Публичное обсуждение проектов НПА

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»
информация
Организатор:
Начало обсуждения:
13.12.2025
Окончание обсуждения:
13.12.2025
Количество сообщений:
21
Количество участников:
4
Обсуждение проекта
Вадим
9
22.07.2019
Кодекс РБ о недрах. Подпункт 1.4 статьи 17 оставить в прежней редакции. Предлагаемая редакция, ограничивающая возможность безналоговой добычи воды для собственного потребления с глубины, превышающей 20 метров, способна породить геноцид народа, живущего сейчас и проживавшего на территории, включённой в границы современной РБ, задолго до появления Республики Беларусь.
Понятна тенденция лиц и сил, стоящих за государственностью Республики Беларусь, взять под свой контроль самое главное богатство планеты - пресную воду. Но допусть такое - значит заложить возможность кровопролития при попытках населения, рано или поздно преобразующегося (вопреки целенаправленному оболваниванию) из толпы в народ, вернуть Богом данные ему ресурсы под свой - народный, ОБЩЕСТВЕННЫЙ -, а не кланово-корпоративный контроль.
Сергей Мамчик
0
01.08.2019
Поскольку изменения в такие законодательные акты, как Кодекс Республики Беларусь о недрах вносятся не часто, и учитывая принимаемые изменения в законодательство о недрах в странах ЕАЭС, ставящие целью стимулирование деятельности в области геологического изучения, добычи полезных ископаемых, улучшения инвестиционного климата в отношении ресурсов недр, предлагается дополнить Кодекс Республики Беларусь о недрах нормами, нацеленными на стимулирование недропользования, в том числе:
1. Оценить с учётом практики применения эффективность действующих в республике  норм, регулирующих  вопросы инвестиционной деятельности в отношении недр, пересмотреть их с учётом опыта правового регулирования в этой сфере в Российской Федерации, Республике Казахстан и других странах и дополнить Кодекс Республики Беларусь о недрах соответствующим разделом (разделами).
2. Предусмотреть гарантии недропользователям, осуществляющим геологическое изучение недр. Предлагаемое разработчиками проекта закона «Об изменении кодексов» дополнение статьи  14  Кодекса Республики Беларусь о недрах подпунктом о предоставлении недропользователю, осуществившему геологическое изучение недр за счет собственных средств, первоочередного права на получение горного отвода для добычи полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в границах разведанного им месторождения  полезных ископаемых слишком декларативно. Неясен механизм предоставления такого права. Какие сроки действия этого права? Ведь одним из принципов недропользования является установление сроков пользования недрами, в том числе  ограничение срока начала пользования недрами.
В ряде стран недропользования  предоставляется совмещённая лицензия на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых в пределах выделяемого участка недр. Почему бы не перенять опыт Российской Федерации или Республики Казахстан? Почему бы не принимать решение о предоставлении одновременно геологического и горного отвода с оформлением единого акта, уточняемого в части количества запасов и других параметров полезного ископаемого и  горного отвода после завершения разведки месторождения?
3. Внести изменения в Кодекс Республики Беларусь о недрах, направленные на обеспечение прозрачности недропользования. Так, при предоставлении участка недр в Российской Федерации помимо оформления лицензии на право пользования недрами, заключается лицензионное соглашение об условиях пользования недрами.
Сергей Мамчик
0
01.08.2019
Межведомственной рабочей группой для решения проблемных вопросов, связанных с добычей и реализацией недропользователями полезных ископаемых, вопросов направления на природоохранные цели средств, поступающих в республиканский и (или) местные бюджеты, а также совершенствования законодательства об охране и использовании недр, налогового законодательства, созданной по распоряжению Премьер-министра Республики Беларуси А.В.Кобякова  от 10 мая 2017 г. №164р, признано целесообразным развитие страхования ответственности недропользователей за не рекультивацию карьеров, в случае финансовой несостоятельности (банкротства) недропользователей, с использованием местными исполнительными и распорядительными органами средств от страховых отчислений для последующей рекультивации карьеров. При этом этой рабочей группой отмечено, что для реализации указанного предложения необходимо внесение изменений в Кодекс Республики Беларусь о недрах. Но в предложенном законопроекте отсутствуют нормы, направленные на регулирование данного вопроса.
Предлагается также рассмотреть опыт Республики Казахстан по правому регулированию вопроса о формировании ликвидационного фонда для рекультивации месторождений полезных ископаемых.
Сергей Мамчик
0
01.08.2019
На основе опыта Российской Федерации и Республики Казахстан представляется ввести понятие государственного геологического изучения недр. Это позволяет четко распределить функции между государством и частными недропользователями по вопросам проведения геологического изучения недр, а также законодательно закрепить исполнителей государственных программ в части выполнения работ по государственному геологическому изучению недр. Так, в Российской Федерации мероприятия по государственному геологическому изучению недр осуществляются государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. В Республике Казахстан государственное геологическое изучение недр также организуется и проводится уполномоченным органом по изучению недр.
Сергей Мамчик
0
02.08.2019
Согласно проекту закона предлагается статью 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах дополнить термином  «горно-геологическое обоснование застройки площадей залегания месторождений полезных ископаемых». Вместе с тем, по тексту законопроекта  никаких норм с использованием этого термина не предлагается. Целесообразно в статье 66 Кодекса Республики Беларусь о недрах  установить порядок составления и использования горно-геологического обоснования при принятии решений о застройке площадей залегания полезных ископаемых.
Сергей Мамчик
0
02.08.2019
Предлагаемая формулировка термина «Прогнозные ресурсы полезных ископаемых», которым предлагается дополнить статью 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах,  не совсем корректна, поскольку на основе региональных геологических, геофизических, геохимических исследований и теоретических предпосылок как правило оценивают прогнозные ресурсы по категориям Р2 и Р3. Прогнозные ресурсы категории Р1 оцениваются чаще всего по результатам поисковых и поисково-оценочных работ.
Сергей Мамчик
0
02.08.2019
Предложение о наделении Минприроды компетенцией по  определению направления использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых  (дополнение статьи 11) и запрет на использование в иных  целях (дополнение пункта 1 статьи 65), не в полной мере проработано.
Фактически при проведении государственной экспертизы геологической информации исходя из качественных характеристик полезного ископаемого проводится оценка его соответствия техническим требованиям к минеральному сырью  для использования в конкретных целях. Например, песка для  производства бетона, в дорожном строительстве и (или) иных целях. Песчано-гравийная смесь может использоваться природном виде для ремонта и отсыпки земляного полотна автомобильных дорог, или после рассева и обогащения – для строительных работ, приготовления строительных смесей, дорожного строительства, материала для проведения противогололедных работ на дорогах в зимнее время. Что в данном случае является направлением использования – наименование продукции исходя из требований ТНПА, или направления, по  которым в настоящее время осуществляется ведение государственных балансов запасов полезных ископаемых.
Следует отметить, что возможность использования полезного ископаемого в тех или иных целях  оценивается исходя из требований заказчика. То есть, при утверждении запасов Минприроды будет ограничивать применение полезного ископаемого не столько исходя из его ценности или возможности использования для производства более ценных для экономики видов продукции, а исходя из  пожелания конкретного потребителя минерального сырья.
Для реализации указанной нормы требуется принятие дополнительного нормативного акта, в котором должен быть исчерпывающий перечень направлений использования полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, участков недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также критерии и порядок определения направлений использования полезных ископаемых.
Кроме того, необходимо предусмотреть возможность использования полезных ископаемых не по определенному Минприроды назначению  в  случае чрезвычайных ситуаций, например при ликвидации природных и техногенных катастроф.
Сергей Мамчик
0
02.08.2019
Дополнение статьи 15 Кодекса о недрах нормой о недопущении предоставления права пользования недрами в границах ранее предоставленного другому недропользователю геологического и (или) горного отвода не в полной мере продумано.
Во-первых, при разработке месторождений полезных ископаемых, разрабатываемых подземным способом, границы горного отвода включают участок недр от поверхности земли ниже почвенно-растительного слоя до нижней границы полезного ископаемого. Но в пределах этого горного отвода также предоставляются горные отводы для добычи подземных вод иным недропользователям.
Во-вторых, право недропользования возникает при проведении регионального геологического изучения недр на основании свидетельства о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр. При этом территория может охватывать значительные территории, в пределах которых расположены горные отводы, предоставленные другим  недропользователям.
Сергей Мамчик
0
02.08.2019
Предлагаемое изменение подпункта 1.4 пункта 1 статьи 17 Кодекса о недрах по ограничению глубины строительства и эксплуатации скважин до 20 метров землепользователями на территории предоставленного им участка на первый взгляд вполне оправдано, учитывая, что первый напорный водоносный горизонт является источником питьевого водоснабжения большинства систем централизованного водоснабжения. Но, что делать землепользователям в  случае если нет централизованного водозабора,  предназначенного для обеспечения населения питьевыми водами, а грунтовых вод до глубины 20 метров или недостаточно, или требуется их дополнительная подготовка и (или) очистка?
Кроме того,  в проекте закона «Об изменении кодексов» отсутствуют переходные положения. Что делать с теми скважинами, которые уже пробурены землепользователями и превышают по глубине 20 метров? Ведь если дословно читать закон, то разрешается эксплуатация скважин только глубиной до 20 метров.
Сергей Мамчик
0
02.08.2019
Замена в статье 23 Кодекса Республики Беларусь о недрах наименования песчано-гравийно-валунный материал на валунно-гравийно-песчаную смесь не в полной мере решает проблему точного наименования полезного ископаемого при утверждении его запасов.  Точное наименование подобного полезного ископаемого зависит от соотношения песка, гравия и валунов, которое может быть разным. Предлагается дать исчерпывающий перечень возможных вариантов указанной группы полезных ископаемых под общим наименованием валунно-гравийно-песчаная смесь.