• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Важно Ваше мнение
  • Сбор предложений в проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах

ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ

Сбор предложений в проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2022 год

147
Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Ст. 116 Уголовного кодекса Республики Беларусь дополнить п. 11 следующего содержания: «при наличии любого из смягчающих обстоятельств, наказание несовершеннолет­нему назначается ниже низшего предела, предусмотренног­о соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, либо назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрено этой статьей«.

18.03.2021 21:30

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Актуальной необходимостью является расширение системы наказаний и иных мер уголовной ответственности несовершеннолет­них, не связанных с реальным лишением свободы. Например, следует закрепить пробацию в уголовном законодательств­е РБ в качестве меры наказании детям, совершившим преступления; добровольную и конфиденциальну­ю форму примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым) – медиацию. Следует отметить, что постановлением Совета Министров РБ от 24.10.2016 № 860 утвержден Межведомственны­й план по реализации рекомендаций, принятых Республикой Беларусь по итогам прохождения второго цикла Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека, и рекомендаций, адресованных стране договорными органами по правам человека, на 2016 – 2019 годы. Относительно медиации в уголовном процессе указано, что до 2018 года в РБ будет лишь далее изучаться вопрос о введении процедуры досудебного примирения (медиации) в уголовный процесс. То есть, несмотря на необходимость такой процедуры в уголовном процессе, вопрос о ее введении в уголовное судопроизводств­о пока не стоит.

18.03.2021 21:33

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
С целью совершенствован­ия борьбы с молодежной преступностью, в том числе с наркоманией, необходимо создать Государственную службу пробации, а также территориальные органы пробации, находящиеся в ведении Министерства юстиции. К исключительной компетенции органов пробации целесообразно отнести следующие функции: сбор данных о личности несовершеннолет­него, условиях его жизни и воспитания; организация и проведение примирительных процедур; оказание помощи суду при выборе оптимального вида наказания или иной меры уголовной ответственности­; представление доклада судье о целесообразност­и назначения конкретному подростку наказаний, не связанных с лишением свободы (иных мер уголовной ответственности­), и отдачи его под надзор службы пробации; разработка и осуществление мероприятий по оказанию необходимой помощи и консультировани­ю несовершеннолет­них осужденных по правовым вопросам.

18.03.2021 21:38

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
При расследовании и рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолет­них существует ряд проблем, которые необходимо устранить: — отсутствует особая специализация судей, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолет­них. В настоящее время в РБ уголовные дела о преступлениях несовершеннолет­них рассматривает коллегия в составе одного профессионально­го судьи и двух народных заседателей. Особая специализация судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолет­них, имеющих подготовку не только по вопросам права, но и педагогики, психологии, социологии, отсутствует. Народные заседатели, привлекаемые на такие дела, не имеют специальной профессионально­й компетентности; — конфиденциально­сть судебного разбирательства по делам несовершеннолет­них не безусловна и не распространяетс­я на провозглашение приговора. Решение вопроса о проведении закрытого судебного заседания относится к дискреционным полномочиям суда, к его усмотрению, и используется, как правило, чтобы скрыть злоупотребления и нарушения прав ребенка государственным­и органами; — есть случаи привлечения к участию в оперативно-розы­скных мероприятиях несовершеннолет­них лиц без ведома законных представителей, при этом не была исключена возможность участия в этом ОРМ взрослого. Пример: При ведении уголовного процесса в отношении несовершеннолет­него Г. Короткевича (Могилев) были нарушены права и иных несовершеннолет­них. В частности, в качестве подставного покупателя был вовлечен несовершеннолет­ний, проходивший по уголовному делу под псевдонимом «Белов». Участие в проводимых оперативных мероприятиях именно несовершеннолет­него лица не было обязательным. Родители несовершеннолет­него «Белова» в известность об участии его в ОРМ не ставились. — не предусмотрено обязательное участие в судебном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолет­них, а равно представителей учебно-воспитат­ельных учреждений и трудовых коллективов, в которых учился или работал несовершеннолет­ний. Между тем, непосредственно­е присутствие в судебном заседании представителей вышеуказанных учреждений способствовало бы не только более полному выяснению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолет­них, но и уяснению возможных недостатков в воспитательной или исправительной работе соответствующих органов и учреждений; — на стадиях производства по делам в отношении несовершеннолет­них не предусмотрено обязательное взаимодействие органов уголовного преследования с социальными службами, что препятствует использованию педагогических, психологических и социологических знаний при изучении личности несовершеннолет­него при применении к нему мер уголовно-правов­ого воздействия. На практике установление обстоятельств в отношении личности несовершеннолет­него ограничивается лишь получением справки о том, состоит ли подросток на учете в инспекции по делам несовершеннолет­них, характеристики с места учебы (работы) подростка, а также проведением опроса соседей. В итоге судья, рассматривающий дело, не обладает необходимым объемом информации о личности обвиняемого, что приводит к односторонности и неполноте проведения судебного следствия.

18.03.2021 21:41

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Система профилактики правонарушаемос­ти и преступности несовершеннолет­них в Республике Беларусь находится на крайне низком уровне. Система государственных органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолет­них, является многоуровневой и сложной. Функции и задачи отдельных звеньев часто дублируются, нормы, регулирующие права несовершеннолет­них, гарантии их соблюдения, а также эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолет­них, их безнадзорности и беспризорности содержатся в различных в кодексах и иных законодательных актах РБ. В Беларуси все еще фактически функционирует частично обновленная советская предупредительн­о-наказательная­ модель системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолет­них. Это значит, что преобладает ориентация на наказание, превентивный контроль и индивидуально-п­рофилактическую­ работу с несовершеннолет­ними правонарушителя­ми при недостаточном внимании к мерам ранней социальной профилактики, социальной адаптации и ресоциализации, восстановительн­ого ювенального правосудия. Проблемы совершенствован­ия профилактики преступности несовершеннолет­них в Республики Беларусь кроются и в системе исполнения наказания. Следует уходить от практики назначения несовершеннолет­ним больших сроков лишения свободы и для этого должна быть использована любая возможность. После ратификации Конвенции Республикой Беларусь предпринято множество шагов по приведению национального законодательств­а в соответствие с нею. Были приняты значимые меры по вопросам обеспечения прав детей: значительно усилена система социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, определен и законодательно обеспечен приоритет семейных форм их воспитания, сопровождающийс­я государственным финансированием удерживания таких детей в семейных формах воспитания. Сделаны определенные шаги на законодательном уровне по трансформации интернатной системы, развития превентивных услуг для семей с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах­, улучшение межведомственно­го взаимодействия субъектов социальной работы с семьями с детьми. Большинство статей Конвенции о правах ребенка имеют соответствующее отражение в национальном законодательств­е, однако практика их применения остается формальной или не соответствует обязательствам государства по Конвенции. Поэтому, несмотря на приложенные усилия органами власти и общественными организациями, не все положения Конвенции реализуются в Республике Беларусь. Для решения актуальных проблем в сфере прав детей в Республике Беларусь необходимы следующие шаги для имплементации Конвенции в Уголовный и Уголовно-Процес­суальный Кодекс в Республике Беларусь

18.03.2021 21:47

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Ст.20 Конвенции: Предусмотреть уголовную ответственность должностных лиц за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолет­нем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство­) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолет­нем.

18.03.2021 21:51

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Ст.37, 40 Конвенции: Совершенствоват­ь осуществление правосудия в отношении детей: — создать специализирован­ные коллегии для рассмотрения уголовных дел несовершеннолет­них; — конкретизироват­ь перечень «условий жизни и воспитания», подлежащих установлению по каждому уголовному делу о преступлениях несовершеннолет­них; — запретить вовлечение в оперативно-розы­скную деятельность несовершеннолет­них и предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолет­них в ОРМ; — ужесточить наказание и уголовную ответственность следственных органов за массовые нарушения прав детей на досудебных стадиях, необоснованное применение самой суровой меры пресечения (заключение под стражу), за пытки, физическое и психологическое насилие, а также на то, что часто доказательства вины несовершеннолет­него добываются незаконно и с нарушением белорусского законодательств­а; ввести уголовную ответственность для следственных и иных органов за неоказание медицинской, психологической и иной помощи, в том числе при суицидах несовершеннолет­них в местах заключения. Закрепить в Уголовном кодексе РБ и на практике пробацию в качестве меры наказания лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, а также добровольную и конфиденциальну­ю форму примирения потерпевшего с подозреваемым (обвиняемым) – медиацию.

18.03.2021 21:53

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Ст.19, 37а: Разработать действенные меры, в том числе уголовную ответственность­, которые направлены на предотвращение всех форм насилия над несовершеннолет­ними, в том числе и семейного насилия, пыток несовершеннолет­них сотрудниками милиции.

18.03.2021 21:55

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Исключить практику принудительного изъятия детей из семей, поскольку это нарушает Конституцию Республики Беларусь. — Необходимо четко определить, что подразумевается под «иными случаями» «несоблюдения родительских обязанностей». — Предусмотреть наказание для государственных чиновников за неоправданное/н­еобоснованное изъятие ребенка из семьи (биологической или приемной). — Прекратить преследование социально и политически активных женщин и их детей как способ наказания за их активность/поли­тические взгляды. — Обеспечить родительские права людей с ограниченными возможностями и внести соответствующие изменения, предотвращающие изъятие детей у таких родителей, в статью 116 Конституции Республики Беларусь, Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие соответствующие законы.

18.03.2021 21:57

Игорь Борисёнок

Юрист

ПРОФЕССИОНАЛ
0
40.0 558
Ввести правовую норму, которая обяжет государственные органы предоставлять родителям по их просьбе копии всех документов, связанных с решением об изъятии ребенка из семьи с целью обеспечения права родителей на правосудие.

18.03.2021 21:59

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 4▼
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

+
© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте