• О форуме
  • Правила
  • Контакты
  • Личный кабинет
    • Вход
    • Регистрация

Правовой форум Беларуси

  • Государственный информационный ресурс
  • Официальная площадка публичных обсуждений проектов НПА
  • Платформа общения по правовым вопросам
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК
  • Правовой форум Беларуси
  • Публичное обсуждение проектов НПА
Публичное обсуждение проектов НПА
    О публичном обсуждении
Правовой мониторинг
    О правовом мониторинге
Важно Ваше мнение
    О важности мнения каждого
Форумы
    О форумах
Поиск  Правила  Войти

[ Закрыто ] Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25»

Общественное обсуждение

7
закрыть тему
Модератор
0
Проект правового акта: Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» [PDF].

Прилагаемая информация: Обоснование необходимости принятия проекта постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» [PDF].

Документ, в который вносятся изменения: Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Организатор общественного обсуждения: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Сроки проведения обсуждения: с 9 по 19 января 2020 г.

Информация о результатах обсуждения.

08.01.2020 09:38:22

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0 155
По вопросу предлагаемых изменений в подп. 2.1.1, 2.2.1, 3.1.1, 3.2.1,
«в штате не менее одного аттестованного инженерно-технического работника, имеющего квалификационный аттестат по каждому заявляемому подвиду деятельности в области строительства, входящих в состав запрашиваемого вида "разработка разделов проектной документации" по соответствующей специализации аттестации, работающего по основному месту работы в соответствующей должности на полную ставку**;»;
«в штате не менее одного аттестованного инженерно-технического работника, имеющего квалификационный аттестат по каждому заявляемому подвиду деятельности в области строительства, входящих в состав запрашиваемого подвида "разработка разделов проектной документации" по соответствующей специализации аттестации, работающего по основному месту работы в соответствующей должности на полную ставку**;»;
«в указанных должностях на полную ставку**»;
С учетом предлагаемых примечаний **:
1.7. Примечание к приложению изложить в следующей редакции:
*под руководителем организации понимается генеральный директор (директор), технический директор (главный инженер), их заместители, индивидуальный предприниматель.
**внутреннее совмещение и совместительство руководителей и специалистов, работающих по основному месту работы, не учитывается при прохождении процедуры аттестации.

Фактически это запрет на внутренние совмещения, который следует рассматривать как вмешательство в внутреннюю экономическую деятельность субъектов хозяйствования.

Например, имеется проектная организация, которая в числе прочих разрабатывает такие разделы как "отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", "теплоснабжение", "системы газоснабжения", наиболее востребованный раздел - "отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", остальные разделы проектной документации разрабатываются не более 2-х-3-х раз в год. Зачем организации принимать на работу специалиста на полную ставку, если он  будет не загружен и при этом у организации имеется специалист, имеющий высшее образование по специальности "теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна 70 04 02; 70 04 71", который может аттестоваться и как "Главный специалист, осуществляющий разработку раздела проектной документации (инженерное оборудование, сети и системы (тепловые сети)) и как "Главный специалист, осуществляющий разработку раздела проектной документации (инженерное оборудование, сети и системы (отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха))". Это предусмотрено полученным специалистом образованием! Или почему, например, начальник (заведующий) структурного подразделения, осуществляющего разработку раздела проектной документации (инженерное оборудование, сети и системы (водоснабжение и канализация)), не может выполнять функции главного инженерного проекта, если цель проекта связана преимущественно с реконструкцией сетей и системам водоснабжения и (или) канализации?
В равной степени это относится и к вопросам выполнения функций генерального проектировщика.
Предложение.
Представить вышеуказанные предлагаемые изменения в Положение примерно в следующей редакции:
«в штате не менее одного аттестованного инженерно-технического работника, имеющего квалификационный аттестат по каждому заявляемому подвиду деятельности в области строительства, входящих в состав запрашиваемого вида "разработка разделов проектной документации" по соответствующей специализации аттестации, работающего по основному месту работы в соответствующей должности не менее чем на 0,5 ставки**;»;
«в штате не менее одного аттестованного инженерно-технического работника, имеющего квалификационный аттестат по каждому заявляемому подвиду деятельности в области строительства, входящих в состав запрашиваемого подвида "разработка разделов проектной документации" по соответствующей специализации аттестации, работающего по основному месту работы в соответствующей должности не менее чем на 0,5 ставки**;
«в указанных должностях не менее чем на 0,5 ставки**;
**внутреннее совмещение и совместительство руководителей и специалистов, работающих по основному месту работы, учитывается при прохождении процедуры аттестации, при совмещении не более чем 3-х специализаций аттестации.

16.01.2020 10:38:22

Юрий

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.2 0
1. Предложения в Постановление МАиС Республики Беларусь №25:
- предлагаем не привязываться к конкретным перечням и спискам по оснащению проектных предприятий программным обеспечением, в т.ч., для BIM-моделирования, оставляя право выбора программного обеспечения за руководством организации, которое заинтересовано обеспечить конкурентоспособность своей продукции доступными ему средствами. Приобретаемое в настоящее время дорогостоящее лицензионное программное обеспечение зарубежных разработчиков увеличивает затраты предприятий, что в свою очередь отражается на себестоимости выпускаемой проектной документации.
- для организаций, выполняющих комплекс работ (проектирование, монтаж, наладка) требуется сохранить внутреннее совместительство. Предлагаем оставить право руководству организации в соответствии с трудовым законодательством и, исходя из реальной ситуации с объемами работ, планировать свою хозяйственную деятельность, в т.ч. принимать штатное расписание.

17.01.2020 09:00:07

Алеся

Юрист

НОВИЧОК
0
1.2 0
Модератор новостей, Об изменении постановления Министерства архитектуры  и    строительства  Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25

Использованные нормативно-правовые акты Республики Беларусь и рекомендации:

[1] Директива Президента Республики Беларусь 4 марта 2019 г. №8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли»;
[2] Директива Президента Республики Беларусь 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»;
[3] Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2018 года № 135 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов»;
[4] Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах»;
[5] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2018 года № 353 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов»;
[6] Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 года № 56 «О публичном обсуждении проектов нормативно-правовых актов»;
[7] Памятка об основных подходах по подготовке проектов правовых актов Президента Республики Беларусь.
[8] СТБ 2331-2015 (ранее 2013, 2014) «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения»


1. Документ:  Обоснование необходимости принятия постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее – обоснование).  

В обосновании необходимости отсутствует анализ и прогноз работы строительной отрасли, в т.ч.  как повлияло (на конкретных цифрах) ранее принятое постановление Министерства архитектуры  и    строительства  Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25 и повлияет проект постановления на: качество проектов и строительства;   себестоимость проектного и строительного производства; условий труда проектировщиков и строителей, охрану труда, производственный травматизм, социальное положение населения Республики Беларусь.
В обосновании в п.8 допущено нарушение требований НПА [6] в части его размещения для обсуждения, т.е. свободный доступ к чтению текста проекта документа был на 6 дней раньше его официального размещения на Правовом форуме Беларуси.

2. Документ: Проект постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее –  постановление и проект постановления).
 
Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на необходимость постоянной работы над повышением качества подготовки проектов правовых актов в целях обеспечения стабильности, комплексности
и понятности законодательства. Данные задачи обозначались в посланиях белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь.
Однако при разработке обсуждаемого проекта постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь не учтено, что одним из основополагающих документов был и есть СТБ 2331. Вместе с тем, если руководствоваться СТБ 2331, то приводим один из примеров:
- водонапорная башня высотой 28 м (типовой проект Б.901-5-2.04) относится к 3-му классу,  по условиям п. 5.2.10 Мачты, башни и т. п., дымовые трубы высотой св. 30 до 200 м;
- водопроводная сеть  Ø110, от водонапорной башни до деревни, без ответвлений относится к 2-му классу по условиям п. 5.2.18 Магистральная инженерная инфраструктура (за исключением указанных в 5.1.15, 5.3.27, 5.4.13, 5.4.15 и 5.5.15) и  п. 3.11 - магистральная инженерная инфраструктура: инженерные сети, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения и иные объекты, транспортирующие транзитом ресурсы к местам их учета и распределения в районах (кварталах) жилой застройки, к территориям застройки объектами, не относящимися к многоквартирным, одноквартирным, блокированным жилым домам (далее — иные объекты), а также отводящие от района (квартала) жилой застройки, территории застройки иными объектами использованные ресурсы;
-  производственные здания и сооружения  св. 5000 до 20 000 м2 по п. 5.3.2 отнесены к 3-му классу.
На основании СТБ-2331, многим организациям приходится претендовать на получение аттестата соответствия завышенного класса.
Для начала целесообразно было-бы, с привлечением специалистов, привести основополагающие документы для проекта постановления к логическому содержанию.
В проекте постановления не учтены требования Дерективы [2], в т.ч. пп. 7.3 (гибкость форм занятости), 9.1 (не ясность и не четкость НПА), 9.2 (подготовка к осуществлению деятельности, в связи с принятием НПА).
Целесообразно использовать для разработки проекта постановления документ [7], так как в размещенной на форуме редакции проекта постановления:
o нет логической последовательности, облегчающей его восприятие и способствующей правильному пониманию;
o подстрочное примечание (*) вынесено в конец всего документа, а не вниз страницы;
o не применены максимально простые смысловые конструкции, для обеспечения понятности;
o одно предложение в рамках одного структурного элемента превышает рекомендуемые шесть строк;
o не применен прямой порядок слов в предложении: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены;
o применены длинные предложения;
o применены фразы сложной конструкции, c перегрузкой их придаточными предложениями и различного рода осложнениями;
o нет лексической сочетаемости слов, т.е. их смысловой совместимости;
o терминология проекта не соответствует терминологии, используемой в нормативных правовых актах большей юридической силы в частности в НПА: «Трудовой кодекс Республики Беларусь» и   «Налоговый кодекс Республики Беларусь».
На основании вышеизложеного требуются уточнения:
• конкретизировать возможность (невозможность) руководства организацией по договору индивидуальным предпринимателем, с учетом  правовых актов большей юридической силы (примечания *);
• на основании примечания ** внутреннее совмещение невозможно только во время прохождения процедуры аттестации, а в дальнейшей работе это совмещение уже возможно, но если же и в дальнейшей работе совмещение невозможно, то тогда необходимо вносить изменения в ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь;
• введен новый термин «полная ставка», в связи с этим требуется внесение дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь;
• введен новый термин «основное место работы», в связи с этим требуется внесение изменений в ст. 195 Налогового кодекса Республики Беларусь и Трудовой кодекс Республики Беларусь.
• так как введение постановления, в предложенном проекте, для многих организаций повлечет обстоятельства невозможности продолжения деятельности в строительной отрасли, необходимо предусмотреть время для продолжения деятельности организации на период процедуры увольнения сотрудников;
• так как введение постановления, в предложенном проекте затрагивает нормативные правовые акты большей юридической силы, в соответствии с НПА [4] (ст.47,48) и [5] требуется проведение обязательной юридической экспертизы.

17.01.2020 09:37:42

Дмитрий Гурман

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.0 0
1. Исключить требования о работе специалистов на полную ставку. Наличие освобожденных работников минимально влияет на качество выпускаемой продукции. Четко указать о возможности внутреннего совместительства. Наличие дополнительных незадействованных в процессе  сотрудников влечет к увеличению стоимости ПИР и снижению зарплат по предприятию. На небольших объектах совмещение положительно сказывается на конечном результате. Считаю, руководитель предприятия сам должен определять необходимость и целесообразность внутреннего совместительства, а не сотрудник «Белстройцентра». Кроме того, в связи с нехваткой квалифицированных кадров в небольших городах, в принципе не всегда получается набрать штат, который необходим предприятию.      
2. Исключить или снизить процентные требования о выполнении объемов проектных работ собственными силами. Реальная ситуация в отрасли не способствует выполнению данных требований.

17.01.2020 15:15:43

Вячеслав

Пользователь

ПРОФЕССИОНАЛ
0
0.0 155
Я полностью поддерживаю предыдущего оратора!
И ещё раз про:
***для целей аттестации может учитываться внутреннее совмещение и совместительство руководителей и специалистов, работающих по основному месту работы в пределах одного вида деятельности в области строительства.

в данном предложении внесения изменений в указанный НПА содержится отчетливая, ярко выраженная, коррупционная оставляющая. Отсутствуют какие-либо численные и (или) иные критерии определения возможности данного внутреннего совмещения и совместительства руководителей и специалистов. Отсутствуют причём как напрямую (в самом предлагаемом к изменению постановлении №25), так и ссылочно (отсутствуют ссылки на иные НПА, регламентирующие количество возможных внутренних совмещений и совместительств). Это позволит должностным лицам уполномоченного на проведение аттестации органа на своё усмотрение, в зависимости от различного рода факторов, в том числе личной заинтересованности, определять количество данных совмещений и совместительств в каждом конкретном случае отдельно. Но даже если исключить указанную коррупционную составляющую, то по прежнему остаётся непонятно на основании каких причин будет определяться допустимое количество внутренних совмещений и совместительств. Сколько именно "специализаций аттестации" "для целей аттестации" можно будет совмещать - 2, 3, 5, 10? Устных указаний руководства уполномоченного на проведение аттестации органа? Собственных предпочтений, симпатий и антипатий должностных лиц уполномоченного на проведение аттестации органа?

17.01.2020 16:43:07

Николай

Пользователь

НОВИЧОК
0
2.0 0
В "подзаконном" акте - п.8 Приложения 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 02.05.2014 № 25 (в редакции постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 23.03.2018 № 15) допущена пунктуационная ошибка по отношению к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь 21.03.2014 № 252 (ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации юридических лиц...). Вместо "(строительные конструкции зданий и сооружений, автомобильные дороги, мостовые сооружения)"  указано "(строительных конструкций зданий и сооружений; автомобильных дорог, мостовых сооружений)". Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.03.2014 № 252 этот вид работ не разделяется на составляющие. РУП "Белстройцентр" самостоятельно определяет и разделяет виды работ по обследованию зданий и сооружений без решений вышестоящих организаций.

    Учитывая, что согласно абзацу второму п.8.1.1. Приложения 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 02.05.2014 № 25 требуется у заявителя "наличие у заявителя: руководителя организации, ответственного за выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, имеющего высшее образование по профилю образования, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства, и стаж работы по обследованию зданий и сооружений не менее пяти лет, работающего по основному месту работы;", логично учитывать аттестат руководителя организации, в том числе и директора как аттестат специалиста при процедуре аттестации. РУП "Белстройцентр" в настоящее время не учитывает квалификационный аттестат руководителя при процедуре аттестации.
    Согласно абзацу третьему п.8.1.1. Приложения 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 02.05.2014 № 25 требуется у заявителя "не менее пяти специалистов, имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» по соответствующей специализации аттестации, из которых не менее двух специалистов имеют стаж работы по специализации аттестации не менее десяти лет и не менее двух специалистов имеют стаж работы по специализации аттестации не менее восьми лет, работающих по основному месту работы;". А как быть тем, кто занимается только обследованием автомобильных дорог или мостовых сооружений? Их вид деятельности в области строительства согласно квалификационному аттестату трактуется как "выполнение работ по обследованию автомобильных дорог, мостовых сооружений".
    В целом неясно, например, какое количество специалистов необходимо для получения аттестата категории первой по виду деятельности "выполнение работ по обследованию зданий и сооружений (строительные конструкции зданий и сооружений, автомобильные дороги, мостовые сооружения)" - 5 специалистов или 10 или 15.

    Согласно п.8.1.4. Приложения 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 02.05.2014 № 25 требуется у заявителя "наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества заявленного вида деятельности в области строительства;". Соответствующий перечень утвержден Решением заседании комиссии Минстройархитектуры от 18.06.2018 №42. Этот перечень содержит ряд устройств, которые недопустимо применять в качестве средств измерений и контроля, в частности -  в Перечне указаны следующие устройства:
- анализатор коррозии арматуры;
- георадар;
- эхолот;.
Пункт 4.6 ТКП 45-1.04-37-2008* (02250) «ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Порядок проведения» предусматривает, что «При проведении обследования следует использовать средства измерений и испытательное оборудование из числа допущенных к применению на территории Республики Беларусь, поверенные в соответствии с ТКП 8.033 или откалиброванные в соответствии с СТБ 8014.».
Пункт 4.15 ТКП 227-2018 (33200) "МОСТЫ АВТОДОРОЖНЫЕ Правила выполнения диагностики предусматривает, что "Средства измерения, применяемые при диагностике, должны быть из числа допущенных к применению на территории Республики Беларусь и поверены в соответствии с ТКП 8.003 или откалиброваны в соответствии с ТКП 8.014.
Указанные выше устройства не внесены в Государственный реестр средств измерений, не поверяются и не калибруются, поэтому требование об их наличии и применении незаконно и не соответствует требованиям ТНПА. Использование такого устройства также запрещено системой менеджмента качества организации или приведет к непрохождению процедуры подтверждения соответствия требованиям СТБ ISO 9001-2015.

19.01.2020 09:21:49

Сергей

Пользователь

НОВИЧОК
0
0.0 1
1. Документ: Обоснование необходимости принятия постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее – обоснование).

В обосновании отсутствует расчет экономического эффекта, обоснованного прогноза от введения изменений (ужесточение требований) для строительной отрасли в целом, т.к. предлагаемые изменения повлекут за собой необратимые последствия для средний и мелких организаций строительной отрасли, которые имея уже действующие контракты вынуждены будут прекратить свою деятельность и расторгнуть контракты, а также оставить без авторского надзора (который в свою очередь имеет низкую оплату по сводному сметному расчету) - что в целом может значительно отодвинуть сроки ввода в эксплуатацию объектов строительства.

Предлагаемое ужесточение в первую очередь несет положительный эффект в части уплаты налогов (при увеличении численности организации по сути в 2 раза - увеличивается размер выплат обязательных отчислений - ФСЗН, Белгосстрах), а также не продуман и не просчитан в части положительного эффекта для строй отрасли в целом еще и потому, что предлагаемое решение приведет к исчезновению мелких и средних организаций, что в свою очередь "развяжет" руки для крупных государственных объединений и приведет к увеличению в РАЗЫ стоимости закупок, что в свою очередь не гарантирует увеличения качества работ и однозначно приведет к увеличению сроков выполнения работ, а также приведет дополнительно к активизации организаций-конкурентов из стран ближнего зарубежья, что может привести к упадку ОТЕЧЕСТВЕННОЙ отрасли на некоторый период (до момента осознания допущенных ошибок и отмены обсуждаемых изменений).
Предлагается предусмотреть некоторый переходный (подготовительный) период для организаций в части соответствия требованиям, т.к. условия для соответствия требованиям законодательства значительно усложняются. Также предлагается предусмотреть возможность внутреннего совмещения для специалистов с большим стажем и опытом по смежным (схожим) направлениям - например главный специалист по конструкциям и главный инженер проекта, а также по разделам охрана окружающей среды и инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (оценивая количество вопросов при подготовке к процедуре аттестации - небольшое, а также объемы самих разделов - небольшие).
Изменение не предусматривает свободный выбор программного обеспечения для BIM моделирования, таким образом производители и поставщики программного обеспечения (которые официально включены в перечень) "держат" единый уровень цен без возможности выбора более дешевых, но не менее функциональных программ - предлагается исключить вообще утвержденный перечень либо дополнить его официально, т.к. при рассмотрении документов на соответствие требованиям работники/эксперты Белстройцентра отталкиваются только от программ, включенных в письма И НИКАКИЕ ДРУГИЕ ПРОГРАММЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЕСТЬ ПИСЬМА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ФОРМАТОВ И СИСТЕМ. ТРЕБУЮТ ТОЛЬКО ПО ПЕРЕЧНЮ, Т,К, НЕ ХОТЯТ ПРИНИМАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ!
Предлагается увеличить период подтверждения требованиям с одного месяца до двух месяцев - т.к. в настоящий момент Белстройцентр насыщен заявками на аттестацию специалистов на 2-3 месяца вперед и при возникновении необходимости - технически невозможно аттестовать специалиста.
"***для целей аттестации может учитываться внутреннее совмещение" - введено понятие "для целей аттестации", что в свою очередь наталкивает на мысль, что также для целей аттестации могут приниматься на работу сотрудники. В организации, как и в человеке, все должно быть сбалансировано - сколько работы - столько и сотрудников, считаю неприемлемым наличие в нормативных документах подобных определений, равно как и сотрудников и совмещений ДЛЯ ЦЕЛЕЙ АТТЕСТАЦИИ. Предлагаем перефразировать, изменить подачу.
Общее ожидание от введения изменений - негативное, ожидается отрицательный эффект. Изменения не соответствуют либеральным тенденциям по поддержке малого и среднего бизнеса со стороны Президента Республики Беларусь, нет обоснованных экономических расчетов. Постановлением предусматривается одностороннее ужесточение требований, а не диалог с участниками стройотрасли!

19.01.2020 20:51:12

Поделиться:

Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться

© Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь, 2013-2025

Политика обработки файлов cookie
Настройки обработки файлов cookie

Разработка: Группа компаний «ЦВР-Октябрьский»

Для обеспечения удобства пользователей данный сайт использует файлы cookie

ПРИНЯТЬ ВСЕ
ОТКЛОНИТЬ ВСЕ (кроме необходимых)
Настроить
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте

Настройка обработки файлов cookie

Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
СОХРАНИТЬ
ЗАКРЫТЬ
Политика в отношении обработки cookie-файлов на сайте