• оценка эффективности норм постановления; • выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью учреждений дополнительного образования взрослых, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения постановления; • выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики его применения, принятии мер по надлежащей реализации постановления.
В рамках проведения правового мониторинга предлагается всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об):
• актуальности норм постановления, наличии в нем устаревших и неэффективных норм; • наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в постановлении, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения; • положительных и отрицательных последствиях издания и применения постановления; • наличии случаев нарушения норм постановления; • количестве и содержании обращений, связанных с применением постановления; • необходимости корректировки постановления (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием, в том числе финансово-экономическим).
Высказаться на Форуме можно с 2 по 22 апреля 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
02.04.2025 09:00:00
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
Предлагаем вернуться в Беларуси к традиционной системе высшего образования. "Очень важный вопрос - о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения в условиях новых требований, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагаем следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет". В рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные по срокам подготовки программы в зависимости от профессии, отрасли и запросов рынка труда. Также, при необходимости, студент сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень образования выделить аспирантуру. Переход на новую систему должен быть плавным. "Студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах".
02.04.2025 15:46:41
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
В базовое высшее образование предлагаем выделить бакалавриат/специалитет, в специализированное - магистратуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Аспирантура (адъюнктура) выделить в отдельную ступень. Предлагаем "уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень - базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами". "Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента Беларуси одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности". При реализации программ базового высшего образования, должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. При этом сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно. Особое внимание уделить трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования. "Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)". Введение специализированного высшего образования включает ряд изменений. Так, поступление будет возможно только после окончания базового высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно. Также необходимо усовершенствовать процедуру приема, введя программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования. Кроме того специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест. Помимо этого предусмотреть введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей. Все озвученные предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц. "Перечень образовательных программ базового, специализированного высшего образования, переработать всем вместе в самое ближайшее время и с рынком труда". В новой системе в дипломе необходимо указывать количество лет, которое учился студент по тому или иному направлению. Поскольку "у нас появляется при базовом высшем образовании такая гибкость по срокам, то логично было бы указывать сколько же учился выпускник той или иной программы". Кто проучился не менее пяти лет на ступени базового высшего образования, смогут поступить в аспирантуру. Те, кто закончил программы специализированного высшего образования, также смогут поступать в аспирантуру.
02.04.2025 16:41:09
Игорь1 Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
3.0
407
При создании национальной системы высшего образования необходимо учитывать мнение работодателей и студентов, а также быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом. Кроме того важно сохранить в новой системе высшего образования баланс фундаментальных знаний и практической работы. "Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками". Новая система высшего образования позволит готовить специалистов, более ориентированных на практическое применение своих навыков. При ее внедрении важно также сохранить гибкость учебного процесса, возможность смены траектории обучения с учетом высокого запроса на междисциплинарность. "Сегодня требование к квалификации людей все время растет, потому что слишком быстро все меняется, человеку трудно приспособиться, и зачастую человек, который начал учиться по какому-то направлению, в конце учебы оказывается, что это направление давно исчезло", . После введения новой системы высшего образования выпускники белорусских вузов сохранят возможность учиться и работать за рубежом со своими дипломами, так как признанные ООН уровни образования в ней остаются. "У нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Поэтому люди, которые хотят работать на западе, хотят занимать какие-то места, должности (...) где-то требуется диплом бакалавра, где-то диплом магистра, где-то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Поэтому, это и будет продолжаться", - перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС. Как показали результаты рейтингования вузов международными агентствами, белорусское высшее образование высоко ценится в мире, оставаясь важным компонентом международного взаимодействия и сотрудничества.
02.04.2025 16:43:02
Инна Климова
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
21
В отношении высшего образования необходимо существенно менять подходы и трансформировать систему обучения ибо деление на общее высшее образование, углублённое высшее образование и специальное высшее образование не оправдало себя и привело к выхолащиваю самой сути высшего образования: как подготовка специалистов с фундаментальными специальными знаниями. Если человек получает высшее образование по определенной специальности, то оно должно быть только углубленными и специальными, и только при таком подходе можно говорить о ценности для общества в целом высшего образования и о высокой эффективности подготовки кадров для страны.
Наличие общего высшего образования не оправдало себя в связи с тем, что в программы по подготовке необоснованно включена масса общеобразовательных предметов в ущерб часам изучения специализированных профильных и смежных с ними предметов, что не способствует подготовке высококвалифицированных кадров для страны. Это существенный недостаток, который необходимо исправлять.
Поэтому необходимо глобально пересмотреть подходы к высшему образованию, убрать общее высшее образование, соединить углубленное и специальное высшее образование, что позвонит существенно повысить уровень подготовки специалистов за счёт углубленного изучения профильных и смежных с ними дисциплин. Такой подход позволит вернуться к той системе подготовки специалистов с высшим образованием, который был ранее и который гарантировал для общества после получения высшего образования высококвалифицированных специалистов по конкретной специальности, для которого не требовалось идти ни на какие доп.курсы, чтобы подтверждать свою квалификацию как грамотного в этой области специалиста.
С учётом изложенного существенного пересмотра требуют образовательные программы, которые отстают от требований времени, так как общеобразовательные предметы должны изучаться в системе среднего образования, но никак не высшего. Высшее образование должно с самого начала погружать студентов в их специализацию и двигаться вместе с ними только в русле углубления изучения специальных профильных и смежных с ними дисциплин в рамках получения высшего образования по избранной специальности. Даже факультативы должны иметь профильную ориентацию по различным аспектам выбранной специальности.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16 сентября 2022 г. № 311 «Об учреждении высшего образования»
4Задачами правового мониторинга являются:
• оценка эффективности норм постановления;
• выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью учреждений дополнительного образования взрослых, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения постановления;
• выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики его применения, принятии мер по надлежащей реализации постановления.
В рамках проведения правового мониторинга предлагается всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об):
• актуальности норм постановления, наличии в нем устаревших и неэффективных норм;
• наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в постановлении, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
• положительных и отрицательных последствиях издания и применения постановления;
• наличии случаев нарушения норм постановления;
• количестве и содержании обращений, связанных с применением постановления;
• необходимости корректировки постановления (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием, в том числе финансово-экономическим).
Высказаться на Форуме можно с 2 по 22 апреля 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
02.04.2025 09:00:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛсистеме высшего образования. "Очень важный вопрос - о нашей высшей школе. Здесь назрели существенные изменения в условиях новых требований, необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагаем следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет". В рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены разные по срокам подготовки программы в зависимости от профессии, отрасли и запросов рынка труда. Также, при необходимости, студент сможет продолжить обучение в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень образования выделить аспирантуру. Переход на новую систему должен быть плавным. "Студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах".
02.04.2025 15:46:41
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛвыделить бакалавриат/специалитет, в специализированное - магистратуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку. Аспирантура (адъюнктура) выделить в отдельную ступень. Предлагаем "уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета, взять от них самое лучшее и выйти на качественно новый уровень - базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения и программами". "Очевидно, что образование должно держать баланс между фундаментальными и прикладными областями знаний в условиях меняющихся задач экономики и рынка труда. При этом с учетом поручения президента Беларуси одна и та же программа в соответствии с целями и потребностью работодателей может быть реализована в разные сроки. Надо дифференцировать сроки подготовки специалистов с высшим образованием в зависимости от характера их будущей профессиональной деятельности". При реализации программ базового высшего образования, должны быть сохранены принципы междисциплинарности, усилены практико-ориентированные подходы подготовки кадров. При этом сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Монополии быть не должно. Особое внимание уделить трансформации магистратуры в специализированный углубленный уровень высшего образования. "Последние 20–25 лет магистратура по большей части является продолжением высшего образования первого уровня. Таким образом, она пока не выполняет функции настоящего углубленного уровня высшего образования. В новой системе высшего образования необходимы серьезные трансформации магистратуры, ее усовершенствование (как структурное, так и содержательное)". Введение специализированного высшего образования включает ряд изменений. Так, поступление будет возможно только после окончания базового высшего образования на конкурсной основе с возможностью учиться бесплатно. Также необходимо усовершенствовать процедуру приема, введя программы специализированного образования, на которые невозможно поступить без профильного (смежного) базового высшего образования. Кроме того специализированное образование должно стать более престижным уровнем в структуре высшего образования, поэтому нужно разумно соотносить количество платных и бюджетных мест. Помимо этого предусмотреть введение типов академического и профессионального специализированного образования, последний может софинансироваться в том числе за счет отдельных компаний и отраслей. Все озвученные предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц. "Перечень образовательных программ базового, специализированного высшего образования, переработать всем вместе в самое ближайшее время и с рынком труда". В новой системе в дипломе необходимо указывать количество лет, которое учился студент по тому или иному направлению. Поскольку "у нас появляется при базовом высшем образовании такая гибкость по срокам, то логично было бы указывать сколько же учился выпускник той или иной программы". Кто проучился не менее пяти лет на ступени базового высшего образования, смогут поступить в аспирантуру. Те, кто закончил программы специализированного высшего образования, также смогут поступать в аспирантуру.
02.04.2025 16:41:09
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛобразования необходимо учитывать мнение работодателей и студентов, а также быть в диалоге с профессорско-преподавательским составом. Кроме того важно сохранить в новой системе высшего образования баланс фундаментальных знаний и практической работы. "Необходимо, чтобы, получая базовое высшее образование, студента ждали на предприятии, где он бы мог закрепить, завершить свое образование практическими навыками". Новая система высшего образования позволит готовить специалистов, более ориентированных на практическое применение своих навыков. При ее внедрении важно также сохранить гибкость учебного процесса, возможность смены траектории обучения с учетом высокого запроса на междисциплинарность. "Сегодня требование к квалификации людей все время растет, потому что слишком быстро все меняется, человеку трудно приспособиться, и зачастую человек, который начал учиться по какому-то направлению, в конце учебы оказывается, что это направление давно исчезло", . После введения новой системы высшего образования выпускники белорусских вузов сохранят возможность учиться и работать за рубежом со своими дипломами, так как признанные ООН уровни образования в ней остаются. "У нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Поэтому люди, которые хотят работать на западе, хотят занимать какие-то места, должности (...) где-то требуется диплом бакалавра, где-то диплом магистра, где-то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Поэтому, это и будет продолжаться", - перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС. Как показали результаты рейтингования вузов международными агентствами, белорусское высшее образование высоко ценится в мире, оставаясь важным компонентом международного взаимодействия и сотрудничества.
02.04.2025 16:43:02
Пользователь
НОВИЧОКВ отношении высшего образования необходимо
существенно менять подходы и трансформировать систему обучения ибо деление на общее высшее образование, углублённое высшее образование и специальное высшее образование не оправдало себя и привело к выхолащиваю самой сути высшего образования: как подготовка специалистов с фундаментальными специальными знаниями. Если человек получает высшее образование по определенной специальности, то оно должно быть только углубленными и специальными, и только при таком подходе можно говорить о ценности для общества в целом высшего образования и о высокой эффективности подготовки кадров для страны.
Наличие общего высшего образования не оправдало себя в связи с тем, что в программы по подготовке необоснованно включена масса общеобразовательных предметов в ущерб часам изучения специализированных профильных и смежных с ними предметов, что не способствует подготовке высококвалифицированных кадров для страны. Это существенный недостаток, который необходимо исправлять.
Поэтому необходимо глобально пересмотреть подходы к высшему образованию, убрать общее высшее образование, соединить углубленное и специальное высшее образование, что позвонит существенно повысить уровень подготовки специалистов за счёт углубленного изучения профильных и смежных с ними дисциплин. Такой подход позволит вернуться к той системе подготовки специалистов с высшим образованием, который был ранее и который гарантировал для общества после получения высшего образования высококвалифицированных специалистов по конкретной специальности, для которого не требовалось идти ни на какие доп.курсы, чтобы подтверждать свою квалификацию как грамотного в этой области специалиста.
С учётом изложенного существенного пересмотра требуют образовательные программы, которые отстают от требований времени, так как общеобразовательные предметы должны изучаться в системе среднего образования, но никак не высшего. Высшее образование должно с самого начала погружать студентов в их специализацию и двигаться вместе с ними только в русле углубления изучения специальных профильных и смежных с ними дисциплин в рамках получения высшего образования по избранной специальности. Даже факультативы должны иметь профильную ориентацию по различным аспектам выбранной специальности.
18.04.2025 13:44:52
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться