Про несоответствия в законодательстве для электронных коллективных обращений
Согласно закону об обращениях граждан и юридических лиц (далее – Закон), коллективное обращение это обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). Права заявителей в системе учета и обработки обращений устанавливаются в п. 9 «Положения о порядке функционирования государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц», утвержденного постановлением от 30.12.2022 № 986 (далее – Положение). Но сейчас у коллективного обращения в системе обращений фактически реализован только один заявитель, который создает коллективное обращение и прицепляет к нему сведения о других заявителях в файле. Все другие заявители не имеют никаких прав заявителей из п. 9 Положения относительно коллективного обращения, которое они подписали. Они не могут увидеть в перечне своих обращений это коллективное обращение, не могут узнать его статус рассмотрения, не могут получить ответ на него, не могут отозвать свою подпись (даже не знают подал ли кто вообще это обращение, когда и куда).
Минсвязи пишет, что действующий функционал системы учета и обработки обращений не ограничивает права заявителей, обозначенные в пункте 9 Положения, т. к. механизм подачи коллективных обращений основан на практике направления таких обращений заявителями и работы государственных органов и организаций. Т. е. неявно приравнивает электронные обращения к бумажным.
Это все следствие того, что в Законе не учтено различие между бумажными и электронными коллективными обращениями, и нету отдельного регулирования электронных коллективных обращений. В результате игнорируются все свойства электронного носителя, каких нет у бумажного. Если для бумажных коллективных обращений довольно накладно печатать и рассылать тысячные тиражи ответов, то для электронных коллективных обращений все не так уже и печально. В системе обращений можно реализовать доступ на чтение к обращению хоть всем пользователям системы обращений, хоть всем пользователям интернета с гораздо меньшими издержками. Поэтому здесь нет никакой необходимости перекладывать на одного из заявителей обязанность распространять ответ, а можно цивильно предоставить доступ к ответу через систему обращений. И доверие к ответу, взятому с государственного сайта, несколько выше, чем к файлу, взятому в каком-то чатике. Как исключение может быть случай, когда есть люди, которые по каким-то причинам не могут зарегистрироваться в системе обращений (например, нет интернета, или им это слишком сложно), и их подписи собираются на бумаге, а обращение отправляется в электронном виде.
Согласно закону об обращениях граждан и юридических лиц (далее – Закон), коллективное обращение это обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). Права заявителей в системе учета и обработки обращений устанавливаются в п. 9 «Положения о порядке функционирования государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц», утвержденного постановлением от 30.12.2022 № 986 (далее – Положение). Но сейчас у коллективного обращения в системе обращений фактически реализован только один заявитель, который создает коллективное обращение и прицепляет к нему сведения о других заявителях в файле. Все другие заявители не имеют никаких прав заявителей из п. 9 Положения относительно коллективного обращения, которое они подписали. Они не могут увидеть в перечне своих обращений это коллективное обращение, не могут узнать его статус рассмотрения, не могут получить ответ на него, не могут отозвать свою подпись (даже не знают подал ли кто вообще это обращение, когда и куда).
Минсвязи пишет, что действующий функционал системы учета и обработки обращений не ограничивает права заявителей, обозначенные в пункте 9 Положения, т. к. механизм подачи коллективных обращений основан на практике направления таких обращений заявителями и работы государственных органов и организаций. Т. е. неявно приравнивает электронные обращения к бумажным.
Это все следствие того, что в Законе не учтено различие между бумажными и электронными коллективными обращениями, и нету отдельного регулирования электронных коллективных обращений. В результате игнорируются все свойства электронного носителя, каких нет у бумажного. Если для бумажных коллективных обращений довольно накладно печатать и рассылать тысячные тиражи ответов, то для электронных коллективных обращений все не так уже и печально. В системе обращений можно реализовать доступ на чтение к обращению хоть всем пользователям системы обращений, хоть всем пользователям интернета с гораздо меньшими издержками. Поэтому здесь нет никакой необходимости перекладывать на одного из заявителей обязанность распространять ответ, а можно цивильно предоставить доступ к ответу через систему обращений. И доверие к ответу, взятому с государственного сайта, несколько выше, чем к файлу, взятому в каком-то чатике. Как исключение может быть случай, когда есть люди, которые по каким-то причинам не могут зарегистрироваться в системе обращений (например, нет интернета, или им это слишком сложно), и их подписи собираются на бумаге, а обращение отправляется в электронном виде.
Правовой форум