Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых»
Задачами правового мониторинга являются: • оценка эффективности норм постановления; • выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с применением дистанционной формы получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения постановления; • выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики его применения, принятии мер по надлежащей реализации постановления.
В рамках проведения правового мониторинга предлагается всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об): • актуальности норм постановления, наличии в нем устаревших и неэффективных норм; • наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в постановлении, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения; • положительных и отрицательных последствиях издания и применения постановления; • наличии случаев нарушения норм постановления; • количестве и содержании обращений, связанных с применением постановления; • необходимости корректировки постановления (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием, в том числе финансово-экономическим).
Высказаться на Форуме можно с 26 мая по 25 июля 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
26.05.2025 09:00:00
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
279.8
514
Предложения к Постановлению № 481 от 15 декабря 2022 г. о дистанционной форме получения образования:
1. Оценка эффективности норм постановления Предлагается провести анкетирование среди слушателей и преподавателей программ дополнительного образования взрослых с целью выявления уровня удовлетворенности дистанционной формой обучения и ее влияния на качество усвоения материала.
2. Выявление недостатков правового регулирования Обнаружена правовая неопределенность в части требований к техническому обеспечению дистанционного обучения, что приводит к неоднозначной интерпретации и затрудняет реализацию программ.
3. Предложения по совершенствованию законодательства Целесообразно дополнить постановление нормами, регламентирующими минимальные стандарты цифровой платформы, используемой для дистанционного обучения, включая требования к защите персональных данных и интерактивности.
4. Актуальность и эффективность норм Некоторые положения постановления, касающиеся форм отчетности преподавателей, не соответствуют современным цифровым возможностям и требуют актуализации.
5. Пробелы и коллизии Отсутствует четкое разграничение полномочий между учреждениями образования и органами управления образованием при организации дистанционного обучения, что создает административные затруднения.
6. Положительные последствия применения Введение дистанционной формы позволило расширить доступ к дополнительному образованию для жителей отдаленных регионов и лиц с ограниченными возможностями.
7. Необходимость корректировки Предлагается внести изменения в пункт постановления, установив возможность гибкого графика обучения для работающих слушателей, с обоснованием на основе анализа обращений граждан.
24.06.2025 13:12:04
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
279.8
514
Предложения, которые можно включить в Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых»: 1. Цели правового мониторинга: Установить, что основными целями правового мониторинга являются оценка эффективности норм данного постановления, выявление недостатков в правовом регулировании, а также выработка рекомендаций по его совершенствованию. 2. Оценка эффективности норм: Предусмотреть регулярную оценку эффективности норм постановления с целью определения их влияния на качество и доступность дополнительного образования для взрослых, а также на удовлетворенность обучающихся. 3. Выявление недостатков: Установить механизм для выявления и анализа недостатков правового регулирования, связанных с дистанционной формой получения образования, включая причины и последствия, возникающие в процессе применения постановления. 4. Обратная связь от заинтересованных сторон: Обеспечить возможность для всех заинтересованных сторон (учебные заведения, преподаватели, обучающиеся) направлять свои предложения и замечания относительно актуальности норм постановления, включая выявление устаревших и неэффективных положений. 5. Анализ правовых пробелов: Провести анализ наличия пробелов, коллизий и правовой неопределенности в постановлении, а также внутренних противоречий, которые могут затруднять его применение на практике. 6. Единообразие практики применения: Установить необходимость мониторинга единообразия практики применения норм постановления, чтобы избежать различий в интерпретации и применении норм в разных учреждениях. 7. Последствия применения постановления: Оценить положительные и отрицательные последствия издания и применения постановления, включая влияние на доступность и качество образовательных программ для взрослых. 8. Нарушения норм постановления: Включить обязательство для образовательных учреждений сообщать о случаях нарушения норм постановления и о мерах, принятых для их устранения. 9. Обращения и их содержание: Установить порядок учета и анализа обращений, связанных с применением постановления, с целью выявления системных проблем и выработки рекомендаций по их решению. 10. Корректировка постановления: Предусмотреть возможность корректировки норм постановления на основе собранной информации и предложений, включая конкретные формулировки и их обоснование, в том числе с учетом финансово-экономических аспектов. Эти предложения помогут сделать постановление более эффективным и адаптированным к современным требованиям дополнительного образования взрослых в дистанционном формате.
24.06.2025 13:19:42
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
279.8
514
Предположение 1: Недостаточно четкое регулирование требований к платформам дистанционного обучения: • Проблема: В постановлении могут быть недостаточно четко определены требования к платформам дистанционного обучения, что приводит к использованию некачественных платформ, не обеспечивающих надлежащий уровень образования. • Предложение: • "Дополнить пункт X статьи Y требованием о соответствии используемых платформ дистанционного обучения следующим минимальным техническим требованиям: (перечислить требования, например, поддержка интерактивных занятий, возможность записи занятий, система контроля успеваемости, защита данных обучающихся). • Ввести обязательную сертификацию платформ дистанционного обучения на соответствие указанным требованиям. Сертификация проводится (указать орган, например, Министерством образования) в порядке, установленном законодательством." • Обоснование: Четкие требования к платформам повысят качество дистанционного обучения и защитят права обучающихся. • Финансово-экономическое обоснование: Введение сертификации может потребовать дополнительных расходов на проведение сертификации, однако это будет компенсировано повышением качества образования и уменьшением числа обращений и жалоб.
Предположение 2: Недостаточно четкое регулирование вопросов идентификации обучающихся: • Проблема: В постановлении недостаточно четко регулируются вопросы идентификации личности обучающихся при дистанционном обучении, особенно при проведении итоговой аттестации, что создает риск мошенничества. • Предложение: • "Дополнить статью Z пунктом, устанавливающим обязательную идентификацию личности обучающегося при проведении итоговой аттестации с использованием одного из следующих методов: (перечислить методы, например, использование системы биометрической идентификации, прокторинг, личное присутствие в аттестационном центре). • Определить порядок применения каждого из указанных методов идентификации в методических рекомендациях Министерства образования." • Обоснование: Идентификация личности необходима для обеспечения достоверности результатов обучения и предотвращения мошенничества. • Финансово-экономическое обоснование: Использование системы биометрической идентификации или прокторинга может потребовать дополнительных затрат на приобретение и внедрение соответствующего программного обеспечения.
Предположение 3: Недостаточно четкое регулирование вопросов защиты прав потребителей образовательных услуг: • Проблема: В постановлении недостаточно четко регулируются вопросы защиты прав потребителей образовательных услуг, в частности, порядок возврата средств при отказе от обучения, ответственность образовательной организации за некачественное предоставление услуг. • Предложение: • "Дополнить постановление разделом, регламентирующим порядок заключения договора об оказании образовательных услуг в дистанционной форме, права и обязанности сторон, порядок расторжения договора и возврата средств. • Установить ответственность образовательной организации за некачественное предоставление образовательных услуг в дистанционной форме, в том числе, право обучающегося на получение компенсации." • Обоснование: Защита прав потребителей образовательных услуг является важным аспектом обеспечения качества образования. • Финансово-экономическое обоснование: Разработка типового договора об оказании образовательных услуг в дистанционной форме не потребует дополнительных затрат.
Предположение 4: Отсутствие механизмов контроля за качеством контента: • Проблема: Постановление может не содержать достаточных механизмов контроля за качеством контента, используемого в дистанционном обучении, что приводит к использованию устаревших или неактуальных материалов. • Предложение: • "Дополнить постановление требованием о проведении обязательной экспертизы контента, используемого в дистанционном обучении, на соответствие современным требованиям и актуальности. • Создать экспертную комиссию (указать орган, например, при Министерстве образования) для проведения экспертизы контента. • Разработать и утвердить критерии оценки качества контента." • Обоснование: Контроль за качеством контента необходим для обеспечения актуальности и соответствия материалов современным требованиям. • Финансово-экономическое обоснование: Создание экспертной комиссии и проведение экспертизы контента может потребовать дополнительных расходов.
Предположение 5: Недостаточная адаптация к потребностям различных групп обучающихся: • Проблема: Постановление может не учитывать потребности различных групп обучающихся, например, лиц с ограниченными возможностями, лиц, проживающих в отдаленных районах, лиц, не владеющих компьютерными навыками. • Предложение: • "Дополнить постановление разделом, предусматривающим специальные требования к организации дистанционного обучения для различных групп обучающихся, в частности, обеспечение доступности контента для лиц с ограниченными возможностями, предоставление технической поддержки лицам, не владеющим компьютерными навыками. • Разработать методические рекомендации по организации дистанционного обучения для различных групп обучающихся." • Обоснование: Учет потребностей различных групп обучающихся обеспечивает доступность образования для всех. • Финансово-экономическое обоснование: Разработка методических рекомендаций не потребует значительных дополнительных затрат.
24.06.2025 13:32:40
Екатерина Кравченко
Юрист
НОВИЧОК
0
3.0
3
В Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2021 г. № 683, определена цель развития дополнительного образования взрослых – постоянное повышение качества непрерывного образования, обеспечение роста конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
В условиях формирования общего рынка рабочей силы ЕАЭС национальные требования к дистанционной форме получения образования при реализации программ дополнительного образования взрослых, по нашему мнению, должны учитывать соответствующее правовое регулирование в государствах-членах ЕАЭС, что позволит Республике Беларусь укреплять свой приоритет в подготовке высококвалифицированных кадров, поддерживать традиционно высокое качество образования и расширять сферу образовательных услуг за счет привлечения зарубежных слушателей.
Онлайн образование ‒ один из наиболее важных современных трендов дополнительного образования взрослых (Бороденя, В.А. Эффективность дополнительного образования взрослых: организационные аспекты // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых : материалы VII Международной научно-методической конференции, Минск, 15 ноября 2024 г., Минск: РИВШ, 2024. С. 4). Важно, чтобы законодательные требования, установленные в Республике Беларусь, не препятствовали развитию дистанционной формы образования, не были излишне жесткими.
Так, в Российской Федерации действуют Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 1678, позволяющие реализовать, в частности, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, включая аттестацию, проведение которой не требует ни личного присутствия, ни применения процедуры прокторинга. Следует учесть этот опыт.
Полагаем, что требование, установленное п. 12 постановления Министерства образования от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых», предусматривающее проведение итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов при личном присутствии обучающегося, излишне строгое; необходимо предусмотреть возможность проведения всех аттестаций с использованием дистанционных образовательных технологий.
Целесообразно изучить и использовать положительный зарубежный опыт для совершенствования законодательства Республики Беларусь.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых»
4Задачами правового мониторинга являются:
• оценка эффективности норм постановления;
• выявление и анализ недостатков правового регулирования общественных отношений, связанных с применением дистанционной формы получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, их причин, а также последствий, которые возникли в процессе применения постановления;
• выработка предложений о совершенствовании законодательства и практики его применения, принятии мер по надлежащей реализации постановления.
В рамках проведения правового мониторинга предлагается всем заинтересованным направлять информацию и предложения, в том числе, о (об):
• актуальности норм постановления, наличии в нем устаревших и неэффективных норм;
• наличии пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в постановлении, наличии (отсутствии) единообразной практики его применения;
• положительных и отрицательных последствиях издания и применения постановления;
• наличии случаев нарушения норм постановления;
• количестве и содержании обращений, связанных с применением постановления;
• необходимости корректировки постановления (по возможности с конкретными предложениями и (или) формулировками и их обоснованием, в том числе финансово-экономическим).
Высказаться на Форуме можно с 26 мая по 25 июля 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями, и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
26.05.2025 09:00:00
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Оценка эффективности норм постановления
Предлагается провести анкетирование среди слушателей и преподавателей программ дополнительного образования взрослых с целью выявления уровня удовлетворенности дистанционной формой обучения и ее влияния на качество усвоения материала.
2. Выявление недостатков правового регулирования
Обнаружена правовая неопределенность в части требований к техническому обеспечению дистанционного обучения, что приводит к неоднозначной интерпретации и затрудняет реализацию программ.
3. Предложения по совершенствованию законодательства
Целесообразно дополнить постановление нормами, регламентирующими минимальные стандарты цифровой платформы, используемой для дистанционного обучения, включая требования к защите персональных данных и интерактивности.
4. Актуальность и эффективность норм
Некоторые положения постановления, касающиеся форм отчетности преподавателей, не соответствуют современным цифровым возможностям и требуют актуализации.
5. Пробелы и коллизии
Отсутствует четкое разграничение полномочий между учреждениями образования и органами управления образованием при организации дистанционного обучения, что создает административные затруднения.
6. Положительные последствия применения
Введение дистанционной формы позволило расширить доступ к дополнительному образованию для жителей отдаленных регионов и лиц с ограниченными возможностями.
7. Необходимость корректировки
Предлагается внести изменения в пункт постановления, установив возможность гибкого графика обучения для работающих слушателей, с обоснованием на основе анализа обращений граждан.
24.06.2025 13:12:04
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ1. Цели правового мониторинга: Установить, что основными целями правового мониторинга являются оценка эффективности норм данного постановления, выявление недостатков в правовом регулировании, а также выработка рекомендаций по его совершенствованию.
2. Оценка эффективности норм: Предусмотреть регулярную оценку эффективности норм постановления с целью определения их влияния на качество и доступность дополнительного образования для взрослых, а также на удовлетворенность обучающихся.
3. Выявление недостатков: Установить механизм для выявления и анализа недостатков правового регулирования, связанных с дистанционной формой получения образования, включая причины и последствия, возникающие в процессе применения постановления.
4. Обратная связь от заинтересованных сторон: Обеспечить возможность для всех заинтересованных сторон (учебные заведения, преподаватели, обучающиеся) направлять свои предложения и замечания относительно актуальности норм постановления, включая выявление устаревших и неэффективных положений.
5. Анализ правовых пробелов: Провести анализ наличия пробелов, коллизий и правовой неопределенности в постановлении, а также внутренних противоречий, которые могут затруднять его применение на практике.
6. Единообразие практики применения: Установить необходимость мониторинга единообразия практики применения норм постановления, чтобы избежать различий в интерпретации и применении норм в разных учреждениях.
7. Последствия применения постановления: Оценить положительные и отрицательные последствия издания и применения постановления, включая влияние на доступность и качество образовательных программ для взрослых.
8. Нарушения норм постановления: Включить обязательство для образовательных учреждений сообщать о случаях нарушения норм постановления и о мерах, принятых для их устранения.
9. Обращения и их содержание: Установить порядок учета и анализа обращений, связанных с применением постановления, с целью выявления системных проблем и выработки рекомендаций по их решению.
10. Корректировка постановления: Предусмотреть возможность корректировки норм постановления на основе собранной информации и предложений, включая конкретные формулировки и их обоснование, в том числе с учетом финансово-экономических аспектов. Эти предложения помогут сделать постановление более эффективным и адаптированным к современным требованиям дополнительного образования взрослых в дистанционном формате.
24.06.2025 13:19:42
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ• Предложение:
• "Дополнить пункт X статьи Y требованием о соответствии используемых платформ дистанционного обучения следующим минимальным техническим требованиям: (перечислить требования, например, поддержка интерактивных занятий, возможность записи занятий, система контроля успеваемости, защита данных обучающихся).
• Ввести обязательную сертификацию платформ дистанционного обучения на соответствие указанным требованиям. Сертификация проводится (указать орган, например, Министерством образования) в порядке, установленном законодательством."
• Обоснование: Четкие требования к платформам повысят качество дистанционного обучения и защитят права обучающихся.
• Финансово-экономическое обоснование: Введение сертификации может потребовать дополнительных расходов на проведение сертификации, однако это будет компенсировано повышением качества образования и уменьшением числа обращений и жалоб.
Предположение 2: Недостаточно четкое регулирование вопросов идентификации обучающихся:
• Проблема: В постановлении недостаточно четко регулируются вопросы идентификации личности обучающихся при дистанционном обучении, особенно при проведении итоговой аттестации, что создает риск мошенничества.
• Предложение:
• "Дополнить статью Z пунктом, устанавливающим обязательную идентификацию личности обучающегося при проведении итоговой аттестации с использованием одного из следующих методов: (перечислить методы, например, использование системы биометрической идентификации, прокторинг, личное присутствие в аттестационном центре).
• Определить порядок применения каждого из указанных методов идентификации в методических рекомендациях Министерства образования."
• Обоснование: Идентификация личности необходима для обеспечения достоверности результатов обучения и предотвращения мошенничества. • Финансово-экономическое обоснование: Использование системы биометрической идентификации или прокторинга может потребовать дополнительных затрат на приобретение и внедрение соответствующего программного обеспечения.
Предположение 3: Недостаточно четкое регулирование вопросов защиты прав потребителей образовательных услуг:
• Проблема: В постановлении недостаточно четко регулируются вопросы защиты прав потребителей образовательных услуг, в частности, порядок возврата средств при отказе от обучения, ответственность образовательной организации за некачественное предоставление услуг.
• Предложение:
• "Дополнить постановление разделом, регламентирующим порядок заключения договора об оказании образовательных услуг в дистанционной форме, права и обязанности сторон, порядок расторжения договора и возврата средств.
• Установить ответственность образовательной организации за некачественное предоставление образовательных услуг в дистанционной форме, в том числе, право обучающегося на получение компенсации."
• Обоснование: Защита прав потребителей образовательных услуг является важным аспектом обеспечения качества образования.
• Финансово-экономическое обоснование: Разработка типового договора об оказании образовательных услуг в дистанционной форме не потребует дополнительных затрат.
Предположение 4: Отсутствие механизмов контроля за качеством контента:
• Проблема: Постановление может не содержать достаточных механизмов контроля за качеством контента, используемого в дистанционном обучении, что приводит к использованию устаревших или неактуальных материалов.
• Предложение:
• "Дополнить постановление требованием о проведении обязательной экспертизы контента, используемого в дистанционном обучении, на соответствие современным требованиям и актуальности.
• Создать экспертную комиссию (указать орган, например, при Министерстве образования) для проведения экспертизы контента. • Разработать и утвердить критерии оценки качества контента."
• Обоснование: Контроль за качеством контента необходим для обеспечения актуальности и соответствия материалов современным требованиям.
• Финансово-экономическое обоснование: Создание экспертной комиссии и проведение экспертизы контента может потребовать дополнительных расходов.
Предположение 5: Недостаточная адаптация к потребностям различных групп обучающихся:
• Проблема: Постановление может не учитывать потребности различных групп обучающихся, например, лиц с ограниченными возможностями, лиц, проживающих в отдаленных районах, лиц, не владеющих компьютерными навыками.
• Предложение:
• "Дополнить постановление разделом, предусматривающим специальные требования к организации дистанционного обучения для различных групп обучающихся, в частности, обеспечение доступности контента для лиц с ограниченными возможностями, предоставление технической поддержки лицам, не владеющим компьютерными навыками.
• Разработать методические рекомендации по организации дистанционного обучения для различных групп обучающихся."
• Обоснование: Учет потребностей различных групп обучающихся обеспечивает доступность образования для всех.
• Финансово-экономическое обоснование: Разработка методических рекомендаций не потребует значительных дополнительных затрат.
24.06.2025 13:32:40
Юрист
НОВИЧОКВ Концепции развития системы образования
Республики Беларусь до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2021 г. № 683, определена цель развития дополнительного образования взрослых – постоянное повышение качества непрерывного образования, обеспечение роста конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
В условиях формирования общего рынка рабочей силы ЕАЭС национальные требования к дистанционной форме получения образования при реализации программ дополнительного образования взрослых, по нашему мнению, должны учитывать соответствующее правовое регулирование в государствах-членах ЕАЭС, что позволит Республике Беларусь укреплять свой приоритет в подготовке высококвалифицированных кадров, поддерживать традиционно высокое качество образования и расширять сферу образовательных услуг за счет привлечения зарубежных слушателей.
Онлайн образование ‒ один из наиболее важных современных трендов дополнительного образования взрослых (Бороденя, В.А. Эффективность дополнительного образования взрослых: организационные аспекты // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых : материалы VII Международной научно-методической конференции, Минск, 15 ноября 2024 г., Минск: РИВШ, 2024. С. 4). Важно, чтобы законодательные требования, установленные в Республике Беларусь, не препятствовали развитию дистанционной формы образования, не были излишне жесткими.
Так, в Российской Федерации действуют Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 1678, позволяющие реализовать, в частности, образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, включая аттестацию, проведение которой не требует ни личного присутствия, ни применения процедуры прокторинга. Следует учесть этот опыт.
Полагаем, что требование, установленное п. 12 постановления Министерства образования от 15 декабря 2022 г. № 481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых», предусматривающее проведение итоговой аттестации при освоении содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов при личном присутствии обучающегося, излишне строгое; необходимо предусмотреть возможность проведения всех аттестаций с использованием дистанционных образовательных технологий.
Целесообразно изучить и использовать положительный зарубежный опыт для совершенствования законодательства Республики Беларусь.
10.07.2025 14:29:28
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться