Правовой мониторинг проводится с целью анализа и оценки качества законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, практики его применения, эффективности правового регулирования им общественных отношений.
Задачами правового мониторинга являются:
оценка эффективности норм законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией заявителями прав на обращение, порядком подачи и рассмотрения обращений, обжалованием ответов на обращения и иными вопросами законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, причин соответствующих недостатков, а также последствий, которые возникли в процессе применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
выработка предложений о совершенствовании законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, а также практики применения такого законодательства, о принятии мер по надлежащей реализации положений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об):
актуальности правового регулирования общественных отношений законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, наличии устаревших либо неэффективных норм;
наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
наличии не реализованных в законодательстве бланкетных норм, содержащихся в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц, избыточности таких норм;
положительных и отрицательных последствиях принятия и применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
необходимости корректировки законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками).
По указанным вопросам можно будет высказаться в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 20 мая по 10 июня 2024 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
На сайте обращения.бел в 2023 году была возможность создавать обращения, под которыми могли подписаться другие пользователи сайта обращения.бел (открытые и закрытые обращения). Потом эту возможность убрали. Данный функционал был очень удобен, так как в государственные организации приходило одно обращение, под которым подписывались другие пользователи. И когда направлялся ответ, то он приходил автоматически всем пользователям.
А сейчас, когда граждане хотят написать коллективное обращение, то список подписей необходимо прилагать отсканированным файлом. Соответственно, подписи должен кто-то собрать. Тут могут возникнуть нюансы с хранением и обработкой персональной информации (данные могут попасть в какие-нибудь недобросовестные базы, в худшем случае мошеннические). Либо каждый пользователь пишет индивидуальное обращение в конкретный государственный орган, получается большое количество по одному вопросу в госорган, что увеличивает нагрузку на сотрудников, работающих с обращениями граждан, так как в таком случае на каждое обращение нужно давать индивидуальный ответ. Что влечет за собой нагрузку на сервера сайта обращения.бел, так как генерируется большее число обращений, и соответственно, большее количество ответов с прикрепленными файлами.
Министерство информации на обращения по данному вопросу утверждает, что в связи с тем, что подача открытых (закрытых) коллективных обращений не регулируется законодательством в сфере обращений граждан, соответствующий функционал в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юридических лиц был исключен по результатам ее первоначального периода функционирования.
Таким образом, при возврате на сайт обращения.бел возможности собирать подписи отдельных пользователей под конкретными обращениями появится возможность для уменьшения расходов на обслуживание сайта системы учета и обработки обращений. Следовательно, это позволит экономить бюджетные средства.
В связи с вышеизложенным, считаю необходимым внести либо в Закон об обращениях граждан и юридических лиц, либо в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 986 «О системе учета и обработки обращений» пункт о механизме создания и подачи в государственные органы открытых коллективных обращений на сайте обращения.бел, под которыми могут подписаться пользователи сайта обращения.бел.
20.05.2024 13:00:04
mikita_sia
Пользователь
НОВИЧОК
3
2.1
7
В 2023-ем году были попытки отправить обращения в электронной форме в адрес депутатов Палаты представителей Национального собрания. Однако при отправлении обращений на электронные адреса, указанные на сайтах депутатов Палаты представителей, ответы не были получены. А при направлении обращений через сайт обращения.бел в адрес Секретариата Палаты представителей с просьбой переслать обращение конкретному депутату приходили ответы, в которых указывалось, что обращение в электронной форме отправить нельзя, а можно подать письменное обращение или изложить обращение в ходе личного приема.
В Законе от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» в пункте 25 указано, что «депутат Палаты представителей, член Совета Республики рассматривают полученные ими обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения граждан и юридических лиц), принимают меры для их полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц». Депутат рассматривает полученные «обращения», выше нет оговорки, что только письменные или устные обращения. Если обратиться к Закону от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее Закон № 300-З), то в статье 1 есть определение термина «обращение». «Обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме».
В Республике Беларусь есть нормативные правовые акты о цифровом развитии страны. Например, есть Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Есть Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381 «О цифровом развитии». В этих документах прописаны приоритеты по переходу на электронный документооборот. В таком случае не совсем понятно, почему народные избранники в лице депутатов Палаты представителей не хотят взаимодействовать со своими избирателями в электронном виде.
Депутаты значительную часть времени проводят не в своих округах. На личный прием попасть к депутатам сложно. Письменные обращения не всегда удобно отправлять. Например, если к обращению прикладываются видео или фото.
В связи с вышеизложенным считаю необходимым:
- регламентировать рассмотрение обращений в электронной форме депутатами Палаты представителей в Законе об обращениях граждан и юридических лиц. Обращения могут быть поданы, например, на адреса электронной почты, указанные на индивидуальном сайте каждого депутата. Разумеется, что данные обращения должны соответствовать пункту 2 статьи 25 Закона № 300-З.
20.05.2024 13:21:42
Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
62
Вопрос про повторные обращения.
Здесь очень не четко прописано, что обращение может быть повторным, только если на предыдущее обращение был дан ответ, точнее, не расшифровано, что это значит. В результате бывает, что некоторые должностные лица прекращают переписку, хотя во всей предыдущей переписке по вопросу не было ни ответа по существу, ни мотивированного и обоснованного разъяснения, почему этот вопрос не к ним и к кому. Также почему-то некоторые сразу называют повторными совершенно другие вопросы но по той же самой теме, хотя, естественно, в каждой теме могут быть свои 100500 независимых вопросов, ну и по-разному можно объединять вопросы в темы. Даже ответ на один и тот же вопрос может меняться во времени, например, если произошло какое-то событие и уже все не так (или еще не произошло, но ожидается).
Предлагаю в ст. 1 дать определение термину «был дан ответ (направлено уведомление)», и в ст. 21 добавить требование, чтобы при прекращении переписки по какому-то вопросу, в уведомлении обязательно писалось в каком именно ответе госоргана, дата, номер, и номера абзацев в тексте, этот вопрос уже был рассмотрен по существу или уже написана мотивированная и обоснованная отмазка его не рассматривать.
20.05.2024 13:51:19
Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
2
0.0
62
Коллективные обращения.
В системе обращений сейчас очень хватает возможности сбора подписей под коллективными обращениями. Причем в начале ее работы такая возможность была.
Вот что об этом пишет Минсвязи: «В связи с тем, что подача открытых (закрытых) коллективных обращений не регулируется законодательством в сфере обращений граждан, соответствующий функционал в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) исключен.»
Предлагаю урегулировать в законе сбор подписей под коллективными обращениями в системе обращений, чтобы в нее можно было вернуть подачу открытых (закрытых) коллективных обращений. Это будет очень удобно для граждан иметь возможность собирать подписи еще и непосредственно в системе обращений, а не только через сторонние сервисы.
20.05.2024 14:05:11
mikita_sia
Пользователь
НОВИЧОК
1
2.1
7
Хочу дополнительно отметить, что при подписании обращения пользователь сайта обращения.бел должен видеть текст обращения целиком со всеми вложениями, а также количество подписантов под обращением (как при классическом сборе подписей на бумаге).
Также, когда будет завершен сбор подписей и обращение будет отправлено адресату, то пользователь, который составил обращение, должен видеть количество подписантов под своим обращением (опять же как при классическом сборе подписей на бумаге) без указания персональных данных подписантов под обращением.
Считаю необходимым сделать два критерия окончания срока сбора подписей: до конкретного часа конкретного дня (например, до 23:00 часов 10 июня 2024 года) или до определенного количества подписей (например, при сборе 15 подписей прекращается сбор подписей и обращение направляется адресату). Время и дату окончания сбора подписей, или количество подписей, указывает составитель обращения. При этом у составителя коллективного обращения должна быть возможность направить обращением досрочно с уже имеющимися подписями независимо от критерия окончания сбора подписей.
21.05.2024 12:38:18
кирилл
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
8
1.Бывает, что орган в который направлено обращение,сообщает, что "данный вопрос не относится к компетенции данного органа" и приэтом не сообщает,куда нужно обратиться по заявленному вопросу. Так можно долго заниматься рассылками и переписками. 2. Если граждани либо ЮЛ уже обращались с решением вопроса на местном уровне, он уже пытается обратиться на более высокий - для чего его опять отравляют решать свои вопросы на местном уровне, если там ничего не было решено. Это замкнутый круг. 3. Зачем давать ответы в письменной форме (с получением заказной корреспондеции через Белпочту) при обращении, например, на горячую /прямую линию министерств (потому как вопрос на местном уровне не решается), если спустя 1-2 недели вопрос решен положительно, но приходит ответ с рекомендацией обратится на местном уровне?
21.05.2024 19:22:56
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
3
0.0
20
С учётом требований времени и наработанной практики Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З (ред. от 17.07.2023) "Об обращениях граждан и юридических лиц" требует следующих дополнений и корректировки:
1. В Статью 6 «Личный прием» необходимо внести пункт следующего содержания : «В ходе личного приема содержание устного обращения заносится фиксируются удобным способом. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина либо представителя заявителя может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке».
2. В статье 6 Закона исключить текст « когда заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение», поскольку заявитель приходит на официальный приём, а не домой к кому-либо, то он должен иметь право фиксировать получаемые устные ответы удобным для этого способом.
3. В статье 6 Закона текст « При проведении личного приема по решению руководителя организации могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема» заменить на текст следующего содержания: «При проведении личного приема разрешено использовать технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема.»
4. В статье 7 « Права заявителей» слова « получать ответы (уведомления) на обращения» необходимо заменить на слова «получать ответы по существу обозначенных в обращении вопросов либо уведомления на обращения, в которых излагается куда направлено обращение для рассмотрения его по существу». Такое уточнение крайне необходимо, так как всё чаще гос.органы и организации грешат тем, что просто делают формальные отписки на поступающие обращения . Как пример: на обращения, в которых субъекты хозяйствования просят разъяснить отдельные моменты по этим постановлениям ведомства, уполномоченные давать разъяснения по конкретным нормативно-правовым актам, зачастую приходят ответы совсем на отвлеченные темы, а не на те вопросы, которые были изложены в обращении.
5. В статье 7 « Права заявителей» слова «применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием» заменить на слова « применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с информированием об этом должностного лица, проводящего личный прием». Это немаловажное уточнение, так как если при осуществлении приёма лицо представляет определенную структуру, уполномочено выступать от его имени и уверен в своей компетенции, то чего ему бояться применения каких-либо технических средств, используемых при общении с заявителем?
6. В статье 8-1 «Права организаций, индивидуальных предпринимателей» слова «обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения» заменить на слова «обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением повторно направляемых (три и более раза в течение года) по одному и тому же вопросу необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения. При этом организация, ведомство должны сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом ». Такое уточнение крайне необходимо, так как гос.органы порой страшат применением этой статьи заявителей, которые обращаются по разным вопросам, но к одному и тому же ведомству за решением имеющих место вопросам.
7. В текст Закона добавить статью 8-2 «Обязанности должностных лиц организаций, ведомств» следующего содержания: «Должностные лица организаций, ведомств обязаны: вежливо и корректно относится к заявителям; рассматривать их обращения по существу и давать исчерпывающие ответы на изложенные вопросы либо направлять обращения в те ведомства/организации, которые могут дать ответ по существу, с уведомлением об этом заявителя». Такое важное дополнение – это объективное требование времени, чтобы не было возможности нерадиво исполнять свои обязанности у тех, в чьи функции входит работа с такими обращениями.
8. В Статью 9 «Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей» добавить текст следующего содержания: «Давать ответ чёткий, однозначный и по существу поставленных в обращении вопросов». Это заставит нерадивых исполнителей не увиливать от поступившего вопроса, а потрудиться дать на него чёткий и недвусмысленный ответ. Кроме того, в аналогичном Законе Российской Федерации такое требование к ответам есть.
9. В статью 9 Закона добавить пункт следующего содержания: «запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах, организациях или у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, а также даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов ». Такая норма есть в законодательстве Российской Федерации, которая улучшает правовое положение заявителей и уменьшает сроки реагирования при рассмотрении обращений заявителей.
10. В статье 13 « Прием и регистрация обращений» Закона необходимо текст «Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается» заменить на текст следующего содержания «Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации по мере их получения. Отказ в приеме и регистрации обращений не допускается» .
11. В статье 13 « Прием и регистрация обращений» Закона необходимо внести пункт 3 следующего содержания: «Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа, организации или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам ».
12. В Статье 15 « Оставление обращений без рассмотрения по существу» текст «заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу» заменить на текст следующего содержания « В случае, если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение» и исключить текст «обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг», так как в таком случае согласно пункту 4 этой же статьи заявитель должен быть письменно уведомлен .
13. В статье 15 в пункте 2 исключить текст: « заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение»
14. В статье 17 «Сроки при рассмотрении обращений» исключить текст «Сроки рассмотрения замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений индивидуального предпринимателя, а также обращений, направленных депутату Палаты представителей, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату местного Совета депутатов, которые отсутствуют в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, исчисляются со дня, следующего за днем окончания отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки». Учитывая, что такие граждане на рабочем месте могут отсутствовать очень долго (то отпуск, то командировка, то нетрудоспособность и т.д.), то все должностные лица должны быть в равных условиях, тем более, что у них как правила немало помощников и каналы, и средства связи на сегодня позволяют коммуницировать независимо от места нахождения.
15. В статье 18 Закона «Требования к письменным ответам (уведомлениям) на письменные обращения» текст « Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения. Письменные ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей» заменить на текст следующего содержания: « Письменные ответы (уведомления) на обращения излагаются на языке обращения, должны излагаться ясным, простым и доступным языком. В письменных ответах не должно быть длинных предложений, сложных двойственных формулировок, оборотов, затрудняющих понимание текста . Используемая терминология должна быть понятной и однозначной, излагаться лаконично, исключать возможность её различного толкования. Не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам белорусского и (или) русского языков, обобщенных рассуждений. Письменные ответы должны быть аргументированными, обоснованными и мотивированными (со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные ответы без двусмысленного толкования на вопросы заявителей. Предложения должны обладать смысловой законченностью. » Это очень важное уточнение, чтобы не было больше возможности отдельным любителям делать нагромождения иносказательных слов.
16. Статью 18 Закона дополнить текстом следующего содержания: « Обращение, поступившее в государственный орган, организацию или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, а если для этого требуется дополнительная информация либо позиция от других органов либо организаций, то они самостоятельно запрашивают такие сведения и ответ заявителю формируют с учётом таких полученных сведений, уведомляя заявителя о ходе рассмотрения его обращения», так как надо уважать время и нервную систему заявителей, которых волнуют определенные вопросы, изложенные в обращении.
17. В статью 18 ещё внести текст следующего содержания: « Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в орган, организацию или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в орган, организацию или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в орган, организацию или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования решения, должен быть размещен на официальном сайте данных органа, организации или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
18. В статью 19 «Расходы, связанные с рассмотрением обращений» внести пункт следующего содержания: « Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа, организации или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда», так как права и обязанности сторон должны быть зеркальными и такие права предусмотрены в законодательстве Российской Федерации для своих граждан. Кроме того, в обсуждаемом Законе есть право взыскать с гражданина аналогичные расходы.
19. В статью 24 «Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений» внести текст следующего содержания: « Заявителю, желающему внести запись в книгу отзывов и предложений, должны быть созданы для этого необходимые условия (предоставлены ручка, стол, стул). Запрещается требовать от заявителей предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, замечания »
23.05.2024 15:34:43
Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
1
0.0
62
Появление системы учета и обработки обращений привело к децифровизации обращений в негосударственные организации. Если раньше в некоторые негосударственные организации можно было подавать электронные обращения, то теперь они принимают только письменные или устные обращения.
Предлагаю вернуть электронные обращения в негосударственные организации, хотя бы так, как это было до системы учета и обработки обращений. Или пусть бы Центр цифрового развития предоставил какой простой движок для обработки электронных обращений на сайтах негосударственных организаций.
23.05.2024 15:50:30
Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
62
В ст. 8 закона об обращениях есть обязанность заявителей подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией. По некоторым вопросам это сделать крайне сложно. Даже должностные лица министерств, отвечающие на обращения, не всегда могут определить, в чьей компетенции конкретный вопрос. И что же вы тогда хотите от обычных граждан?
Предлагаю назначить транзитный госорган, который будет точно определять, в чьей компетенции находится конкретный вопрос, и пересылать его туда, если гражданин этого не знает (типо 115.бел). Возможно, администрация президента это подходящая кандидатура. Т. к. именно туда пишут отчаявшиеся граждане о своих не решающихся годами проблемах. Ну и еще Кочановой.
Также предлагаю разместить на сайте обращения.бел гайд-определитель организаций в соответствии с их компетенцией. Несколько страниц с описаниями типичных проблем, по которым обращаются граждане, и куда необходимо обращаться для их решения. А если к тому же и с примерами текстов, так вообще замечательно. Еще как вариант, сейчас очень модно на сайтах делать ИИ, вот такое бы для определения организации по компетенции.
[ Закрыто ] Законодательство об обращениях граждан и юридических лиц
23Правовой мониторинг проводится с целью анализа и оценки качества законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, практики его применения, эффективности правового регулирования им общественных отношений.
Задачами правового мониторинга являются:
оценка эффективности норм законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией заявителями прав на обращение, порядком подачи и рассмотрения обращений, обжалованием ответов на обращения и иными вопросами законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, причин соответствующих недостатков, а также последствий, которые возникли в процессе применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
выработка предложений о совершенствовании законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, а также практики применения такого законодательства, о принятии мер по надлежащей реализации положений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.
В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения,
в том числе, о (об):
актуальности правового регулирования общественных отношений законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, наличии устаревших либо неэффективных норм;
наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
наличии не реализованных в законодательстве бланкетных норм, содержащихся в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц, избыточности таких норм;
положительных и отрицательных последствиях принятия и применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц;
необходимости корректировки законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками).
По указанным вопросам можно будет высказаться в специальной теме на Правовом форуме Беларуси с 20 мая по 10 июня 2024 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
16.05.2024 10:47:43
Пользователь
НОВИЧОКА сейчас, когда граждане хотят написать коллективное обращение, то список подписей необходимо прилагать отсканированным файлом. Соответственно, подписи должен кто-то собрать. Тут могут возникнуть нюансы с хранением и обработкой персональной информации (данные могут попасть в какие-нибудь недобросовестные базы, в худшем случае мошеннические). Либо каждый пользователь пишет индивидуальное обращение в конкретный государственный орган, получается большое количество по одному вопросу в госорган, что увеличивает нагрузку на сотрудников, работающих с обращениями граждан, так как в таком случае на каждое обращение нужно давать индивидуальный ответ. Что влечет за собой нагрузку на сервера сайта обращения.бел, так как генерируется большее число обращений, и соответственно, большее количество ответов с прикрепленными файлами.
Министерство информации на обращения по данному вопросу утверждает, что в связи с тем, что подача открытых (закрытых) коллективных обращений не регулируется законодательством в сфере обращений граждан, соответствующий функционал в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юридических лиц был исключен по результатам ее первоначального периода функционирования.
Таким образом, при возврате на сайт обращения.бел возможности собирать подписи отдельных пользователей под конкретными обращениями появится возможность для уменьшения расходов на обслуживание сайта системы учета и обработки обращений. Следовательно, это позволит экономить бюджетные средства.
В связи с вышеизложенным, считаю необходимым внести либо в Закон об обращениях граждан и юридических лиц, либо в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 986 «О системе учета и обработки обращений» пункт о механизме создания и подачи в государственные органы открытых коллективных обращений на сайте обращения.бел, под которыми могут подписаться пользователи сайта обращения.бел.
20.05.2024 13:00:04
Пользователь
НОВИЧОКВ 2023-ем году были попытки отправить обращения в электронной форме в адрес депутатов Палаты представителей Национального собрания. Однако при отправлении обращений на электронные адреса, указанные на сайтах депутатов Палаты представителей, ответы не были получены. А при направлении обращений через сайт обращения.бел в адрес Секретариата Палаты представителей с просьбой переслать обращение конкретному депутату приходили ответы, в которых указывалось, что обращение в электронной форме отправить нельзя, а можно подать письменное обращение или изложить обращение в ходе личного приема.
В Законе от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» в пункте 25 указано, что «депутат Палаты представителей, член Совета Республики рассматривают полученные ими обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения граждан и юридических лиц), принимают меры для их полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц». Депутат рассматривает полученные «обращения», выше нет оговорки, что только письменные или устные обращения. Если обратиться к Закону от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее Закон № 300-З), то в статье 1 есть определение термина «обращение». «Обращение – индивидуальные или коллективные заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме».
В Республике Беларусь есть нормативные правовые акты о цифровом развитии страны. Например, есть Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Есть Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2023 г. № 381 «О цифровом развитии». В этих документах прописаны приоритеты по переходу на электронный документооборот. В таком случае не совсем понятно, почему народные избранники в лице депутатов Палаты представителей не хотят взаимодействовать со своими избирателями в электронном виде.
Депутаты значительную часть времени проводят не в своих округах. На личный прием попасть к депутатам сложно. Письменные обращения не всегда удобно отправлять. Например, если к обращению прикладываются видео или фото.
В связи с вышеизложенным считаю необходимым:
- регламентировать рассмотрение обращений в электронной форме депутатами Палаты представителей в Законе об обращениях граждан и юридических лиц. Обращения могут быть поданы, например, на адреса электронной почты, указанные на индивидуальном сайте каждого депутата. Разумеется, что данные обращения должны соответствовать пункту 2 статьи 25 Закона № 300-З.
20.05.2024 13:21:42
Пользователь
НОВИЧОКЗдесь очень не четко прописано, что обращение может быть повторным, только если на предыдущее обращение был дан ответ, точнее, не расшифровано, что это значит. В результате бывает, что некоторые должностные лица прекращают переписку, хотя во всей предыдущей переписке по вопросу не было ни ответа по существу, ни мотивированного и обоснованного разъяснения, почему этот вопрос не к ним и к кому. Также почему-то некоторые сразу называют повторными совершенно другие вопросы но по той же самой теме, хотя, естественно, в каждой теме могут быть свои 100500 независимых вопросов, ну и по-разному можно объединять вопросы в темы. Даже ответ на один и тот же вопрос может меняться во времени, например, если произошло какое-то событие и уже все не так (или еще не произошло, но ожидается).
Предлагаю в ст. 1 дать определение термину «был дан ответ (направлено уведомление)», и в ст. 21 добавить требование, чтобы при прекращении переписки по какому-то вопросу, в уведомлении обязательно писалось в каком именно ответе госоргана, дата, номер, и номера абзацев в тексте, этот вопрос уже был рассмотрен по существу или уже написана мотивированная и обоснованная отмазка его не рассматривать.
20.05.2024 13:51:19
Пользователь
НОВИЧОККоллективные обращения.
В системе обращений сейчас очень хватает возможности сбора подписей под коллективными обращениями. Причем в начале ее работы такая возможность была.
Вот что об этом пишет Минсвязи: «В связи с тем, что подача открытых (закрытых) коллективных обращений не регулируется законодательством в сфере обращений граждан, соответствующий функционал в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) исключен.»
Предлагаю урегулировать в законе сбор подписей под коллективными обращениями в системе обращений, чтобы в нее можно было вернуть подачу открытых (закрытых) коллективных обращений. Это будет очень удобно для граждан иметь возможность собирать подписи еще и непосредственно в системе обращений, а не только через сторонние сервисы.
20.05.2024 14:05:11
Пользователь
НОВИЧОКТакже, когда будет завершен сбор подписей и обращение будет отправлено адресату, то пользователь, который составил обращение, должен видеть количество подписантов под своим обращением (опять же как при классическом сборе подписей на бумаге) без указания персональных данных подписантов под обращением.
Считаю необходимым сделать два критерия окончания срока сбора подписей: до конкретного часа конкретного дня (например, до 23:00 часов 10 июня 2024 года) или до определенного количества подписей (например, при сборе 15 подписей прекращается сбор подписей и обращение направляется адресату). Время и дату окончания сбора подписей, или количество подписей, указывает составитель обращения. При этом у составителя коллективного обращения должна быть возможность направить обращением досрочно с уже имеющимися подписями независимо от критерия окончания сбора подписей.
21.05.2024 12:38:18
Пользователь
НОВИЧОК2. Если граждани либо ЮЛ уже обращались с решением вопроса на местном уровне, он уже пытается обратиться на более высокий - для чего его опять отравляют решать свои вопросы на местном уровне, если там ничего не было решено. Это замкнутый круг.
3. Зачем давать ответы в письменной форме (с получением заказной корреспондеции через Белпочту) при обращении, например, на горячую /прямую линию министерств (потому как вопрос на местном уровне не решается), если спустя 1-2 недели вопрос решен положительно, но приходит ответ с рекомендацией обратится на местном уровне?
21.05.2024 19:22:56
Пользователь
НОВИЧОКС учётом требований времени и наработанной практики Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З (ред. от 17.07.2023) "Об обращениях граждан и юридических лиц" требует следующих дополнений и корректировки:
1. В Статью 6 «Личный прием» необходимо внести пункт следующего содержания : «В ходе личного приема содержание устного обращения заносится фиксируются удобным способом. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина либо представителя заявителя может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в установленном порядке».
2. В статье 6 Закона исключить текст « когда заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение», поскольку заявитель приходит на официальный приём, а не домой к кому-либо, то он должен иметь право фиксировать получаемые устные ответы удобным для этого способом.
3. В статье 6 Закона текст « При проведении личного приема по решению руководителя организации могут применяться технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема» заменить на текст следующего содержания: «При проведении личного приема разрешено использовать технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка), о чем заявитель должен быть уведомлен до начала личного приема.»
4. В статье 7 « Права заявителей» слова « получать ответы (уведомления) на обращения» необходимо заменить на слова «получать ответы по существу обозначенных в обращении вопросов либо уведомления на обращения, в которых излагается куда направлено обращение для рассмотрения его по существу». Такое уточнение крайне необходимо, так как всё чаще гос.органы и организации грешат тем, что просто делают формальные отписки на поступающие обращения . Как пример: на обращения, в которых субъекты хозяйствования просят разъяснить отдельные моменты по этим постановлениям ведомства, уполномоченные давать разъяснения по конкретным нормативно-правовым актам, зачастую приходят ответы совсем на отвлеченные темы, а не на те вопросы, которые были изложены в обращении.
5. В статье 7 « Права заявителей» слова «применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием» заменить на слова « применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с информированием об этом должностного лица, проводящего личный прием». Это немаловажное уточнение, так как если при осуществлении приёма лицо представляет определенную структуру, уполномочено выступать от его имени и уверен в своей компетенции, то чего ему бояться применения каких-либо технических средств, используемых при общении с заявителем?
6. В статье 8-1 «Права организаций, индивидуальных предпринимателей» слова «обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения» заменить на слова «обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением повторно направляемых (три и более раза в течение года) по одному и тому же вопросу необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения. При этом организация, ведомство должны сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом ». Такое уточнение крайне необходимо, так как гос.органы порой страшат применением этой статьи заявителей, которые обращаются по разным вопросам, но к одному и тому же ведомству за решением имеющих место вопросам.
7. В текст Закона добавить статью 8-2 «Обязанности должностных лиц организаций, ведомств» следующего содержания: «Должностные лица организаций, ведомств обязаны: вежливо и корректно относится к заявителям; рассматривать их обращения по существу и давать исчерпывающие ответы на изложенные вопросы либо направлять обращения в те ведомства/организации, которые могут дать ответ по существу, с уведомлением об этом заявителя». Такое важное дополнение – это объективное требование времени, чтобы не было возможности нерадиво исполнять свои обязанности у тех, в чьи функции входит работа с такими обращениями.
8. В Статью 9 «Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей» добавить текст следующего содержания: «Давать ответ чёткий, однозначный и по существу поставленных в обращении вопросов». Это заставит нерадивых исполнителей не увиливать от поступившего вопроса, а потрудиться дать на него чёткий и недвусмысленный ответ. Кроме того, в аналогичном Законе Российской Федерации такое требование к ответам есть.
9. В статью 9 Закона добавить пункт следующего содержания: «запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах, организациях или у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, а также даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов ». Такая норма есть в законодательстве Российской Федерации, которая улучшает правовое положение заявителей и уменьшает сроки реагирования при рассмотрении обращений заявителей.
10. В статье 13 « Прием и регистрация обращений» Закона необходимо текст «Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается» заменить на текст следующего содержания «Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации по мере их получения. Отказ в приеме и регистрации обращений не допускается» .
11. В статье 13 « Прием и регистрация обращений» Закона необходимо внести пункт 3 следующего содержания: «Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа, организации или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя, направившего обращение, о переадресации обращения. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам ».
12. В Статье 15 « Оставление обращений без рассмотрения по существу» текст «заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу» заменить на текст следующего содержания « В случае, если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение» и исключить текст «обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг», так как в таком случае согласно пункту 4 этой же статьи заявитель должен быть письменно уведомлен .
13. В статье 15 в пункте 2 исключить текст: « заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение»
14. В статье 17 «Сроки при рассмотрении обращений» исключить текст «Сроки рассмотрения замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений индивидуального предпринимателя, а также обращений, направленных депутату Палаты представителей, члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутату местного Совета депутатов, которые отсутствуют в связи с отпуском, временной нетрудоспособностью, служебной командировкой, исчисляются со дня, следующего за днем окончания отпуска, временной нетрудоспособности, служебной командировки». Учитывая, что такие граждане на рабочем месте могут отсутствовать очень долго (то отпуск, то командировка, то нетрудоспособность и т.д.), то все должностные лица должны быть в равных условиях, тем более, что у них как правила немало помощников и каналы, и средства связи на сегодня позволяют коммуницировать независимо от места нахождения.
15. В статье 18 Закона «Требования к письменным ответам (уведомлениям) на письменные обращения» текст « Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения. Письменные ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей» заменить на текст следующего содержания: « Письменные ответы (уведомления) на обращения излагаются на языке обращения, должны излагаться ясным, простым и доступным языком. В письменных ответах не должно быть длинных предложений, сложных двойственных формулировок, оборотов, затрудняющих понимание текста . Используемая терминология должна быть понятной и однозначной, излагаться лаконично, исключать возможность её различного толкования. Не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам белорусского и (или) русского языков, обобщенных рассуждений. Письменные ответы должны быть аргументированными, обоснованными и мотивированными (со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные ответы без двусмысленного толкования на вопросы заявителей. Предложения должны обладать смысловой законченностью. » Это очень важное уточнение, чтобы не было больше возможности отдельным любителям делать нагромождения иносказательных слов.
16. Статью 18 Закона дополнить текстом следующего содержания: « Обращение, поступившее в государственный орган, организацию или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, а если для этого требуется дополнительная информация либо позиция от других органов либо организаций, то они самостоятельно запрашивают такие сведения и ответ заявителю формируют с учётом таких полученных сведений, уведомляя заявителя о ходе рассмотрения его обращения», так как надо уважать время и нервную систему заявителей, которых волнуют определенные вопросы, изложенные в обращении.
17. В статью 18 ещё внести текст следующего содержания: « Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в орган, организацию или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в орган, организацию или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в орган, организацию или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования решения, должен быть размещен на официальном сайте данных органа, организации или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
18. В статью 19 «Расходы, связанные с рассмотрением обращений» внести пункт следующего содержания: « Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа, организации или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда», так как права и обязанности сторон должны быть зеркальными и такие права предусмотрены в законодательстве Российской Федерации для своих граждан. Кроме того, в обсуждаемом Законе есть право взыскать с гражданина аналогичные расходы.
19. В статью 24 «Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений» внести текст следующего содержания: « Заявителю, желающему внести запись в книгу отзывов и предложений, должны быть созданы для этого необходимые условия (предоставлены ручка, стол, стул). Запрещается требовать от заявителей предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, замечания »
23.05.2024 15:34:43
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю вернуть электронные обращения в негосударственные организации, хотя бы так, как это было до системы учета и обработки обращений. Или пусть бы Центр цифрового развития предоставил какой простой движок для обработки электронных обращений на сайтах негосударственных организаций.
23.05.2024 15:50:30
Пользователь
НОВИЧОКПредлагаю назначить транзитный госорган, который будет точно определять, в чьей компетенции находится конкретный вопрос, и пересылать его туда, если гражданин этого не знает (типо 115.бел). Возможно, администрация президента это подходящая кандидатура. Т. к. именно туда пишут отчаявшиеся граждане о своих не решающихся годами проблемах. Ну и еще Кочановой.
Также предлагаю разместить на сайте обращения.бел гайд-определитель организаций в соответствии с их компетенцией. Несколько страниц с описаниями типичных проблем, по которым обращаются граждане, и куда необходимо обращаться для их решения. А если к тому же и с примерами текстов, так вообще замечательно. Еще как вариант, сейчас очень модно на сайтах делать ИИ, вот такое бы для определения организации по компетенции.
26.05.2024 12:20:55
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться