4. Требует редактирования и сама статья 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Так, по нашему мнению следует установить размеры взяток, внести понятие мелкой взятки, за получение которой следует ввести административную ответственность.
Противоречит принципу справедливости и гуманизма, на которых основывается уголовная ответственность в Республике Беларусь, наличие уголовной ответственность в виде лишения свободы на равный срок для лица, получившего взятку в виде, к примеру, мелкого подарка, и для лица получившего дорогостоящее имущество, или значительную сумму денежных средств.
В связи с чем, следует внести в санкцию ч.1 ст.430 УК альтернативные ограничению свободы и лишению свободы виды наказаний.
Хотелось бы отметить, что в ч.2 и ч.3 ст.430 УК санкция предусматривает только лишение свободы, от 3 до 10 лет, и от 5 до 15 лет, соответственно.
По нашему мнению, видится правильным убрать минимальный порог санкции, и уменьшить максимальный, что позволит суду в каждом конкретном случае соблюдать принцип индивидуализации наказания с учетом всех обстоятельств уголовного дела.
02.10.2020 11:28
02.10.2020 11:28
4. Требует редактирования и сама статья 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Так, по нашему мнению следует установить размеры взяток, внести понятие мелкой взятки, за получение которой следует ввести административную ответственность.
Противоречит принципу справедливости и гуманизма, на которых основывается уголовная ответственность в Республике Беларусь, наличие уголовной ответственность в виде лишения свободы на равный срок для лица, получившего взятку в виде, к примеру, мелкого подарка, и для лица получившего дорогостоящее имущество, или значительную сумму денежных средств.
В связи с чем, следует внести в санкцию ч.1 ст.430 УК альтернативные ограничению свободы и лишению свободы виды наказаний.
Хотелось бы отметить, что в ч.2 и ч.3 ст.430 УК санкция предусматривает только лишение свободы, от 3 до 10 лет, и от 5 до 15 лет, соответственно.
По нашему мнению, видится правильным убрать минимальный порог санкции, и уменьшить максимальный, что позволит суду в каждом конкретном случае соблюдать принцип индивидуализации наказания с учетом всех обстоятельств уголовного дела.
02.10.2020 11:21
Хотелось бы обратить внимание на необходимость дополнения и ст.88-1 УК, согласно которой, лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, если оно добровольно возместило ущерб (вред), уплатило доход, полученный преступным путем, а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности.
Как показывает практика, многие обвиняемые, которым предъявлено обвинение в совершении коррупционных преступлений, лишены права на освобождение от уголовной ответственности только лишь потому, что являлись должностными лицами юридических лиц частной формы собственности.
Таким образом, несмотря на возмещенный вред, полное признание вины, они лишены возможности быть освобожденными от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, то есть быть помилованными.
Это противоречит принципу равенства всех перед уголовным законом, так как при совершении должностным лицом негосударственного органа или организаций, без доли государственной собственности, они все равно привлекаются к уголовной ответственности по тем же статьям УК, что и государственные служащие.
Особенно остро стоит данная проблема при совершении преступления, предусмотренного ст.430 УК, где в удовлетворении ходатайства о помиловании отказывают в большинстве случаев, мотивируя отказ получением обвиняемым неосновательного обогащения, которое не является ущербом или вредом, что само по себе противоречит самой сути коррупции, которая, безусловно, наносит существенный вред государственным и общественным интересам.
Таким образом, в указанную статью Уголовного кодекса Республики Беларусь следует внести дополнения исключив из нее указание о том, что ущерб должен быть причинен именно государственной собственности или юридическому лицу с долей государственной собственности, и дополнив статью о возможности освобождения от наказания при возмещении виновным лицом неосновательного обогащения, полученного незаконно в качестве взятки.
02.10.2020 11:21
Хотелось бы обратить внимание на необходимость дополнения и ст.88-1 УК, согласно которой, лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, если оно добровольно возместило ущерб (вред), уплатило доход, полученный преступным путем, а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности.
Как показывает практика, многие обвиняемые, которым предъявлено обвинение в совершении коррупционных преступлений, лишены права на освобождение от уголовной ответственности только лишь потому, что являлись должностными лицами юридических лиц частной формы собственности.
Таким образом, несмотря на возмещенный вред, полное признание вины, они лишены возможности быть освобожденными от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, то есть быть помилованными.
Это противоречит принципу равенства всех перед уголовным законом, так как при совершении должностным лицом негосударственного органа или организаций, без доли государственной собственности, они все равно привлекаются к уголовной ответственности по тем же статьям УК, что и государственные служащие.
Особенно остро стоит данная проблема при совершении преступления, предусмотренного ст.430 УК, где в удовлетворении ходатайства о помиловании отказывают в большинстве случаев, мотивируя отказ получением обвиняемым неосновательного обогащения, которое не является ущербом или вредом, что само по себе противоречит самой сути коррупции, которая, безусловно, наносит существенный вред государственным и общественным интересам.
Таким образом, в указанную статью Уголовного кодекса Республики Беларусь следует внести дополнения исключив из нее указание о том, что ущерб должен быть причинен именно государственной собственности или юридическому лицу с долей государственной собственности, и дополнив статью о возможности освобождения от наказания при возмещении виновным лицом неосновательного обогащения, полученного незаконно в качестве взятки.
02.10.2020 11:21
Хотелось бы обратить внимание на необходимость дополнения и ст.88-1 УК, согласно которой, лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, если оно добровольно возместило ущерб (вред), уплатило доход, полученный преступным путем, а также выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности.
Как показывает практика, многие обвиняемые, которым предъявлено обвинение в совершении коррупционных преступлений, лишены права на освобождение от уголовной ответственности только лишь потому, что являлись должностными лицами юридических лиц частной формы собственности.
Таким образом, несмотря на возмещенный вред, полное признание вины, они лишены возможности быть освобожденными от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, то есть быть помилованными.
Это противоречит принципу равенства всех перед уголовным законом, так как при совершении должностным лицом негосударственного органа или организаций, без доли государственной собственности, они все равно привлекаются к уголовной ответственности по тем же статьям УК, что и государственные служащие.
Особенно остро стоит данная проблема при совершении преступления, предусмотренного ст.430 УК, где в удовлетворении ходатайства о помиловании отказывают в большинстве случаев, мотивируя отказ получением обвиняемым неосновательного обогащения, которое не является ущербом или вредом, что само по себе противоречит самой сути коррупции, которая, безусловно, наносит существенный вред государственным и общественным интересам.
Таким образом, в указанную статью Уголовного кодекса Республики Беларусь следует внести дополнения исключив из нее указание о том, что ущерб должен быть причинен именно государственной собственности или юридическому лицу с долей государственной собственности, и дополнив статью о возможности освобождения от наказания при возмещении виновным лицом неосновательного обогащения, полученного незаконно в качестве взятки.
02.10.2020 10:25
Андрей:
Согласно статьи 21 Конституции Республики Беларусь "Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства".
Согласно статьи 22 Конституции Республики Беларусь "Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов".
Основной Закон государства (обязательный для исполнения всеми и везде) четко устанавливает права граждан. При этом, в нарушение указанных прав ряд лиц, совершивших коррупционные преступления, лишена ряда прав. Так, согласно изменениям, внесенным в статьи 90, 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, лица, осужденные по уголовным статьям, относимым к коррупционным, лишены права на УДО и ЗНБМ, чем попраны нормы основного Закона государства. Следует отметить, что нарушения норм Конституции в отношении данной категории граждан носят явно дискриминационный характер. Даже категории субъектов, совершившие явно насильственные преступления, связанные с лишением жизни других людей (убийцы), не лишены данного права. Более того, как можно увидеть в официальной статистике государственных органов, ответственных за предоставление такой информации, данная категория лиц, в отличие от других категорий, к которым применяются нормы ст. 90-91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, практически не имеет рецидива. Также стоит отметить, что наряду с основным наказанием к такого рода лицам применяется дополнительное наказание в виде лишения права на определенный срок занимать руководящие должности, что и без того делает практически невозможным рецидив.
Таким образом, следует привести нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь в части статей 90-91 в соответствие с Конституцией, и вернуть законное право лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, на применение к ним на равных с другими лицами право на УДО И ЗНБМ согласно статей 90-91 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, предлагается рассмотреть и принять изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь в части зачета сроков содержания в СИЗО к отбытию наказания в условиях тюремного режима, из расчета 1 сутки содержания под стражей – 2 суткам отбывания наказания в виде лишения свободы в условиях общего и усиленного режима. Такой зачет срока содержания под стражей в СИЗО является проявлением гуманизма по отношению к гражданам, поскольку условия содержания в следственном изоляторе, как по многочисленным мнениям международных экспертов, так и граждан Беларуси, приближаются к «пыточным».
полностью согласна. А как быть тем кто не работая стал коррупционером! Не имея ущерба и потерпевших-корупционер! И лишен права на УДО и т.д. должны быть более четкие разгроничения коррупционных нарушений.
02.10.2020 10:25
Андрей:
Согласно статьи 21 Конституции Республики Беларусь "Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства".
Согласно статьи 22 Конституции Республики Беларусь "Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов".
Основной Закон государства (обязательный для исполнения всеми и везде) четко устанавливает права граждан. При этом, в нарушение указанных прав ряд лиц, совершивших коррупционные преступления, лишена ряда прав. Так, согласно изменениям, внесенным в статьи 90, 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, лица, осужденные по уголовным статьям, относимым к коррупционным, лишены права на УДО и ЗНБМ, чем попраны нормы основного Закона государства. Следует отметить, что нарушения норм Конституции в отношении данной категории граждан носят явно дискриминационный характер. Даже категории субъектов, совершившие явно насильственные преступления, связанные с лишением жизни других людей (убийцы), не лишены данного права. Более того, как можно увидеть в официальной статистике государственных органов, ответственных за предоставление такой информации, данная категория лиц, в отличие от других категорий, к которым применяются нормы ст. 90-91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, практически не имеет рецидива. Также стоит отметить, что наряду с основным наказанием к такого рода лицам применяется дополнительное наказание в виде лишения права на определенный срок занимать руководящие должности, что и без того делает практически невозможным рецидив.
Таким образом, следует привести нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь в части статей 90-91 в соответствие с Конституцией, и вернуть законное право лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, на применение к ним на равных с другими лицами право на УДО И ЗНБМ согласно статей 90-91 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, предлагается рассмотреть и принять изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь в части зачета сроков содержания в СИЗО к отбытию наказания в условиях тюремного режима, из расчета 1 сутки содержания под стражей – 2 суткам отбывания наказания в виде лишения свободы в условиях общего и усиленного режима. Такой зачет срока содержания под стражей в СИЗО является проявлением гуманизма по отношению к гражданам, поскольку условия содержания в следственном изоляторе, как по многочисленным мнениям международных экспертов, так и граждан Беларуси, приближаются к «пыточным».
полностью согласна. А как быть тем кто не работая стал коррупционером! Не имея ущерба и потерпевших-корупционер! И лишен права на УДО и т.д. должны быть более четкие разгроничения коррупционных нарушений.
02.10.2020 10:25
Андрей:
Согласно статьи 21 Конституции Республики Беларусь "Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства".
Согласно статьи 22 Конституции Республики Беларусь "Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов".
Основной Закон государства (обязательный для исполнения всеми и везде) четко устанавливает права граждан. При этом, в нарушение указанных прав ряд лиц, совершивших коррупционные преступления, лишена ряда прав. Так, согласно изменениям, внесенным в статьи 90, 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, лица, осужденные по уголовным статьям, относимым к коррупционным, лишены права на УДО и ЗНБМ, чем попраны нормы основного Закона государства. Следует отметить, что нарушения норм Конституции в отношении данной категории граждан носят явно дискриминационный характер. Даже категории субъектов, совершившие явно насильственные преступления, связанные с лишением жизни других людей (убийцы), не лишены данного права. Более того, как можно увидеть в официальной статистике государственных органов, ответственных за предоставление такой информации, данная категория лиц, в отличие от других категорий, к которым применяются нормы ст. 90-91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, практически не имеет рецидива. Также стоит отметить, что наряду с основным наказанием к такого рода лицам применяется дополнительное наказание в виде лишения права на определенный срок занимать руководящие должности, что и без того делает практически невозможным рецидив.
Таким образом, следует привести нормы Уголовного кодекса Республики Беларусь в части статей 90-91 в соответствие с Конституцией, и вернуть законное право лицам, осужденным за совершение коррупционных преступлений, на применение к ним на равных с другими лицами право на УДО И ЗНБМ согласно статей 90-91 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Кроме того, предлагается рассмотреть и принять изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь в части зачета сроков содержания в СИЗО к отбытию наказания в условиях тюремного режима, из расчета 1 сутки содержания под стражей – 2 суткам отбывания наказания в виде лишения свободы в условиях общего и усиленного режима. Такой зачет срока содержания под стражей в СИЗО является проявлением гуманизма по отношению к гражданам, поскольку условия содержания в следственном изоляторе, как по многочисленным мнениям международных экспертов, так и граждан Беларуси, приближаются к «пыточным».
полностью согласна. А как быть тем кто не работая стал коррупционером! Не имея ущерба и потерпевших-корупционер! И лишен права на УДО и т.д. должны быть более четкие разгроничения коррупционных нарушений.
01.10.2020 12:21
Андрей:
Следует рассмотреть вопрос применения к отдельной категории лиц, осужденных по коррупционным преступлениям, дифференцированного наказания. Речь идет о лицах, достигших пенсионного возраста. Основным мотивом наказания по коррупционным преступлениям является исправление лица, совершившего данное преступление, в условиях лишения свободы в учреждениях пенитенциарной системы с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать руководящие должности на определенный срок. Данные лица в силу своего возраста и, в большинстве своем, состояния здоровья являются наиболее уязвимыми. При этом, наказание в виде лишения свободы применяются к ним на общих основаниях. Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, фактически доживают свою жизнь, отбывая наказание, связанное с лишением свободы в исправительных учреждениях. Абсурдным видится и применение к ним дополнительного наказания в виде запрета занятия руководящих должностей, так как в абсолютном большинстве данные лица уже не будут работать. Кроме того, данный вид преступлений не несет в себе угрозы насильственного характера, данные преступления практически не имеют рецидива.
В связи с вышеизложенным, предлагаю более широко применять к данной категории лиц, совершивших коррупционные преступления, альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы (штрафы, ограничения свободы и др.).
Действительно, осужденные по коррупционным статьям УК Республики Беларусь пенсионеры – отдельная категория, которая требует так же особого внимания законодателей. В настоящее время они осуждены на большие сроки; им назначены огромные ущербы (штрафы); они лишены права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на 5 лет.
Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, не работают, получают положенную государством пенсию, которая распределяется на содержание и на оплату ущерба, штрафов, назначенных судом. Порой ущербы и штрафы таких размеров, что им не хватит жизни их оплатить. Если на момент осуждения они еще в состоянии работать (пусть даже не на руководящих должностях) и максимально оплачивать вред, ими нанесенный, то по окончанию назначенного срока – это уже глубоко пожилые люди с «букетом» заболеваний (как по возрасту, хронических, так и приобретенных в условиях лишения свободы). Так, какое это вообще исправление для них? А для их родных, которые ждут их дома? Бесконечные переживания, прежде всего, за здоровье своих отцов и матерей…
Пенсионеры, как и все «коррупционеры», лишены права на УДО и ЗНБМ. На ИКП отправить их тоже невозможно, так как работы по их возрасту нет. Получается, что «сидеть» им в местах лишения свободы до конца срока. А родным ждать и надеяться, чтобы вернулись домой на свободу живыми и здоровыми…
А что для государства? Ущербы не оплачены, покалечены судьбы… В очередной раз повторюсь, возможны другие методы исправления, особенно для впервые преступивших закон, пенсионеров и других лиц социально-ослабленных и социально-уязвимых слоев.
01.10.2020 12:21
Андрей:
Следует рассмотреть вопрос применения к отдельной категории лиц, осужденных по коррупционным преступлениям, дифференцированного наказания. Речь идет о лицах, достигших пенсионного возраста. Основным мотивом наказания по коррупционным преступлениям является исправление лица, совершившего данное преступление, в условиях лишения свободы в учреждениях пенитенциарной системы с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать руководящие должности на определенный срок. Данные лица в силу своего возраста и, в большинстве своем, состояния здоровья являются наиболее уязвимыми. При этом, наказание в виде лишения свободы применяются к ним на общих основаниях. Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, фактически доживают свою жизнь, отбывая наказание, связанное с лишением свободы в исправительных учреждениях. Абсурдным видится и применение к ним дополнительного наказания в виде запрета занятия руководящих должностей, так как в абсолютном большинстве данные лица уже не будут работать. Кроме того, данный вид преступлений не несет в себе угрозы насильственного характера, данные преступления практически не имеют рецидива.
В связи с вышеизложенным, предлагаю более широко применять к данной категории лиц, совершивших коррупционные преступления, альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы (штрафы, ограничения свободы и др.).
Действительно, осужденные по коррупционным статьям УК Республики Беларусь пенсионеры – отдельная категория, которая требует так же особого внимания законодателей. В настоящее время они осуждены на большие сроки; им назначены огромные ущербы (штрафы); они лишены права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на 5 лет.
Лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, не работают, получают положенную государством пенсию, которая распределяется на содержание и на оплату ущерба, штрафов, назначенных судом. Порой ущербы и штрафы таких размеров, что им не хватит жизни их оплатить. Если на момент осуждения они еще в состоянии работать (пусть даже не на руководящих должностях) и максимально оплачивать вред, ими нанесенный, то по окончанию назначенного срока – это уже глубоко пожилые люди с «букетом» заболеваний (как по возрасту, хронических, так и приобретенных в условиях лишения свободы). Так, какое это вообще исправление для них? А для их родных, которые ждут их дома? Бесконечные переживания, прежде всего, за здоровье своих отцов и матерей…
Пенсионеры, как и все «коррупционеры», лишены права на УДО и ЗНБМ. На ИКП отправить их тоже невозможно, так как работы по их возрасту нет. Получается, что «сидеть» им в местах лишения свободы до конца срока. А родным ждать и надеяться, чтобы вернулись домой на свободу живыми и здоровыми…
А что для государства? Ущербы не оплачены, покалечены судьбы… В очередной раз повторюсь, возможны другие методы исправления, особенно для впервые преступивших закон, пенсионеров и других лиц социально-ослабленных и социально-уязвимых слоев.
+
Правовой форум