Улучшаем законодательство вместе

Предложения по улучшению законодательства
BQE12
0
01.05.2025 17:37
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
 О выплате выходного пособия в связи с внедрением искусственного интеллекта На сегодняшний день взятый курс на цифровизацию, а именно на внедрение искусственного интеллекта (далее – ИИ) во все ключевые направления жизнедеятельности человека, общества и государства в целом, помимо положительных моментов: сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономия времени, оставляет нерешенным вопрос о размере справедливых выходных пособий при сокращении численности или штата работников в связи с внедрением ИИ. Поясню на примере: я специалист, который занимается договорной работой на предприятии. В отделе условно 10 человек. В договорную деятельность начинают внедрять ИИ, который на базе данных из системы электронного документооборота (далее – СЭД) начинает обучаться составлению договоров, протоколов, ЛПА и иных документов. В итоге это приведет к автоматизации процессов в составлении данных документов, что несомненно повлечет за собой сокращение численности или штата работников в организации, но стоит отметить, что без участия 10 человек, которые ранее наработали эту базу данных (договоров, протоколов, ЛПА и т.д.) в СЭД, не получилось бы должным образом адаптировать ИИ к деятельности конкретного предприятия (всегда есть важные нюансы в договорах, протоколах, ЛПА и т.д. в связи с спецификой производства, не любые документы подойдут для обучения ИИ на всех предприятиях). В данном случае в обучение ИИ вкладывается наработанный годами интеллектуальный труд работников, и при сокращении численности и штата работников в связи с внедрением ИИ, целесообразно предусмотреть в законодательстве о труде особый (иной) размер выходного пособия, а именно учитывать срок трудового стажа работника в занимаемой должности перед сокращением и выплачивать ему среднемесячный заработок (либо иную установленную законодателем базовую выплату), ежемесячно в течении срока эквивалентного его трудовому стажу. Обращаю внимание на то, что ИИ – инструмент, а наработанная годами база данных (интеллектуальный труд в виде документов) – фундамент для функционирования ИИ на предприятии, без него эффективность ИИ как инструмента была бы значительно ниже, поэтому в целях предания должной значимости (в денежном выражении) интеллектуальному труду работников на основе которого будет производиться обучение ИИ, предлагаю: 1. Дополнить п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь следующими словами ", в том числе в связи с внедрением искусственного интеллекта;"; 2. Дополнить абзац 3 ст. 48 Трудового кодекса Республики Беларусь следующими словами ", а в случае сокращения численности или штата работников в связи с внедрением искусственного интеллекта, в размере среднемесячного заработка в течении срока эквивалентного трудовому стажу в занимаемой ранее должности перед сокращением.".
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Минтруда) сообщило, что в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) нанимателю предоставлено право расторгать трудовые договоры в случае необходимости сокращения численности или штата работников. Принятие решения о сокращении численности или штата работников, как правило, обусловлено такими объективными причинами, как необходимость обеспечения эффективности производственного процесса, рациональное использование кадров, изменение организации труда работников, в том числе внедрение искусственного интеллекта. Таким образом, данное основание увольнения является общим основанием для прекращения действия трудового договора, и не связано с конкретными действиями (бездействием) работника. В этой связи предлагаемое дополнение пункта 1 статьи 42 Трудового кодекса таким основанием расторжения трудового договора как сокращение численности или штата работников, в том числе в связи с внедрением искусственного интеллекта, Минтруда полагает нецелесообразным. Согласно части третьей статьи 48 Трудового кодекса при прекращении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников (пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса) работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее трех среднемесячных заработков. Выплата выходного пособия в указанном размере осуществляется с целью материальной поддержки работника в связи с потерей им работы и является минимальной гарантией, предусмотренной Трудовым кодексом. При этом, согласно части шестой статьи 48 Трудового кодекса размер данного выходного пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, нанимателем. На основании изложенного Минтруда считает излишней предлагаемую корректировку части третьей статьи 48 Трудового кодекса в части установления выходного пособия в размере среднемесячного заработка в течение срока, эквивалентного трудовому стажу в занимаемой ранее должности перед сокращением.
Ответ госоргана
nataliy
0
28.04.2025 14:25
Законодательство о социальной защите и социальном страховании
Цитата
Добрый день! Обращаюсь с просьбой внести изменения в Закон Республики Беларусь № 239-З от 14 июня 2007г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно в Главу 3 «Льготы по проезду на пассажирском транспорте, льготы по пользованию местами на автомобильной парковке» Статью 15  «Льготы по проезду на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий бизнес-класса, межрегиональных линий, вагонах или поездах международных линий формирования Белорусской железной дороги (в пределах Республики Беларусь), внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, воздушных судах, осуществляющих внутренние воздушные перевозки, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении». Белорусская железная дорога – система, которая является одним из самых востребованных, быстрых и комфортных транспортных средств передвижения как между городами Республики Беларусь, так и за пределами страны. Учитывая дороговизну проездных билетов по проезду на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий бизнес-класса, межрегиональных линий, вагонах или поездах международных линий формирования Белорусской железной дороги в пределах Республики Беларусь, а также за пределами Республики Беларусь, а также согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме, целесообразно внести изменения в статью 15 пункт 10 (Право на проезд с оплатой по льготному тарифу на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий бизнес-класса, межрегиональных линий, вагонах или поездах международных линий формирования Белорусской железной дороги (в пределах Республики Беларусь) и автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, имеют дети в возрасте от 5 до 10 лет.), а именно увеличить возраст детей, имеющих право на проезд с оплатой по льготному тарифу. Отдельно хочется выделить такую социально уязвимую категорию граждан, как дети-инвалиды. На сегодняшний день родителям детей-инвалидов необходимо приобретать проездные билеты по проезду на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий бизнес-класса, межрегиональных линий, вагонах или поездах международных линий формирования Белорусской железной дороги в пределах Республики Беларусь, а также за пределами Республики Беларусь, на ребенка-инвалида с 10-ти до 18-ти лет по полному тарифу со 100 %-ной оплатой. В то время, как многие дети-инвалиды получают медицинскую помощь в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах за пределами основного места жительства в Республике Беларусь, а также за пределами Республики Беларусь (например, в России – стране – участнице Союзного государства - находятся белорусские санаторно-курортные организации). Целесообразно добавить в статью 15 пункт о праве на проезд по льготному тарифу детей-инвалидов Республики Беларусь в возрасте до 18 лет и сопровождающих их лиц в пределах Республики Беларусь, а также за пределами Республики Беларусь. Также хочется отметить, что Республика Беларусь и Российская Федерация являются государствами - участниками Договора о создании Союзного государства. Вношу предложение о принятии Соглашения о Межгосударственном пассажирском сообщении исключительно между Республикой Беларусь и Российской Федерацией с учетом предоставления скидок отдельным категориям граждан. Также хочется отметить, что холдинг «РЖД» восьмой год подряд принимает решение о предоставлении скидки в размере 50% на проезд детей от 10 до 17 лет включительно в период с 1 июня по 31 августа. Специальный тариф позволяет семьям с детьми сэкономить средства на организацию летнего отдыха. Предоставленная скидка Белоруской железной дорогой до 25% (в зависимости от маршрута следования) на проезд детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно в период с 1 июня по 31 августа 2025 года в международном сообщении Беларусь – Россия – Беларусь будет действовать только при проезде в купейных вагонах поездов, что также крайне дорого! С уважением, Астахова Наталья Николаевна
Министерство транспорта и коммуникаций не возражает против расширения льгот отдельным категориям граждан на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах региональных линий бизнес-класса, межрегиональных линий, вагонах или поездах международных линий формирования Белорусской железной дороги (в пределах Республики Беларусь) и автомобильным транспортом общего пользования, осуществляющим междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении. Предложение об изменении статьи 15 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон) будет проработано совместно с иными республиканскими органами государственного управления в установленном порядке при очередной корректировке Закона.
Ответ госоргана
МихаилВ87
1
24.04.2025 13:36
Без отнесения к отрасли права
Цитата
Предлагается не вводить обязательное спешивание велосипедистов при пересечении дороги по пешеходному переходу, а оставить возможность пересечения дороги двигаясь на велосипеде со скоростью идущего шагом пешехода.
Предложение о пересечении дороги велосипедистами уже поступало на Правовой форум Беларуси. С ответом Министерства внутренних дел, размещенным в ответ на предложение пользователя Вячеслава 09.10.2024 13:48, можно ознакомиться по ссылке: https://forumpravo.by/opinion/57/?PAGEN_2=23.
Принято в работу
Иван_Иван
12
22.04.2025 09:15
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Предлагаю разрешить плательщикам налога на проф. доход (фотографам, видеооператорам, дизайнерам, ретушерам и др.) работать с рекламными и ивент агентствами. Сейчас ситуация такова (как мне объяснили): агентства должны брать специалиста в штат либо сотрудничать с ИП. Но если определенных заказов мало и/или это специалист узкого профиля, который нужен пару раз в год, то брать его в штат нецелесообразно. Точно так же и специалисту не резон регистрировать ИП. А конечный клиент, работающий с агентствами, в большинстве случаев едва ли будет искать специалистов напрямую, поэтому плательщики налога на проф. доход оказываются "за бортом", хотя могли бы составить достойную конкуренцию штатникам из агентств. Сложно быть универсалом и успешно работать в разных жанрах (например, снимать и свадьбы, и репортажи, и рекламу в студии – от еды до ювелирки). Универсал всегда проигрывает узкому специалисту. Как известно, конкуренция улучшает качество продуктов, так почему бы не разрешить плательщикам налога на проф. доход работать с агентствами, чтобы повысить качество отечественной рекламы на экранах, билбордах и упаковках? Что в свою очередь в определенной степени положительно скажется на продажах белорусских товаров.
Принято в работу
BQE12
0
20.04.2025 01:01
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
В дополнении к предложению "О создании системы учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектом хозяйствования" отмечу, что мое предложение отличается от банков данных ЛПА по субъекту и уровню систематизации, нормотворческий орган обособляет субъекты хозяйствования от государственных органов и организаций, следовательно, нужна отдельная от банков данных ЛПА, общедоступная электронная система учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектов хозяйствования с неперсонифицированными данными работников. Отмечу, что системный и структурированный подход является более удобным, нежели создавать отдельный банк данных ЛПА для каждого субъекта хозяйствования.
Принято в работу
BQE12
0
19.04.2025 22:45
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
О создании системы учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектом хозяйствования На мой взгляд, в системе правового регулирования трудовых отношений работника и нанимателя не придается должного внимания роли локальным правовым актам (далее – ЛПА)  и их соответствию нормативным правовым актам (далее – НПА). Отмечу, что в Трудовом кодексе Республики Беларусь присутствуют многочисленные отсылки к правовому регулированию трудовых отношений ЛПА. По сути, нормотворческий орган делегирует свои полномочия в сфере нормотворчества нанимателю (руководителю субъекта хозяйствования) для дальнейшего правового регулирования трудовых отношений путем издания (принятия) ЛПА, действия которых ограничено и распространяется на: 1) определенный круг лиц (т.е. работников); 2) определенную территорию (т.е. территорию субъекта хозяйствования). Таким образом, ЛПА нанимателя вполне обосновано можно считать продолжением НПА – Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), что подчеркивает значимость ЛПА в правовом регулировании трудовых отношений. Обращаю внимание, что перед внесением изменений и (или) дополнений в ТК или иной НПА, все изменения и (или) дополнения выносятся на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси. Нормотворческим органом опосредовано либо прямо учитываются мнения, как рядовых граждан различных слоев населения и сфер деятельности, так и научных (общественных, политических) деятелей, должностных лиц государственных органов и организаций, что способствует качественному совершенствованию изменяемых и (или) дополняемых правовых норм содержащихся НПА.  В издании (принятии) ЛПА задействован очень узкий круг специалистов (юристов) нанятых нанимателем. Юридические отделы (службы) субъектов хозяйствования зачастую находятся на ступень ниже уровня правовой культуры в сравнении с нормотворческим органом, научными деятелями, должностными лица государственных органов и организаций, что отражается на качестве правовых норм ЛПА. Безусловно инициатором издания (принятия) ЛПА должен быть руководитель и заинтересованные в этом специалисты (юристы) субъекта хозяйствования, так как это помогает достигать лучших результатов в правовом и экономическом (финансовом) регулировании субъекта хозяйствования, но велика вероятность, что в погоне за экономическим (финансовым) благополучием организации (предприятия и т.д.), руководитель, по сути, имея делегированные полномочия от нормотворческого органа по правовому регулированию трудовых отношений, может немного смещать фокус внимания с четкого следования и соответствия правовым нормам прописанным в законодательстве о труде в сторону направления достижения прибыли, отражая в ЛПА правовые нормы, которые могут не соответствовать НПА, что в конечном итоге может приводить к нарушению прав и законных интересов работника. По моему мнению, субъекты хозяйствования разрабатывая программы, концепции развития, комплексные планы и т.д. локального уровня, не всегда ориентируются на НПА, программы, концепции развития, комплексные планы национального уровня, что может приводить с виду к экономически (финансово) обоснованным оптимизациям (сокращения численности и штата работников) в коммерческих и некоммерческих организациях, но отрицательно сказываться на социально-ориентированных мерах защиты прав и законных интересов граждан (работников). Я касаюсь именно деструктивных моментов оптимизации (сокращения численности и штата работников), когда повышение прибыли субъекта хозяйствования достигается не соблюдением балансного соотношения труда и численности (штата) работников для производства товаров, работ, услуг, а путем увольнения (сокращения) работников и необоснованного увеличения объема работы (дополнительной работы) оставшимся работникам (без учета согласия самого работника), за тоже вознаграждение (заработную плату), что также может приводить к нарушению трудовых прав и законных интересов работника, которые сложно защитить в суде из-за отсутствия правового регулирования в части границ зон обслуживания работника (отсутствует четкое согласованное с работником документальное закрепление за ним зоны обслуживания (объема работы)). В целом, если правовые нормы ЛПА полностью или частично не соответствуют НПА (концепциям, программам и т.д.), то рядовому работнику, не имеющему юридического образования (хотя наличие юридического образования иногда не показатель) очень трудно самостоятельно определить, в чем кроется несоответствие (наличие в ЛПА неочевидных (скрытых) логических ошибок и т.д.). Зачастую, некоторые работники могут и не понимать иерархию НПА, могут не знать правовых основ (нюансов), и выполнять предписанные правовые нормы ЛПА, которые полностью или частично противоречат НПА (концепциям, программам и т.д.). Подводя итог, и выделяя основные вышеуказанные мысли, мне стоит отметить и дополнить, что качество правовых норм ЛПА субъектов хозяйствования зависит как от юридической подготовки и работы юридических служб, так и более широкого круга участников (граждан, научных работников, государственных органов и т.д.), у которых должен быть электронный доступ к изучению (ознакомлению) уже изданных (принятых) ЛПА для возможности внесения предложений субъекту хозяйствования об корректировке и усовершенствованию правовых норм в ЛПА, в том числе, в части соответствия их НПА (программным (концептуальным) актам государственного уровня). Данные действия позволят повысить защиту трудовых прав и законных интересов работников. Вместе с тем, выносить на широкое обсуждение проект ЛПА или его изменения и дополнения по примеру НПА не целесообразно. В издании (принятии) ЛПА зачастую нужна оперативность, а в дальнейшем ЛПА могут подлежать корректировке и совершенствованию, к примеру исследоваться в научных работах. Студенты всех учреждений высшего (среднего специального) образования Беларуси, имеющих юридический профиль, при наличии электронного доступа к ЛПА субъектов хозяйствования, смогут исследовать ЛПА в курсовых работах и в период прохождения практики на предприятиях (организациях) делится предложениями по корректировке и усовершенствованию ЛПА. Участие по внесению предложений о корректировке и совершенствованию ЛПА, также смогут принимать и должностные лица государственных органов и организаций. По сути, у всех должен быть электронный доступ к ЛПА субъектов хозяйствования, которые не раскрывают персональных данных работников, и в целом, могут быть общедоступными. Электронный доступ к ЛПА субъектов хозяйствования должен представлять собой общедоступную электронную систему (реестр, базу) ЛПА с неперсонифицированными данными работников. В целях следования тенденциям цифровизации в соответствии с Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы и соответствию принципу свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации", а также повышения качества ЛПА и защиты трудовых прав и законных интересов работников, предлагаю создать электронную общедоступную систему учета и контроля изданных (принятых) ЛПА субъектов хозяйствования. Аналогичное предложение содержится в тезисах докладов межвузовской научной конференции студентов и аспирантов (15 апр. 2010 г., Минск) / – Минск, 2010. – С. 39 - 41 "Локальные нормативные правовые акты в правовой системе Республики Беларусь", автор: Д.Корнеевец (ГИУСТ БГУ), научный руководитель: кандидат юрид. наук, доцент С.М.Сивец, по ссылке: http://elib.bsu.by/handle/123456789/113784. Учитывая взятый в стране курс на диджитализацию (цифровизацию), я лишь актуализировал данное предложение, так как оно на сегодняшний день вполне осуществимо.
Принято в работу
Инна Климова
25
18.04.2025 16:57
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
В отношении высшего образования необходимо существенно менять подходы и трансформировать систему обучения ибо деление на общее высшее образование, углублённое высшее образование и специальное высшее образование не оправдало себя и привело к выхолащиваю самой сути высшего образования: как подготовка специалистов с фундаментальными специальными знаниями. Если человек получает высшее образование по определенной специальности, то оно должно быть только углубленными и специальными, и только при таком подходе можно говорить о ценности для общества в целом высшего образования и о высокой  эффективности подготовки кадров для страны. Наличие общего высшего образования не оправдало себя в связи с тем, что в программы по подготовке необоснованно включена масса общеобразовательных предметов в ущерб часам изучения специализированных профильных и смежных с ними предметов, что не способствует подготовке высококвалифицированных кадров для страны. Это существенный недостаток, который необходимо исправлять. Поэтому необходимо глобально пересмотреть подходы к высшему образованию, убрать общее высшее образование, соединить углубленное и специальное высшее образование, что позвонит существенно повысить уровень подготовки специалистов   за счёт углубленного изучения профильных и смежных с ними дисциплин. Такой подход позволит вернуться к той системе подготовки специалистов с высшим образованием, который был ранее и который гарантировал для общества после получения высшего образования высококвалифицированных специалистов по конкретной специальности, для которого не требовалось идти ни на какие доп.курсы, чтобы подтверждать свою квалификацию  как грамотного в этой области специалиста. С учётом изложенного  существенного пересмотра требуют образовательные программы, которые отстают от требований времени, так  как общеобразовательные предметы должны изучаться в системе среднего образования, но никак не высшего. Высшее образование должно  с самого начала погружать студентов в их специализацию и двигаться вместе с ними только в русле углубления изучения специальных профильных и смежных с ними дисциплин  в рамках получения высшего образования по избранной специальности. Даже факультативы должны иметь профильную ориентацию по различным аспектам выбранной специальности.
Принято в работу
BQE12
0
16.04.2025 23:47
Без отнесения к отрасли права
Цитата
О лингвистической несогласованности и разночтении формулировки передаточного акта в НПА      Формулировка (слова) "передаточный акт" в нормативных правовых актах, таких как Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее – Указ №138) не согласуется с п. 100 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее – Инструкция) в котором указано, что заголовком к тексту акта является содержание актируемого события. Заголовок акта должен согласовываться с названием вида документа и формулироваться с помощью отглагольного существительного в предложном или родительном падеже. Согласно данной Инструкции единственным правильным вариантом формулировки является не "передаточный акт", а "акт приема-передачи", что подтверждается в п. 8 Инструкции, где используется формулировка "акт приема-передачи" – отглагольное существительное в предложном или родительном падеже. Изменять данную формулировку в Инструкции на отглагольное прилагательное не целесообразно, так как придется вносить изменения в НПА к устоявшимся формулировкам (словам). К примеру: слова "акт обмера" придется заменить на слова "обмерный акт", а "акт проверки" на "проверочный акт" и т.д.       Даже если представить, что слова "передаточный акт" – речевой оборот, а единственным правильным названием вида документа является "акт приема-передачи", то это не решит проблему разночтения, так как некоторые государственные органы и (или) организации, а также субъекты хозяйствования будут настаивать об  единственном правильном варианте вида документа (и его названия) как "передаточный акт", исходя из того, что такую формулировку использует нормотворческий орган в Указе № 138 и (или) в ГК (дополнительно ссылаясь на императивность, правопреемственность, не допустимость иного прочтения и т.д.).      Стоит отметить, что нормотворческий орган используя в НПА слова "передаточный акт" порождает разночтения, и нарушает вполне разумные правила установленные п. 100 Инструкции (в части заголовка акта). Я считаю, что правила установленные в отношении заголовка акта должны распространятся на любой вид акта, не важно это "акт обмера" или "акт проверки", не должно быть исключений в виде "передаточного акта", такие исключения ломают любой унифицированный (системный) подход и принцип общеобязательности установленных правил, а в этом и есть истинный смысл правопреемственности, сохранять не слова (формулировку), а технику, правила, унификацию, системность, подходы, принципы, концепцию. Если правопреемственность сейчас измеряется лишь сохранением слов (формулировки), и при этом, эти слова нарушают что-то из перечисленного (базовые и фундаментальные конструкты), то эти слова подлежат изменению и адаптированию к базовым и фундаментальным конструктам в первую очередь на мой взгляд.      В целях сохранения единообразного подхода в части правил установленных к заголовку акта, а также во избежания дальнейших разночтений формулировки "передаточного акта" в ГК и Указе № 138, предлагаю во всех НПА вместо слов "передаточный акт" использовать слова "акт приема-передачи" (в отношении "акта обмера" не используется же формулировка "обмерный акт") или просто дополнить НПА формулировкой "передаточный акт (акт приема-передачи)". Данные изменения (дополнения) внесут ясность, точность и единообразное понимание отдельно взятой формулировки в НПА, а также избавят от лингвистической несогласованности НПА с Инструкцией (в части разночтения формулировки "передаточный акт").      Примечание: в приложении к Постановлению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь 27.06.2012 № 22 "Об установлении примерной формы договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности" (дествовавшего до 20.11.2023) передаточный акт и акт приема-передачи воспринимался как одно и тоже. В тексте договора аренды примерной формы используется формулировка "передаточный акт", а в приложении к нему "акт приема-передачи"), аналогичная позиция отражена и в п. 5 Постановлении Пленума хозяйственного суда Республики Беларусь №1 от 15.02.2012 передаточный акт (акт приема-передачи) или иному документу (одно и тоже).
Схожие вопросы, содержались в Вашем предложении от 19.12.2024 12:05, размещенном на Правовом Форуме Беларуси (https://forumpravo.by/opinion/57/?PAGEN_2=25), на которое Государственным комитетом по имуществу был дан ответ по существу.
BQE12
0
06.04.2025 18:10
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
О дополнении или разъяснении Указа №138 Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее - Указ №138) предусматривает 3 комиссии: 1) комиссия, создаваемая арендодателем (в части обмера сдаваемой в аренду площади); 2) комиссия, создаваемая арендодателем (в части приема-передачи Имущества в аренду); 3) комиссия, создаваемая арендодателем  по организации и проведению аукциона.  Иных комиссий в Указе №138 не предусмотрено, но стоит отметить, что в данном указе используются такие формулировки как: "принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду" и "принятия решения о сдаче в аренду недвижимого имущества". В целом "принятие решения" (как формулировка) предоставляет собой выбор руководителя (арендодателя) каким способом принимать решение. Оно может быть принято как приказом (распоряжением), так и протоколом (комиссией). Рассмотрение данных вопросов должно приниматься (на мой взгляд) исключительно приказом (распоряжением) арендодателя, во избежание бюрократии и излишний заседаний комиссий, их и так более чем достаточно. Приказ (распоряжение) является более оперативным решением по сравнению с протоколом (заседанием комиссии). Проекты приказов (распоряжений) целесообразно визировать у всех заинтересованных лиц арендодателя (учитывать их мнения) посредством СЭД, в части касающейся их зоны ответственности по объекту аренды и его дальнейшей сдачи (по сути принцип той же "комиссии" только в цифровом формате и быстро). Стоит отметить, что протокол размывает ответственность руководителя на всех членов комиссии, что может приводить к бесхозяйственности и сложности в установлении виновных лиц, и привлечении их к ответственности. Издание руководителем приказа (распоряжения) позволит более ответственно подходить к принятию решения (в том числе к выбору окружающих его специалистов), так как руководитель в таком случае будет нести персональную ответственность за принятое решение. В Директиве Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 "О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины" (далее - Директива №11) взят курс на дебюрократизацию управленческих процессов, их цифровизацию и упрощение, в том числе с помощью СЭД. Одним из важных направлений также является прекращения формирований и функционирования излишних комиссий, прямо не предусмотренных в НПА. Считаю, что данные меры должны находить свое отражение и в Указе № 138. На основании изложенного, предлагаю во исполнение Директивы №11, внести в Указ № 138 дополнения в виде примечаний к формулировкам "принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду" и "принятия решения о сдаче в аренду недвижимого имущества" или разработать официальные рекомендации (разъяснения) к Указу №138 следующего содержания по смыслу (текст ориентировочный, отражает только идею): "*Принятие решения о предполагаемой сдаче в аренду и принятие решения о сдаче в аренду недвижимого имущества необходимо издавать исключительно в виде соответствующих приказов (распоряжений) арендодателя, в целях исполнения направлений Директивы Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 11 "О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины". Проекты приказов (распоряжений) целесообразно визировать у всех заинтересованных лиц арендодателя (учитывать их мнения) посредством СЭД, в части касающейся их зоны ответственности по объекту аренды и его дальнейшей сдачи (по сути принцип той же "комиссии" только в цифровом формате и более оперативно). Стоит отметить, что протокол размывает ответственность руководителя на всех членов комиссии, что может приводить к бесхозяйственности и сложности в установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности. Издание руководителем приказа (распоряжения) позволит более ответственно подходить к принятию решения (в том числе к выбору окружающих его специалистов), так как руководитель в таком случае будет нести персональную ответственность за принятое решение, что позволит оптимизировать (дебюрократизировать) и ускорить управленческие процессы.".
Принято в работу
Игорь Борисёнок
650
02.04.2025 22:00
Законодательство в области образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, информации и информатизации, культуры, физической культуры и спорта, туризма
Предлагаем вернуться в Беларуси к традиционной системе высшего образования."Очень важный вопрос - о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения в условиях новых требований, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагаем следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет".В рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные по срокам подготовки программы в зависимости от профессии, отрасли и запросов рынка труда. Также, при необходимости, студент сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень образования выделить аспирантуру.Переход на новую систему должен быть плавным."Студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах".В базовое высшее образование предлагаем выделить бакалавриат/специалитет, в специализированное - магистратуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Аспирантура (адъюнктура) выделить в отдельную ступень.Предлагаем "уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень - базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами"."Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента Беларуси одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности".При реализации программ базового высшего образования, должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. При этом сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно.Особое внимание уделить трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования."Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)".Введение специализированного высшего образования включает ряд изменений. Так, поступление будет возможно только после окончания базового высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно. Также необходимо усовершенствовать процедуру приема, введя программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования.Кроме того специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест.Помимо этого  предусмотреть введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей.Все озвученные предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц."Перечень образовательных программ базового, специализированного высшего образования, переработать всем вместе в самое ближайшее время и с рынком труда".В новой системе в дипломе необходимо указывать количество лет, которое учился студент по тому или иному направлению. Поскольку "у нас появляется при базовом высшем образовании такая гибкость по срокам, то логично было бы указывать сколько же учился выпускник той или иной программы".Кто проучился не менее пяти лет на ступени базового высшего образования, смогут поступить в аспирантуру. Те, кто закончил программы специализированного высшего образования, также смогут поступать в аспирантуру.При создании национальной системы высшего образования необходимо учитывать мнение работодателей и студентов, а также быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом. Кроме того  важно сохранить в новой системе высшего образования баланс фундаментальных знаний и практической работы."Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками".Новая система высшего образования позволит готовить специалистов, более ориентированных на практическое применение своих навыков. При ее внедрении важно также сохранить гибкость учебного процесса, возможность смены траектории обучения с учетом высокого запроса на междисциплинарность."Сегодня требование к квалификации людей все время растет, потому что слишком быстро все меняется, человеку трудно приспособиться, и зачастую человек, который начал учиться по какому-то направлению, в конце учебы оказывается, что это направление давно исчезло".После введения новой системы высшего образования выпускники белорусских вузов сохранят возможность учиться и работать за рубежом со своими дипломами, так как признанные ООН уровни образования в ней остаются."У нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Поэтому люди, которые хотят работать на западе, хотят занимать какие-то места, должности (...) где-то требуется диплом бакалавра, где-то диплом магистра, где-то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Поэтому,  это и будет продолжаться", -  перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС.Как показали результаты рейтингования вузов международными агентствами, белорусское высшее образование высоко ценится в мире, оставаясь важным компонентом международного взаимодействия и сотрудничества.