[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах аттестации и переаттестации физических лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)»
Дзяржаўнымі мовамі ў Рэспубліцы Беларусь з’яўляюцца беларуская і руская мовы (артыкул 17 Канстытуцыі). У артыкуле 2 Закона «Аб мовах у Рэспубліцы Беларусь» (далей – Закон) указана, што Рэспубліка Беларусь забяспечвае ўсебаковае развіццё і функцыянаванне беларускай і рускай моў ва ўсіх сферах грамадскага жыцця. Грамадзянам Рэспублікі Беларусь гарантуецца права звяртацца ў дзяржаўныя органы, органы мясцовага кіравання і самакіравання, на прадпрыемствы, ва ўстановы, арганізацыі і грамадскія аб’яднанні на беларускай, рускай або іншай прымальнай для бакоў мове (артыкул 3 Закона).
У адпаведнасці з артыкулам 5 Закона дзяржаўныя органы, органы мясцовага кіравання і самакіравання, прадпрыемствы, установы, арганізацыі і грамадскія аб’яднанні павінны прымаць і разглядаць дакументы, якія падаюцца грамадзянамі на беларускай, рускай мовах.
У прект неабходна дадаць формы дадаткаў 2,3,5 на беларускай мове.
16.09.2019 21:54:57
Ассоциация по антикризисному управлению и банкротс
Юрист
НОВИЧОК
0
1.2
0
Ассоциация по антикризисному управлению и банкротству выражает свое полное несогласие с предлагаемым Постановлением об аттестации по следующим основаниям.
1. Проект ужесточает требования, предъявляемые к претенденту – увеличиваются сроки необходимого опыта трудовой (предпринимательской) деятельности. Так для получения аттестата категории «А» требуется 5 и более лет (действующее постановление предусматривает 3 года). Для категории «В» - 5 лет (сейчас 3 года). Для категории «С» - опыт управляющего 5 лет или стаж работы руководителем 10 и более лет (сейчас только стаж работы руководителем и (или) управляющим 5 лет).
Необходимость повышения требований к претендентам у регулятора очевидно возникла после нарастающего в последние годы и недовольства кредиторами и государственными органами квалификацией управляющих. Однако, следует отметить, что ужесточением к требованиям к претендентам в части увеличения сроков стажа их трудовой деятельности вопрос не разрешится. Опыт деятельности управляющих – юридических лиц показывает, что не стаж трудовой деятельности влияет на квалификацию управляющего, а качество обучения по программе специальной подготовки управляющих. Многие предложения по повышению квалификации управляющих наша Ассоциация предлагала в процессе совместной работы с Департаментом над изменениями в постановление об аттестации. Большинство идей находили поддержку. Однако ни одно не попало в предлагаемый к общественному обсуждению проект.
2. Проект предусматривает проведение аттестации в два этапа – компьютерное тестирование и устный экзамен. Для того чтобы получить аттестат, необходимо получить положительный результат и по компьютерному тестированию, и по устному экзамену (в действующей редакции для получения категории «А» достаточно одного компьютерного тестирования, для получения «В» и «С» дополнительно надо пройти устное собеседование). В случае неполучения положительного результата по компьютерному тестированию или устному экзамену, кандидат направляется на повторное обучение. С таким подходом Ассоциация не согласна.
Существующий порядок прохождения обучения и сдачи экзаменов представляет собой первичное обучение по программе специальной подготовки управляющих (утвержденной департаментом) в учреждениях образования – как правило на базе ВУЗов Республики Беларусь. По окончании обучения слушатели сдают соответствующий экзамен. Подразумевается, что слушатели, успешно сдавшие такой экзамен, обладают всей полнотой знаний, необходимых антикризисному управляющему в соответствии с утвержденной программой.
Проект предлагает после сдачи экзамена на курсах пройти еще компьютерное тестирование и устный экзамен в департаменте (составленным по той же программе подготовки, утвержденной департаментом). Т.е. имеем тройной фильтр проверки одних и тех же знаний по одной и той же программе. При этом главный фильтр – последний – устный экзамен. Если не сдал его – отправляешься учиться с самого начала. Начиная с курсов. Но ведь они уже пройдены и успешно сданы экзамены по окончании. Более того – после этого успешно пройдено компьютерное тестирование в департаменте. Не сдан лишь устный экзамен. Зачем тогда обучение по программе в ВУЗах, зачем проведение компьютерного тестирования, может стоит оставить только устный экзамен?
Считаем, что с усложнением процедуры сдачи экзаменов на получение аттестата, квалифицированных кадров не добавится. Как отмечалось выше – для повышения квалификации управляющих необходимо менять систему подготовки управляющих – менять программу подготовки, подходы к выборам преподавателей, увеличивать сроки стажировки и пр. Оказание какой-либо помощи по этим вопросам постоянно предлагается нашей Ассоциацией.
3. Проект предусматривает прекращение аттестата, в случае если сумма баллов, которые управляющий наберёт за допущенные нарушения составит 400 и более. Т.е. вводится система баллов за допущенные управляющим нарушения. При этом прилагается перечень нарушений, который насчитывает 146 позиций. 20 нарушений из списка предусматривают прекращение действия аттестата сразу – т.е. за однократное нарушение (сейчас прекращение – за два административных правонарушения в течение календарного года или за однократное грубое - по работе с имуществом). Очевидно, введение такой системы преследуется регулятором для усиления контроля над деятельностью управляющего.
К сожалению, вынуждены констатировать, что не нарушая законодательство о банкротстве сегодня антикризисному управляющему работать невозможно. Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) сложное, иногда противоречивое – соблюдая одну норму – нарушаешь другую. На запросы по спорным вопросам государственные органы зачастую не дают прямых ответов, а порой дают противоречивые. Процедура банкротства по своей сути является конфликтной. Управляющий вынужден быть на острие борьбы интересов кредиторов, должника и трудового коллектива. У всех сторон интересы разные. Как правило метод влияния на управляющего – подача жалобы. Это особо остро проявляется при формировании реестра кредиторов, оспаривании управляющим различных сделок должника, попыток возврата имущества и пр. В подавляющем большинстве, по результатам рассмотрения жалобы, управляющего привлекают к административной ответственности. Зачастую нарушения носят формальный характер – например за несоблюдение управляющим сроков проведения различных процедур.
В последние годы в нашей стране по поручению Главы государства изменяется законодательство по ведению предпринимательской деятельности в сторону упрощения административных процедур и исключению какой-либо ответственности в случае не причинения имущественного ущерба. Такие тенденции предлагались и Ассоциацией в период совместной работы с департаментом по изменению порядка аттестации управляющих. Основной целью предложений было исключение возможности какого-либо давления на управляющего со стороны лиц участвующих в деле о банкротстве и способствованию максимально объективного выполнения обязанностей управляющего.
Однако, проект постановления об аттестации (в части введение бальной системы нарушений в той редакции, которая предлагается) не только не пытается устранить видимые проблемы ведения дел управляющим, но и способствует появлению еще больших возможностей для манипуляций в делах различным группам кредиторов. Наличие 146 возможных нарушений, по 20-ти из которых наступает одномоментное прекращение действия аттестата однозначно будет отрицательно сказываться на объективности ведения дела.
Наименование нарушений в большинстве своём носят размытый неконкретный характер. При введении такой системы одновременно необходимо вводить точные недвусмысленные разъяснения по каждому из 146 нарушений. Иначе как точно оценить «непринятие мер по организации хозяйственной (экономической) деятельности должника», «непринятие мер по защите имущества», «непринятие мер по защите прав и интересов коллектива работников должника». Оценка этих формулировок носит субъективный характер, по ним отсутствуют точные определения в законодательстве и при этом по этим нарушениям следует одномоментное прекращение действия аттестата.
Выводы.
Для объективного ведения дела управляющим, повышению эффективности контроля над деятельностью управляющего, необходимо реформирование законодательства о банкротстве в целом. Считаем, что принятие Закона о несостоятельности, проект которого внесен в Парламент, в значительной степени разрешит эти вопросы.
Без принятия новой редакции Закона о несостоятельности, принятие постановления об аттестации в предлагаемой к общественному обсуждению редакции считаем преждевременной.
Предлагаем вернуться к совместной работе над редакцией проекта постановления об аттестации. Для этого сформировать рабочую группу из представителей департамента, нашей ассоциации, иных заинтересованных лиц. Ассоциацией разработан проект постановления и мы готовы в любой момент предоставить его для обсуждения по существу.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах аттестации и переаттестации физических лиц в качестве временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)»
Общественное обсуждение
2Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 12 по 21 сентября 2019 г.
12.09.2019 06:58:56
Юрист
НОВИЧОКУ адпаведнасці з артыкулам 5 Закона дзяржаўныя органы, органы мясцовага кіравання і самакіравання, прадпрыемствы, установы, арганізацыі і грамадскія аб’яднанні павінны прымаць і разглядаць дакументы, якія падаюцца грамадзянамі на беларускай, рускай мовах.
У прект неабходна дадаць формы дадаткаў 2,3,5 на беларускай мове.
16.09.2019 21:54:57
Юрист
НОВИЧОК1.
Проект ужесточает требования, предъявляемые к претенденту – увеличиваются сроки необходимого опыта трудовой (предпринимательской) деятельности. Так для получения аттестата категории «А» требуется 5 и более лет (действующее постановление предусматривает 3 года). Для категории «В» - 5 лет (сейчас 3 года). Для категории «С» - опыт управляющего 5 лет или стаж работы руководителем 10 и более лет (сейчас только стаж работы руководителем и (или) управляющим 5 лет).
Необходимость повышения требований к претендентам у регулятора очевидно возникла после нарастающего в последние годы и недовольства кредиторами и государственными органами квалификацией управляющих. Однако, следует отметить, что ужесточением к требованиям к претендентам в части увеличения сроков стажа их трудовой деятельности вопрос не разрешится. Опыт деятельности управляющих – юридических лиц показывает, что не стаж трудовой деятельности влияет на квалификацию управляющего, а качество обучения по программе специальной подготовки управляющих. Многие предложения по повышению квалификации управляющих наша Ассоциация предлагала в процессе совместной работы с Департаментом над изменениями в постановление об аттестации. Большинство идей находили поддержку. Однако ни одно не попало в предлагаемый к общественному обсуждению проект.
2.
Проект предусматривает проведение аттестации в два этапа – компьютерное тестирование и устный экзамен. Для того чтобы получить аттестат, необходимо получить положительный результат и по компьютерному тестированию, и по устному экзамену (в действующей редакции для получения категории «А» достаточно одного компьютерного тестирования, для получения «В» и «С» дополнительно надо пройти устное собеседование). В случае неполучения положительного результата по компьютерному тестированию или устному экзамену, кандидат направляется на повторное обучение. С таким подходом Ассоциация не согласна.
Существующий порядок прохождения обучения и сдачи экзаменов представляет собой первичное обучение по программе специальной подготовки управляющих (утвержденной департаментом) в учреждениях образования – как правило на базе ВУЗов Республики Беларусь. По окончании обучения слушатели сдают соответствующий экзамен. Подразумевается, что слушатели, успешно сдавшие такой экзамен, обладают всей полнотой знаний, необходимых антикризисному управляющему в соответствии с утвержденной программой.
Проект предлагает после сдачи экзамена на курсах пройти еще компьютерное тестирование и устный экзамен в департаменте (составленным по той же программе подготовки, утвержденной департаментом). Т.е. имеем тройной фильтр проверки одних и тех же знаний по одной и той же программе. При этом главный фильтр – последний – устный экзамен. Если не сдал его – отправляешься учиться с самого начала. Начиная с курсов. Но ведь они уже пройдены и успешно сданы экзамены по окончании. Более того – после этого успешно пройдено компьютерное тестирование в департаменте. Не сдан лишь устный экзамен. Зачем тогда обучение по программе в ВУЗах, зачем проведение компьютерного тестирования, может стоит оставить только устный экзамен?
Считаем, что с усложнением процедуры сдачи экзаменов на получение аттестата, квалифицированных кадров не добавится. Как отмечалось выше – для повышения квалификации управляющих необходимо менять систему подготовки управляющих – менять программу подготовки, подходы к выборам преподавателей, увеличивать сроки стажировки и пр. Оказание какой-либо помощи по этим вопросам постоянно предлагается нашей Ассоциацией.
3.
Проект предусматривает прекращение аттестата, в случае если сумма баллов, которые управляющий наберёт за допущенные нарушения составит 400 и более. Т.е. вводится система баллов за допущенные управляющим нарушения. При этом прилагается перечень нарушений, который насчитывает 146 позиций. 20 нарушений из списка предусматривают прекращение действия аттестата сразу – т.е. за однократное нарушение (сейчас прекращение – за два административных правонарушения в течение календарного года или за однократное грубое - по работе с имуществом). Очевидно, введение такой системы преследуется регулятором для усиления контроля над деятельностью управляющего.
К сожалению, вынуждены констатировать, что не нарушая законодательство о банкротстве сегодня антикризисному управляющему работать невозможно. Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) сложное, иногда противоречивое – соблюдая одну норму – нарушаешь другую. На запросы по спорным вопросам государственные органы зачастую не дают прямых ответов, а порой дают противоречивые. Процедура банкротства по своей сути является конфликтной. Управляющий вынужден быть на острие борьбы интересов кредиторов, должника и трудового коллектива. У всех сторон интересы разные. Как правило метод влияния на управляющего – подача жалобы. Это особо остро проявляется при формировании реестра кредиторов, оспаривании управляющим различных сделок должника, попыток возврата имущества и пр. В подавляющем большинстве, по результатам рассмотрения жалобы, управляющего привлекают к административной ответственности. Зачастую нарушения носят формальный характер – например за несоблюдение управляющим сроков проведения различных процедур.
В последние годы в нашей стране по поручению Главы государства изменяется законодательство по ведению предпринимательской деятельности в сторону упрощения административных процедур и исключению какой-либо ответственности в случае не причинения имущественного ущерба. Такие тенденции предлагались и Ассоциацией в период совместной работы с департаментом по изменению порядка аттестации управляющих. Основной целью предложений было исключение возможности какого-либо давления на управляющего со стороны лиц участвующих в деле о банкротстве и способствованию максимально объективного выполнения обязанностей управляющего.
Однако, проект постановления об аттестации (в части введение бальной системы нарушений в той редакции, которая предлагается) не только не пытается устранить видимые проблемы ведения дел управляющим, но и способствует появлению еще больших возможностей для манипуляций в делах различным группам кредиторов. Наличие 146 возможных нарушений, по 20-ти из которых наступает одномоментное прекращение действия аттестата однозначно будет отрицательно сказываться на объективности ведения дела.
Наименование нарушений в большинстве своём носят размытый неконкретный характер. При введении такой системы одновременно необходимо вводить точные недвусмысленные разъяснения по каждому из 146 нарушений. Иначе как точно оценить «непринятие мер по организации хозяйственной (экономической) деятельности должника», «непринятие мер по защите имущества», «непринятие мер по защите прав и интересов коллектива работников должника». Оценка этих формулировок носит субъективный характер, по ним отсутствуют точные определения в законодательстве и при этом по этим нарушениям следует одномоментное прекращение действия аттестата.
Выводы.
Для объективного ведения дела управляющим, повышению эффективности контроля над деятельностью управляющего, необходимо реформирование законодательства о банкротстве в целом. Считаем, что принятие Закона о несостоятельности, проект которого внесен в Парламент, в значительной степени разрешит эти вопросы.
Без принятия новой редакции Закона о несостоятельности, принятие постановления об аттестации в предлагаемой к общественному обсуждению редакции считаем преждевременной.
Предлагаем вернуться к совместной работе над редакцией проекта постановления об аттестации. Для этого сформировать рабочую группу из представителей департамента, нашей ассоциации, иных заинтересованных лиц. Ассоциацией разработан проект постановления и мы готовы в любой момент предоставить его для обсуждения по существу.
20.09.2019 13:19:57
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться