• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения»

Общественное обсуждение

3
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» [PDF].

Организатор общественного обсуждения: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 27 мая по 5 июня 2019 г.

Информация о результатах обсуждения:.

27.05.2019 12:48:24

Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Учеными и практиками в области зоотехнии на протяжении нескольких лет  проводится комплексный анализ правоприменительной практики закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения». Результатом скрининга стало выявление алгоритма содержащего высокие коррупционные риски в процессе инициирования, разработки и принятия данного закона, а самое главное позволили выделить новый вид угроз национальной безопасности – в правовой сфере.
Волюнтаристическим решением было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь  от 24 мая  2012 г.  №478 (Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012, 5/35749, 29.05.2012), в соответствии с которым создано Государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве» (со штатным расписанием 306 человек) при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
15 июля 2015 года был принят Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (далее – Закон).
29 декабря 2015 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №1102 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…».
Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» (совершенствование Закона с учетом практики его применения) подготовлен на основании пункта 18 плана подготовки законопроектов на 2019 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 г. № 4 (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2019, 1/18113).
При создании при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», а также при принятии Закона, инициаторы разработки данных нормативных правовых актов – должностные лица, точнее юристы,  Минсельхозпрода, Совета Министров, Национального центра законодательства и правовых исследований, а также Национального собрания, – убеждали население Беларуси и Президента страны, что эти НПА позволят «поставить на место» Россельхознадзор Российской Федерации. Спустя семь лет ситуация с Россельхознадзором еще больше усугубилась.
Согласно международным требованиям «идентификация, регистрация, прослеживаемость животных (стад)», независимо от зоологического вида, осуществляется исключительно в рамках ветеринарного законодательства, цель которого не допустить распространения заболеваний животных, а также заболеваний общих для человека и животных. В связи с этим реализуется электронный ветеринарный документооборот. – статья 39 Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» 2 июля 2010 г. №161-З (Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, N 2/1713, 09.07.2010).
Вторым немаловажным направлением «идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад)», является выполнение требований главы 5 «Учет в области племенного дела. Государственная информационная система» Закона Республики Беларусь  «О племенном деле в животноводстве»  20 мая 2013 г. № 24-З (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.05.2013, 2/2022).
Согласно статьи 2_3 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» (с изменениями на 27 декабря 2018 года):
п.7. Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов..
п.8. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Таким образом, в России – у основного импортера белорусской продукции животного происхождения нет отдельного закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад)» и не планируется его принятие.
Белорусский Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад)…» противоречит следующим действующим НПА:
- О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 4.02.2013 г. № 59 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.02.2013, 1/14056.
- О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь 17 июля 2018 г. № 130-З //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568.
- О государственной статистике: Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395 – новая редакция.
- О развитии предпринимательства: Декрет Президента Республики Беларусь 23.11.2017 г. № 7 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.11.2017, 1/17364.
- О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 г. №8 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.12.2017, 1/17415.
- Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов: Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2018 г. №135 //Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2018, 1/17639.
С точки зрения правового регулирования интеллектуальной собственности, в Беларуси и близлежащих странах, компьютерные программы не патентуются. В то же время юристы Минсельхозпрода информационные системы, те же компьютерные программы с однозначным названием (ИС «AITS – Прослеживаемость», ИС «AITS –Ветбезопасность»), планируют включить в текст Закона.
Также грубейшим нарушением юридической техники является использование в тексте закона упоминания  о  ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», который не является компетентным органом и лишь  «относится» к органу государственного управления – Минсельхозпроду. А самое главное, ссылаясь на Закон, его инициаторы будут лоббировать покупку средств идентификации, считывающих устройств и иного оборудования у частных фирм-производителей.
Действие Закона в нашей стране уже привело к сокрытию фактов реального положения дел в подотраслях животноводства. В частности, на протяжении трех последних лет не публикуются в открытой печати (в «Сельской газете») производственно-технологические показатели работы белорусских свиноводческих комплексов, а их насчитывается более 100. Возникает вопрос: «Для кого принят Закон «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад)», если он, согласно основам нормотворчества, содержит «общеобязательные правила поведения постоянного характера, рассчитанные на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение».
С точки зрения зоотехнии учет по животным или по стаду необходим лишь в том случае, если это способствует значительному снижению материально-финансовых затрат, за счет более эффективного использования кормов, оптимизации работы систем микроклимата и навозоудаления.
«Поголовный» индивидуальный учет животных на всех животноводческих фермах, комплексах и фабриках Беларуси, не позволяет ни в масштабах конкретного сельхозпредприятия, ни в масштабах государства экономить ни корма, ни энергоресурсы, ни воду, ни ГСМ, ни труд, ни снижать себестоимость продукции. ГУ «Центр информационных систем в животноводстве» «фиксирует местонахождение животных и их передвижение как при жизни, так и после, в виде животноводческой продукции». В итоге имеем дело с иллюзией экономии ресурсов или повышением объема продукции, так как «экономия» и «объем продукции» не равно «учету». Получается как в мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти»  – достаточно пересчитать животных на тонущем корабле, и можно избежать кораблекрушения.
Здесь мы не говорим о нарушениях при производстве конечной продукции на мясокомбинатах и молокоперерабатывающих предприятиях, когда например, в свиной колбасе лабораторными методами выявляется ДНК животных других видов, в том числе птицы. Закон никак не влияет ни на случаи фальсификата продукции животного происхождения, ни на качество поступающей на стол потребителя молочных и мясных продуктов.
Анализ в системе «затраты-выпуск» показал, что в течение последних пяти лет общий объем неэффективно израсходованных средств республиканского бюджета на выполнение Закона, вероятно, составляет более 20 миллионов рублей, т.е. средств налогоплательщиков. А если учесть трудозатраты и материальные затраты понесенные производителями сырья животного происхождения, при фактическом падеже новорожденных более 25%, то себестоимость повысилась на 2-3%, то есть прибыль сократилась на 5-10%, а это сотни миллионов рублей недополученных сельхозорганизациями. И за это никто не ответил, и отвечать не намерен.
Обсуждать как сам Закон, так и вносимые дополнения, нет никакого смысла, ведь кроме его разработчиков-лоббистам данный вопрос не интересен ни Комитету государственного контроля, ни Генеральной прокуратуре, ни Следственному комитету.
Ведь чиновники Минсельхозпрода еще в 2012-2015 годах уже  узаконили бизнес-процесс создания  ИС "AITS - Ветбезопасность", который позволяет «формировать электронные ветеринарные сертификаты (ЭВС) по поставляемой в Российскую Федерацию белорусской продукции на основе зарегистрированных в ИС "AITS-Прослеживаемость" отгрузок и передавать ЭВС в ФГИС «Меркурий» Минсельхоз России. «Курирует» эту деятельность Отдел информационных технологий Минсельхозпрода нашей страны, через подчиненные министерству структуры:
- Информационно-вычислительное республиканское унитарное предприятие «ГИВЦ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА», задачей которого является создание, внедрение и сопровождение автоматизированных информационных систем для аппарата управления Минсельхозпрода и для всего агропромышленного комплекса;
- Государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве», задачей которого является создание и внедрение автоматизированной информационной системы идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения.
К слову, финансирование на эти госорганизации превышает поступление денежных средств на научные исследования, выполняемые единственным в стране специализированным научным учреждением РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук по животноводству», в котором работают более ста кандидатов сельскохозяйственных наук и несколько десятков докторов сельскохозяйственных наук, ученых в области зоотехнии и ветеринарии.
Таким образом, мое предложение по проекту Закона, вынесенного на общественное обсуждение, сводится к следующему:
1. Исключить пункт 18 из Плана подготовки законопроектов на 2019 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 г. № 4 (Нац. правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2019, 1/18113), т.е. не рассматривать проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», (подготовленный Советом Министров Республики Беларусь и Национальным центром законодательства и правовых исследований, подписанный Министром Минсельхозпродом), с формулировкой: «по причине введения в заблуждение Президента Республики Беларусь при принятии НПА в 2012 -2105 годах».
2. Направить в Комитет государственного контроля и Генеральную прокуратуру документально подтверждающие материалы по финансово-экономической эффективности правоприменительной практики Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», с  указанием финансовых потоков, доказывающих реальность окупаемости вложенных государственных денежных средств.
3. После мотивированного заключения КГК и Генпрокуратуры:
3.1. Ходатайствовать перед Президентом Республики Беларусь и Национальным собранием Республики Беларусь об отмене Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения».
3.2. Внести предписание в Совет Министров Республики Беларусь об отмене  постановления Совета Министров Республики Беларусь  от 24 мая  2012 г.  №478  «О создании государственного учреждения «Центр информационных систем в животноводстве» и ликвидировать госучреждение.
4. Бюджетное финансирование, запланированное на 2019-2020 годы для содержания ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», целевым назначением направить в РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», для компетентного решения тех вопросов, которые были запланированы и возложены на госучреждение.
5. Проверить на коррупционную составляющую, с поименным перечислением должных лиц государственных структур, лоббировавших, во-первых, создание государственного учреждения «Центр информационных систем в животноводстве» и многолетнего его финансирования за счет средств госбюджета, и во-вторых, инициирование разработку и принятие Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения»
Вместо резюме.
Начиная с 2012 г., по вопросу нецелесообразности и коррупционности создания ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», а тем более принятия отдельного закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», я направлял заявления и жалобы во все государственные органы, включая надзорные и правоохранительные, вплоть до Президента Республики Беларусь.
Во всех ответах было указано, что деяния госорганами совершены «законно и обоснованно». При этом через нанимателя я был предупрежден, что если буду настаивать на ликвидации  ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», а тем более за отмену закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», то буду уволен из РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству», в котором я работаю, с небольшим перерывом, на протяжении более трех десятков лет.

Соляник Валерий Владимирович,
кандидат сельскохозяйственных наук (специальность: Ветеринарная санитария, экология, зоогигиена и ветеринарно-санитарная экспертиза);
доцент (специальность: Зоотехния)
юрист (специализация: Хозяйственное право)
специалист в области информационных технологий с 1993 г. (ФПК Минский РТИ; Ассемблер, Turbo C и др.)
автор (соавтор) более 450 научных публикаций, в том числе более 20 монографий. В частности по теме обсуждаемого вопроса:
- Соляник, А.В. Животноводство: информационно-правовые аспекты: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. – 288 с.
- Соляник, А.В. Особенности и проблемы правового регулирования животноводства: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. –  300 с.
- Соляник, А.В. Управление качеством производства свинины (на базе международных стандартов ISO серии 9000, 14000, 22000; HAССP, CALS): Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. – 368 с.
- Соляник, А.В.  Механизм правового регулирования племенного животноводства Республики Беларусь: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. –  444 с.
- Соляник, А.В. Правовое регулирование зоотехнической и ветеринарной деятельности в Республике Беларусь: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. – В 4 ч.: Ч.1.– 208 с.; Ч. 2.– 398 с.; Ч. 3.– 373 с.; Ч. 4.– 350 с.
- Соляник, А.В. Гигиена и экология животных: методология кодификации: Монография/ А.В. Соляник, В.В. Соляник, С.В. Соляник.– Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. – В 2 ч.: Ч. 1.– 370 с.; Ч. 2.– 273 с.

04.06.2019 06:57:17

Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
Угроза национальной безопасности в правовой сфере от обсуждаемого законопроекта, сводится к возможности нанесения финансово-имидживого ущерба жизненно важным интересам Республике Беларусь в результате действия данного законодательного акта, «не до конца продуманного» с точки зрения правовых последствий и разработанного в интересах определенной группы лиц. И это притом, что недопущение принятия «заказных» законов является обязанностью всех государственных структур, в той или иной степени участвующих в обеспечении безопасности нашего государства.
Чиновники так спешили с его принятием, что в нарушение нормотворческой техники в одном законодательном акте пытаются «регулировать» разные общественные отношения, например, как относящиеся к аграрному праву, так и гражданскому праву; торговому праву; финансовому праву; праву на безопасность пищевой  продукции, ее маркировки и т.д. и т.п.
Белорусская зоотехническая общественность против нецелевого использования бюджетных средств. При этом возникает не риторический вопрос: что необходимо сделать специалистам в области сельского хозяйства (ученым зоотехникам и зооинженерам практикам), да и белорусской общественности в целом, чтобы ликвидировать непонятные учреждения, типа ГУ «Центр информационных систем в животноводстве», и запретить разрабатывать «заказные» нормативно-правовые акты для их функционирования?

04.06.2019 09:42:13

Валерий Соляник

Юрист

НОВИЧОК
0
0.0 93
По сути несостоявшееся «общественное» обсуждение проекта изменений Закона Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения», который ежегодно обходится республиканскому бюджету минимум в 3 (три) миллиона рублей средств налогоплательщиков, хочется завершить цитатой Г.К. Жукова из телесериала «Ликвидация»:
«- Надумали, как одним махом накрыть преступность в Одессе? Не знаете. А я вот знаю. Потому как треба голову иметь на плечах, а не тухас. Ну что, я за вас думать должен? Разучились мозгами шевелить? Языки проглотили? Ну есть хоть один живой голос? А где этот биндюжник из УГРО, который мне нахамил? Где Гоцман? Я что, тихо спрашиваю?»

05.06.2019 11:51:05

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте