| Цитата |
|---|
| Предложение по улучшению правового регулирования зоны обслуживания и дополнительной работы В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) отсутствует определение "зона обслуживания". Исходя из ст. 67 ТК можно сделать вывод, что законодатель предоставляет широкие возможности для трактовки зоны обслуживания, что на мой взгляд негативно влияет на права и законные интересы граждан, предписанные Конституции Республики Беларусь. Справочно: Ст. 42 Конституции Республики Беларусь Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Обоснование: В соответствии со ст. 67 ТК Можно сделать вывод, что зона обслуживания (на мой взгляд) понимается как выполнение работником трудовых обязанностей (работы), определенных трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены). Я считаю, что данное определение больше подходит к трудовой функции, и не раскрывает сущность определения зоны обслуживания, так как оно более узкое, чем трудовая функция и трудовые обязанности, закрепленные должностной (рабочей) инструкции. Зона обслуживания определяет и конкретизирует объем выполняемой работы предписанный в трудовых обязанностях, закрепляемых должностной (рабочей) инструкцией. Для достижения точного правового регулирования дополнительной работы в ст. 67 ТК нужно понимать, что собой представляет зона обслуживания, как она закрепляется, является ли изменение зоны обслуживания существенным условием труда и т.д. Если зона обслуживания не будет письменно согласовываться, закрепляться и подписываться работником, то определить рамки, где есть дополнительная работа, а где ранее определенный основной объем работы будет практически невозможно. Нужно более четко: качественно и количественно (нормировано) разграничить труд работника, чтобы наниматель не мог "вешать" дополнительную работу без справедливой оплаты и добровольного согласия работника. Предлагаю в ст. 1 ТК "Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения" дополнить определением "зона обслуживания", изложив его в следующей редакции: "зона обслуживания - это закрепленный за работником объем выполняемой работы (нормы труда), исходя из его трудовых обязанностей, предписанных в должностной (рабочей) инструкции.". В целях соблюдения конституционно-правовых норм, считаю целесообразным, включить в ТК следующие примерные правовые нормы в области правового регулирования зоны обслуживания: "Зона обслуживания является приложением к трудовому договору, которое согласовывается и подписывается нанимателем и работником при приеме на работу, изменение зоны обслуживания (объема и сроков выполняемой работы) является существенным условием изменения труда, которое должно согласовываться с работником. При формировании зоны обслуживания работника, наниматель обязан использовать образцы документов и стандарты и т.д., предусмотренные законодательными актами". Примечание: Я считаю, что нормотворческий орган должен дополнить ЕСКД образцами и стандартами документов по формированию зон обслуживания или предусмотреть их в отдельных законодательных актах, чтобы наниматель не применял широкие и расплывчатые формулировки, мешающие качественно и количественно определить (и понять), что работник должен сделать за предлагаемую ему заработную плату. |
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Минтруда и соцзащиты) проинформировало, что согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – ТК), Общим положениям Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, и Общим положениям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, квалификационные (тарифно-квалификационные) характеристики содержат должностные обязанности (трудовые функции) работника, то есть определяют характеристику труда. В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по нормированию труда в организациях, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 123, объем работы на каждом рабочем месте, т.е. «зона обслуживания» определяется на основании норм труда (нормы времени, выработки, численности, обслуживания, управляемости, нормированные задания). Под нормой обслуживания понимается количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно- технических условиях. Минтруда и соцзащиты сообщило, что, исходя из объемов работ, а также норм труда, определяется штатная численность работников, которая отражается в локальном правовом акте организации – штатном расписании. Что касается увеличения расширения зон обслуживания (увеличения объема работы), то согласно статье 67 ТК данная работа предполагает дополнительную работу по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего). Объем такой работы определяется исходя из штатной единицы (доли штатной единицы), распределенной нанимателем по согласованию с работником, с закреплением его в приказе (распоряжении). С учетом изложенного, Минтруда и соцзащиты считает дополнение ТК определением термина «зона обслуживания» и, следовательно, в квалификационные справочники нецелесообразным.
Правовой форум