Улучшаем законодательство вместе

Предложения по улучшению законодательства
mazaleuskiy
0
27.06.2025 13:10
Законодательство об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительное законодательство об административных правонарушениях
Нарушение скоростного режима является одним из наиболее распространенных административных правонарушений в области дорожного движения. Считаю целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство с целью стимулирования водителей к своевременному погашению штрафов за превышение скорости. Например, систему скидок для оплаты в первые 7 дней оплаты штрафа с момента вынесения постановления (информировании нарушителя) о наложении взыскания.
Принято в работу
Вячеслав
163
25.06.2025 12:17
Без отнесения к отрасли права
Цитата
По вопросу этого предложения автора Алина (21.06.2025 15:50): Оптимизация сроков рассмотрения: Уверена, что 15 дней на рассмотрение обращения – это зачастую неоправданно короткий срок. Предлагаю установить единый месячный срок рассмотрения, что позволит более качественно проработать вопрос и предоставить заявителю содержательный ответ.Предлагаю альтернативный вариант - 15 дней, но не календарных, а рабочих. Госорганы нередко просят не направлять им запросы и предложения в пяьтницу, так как по факту у них "вылетает" три дня - непосредственно день обращения, особенно если оно направлено во второй половине дне, и два выходных.
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь информирует, что согласно части первой пункта 1 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ (далее – Закон об обращениях) течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации. Часть вторая пункта 2 статьи 17 Закона об обращениях устанавливает, что если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день. 
С учетом указанных норм некорректным является утверждение о существенном различии количества рабочих дней, приходящихся на рассмотрение обращения, в зависимости от дня недели, в который было получено обращение. 
В этой связи не усматривается целесообразность замены пятнадцатидневного срока для рассмотрения обращений, исчисляемого в календарных днях, на аналогичный, исчисляемый в рабочих днях.


Ответ госоргана
Вячеслав
163
24.06.2025 12:00
Без отнесения к отрасли права
Учитывая продолжающиеся (несмотря на всю информационную работу) падения детей из окон, считаю, что недопустимо ограничиваться только мерами информационного воздействия.Предлагаю:1. Организовать еженедельные (как минимум) обходы сотрудников МЧС и (или) МВД квартир с детьми до 7 лет включительно на предмет наличия в квартирах окон с замками-блокираторами и (или) усиленных противомоскитных сеток (см. пункт 2);2. Обязать производителей противомоскитных сеток выпускать усиленные варианты сеток с допустимой нагрузкой не менее чем 30 кг (средний вес ребенка 7 лет обычно находится в диапазоне от 20 до 26,4 килограммов).
Принято в работу
Алина
2
21.06.2025 15:50
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Совершенствование порядка работы с обращениями граждан и юридических лицПредлагаю рассмотреть следующие положения:1. Общая схема работы с обращениями:В организации: При поступлении обращения руководитель организации накладывает резолюцию, определяя исполнителей. Исполнители, в свою очередь, подготавливают необходимую информацию и передают ее в отдел по работе с обращениями. Специалисты отдела на основе предоставленной информации формируют ответ, который затем подписывается руководителем и направляется заявителю в установленные законом сроки.В местном исполнительном и распорядительном органе: Схема аналогична, но с учетом специфики структуры. Председатель/глава/заместитель назначает исполнителей (отделы или подчиненные организации). Исполнители готовят информацию и направляют ее в отдел по работе с обращениями местного исполнительного и распорядительного органа. Специалисты отдела готовят ответ, который подписывается председателем/главой/заместителем и направляется заявителю.2. Проблемные аспекты и предложения по их решению:Недопустимость "эксплуатации" подчиненных организаций: Считаю неприемлемой практику, когда местные исполнительные и распорядительные органы поручают подготовку ответов на обращения подчиненной организации, работники которой готовят (пишут) ответы за подписью председателя /главы/ заместителей местного исполнительного и распорядительного органа на фирменном бланке соответствующего органа. Это размывает ответственность и создает путаницу. Предлагаю законодательно запретить такую практику.Оптимизация сроков рассмотрения: Уверена, что 15 дней на рассмотрение обращения – это зачастую неоправданно короткий срок. Предлагаю установить единый месячный срок рассмотрения, что позволит более качественно проработать вопрос и предоставить заявителю содержательный ответ.Исключение рассмотрения обращений с выездом на место: Считаю необходимым исключить из практики рассмотрение обращений с выездом на место. Такие встречи  предполагает общение с большим количеством граждан, часто носят неконструктивный характер и могут представлять опасность для работников, проводящих встречу.
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) в отношении предложений по совершенствованию порядка работы с обращениями граждан и юридических лиц на уровне Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ (далее – Закон об обращениях) сообщает следующее. 
Законом об обращениях регламентируются наиболее важные вопросы работы с обращениями граждан и юридических лиц. Его нормы носят универсальный характер и направлены на все организации, вне зависимости от их организационно-правовой формы и других особенностей. Закон об обращениях не регламентирует порядок внутренней организации работы с обращениями в отдельных организациях. Такие вопросы, при необходимости, могут быть урегулированы на уровне локальных правовых актов конкретной организации. 
Ответы по иным предложениям даны НЦЗПИ по существу в Вашем предложении, размещенном на Правовом форуме Беларуси 17.06.2025 11:03.

Ответ госоргана
Алина
2
17.06.2025 11:03
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Предлагаю внести изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», а именно: пункт 3 статьи 17 изложить в следующей редакции «письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами».пункт 2 статьи 22 исключить.
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь (далее – НЦЗПИ) сообщает, что установленные Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ (далее – Закон об обращениях) дифференцированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц позволяют гибко реагировать на каждое обращение в зависимости от его характера, обеспечивая, с одной стороны, более оперативную подготовку ответов в случае, если для подготовки ответа проведение дополнительного изучения и проверки не требуется, и предоставляя больший срок для подготовки ответов в случае необходимости проведения дополнительного изучения и проверки, в том числе при необходимости запроса документов из иностранных государств. 
Подобный подход позволяет избежать ненужной волокиты, представляя вместе с тем возможности для полного, всестороннего и объективного рассмотрения каждого обращения, что в полной мере соответствует требованиям статьи 2 Конституции Республики Беларусь, предусматривающей, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. 
В отношении предложения об исключении пункта 2 статьи 22 Закона об обращениях, в котором определяются особенности рассмотрения коллективных обращений тридцати и более заявителей в организации с выездом на место. 
Указанное предложение противоречит предписаниям Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 ”О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения“, прямо требующей от руководителей государственных органов рассматривать обращения по наиболее проблемным вопросам жизнедеятельности граждан с выездом на место в целях изучения, анализа сложившейся ситуации и оперативного их решения (абзац третий подпункта 1.1 пункта 1). 
При этом НЦЗПИ обращает внимание, что коллективные обращения подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений (пункт 2 статьи 22 Закона об обращениях).

Ответ госоргана
Алина
2
16.06.2025 22:52
Жилищное законодательство
Проект Указа «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации». Исходя из сложившейся практики в работе с неэксплуатируемыми транспортными средствами в целях оперативного решения вопросов связанных с эстетическим и санитарным содержанием городских и придомовых территорий, освобождением парковочных мест и устранением угрозы безопасности дорожного движения, проектом Указа разрешен проблемный вопрос о надлежащем извещении собственника (владельца) о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать, а также конкретизированы права и обязанности сторон, осуществляющих работу с неэксплуатируемыми транспортными средствами, порядок возмещения затрат, связанных с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства.В целях организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации: 1. Установить, что запрещается размещение неэксплуатируемых транспортных средств вне охраняемых мест для хранения, за исключением дворов и придомовых территорий одноквартирных и блокированных жилых домов. 2. Для целей настоящего Указа: под неэксплуатируемым транспортным средством понимается транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации (далее - надлежащее состояние); под охраняемым местом для хранения (далее - охраняемая стоянка) понимаются инженерное сооружение или участок земли с усовершенствованным покрытием, пригодные для хранения, в том числе длительного, транспортных средств, к которым исключается несанкционированный доступ; под принудительным перемещением транспортного средства понимается перемещение транспортного средства с места обнаружения (нахождения, стоянки) на охраняемую стоянку сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел с использованием средства эвакуации. 3. Сотрудники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел в пределах соответствующей административно-территориальной либо территориальной единицы выявляют неэксплуатируемые транспортные средства, а также принимают меры по установлению их собственников (владельцев). В указанных целях сотрудник Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел проводит проверку в базе АСУ ГАИ МВД РБ, а также (в случае отсутствия информации) направляет запросы в соответствующие подразделения республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр» либо государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия, которые обязаны представить ответ не позднее 15 календарных дней с даты получения запроса. В случае выявления неэксплуатируемого транспортного средства физическими либо юридическими лицами, последние направляют информацию о неэксплуатируемом транспортном средстве (место стоянки, марка, регистрационный знак, фотографии транспортного средства) в соответствующее подразделение Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел. 4. Сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел принимаются всесторонние меры по извещению собственника (владельца) неэксплуатируемого транспортного средства о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать (с разъяснением порядка утилизации, а также о правовых последствиях невыполнения указанных в извещении требований, в том числе принудительном перемещении неэксплуатируемого транспортного средства на охраняемую стоянку и признании данного транспортного средства бесхозяйным с последующей его передачей в собственность соответствующей административно-территориальной единицы и утилизацией), в том числе путем: - извещения в ходе телефонного разговора (с составлением рапорта); - направления извещения заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении; - направления извещения с использованием глобальной компьютерной сети Интернет (в приложении-мессенжере Вайбер, Ватсап, Телеграм) (с составлением рапорта); - оставления извещения на лобовом стекле транспортного средства (с составлением рапорта). При отсутствии на неэксплуатируемом транспортном средстве регистрационных номеров должна быть проведена проверка на предмет совершения в отношении транспортного средства противоправных действий и установлению присвоенного регистрационного номера с последующим извещением собственника (владельца) неэксплуатируемого транспортного средства. 5. Сотрудник Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел осуществляет с соблюдением требований, предусмотренных в пункте 6 настоящего Указа, принудительное перемещение неэксплуатируемого транспортного средства на охраняемую стоянку в случае, если: в течение 30 календарных дней со дня извещения о необходимости переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать (даты телефонного разговора, получения заказного письма (либо его возвращения за невостребованием), получения сообщения в мессенжере) собственник (владелец) не поместил его на охраняемую стоянку, не привел в надлежащее состояние либо не утилизировал; отсутствуют сведения о собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства и в течение 30 календарных дней со дня размещения на лобовом стекле неэксплуатируемого транспортного средства извещения транспортное средство не помещено на охраняемую стоянку, не приведено в надлежащее состояние либо не утилизировано. 6. Непосредственно перед принудительным перемещением уполномоченным сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел осуществляется осмотр неэксплуатируемого транспортного средства в присутствии не менее двух дееспособных совершеннолетних лиц, не заинтересованных в результатах осмотра и принудительном перемещении транспортного средства на охраняемую стоянку. По результатам осмотра составляется акт (приложение 2 к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь 29.08.2016 № 8) в трех экземплярах. Первый экземпляр акта остается в подразделении Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и хранится с журналом учета выявленных неэксплуатируемых транспортных средств, второй - на охраняемой стоянке. Третий экземпляр акта направляется в течение трех календарных дней со дня составления акта собственнику (владельцу) заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении. При отсутствии сведений о собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства третий экземпляр акта хранится в подразделении Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел. Принудительное перемещение неэксплуатируемого транспортного средства осуществляется на охраняемую стоянку соответствующего подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел либо на охраняемую стоянку юридического лица, с которым у Министерства внутренних дел заключен договор хранения. Министерство внутренних дел оплачивает услуги по хранению неэксплуатируемого транспортного средства владельцу охраняемой стоянки с даты помещения транспортного средства на стоянку и до даты выдачи транспортного средства собственнику (владельцу) либо признания неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным. 7. Собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства вправе в течение трех месяцев со дня помещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку подать в подразделение Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел письменное требование о его возврате. При этом собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства обязан возместить Министерству внутренних дел затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке. Неэксплуатируемое транспортное средство подлежит возврату собственнику (владельцу) при предъявлении свидетельства о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства, водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории (не требуется, если транспортное средство забирается с охраняемой стоянки способом, не требующим управления им), а также копии письменного требования с отметкой Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел о разрешении выдачи. 8. Неподача требования о возврате неэксплуатируемого транспортного средства в течение трех месяцев со дня принудительного перемещения указанного транспортного средства на охраняемую стоянку признается отказом от права собственности на него, о чем подразделение Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел письменно информирует местный исполнительный и распорядительный орган с указанием сведений о неэксплуатируемом транспортном средстве, собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства (при наличии таких сведений), датах выявления неэксплуатируемого транспортного средства, направления и вручения собственнику (владельцу) извещения, принудительного перемещения на охраняемую стоянку, направления акта осмотра данного транспортного средства. При этом собственник (владелец) неэксплуатируемого транспортного средства обязан возместить (Министерству внутренних дел) затраты, связанные с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства. В случае отказа от их возмещения такие затраты взыскиваются в судебном порядке (пункт 9). 9. На основании сведений, поступивших из подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел, местный исполнительный и распорядительный орган не позднее 30 календарных дней со дня поступления информации, подает в суд по месту выявления неэксплуатируемого транспортного средства заявление о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а также исковое заявление о взыскании затрат, связанных с принудительным перемещением и хранением этого транспортного средства, при отказе собственника (владельца) от возмещения таких затрат. 10. На основании решения суда о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 календарных дней со дня приобретения такого права снимает это транспортное средство с учета в ГАИ и принимает меры к его утилизации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Местный исполнительный и распорядительный орган оплачивает услуги по хранению неэксплуатируемого транспортного средства владельцу охраняемой стоянки с даты признания неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным до даты выдачи транспортного средства (передачи в хозяйственное ведение). 11. Подразделением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел ведется журнал учета неэксплуатируемых транспортных средств, в который вносятся сведения: о неэксплуатируемом транспортном средстве; о собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства (при наличии таких сведений); о датах: выявления неэксплуатируемого транспортного средства; извещения о необходимости переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать; принудительного перемещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку; направления и вручения собственнику (владельцу) акта осмотра данного транспортного средства; его возврата с охраняемой стоянки; направления в суд заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы; о принятых собственником (владельцем) неэксплуатируемого транспортного средства мерах по перемещению этого транспортного средства на охраняемую стоянку или приведению его в надлежащее состояние; о решении суда, принятом по заявлению местного исполнительного и распорядительного органа о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы; о датах снятия с учета неэксплуатируемого транспортного средства в ГАИ и утилизации. 12. Местным исполнительным и распорядительным органом ведется журнал учета неэксплуатируемых транспортных средств, в который вносятся сведения: о неэксплуатируемом транспортном средстве; о собственнике (владельце) неэксплуатируемого транспортного средства (при наличии таких сведений); о датах: выявления неэксплуатируемого транспортного средства; извещения о необходимости переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать; принудительного перемещения этого транспортного средства на охраняемую стоянку; направления и вручения собственнику (владельцу) акта осмотра данного транспортного средства; его возврата с охраняемой стоянки; направления в суд заявления о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы; о решении суда, принятом по заявлению местного исполнительного и распорядительного органа о признании неэксплуатируемого транспортного средства бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы; о датах снятия с учета неэксплуатируемого транспортного средства в ГАИ и утилизации.
Принято в работу
Алина
2
16.06.2025 22:33
Жилищное законодательство
В ходе проводимой работы по выявлению самовольных переустройств и (или) перепланировок, а также по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, в рамках действующего Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 16.05.2013 №384, считаю необходимым: конкретизировать перечень работ, которые относятся к работам по переустройству и (или) перепланировке (пункт 3 Положения); дополнить главу 4 Положения предельным сроком обращения граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку, для получения согласования (разрешения) таких переустройства и (или) перепланировки, а также нормой о способе контроля со стороны местного исполнительного и распорядительного органа за обращением таких лиц для получения согласования (разрешения), в т.ч. после привлечения их к установленной ответственности; предусмотреть механизм понуждения к исполнению обязанности граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществивших самовольные переустройство и (или) перепланировку, по получению согласования (разрешения), но не обращающихся в местный исполнительный и распорядительный орган для его получения.
Принято в работу
Игорь Борисёнок
650
06.06.2025 15:18
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
В этом году проходят юбилейные торжества, посвященные 900-летию основания Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Предлагаем в честь памятной даты одну из станций Минского метрополитена назвать в честь святой Евфросинии Полоцкой или переименовать станцию метро «Спортивную» в станцию «Святой Евфросинии Полоцкой». В районе станции метро «Спортивная» находится храм, освященный в честь Евфросинии Полоцкой, есть одноименная улица, остановка «Евфросинии Полоцкой». Из спортивных сооружений около станции м. «Спортивная» - только сравнительно небольшой ледовый каток и несколько тренажерных залов, которых много по всему Минску. Логичнее назвать станцию «Спортивной» около более масштабных спортивных комплексов.
МихаилВ87
1
20.05.2025 12:28
Законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов
Прошу рассмотреть вопрос об отмене запрета на посещение лесов. Считаю, что нахождение в лесу в любое время должно быть предоставлено каждому человеку как реализация права на природопользование, в независимости от класса пожарной опасности, следовательно, не стоит запрещать сам факт нахождения людей в лесу. В связи с этим обратить внимание с целью отмены запрета на посещение лесов на: подпункт 2.9 пункта 2 статьи 13 Лесного кодекса Республики Беларусь; пункт 7 специфических требований по обеспечению пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2019 г. № 722. Спасибо.
Принято в работу
Сергей Гарчичко
19
08.05.2025 08:28
Законодательство об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительное законодательство об административных правонарушениях
Цитата
Возможно, еще не совсем поздно высказать предложения по Указу Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 № 3401. Имеется правовая неопределенность в преамбуле Указа при указании на его цели, одной из которых является предотвращение необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования. В различных нормативных правовых актах имеются различные определения понятий субъектов хозяйствования, вследствие чего сфера действия Указа не подлежит однозначному выделению. Предлагаю в преамбуле Указа слова «субъектов хозяйствования» заменить словами «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 2. Не определено в полной мере место института освобождения от административного взыскания в ряду прочих процедур административного процесса. КоАП содержит описание, порядок применения и последствия освобождения от административной ответственности, но не от взыскания. В частности, неясно, как влияет освобожденное от административного взыскания на повторность административных правонарушений или на то, считается ли лицо не подвергавшимся административному взысканию. Поскольку нормы, регулирующие соответствующие правоотношения, содержатся в ПИКоАП, предлагаю в ст. 16.8 данного кодекса и в тексте Указа слова «освобождение от административного взыскания» заменить словами «освобождение от исполнения административного взыскания». 3. Является устаревшей норма п. 2 Указа, которой предусматривается, что право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней делегировано Межведомственной комиссии. Однако необходимость в таком делегировании в настоящее время отсутствует, поскольку данное право у комиссии прямо предусмотрено ст. 16.8 ПИКоАП. Предлагаю норму о делегировании исключить, а в преамбулу Указа включить ссылку на ст. 16.8. ПИКоАП как на основание для его принятия. 4. Имеется пробел в законодательстве, который заключается в том, что ст. 16.8. ПИКоАП предусмотрено, что решение об освобождении от административного взыскания в порядке, определенном законодательными актами, может принято наряду с Межведомственной комиссией также и Президентом Республики Беларусь. Однако порядок принятия такого решения Президентом законодательством не урегулирован. Предлагаю включить в Указ нормы, регулирующие порядок реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права на обращение непосредственно к Президенту Республики Беларусь по вопросам освобождения от административных взысканий.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) сообщило, что предложение о необходимости корректировки преамбулы Указа Президента Республики Беларусь от 23 июля 2015 г. № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней» (далее – Указ № 340) в части использования термина «субъекты хозяйствования» будет учтено при корректировке Указа № 340. Освобождение от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь, Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – Межведомственная комиссия) является в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) основанием для прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания. Со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП, физическое или юридическое лицо считается не подвергшимся административному взысканию (абзац шестой статьи 4.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)). Если лицо считается не подвергавшимся административному взысканию за совершенное административное правонарушение, то повторность административных правонарушений с учетом положений статьи 2.4 КоАП отсутствует. Учитывая изложенное, МНС предложение о корректировке статьи 16.8 ПИКоАП считает нецелесообразным. Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» решения об освобождении юридического лица, индивидуального предпринимателя от административных взысканий и (или) уплаты пеней принимаются Президентом Республики Беларусь. Такие решения принимаются в виде указов и распоряжений. Указом № 340 Межведомственной комиссии делегированы полномочия на принятие вышеуказанных решений и установлен соответствующий порядок. Учитывая изложенное, устанавливать в Указе № 340 порядок реализации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права на обращение к Президенту Республики Беларусь по вопросам освобождения от административных взысканий нецелесообразно. Одновременно МНС сообщает, что обобщенная информация о результатах проведенного правового мониторинга Указа № 340 будет размещена на официальном интернет-сайте МНС в установленный законодательством срок.
Ответ госоргана