П. 10.38 проекта постановления гласит: "Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз...средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей...". Такая формулировка ставит в один ряд запрещенные Стокгольмской конвенцией на глобальном уровне стойкие органические загрязнители (23 веществ) и средства защиты растений (СЗР), как правило, многокомпонентные препараты, которые согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О защите растений" от 18 июля 2016 г. № 398-З предназначены "для предотвращения появления, уничтожения или борьбы с вредителями, возбудителями болезней растений и (или) растительной продукции, нежелательными видами растений...". СЗР, как и лекарственные средства, являются наиболее "жестко" регулируемыми товарами и могут обращаться на рынке РБ после прохождения процедуры государственной регистрации, предусматривающей всестороннюю токсиколого-гигиеническую оценку. Подавляющее большинство СЗР относится к веществам 3-го класса опасности (умеренно опасные). Ввоз образцов СЗР для научных целей или регистрационных испытаний регулируется постановлением № 671 от 13.09.2018 СМ РБ и Законом "О защите растений", при этом для ввоза незарегистрированного препарата требуется разрешение Минсельхозпрода, процедура бесплатная и проводится в течение 5 дней. Ввоз аналитических стандартов действующих веществ осуществляется как ввоз стандартов химических веществ, каковыми они и являются. Следует учитывать, что в данном случае речь идет о милиграммах-граммах веществ, используемых в лабораторной практике. Риск для здоровья человека или окружающей среды в данном случае сопоставим с риском, который представляют лабораторные реактивы. У меня есть вопрос также относительно набора документов для получения разрешения. Среди них "копия документа о постановке на учет в налоговом органе". Большая часть регистрантов СЗР, обеспечивающих поставку образцов препаратов и действующих веществ для регистрационных испытаний, являются иностранными компаниями. Должны ли они предоставлять подобный документ и для чего?
С уважением
21.11.2019 08:58:00
Линия защиты
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.0
0
1. Пунктом 10 положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта («Приложение N 22 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30) предусмотрено, что заключение (разрешительный документ) на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта выдается уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства-члена. Исходя из такой формулировки следует, что выдача заключений возможна как уже действующим органом государства-члена, так и специально созданным для этой цели органом. Полагаем, что создание Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов обоснованности ввоза средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта является наиболее целесообразным, так как в ее деятельности смогут принять участие представители различных органов государственной власти, в том числе обладающие специальными знаниями в рассматриваемой сфере, а также чья деятельность в последующем будет непосредственно связана с реализацией принятого решения. В частности, на наш взгляд, в деятельности Межведомственной комиссии должны принимать участие представители: Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, поскольку при последующем использовании этих веществ присутствует риск причинения вреда здоровью человека или окружающей среды; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, поскольку оно отвечает за создание условий для увеличения ресурсов продукции сельского хозяйства, обеспечение внедрения достижений науки и техники в области сельского хозяйства; а также другие органы государственного управления с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. 2. Поскольку Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь разработан в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 года № 100 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», пункт 1 данного проекта постановления необходимо изложить в следующей редакции: «уполномочить Министерство здравоохранения на создание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта (далее – межведомственная комиссия).». Используемая в настоящее время формулировка «образцы для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта» не позволяет установить точную цель деятельности создаваемой комиссии. 3. В настоящее время в соответствии с частью 5 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. N 77-З «О карантине и защите растений» в Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа). В Республике Беларусь выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а выдача заключения (разрешительного документа) - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с указанными актами, а также в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений (пестицидов), включенных в раздел 2.2 Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (приложение № 7) осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в течение 10 дней бесплатно (п. 7.18-2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156). Полагаем, что такие условия о сроке и плате, взымаемой за осуществление административной процедуры, по аналогии можно было бы применить и в пункте 3.1. проекта постановления.
27.11.2019 17:17:34
Павел Юсупов
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
1
Ассоциация Европейского Бизнеса выражает свое несогласие с приведенным проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь. Следует отметить, что на данный момент большая часть ввоза СЗР приходится на иностранные компании, что затруднит для них оформление необходимых документов (истребование документов у налогового органа государства происхождения, пересылка, официальный перевод документов, заверение перевода и др.). Производители понесут большие временные и финансовые издержки, что негативно кажется на инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.
Те химические вещества, которые понимаются под СЗР в Положении о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта не являются СЗР. СЗР представляют собой многокомпонентный состав, в то время как эталонный стандарт является одиночным химическим веществом. Вещество в количестве от 1 до 10 мл (г) представляет незначительную угрозу, жизни и здоровью человека (условная капля бензина, пророненная водителем при заправке нанесет больше вреда).
Таким образом, отождествлять понятие СЗР с понятием эталонный стандарт не является верным. Также они не являются стойкими органическими загрязнителями. Введение общего регулирования создаст ситуацию применения законодательства, основанного ошибочных данных, что приведет к затруднению деятельности субъектов хозяйствования.
Ввоз именно СЗР в целях научных исследований уже урегулирован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671. В п. 4.2 обоснования необходимости принятия (издания) данного постановления, указывает на отсутствие в других государствах членах ЕАЭС регулирования данной сферы.
Согласно Ст. 12 Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О защите растений" от 18 июля 2016 г. № 398-З Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит единую государственную политику в области карантина и защиты растений.
Также, из формулировок состава документов, приведенных в проекте постановления, не ясна юридическая форма обоснования необходимости ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.
Введение указанной процедуры будет противоречить: Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2, «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», Указу Президента Республики Беларусь 15 декабря 2016 г. № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы», в частности положениям о Развитии экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства; будет осложнять претворение в жизнь проекта Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года, разрабатываемой Национальным агентством инвестиций и приватизации.
На данный момент Республика Беларусь Занимает 49 позицию в рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business rankings). Введение дополнительных административных процедур негативно скажется на простоте осуществления деловой активности, что повысит издержки производителей и снизит позиции в таком важном для инвесторов индексе. Руководствуясь вышесказанным, считаем важным указать на отсутствие необходимости внесения данной административной процедуры в законодательство.
27.11.2019 18:04:32
Команда юридического факультета БГУ "Тандем"
Юрист
НОВИЧОК
0
3.1
0
Ознакомившись с Проектом и Обоснованием необходимости его принятия выражаем следующее мнение.
В проекте указано, что Постановление разработано в целях выполнения международных обязательств Республики Беларусь и в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 года № 100 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение № 100).
Решением № 100 дополняется Решение № 30 Приложением N 22, которое содержит Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта (далее – Положение).
Положение устанавливает, что ввоз на таможенную территорию ЕАЭС данных средств осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выдаваемого уполномоченным органом государства-члена (п. 3, 10). Требования к такому разрешительному документу определены в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (далее – Решение № 45).
1. Обращаем внимание на изложение п. 2 Решения № 45: «установить, что заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, применяется в случаях, предусмотренных положениями о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывозе с таможенной территории Союза отдельных товаров (приложения N 3 - 12, 15 - 21 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30), включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)…».
Во-первых, Положение о рассматриваемых веществах содержится в Приложении N 22 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30. Во-вторых, средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта содержатся в Перечне товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС в Приложении N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (раздел 2.30 Перечня).
Так, Приложения N 2 и N 22 не входят в перечисленные в п. 2 Решения № 45 приложения, соответственно к рассматриваемым веществам такое заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит не применяется.
2. Ввоз средств защиты растений и образцов для научных исследований, в частности, порядок выдачи разрешительного документа уже урегулирован Положением о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671 (далее – Положение № 671).
Требования к перевозке и применению средств защиты растений установлены Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» (ст. 20, 22) (далее – Закон № 77-3). Они применяются также в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовым актом, составляющим право ЕАЭС (ч. 7 ст. 20 Закона № 77- 3) Допускается ввозить и применять в Беларуси только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Беларуси (далее –Госреестр).
Средства, не включенные в Госреестр, могут применяться для проведения научных исследований только на основании разрешения Минсельхозпрода (ч. 1, 3 ст. 22 Закона № 77-З).
Ввозить средства в Беларусь, если она является страной назначения с территории государства - члена ЕАЭС, которые не поименованы в Госреестре, также допускается на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минсельхозпродом в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (ч. 4 ст. 20 Закона № 77-З).
Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений из третьих государств осуществляется на основании: лицензии (выдается Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродом) либо заключения (разрешительного документа), которое выдается Минсельхозпродом (ч. 5 ст. 20 Закона № 77-З).
Порядок выдачи разрешений определен Положением № 671.
Согласно п. 2 Положения № 671, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель в целях проведения научных исследований для получения разрешения представляют в Минсельхозпрод заявление и оригинал либо заверенную копию документа, удостоверяющего качество и безопасность средств защиты растений, с переводом на русский язык, заверенным организацией, осуществившей перевод (п. 7.35 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156). Данная процедура бесплатная, проводится в течение 5 дней, разрешение действует в течение 1 года.
Административная процедура, предусмотренная в проекте более обременительная с точки зрения денежных и временных затрат. Предполагает также создание Межведомственной комиссии т.е. нового постоянно действующего органа по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба.
Считаем, что в этом нет необходимости, как и в дополнении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики от 28 октября 2011 г. № 1446, пунктом, наделяющим Минздрав полномочиями по выдаче такого рода разрешений, поскольку такими полномочиями уже наделен Минсельхозпрод и осуществляет их. Это привело бы к размыванию компетенции данных органов.
При этом, если брать во внимание существующие полномочия Минздрава по обеспечению контроля за химической продукцией, Минсельхозпрод вправе при необходимости запросить документы и сведения, связанные с обеспечением качества и безопасного применения средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр, от Минздрава в порядке ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур».
В разделе 7 Обоснования необходимости принятия проекта, касающегося прогноза последствий издания акта, в том числе его соответствия социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития указано, что принятие проекта не повлияет на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Создание Межведомственной комиссии не соотносится с данным утверждением. Это определенно заставит бюджет понести значительные расходы.
Отметим также п. 4.2. Обоснования проекта, касающегося актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения. В соответствии с ним, в иных государствах-членах ЕАЭС уполномоченный орган на выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, на законодательном уровне не определен.
3. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001 г. (п. 5 ст. 3) устанавливает, что пункты 1 и 2 (касаются принятия правовых и административных мер по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования) не применяются к объемам химических веществ, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.
Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта предусмотрено в п. 1, что эти средства ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС упакованными в герметически закрытые ампулы или склянки объемом от 1 до 10 мл (г) в количестве, необходимом для их использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, в том числе при проведении лабораторных исследований и контроля безопасности пищевых продуктов, воды, воздуха, проведении межлабораторных сличительных испытаний, разработке методик выполнения измерений, в рамках выполнения научно-исследовательских работ. Вещество в количестве от 1 до 10 мл (г) не представляет опасности для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
4. Введение описанной в проекте административной процедуры несет риск снижения объемов привлекаемых в Беларусь инвестиций, так как большинство субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) данных веществ являются иностранными резидентами, процедура требует определенных затрат. Иностранные компании могут построить маршрут ввоза (вывоза) данных веществ в обход Республики Беларусь.
27.11.2019 20:07:56
Команда ЮФ БГУ - "Авангард Фемиды"
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
0
1) Согласно п. 28 Постановления Совета Министров № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов», оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении проекта нормативного правового акта включает в себя введение новых административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В данном случает проект обсуждаемого Постановления направлен на усложнение существующей процедуры, что может иметь негативный эффект на инвестирование производителями экономики. 2) П. 10.38 проекта данного Постановления приравнивает средства защиты растений к другим стойким органическим загрязнителям. Что не совсем верно, так как cогласно Закону Республики Беларусь «О карантине и защите растений» от 25.12.2005 № 77-З, средства защиты растений - вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения, предназначенные для предотвращения появления, уничтожения или борьбы с вредителями, возбудителями болезней растений и (или) растительной продукции, нежелательными видами растений, предпосевной обработки семян, а также для использования в качестве регуляторов роста, дефолиантов, десикантов и фумигантов. Сфера средств защиты растений урегулирована в законодательстве. Так, ст. 6 Закона «О карантине и защите растений» предусматривает в качестве меры по защите растений государственную регистрацию средств защиты растений. Статья 20 Закона «О карантине и защите растений» уже устанавливает требования при ввозе в Республику Беларусь, вывозе, в том числе перемещение транзитом, средств защиты растений. Так, при перевозке и хранении средств защиты растений необходимо соблюдать установленные нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека и охрану окружающей среды от их вредного воздействия. Допускается ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, средств защиты растений, включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. При отсутствии средств защиты растений в Государственном реестре, их ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, с территории государства - члена Евразийского экономического союза допускается на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Это урегулировано Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 13.09.2018 № 671 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, а также применения таких средств защиты растений и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь». В Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа). В Республике Беларусь выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики, а выдача заключения (разрешительного документа) - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Таким образом, законодательно уже установлена процедура выдачи заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений. 3) В области карантина и защиты растений единую государственную политику проводит Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (статья 12 Закона «О карантине и защите растений»), поэтому создание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта разумнее поручить также Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Такой же позиции придерживается Республика Казахстан, где согласно Реестру государственных услуг Министерства сельского хозяйства РК (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 29.12.2018 № 913) выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений для проведения регистрационных испытаний и (или) научных исследований в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии производит структурное подразделение Министерства сельского хозяйства РК.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах выдачи заключений (разрешительных документов)»
Общественное обсуждение
5Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 18 по 27 ноября 2019 г.
16.11.2019 08:39:11
Пользователь
НОВИЧОКП. 10.38 проекта постановления гласит: "Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз...средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей...". Такая формулировка ставит в один ряд запрещенные Стокгольмской конвенцией на глобальном уровне стойкие органические загрязнители (23 веществ) и средства защиты растений (СЗР), как правило, многокомпонентные препараты, которые согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О защите растений" от 18 июля 2016 г. № 398-З предназначены "для предотвращения появления, уничтожения или борьбы с вредителями, возбудителями болезней растений и (или) растительной продукции, нежелательными видами растений...". СЗР, как и лекарственные средства, являются наиболее "жестко" регулируемыми товарами и могут обращаться на рынке РБ после прохождения процедуры государственной регистрации, предусматривающей всестороннюю токсиколого-гигиеническую оценку. Подавляющее большинство СЗР относится к веществам 3-го класса опасности (умеренно опасные).
Ввоз образцов СЗР для научных целей или регистрационных испытаний регулируется постановлением № 671 от 13.09.2018 СМ РБ и Законом "О защите растений", при этом для ввоза незарегистрированного препарата требуется разрешение Минсельхозпрода, процедура бесплатная и проводится в течение 5 дней.
Ввоз аналитических стандартов действующих веществ осуществляется как ввоз стандартов химических веществ, каковыми они и являются. Следует учитывать, что в данном случае речь идет о милиграммах-граммах веществ, используемых в лабораторной практике. Риск для здоровья человека или окружающей среды в данном случае сопоставим с риском, который представляют лабораторные реактивы.
У меня есть вопрос также относительно набора документов для получения разрешения. Среди них "копия документа о постановке на учет в налоговом органе". Большая часть регистрантов СЗР, обеспечивающих поставку образцов препаратов и действующих веществ для регистрационных испытаний, являются иностранными компаниями. Должны ли они предоставлять подобный документ и для чего?
С уважением
21.11.2019 08:58:00
Пользователь
НОВИЧОКИсходя из такой формулировки следует, что выдача заключений возможна как уже действующим органом государства-члена, так и специально созданным для этой цели органом.
Полагаем, что создание Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов обоснованности ввоза средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта является наиболее целесообразным, так как в ее деятельности смогут принять участие представители различных органов государственной власти, в том числе обладающие специальными знаниями в рассматриваемой сфере, а также чья деятельность в последующем будет непосредственно связана с реализацией принятого решения.
В частности, на наш взгляд, в деятельности Межведомственной комиссии должны принимать участие представители: Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, поскольку при последующем использовании этих веществ присутствует риск причинения вреда здоровью человека или окружающей среды; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, поскольку оно отвечает за создание условий для увеличения ресурсов продукции сельского хозяйства, обеспечение внедрения достижений науки и техники в области сельского хозяйства; а также другие органы государственного управления с учетом особенностей каждой конкретной ситуации.
2. Поскольку Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь разработан в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 года № 100 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», пункт 1 данного проекта постановления необходимо изложить в следующей редакции: «уполномочить Министерство здравоохранения на создание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта (далее – межведомственная комиссия).».
Используемая в настоящее время формулировка «образцы для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта» не позволяет установить точную цель деятельности создаваемой комиссии.
3. В настоящее время в соответствии с частью 5 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 25 декабря 2005 г. N 77-З «О карантине и защите растений» в Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа). В Республике Беларусь выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а выдача заключения (разрешительного документа) - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с указанными актами, а также в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
Выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений (пестицидов), включенных в раздел 2.2 Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (приложение № 7) осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в течение 10 дней бесплатно (п. 7.18-2 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
Полагаем, что такие условия о сроке и плате, взымаемой за осуществление административной процедуры, по аналогии можно было бы применить и в пункте 3.1. проекта постановления.
27.11.2019 17:17:34
Юрист
НОВИЧОКТе химические вещества, которые понимаются под СЗР в Положении о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта не являются СЗР. СЗР представляют собой многокомпонентный состав, в то время как эталонный стандарт является одиночным химическим веществом. Вещество в количестве от 1 до 10 мл (г) представляет незначительную угрозу, жизни и здоровью человека (условная капля бензина, пророненная водителем при заправке нанесет больше вреда).
Таким образом, отождествлять понятие СЗР с понятием эталонный стандарт не является верным. Также они не являются стойкими органическими загрязнителями. Введение общего регулирования создаст ситуацию применения законодательства, основанного ошибочных данных, что приведет к затруднению деятельности субъектов хозяйствования.
Ввоз именно СЗР в целях научных исследований уже урегулирован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671. В п. 4.2 обоснования необходимости принятия (издания) данного постановления, указывает на отсутствие в других государствах членах ЕАЭС регулирования данной сферы.
Согласно Ст. 12 Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О защите растений" от 18 июля 2016 г. № 398-З Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь проводит единую государственную политику в области карантина и защиты растений.
Также, из формулировок состава документов, приведенных в проекте постановления, не ясна юридическая форма обоснования необходимости ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.
Введение указанной процедуры будет противоречить: Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2, «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», Указу Президента Республики Беларусь 15 декабря 2016 г. № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы», в частности положениям о Развитии экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства; будет осложнять претворение в жизнь проекта Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2035 года, разрабатываемой Национальным агентством инвестиций и приватизации.
На данный момент Республика Беларусь Занимает 49 позицию в рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business rankings). Введение дополнительных административных процедур негативно скажется на простоте осуществления деловой активности, что повысит издержки производителей и снизит позиции в таком важном для инвесторов индексе. Руководствуясь вышесказанным, считаем важным указать на отсутствие необходимости внесения данной административной процедуры в законодательство.
27.11.2019 18:04:32
Юрист
НОВИЧОКВ проекте указано, что Постановление разработано в целях выполнения международных обязательств Республики Беларусь и в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2018 года № 100 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение № 100).
Решением № 100 дополняется Решение № 30 Приложением N 22, которое содержит Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта (далее – Положение).
Положение устанавливает, что ввоз на таможенную территорию ЕАЭС данных средств осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выдаваемого уполномоченным органом государства-члена (п. 3, 10).
Требования к такому разрешительному документу определены в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (далее – Решение № 45).
1. Обращаем внимание на изложение п. 2 Решения № 45: «установить, что заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, применяется в случаях, предусмотренных положениями о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывозе с таможенной территории Союза отдельных товаров (приложения N 3 - 12, 15 - 21 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30), включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)…».
Во-первых, Положение о рассматриваемых веществах содержится в Приложении N 22 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30.
Во-вторых, средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, подлежащие использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта содержатся в Перечне товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС в Приложении N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (раздел 2.30 Перечня).
Так, Приложения N 2 и N 22 не входят в перечисленные в п. 2 Решения № 45 приложения, соответственно к рассматриваемым веществам такое заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит не применяется.
2. Ввоз средств защиты растений и образцов для научных исследований, в частности, порядок выдачи разрешительного документа уже урегулирован Положением о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2018 г. № 671 (далее – Положение № 671).
Требования к перевозке и применению средств защиты растений установлены Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» (ст. 20, 22) (далее – Закон № 77-3). Они применяются также в отношении средств защиты растений, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренный международно-правовым актом, составляющим право ЕАЭС (ч. 7 ст. 20 Закона № 77- 3)
Допускается ввозить и применять в Беларуси только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Беларуси (далее –Госреестр).
Средства, не включенные в Госреестр, могут применяться для проведения научных исследований только на основании разрешения Минсельхозпрода (ч. 1, 3 ст. 22 Закона № 77-З).
Ввозить средства в Беларусь, если она является страной назначения с территории государства - члена ЕАЭС, которые не поименованы в Госреестре, также допускается на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Минсельхозпродом в соответствии с международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС (ч. 4 ст. 20 Закона № 77-З).
Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений из третьих государств осуществляется на основании: лицензии (выдается Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Минсельхозпродом) либо заключения (разрешительного документа), которое выдается Минсельхозпродом (ч. 5 ст. 20 Закона № 77-З).
Порядок выдачи разрешений определен Положением № 671.
Согласно п. 2 Положения № 671, юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель в целях проведения научных исследований для получения разрешения представляют в Минсельхозпрод заявление и оригинал либо заверенную копию документа, удостоверяющего качество и безопасность средств защиты растений, с переводом на русский язык, заверенным организацией, осуществившей перевод (п. 7.35 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156). Данная процедура бесплатная, проводится в течение 5 дней, разрешение действует в течение 1 года.
Административная процедура, предусмотренная в проекте более обременительная с точки зрения денежных и временных затрат. Предполагает также создание Межведомственной комиссии т.е. нового постоянно действующего органа по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба.
Считаем, что в этом нет необходимости, как и в дополнении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики от 28 октября 2011 г. № 1446, пунктом, наделяющим Минздрав полномочиями по выдаче такого рода разрешений, поскольку такими полномочиями уже наделен Минсельхозпрод и осуществляет их. Это привело бы к размыванию компетенции данных органов.
При этом, если брать во внимание существующие полномочия Минздрава по обеспечению контроля за химической продукцией, Минсельхозпрод вправе при необходимости запросить документы и сведения, связанные с обеспечением качества и безопасного применения средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр, от Минздрава в порядке ст. 22 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур».
В разделе 7 Обоснования необходимости принятия проекта, касающегося прогноза последствий издания акта, в том числе его соответствия социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития указано, что принятие проекта не повлияет на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов. Создание Межведомственной комиссии не соотносится с данным утверждением. Это определенно заставит бюджет понести значительные расходы.
Отметим также п. 4.2. Обоснования проекта, касающегося актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения. В соответствии с ним, в иных государствах-членах ЕАЭС уполномоченный орган на выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, на законодательном уровне не определен.
3. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22.05.2001 г. (п. 5 ст. 3) устанавливает, что пункты 1 и 2 (касаются принятия правовых и административных мер по сокращению или устранению выбросов в результате преднамеренного производства и использования) не применяются к объемам химических веществ, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта.
Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС средств защиты растений и других стойких органических загрязнителей, подлежащих использованию в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта предусмотрено в п. 1, что эти средства ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС упакованными в герметически закрытые ампулы или склянки объемом от 1 до 10 мл (г) в количестве, необходимом для их использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта, в том числе при проведении лабораторных исследований и контроля безопасности пищевых продуктов, воды, воздуха, проведении межлабораторных сличительных испытаний, разработке методик выполнения измерений, в рамках выполнения научно-исследовательских работ.
Вещество в количестве от 1 до 10 мл (г) не представляет опасности для окружающей среды, жизни и здоровья человека.
4. Введение описанной в проекте административной процедуры несет риск снижения объемов привлекаемых в Беларусь инвестиций, так как большинство субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) данных веществ являются иностранными резидентами, процедура требует определенных затрат. Иностранные компании могут построить маршрут ввоза (вывоза) данных веществ в обход Республики Беларусь.
27.11.2019 20:07:56
Юрист
НОВИЧОК2) П. 10.38 проекта данного Постановления приравнивает средства защиты растений к другим стойким органическим загрязнителям. Что не совсем верно, так как cогласно Закону Республики Беларусь «О карантине и защите растений» от 25.12.2005 № 77-З, средства защиты растений - вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения, предназначенные для предотвращения появления, уничтожения или борьбы с вредителями, возбудителями болезней растений и (или) растительной продукции, нежелательными видами растений, предпосевной обработки семян, а также для использования в качестве регуляторов роста, дефолиантов, десикантов и фумигантов. Сфера средств защиты растений урегулирована в законодательстве. Так, ст. 6 Закона «О карантине и защите растений» предусматривает в качестве меры по защите растений государственную регистрацию средств защиты растений.
Статья 20 Закона «О карантине и защите растений» уже устанавливает требования при ввозе в Республику Беларусь, вывозе, в том числе перемещение транзитом, средств защиты растений. Так, при перевозке и хранении средств защиты растений необходимо соблюдать установленные нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека и охрану окружающей среды от их вредного воздействия. Допускается ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, средств защиты растений, включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь. При отсутствии средств защиты растений в Государственном реестре, их ввоз в Республику Беларусь, если она является страной назначения, с территории государства - члена Евразийского экономического союза допускается на основании заключения (разрешительного документа), выдаваемого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Это урегулировано Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 13.09.2018 № 671 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на применение средств защиты растений, не включенных в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, а также применения таких средств защиты растений и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь». В Республике Беларусь ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений в случаях, предусмотренных международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, осуществляется на основании лицензии либо заключения (разрешительного документа). В Республике Беларусь выдача лицензии осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики, а выдача заключения (разрешительного документа) - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Таким образом, законодательно уже установлена процедура выдачи заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений.
3) В области карантина и защиты растений единую государственную политику проводит Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (статья 12 Закона «О карантине и защите растений»), поэтому создание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов обоснованности ввоза конкретного количества образцов для использования в исследованиях лабораторного масштаба, а также в качестве эталонного стандарта разумнее поручить также Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Такой же позиции придерживается Республика Казахстан, где согласно Реестру государственных услуг Министерства сельского хозяйства РК (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 29.12.2018 № 913) выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений для проведения регистрационных испытаний и (или) научных исследований в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии производит структурное подразделение Министерства сельского хозяйства РК.
27.11.2019 20:11:32
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться