В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения (при их наличии):
об актуальности правового регулирования общественных отношений Кодекса;
о наличии устаревших либо неэффективных норм, пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности, внутренних противоречий в Кодексе, единообразной практики его применения;
о положительных и отрицательных последствиях применения Кодекса;
о совершенствовании и корректировке Кодекса (по возможности в виде конкретных предложений и (или) формулировок с кратким обоснованием необходимости их принятия).
Высказаться на Форуме можно с 23 сентября по 4 октября 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
23.09.2025 09:00:00
DNSX
Пользователь
НОВИЧОК
0
4.2
1
В Кодексе от 17.07.2023 №289 возможно двоякое толкование термина "реконструкция". В соответствии с указанным определением объектом реконструкции является: для магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и сооружений на них – изменение их пропускной способности, направления и (или) места расположения (замена их участков). Уточнение в скобках "замена их участков" может быть истолковано как безальтернативное отнесение к объектам реконструкции объектов, в которых предусматривается замена любого участка инженерной инфраструктуры (в том числе, без изменения пропускной способности, направления и места расположения). Предложение: вторую часть определения изложить в редакции: "для магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, их участков и сооружений на них – изменение их пропускной способности, направления и (или) места расположения."
23.09.2025 11:48:22
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
66.0
583
Вот ключевые аспекты Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которые, по результатам анализа и экспертных комментариев, требуют дополнительного совершенствования: --- 🧩 1. Недостаточная детализация предпроектной документации Проблема: В главе 16 Кодекса отсутствует четкий перечень требований к предпроектной (предынвестиционной) документации. Рекомендация: Установить минимальный состав предпроектной документации, включая технико-экономическое обоснование, экологическую оценку и анализ градостроительной целесообразности. --- 🏗️ 2. Ограниченная гибкость разрешительной документации Проблема: Хотя статья 67 упрощает порядок получения разрешительной документации, остаются неурегулированными случаи внесения изменений в проектную документацию после получения разрешения. Рекомендация: Ввести механизм уведомительного порядка при незначительных изменениях, не влияющих на безопасность и функциональность объекта. --- 📉 3. Неэффективность норм ценообразования Проблема: Статья 79 содержит отсылочные нормы, но не обеспечивает прозрачности формирования стоимости строительства. Рекомендация: Разработать единый реестр укрупненных нормативов стоимости и обеспечить его публичную доступность. Внедрить цифровую платформу для расчета смет с учетом рыночных цен. --- 🏛️ 4. Слабая защита историко-культурных ценностей Проблема: Статья 14 не содержит механизмов согласования с органами охраны культурного наследия при проектировании и строительстве в охранных зонах. Рекомендация: Ввести обязательную экспертизу проектной документации на соответствие требованиям охраны историко-культурных ценностей. --- 🧑🔧 5. Неопределенность в правах и обязанностях субъектов Проблема: Статьи 9–11 не разграничивают полномочия между республиканскими органами, местными органами и частными субъектами. Рекомендация: Уточнить компетенции каждого уровня управления, особенно в части согласования градостроительных решений и контроля за строительством. --- 🌱 6. Отсутствие устойчивых градостроительных принципов Проблема: Кодекс не закрепляет принципы устойчивого развития, энергоэффективности и климатической адаптации. Рекомендация: Дополнить статью 17 положениями о приоритетах устойчивого градостроительства, включая зеленую инфраструктуру, водоудержание, энергоэффективные материалы.
23.09.2025 12:02:34
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
66.0
583
Преимущества применения международных стандартов в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности — это не просто формальное соответствие, а реальные системные улучшения. Ниже — структурированный обзор ключевых выгод, которые можно использовать для обоснования поправок в Кодекс: --- ✅ 1. Повышение качества и безопасности - ISO 9001 / Еврокоды EN 1990–1999 обеспечивают стандартизированные подходы к управлению качеством и расчету конструкций. - Результат: меньше дефектов, выше надежность зданий, снижение аварийности. --- 🌱 2. Экологическая устойчивость - ISO 14001 / ISO 21930 / BREEAM / LEED позволяют учитывать экологические параметры на всех стадиях строительства. - Результат: снижение воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, доступ к «зелёному» финансированию. --- 💼 3. Прозрачность и управляемость контрактов - FIDIC предлагает чёткие модели распределения рисков, обязанностей и процедур разрешения споров. - Результат: снижение конфликтов, предсказуемость для инвесторов, защита интересов заказчика и подрядчика. --- 📊 4. Цифровизация и управление информацией - ISO 19650 (BIM) обеспечивает стандартизированное управление проектной информацией. - Результат: меньше ошибок, ускорение согласований, единая цифровая среда для всех участников. --- 🌍 5. Гармонизация с международными рынками - Признание EN, ISO, FIDIC облегчает участие белорусских компаний в международных тендерах и проектах. - Результат: рост экспорта инженерных услуг, привлечение иностранных инвестиций, интеграция в ЕАЭС и ЕС. --- 🕒 6. Сокращение сроков и затрат - Стандарты позволяют оптимизировать процессы проектирования, согласования и строительства. - Результат: экономия времени и ресурсов, повышение эффективности госзаказов. --- 📚 7. Обучаемость и воспроизводимость - Международные стандарты легко интегрируются в образовательные программы и профессиональную подготовку. - Результат: формирование компетентных кадров, единообразие подходов в отрасли. ---
23.09.2025 12:07:54
Игорь Борисёнок
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
66.0
583
Основываясь на запросе о предложениях для Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также учитывая общие проблемы и тенденции в этой области, я предлагаю следующие направления для анализа и внесения изменений. I. Актуальность правового регулирования общественных отношений Кодекса: 1. Вопрос цифровизации: Оценить, насколько Кодекс отражает современные цифровые технологии, применяемые в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (BIM-технологии, электронный документооборот, онлайн-платформы для согласования проектов и т.д.). Предложения: Внести положения, стимулирующие и регулирующие использование цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла объектов строительства. 2. Вопрос устойчивого развития и "зеленого" строительства: Оценить, в какой степени Кодекс способствует принципам устойчивого развития, энергоэффективности, использованию экологически чистых материалов и технологий, созданию комфортной и доступной среды. Предложения: Включить требования и стимулы для применения стандартов "зеленого" строительства, энергоэффективных технологий, создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. 3. Вопрос упрощения процедур: Проанализировать, насколько эффективно действующие процедуры (согласования, экспертизы, выдачи разрешений и т.д.) с точки зрения времени, затрат и прозрачности. Предложения: Упростить и оптимизировать административные процедуры в строительстве, сократить сроки согласования проектов, внедрить принцип "одного окна" для получения разрешений. II. Наличие устаревших либо неэффективных норм, пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности: 1. Разграничение полномочий: Проверить четкость разграничения полномочий между различными государственными органами, участвующими в регулировании архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Министерство архитектуры и строительства, местные органы власти, органы экспертизы и т.д.). Предложения: Устранить дублирование функций, определить четкие зоны ответственности каждого органа. 2. Ответственность участников строительства: Оценить, насколько эффективно действующая система ответственности всех участников строительного процесса (заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков материалов и т.д.) за качество, безопасность и сроки выполнения работ. Предложения: Усилить ответственность за нарушение требований технических нормативных правовых актов, несоблюдение сроков строительства, некачественное выполнение работ. 3. Саморегулирование: Рассмотреть возможность внедрения механизмов саморегулирования в отдельных сферах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (например, для проектировщиков, строительных организаций). Предложения: Предусмотреть возможность создания саморегулируемых организаций, которые будут устанавливать стандарты профессиональной деятельности, контролировать их соблюдение и нести ответственность за действия своих членов. III. Положительные и отрицательные последствия применения Кодекса: 1. Анализ судебной практики: Изучить судебную практику, связанную с применением Кодекса, чтобы выявить проблемные вопросы и неоднозначные толкования норм. Предложения: Внести изменения в Кодекс, направленные на устранение выявленных противоречий и неясностей. 2. Анализ правоприменительной практики: Провести анализ практики применения Кодекса органами государственного контроля и надзора в сфере строительства. Предложения: Внести изменения в Кодекс, направленные на повышение эффективности государственного контроля и надзора за строительством. IV. О совершенствовании и корректировке Кодекса (конкретные предложения): 1. Определение терминов: Унифицировать и уточнить определения основных терминов, используемых в Кодексе (например, "объект строительства", "реконструкция", "капитальный ремонт", "текущий ремонт" и т.д.). Это позволит избежать разночтений и споров при применении норм Кодекса. 2. Права и обязанности участников строительства: Более четко определить права и обязанности всех участников строительного процесса на каждой стадии (проектирование, строительство, эксплуатация). Это позволит повысить прозрачность и предсказуемость строительной деятельности. 3. Порядок внесения изменений в проектную документацию: Установить четкий порядок внесения изменений в проектную документацию в процессе строительства, в том числе порядок согласования таких изменений и ответственность за их внесение. 4. Контроль качества строительных материалов: Усилить контроль качества строительных материалов, используемых при строительстве объектов. Предусмотреть обязательную сертификацию материалов и ответственность поставщиков за предоставление некачественной продукции. 5. Порядок консервации незавершенных строительством объектов: Установить четкий порядок консервации незавершенных строительством объектов, в том числе требования к обеспечению безопасности, сохранности и эстетическому виду таких объектов. Общие рекомендации: • При подготовке предложений необходимо учитывать международный опыт в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. • Важно провести широкое обсуждение предлагаемых изменений с участием всех заинтересованных сторон (представителей государственных органов, бизнеса, научных организаций, общественных объединений). • Необходимо оценить финансово-экономические последствия предлагаемых изменений для бюджета и субъектов хозяйствования. Эти предложения являются отправной точкой для анализа и совершенствования Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Для их конкретизации необходимо детальное изучение действующего законодательства и анализ правоприменительной практики.
23.09.2025 12:11:18
Ольга
Пользователь
НОВИЧОК
0
4.0
69
Проблема в п. 3.4 ст. 75 кодекса:
«3.4. соблюдение конфиденциальности в отношении проектных решений и иной информации, полученной в связи с проведением госстройэкспертизы;»
На основании этого принципа Главгосстройэкспертиза отказывается предоставлять информацию о том, какое законодательство и какие нормы проверялись при проведении государственной строительной экспертизы.
Информация о том, соблюдается ли конкретное законодательство для строительства напрямую затрагивает права и законные интересы граждан. Значит, эта информация должна быть общедоступной. А ее сокрытие ведет к созданию условий для коррупции.
Например, Мингорисполком на все вопросы о проверке соблюдения какого-либо конкретного законодательства для строительства всегда ссылается на госстройэкпертизу градостроительной или проектной документации, типа, раз получено положительное заключение, значит, соблюдается. Но это крайне ущербная логика, потому что на экспертизе невозможно проверить все. Еще и Главгосстройэкспертиза подыгрывает, создавая иллюзию, что все проверено, хотя на самом деле нет. Все это показывает проектировщикам безнаказанность нарушения законодательства, которое не проверяется на экспертизе, и провоцирует их планировать нарушения.
Поэтому предлагаю исключить из «иной информации, полученной в связи с проведением госстройэкспертизы» сведения о проверяемом законодательстве, и, наоборот, добавить принцип гласности, обязывающий сообщать, какие нормы оценивались при проведении государственной экспертизы, а какие нет.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности
5В рамках проведения правового мониторинга предлагаем всем заинтересованным направлять информацию и предложения (при их наличии):
Высказаться на Форуме можно с 23 сентября по 4 октября 2025 г.
Обращаем внимание, что направленные предложения не будут считаться электронными обращениями и в отношении них не будет даваться ответ (уведомление) в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
23.09.2025 09:00:00
Пользователь
НОВИЧОКтолкование термина "реконструкция". В соответствии с указанным определением объектом реконструкции является: для магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и сооружений на них – изменение их пропускной способности, направления и (или) места расположения (замена их участков). Уточнение в скобках "замена их участков" может быть истолковано как безальтернативное отнесение к объектам реконструкции объектов, в которых предусматривается замена любого участка инженерной инфраструктуры (в том числе, без изменения пропускной способности, направления и места расположения). Предложение: вторую часть определения изложить в редакции: "для магистральной инженерной инфраструктуры, распределительной инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, их участков и сооружений на них – изменение их пропускной способности, направления и (или) места расположения."
23.09.2025 11:48:22
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛБеларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, которые, по результатам анализа и экспертных комментариев, требуют дополнительного совершенствования: --- 🧩 1. Недостаточная детализация предпроектной документации Проблема: В главе 16 Кодекса отсутствует четкий перечень требований к предпроектной (предынвестиционной) документации. Рекомендация: Установить минимальный состав предпроектной документации, включая технико-экономическое обоснование, экологическую оценку и анализ градостроительной целесообразности. --- 🏗️ 2. Ограниченная гибкость разрешительной документации Проблема: Хотя статья 67 упрощает порядок получения разрешительной документации, остаются неурегулированными случаи внесения изменений в проектную документацию после получения разрешения. Рекомендация: Ввести механизм уведомительного порядка при незначительных изменениях, не влияющих на безопасность и функциональность объекта. --- 📉 3. Неэффективность норм ценообразования Проблема: Статья 79 содержит отсылочные нормы, но не обеспечивает прозрачности формирования стоимости строительства. Рекомендация: Разработать единый реестр укрупненных нормативов стоимости и обеспечить его публичную доступность. Внедрить цифровую платформу для расчета смет с учетом рыночных цен. --- 🏛️ 4. Слабая защита историко-культурных ценностей Проблема: Статья 14 не содержит механизмов согласования с органами охраны культурного наследия при проектировании и строительстве в охранных зонах. Рекомендация: Ввести обязательную экспертизу проектной документации на соответствие требованиям охраны историко-культурных ценностей. --- 🧑🔧 5. Неопределенность в правах и обязанностях субъектов Проблема: Статьи 9–11 не разграничивают полномочия между республиканскими органами, местными органами и частными субъектами. Рекомендация: Уточнить компетенции каждого уровня управления, особенно в части согласования градостроительных решений и контроля за строительством. --- 🌱 6. Отсутствие устойчивых градостроительных принципов Проблема: Кодекс не закрепляет принципы устойчивого развития, энергоэффективности и климатической адаптации. Рекомендация: Дополнить статью 17 положениями о приоритетах устойчивого градостроительства, включая зеленую инфраструктуру, водоудержание, энергоэффективные материалы.
23.09.2025 12:02:34
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛстандартов в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности — это не просто формальное соответствие, а реальные системные улучшения. Ниже — структурированный обзор ключевых выгод, которые можно использовать для обоснования поправок в Кодекс: --- ✅ 1. Повышение качества и безопасности - ISO 9001 / Еврокоды EN 1990–1999 обеспечивают стандартизированные подходы к управлению качеством и расчету конструкций. - Результат: меньше дефектов, выше надежность зданий, снижение аварийности. --- 🌱 2. Экологическая устойчивость - ISO 14001 / ISO 21930 / BREEAM / LEED позволяют учитывать экологические параметры на всех стадиях строительства. - Результат: снижение воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, доступ к «зелёному» финансированию. --- 💼 3. Прозрачность и управляемость контрактов - FIDIC предлагает чёткие модели распределения рисков, обязанностей и процедур разрешения споров. - Результат: снижение конфликтов, предсказуемость для инвесторов, защита интересов заказчика и подрядчика. --- 📊 4. Цифровизация и управление информацией - ISO 19650 (BIM) обеспечивает стандартизированное управление проектной информацией. - Результат: меньше ошибок, ускорение согласований, единая цифровая среда для всех участников. --- 🌍 5. Гармонизация с международными рынками - Признание EN, ISO, FIDIC облегчает участие белорусских компаний в международных тендерах и проектах. - Результат: рост экспорта инженерных услуг, привлечение иностранных инвестиций, интеграция в ЕАЭС и ЕС. --- 🕒 6. Сокращение сроков и затрат - Стандарты позволяют оптимизировать процессы проектирования, согласования и строительства. - Результат: экономия времени и ресурсов, повышение эффективности госзаказов. --- 📚 7. Обучаемость и воспроизводимость - Международные стандарты легко интегрируются в образовательные программы и профессиональную подготовку. - Результат: формирование компетентных кадров, единообразие подходов в отрасли. ---
23.09.2025 12:07:54
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛдля Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также учитывая общие проблемы и тенденции в этой области, я предлагаю следующие направления для анализа и внесения изменений. I. Актуальность правового регулирования общественных отношений Кодекса: 1. Вопрос цифровизации: Оценить, насколько Кодекс отражает современные цифровые технологии, применяемые в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (BIM-технологии, электронный документооборот, онлайн-платформы для согласования проектов и т.д.). Предложения: Внести положения, стимулирующие и регулирующие использование цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла объектов строительства. 2. Вопрос устойчивого развития и "зеленого" строительства: Оценить, в какой степени Кодекс способствует принципам устойчивого развития, энергоэффективности, использованию экологически чистых материалов и технологий, созданию комфортной и доступной среды. Предложения: Включить требования и стимулы для применения стандартов "зеленого" строительства, энергоэффективных технологий, создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. 3. Вопрос упрощения процедур: Проанализировать, насколько эффективно действующие процедуры (согласования, экспертизы, выдачи разрешений и т.д.) с точки зрения времени, затрат и прозрачности. Предложения: Упростить и оптимизировать административные процедуры в строительстве, сократить сроки согласования проектов, внедрить принцип "одного окна" для получения разрешений. II. Наличие устаревших либо неэффективных норм, пробелов, коллизий и иной правовой неопределенности: 1. Разграничение полномочий: Проверить четкость разграничения полномочий между различными государственными органами, участвующими в регулировании архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (Министерство архитектуры и строительства, местные органы власти, органы экспертизы и т.д.). Предложения: Устранить дублирование функций, определить четкие зоны ответственности каждого органа. 2. Ответственность участников строительства: Оценить, насколько эффективно действующая система ответственности всех участников строительного процесса (заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, поставщиков материалов и т.д.) за качество, безопасность и сроки выполнения работ. Предложения: Усилить ответственность за нарушение требований технических нормативных правовых актов, несоблюдение сроков строительства, некачественное выполнение работ. 3. Саморегулирование: Рассмотреть возможность внедрения механизмов саморегулирования в отдельных сферах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (например, для проектировщиков, строительных организаций). Предложения: Предусмотреть возможность создания саморегулируемых организаций, которые будут устанавливать стандарты профессиональной деятельности, контролировать их соблюдение и нести ответственность за действия своих членов. III. Положительные и отрицательные последствия применения Кодекса: 1. Анализ судебной практики: Изучить судебную практику, связанную с применением Кодекса, чтобы выявить проблемные вопросы и неоднозначные толкования норм. Предложения: Внести изменения в Кодекс, направленные на устранение выявленных противоречий и неясностей. 2. Анализ правоприменительной практики: Провести анализ практики применения Кодекса органами государственного контроля и надзора в сфере строительства. Предложения: Внести изменения в Кодекс, направленные на повышение эффективности государственного контроля и надзора за строительством. IV. О совершенствовании и корректировке Кодекса (конкретные предложения): 1. Определение терминов: Унифицировать и уточнить определения основных терминов, используемых в Кодексе (например, "объект строительства", "реконструкция", "капитальный ремонт", "текущий ремонт" и т.д.). Это позволит избежать разночтений и споров при применении норм Кодекса. 2. Права и обязанности участников строительства: Более четко определить права и обязанности всех участников строительного процесса на каждой стадии (проектирование, строительство, эксплуатация). Это позволит повысить прозрачность и предсказуемость строительной деятельности. 3. Порядок внесения изменений в проектную документацию: Установить четкий порядок внесения изменений в проектную документацию в процессе строительства, в том числе порядок согласования таких изменений и ответственность за их внесение. 4. Контроль качества строительных материалов: Усилить контроль качества строительных материалов, используемых при строительстве объектов. Предусмотреть обязательную сертификацию материалов и ответственность поставщиков за предоставление некачественной продукции. 5. Порядок консервации незавершенных строительством объектов: Установить четкий порядок консервации незавершенных строительством объектов, в том числе требования к обеспечению безопасности, сохранности и эстетическому виду таких объектов. Общие рекомендации: • При подготовке предложений необходимо учитывать международный опыт в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. • Важно провести широкое обсуждение предлагаемых изменений с участием всех заинтересованных сторон (представителей государственных органов, бизнеса, научных организаций, общественных объединений). • Необходимо оценить финансово-экономические последствия предлагаемых изменений для бюджета и субъектов хозяйствования. Эти предложения являются отправной точкой для анализа и совершенствования Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Для их конкретизации необходимо детальное изучение действующего законодательства и анализ правоприменительной практики.
23.09.2025 12:11:18
Пользователь
НОВИЧОКПроблема в п. 3.4 ст. 75 кодекса:
«3.4.
соблюдение конфиденциальности в отношении проектных решений и иной информации, полученной в связи с проведением госстройэкспертизы;»
На основании этого принципа Главгосстройэкспертиза отказывается предоставлять информацию о том, какое законодательство и какие нормы проверялись при проведении государственной строительной экспертизы.
Информация о том, соблюдается ли конкретное законодательство для строительства напрямую затрагивает права и законные интересы граждан. Значит, эта информация должна быть общедоступной. А ее сокрытие ведет к созданию условий для коррупции.
Например, Мингорисполком на все вопросы о проверке соблюдения какого-либо конкретного законодательства для строительства всегда ссылается на госстройэкпертизу градостроительной или проектной документации, типа, раз получено положительное заключение, значит, соблюдается. Но это крайне ущербная логика, потому что на экспертизе невозможно проверить все. Еще и Главгосстройэкспертиза подыгрывает, создавая иллюзию, что все проверено, хотя на самом деле нет. Все это показывает проектировщикам безнаказанность нарушения законодательства, которое не проверяется на экспертизе, и провоцирует их планировать нарушения.
Поэтому предлагаю исключить из «иной информации, полученной в связи с проведением госстройэкспертизы» сведения о проверяемом законодательстве, и, наоборот, добавить принцип гласности, обязывающий сообщать, какие нормы оценивались при проведении государственной экспертизы, а какие нет.
25.09.2025 19:12:04
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться