет основанием для заключения социального договора с родителями (одним из родителей), которые получали бы причитающиеся в рамках этого договора льготы, в том числе и для исчисления трудового стажа.
2.2 Социальные льготы, дотации, субсидии и другие виды помощи семьям, матерям и детям (хотя бы основные) должны быть структурированы, упорядочены и закреплены в данном законе.
2.3. Перенаправление средств на поддержку семейных ценностей за счет введения платы за операции по смене пола.
01.02.2021 14:33
01.02.2021 14:25
Глава II
1 Семья как субъект права: права и обязанности
Необходимо придать существующим правам семьи статус юридических наряду с правами юридических и физических лицами, государством. Выделяют следующие права семьи:
- на неприкосновенность супружеской жизни,
-на воспитание собственных детей в соответствии с культурой и традициями своей страны;
- на свободную организацию своей религиозной жизни в домашнем кругу под руководством родителей и публичное исповедование своей веры,
- на жилую площадь, соответствующую семейной жизни и соответствующую количеству её членов, расположенную в месте, обеспечивающем условия, необходимые для жизни семьи и общины;
- право требовать, чтобы средства массовой информации представляли собой позитивный инструмент построения общества, а также поддерживали фундаментальные ценности семьи;
- на частную жизнь семьи, ограждение семьи от вмешательства во внутрисемейные дела;
- право родителей на доступ к любой информации, касающихся здоровья, медицинских вмешательств и обследований их детей.
В пункте 6 статьи 11 закона "О демографической безопасности Республики Беларусь" указано, что государственные демографические программы должны включать “всестороннее укрепление института семьи и соблюдение ее прав”
Однако в настоящее время в законодательстве РБ предусмотрено только одно право семьи (Кодекс о БиС, статья 65):
“За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей.”
01.02.2021 14:20
Структура Закона:
В проект Закона с учетом указанной структуры предполагается включить следующие основные положения, которые могут уточняться при непосредственной подготовке проекта Закона.
Глава 1 будет содержать основные термины и их определения, используемые в проекте Закона, определять сферу действия Закона, цели, задачи и принципы защиты семьи, государственную политику, полномочия Президента и Совета Министров Республики Беларусь.
Проект Закона также будет содержать определения терминов ”семья“, ”семейные отношения”, ”семейные ценности”, ”семейные угрозы“ и др.
01.02.2021 14:17
V. Классификация угроз семьи
1. Внешние
1.1 Экономические взаимоотношения
1.2 Мировая массовая культура
1.3 Пропаганда антисемейных ценностей
1.4 Социальные антисемейные программы, деятельность НКО, лоббирование антисемейных законопроектов
1.5 Некоторые современные технологии родовспоможения, уничтожающие стимулы для повторных (дальнейших) беременностей и родов
1.6 Распространение кино-, видео-, фото-, аудиопродукции, а также информации в СМИ, подрывающих авторитет родителей.
1.7 Чрезмерное распространение алкоголизма, недостаточная эффективность мер существующей антиалкогольной политики
1.8 Отсутствие комплексного законодательства по защите семьи
2. Внутренние
2.1 Незнание принципов построения и сохранения семьи.
2.2 Отсутствие осознания (знания) ценности, значимости семьи
2.3 Отсутствие внутренних механизмов, ресурсов и навыков преодоления кризисов и конфликтов, а также реагирования на внешние угрозы семьи.
01.02.2021 14:06
IV.Анализ национального законодательства в отношении защиты семьи*
В настоящее время в РБ действует несколько НПА, косвенно или прямо касающихся семьи:
Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 278-З
(ред. от 17.07.2018) "Кодекс Республики Беларусь о браке и семье"
Закон Республики Беларусь от 04.01.2002 N 80-З (ред. от 09.01.2018) "О демографической безопасности Республики Беларусь"
Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь» от 21 января 1998 г. № 46
4. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утверждённая Указом Президента № 575 от 9 января 2010
5. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 29 декабря 2012 г. № 7-З
6. Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII (ред. от 11.05.2016)
"О правах ребенка" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2017)
7. Концепция информационной безопасности Республики Беларусь (от 18 марта 2019)
Несмотря на это, а также на упоминание в статье 32 Конституции Республики Беларусь, что ”семья…. находится под защитой государства”, в законодательстве страны отсутствуют:
1. Понятие семейных (традиционных) ценностей
2. Комплекс мер по защите семьи (как исключительно важного социального и духовно-нравственного института)
3. Права и обязанности семьи (а не отдельных членов семьи). В настоящее время в законодательстве РБ предусмотрено лишь одно право семьи (Кодекс о БиС, статья 65):“За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей.”
4. Экономические преференции и льготы для видов деятельности, непосредственно связанных с формами единения семьи и популяризации многодетности.
01.02.2021 14:02
III Анализ международного законодательства в отношении защиты семьи*
Ценность семьи и ее особая роль в общественном развитии и формировании каждого человека признается мировым сообществом. Так, в международно-правовых документах в области прав человека (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и др.) констатируется, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) закреплено право человека на уважение его личной и семейной жизни.
Названные важнейшие положения закреплены в конституционном законодательстве большинства развитых стран Европы. Так, например, в Конституции Италии (ст. 29) семья – естественный союз, основанный на браке; в Конституции Греции (ст. 21) – фундамент сохранения и развития нации. В Конституции Ирландии (ст. 41) государство признает семью естественным первоисточником и объединяющей основой общества.
Нормы международного права о защите семьи нашли свое закрепление и в новых конституциях стран – участниц СНГ. В частности, ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В ст. 32 Конституции Республики Армения, ст. 48 Конституции Республики Молдова, ст. 63 Конституции Республики Узбекистан указано, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а в ст. 33 Конституции Республики Таджикистан семья называется основой общества.
На уровне прочих НПА иностранных государств также осуществляется поддержка и защита семьи. Например, во Франции существуют Кодекс социальной и семейной помощи, Закон по социальному обеспечению семьи, Декрет о правах семей в их взаимоотношениях со службами защиты семьи и детства; в Польше – Закон о социальной помощи, где указывается, что социальная помощь со стороны государства должна способствовать укреплению семьи (ст. 2, 3). В Финляндии – Закон о социальном обслуживании, направленный на обеспечение развития отдельного человека, семьи, сообщества. В Германии – Закон о социальной помощи, где содержатся специальные статьи, посвященные помощи семье для приобретения средств к существованию, поддержке в особых жизненных ситуациях. Интересно, что при оказании социальной помощи семье предлагается учитывать семейные взаимоотношения тех, кто нуждается в этой помощи. Причем в качестве цели ее оказания, закрепленной в законе, фигурирует поддержание «собственных сил» семьи, «самопомощь, укрепление солидарности ее членов».
01.02.2021 13:59
II Принципы разработки проекта Закона
- незыблемость традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и воспитании, создание условий для укрепления внутрисемейных и межсемейных отношений, повышение авторитета родителей в семье.
- ценность брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, созданный посредством регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.
- самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни;
- презумпцию добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе.
01.02.2021 13:53
II Предмет правового регулирования и цели подготовки законопроекта
Законом Республики Беларусь ”О защите семьи, отцовства, материнства, детства“ (далее, если не определено иное, – Закон) предполагается урегулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности уполномоченных государственных органов, общественных объединений и граждан по укреплению (поддержке) традиционного института семьи как основы государственного строительства.
Целями подготовки проекта Закона являются:
комплексная государственная защита граждан, семей от внешних угроз в отношении семьи как общественного института;
комплексная государственная помощь гражданам, семьям для преодоления внутренних угроз семьи как формы межличностных отношений;
определить понятийный аппарат в сфере правового регулирования деятельности по защите семьи, цели, задачи и принципы осуществления данной деятельности, права и обязанности семьи.
01.02.2021 13:29
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
“О ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, ОТЦОВСТВА, МАТЕРИНСТВА, ДЕТСТВА”
I Факторы необходимости разработки закона о защите семьи, отцовства, материнства, детства.
а) отсутствие трактовки традиционных семейных ценностей в законодательстве, при одновременном манипулировании этим термином в различных источниках и проектах нормативных актов. Зачастую под этим термином понимаются совершенно противоположные понятия;
б) кризис семьи, утрата значительной частью граждан традиционных нравственных ценностей и понятий о строении и функциях семьи;
в) большой процент разводов, стремительное сокращение и старение населения Беларуси, резкое снижение рождаемости в последние годы, несмотря на существенную материальную поддержку со стороны государства;
г) множественная пробельность в законодательстве относительно защиты семьи, а также отсутствие систематизации норм, касающихся защиты семьи и семейных ценностей;
д) отсутствие комплексного подхода в деятельности государственных органов по защите семейных ценностей, а также реально действующего координирующего органа в данной сфере с персональной ответственностью должностных лиц за результаты работы;
е) развитие современных технологий по разрушению семьи и семейных ценностей:
- гендерная идеология,
- технология защиты прав лгбт-сообщества, навязывание системы толерантности,
- теория домашнего насилия и ликвидации иерархии семьи,
- ювенальная юстиция,
- идеология чайлдфри (презрение к материнству, многодетности, ориентир на бездетное существование),
- сексуальное просвещение детей,
- технология целеполагания (изменения ценностных установок), реализуемая через навязывания государствам “целей устойчивого развития”, которые не предполагают защиты семейных ценностей и реального увеличения (сохранения) численности населения,
- концепция антидискриминационной политики (и как следствие законодательный запрет на критику ЛГБТ-сообщества и прочих антисемейных идеологий и взглядов),
- многие другие, находящиеся в стадии разработки.
01.02.2021 13:20
Разработать и принять закон о защите семьи, отцовства, материнства, детства (проект концепции прилагается).
+
Правовой форум