выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, государственным управлением научной и научно-технической сферами, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения Закона № 2105-XII;
выработка предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы, связанные с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, государственным управлением научной и научно-технической сферами, и практики применения такого законодательства, о принятии мер по надлежащей реализации Закона № 2105-XII.
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе о (об):
актуальности правового регулирования Закона № 2105-XII, наличии в Законе № 2105-XII устаревших либо неэффективных норм;
наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в Законе № 2105-XII, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
наличии нереализованных в законодательстве отсылочных и бланкетных норм, содержащихся в Законе № 2105-XII, избыточности таких норм;
положительных и отрицательных последствиях принятия и применения Закона № 2105-XII;
о количестве и содержании обращений, связанных с применением Закона № 2105-XII;
необходимости корректировки Закона № 2105-XII (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием).
Высказаться в специальной теме на Правовом форуме Беларуси можно со 2по 26 мая 2023 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
28.04.2023 17:23:59
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Трудовые отношения в научной сфере – как объект правового мониторинга Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики»
Законодательство о научной деятельности насчитывает более 600 (шестьсот) нормативных правовых актов.
Проблема трудовых отношений в сфере научной деятельности заключается в том, что судебная система нашей страны считает «мертвой» ч. 1 ст. 319 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которой – особенности регулирования труда (конкурсное замещение должностей служащих научных работников, устанавливаются законодательством.
«Мертвой» эта норма ТК становится так как при судебном разбирательстве исковых заявлений научных работников суд руководствуется ТК, а не законодательством о научной деятельности, исключительно положениями локальных нормативных правовых актов научной организации: коллективный договор, положение об оплате труда, содержание контракта и должностной инструкции, которые не подлежат расширительному толкованию и не допускается их применение по аналогии.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 года «О научной деятельности» (далее – Закон), установлен порядок и условия проведения конкурса на замещение должности научного работника в научных организациях, учреждениях высшего образования и учреждениях дополнительного образования взрослых.
Во исполнение Закона разработано и действует Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности научного работника, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.04.1998 г. № 536 (далее – Положение).
Решение о проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных работников принимается коллегиально ученым советом научной организации на основании анализа ее кадрового потенциала и наличия вакансий, согласно пунктам 2, 5 Положения.
Согласно п. 2 раздела I должностных инструкций Республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству» (далее – РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству») научный работник – руководитель научного подразделения (лаборатория) (категория – руководитель) и главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник (категория – специалисты) – избираются на вакантную должность на 5 лет, младший научный сотрудник – на 3 года.
Таким образом, научные работники, относящиеся к категории: руководитель (специалист), должны избираться по конкурсу и затем с ними заключается трудовой договор (контракт) на весь срок избрания.
Устав РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» (новая редакция) утвержден Постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси 07.07.2006 № 57 (далее – Устав).
Согласно ч. 3 п. 23 Устава к компетенции Ученого совета относятся избрание по конкурсу в соответствии с законодательством должностных лиц (заведующих лабораториями, секторами, отделами) и научных работников Центра.
В ч. 10 п. 24 Устава указано, что Ученый совет принимает решение о конкурсах на замещение вакантных должностей заведующих научно-исследовательскими подразделениями, главных, ведущих, старших научных сотрудников, научных и младших научных сотрудников.
Согласно п.п. 31, 32 Устава заведующий научно-исследовательским подразделением Центра назначается по контракту, либо избирается сроком на пять лет на конкурсной основе Ученым советом Центра из числа лиц, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук. Кандидат наук, не представивший к защите докторскую диссертацию в течение двух подряд сроков пребывания в должности заведующего научно-исследовательским подразделением, как правило, не избирается на третий и последующие сроки. Если ни один из кандидатов на должность заведующего научно-исследовательским подразделением не был избран Ученым советом, генеральный директор Центра назначает исполняющего обязанности заведующего подразделением на срок не более одного года.
Главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники и младшие научные сотрудники назначаются на соответствующие должности по результатам конкурса, либо в соответствии с контрактом без прохождения конкурса. Главные, ведущие, старшие и научные сотрудники через каждые пять лет, а младшие научные сотрудники через каждые три года, избираются повторно или назначаются на должность на новый срок по результатам аттестации.
В течение 15 лет ни генеральный директор (председатель Ученого совета), ни его заместители, ни члены Ученого совета не инициировали и ни принимали решение о проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных работников принимается ученым советом РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству». При это с работающими научными работниками заключали контракт на 3 года, а с пенсионерами – на 1 год, то есть наниматель по своему усмотрению распоряжается судьбой научного работника имеет полное право без объяснения причин не продлить контракт, в том числе сократить должность, так как ученый совет не утверждает штатное расписания научной организации.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» во исполнение ст. 19 ТК трудовая функция, права и обязанности никак не коррелируют с научным работником, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности». Например, непонятно какое отношение к научному работнику имеют п 2.4 и п. 2.7 Контракта нанимателя с работником, обязанность:
обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускаю брака в работе, соблюдать производственно-технологическую дисциплину;
принимать меры по немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы, и немедленно сообщаю о случившемся Нанимателю.
Согласно п. 2 ст. 2612 ТК контракт должен содержать помимо сведений и условий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, в качестве обязательных следующие сведения и условия проведение аттестации не реже одного раза в три года, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» аттестация научных работников не проводилась с 2006 г. и первый раз была проведена лишь в октябре 2021 г.
Юридическая сила нормативных правовых актов и локальных актов определена в ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-3 «О нормативных правовых актах». Согласно п. 9 данной статьи нормативные правовые акты и локальные акты вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам и локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица), если иное не предусмотрено законодательными актами.
Следовательно, научная организация (РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству») в течении более 15 лет не выполняет ни требования законодательства о научной деятельности, ни локальных нормативных правовых актов, принятых в его исполнение.
Этой порочной практике способствует роль Национальной академии наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), которая порой волюнтаристскими решения вмешивается в штатное расписание научной организации, указывает сколько необходимо сократить работников, в том числе научных, чтобы провести так называемую «оптимизацию». Все эти действия оказывают негативное влияние на результативность научной деятельности РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» – единственной государственной научной организации в нашей стране в области научного обеспечения животноводства.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», большинство заведующих лабораториями занимают эту должность более двух сроков, то есть более 10 лет. Отсутствие конкуренции при назначении на должности заведующего лабораторией, непроведение конкурсов на замещение должностей, мелкотемье научных исследований негативно сказывается на результатах животноводства нашей страны.
Непроведение конкурентной конкурсной ротации руководителей научных подразделений коррелирует с отсутствием новых научно и финансово-экономически обоснованных идей в зоотехнической науке и животноводстве в целом.
Руководство научной организации (РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству») беспрекословно выполняет требования лояльно относится к действиям «высшей государственной научной организации», а по сути, – администрации НАН Беларуси, так как она назначает генерального директора, или согласует назначение его заместителей, ученого секретаря.
НАН Беларуси, как вышестоящая научная организация, точнее административная структура управления и контроля в сфере научной деятельности, при этом не столько на научные организации входящие в ее структуру, сколько на научных работников относящихся к категории специалистов, тем самым лишая их прав изложенных в статьей 9 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности». Как итог деятельность НАН Беларуси вступает в противоречие с духом и буквой Закона.
Так называемая «оптимизация» штата в научной организации (или в ее отдельных научных подразделениях) происходит без всякого открытого мотивированного обоснования и широкого обсуждения со всеми ее научными работниками, а лишь путем устного извещения лиц, относящихся к категории руководителей научных работников (категория – специалисты) о том, что в их услугах не нуждаются.
Компетенции, имеющиеся у научного работника, дают право на участие в конкурсе на занятие определенной должности. В то же время занимаемая должность научным работником компетенций ему не добавляет.
Объективная целесообразность природы – это критический принцип разума для рефлектирующей способности суждения. По сути, объективная целесообразность – это объективная разумность проведения научных исследований при осуществлении научной деятельности. Разумность в объективном смысле понимается в качестве «внешнего мерила», служащего масштабом оценки действий субъектов, то есть она выступает в качестве принципа права.
В письме начальник Борисовского межрайонного отдела Минского областное управления Департамента государственной инспекции труда, в частности, указал, что: «…наниматель в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 55 ТК обязан обеспечивать соблюдение законодательства о груде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными правовыми актами и трудовыми договорами.
В силу положений ст. 1 ТК должностные инструкции относятся к локальным правовым актам нанимателя.
Согласно должностной инструкции ведущему научному сотруднику лаборатории технологии производства свинины и зоогигиены, утвержденной генеральным директором 03.01.2020, ведущий научный сотрудник избирается на вакантную должность и переизбирается на новый срок через каждые 5 лет по представлению заведующего лабораторией.
Наличие документов о Вашем избрании на занимаемую должность с 22.06.2016, переизбрании с 22.06.2021 не установлено. Таким образом, нанимателем нарушены требования п.9 ч.1 ст.55 ТК…».
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» игнорируется как юридическая сила нормативных правовых актов, принятых Законодателем, так и локальных НПА, изданных самой государственной научной организацией.
Таким образом, в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» на протяжении 15 (пятнадцати!) лет происходит умышленное нарушение ч. 10 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности», то есть не исполняются должностные инструкции научных работников, в том числе занимающие руководящие должности, в части прохождения через конкурс на конкурентной основе.
Согласно ст. 4 Закона государственное регулирование научной деятельности базируется, в том числе на принципе равенства всех субъектов научной деятельности перед законом. Однако научная организация (РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству»), точнее ее администрация, преследуя свои интересы, дискриминирует научных работников, относящихся к категории специалистов и руководителей научных подразделений, чем нарушает ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Согласно подпункту 3.3.11 Коллективного договора РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» на 2021 - 2023 гг. (далее – коллективный договор), утвержденного 21 апреля 2021 г., наниматель обязуется широко привлекать сотрудников центра к управлению наукой и производством через ученый совет и производственные советы.
В коллективном договоре ничего не сказано о деятельности ученого совета, упоминание имеется лишь в Уставе РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», что указывает на декларативность пунктов правоустанавливающего документа.
30 ноября 2022 г. мне официально отказано присоединиться к коллективному договору (ч 3 ст. 365 ТК) решением совместного заседания нанимателя и профсоюзного комитета РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству».
Отказ в присоединении к коллективному договору произошло несмотря на том, что в письме «О рассмотрении надзорной жалобы» прокурор Минской области в частности указал: «В случае, если Вы не возражаете против распространения на Вас отдельных положений Коллективного договора, при условии, что порядок и особенности действия таких положений не определены этим договором, Вы не лишены возможности выразить согласие на это в письменной форме в соответствии с ч. 3 ст. 365 ТК Республики Беларусь».
Резюме.
Нормы законодательства о научной деятельности, а также положения контракта и должностной инструкции не подлежат расширительному толкованию и не допускается их применение по аналогии, что позволяет избежать научных споров, так как законодательство о научной деятельности насчитывает более 600 (шестьсот) нормативных правовых актов.
Все отношения в научной деятельности строятся исключительно на ЛНПА научной организации, оплата осуществляется исключительно за отработанное время, и не имеет никакой связи с объемом и важностью выполненной научной работы. Участие в госпрограммах никак не отражается на уровне заработной платы, а ученый совет, как коллективный орган, может «путем поднятия рук» зарубить на корню любую инициативу научного работника.
При этом ученый совет РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», членами которого является администрация научного учреждения и руководители научных подразделений, почти двадцать лет не проводит конкурсы на замещение вакантных должностей и переизбрание на должности научных работников. Как результат заведующие лабораториями занимают должности десятки лет, хотя в должностной инструкции заведующего лабораторией указано, что переизбрание – каждые 5 (пять) лет. И это все происходит под руководством администрации НАН Беларуси, так как в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» находится в их власти.
Контракты с научными работниками заключаются максимум на 3 года, а с пенсионерами – на 1 (один) год. И как планировать свою научную жизнь, особенно когда ученый совет против участия научного работника в конкурсе на финансирование задания ГПНИ?
Невозможно присоединиться к коллективному договору реализуя право работника указанное в ч. 3 ст. 365 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, проведенный анализ трудовых отношений субъектов научной деятельности указывает как на отсутствие эффективности норм Закона № 2105-XII, так конкретные недостатки правового регулирования общественных отношений, связанных с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, государственным управлением научной и научно-технической сферами, приведены причины и последствия, которые возникли в процессе применения данного НПА.
Валерий Соляник, кандидат с.-х. наук, доцент
12.05.2023 10:14:58
Валерий Соляник
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
93
Предложение в Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики»
Мною проведен анализ нескольких объектов правового мониторинга Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики», таких как:
- Научные исследования и аттестация научных кадров
- Зоотехническая наука и животноводство
В связи с комплексным анализом Закона № 2105-XII я пришел к некоторым выводам.
Продолжительное время, более 10 лет, руководства научным подразделением или нахождение в администрации научной организации, не только влияет на интеллектуальное и физическое состояние «руководителей», но и негативно отражается на психологическом состоянии конкретных научных работниках, находящихся в их подчинении.
Не знаю как в других научных организациях, но в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» не было и нет стратегии ухода с занимаемых руководящих должностей «учеными-долгожителями», а страдают не только рядовые научные работники, но и зоотехническая наука в целом, а также животноводство нашей страны.
Каждый вид экономической деятельности, при необходимости и гласном мотивированном обосновании, может иметь законодательное регулирование. Но для любого вида экономической деятельности важно самоорганизация и самоконтроль функционирования конкретных организаций и учреждений.
Законы должны быть лаконичными, прозрачными и понятными для исполнения. Разработка иных нормативных правовых актов, во исполнение законов, осуществляется в исключительных случаях по инициативе правоприменителями. Таким образом, законы должны быть исключительно прямого действия без всяких отсылок к иным нормативным правовым актам.
Все министерства, которые имеют научно-исследовательские структуры и образовательные центры, должны стать научно-практическими корпорациями оказывающие образовательные услуги и научное сопровождение в конкретных видах экономической деятельности, оказывая помощь (специалистами, консультантами, результатами научной деятельности) организациям и предприятиям, входящим в профильные ассоциации и союзы, через эти саморегулируемые общества.
Министерствам и ведомствам должно быть запрещено заниматься государственной политикой в конкретной виде экономической деятельности или в прямом регулировании. Госорганы обязаны осуществлять выполнение законодательно установленных нормативов добровольно принятыми промышленными и сельскохозяйственными организациями для исполнения.
Финансовая помощь организацией оказывается в виде получения кредитов от банков и иных финансовых структур, с условием обязательного возврата.
Сбор статистических данных осуществляется независимо Национальным статистическим комитетом
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь проводит правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики», однако в самом нормативном-правовом акте ничего не сказано о ГКНТ. На мой взгляд, это никак не обоснованно, так как Комитет находится в подчинении Совета Министров, а Закон № 2105-XII регламентирует государственную научно-техническую политику, которую осуществляет Национальная академия наук Беларуси и Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, находящихся в подчинении Президента Республики Беларусь.
Научно-технические исследования в научных организациях не могут выполняться по приказу или решению Национальной академии наук Беларуси, так как наука – это творческая деятельность физического лица, научного работника, а не организации или органа государственного управления.
Национальная академия наук Беларуси должно быть превращено в общественную организацию, существующую на средства своих членов (член-корреспондентов и академиков).
Дело в том, что наличие НАН Беларуси не позволяет осуществлять научную деятельность, так как, по сути, общественная организация является единственным органом государственного управления в науке. Должно быть министерство науки Республики Беларусь, чтобы «не давили» академическими регалиями член-корреспонденты и академики НАН Беларуси.
В актах приемки научных разработок участвуют «высококвалифицированные эксперты» НАН Беларуси, безусловно, к таковым относятся академики и член-корреспонденты в зоотехнии. А где находится животноводство? Как выполняется подпрограмма 3, 4, 5 Государственной программы «Аграрный бизнес»? Почему на протяжении (семи) лет не выполняется указанные подпрограммы, а коммерциализация НИР в животноводстве не выдерживает никакой критики?
ВАК утверждает докторские диссертации по зоотехнии, которые имеют 5-7 нарушений Положения о присуждении ученых степеней и присвоении научных звание, при том, что отказать в искомой степени достаточно одного-единственного нарушения.
Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь не принимает к рассмотрению жалобы по ненадлежащему выполнению заданий ГНТП по животноводству и зоотехнии, так как подписаны все акты представителями НАН Беларуси.
А кто конкретно в НАН Беларуси отвечает за зоотехнию и гигиену животных – ученые, которые и выполняли «левые» проекты-задания ГНТП. Других нет. А если привлекают из аграрных учебных заведений, так их научные работники защищают ученые степени в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству». Круг замкнулся.
Научные учреждения Отделения аграрных наук из НАН Беларуси передать, как это было до 2002 г., в Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
До полной ликвидации НАН Беларуси необходимо научные организации:
- Отделения физики, математики и информатики распределить между Министерством образования, Министерство связи и информатизации;
- Отделения физико-технических наук распределить между Министерство промышленности; Министерством архитектуры и строительства, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством энергетики, Министерством транспорта и коммуникаций;
- Отделения химии и наук о Земле распределить между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Государственным комитетом по имуществу;
- Отделения биологических наук распределить между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Министерством образования;
- Отделения медицинских наук передать в Министерство здравоохранения;
- Отделения гуманитарных наук и искусств распределить между Министерством образования, Министерством информации; Министерством культуры, Министерством спорта и туризма;
- Отделения аграрных наук передать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Ликвидация НАН Беларуси и передача научных организаций в органы государственного управления позволит повысить ответственность министерств и ведомств во внедрении новых инновационных разработок полученных в ходе выполнения научных исследований.
На мой взгляд, Государственный комитет по науке и технологиям необходимо преобразовать в Министерство науки Республики Беларусь. В Министерстве, в качестве самостоятельного департамента, должна функционировать Высшая аттестационная комиссия.
Министерство науки должно быть государственным органом управления научной деятельностью, которое будет контролировать целевое использование денежных средств, которое им же и выделяется на этот вид экономической деятельности.
Важно, чтобы после прохождения государственной экспертизы сумма фактически выделяемых денег на выполнение заданий ГПНИ, не было как при функционировании НАН Беларуси, когда выделялось в 2 (два) раза меньше, чем в заявках на прохождение конкурса, но работа должна была быть выполнена на 100%, как в заявке. При этом над рядовыми научными работникам администрация научной организации, по сути, издевается указывая «у вас недостаточно денежных средств для выплаты вам надбавок за сложность и напряженность». Получается, что научные работники как рабы, за пайку хлеба, должны трудится по инициируемым ими же научным темам, но получать могут половину от заявленной суммы, и быть всегда под психологическим прессом руководство различного уровня. Это несправедливо и незаконно.
В качестве решаемых задач Министерством должно быть организация государственной экспертизы заданий государственных программ научно-технических исследований, проведении постоянного мониторинга и контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, направляемых в других министерствах и ведомствах на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований. При Министерстве целесообразно создать 7 ассоциаций, в которые на добровольной основе могли бы войти научные учреждения бывших Отделений, распределенные между органами госуправления, после ликвидации Национальной академии наук Беларуси.
Таким образом, мною обоснованы и выработаны предложения о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы, связанные с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, государственным управлением научной и научно-технической сферами, и практики применения такого законодательства и принятии конкретных мер по надлежащей реализации Закона № 2105-XII.
[ Закрыто ] Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики»
2Задачами правового мониторинга являются:
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе о (об):
Высказаться в специальной теме на Правовом форуме Беларуси можно со 2 по 26 мая 2023 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
28.04.2023 17:23:59
Юрист
НОВИЧОКЗаконодательство о научной деятельности насчитывает более 600 (шестьсот) нормативных правовых актов.
Проблема трудовых отношений в сфере научной деятельности заключается в том, что судебная система нашей страны считает «мертвой» ч. 1 ст. 319 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), согласно которой – особенности регулирования труда (конкурсное замещение должностей служащих научных работников, устанавливаются законодательством.
«Мертвой» эта норма ТК становится так как при судебном разбирательстве исковых заявлений научных работников суд руководствуется ТК, а не законодательством о научной деятельности, исключительно положениями локальных нормативных правовых актов научной организации: коллективный договор, положение об оплате труда, содержание контракта и должностной инструкции, которые не подлежат расширительному толкованию и не допускается их применение по аналогии.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 года «О научной деятельности» (далее – Закон), установлен порядок и условия проведения конкурса на замещение должности научного работника в научных организациях, учреждениях высшего образования и учреждениях дополнительного образования взрослых.
Во исполнение Закона разработано и действует Положение о порядке и условиях проведения конкурса на замещение должности научного работника, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 03.04.1998 г. № 536 (далее – Положение).
Решение о проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных работников принимается коллегиально ученым советом научной организации на основании анализа ее кадрового потенциала и наличия вакансий, согласно пунктам 2, 5 Положения.
Согласно п. 2 раздела I должностных инструкций Республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству» (далее – РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству») научный работник – руководитель научного подразделения (лаборатория) (категория – руководитель) и главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник (категория – специалисты) – избираются на вакантную должность на 5 лет, младший научный сотрудник – на 3 года.
Таким образом, научные работники, относящиеся к категории: руководитель (специалист), должны избираться по конкурсу и затем с ними заключается трудовой договор (контракт) на весь срок избрания.
Устав РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» (новая редакция) утвержден Постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси 07.07.2006 № 57 (далее – Устав).
Согласно ч. 3 п. 23 Устава к компетенции Ученого совета относятся избрание по конкурсу в соответствии с законодательством должностных лиц (заведующих лабораториями, секторами, отделами) и научных работников Центра.
В ч. 10 п. 24 Устава указано, что Ученый совет принимает решение о конкурсах на замещение вакантных должностей заведующих научно-исследовательскими подразделениями, главных, ведущих, старших научных сотрудников, научных и младших научных сотрудников.
Согласно п.п. 31, 32 Устава заведующий научно-исследовательским подразделением Центра назначается по контракту, либо избирается сроком на пять лет на конкурсной основе Ученым советом Центра из числа лиц, имеющих ученую степень доктора или кандидата наук. Кандидат наук, не представивший к защите докторскую диссертацию в течение двух подряд сроков пребывания в должности заведующего научно-исследовательским подразделением, как правило, не избирается на третий и последующие сроки. Если ни один из кандидатов на должность заведующего научно-исследовательским подразделением не был избран Ученым советом, генеральный директор Центра назначает исполняющего обязанности заведующего подразделением на срок не более одного года.
Главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники и младшие научные сотрудники назначаются на соответствующие должности по результатам конкурса, либо в соответствии с контрактом без прохождения конкурса. Главные, ведущие, старшие и научные сотрудники через каждые пять лет, а младшие научные сотрудники через каждые три года, избираются повторно или назначаются на должность на новый срок по результатам аттестации.
В течение 15 лет ни генеральный директор (председатель Ученого совета), ни его заместители, ни члены Ученого совета не инициировали и ни принимали решение о проведении конкурса на замещение вакантных должностей научных работников принимается ученым советом РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству». При это с работающими научными работниками заключали контракт на 3 года, а с пенсионерами – на 1 год, то есть наниматель по своему усмотрению распоряжается судьбой научного работника имеет полное право без объяснения причин не продлить контракт, в том числе сократить должность, так как ученый совет не утверждает штатное расписания научной организации.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» во исполнение ст. 19 ТК трудовая функция, права и обязанности никак не коррелируют с научным работником, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности». Например, непонятно какое отношение к научному работнику имеют п 2.4 и п. 2.7 Контракта нанимателя с работником, обязанность:
обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускаю брака в работе, соблюдать производственно-технологическую дисциплину;
принимать меры по немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы, и немедленно сообщаю о случившемся Нанимателю.
Согласно п. 2 ст. 2612 ТК контракт должен содержать помимо сведений и условий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, в качестве обязательных следующие сведения и условия проведение аттестации не реже одного раза в три года, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» аттестация научных работников не проводилась с 2006 г. и первый раз была проведена лишь в октябре 2021 г.
Юридическая сила нормативных правовых актов и локальных актов определена в ст. 23 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-3 «О нормативных правовых актах». Согласно п. 9 данной статьи нормативные правовые акты и локальные акты вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам и локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица), если иное не предусмотрено законодательными актами.
Следовательно, научная организация (РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству») в течении более 15 лет не выполняет ни требования законодательства о научной деятельности, ни локальных нормативных правовых актов, принятых в его исполнение.
Этой порочной практике способствует роль Национальной академии наук Беларуси (далее – НАН Беларуси), которая порой волюнтаристскими решения вмешивается в штатное расписание научной организации, указывает сколько необходимо сократить работников, в том числе научных, чтобы провести так называемую «оптимизацию». Все эти действия оказывают негативное влияние на результативность научной деятельности РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» – единственной государственной научной организации в нашей стране в области научного обеспечения животноводства.
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», большинство заведующих лабораториями занимают эту должность более двух сроков, то есть более 10 лет. Отсутствие конкуренции при назначении на должности заведующего лабораторией, непроведение конкурсов на замещение должностей, мелкотемье научных исследований негативно сказывается на результатах животноводства нашей страны.
Непроведение конкурентной конкурсной ротации руководителей научных подразделений коррелирует с отсутствием новых научно и финансово-экономически обоснованных идей в зоотехнической науке и животноводстве в целом.
Руководство научной организации (РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству») беспрекословно выполняет требования лояльно относится к действиям «высшей государственной научной организации», а по сути, – администрации НАН Беларуси, так как она назначает генерального директора, или согласует назначение его заместителей, ученого секретаря.
НАН Беларуси, как вышестоящая научная организация, точнее административная структура управления и контроля в сфере научной деятельности, при этом не столько на научные организации входящие в ее структуру, сколько на научных работников относящихся к категории специалистов, тем самым лишая их прав изложенных в статьей 9 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности». Как итог деятельность НАН Беларуси вступает в противоречие с духом и буквой Закона.
Так называемая «оптимизация» штата в научной организации (или в ее отдельных научных подразделениях) происходит без всякого открытого мотивированного обоснования и широкого обсуждения со всеми ее научными работниками, а лишь путем устного извещения лиц, относящихся к категории руководителей научных работников (категория – специалисты) о том, что в их услугах не нуждаются.
Компетенции, имеющиеся у научного работника, дают право на участие в конкурсе на занятие определенной должности. В то же время занимаемая должность научным работником компетенций ему не добавляет.
Объективная целесообразность природы – это критический принцип разума для рефлектирующей способности суждения. По сути, объективная целесообразность – это объективная разумность проведения научных исследований при осуществлении научной деятельности. Разумность в объективном смысле понимается в качестве «внешнего мерила», служащего масштабом оценки действий субъектов, то есть она выступает в качестве принципа права.
В письме начальник Борисовского межрайонного отдела Минского областное управления Департамента государственной инспекции труда, в частности, указал, что: «…наниматель в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 55 ТК обязан обеспечивать соблюдение законодательства о груде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными правовыми актами и трудовыми договорами.
В силу положений ст. 1 ТК должностные инструкции относятся к локальным правовым актам нанимателя.
Согласно должностной инструкции ведущему научному сотруднику лаборатории технологии производства свинины и зоогигиены, утвержденной генеральным директором 03.01.2020, ведущий научный сотрудник избирается на вакантную должность и переизбирается на новый срок через каждые 5 лет по представлению заведующего лабораторией.
Наличие документов о Вашем избрании на занимаемую должность с 22.06.2016, переизбрании с 22.06.2021 не установлено. Таким образом, нанимателем нарушены требования п.9 ч.1 ст.55 ТК…».
В РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» игнорируется как юридическая сила нормативных правовых актов, принятых Законодателем, так и локальных НПА, изданных самой государственной научной организацией.
Таким образом, в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» на протяжении 15 (пятнадцати!) лет происходит умышленное нарушение ч. 10 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XІІІ «О научной деятельности», то есть не исполняются должностные инструкции научных работников, в том числе занимающие руководящие должности, в части прохождения через конкурс на конкурентной основе.
Согласно ст. 4 Закона государственное регулирование научной деятельности базируется, в том числе на принципе равенства всех субъектов научной деятельности перед законом. Однако научная организация (РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству»), точнее ее администрация, преследуя свои интересы, дискриминирует научных работников, относящихся к категории специалистов и руководителей научных подразделений, чем нарушает ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Согласно подпункту 3.3.11 Коллективного договора РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» на 2021 - 2023 гг. (далее – коллективный договор), утвержденного 21 апреля 2021 г., наниматель обязуется широко привлекать сотрудников центра к управлению наукой и производством через ученый совет и производственные советы.
В коллективном договоре ничего не сказано о деятельности ученого совета, упоминание имеется лишь в Уставе РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», что указывает на декларативность пунктов правоустанавливающего документа.
30 ноября 2022 г. мне официально отказано присоединиться к коллективному договору (ч 3 ст. 365 ТК) решением совместного заседания нанимателя и профсоюзного комитета РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству».
Отказ в присоединении к коллективному договору произошло несмотря на том, что в письме «О рассмотрении надзорной жалобы» прокурор Минской области в частности указал: «В случае, если Вы не возражаете против распространения на Вас отдельных положений Коллективного договора, при условии, что порядок и особенности действия таких положений не определены этим договором, Вы не лишены возможности выразить согласие на это в письменной форме в соответствии с ч. 3 ст. 365 ТК Республики Беларусь».
Резюме.
Нормы законодательства о научной деятельности, а также положения контракта и должностной инструкции не подлежат расширительному толкованию и не допускается их применение по аналогии, что позволяет избежать научных споров, так как законодательство о научной деятельности насчитывает более 600 (шестьсот) нормативных правовых актов.
Все отношения в научной деятельности строятся исключительно на ЛНПА научной организации, оплата осуществляется исключительно за отработанное время, и не имеет никакой связи с объемом и важностью выполненной научной работы. Участие в госпрограммах никак не отражается на уровне заработной платы, а ученый совет, как коллективный орган, может «путем поднятия рук» зарубить на корню любую инициативу научного работника.
При этом ученый совет РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», членами которого является администрация научного учреждения и руководители научных подразделений, почти двадцать лет не проводит конкурсы на замещение вакантных должностей и переизбрание на должности научных работников. Как результат заведующие лабораториями занимают должности десятки лет, хотя в должностной инструкции заведующего лабораторией указано, что переизбрание – каждые 5 (пять) лет. И это все происходит под руководством администрации НАН Беларуси, так как в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» находится в их власти.
Контракты с научными работниками заключаются максимум на 3 года, а с пенсионерами – на 1 (один) год. И как планировать свою научную жизнь, особенно когда ученый совет против участия научного работника в конкурсе на финансирование задания ГПНИ?
Невозможно присоединиться к коллективному договору реализуя право работника указанное в ч. 3 ст. 365 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Таким образом, проведенный анализ трудовых отношений субъектов научной деятельности указывает как на отсутствие эффективности норм Закона № 2105-XII, так конкретные недостатки правового регулирования общественных отношений, связанных с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, государственным управлением научной и научно-технической сферами, приведены причины и последствия, которые возникли в процессе применения данного НПА.
Валерий Соляник, кандидат с.-х. наук, доцент
12.05.2023 10:14:58
Юрист
НОВИЧОКМною проведен анализ нескольких объектов правового мониторинга Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики», таких как:
- «Зоотехния» (сельскохозяйственная отрасль науки)
- Трудовые отношения в научной сфере
- Научные исследования и аттестация научных кадров
- Зоотехническая наука и животноводство
В связи с комплексным анализом Закона № 2105-XII я пришел к некоторым выводам.
Продолжительное время, более 10 лет, руководства научным подразделением или нахождение в администрации научной организации, не только влияет на интеллектуальное и физическое состояние «руководителей», но и негативно отражается на психологическом состоянии конкретных научных работниках, находящихся в их подчинении.
Не знаю как в других научных организациях, но в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству» не было и нет стратегии ухода с занимаемых руководящих должностей «учеными-долгожителями», а страдают не только рядовые научные работники, но и зоотехническая наука в целом, а также животноводство нашей страны.
Каждый вид экономической деятельности, при необходимости и гласном мотивированном обосновании, может иметь законодательное регулирование. Но для любого вида экономической деятельности важно самоорганизация и самоконтроль функционирования конкретных организаций и учреждений.
Законы должны быть лаконичными, прозрачными и понятными для исполнения. Разработка иных нормативных правовых актов, во исполнение законов, осуществляется в исключительных случаях по инициативе правоприменителями. Таким образом, законы должны быть исключительно прямого действия без всяких отсылок к иным нормативным правовым актам.
Все министерства, которые имеют научно-исследовательские структуры и образовательные центры, должны стать научно-практическими корпорациями оказывающие образовательные услуги и научное сопровождение в конкретных видах экономической деятельности, оказывая помощь (специалистами, консультантами, результатами научной деятельности) организациям и предприятиям, входящим в профильные ассоциации и союзы, через эти саморегулируемые общества.
Министерствам и ведомствам должно быть запрещено заниматься государственной политикой в конкретной виде экономической деятельности или в прямом регулировании. Госорганы обязаны осуществлять выполнение законодательно установленных нормативов добровольно принятыми промышленными и сельскохозяйственными организациями для исполнения.
Финансовая помощь организацией оказывается в виде получения кредитов от банков и иных финансовых структур, с условием обязательного возврата.
Сбор статистических данных осуществляется независимо Национальным статистическим комитетом
Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь проводит правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики», однако в самом нормативном-правовом акте ничего не сказано о ГКНТ. На мой взгляд, это никак не обоснованно, так как Комитет находится в подчинении Совета Министров, а Закон № 2105-XII регламентирует государственную научно-техническую политику, которую осуществляет Национальная академия наук Беларуси и Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, находящихся в подчинении Президента Республики Беларусь.
Научно-технические исследования в научных организациях не могут выполняться по приказу или решению Национальной академии наук Беларуси, так как наука – это творческая деятельность физического лица, научного работника, а не организации или органа государственного управления.
Национальная академия наук Беларуси должно быть превращено в общественную организацию, существующую на средства своих членов (член-корреспондентов и академиков).
Дело в том, что наличие НАН Беларуси не позволяет осуществлять научную деятельность, так как, по сути, общественная организация является единственным органом государственного управления в науке. Должно быть министерство науки Республики Беларусь, чтобы «не давили» академическими регалиями член-корреспонденты и академики НАН Беларуси.
В актах приемки научных разработок участвуют «высококвалифицированные эксперты» НАН Беларуси, безусловно, к таковым относятся академики и член-корреспонденты в зоотехнии. А где находится животноводство? Как выполняется подпрограмма 3, 4, 5 Государственной программы «Аграрный бизнес»? Почему на протяжении (семи) лет не выполняется указанные подпрограммы, а коммерциализация НИР в животноводстве не выдерживает никакой критики?
ВАК утверждает докторские диссертации по зоотехнии, которые имеют 5-7 нарушений Положения о присуждении ученых степеней и присвоении научных звание, при том, что отказать в искомой степени достаточно одного-единственного нарушения.
Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь не принимает к рассмотрению жалобы по ненадлежащему выполнению заданий ГНТП по животноводству и зоотехнии, так как подписаны все акты представителями НАН Беларуси.
А кто конкретно в НАН Беларуси отвечает за зоотехнию и гигиену животных – ученые, которые и выполняли «левые» проекты-задания ГНТП. Других нет. А если привлекают из аграрных учебных заведений, так их научные работники защищают ученые степени в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству». Круг замкнулся.
Научные учреждения Отделения аграрных наук из НАН Беларуси передать, как это было до 2002 г., в Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
До полной ликвидации НАН Беларуси необходимо научные организации:
- Отделения физики, математики и информатики распределить между Министерством образования, Министерство связи и информатизации;
- Отделения физико-технических наук распределить между Министерство промышленности; Министерством архитектуры и строительства, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством энергетики, Министерством транспорта и коммуникаций;
- Отделения химии и наук о Земле распределить между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Государственным комитетом по имуществу;
- Отделения биологических наук распределить между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством здравоохранения, Министерством образования;
- Отделения медицинских наук передать в Министерство здравоохранения;
- Отделения гуманитарных наук и искусств распределить между Министерством образования, Министерством информации; Министерством культуры, Министерством спорта и туризма;
- Отделения аграрных наук передать в Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Ликвидация НАН Беларуси и передача научных организаций в органы государственного управления позволит повысить ответственность министерств и ведомств во внедрении новых инновационных разработок полученных в ходе выполнения научных исследований.
На мой взгляд, Государственный комитет по науке и технологиям необходимо преобразовать в Министерство науки Республики Беларусь. В Министерстве, в качестве самостоятельного департамента, должна функционировать Высшая аттестационная комиссия.
Министерство науки должно быть государственным органом управления научной деятельностью, которое будет контролировать целевое использование денежных средств, которое им же и выделяется на этот вид экономической деятельности.
Важно, чтобы после прохождения государственной экспертизы сумма фактически выделяемых денег на выполнение заданий ГПНИ, не было как при функционировании НАН Беларуси, когда выделялось в 2 (два) раза меньше, чем в заявках на прохождение конкурса, но работа должна была быть выполнена на 100%, как в заявке. При этом над рядовыми научными работникам администрация научной организации, по сути, издевается указывая «у вас недостаточно денежных средств для выплаты вам надбавок за сложность и напряженность». Получается, что научные работники как рабы, за пайку хлеба, должны трудится по инициируемым ими же научным темам, но получать могут половину от заявленной суммы, и быть всегда под психологическим прессом руководство различного уровня. Это несправедливо и незаконно.
В качестве решаемых задач Министерством должно быть организация государственной экспертизы заданий государственных программ научно-технических исследований, проведении постоянного мониторинга и контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, направляемых в других министерствах и ведомствах на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований. При Министерстве целесообразно создать 7 ассоциаций, в которые на добровольной основе могли бы войти научные учреждения бывших Отделений, распределенные между органами госуправления, после ликвидации Национальной академии наук Беларуси.
Таким образом, мною обоснованы и выработаны предложения о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы, связанные с формированием и реализацией государственной научно-технической политики, государственным управлением научной и научно-технической сферами, и практики применения такого законодательства и принятии конкретных мер по надлежащей реализации Закона № 2105-XII.
Валерий Соляник, кандидат с.-х. наук, доцент
12.05.2023 14:28:45
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться