Улучшаем законодательство вместе

Предложения по улучшению законодательства
BQE12
0
17.12.2024 00:23
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
Предложение по улучшению правового регулирования зоны обслуживания и дополнительной работы         В ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) отсутствует определение "зона обслуживания". Исходя из ст. 67 ТК можно сделать вывод, что законодатель предоставляет широкие возможности для трактовки зоны обслуживания, что на мой взгляд негативно влияет на права и законные интересы граждан, предписанные Конституции Республики Беларусь. Справочно: Ст. 42 Конституции Республики Беларусь Лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Обоснование: В соответствии со ст. 67 ТК Можно сделать вывод, что зона обслуживания (на мой взгляд) понимается как выполнение работником трудовых обязанностей (работы), определенных трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией) в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены). Я считаю, что данное определение больше подходит к трудовой функции, и не раскрывает сущность определения зоны обслуживания, так как оно более узкое, чем трудовая функция и трудовые обязанности, закрепленные должностной (рабочей) инструкции. Зона обслуживания определяет и конкретизирует объем выполняемой работы предписанный в трудовых обязанностях, закрепляемых должностной (рабочей) инструкцией. Для достижения точного правового регулирования дополнительной работы в ст. 67 ТК нужно понимать, что собой представляет зона обслуживания, как она закрепляется, является ли изменение зоны обслуживания существенным условием труда и т.д. Если зона обслуживания не будет письменно согласовываться, закрепляться и подписываться работником, то определить рамки, где есть дополнительная работа, а где ранее определенный основной объем работы будет практически невозможно. Нужно более четко: качественно и количественно (нормировано) разграничить труд работника, чтобы наниматель не мог "вешать" дополнительную работу без справедливой оплаты и добровольного согласия работника. Предлагаю в ст. 1 ТК "Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе, и их определения" дополнить определением "зона обслуживания", изложив его в следующей редакции: "зона обслуживания - это закрепленный за работником объем выполняемой работы (нормы труда), исходя из его трудовых обязанностей, предписанных в должностной (рабочей) инструкции.". В целях соблюдения конституционно-правовых норм, считаю целесообразным, включить в ТК следующие примерные правовые нормы в области правового регулирования зоны обслуживания: "Зона обслуживания является приложением к трудовому договору, которое согласовывается и подписывается нанимателем и работником при приеме на работу, изменение зоны обслуживания (объема и сроков выполняемой работы) является существенным условием изменения труда, которое должно согласовываться с работником. При формировании зоны обслуживания работника, наниматель обязан использовать образцы документов и стандарты и т.д., предусмотренные законодательными актами". Примечание:  Я считаю, что нормотворческий орган должен дополнить ЕСКД образцами и стандартами документов по формированию зон обслуживания или предусмотреть их в отдельных законодательных актах, чтобы наниматель не применял широкие и расплывчатые формулировки, мешающие качественно и количественно определить (и понять), что работник должен сделать за предлагаемую ему заработную плату.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Минтруда и соцзащиты) проинформировало, что согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь (далее – ТК), Общим положениям Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1, и Общим положениям Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, квалификационные (тарифно-квалификационные) характеристики содержат должностные обязанности (трудовые функции) работника, то есть определяют характеристику труда. В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по нормированию труда в организациях, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 123, объем работы на каждом рабочем месте, т.е. «зона обслуживания» определяется на основании норм труда (нормы времени, выработки, численности, обслуживания, управляемости, нормированные задания). Под нормой обслуживания понимается количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно- технических условиях. Минтруда и соцзащиты сообщило, что, исходя из объемов работ, а также норм труда, определяется штатная численность работников, которая отражается в локальном правовом акте организации – штатном расписании. Что касается увеличения расширения зон обслуживания (увеличения объема работы), то согласно статье 67 ТК данная работа предполагает дополнительную работу по такой же вакантной должности служащего (профессии рабочего). Объем такой работы определяется исходя из штатной единицы (доли штатной единицы), распределенной нанимателем по согласованию с работником, с закреплением его в приказе (распоряжении). С учетом изложенного, Минтруда и соцзащиты считает дополнение ТК определением термина «зона обслуживания» и, следовательно, в квалификационные справочники нецелесообразным.
Ответ госоргана
Иван_Иван
12
16.12.2024 10:17
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Цитата
Перечень видов деятельности, разрешенных для осуществления в качестве самостоятельной профессиональной деятельности (Приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2024 № 457) содержит такой пункт:42. Обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству.Понятие "изобразительное искусство" нигде не конкретизировано и нуждается в детальной расшифровке (здесь же в скобках либо с помощью сноски). Например, согласно Википедии, "изобразительное искусство или изобразительные искусства — класс пространственных искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику, монументальное искусство и фотоискусство". "Современному изобразительному искусству Беларуси свойственно разнообразие. Утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика, расширяется жанрово-видовой спектр". https://president.gov.by/ru/belarus/social/culture/izobrazitelnoe-iskusstvo*** Второй момент. Плательщики налога на проф. доход не могут привлекать третьих лиц, однако для полноценного обучения изобразительному искусству требуется участие моделей/натурщиц. Соответственно, п.42 следует дополнить фразой: «Обучение (без реализации содержания образовательных программ) изобразительному искусству, в том числе с участием моделей/натурщиц…». *** P.S. Обращался в налоговую за комментарием, но там отказали в ответе по существу, что лишь подтверждает необходимость уточнения и дополнения данного пункта.
Министерство экономики сообщило, что в настоящее время в этот государственный орган поступают предложения по дополнению видов индивидуальной предпринимательской деятельности, включенных в перечни, определенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 № 457 (далее – постановление № 457), затрагивающих разные сферы общественных отношений, органами – регуляторами которых выступают различные государственные органы.
Поскольку нормотворческий процесс предполагает комплексную корректировку нормативного правового акта, а не многократное ”точечное“ его изменение, все поступившие предложения, в том числе Ваше, аккумулируются Министерством экономики в целях их дальнейшего изучения органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений, на этапе подготовки проекта нормативного правового акта, предусматривающего очередную корректировку постановления № 457 (предположительно – первое полугодие 2025 года).
Ответ госоргана
Ольга
76
16.12.2024 08:25
Законодательство о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности
Цитата
Сейчас некоторые застройщики начали строить маленькие квартиры. Вот например, площадью 18-20 кв.м, https://realt.onliner.by/2024/12/12/v-novoj-borovoj-predlozhili-20-metrovye-studii-s-gotovoj-otdelko. Еще немного и дойдут до московских или китайских издевательств, площадью 8 кв.м.В генплане Минска для создания удовлетворительных жилищных условий и полноценной жилой среды предлагалось установить как средний стандарт жилой среды на одного человека жилищную обеспеченность населения общей площадью квартир в многоквартирной застройке к 2020 г – 23.0-25.0 кв.м, и к 2030 г – 26.0-30.0 кв.м.Поэтому предлагаю законодательно установить минимальную площадь квартир в новостройках, например, на 30 кв.м.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее – Минархитектуры) сообщило, что в 2024 году РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» проведена научно- исследовательская работа «Провести исследования и обосновать минимальные площади (объем) жилых и вспомогательных помещений жилых зданий из расчета на 1 человека в части обеспечения оптимальных параметров температуры, влажности, освещенности, СО2». РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» проведен анализ минимальных площадей помещений спален в жилых зданиях зарубежных стран, в ходе которого установлено, что средним значением этой площади является 8,03 кв. м. на одного человека (по результатам НИР: минимальная площадь помещения спальни в жилом здании не должна быть менее 7,5 кв. м.). Таким образом, Минархитектуры проинформировало, что данный норматив следует рассматривать из расчета на 1 человека в отношении обеспечения оптимальных параметров микроклимата: температуры, влажности, освещенности, СО2. С учетом изложенного, Минстройархитектуры считает нецелесообразным установление конкретного норматива минимальной площади жилой комнаты, квартиры, так как решение о приобретении жилья определенной площади принимается непосредственно с учетом пожеланий покупателем.
Ответ госоргана
BQE12
0
15.12.2024 18:09
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
Считаю, что нормативные правовые акты, предписывающие трудовые обязанности и создания некоторых комиссий не согласуются с Трудовым кодексом Республики Беларусь, в части стоящих задач перед трудовой функцией, которая она должна была разрешить в правовом регулировании трудовых отношений. Обоснование: к примеру в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств», утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 и в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50) предусмотрено создания в организации (предприятии) инвентаризационной комиссии, персональный состав которой утверждается распоряжением руководителя организации. В состав которой включаются заместители руководителя организации, руководители и специалисты подразделений организации и т.д., при этом, данные нормативные правовые акты изложены таким образом, что трудовые обязанности работника далеко не всегда могут учитываться и приниматься во внимание при выборе члена инвентаризационной комиссии. Разберем проблемный аспект более подробно. С данными работниками был заключен трудовой договор. Данный трудовой договор содержит в себе трудовую функцию, которая призвана качественно и количественно формализовать предмет трудового договора, не позволяя работодателю (государству) претендовать на использование всех способностей работника (как свободной личности). Качественная составляющая трудовой функции связана с такими характеристиками, как квалификация, специальность, профессия работника, направления деятельности, трудовые обязанности, личностные качества. Количественная составляющая связана с выполнением норм выработки, объемом выполняемых трудовых обязанностей. Функциональные и трудовые обязанности закрепляются в должностной инструкции, которая их расширяет, делая отсылку к законодательным актам, при этом, уполномоченные должностные лица (нормотворческие органы) наделены правом издавать нормативные правовые акты, в которых могут обязать работника выполнять обязанности выходящие за пределы основных трудовых обязанностей его должности или профессии рабочего, тем самым теряется изначально заложенный смысл трудовой функции качественно и количественно формализовать предмет трудового договора, не позволяя работодателю (государству) претендовать на использование всех способностей работника (как свободной личности). Таким образом, в нормативных правовых актах, предписывающих выполнения работникам трудовых обязанностей, в том числе включения их в состав комиссий (инвентаризационных комиссий и т.д.), нормотворческие органы (должностные лица) должны дополнить НПА, по сути своей ограничением в выборе их  участников (исполнителей). Данные ограничения должны устанавливать границы в выборе работника, который будет непосредственно выполнять предписанные ему трудовые обязанности в НПА. Нормотворческий орган должен исходить прежде всего из должности (профессии рабочего) и его основных трудовых обязанностей предусмотренных в Едином квалификационном справочнике должностей служащих (должностной инструкцией), и тогда, работодатель (государство) не сможет претендовать на использование всех способностей работника (как свободной личности), соблюдая изначальный смысл введения определения трудовой функции в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Если не учитывать вышеизложенную проблематику в правовом регулировании трудовых отношений, то можно прийти к выводу, что через комиссии создаваемые по инициативе руководителя организации, в том числе создаваемые по инициативе нормотворческого органа (а также иные предписываемые трудовые обязанности в НПА), возможно обязать работника выполнить любую работу, за которую ему не заплатят, так как получается, что в должностной инструкции можно закрепить широко трактуемую обязанность работника участвовать в комиссиях или замаскировать ее примерно такой формулировкой: "Выполнять трудовые обязанности предписанные настоящей Инструкцией и иными законодателями актами" и изначально заложенный смысл определения трудовой функции полностью теряется. В таком случае, сектор обязанностей работника может быть настолько широк, что можно будет обязывать работника выполнять часть трудовых обязанностей других работников, и при этом, исходя из действующего законодательства о труде это не будет являться дополнительной работой, что по сути своей будет иметь признаки принудительного труда (на мой взгляд). Предлагаю в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств», утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 и в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50) в части правового регулирования вопроса по созданию в организации (предприятии) инвентаризационной комиссии, персональный состав которой утверждается распоряжением руководителя организации. В состав которой включаются заместители руководителя организации, руководители и специалисты подразделений организации и т.д., вместо "В состав рабочих и центральных инвентаризационных комиссий должны включаться опытные специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.", необходимо исключить формулировки "опыт, навык и знания" и исходить из трудовой функции, а именно из основных трудовых обязанностей работника, закрепленных в ЕКДС (должностной инструкции). Должен ли работник это делать или нет, так как существует принцип добровольности, трудовой договор, законодательство о труде и Конституция Республики Беларусь. Отмечу, что трудовая функция имеет в себе главный недостаток, она не обязывает нормотворческие органы исходить из его основных трудовых обязанностей работника предписанных Единым квалификационным справочником должностей служащих (должностной инструкцией), при подготовке НПА. Трудовая функция определяется в ТК таким образом, что невозможно вменяемые трудовые обязанности работнику в НПА считать дополнительной работой, хотя по сути своей они являются дополнительной работой.  Решением данной проблемы будет следующее. Трудовая функция должна быть закольцована с НПА с соблюдением всех возложенных на нее задач по разделению труда и достойной оплате, соблюдая принцип добровольности и правовые нормы предписанные Конституцией Республики Беларусь. Работник ведь договаривается с нанимателем, и нормотворческий орган не должен "вешать" на работника "дополнительную работу", не оплатив ее, более того вменять трудовые обязанности предписанные другой должности согласно ЕКДС (должностной инструкции). Справочно: ст. 41 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что  принудительный труд запрещается, кроме работы или службы на основании судебного постановления либо в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положениях. ст. 42 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Предлагаю ст. 1 Трудового Кодекса Республики Беларусь в части определения "трудовая функция" изложить в следующей редакции: "трудовая функция – работа по одной или нескольким должностям служащих (профессиям рабочих) с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием, должностной (рабочей) инструкцией, технологическими картами и другими документами, за исключением работы, предписанной нормативными правовыми актами, выходящей за рамки основных трудовых обязанностей работника;".
Аналогичные вопросы, содержались в Вашем предложении от 30.11.2024 18:42, размещенном на Правовом Форуме Беларуси, на которое Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь был дан ответ по существу.
Ответ госоргана
Койот
11
02.12.2024 19:06
Без отнесения к отрасли права
Было бы очень неплохо упросить порядок принятия заявок на такие работы по благоустройству территории, которые хотя в настоящее время и относятся к вопросам планировки/нового строительства, но по факту вполне могли бы решаться в упрощенном порядке - таких как обустройство новых пешеходных дорожек, установка новых скамеек и т.д. Не секрет, что уже давно устоялась порочная практика того, что часто те-же самые пешеходные дорожки проектируются по принципу "чтобы на плане/с высоты птичьего полета красиво выглядело" при этом не учитывая по факту реальные потребности населения, следствием чего появляются стихийные "народные тропы" - однако все попытки подать заявку в ту-же службу 115 о том, чтобы, допустим ту же "народную тропу" к остановке, которой по факту пользуются сотни человек и которая очень нужна, облагородили, заасфальтировали/выложили плиткой натыкаются на отписки в духе "это вопрос проектирования/планирования/капитального строительства, он не входит в наше компетенцию, пишите в администрацию района/горисполком и т.д.", в силу чего крайне востребованные населением "народные тропы" годами так и остаются неблагоустроенными, что сказывается на эстетическом виде населенных пунктов. Аналогичная ситуация и с установкой скамеек (например я как-то обращался в службу 115 с заявкой о том, что на оживленной пешеходной дорожке, соединяющей два городских района и при этом довольно круто идущей в гору совсем нет скамеек и было бы целесообразно установить на её протяжении хотя-бы пару скамеек - пришла отписка того же свойства "это не в нашей компетенции, обращайтесь в администрацию района"), поэтому я предлагаю изменить законодательство таким образом, чтобы предоставить службе 115 право принимать заявки в т.ч. и не относительно мелкие проектные работы вроде прокладки пешеходных дорожек, установки скамеек и т.д. - такое изменение существенно бы упростило вопросы, связанные с благоустройством населенных пунктов и улучшением жизни их населения.
BQE12
0
30.11.2024 18:42
Законодательство о труде и занятости населения
Цитата
        Предлагаю:  – В ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь:  название статьи изложить в следующей редакции: "Оплата труда при совмещении должностей служащих (профессий рабочих), расширении зон обслуживания (увеличении объема работы), исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, включение работника в состав комиссии без освобождения от работы, определенной трудовым договором, должностной (рабочей) инструкцией". – ч.2 ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь изменить и дополнить п.4, изложив его в следующей редакции: "4) включение работника в состав комиссии – выполнения работником наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительной работы предусмотренной регламентом деятельности комиссии в течение установленной работнику продолжительности рабочего дня (рабочей смены).". Обоснование:  К примеру в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Инвентаризация активов и обязательств», утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 74 и в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50) предусмотрено создания в организации (предприятии) инвентаризационной комиссии, персональный состав которой утверждается распоряжением тем же руководителя организации. В состав которой включаются заместители руководителя организации, руководители и специалисты подразделений организации и т.д., у которых не предусмотрено выполнение данной трудовой функции в трудовом договоре, но в месте с тем считается обязанностью работника (на мой взгляд является дополнительной работой), которая не оплачивается, а также за не выполнение которой предусмотрена ответственность. Справочно: ст. 41 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что  принудительный труд запрещается, кроме работы или службы на основании судебного постановления либо в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положениях. ст. 42 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Хочу отметить в целом, что включение работника в состав любой комиссии по мимо "основной роботы", будет является дополнительной работой за которую он несет ответственность, и за которую ему не платят, что по сути своей является принудительным трудом (на мой взгляд). Считаю, что нужно забрать у нанимателя (руководителя организации) право инициировать создания бесконечных комиссий, оставив это право исключительно законодательным органам в нормотворчестве. Данное решение позволит исключить факты рассеивания ответственности, поможет приблизится к дебюрократизации в организациях и каждый работник будет нести персональную ответственность, что позволит усилить трудовую дисциплину.        Предлагаю:       Закрепить в Трудовом Кодексе Республики Беларусь запрет на инициирования создания комиссий руководителю организации (нанимателю), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Минтруда) проинформировало, что согласно частям первой и второй статьи 61 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), дополнительную работу по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) без освобождения от своей основной работы, производится доплата.
Исходя из норм статей 57, 61, 63, 67 ТК доплата может быть установлена за дополнительную работу, выполненную по должности служащего или профессии рабочего, предусмотренным штатным расписанием нанимателя.
Минтруда отмечает, что в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, иных актах законодательства отсутствует должность служащего (профессия рабочего) «член комиссии, создаваемой нанимателем».
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 ТК наименование должности служащего (профессии рабочего) в трудовом договоре должно соответствовать квалификационным справочникам, профессиональным стандартам, утверждаемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность работников по отдельным должностям служащих.
Поскольку статус члена комиссии, создаваемой нанимателем в рамках законодательства, без освобождения от работы, определенной трудовым договором (должностной (рабочей) инструкцией), не является самостоятельной должностью служащего (профессией рабочего), доплата, предусмотренная статьей 67 ТК, за выполнение дополнительной работы по другой или такой же должности служащего (профессии рабочего) не устанавливается.
Кроме того, Минтруда отмечает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 53 ТК работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам.
Подпунктом 8.11. пункта 8 Примерной формы трудового договора, установленной постановлением Минтруда от 27.12.1999 № 155, подпунктом 2.12 пункта 2 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Минтруда от 02.08.1999 № 1180, предусмотрено, что помимо обязанностей, перечисленных в трудовом договоре (контракте) или должностной (рабочей) инструкции, работник обязан исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных правовых актов, трудового договора (контракта).
Минтруда сообщает, что привлечение работника к участию в работе комиссий, создаваемых нанимателем в соответствии с законодательством, как правило, связано с трудовой функцией, выполняемой работником в рамках своего трудового договора.
На основании изложенного, оснований для внесения изменений в статью 67 ТК не имеется.
Ответ госоргана
Ольга
76
11.11.2024 08:10
Без отнесения к отрасли права
Есть предложение в указ от 22 сентября 2014 г. № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир»» (далее – указ 456). Насколько мне известно, сейчас в этом указе планируются изменения, чтобы предоставить зарегистрированным в апартаментах людям и не ведущим предпринимательскую деятельность возможность платить коммуналку по субсидируемым тарифам. Про коммуналку были петиции дольщиков апартаментов, также поддерживают такое изменение и менеджеры, продающие эти апартаменты. Но все позабывали, что кроме коммуналки жильцам апартаментов необходима еще и минимальная социальная инфраструктура. А по слухам чуть ли не 90% апартаментов покупают именно для жилья.Расчет показателей социально-гарантированного обслуживания населения конкретной территории проводится в градостроительном проекте детального планирования. На территории Минск-Мира действует сейчас градостроительный проект детального планирования, утвержденный решением Минского горисполкома от 2 апреля 2020 г. № 984 (https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=R920op101712). В этом проекте численность и плотность населения учтена только для многоквартирной и усадебной застройки. Для общественной застройки, в которую входят апартаменты, численность населения равна нулю. Убедиться в этом можно по таблице основных технико-экономических показателей (стр. 11-14 детального плана). А это значит, что жители апартаментов не учитываются в расчетах социальной инфраструктуры, которая вся зависит от численности населения, т. е. все они оказываются обделенными детскими садиками, школами, поликлиниками итп в своем микрорайоне. И более того создадут дефицит социальной инфраструктуры учтенному в детальном плане населению, т. к. все равно будут просачиваться в эти школы и садики.Косвенным подтверждением того, что у будущих жильцов апартаментов и не было никаких шансов быть учтенными в численности населения (и, соответственно, в расчетах необходимой социальной инфраструктуры), является тот факт, что само понятие «бизнес-апартаменты» появилось только в редакции указа от 20 октября 2020 г. № 370, а детальный план был утвержден за полгода до этого, решением от 2 апреля 2020 г. № 984, и в него никак не могли попасть эти апартаменты.Давайте приблизительно прикинем, сколько же сверхнормативного населения может добавиться в Минск-Мире за счет бизнес-апартаментов. На официальном сайте застройщика (https://bir.by/page/real-estate/minskworld/) можно насчитать 110 сданных жилых домов, 36 строящихся, и еще 4 фантома (там не очень понятно, жилые ли это дома), т. е. примерно 150 домов многоквартирной жилой застройки. И эти дома рассчитаны на 61.1 тыс. чел. населения. Общественная застройка с апартаментами пока состоит из 6 домов-колодцев квартала «Австралия и Океания», двух домов-полуколодцев квартала «Родная сторона», трех 15-этажек и двух 6-этажек рядом со зданием старого аэровокзала, и 4 башен международного финансового центра (будут ли апартаменты в пятой самой высокой башне, информация пока противоречивая), т. е. примерно 15 домов. В среднем по домам получается 10%, значит, можно предположить, что и населения будет 10%, т. е. примерно 6 тыс. чел. (более точные цифры наверно можно узнать у застройщика, как и процент продаж апартаментов под жилье). Это уже почти город районного подчинения, население которого не учтено в социальной инфраструктуре микрорайона и будет искать себе садики, школы, поликлиники по всему Минску, а не рядом с домом.Минский горисполком не хочет думать на будущее, а где же потом взять место для недостающих садиков, школ, поликлиник итп, когда вообще все окажется застроенным новыми колодцами с апартаментами. А страдать от их нехватки будут люди. Уже сейчас строятся все поликлиники с расчетом на нормативное население только жилой и усадебной застройки. А для проживающих в апартаментах достроят на них дополнительные этажи или нет? И на оставшихся запланированных местах для школ и садиков будут проектировать сразу высотные школы и садики? Такое соответствует нормам?В связи с изложенным предлагаю внести в указ 456 еще изменения, чтобы зарегистрированные в апартаментах физические лица, не ведущие предпринимательскую деятельность, также включались в численность населения комплекса (наравне с жильцами многоквартирной и усадебной застройки), и, соответственно, включались в расчет необходимой социальной инфраструктуры (школы, садики, поликлиники, торговые объекты итп), в расчет необходимой площади озелененных территорий общего пользования и других показателей социально-гарантированного обслуживания населения.
Кристина Кулиненко
0
04.11.2024 15:48
Без отнесения к отрасли права
Цитата
В связи с развитием медицинских услуг с применением инъекций, лазера вырос и фактор риска оказания медицинских услуг некачественно. Там, где есть спрос всегда есть и предложения. При чем предложения не всегда предоставляются специалистами, обладающими определёнными знаниями и опытом. Данная деятельность регулируется Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII (ред. от 11.12.2020) "О здравоохранении" (далее- Закон). За нарушение законодательства о здравоохранении виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами (ст.65 Закона).  Исходя из содержания статьи 2 Закон о защите прав потребителей, можно понять, что данный закон также распространяется и на медицинские услуги. Следовательно, при некачественно оказанной  услуге пациент вправе требовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. помимо прочего  пациент может расторгнуть договор и потребовать возвратить внесенные денежные средства (ст.31 Закона о защите прав потребители). Так как в Законе о защите прав потребителей не закреплено понятие "медицинские услуги", в ст. 2 Закона о защите потребителей нет словосочетания "договор оказания медицинских услуг" для простого обывателя сложно понять какие действия нужно предпринять и какое возмещение он вправе требовать, при оказании некачественных медицинских услуг.  Предложение: дополнить Закон о защите прав потребителей главой "Защита прав потребителя при оказании медицинских услуг". При этом ответственность при некачественно оказанной медицинской услуге должна быть увеличена, так как вред причиняется здоровью - важнейшей ценности человека.  Например, это может быть прописано так: «При оказании некачественной медицинской услуги,  потребитель вправе по своему выбору потребовать: 1.1. безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); 1.2. полного возмещения вреда жизни, в том числе расходов на медикаменты, медицинские манипуляции, физиотерапию и т.п. 1.3. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.  
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) сообщило, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-3), действие Закона № 90-3 распространяется, в частности, на отношения между потребителями и исполнителями, возникающие из договоров возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 90-3 отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Законом № 90-3 и иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Таким образом, в случае заключения потребителем с исполнителем договора на оказание медицинских услуг на возмездной основе, такие отношения будут регулироваться нормами Закона № 90-3, который носит универсальный характер для всех регулируемых сфер, нормами ГК (глава 39 «Возмездное оказание услуг») и иными актами законодательства. При этом в зависимости от вида оказываемых услуг (выполняемой работы, реализуемого товара) иным законодательством (помимо Закона № 90-3) эти требования могут быть детализированы с учетом специфики сферы деятельности. Так, порядок оказания медицинских услуг регулируется Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении». МАРТ резюмирует, что на сегодняшний день отношения между потребителем и исполнителем медицинских услуг достаточно урегулированы и, в случае нарушения прав потребителя исполнителем, в том числе в случае оказания ему медицинских услуг с недостатком, законодательство гарантирует защиту его прав. В связи с чем МАРТ не усматривает оснований для внесения изменений в Закон № 90-3.
Ответ госоргана
Вячеслав
163
31.10.2024 15:36
Без отнесения к отрасли права
Цитата
В действующих ранее Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах "Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций" (утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 №110) ч. 2 п. 21 было установлено:На автозаправочных станциях, в объектах общественного питания, бытового обслуживания, магазинах, при отсутствии в них общественных туалетов, должен быть разрешен доступ граждан в служебные туалеты.Документ утратил силу в связи с принятием постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2023 N 22. Соответственно в настоящее время вышеуказанная норма утратила силу.В действующих Санитарных нормах и правилах "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий" (утв. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.02.2023 N 22) такой нормы не содержится.Предложение.Дополнить дествующие Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий ранее применявшейся нормой:На автозаправочных станциях, в объектах общественного питания, бытового обслуживания, магазинах, при отсутствии в них общественных туалетов, должен быть разрешен доступ граждан в служебные туалеты.
Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) предложение не поддержано. Так, Минздрав сообщает, что в соответствии с пунктом 23 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7, помещения объектов должны быть оборудованы туалетами для работников (при необходимости – для посетителей). Допускается наличие одного туалета для работников и посетителей. Аналогичные нормы содержатся в Санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации территорий», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2023 г. № 22 (далее – Санитарные правила № 22). В местах размещения нестационарных объектов общественного питания, нестационарных торговых объектов должны функционировать общественные или биотуалеты. Согласно пункту 28 Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 февраля 2017 г. № 12, для организаций, имеющих менее 20 мест, допускается наличие одного туалета для покупателей и работников с входом, изолированным от производственных и вспомогательных (складских) помещений. Санитарными правилами № 22 предусмотрено, что в общественных зданиях, на автозаправочных станциях, рынках, в местах размещения нестационарных объектов общественного питания, нестационарных торговых объектов, в парках, расположенных в городах и поселках городского типа, ботанических садах, зонах рекреации должны функционировать общественные туалеты. Принимая во внимание, что в соответствии с указанными актами законодательства предусмотрено наличие в местах размещения объектов торговли и общественного питания общественных туалетов, предоставляемых для пользования неопределенным кругом лиц, корректировку Санитарных правил № 22 в указанной части Минздрав считает нецелесообразной.
Ответ госоргана
BQE12
0
26.10.2024 19:54
Без отнесения к отрасли права
О дебюрократизации и развитии цифровизации (электронного документооборота) в государственных органах и организациях (субъектах хозяйствования) В настоящее время большинство государственных органов и организаций (субъектов хозяйствования) используют систему электронного документооборота (СЭД SMBusiness или иное аналогичное по функциональности программное обеспечение). Государством постоянно принимаются меры, направленные на совершенствование механизмов работы с гражданами, представителями юридических лиц при реализации ими своих прав, защите законных интересов. Об этом свидетельствует:  Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях" (далее – Инструкция по делопроизводству), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 "О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы", Директива № 2 от 27 декабря 2006 года "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения", Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381 «О цифровом развитии», Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» и т.д. Инструкция по делопроизводству в п. 3 определяет протокол, как вид документа, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях, совещаниях, собраниях, конференциях, деловых встречах (далее, если не определено иное, – заседания). Зачастую большинство государственных органов и организаций (субъектов хозяйствования) формирует множество комиссий, в связи с чем фактическое проведение заседаний комиссий является затруднительным, поэтому предлагаю: 1. Определения термина "протокол" в п. 3 Инструкции по делопроизводству изменить и изложить в новой редакции: "протокол – вид документа или электронный процесс сопровождаемый программным обеспечением (системой электронного документооборота), в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях, совещаниях, собраниях, конференциях, деловых встречах (далее, если не определено иное, – заседания)". 2. п. 93 и п. 94 Инструкции по делопроизводству изменить и изложить в новой редакции: "93. Ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях фиксируется в протоколах или является электронным процессом сопровождаемый программным обеспечением (системой электронного документооборота). Протоколы по полноте освещения хода заседания делятся на протоколы полной формы, краткой формы, сокращенной формы и электронной формы сопровождения программным обеспечением (системой электронного документооборота).". "94. Протокол составляется секретарем заседания (секретарем постоянно действующего коллегиального органа) на основании рукописных, стенографических, аудио- или других записей хода заседания, а также документов, подготовленных к заседанию или является электронным процессом сопровождаемый программным обеспечением (системой электронного документооборота) по результатам которого протокол не составляется". Рассмотрим на примере СЭД "SMBusiness", что я имею ввиду. Существуют постоянно действующие комиссии, которые рассматривают обращения граждан и юридических лиц на заседаниях комиссии. Конечным этапом является ответ, договор или иной документ. С помощью СЭД "SMBusiness" (или иного аналога) можно убрать промежуточный этап заседания комиссии и запускать в работу проект ответа, договора или иного документа. Секретарь комиссии (специалист) способен исходя из предыдущего опыта предлагать решения и излагать их в виде проекта ответа или проекта иного документа. По средствам СЭД "SMBusiness" возможно рассматривать проект документа всеми заинтересованными лицами (членами комиссии), которым проект документа (ответа, договора и т.д.) направлен на визирование, проект будет обсуждаться по средствам СЭД и при необходимости корректироваться (ход обсуждения отражается в СЭД). Голосованием является электронное визирование документа. После визирования, каждый завизировавший (член комиссии) несет ответственность в части касающейся его деятельности, проект документа отправляется на подписание. Стоит отметить, что визирование (голосование) видно создателю проекта (секретарю) и визирующим лицам (членам комиссии), т.е. соблюдаются все стадии, как в письменном протоколе, по сути СЭД является тем же протоколом и заседанием одновременно, а если протокол (заседание) является промежуточным этапом (организационным процессом в принятии решения), который уже проведен и зафиксирован в СЭД "SMBusiness", то составлять протокол ради протокола (отражения хода обсуждения) не имеет смысла, так как данное действие является бессмысленным бюрократическим процессом, который по моему мнению устраним путем рационального использования СЭД с закреплением предложенного подхода в законодательных актах Республики Беларусь с должным его разъяснением государственным органам и организациям (субъектам хозяйствования).