[ Закрыто ] Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности»
выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, предусмотренного Указом № 441, причин соответствующих недостатков, а также последствий, которые возникли в процессе применения Указа № 441;
выработка предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы, предусмотренные Указом № 441, и практики применения такого законодательства, о принятии мер по надлежащей реализации Указа № 441.
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе о (об):
актуальности правового регулирования Указа № 441, наличии в данном указе устаревших либо неэффективных норм;
наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в Указе № 441, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
наличии не реализованных в законодательстве отсылочных и бланкетных норм, содержащихся в Указе № 441, избыточности таких норм;
положительных и отрицательных последствиях издания и применения Указа № 441;
о количестве и содержании обращений, связанных с применением Указа № 441;
необходимости корректировки Указа № 441 (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием).
Высказаться на Форуме можно по 15 июля 2022 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
19.05.2022 14:39:31
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
О невозможности стимулирования научной деятельности через Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 №441
Актуальность правового регулирования Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.09.2009, 1/10958) (далее – Указ) была лишь в редакции НПА на момент его издания, то есть на 7 сентября 2009 года, когда в нем были подпункты 1.1-1.5. Однако в целом заложенные в Указе нормы ни в 2009 году, ни в 2022 году никак не корреспондируются с локальным нормативным правовым актом научно-исследовательских организаций, в которых действует Положение по оплате труда и премированию работников.
Например, согласно части шесть пункта 2 ЛНТП, РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству» (действeет с «21» апреля 2021 г.): Организация применяет повременную форму оплаты груда для оплаты труда руководителей, специалистов, других служащих, а также рабочих. Индивидуальная выработка рабочего определяется самим технологическим процессом, стимулируется высокое качество выпускаемой продукции, выполняемых работ.
Таким образом, нанимателем, который пользуется имущественным и служебным положением, в ЛНПА заложена дискриминационная норма исключительно в отношении научных работников, содержащая безальтернативное начисление зарплаты пропорционального отработанному времени, а не за объем выполняемых работ.
Согласно Распределения работников РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» по тарифным разрядам (категории и должности работников) (Приложение к Положению): Научные работники: младший научный сотрудник (16-17); научный научный сотрудник (17-18); старший научный сотрудник (18-19); ведущий научный сотрудник (19-20); главный научный сотрудник (20-21); заведующий (начальник) самостоятельным научно-исследовательским отделом (лабораторией, сектором, входящим в состав научно-исследовательского отделения (управления, отдела, центра, лаборатории) (21- 22); заведующий самостоятельным научно-исследовательским отделом (лабораторией), учёный секретарь (22-23); заместитель директора по научной работе (24-25).
У РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» 2/3 всей численности – это научные работники, а 1/3 – руководители, служащие и. рабочие.
Научные работники, выполняя требования законодательства о научной деятельности, более чем на 98% обеспечивают денежный доход РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», так как занимаются научной деятельностью. Однако учётной политикой Центра для всех работников всяких без исключения принята повременная оплата, хотя она противоречит основным принципам ведения научно-исследовательской работы в части оптимального использования интеллектуальных возможностей научных работников, для которых характерен ненормированный рабочий день, как вид режима рабочего времени, или гибкий график работы, а с принятием в последней редакции Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З) появилась – глава 25-1 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу», в которой дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий (ст. 307-1).
На наш взгляд, в части оплаты труда и премированию научных работников в ЛПНА должно быть однозначно указано:
1) Осуществлять информирование научных работников о финансовом состоянии как конкретного научного подразделения, так и учреждения в целом.
2) Расчёт надбавки за сложность и напряжённость производить исходя: из реального финансового состояния конкретного научного подразделения и показателя выработки на одного сотрудника; из объёма выполненных работ.
3) Фактическая сумма заработной платы научных работников должна соответствовать пропорциональной разнице в должностных месячных окладах, согласно штатному расписанию.
4) Оплата труда научных работников осуществляется одним из двух способов:
- пропорционально фактическому объёму выполняемых работ, если научный работник инициирует и/или выполняет научную работу в полном объёме;
- пропорционально фактически отработанному времени, если участие научного работника в научно-исследовательской работе сводится к написанию отдельных частей годового отчёта, и/или к проставлению подписи в Списке исполнителей.
5) Каждый работник научного подразделения должен быть ознакомлен с финансовыми результатами работы за отчётный период.
7) Размер надбавок за сложность и напряжённость для каждого конкретного сотрудника научного подразделения, включая его руководителя, устанавливается путём обсуждения и открытого голосования на собрании коллектива, результаты которого заносятся в протокол.
Таким образом, нормы Указа никак не связаны с реальной ситуацией с заработной платой научных работников научно-исследовательских организаций, что никак не стимулирует научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
Для придания «жизни» Указу необходимо внести норму, согласно которой в ЛНПА научно-исследовательских организаций должен быть пункт:
Начисление зарплаты научным работникам производится пропорционально фактическому объёму выполненных работ по договорам о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, или отработанному времени.
[ Закрыто ] Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности»
1Задачами правового мониторинга являются:
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе о (об):
Высказаться на Форуме можно по 15 июля 2022 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
19.05.2022 14:39:31
Юрист
НОВИЧОКО невозможности стимулирования научной деятельности через Указ Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 №441
Актуальность правового регулирования Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.09.2009, 1/10958) (далее – Указ) была лишь в редакции НПА на момент его издания, то есть на 7 сентября 2009 года, когда в нем были подпункты 1.1-1.5. Однако в целом заложенные в Указе нормы ни в 2009 году, ни в 2022 году никак не корреспондируются с локальным нормативным правовым актом научно-исследовательских организаций, в которых действует Положение по оплате труда и премированию работников.
Например, согласно части шесть пункта 2 ЛНТП, РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству» (действeет с «21» апреля 2021 г.): Организация применяет повременную форму оплаты груда для оплаты труда руководителей, специалистов, других служащих, а также рабочих. Индивидуальная выработка рабочего определяется самим технологическим процессом, стимулируется высокое качество выпускаемой продукции, выполняемых работ.
Таким образом, нанимателем, который пользуется имущественным и служебным положением, в ЛНПА заложена дискриминационная норма исключительно в отношении научных работников, содержащая безальтернативное начисление зарплаты пропорционального отработанному времени, а не за объем выполняемых работ.
Согласно Распределения работников РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» по тарифным разрядам (категории и должности работников) (Приложение к Положению): Научные работники: младший научный сотрудник (16-17); научный научный сотрудник (17-18); старший научный сотрудник (18-19); ведущий научный сотрудник (19-20); главный научный сотрудник (20-21); заведующий (начальник) самостоятельным научно-исследовательским отделом (лабораторией, сектором, входящим в состав научно-исследовательского отделения (управления, отдела, центра, лаборатории) (21- 22); заведующий самостоятельным научно-исследовательским отделом (лабораторией), учёный секретарь (22-23); заместитель директора по научной работе (24-25).
У РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» 2/3 всей численности – это научные работники, а 1/3 – руководители, служащие и. рабочие.
Научные работники, выполняя требования законодательства о научной деятельности, более чем на 98% обеспечивают денежный доход РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», так как занимаются научной деятельностью. Однако учётной политикой Центра для всех работников всяких без исключения принята повременная оплата, хотя она противоречит основным принципам ведения научно-исследовательской работы в части оптимального использования интеллектуальных возможностей научных работников, для которых характерен ненормированный рабочий день, как вид режима рабочего времени, или гибкий график работы, а с принятием в последней редакции Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З) появилась – глава 25-1 «Особенности регулирования труда работников, выполняющих дистанционную работу», в которой дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий (ст. 307-1).
На наш взгляд, в части оплаты труда и премированию научных работников в ЛПНА должно быть однозначно указано:
1) Осуществлять информирование научных работников о финансовом состоянии как конкретного научного подразделения, так и учреждения в целом.
2) Расчёт надбавки за сложность и напряжённость производить исходя: из реального финансового состояния конкретного научного подразделения и показателя выработки на одного сотрудника; из объёма выполненных работ.
3) Фактическая сумма заработной платы научных работников должна соответствовать пропорциональной разнице в должностных месячных окладах, согласно штатному расписанию.
4) Оплата труда научных работников осуществляется одним из двух способов:
- пропорционально фактическому объёму выполняемых работ, если научный работник инициирует и/или выполняет научную работу в полном объёме;
- пропорционально фактически отработанному времени, если участие научного работника в научно-исследовательской работе сводится к написанию отдельных частей годового отчёта, и/или к проставлению подписи в Списке исполнителей.
5) Каждый работник научного подразделения должен быть ознакомлен с финансовыми результатами работы за отчётный период.
7) Размер надбавок за сложность и напряжённость для каждого конкретного сотрудника научного подразделения, включая его руководителя, устанавливается путём обсуждения и открытого голосования на собрании коллектива, результаты которого заносятся в протокол.
Таким образом, нормы Указа никак не связаны с реальной ситуацией с заработной платой научных работников научно-исследовательских организаций, что никак не стимулирует научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
Для придания «жизни» Указу необходимо внести норму, согласно которой в ЛНПА научно-исследовательских организаций должен быть пункт:
Начисление зарплаты научным работникам производится пропорционально фактическому объёму выполненных работ по договорам о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, или отработанному времени.
01.06.2022 11:52:49
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться