Замена в статье 23 Кодекса Республики Беларусь о недрах наименования песчано-гравийно-валунный материал на валунно-гравийно-песчаную смесь не в полной мере решает проблему точного наименования полезного ископаемого при утверждении его запасов. Точное наименование подобного полезного ископаемого зависит от соотношения песка, гравия и валунов, которое может быть разным. Предлагается дать исчерпывающий перечень возможных вариантов указанной группы полезных ископаемых под общим наименованием валунно-гравийно-песчаная смесь.
02.08.2019 12:46:53
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Дополнение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 29 словами «, в том числе, связанного со строительством проектируемых буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод» не совсем корректно, поскольку проектирование предшествует строительству. Возможно разработчики имели в виду не проектируемые, а запроектированные скважины?
02.08.2019 12:47:50
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Предложение о дополнении статьи 29 Кодекса Республики Беларусь о недрах нормой, определяющей порядок продления срока пользования недрами для геологического изучения недр в границах предоставленного геологического отвода, не в полной мере продумано. Во-первых, геологическое изучение недр проводится не только на основании акта, удостоверяющего геологический отвод, но и на основании свидетельства о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, в отношении которого порядок продления в законопроекте не прописан. Во-вторых, сроки пользования недрами ограничиваются с целью стимулирования пользования недрами. Если недропользователь их нарушает, то должны быть объективные, не зависящие от недропользователя обстоятельства, которые могли быть причинами для этого нарушения. Предлагается установить критерии, когда продление сроков пользования недрами возможно, а также сделать оговорку, что продление возможно только один раз. Также не понятно, зачем вводить норму о продлении срока пользования недрами, если предлагаемый порядок продления идентичен порядку получения нового геологического отвода.
02.08.2019 13:00:25
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Предложение о вводе в статье 30 Кодекса Республики Беларусь о недрах запрета на территориях населенных пунктов пользования недрами, связанное с добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, не корректно, поскольку из такой формулировки, вытекает запрет на бурение и эксплуатацию скважин для добычи подземных вод для обеспечения населенных пунктов водами хозяйственно-питьевого назначения из подземных источников.
02.08.2019 13:10:03
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Предлагаемое дополнение Кодекса Республики Беларусь о недрах статьей об урегулировании вопроса передачи месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин в пробную эксплуатацию отражает сложившуюся в республике практику передачи выявленных Государственным предприятием «НПЦ по геологии» вновь открытых залежей РУП «ПО «Беларусьнефть», а точнее продуктивных скважин для проведения дальнейших геологоразведочных работ и эксплуатации. При этом следует отметить, что ранее РУП «Белгеология», правоприемником которого является Государственное предприятие «НПЦ по геологии», самостоятельно осуществляло пробную эксплуатацию. Пробная эксплуатация месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин это не самостоятельный вид деятельности, а один из методов определения технологических параметров разработки месторождения (залежи) в ходе его геологического изучения – разведки. Кроме того, пробная эксплуатация позволяет решать и другие задачи на этапе разведки месторождения, перечисленные в пункте 1 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь о недрах. На основании изложенного следует либо изменить наименование процедуры (передача не в пробную эксплуатацию, а для дальнейшего геологического изучения недр и разработки месторождения (залежи), предусмотрев одновременно необходимость получения геологического и (или) горного отвода, либо дополнительно урегулировать порядок дальнейшего геологического изучения с определением обязанностей по представлению геологической информации для ее государственной экспертизы после завершения разведочных работ. Кроме того, следует откорректировать текст предлагаемой статьи. Например, по тексту статьи некорректно используется сочетание «недропользователь, осуществивший геологическое изучение недр». Но ведь процесс геологического изучения недр при передаче еще не завершен. Недропользователь, о котором упоминается в статье – это организация, которая выявила месторождение (залежь) и выполнила в соответствии с утвержденной стадийностью этап поисково-оценочных работ, за которым следует разведка.
02.08.2019 13:17:34
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Проектом закона «Об изменении кодексов» вносятся ряд уточняющих изменений в порядок проведения государственной экспертизы геологической информации, установленный статьей 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Вместе с тем, несмотря на довольно продолжительную процедуру, включающую несколько этапов: рассмотрение материалов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, работу экспертов, подготовку заключения, проведение заседания РКЗ, утверждение заключения, подготовку Минприроды приказа об утверждении запасов полезных ископаемых, проектом закона не вносится никаких упрощений. А ведь по факту промежуток времени от сдачи материалов на экспертизу до утверждения запасов полезного ископаемого приказом Минприроды проходит от 2 месяцев и более. С целью упрощения процедуры проведения государственной экспертизы геологической информации представляется возможным исключить подготовку Минприроды приказа об утверждении запасов, поскольку заключение РКЗ содержит исчерпывающий объем информации, а приказ Минприроды по сути ее дублирует. Представляется целесообразным разработать и утвердить единую форму заключения и требования к его содержанию, а Минприроды уполномочить на утверждение этого заключения. Кроме того, в пункте 4 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах указывается, что государственная экспертиза геологической информации проводится Республиканской комиссией по запасам полезных ископаемых. Это не совсем верно, поскольку экспертиза включает несколько этапов. Основной объем работы приходится на изучение материалов и подготовку экспертных заключений независимыми специалистами – экспертами, а функции РКЗ сводятся к заслушиванию представителей организации, осуществившей геологическое изучение недр, ознакомлению с заключениями экспертов и принятие итогового заключения государственной экспертизы геологической информации. Также неясно, почему работники организации Минприроды, уполномоченной на организацию проведения экспертизы, запрещается выступать в качестве экспертов? Может в будущем будет оптимальным не привлекать экспертов со стороны, которые в большинстве случаев оказываются пенсионерами, а набрать в штат уполномоченной организации специалистов для выполнения этих работ.
02.08.2019 16:24:44
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Исключение организаций, добывающих жидкие и газообразные углеводороды, из числа недропользователей, которые обязаны разрабатывать и представлять на согласование ежегодный план горных работ, учитывая, что единственным таким недропользователем на территории Республики Беларусь является государственная организация – РУП «ПО «Белоруснефть», имеющая один из самых высоких высокий коэффициентов извлечения углеводородов и огромный опыт проведения геологоразведочных и добычных работ, на первый взгляд выглядит вполне оправдано. Вместе с тем, ряд перспективных участков и месторождения углеводородов предлагается для передачи в концессию. То есть, в ближайшем будущем появятся иные недропользователи. Соответственно, представляется целесообразным сохранить требования о разработке и согласовании ежегодных планов развития горных работ в отношении месторождений углеводородов, упорядочив требования к ним на основании опыта соседних государств. Так в Российской Федерации Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 814. Требования к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 сентября 2017 г. № 401. При этом, в Российской Федерации, в отличие от Республики Беларусь, действует Комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию, которая осуществляет согласование проектов пробной эксплуатации, технологических схем опытно-промышленной разработки, технологических схем разработки, технологических проектов разработки месторождений углеводородов, а также изменений, вносимых в них.
02.08.2019 16:38:16
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Дополнение пункта 4 статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах положением о том, что эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод в иных целях, кроме централизованной системы питьевого водоснабжения, осуществляется без утверждения запасов пресных подземных вод, целесообразно уточнить в части ограничения величины водоотбора, при котором утверждение запасов не обязательно. Исходя из предлагаемой редакции без утверждения запасов могут добываться подземные воды технического назначения для крупных промышленных предприятий и производств. При этом на водоносный горизонт может оказываться значительное влияние вплоть до истощения запасов. Кроме того, нуждается в корректировке первая часть пункта 4 статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Согласно действующей редакции утверждение о том, что эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод для централизованной системы питьевого водоснабжения и минеральных подземных вод, осуществляется только при наличии утвержденных запасов подземных вод, трактуется как разрешение не утверждать запасы по одиночным скважинам для добычи пресных подземных вод. При этом, исключения в части отсутствия требования по утверждению запасов для отдельных категорий скважин целесообразно увязывать с величиной водоотбора, как это регламентируется в Российской Федерации. Во избежание противоречия с требованиями статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах целесообразно дополнить пункт 1 этой статьи ссылкой о том, что государственная экспертиза геологической информации в отношении подземных вод проводится с учётом требований статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах.
02.08.2019 16:45:15
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
Предлагаемая редакция пункта 3 статьи 77 Кодекса Республики Беларусь о недрах в части изменения формулировок не несёт принципиально ничего нового. В то же время, согласно новой редакции существенно сокращается перечень объектов, подлежащих учёту в Государственном кадастре недр. В первую очередь, предлагается исключить проявления общераспространенных полезных ископаемых. С этим нельзя согласиться, поскольку проявления общераспространенных полезных ископаемых являются результатом регионального геологического изучения недр, в том числе на проводимых в настоящее время геолого-съемочных работ в районе Гомеля и Добруша, и основой для планирования поисково-оценочных работ. При проведении в 2011-2015 годах геологической съёмки в районе строящейся атомной электростанции были выявлены новые площади для проведения дальнейших геологоразведочных работ на пески и песчано-гравийные смеси. Следует также отметить, что учёт прогнозных площадей, перспективных на выявление общераспространенных полезных ископаемых осуществляется территориальными фондами даже в такой богатейшей минеральным сырьем стране, как Российская Федерация. Кроме того, исключаются проявления углеводородов. Также как, не предусматривается ведение учета перспективных нефтегазоносных структур и площадей. Если таковых нет в кадастре, как тогда они появляются в Перечне объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утверждаемым Указом Президента Республики Беларусь? И зачем в государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016-2020 годы была поставлена задача по приросту ресурсов нефти категории D0? Предыдущая редакция пункта позволяла организовать учёт перспективных площадей на углеводороды. Можно было только ограничиться уточнением нормы, дав соответствующее определение перспективной структуры (площади) на углеводородное сырье. В Российской Федерации этот вопрос давно рассмотрен. Приказом Минприроды РФ от 07.12.2015 № 526 определен новый порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, согласно которому учёту подлежат перспективные структуры и объекты на углеводородное сырье. В 2019 г. в Росгеолфонде разработаны макет паспорта на перспективные структуры и объекты по углеводородному сырью и методическое руководство по составлению этого паспорта, ведётся разработка программных средств для ведения электронной базы данных паспортов.
02.08.2019 18:13:56
Сергей Мамчик
Пользователь
НОВИЧОК
0
20.0
0
В соответствии с проектом закона «Об изменении кодексов» предлагается ряд уточняющих изменений и дополнений с учётом практики применения по вопросам регулирования проведения геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых исходя из проблемных вопросов, с которыми непосредственно сталкивались разработчики указанного проекта закона. Вместе с тем не нашли урегулирования в Кодексе Республики Беларусь о недрах и другие вопросы: 1. Доразведка месторождения на глубину и на флангах месторождения – в настоящее время организации с целью продления срока эксплуатации горного предприятия проводят геологическое изучение недр на прилегающих к горному отводу участках, классифицируя эти работы как доразведку месторождения на глубину и на флангах разведанного и разрабатываемого месторождения. Вместе с тем в подпункте 5.3 пункта 5 статьи 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах эти случаи не предусмотрены. 2. Регулирование пробной эксплуатации залежей твердых полезных ископаемых на этапе разведки месторождений – при предоставлении геологических отводов для проведения поисков и разведки янтаря, местные органы власти и природоохранные службы столкнулись с рядом неурегулированных вопросов, в том числе проведения пробной эксплуатации на землях сельскохозяйственного назначения, состава проектной документации, проведения ее экологической и геологической экспертиз. 3. Уточнение перечня маркшейдерской документации, которую согласно пункту 3 статьи 60 обязаны вести недропользователи – в указанном перечне нет ни одного маркшейдерского документа, который по факту составляет маркшейдерской служба горнодобывающего предприя. 4. Учет особенностей геологического изучения недр в отношении месторождений углеводородов и подземных вод при определении стадийности геологического изучения недр в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах. 5. Возможность совмещения отдельных стадий в одном проекте по геологическому изучению недр – на практике геологи для ускорения проведения работ по оценке и разведке месторождений отдельных видов полезных ископаемых проводят их рамках одного проекта, вместе с тем согласно определенной в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах стадийности, такая возможность не предусмотрена. 6. Экспертиза геологической информации по результатам регионального изучения недр, а также поисков и оценки полезных ископаемых. – В настоящее время вопрос о том, кто должен рассматривать результаты указанных видов работ, их соответствие техническим требованиям и проектной документации никак не урегулирован. В Российской Федерации результаты регионального изучения недр рассматриваются на Научно-техническом совете по картированию при Всероссийском геологическом институте им. А.П.Карпинского. 7. Порядок передачи месторождения при смене права пользования недрами (смене недропользователя). 8. Урегулирование вопроса необходимости проведения торгов на предоставление горного отвода. – В соответствии с пунктом статьи 33 Кодекса Республики Беларусь о недрах в случае, если на горный отвод претендуют два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя, решение о предоставлении горного отвода принимается по результатам проводимых торгов. Следует отметить, что указанная норма не работает. В республике торги на право предоставления горного отвода не проводятся. Кроме того, исходя из процедуры предоставления горного отвода зафиксировать факт того, что на горный отвод претендуют два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя не представляется возможным. Возможны варианты урегулирования этого вопроса несколькими способами: 1) ввести обязательность торгов по инициативе местных органов власти или при обращении недропользователя; 2) предусмотреть информирование общественности о том, что поступили документы на предоставление горного отвода и установить срок до которого может быть подана заявка от другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, если поступит хотя бы одна дополнительная заявка, то следует проводить торги; 3) отказаться от предоставления горных отводов на основании торгов и осуществлять предоставление горного отвода по принципу «кто первый обратился, тот и получил». 9. Устранение несогласованности по вопросу проведения экономической оценки месторождений полезных ископаемых. Так в соответствии со статьей 49 Кодекса Республики Беларусь о недрах разработка кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, работы по геолого-экономической оценке месторождения и обеспечению его комплексной разработки перечисленных как отдельные виды работ по геологическому изучению недр. В статье 51 Кодекса Республики Беларусь о недрах указывается, что при геологическом изучении недр проводятся геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождения. В статье 53 этого законодательного акта в составе документов для получения статуса первооткрывателей месторождения предоставляют: копию документа о геолого-экономической и стоимостной оценках месторождения; технико-экономическое обоснование разработки месторождения. При этом ни стоимостная оценка месторождения, ни технико-экономическое обоснование разработки месторождения не упоминаются в статье 49 Кодекса Республики Беларусь о недрах. По факту же в ходе работ по геологическому изучению недр составляется не технико-экономическое обоснование разработки месторождения, а технико-экономическое обоснование разведочных кондиций полезных ископаемых и то не во всех случаях. Для средних и малых по величине запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых, ТЭО кондиций не разрабатывается, хотя никаких исключений в Кодексе Республики Беларусь о недрах не предусмотрено. Согласно статье 47 Кодекса Республики Беларусь о недрах разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр разрабатываются по результатам разных стадий разведки полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и геолого-экономической оценки месторождения. В то же время постоянные разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр согласно этой же статье разрабатываются в целях геолого-экономической и стоимостной оценок месторождения для принятия решения о целесообразности его разработки. Эксплуатационные кондиции полезных ископаемых применяются для проведения геолого-экономической и стоимостной оценок месторождения. При этом, согласно статье 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах и технико-экономические обоснования кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, и материалы по геолого-экономической оценке месторождения подлежат государственной экспертизе геологической информации. Что первично, что вторично — не ясно. Согласно статье 51 Кодекса Республики Беларусь о недрах геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождения проводятся при геологическом изучении недр и постановке на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в целях определения промышленной ценности месторождения и наиболее эффективных и безопасных способов его разработки. По факту со времени установления этой нормы ни одного случая стоимостной оценки не зафиксировано. 10. Устранение несогласованности по вопросам передачи месторождений в разработку. Во-первых, согласно статье 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах передаче в разработку подлежат месторождения, запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по которым утверждены и которые признаны подготовленными для разработки. В тоже время, как правило, передается не все месторождение, а его часть. О возможности признания подготовленной к промышленному освоению только части месторождения указано в статье 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Но в статье 52 этого законодательного акта речь о идёт обо всем месторождении. Что делать с ликвидацией и передачей скважин, керном скважин, которые находятся за пределом горного отвода? Во-вторых, требования, изложенные в пункте 2 статьи 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах, определены как требования по подготовленности разведанного месторождения для разработки. Это не совсем удачно, поскольку согласно статье 50 этого законодательного акта в протоколе государственной экспертизы геологической информации должны содержаться заключения о степени подготовленности месторождения (его части) для разработки. Таким образом, и в статье 50, и в статье 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах речь идет об определении подготовленности месторождения к разработке. Разница только в том, что в статье 52 говорится про разведанное месторождение, в пункте 7 статьи 50 – просто про месторождение. Но согласно пункту 2 статьи 50 для проведения государственной экспертизы представляются материалы подсчета запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по разведанному месторождению. Кроме того согласно пункту 5 статьи 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах подготовка месторождения для разработки вместе с разведкой месторождения составляют единый этап геологического изучения недр. Согласно этому же пункту детальная разведка проводится в целях подготовки месторождения для разработки. Согласно пункту 1 статьи 65 Кодекса Республики Беларусь о недрах одним из требований по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке. То есть, выходит, что подготовка месторождения к разработке также включает проведение горных работ? Таким образом, что представляет собой подготовка месторождения к разработке ни в статье 46, ни в других статьях Кодекса Республики Беларусь о недрах не раскрыто. 11. Устранение несогласованности по вопросу проведения геологического изучения недр в пределах горного отвода – согласно статье 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах недропользователи имеют право проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленных им горных отводов. Но согласно статье 45 Кодекса Республики Беларусь о недрах для геологического изучения недр, за исключением проведения эксплуатационной разведки в границах предоставленного горного отвода, необходимо наличие у недропользователя акта, удостоверяющего геологический отвод. Вместе с тем недропользователи, на основании акта о предоставлении пределах горного отвода, руководствуясь статьей 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах, проявляют заинтересованность в проведении доразведки и других видов геологического изучения недр. Предлагается в статье 14 четко конкретизировать те виды геологического изучения недр, которые вправе проводить недропользователи в пределах горного отвода. 12. Комплектование государственного геологического фонда материалами геологического изучения недр, выполненного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь за рубежом.
[ Закрыто ] Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов»
Общественное обсуждение
21Пользователь
НОВИЧОК02.08.2019 12:46:53
Пользователь
НОВИЧОК02.08.2019 12:47:50
Пользователь
НОВИЧОКВо-первых, геологическое изучение недр проводится не только на основании акта, удостоверяющего геологический отвод, но и на основании свидетельства о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, в отношении которого порядок продления в законопроекте не прописан.
Во-вторых, сроки пользования недрами ограничиваются с целью стимулирования пользования недрами. Если недропользователь их нарушает, то должны быть объективные, не зависящие от недропользователя обстоятельства, которые могли быть причинами для этого нарушения. Предлагается установить критерии, когда продление сроков пользования недрами возможно, а также сделать оговорку, что продление возможно только один раз.
Также не понятно, зачем вводить норму о продлении срока пользования недрами, если предлагаемый порядок продления идентичен порядку получения нового геологического отвода.
02.08.2019 13:00:25
Пользователь
НОВИЧОК02.08.2019 13:10:03
Пользователь
НОВИЧОКПробная эксплуатация месторождений углеводородов или отдельных буровых скважин это не самостоятельный вид деятельности, а один из методов определения технологических параметров разработки месторождения (залежи) в ходе его геологического изучения – разведки. Кроме того, пробная эксплуатация позволяет решать и другие задачи на этапе разведки месторождения, перечисленные в пункте 1 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь о недрах.
На основании изложенного следует либо изменить наименование процедуры (передача не в пробную эксплуатацию, а для дальнейшего геологического изучения недр и разработки месторождения (залежи), предусмотрев одновременно необходимость получения геологического и (или) горного отвода, либо дополнительно урегулировать порядок дальнейшего геологического изучения с определением обязанностей по представлению геологической информации для ее государственной экспертизы после завершения разведочных работ.
Кроме того, следует откорректировать текст предлагаемой статьи. Например, по тексту статьи некорректно используется сочетание «недропользователь, осуществивший геологическое изучение недр». Но ведь процесс геологического изучения недр при передаче еще не завершен. Недропользователь, о котором упоминается в статье – это организация, которая выявила месторождение (залежь) и выполнила в соответствии с утвержденной стадийностью этап поисково-оценочных работ, за которым следует разведка.
02.08.2019 13:17:34
Пользователь
НОВИЧОКС целью упрощения процедуры проведения государственной экспертизы геологической информации представляется возможным исключить подготовку Минприроды приказа об утверждении запасов, поскольку заключение РКЗ содержит исчерпывающий объем информации, а приказ Минприроды по сути ее дублирует. Представляется целесообразным разработать и утвердить единую форму заключения и требования к его содержанию, а Минприроды уполномочить на утверждение этого заключения.
Кроме того, в пункте 4 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах указывается, что государственная экспертиза геологической информации проводится Республиканской комиссией по запасам полезных ископаемых. Это не совсем верно, поскольку экспертиза включает несколько этапов. Основной объем работы приходится на изучение материалов и подготовку экспертных заключений независимыми специалистами – экспертами, а функции РКЗ сводятся к заслушиванию представителей организации, осуществившей геологическое изучение недр, ознакомлению с заключениями экспертов и принятие итогового заключения государственной экспертизы геологической информации.
Также неясно, почему работники организации Минприроды, уполномоченной на организацию проведения экспертизы, запрещается выступать в качестве экспертов? Может в будущем будет оптимальным не привлекать экспертов со стороны, которые в большинстве случаев оказываются пенсионерами, а набрать в штат уполномоченной организации специалистов для выполнения этих работ.
02.08.2019 16:24:44
Пользователь
НОВИЧОКВместе с тем, ряд перспективных участков и месторождения углеводородов предлагается для передачи в концессию. То есть, в ближайшем будущем появятся иные недропользователи. Соответственно, представляется целесообразным сохранить требования о разработке и согласовании ежегодных планов развития горных работ в отношении месторождений углеводородов, упорядочив требования к ним на основании опыта соседних государств.
Так в Российской Федерации Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 814. Требования к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 сентября 2017 г. № 401.
При этом, в Российской Федерации, в отличие от Республики Беларусь, действует Комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию, которая осуществляет согласование проектов пробной эксплуатации, технологических схем опытно-промышленной разработки, технологических схем разработки, технологических проектов разработки месторождений углеводородов, а также изменений, вносимых в них.
02.08.2019 16:38:16
Пользователь
НОВИЧОККроме того, нуждается в корректировке первая часть пункта 4 статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Согласно действующей редакции утверждение о том, что эксплуатация буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для добычи пресных подземных вод для централизованной системы питьевого водоснабжения и минеральных подземных вод, осуществляется только при наличии утвержденных запасов подземных вод, трактуется как разрешение не утверждать запасы по одиночным скважинам для добычи пресных подземных вод. При этом, исключения в части отсутствия требования по утверждению запасов для отдельных категорий скважин целесообразно увязывать с величиной водоотбора, как это регламентируется в Российской Федерации.
Во избежание противоречия с требованиями статьи 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах целесообразно дополнить пункт 1 этой статьи ссылкой о том, что государственная экспертиза геологической информации в отношении подземных вод проводится с учётом требований статьи 58 Кодекса Республики Беларусь о недрах.
02.08.2019 16:45:15
Пользователь
НОВИЧОКВ первую очередь, предлагается исключить проявления общераспространенных полезных ископаемых. С этим нельзя согласиться, поскольку проявления общераспространенных полезных ископаемых являются результатом регионального геологического изучения недр, в том числе на проводимых в настоящее время геолого-съемочных работ в районе Гомеля и Добруша, и основой для планирования поисково-оценочных работ. При проведении в 2011-2015 годах геологической съёмки в районе строящейся атомной электростанции были выявлены новые площади для проведения дальнейших геологоразведочных работ на пески и песчано-гравийные смеси. Следует также отметить, что учёт прогнозных площадей, перспективных на выявление общераспространенных полезных ископаемых осуществляется территориальными фондами даже в такой богатейшей минеральным сырьем стране, как Российская Федерация.
Кроме того, исключаются проявления углеводородов. Также как, не предусматривается ведение учета перспективных нефтегазоносных структур и площадей. Если таковых нет в кадастре, как тогда они появляются в Перечне объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утверждаемым Указом Президента Республики Беларусь? И зачем в государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016-2020 годы была поставлена задача по приросту ресурсов нефти категории D0? Предыдущая редакция пункта позволяла организовать учёт перспективных площадей на углеводороды. Можно было только ограничиться уточнением нормы, дав соответствующее определение перспективной структуры (площади) на углеводородное сырье.
В Российской Федерации этот вопрос давно рассмотрен. Приказом Минприроды РФ от 07.12.2015 № 526 определен новый порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, согласно которому учёту подлежат перспективные структуры и объекты на углеводородное сырье. В 2019 г. в Росгеолфонде разработаны макет паспорта на перспективные структуры и объекты по углеводородному сырью и методическое руководство по составлению этого паспорта, ведётся разработка программных средств для ведения электронной базы данных паспортов.
02.08.2019 18:13:56
Пользователь
НОВИЧОК1. Доразведка месторождения на глубину и на флангах месторождения – в настоящее время организации с целью продления срока эксплуатации горного предприятия проводят геологическое изучение недр на прилегающих к горному отводу участках, классифицируя эти работы как доразведку месторождения на глубину и на флангах разведанного и разрабатываемого месторождения. Вместе с тем в подпункте 5.3 пункта 5 статьи 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах эти случаи не предусмотрены.
2. Регулирование пробной эксплуатации залежей твердых полезных ископаемых на этапе разведки месторождений – при предоставлении геологических отводов для проведения поисков и разведки янтаря, местные органы власти и природоохранные службы столкнулись с рядом неурегулированных вопросов, в том числе проведения пробной эксплуатации на землях сельскохозяйственного назначения, состава проектной документации, проведения ее экологической и геологической экспертиз.
3. Уточнение перечня маркшейдерской документации, которую согласно пункту 3 статьи 60 обязаны вести недропользователи – в указанном перечне нет ни одного маркшейдерского документа, который по факту составляет маркшейдерской служба горнодобывающего предприя.
4. Учет особенностей геологического изучения недр в отношении месторождений углеводородов и подземных вод при определении стадийности геологического изучения недр в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах.
5. Возможность совмещения отдельных стадий в одном проекте по геологическому изучению недр – на практике геологи для ускорения проведения работ по оценке и разведке месторождений отдельных видов полезных ископаемых проводят их рамках одного проекта, вместе с тем согласно определенной в статье 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах стадийности, такая возможность не предусмотрена.
6. Экспертиза геологической информации по результатам регионального изучения недр, а также поисков и оценки полезных ископаемых. – В настоящее время вопрос о том, кто должен рассматривать результаты указанных видов работ, их соответствие техническим требованиям и проектной документации никак не урегулирован. В Российской Федерации результаты регионального изучения недр рассматриваются на Научно-техническом совете по картированию при Всероссийском геологическом институте им. А.П.Карпинского.
7. Порядок передачи месторождения при смене права пользования недрами (смене недропользователя).
8. Урегулирование вопроса необходимости проведения торгов на предоставление горного отвода. – В соответствии с пунктом статьи 33 Кодекса Республики Беларусь о недрах в случае, если на горный отвод претендуют два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя, решение о предоставлении горного отвода принимается по результатам проводимых торгов. Следует отметить, что указанная норма не работает. В республике торги на право предоставления горного отвода не проводятся. Кроме того, исходя из процедуры предоставления горного отвода зафиксировать факт того, что на горный отвод претендуют два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя не представляется возможным.
Возможны варианты урегулирования этого вопроса несколькими способами: 1) ввести обязательность торгов по инициативе местных органов власти или при обращении недропользователя; 2) предусмотреть информирование общественности о том, что поступили документы на предоставление горного отвода и установить срок до которого может быть подана заявка от другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, если поступит хотя бы одна дополнительная заявка, то следует проводить торги; 3) отказаться от предоставления горных отводов на основании торгов и осуществлять предоставление горного отвода по принципу «кто первый обратился, тот и получил».
9. Устранение несогласованности по вопросу проведения экономической оценки месторождений полезных ископаемых.
Так в соответствии со статьей 49 Кодекса Республики Беларусь о недрах разработка кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, работы по геолого-экономической оценке месторождения и обеспечению его комплексной разработки перечисленных как отдельные виды работ по геологическому изучению недр. В статье 51 Кодекса Республики Беларусь о недрах указывается, что при геологическом изучении недр проводятся геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождения. В статье 53 этого законодательного акта в составе документов для получения статуса первооткрывателей месторождения предоставляют: копию документа о геолого-экономической и стоимостной оценках месторождения; технико-экономическое обоснование разработки месторождения. При этом ни стоимостная оценка месторождения, ни технико-экономическое обоснование разработки месторождения не упоминаются в статье 49 Кодекса Республики Беларусь о недрах. По факту же в ходе работ по геологическому изучению недр составляется не технико-экономическое обоснование разработки месторождения, а технико-экономическое обоснование разведочных кондиций полезных ископаемых и то не во всех случаях. Для средних и малых по величине запасов месторождений общераспространенных полезных ископаемых, ТЭО кондиций не разрабатывается, хотя никаких исключений в Кодексе Республики Беларусь о недрах не предусмотрено.
Согласно статье 47 Кодекса Республики Беларусь о недрах разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр разрабатываются по результатам разных стадий разведки полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и геолого-экономической оценки месторождения. В то же время постоянные разведочные кондиции полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр согласно этой же статье разрабатываются в целях геолого-экономической и стоимостной оценок месторождения для принятия решения о целесообразности его разработки. Эксплуатационные кондиции полезных ископаемых применяются для проведения геолого-экономической и стоимостной оценок месторождения. При этом, согласно статье 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах и технико-экономические обоснования кондиций полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр, и материалы по геолого-экономической оценке месторождения подлежат государственной экспертизе геологической информации. Что первично, что вторично — не ясно.
Согласно статье 51 Кодекса Республики Беларусь о недрах геолого-экономическая и стоимостная оценки месторождения проводятся при геологическом изучении недр и постановке на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр в целях определения промышленной ценности месторождения и наиболее эффективных и безопасных способов его разработки. По факту со времени установления этой нормы ни одного случая стоимостной оценки не зафиксировано.
10. Устранение несогласованности по вопросам передачи месторождений в разработку.
Во-первых, согласно статье 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах передаче в разработку подлежат месторождения, запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по которым утверждены и которые признаны подготовленными для разработки. В тоже время, как правило, передается не все месторождение, а его часть. О возможности признания подготовленной к промышленному освоению только части месторождения указано в статье 50 Кодекса Республики Беларусь о недрах. Но в статье 52 этого законодательного акта речь о идёт обо всем месторождении. Что делать с ликвидацией и передачей скважин, керном скважин, которые находятся за пределом горного отвода?
Во-вторых, требования, изложенные в пункте 2 статьи 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах, определены как требования по подготовленности разведанного месторождения для разработки. Это не совсем удачно, поскольку согласно статье 50 этого законодательного акта в протоколе государственной экспертизы геологической информации должны содержаться заключения о степени подготовленности месторождения (его части) для разработки. Таким образом, и в статье 50, и в статье 52 Кодекса Республики Беларусь о недрах речь идет об определении подготовленности месторождения к разработке. Разница только в том, что в статье 52 говорится про разведанное месторождение, в пункте 7 статьи 50 – просто про месторождение. Но согласно пункту 2 статьи 50 для проведения государственной экспертизы представляются материалы подсчета запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр по разведанному месторождению.
Кроме того согласно пункту 5 статьи 46 Кодекса Республики Беларусь о недрах подготовка месторождения для разработки вместе с разведкой месторождения составляют единый этап геологического изучения недр. Согласно этому же пункту детальная разведка проводится в целях подготовки месторождения для разработки. Согласно пункту 1 статьи 65 Кодекса Республики Беларусь о недрах одним из требований по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке. То есть, выходит, что подготовка месторождения к разработке также включает проведение горных работ? Таким образом, что представляет собой подготовка месторождения к разработке ни в статье 46, ни в других статьях Кодекса Республики Беларусь о недрах не раскрыто.
11. Устранение несогласованности по вопросу проведения геологического изучения недр в пределах горного отвода – согласно статье 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах недропользователи имеют право проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленных им горных отводов. Но согласно статье 45 Кодекса Республики Беларусь о недрах для геологического изучения недр, за исключением проведения эксплуатационной разведки в границах предоставленного горного отвода, необходимо наличие у недропользователя акта, удостоверяющего геологический отвод. Вместе с тем недропользователи, на основании акта о предоставлении пределах горного отвода, руководствуясь статьей 14 Кодекса Республики Беларусь о недрах, проявляют заинтересованность в проведении доразведки и других видов геологического изучения недр. Предлагается в статье 14 четко конкретизировать те виды геологического изучения недр, которые вправе проводить недропользователи в пределах горного отвода.
12. Комплектование государственного геологического фонда материалами геологического изучения недр, выполненного юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь за рубежом.
02.08.2019 18:45:18
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться