[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088»
Документ, в который вносятся изменения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правил перевозок пассажиров метрополитеном».
Абзац: "При перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении билет на одну поездку, приобретенный по предшествующему тарифу, действителен в течение 30 суток со дня изменения тарифа и по истечении 30 суток принимается к зачету при приобретении билета на одну поездку по действующему тарифу с доплатой разницы." дискриминирует планируемые к введению электробусы и троллейбусы по сравнению с автобусами в тех городах, где билеты продаются без указания тарифа, и старые билеты действуют всегда. Таким образом для электробусов и троллейбусов придётся выпускать отдельные билеты, что приведёт к обратному введению отдельных билетов для каждого вида транспорта, чего в некоторых городах избегали десятилетиями.
Разработчика НПА советую изучать ситуацию не только в г. Минске, где на билетах указан тариф, и данное правило применяется давно, а также и ситуацию в остальных населённых пунктах Республики Беларусь.
Советую исключить данный абзац, а подобное правило может быть введено местным НПА, а не республиканским.
Спасибо.
17.07.2020 10:01:50
Александр Степанов
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
0
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования" при оказании услуг включая услугу перевозки пассажира предусмотрены следующие виды расчетов за приобретаемые услуги: НАЛИЧНЫЕ и БЕЗНАЛИЧНЫЕ денежные средства, а также ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ. При этом используется кассовое и иное оборудование при приеме средств платежа. По общему правилу при приеме НАЛИЧНЫХ денежных средств применяется кассовое оборудование, предусматривающее печать платежного документа. В сфере перевозок этот платежный документ называется ПРОЕЗДНЫМ ДОКУМЕНТОМ (БИЛЕТОМ). Право принятия наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов предусмотрено в ряде случаев, включающем продажу проездных документов, билетов в городском электрическом транспорте, в пунктах их продажи. При этом применяется бланк документа с определенной степенью защиты каждого факта приема наличных денежных средств (далее – билет на БСО), информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Указанный способ оплаты проезда регулируется рассматриваемым Проектом, включая случаи реализации билетов на бланках БСО на одну поездку кондукторами (до следующего после посадки остановочного пункта маршрута), а также водителями или посредством их покупки в пунктах продажи проездных документов (до начала поездки). Вместе с тем нет ясности в каком из этих случаев необходима отметка компостера транспортного средства. В этой связи представляется целесообразным конкретизировать, что отметка в компостере транспортного средства необходима в случае покупки билета на одну поездку в пункте продажи проездных документов или у водителя. --------------------------------------------------- Расчет пассажиром в БЕЗНАЛИЧНОЙ форме осуществляется посредством банковских платежных карточек. Применительно к рассматриваемому Проекту термину банковская платежная карточка соответствует термин ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ, который может быть на одну поездку и многоразовым. Подтверждением оплаты проезда при использовании электронного билета на одну поездку является электронная запись, сформированная в автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда. Подтверждением оплаты проезда при использовании электронного билета многоразового пользования является отметкой в ВАЛИДАТОРЕ данного транспортного средства. ВАЛИДАТОР - УСТРОЙСТВО, предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в городском электрическом транспорте посредством электронного билета, применяемое при автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда. Таким образом, применение электронного билета подразумевает использование автоматизированной системы оплаты и контроля оплаты проезда. Данный вывод подтверждается и п. 41 Проекта, согласно которого одной из обязанностей пассажира является обязанность приложить электронный билет для проверки к терминалу контролирующего лица при проверке полноты оплаты проезда в транспортном средстве, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда. Вместе с тем, определение термину «ТЕРМИНАЛ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ЛИЦА» не содержит ни рассматриваемый Проект, ни действующие в настоящее время Правила перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, ни Закон Республики Беларусь от 05.05.2014 N 141-З "О городском электрическом транспорте и метрополитене". Исходя из аналогии Закона, согласно действующих в настоящее время Правил автомобильных перевозках пассажиров (очевидна применяемая рассматриваемым Проектом аналогия из этих Правил), под схожим термином «ТЕРМИНАЛ РАБОТНИКА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗОРСКОЙ СЛУЖБЫ» подразумеваются ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА для проверки полноты оплаты проезда пассажирами. На основании вышеизложенного в отношении БЕЗНАЛИЧНОЙ оплаты проезда очевидна взаимосвязь применяемых при этом способе оплаты электронных билетов (для пассажиров), транспортных средств, оборудованных автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда (для перевозчиков) и терминалов (для контролирующих лиц). В этой связи становится очевидным наличие пробела в отношении такого способа оплаты как ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ. Статья 274. «Электронные деньги» Банковского кодекса Республики Беларусь: Электронные деньги - ХРАНЯЩИЕСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ЕДИНИЦЫ СТОИМОСТИ, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства и принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов как с лицом, выпустившим в обращение данные единицы стоимости, так и с иными юридическими и физическими лицами, а также выражающие сумму обязательства этого лица по возврату денежных средств любому юридическому или физическому лицу при предъявлении данных единиц стоимости. Выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег проводится банком на основании лицензии на осуществление банковской деятельности. Порядок выпуска в обращение (эмиссии) электронных денег устанавливается Национальным банком. На первый взгляд с термином «хранящиеся в электронном виде единицы стоимости» согласуется термин, применяемый в Проекте «электронная запись в информационной системе продажи билетов» в качестве разновидности «ПРОЕЗДНОГО ДОКУМЕНТА». Причем, в соответствии с Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 N 201, эта электронная запись соответствует «ИСПОЛЬЗОВАНИЮ» электронных денег в части переведенных электронных денег держателем другому лицу из одного электронного кошелька в другой электронный кошелек в рамках одной системы расчетов. Электронные деньги номинируются в белорусских рублях и хранятся в электронном кошельке. Под ним понимается устройство, которое содержит такие деньги и обеспечивает доступ к ним. Электронным кошельком может быть пластиковая карточка, программное обеспечение компьютера или иное устройство. К электронным деньгам не относятся хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, выражающие сумму обязательств эмитента перед держателями и принимаемые в качестве средства платежа исключительно эмитентом. К электронным деньгам не относятся единицы стоимости, хранящиеся на пластиковых карточках, программном обеспечении компьютера или ином устройстве, выданные конкретным предприятием, за которые можно купить определенное количество товаров или услуг. Эти ПРЕДОПЛАЧЕННЫЕ финансовые продукты принимает только то лицо, которое их выпустило в обращение. В этой связи представляется, что рассматриваемым Проектом недостаточно урегулированы отношения, складывающиеся между пассажиром (потребителем, плательщиком), перевозчиком (поставщиком услуги, получателем денежных средств) в лице его представителей: водителя, кондуктора, а также контролирующими лицами (законодательно уполномоченными представителями государства на проверку надлежащего исполнения гражданско-правовых обязанностей сторон в соответствии с заключенным согласно ст. 740 ГК договором перевозки пассажира) при использовании электронных денег. Представляется целесообразным урегулировать эти отношения, причем на начальном этапе – исходя из складывающейся практики. В частности, расчеты электронными деньгами сейчас могут совершаться посредством инициирования платежей при использовании QR-кода - двумерной оптической метки, содержащей закодированную информацию (включая реквизиты в соответствии с договором, заключенным организацией либо индивидуальным предпринимателем с банком), используемую при проведении расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством. При этом производится перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) в электронный кошелек юридического лица или индивидуального предпринимателя - получателя (продавца). Аналогичный механизм может использоваться для осуществления платежей непосредственно с банковского счета покупателя на счет продавца. На практике пассажир, используя устройство, на котором установлено мобильное приложение, зайдя в трамвай, троллейбус (электробус), сканирует QR-код (получает реквизиты и иные данные для оплаты проезда), осуществляет с использованием мобильного приложения перевод электронных денег с электронного кошелька к которому имеет доступ на электронный кошелек перевозчика - получателя денежных средств. Применяется для оплаты проезда на одну поездку. Таким образом в качестве одного из возможных вариантов устранения вышеназванного правового пробела предлагаю внести в рассматриваемые Правила дополнения, предусматривающие что: 1. автоматизированная система оплаты и контроля оплаты проезда – применяемая перевозчиком пассажиров городским электрическим транспортом по согласованию с заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении либо определенным им оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом совокупность устройств, включая устройства, использующие пластиковые карточки, программное обеспечение и обеспечивающих: пассажира - возможностью оплаты проезда с использованием безналичных денежных средств, электронных денег при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений и получения электронного билета; кондуктора либо водителя, а также контролирующих лиц – возможностью получения информации, содержащейся в электронной записи (электронном билете). 2. проездные документы могут быть выполнены на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе, а также в виде электронной записи в информационной системе продажи билетов либо автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда (п. 25), что одновременно устранит имеющееся противоречие с п. 26. 3. оплата проезда может производиться до следующего после посадки остановочного пункта маршрута - посредством платежей при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений (п. 29). 4. пассажир обязан при проверке полноты оплаты проезда в транспортном средстве, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, приложить электронный билет для проверки к терминалу контролирующего лица, а равно выполнить на устройстве, с использованием которого оплачен проезд, действия, предоставляющие кондуктору либо водителю, а также контролирующим лицам доступ к информации, содержащейся в электронной записи (электронном билете) (п. 41). 5. при проезде в городском электрическом транспорте без проездного документа, с проездным документом, не соответствующим выполняемой перевозке пассажира, электронным билетом на определенное количество поездок без отметки в валидаторе, билетом на одну поездку, приобретенном в пункте продажи проездных документов или у водителя, без отметки компостера, в случаях непредъявления проездного документа контролирующему лицу для проверки, или документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда, а также в случаях не выполнения по требованию контролирующего лица на устройстве, с использованием которого оплачен проезд, действий, предоставляющих доступ к информации, содержащейся в электронной записи (электронном билете), пассажир считается безбилетным (п. 42.).
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088»
Общественное обсуждение
2Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1088 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правил перевозок пассажиров метрополитеном».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 17 по 27 июля 2020 г.
16.07.2020 07:06:46
Пользователь
"При перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении билет на одну поездку, приобретенный по предшествующему тарифу, действителен в течение 30 суток со дня изменения тарифа и по истечении 30 суток принимается к зачету при приобретении билета на одну поездку по действующему тарифу с доплатой разницы."
дискриминирует планируемые к введению электробусы и троллейбусы по сравнению с автобусами в тех городах, где билеты продаются без указания тарифа, и старые билеты действуют всегда.
Таким образом для электробусов и троллейбусов придётся выпускать отдельные билеты, что приведёт к обратному введению отдельных билетов для каждого вида транспорта, чего в некоторых городах избегали десятилетиями.
Разработчика НПА советую изучать ситуацию не только в г. Минске, где на билетах указан тариф, и данное правило применяется давно, а также и ситуацию в остальных населённых пунктах Республики Беларусь.
Советую исключить данный абзац, а подобное правило может быть введено местным НПА, а не республиканским.
Спасибо.
17.07.2020 10:01:50
Юрист
НОВИЧОКПо общему правилу при приеме НАЛИЧНЫХ денежных средств применяется кассовое оборудование, предусматривающее печать платежного документа. В сфере перевозок этот платежный документ называется ПРОЕЗДНЫМ ДОКУМЕНТОМ (БИЛЕТОМ).
Право принятия наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов предусмотрено в ряде случаев, включающем продажу проездных документов, билетов в городском электрическом транспорте, в пунктах их продажи. При этом применяется бланк документа с определенной степенью защиты каждого факта приема наличных денежных средств (далее – билет на БСО), информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Указанный способ оплаты проезда регулируется рассматриваемым Проектом, включая случаи реализации билетов на бланках БСО на одну поездку кондукторами (до следующего после посадки остановочного пункта маршрута), а также водителями или посредством их покупки в пунктах продажи проездных документов (до начала поездки).
Вместе с тем нет ясности в каком из этих случаев необходима отметка компостера транспортного средства.
В этой связи представляется целесообразным конкретизировать, что отметка в компостере транспортного средства необходима в случае покупки билета на одну поездку в пункте продажи проездных документов или у водителя.
---------------------------------------------------
Расчет пассажиром в БЕЗНАЛИЧНОЙ форме осуществляется посредством банковских платежных карточек.
Применительно к рассматриваемому Проекту термину банковская платежная карточка соответствует термин ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ, который может быть на одну поездку и многоразовым.
Подтверждением оплаты проезда при использовании электронного билета на одну поездку является электронная запись, сформированная в автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда.
Подтверждением оплаты проезда при использовании электронного билета многоразового пользования является отметкой в ВАЛИДАТОРЕ данного транспортного средства. ВАЛИДАТОР - УСТРОЙСТВО, предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в городском электрическом транспорте посредством электронного билета, применяемое при автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда.
Таким образом, применение электронного билета подразумевает использование автоматизированной системы оплаты и контроля оплаты проезда.
Данный вывод подтверждается и п. 41 Проекта, согласно которого одной из обязанностей пассажира является обязанность приложить электронный билет для проверки к терминалу контролирующего лица при проверке полноты оплаты проезда в транспортном средстве, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда.
Вместе с тем, определение термину «ТЕРМИНАЛ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ЛИЦА» не содержит ни рассматриваемый Проект, ни действующие в настоящее время Правила перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, ни Закон Республики Беларусь от 05.05.2014 N 141-З "О городском электрическом транспорте и метрополитене".
Исходя из аналогии Закона, согласно действующих в настоящее время Правил автомобильных перевозках пассажиров (очевидна применяемая рассматриваемым Проектом аналогия из этих Правил), под схожим термином «ТЕРМИНАЛ РАБОТНИКА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗОРСКОЙ СЛУЖБЫ» подразумеваются ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА для проверки полноты оплаты проезда пассажирами.
На основании вышеизложенного в отношении БЕЗНАЛИЧНОЙ оплаты проезда очевидна взаимосвязь применяемых при этом способе оплаты электронных билетов (для пассажиров), транспортных средств, оборудованных автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда (для перевозчиков) и терминалов (для контролирующих лиц).
В этой связи становится очевидным наличие пробела в отношении такого способа оплаты как ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ.
Статья 274. «Электронные деньги» Банковского кодекса Республики Беларусь:
Электронные деньги - ХРАНЯЩИЕСЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ЕДИНИЦЫ СТОИМОСТИ, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства и принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов как с лицом, выпустившим в обращение данные единицы стоимости, так и с иными юридическими и физическими лицами, а также выражающие сумму обязательства этого лица по возврату денежных средств любому юридическому или физическому лицу при предъявлении данных единиц стоимости.
Выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег проводится банком на основании лицензии на осуществление банковской деятельности.
Порядок выпуска в обращение (эмиссии) электронных денег устанавливается Национальным банком.
На первый взгляд с термином «хранящиеся в электронном виде единицы стоимости» согласуется термин, применяемый в Проекте «электронная запись в информационной системе продажи билетов» в качестве разновидности «ПРОЕЗДНОГО ДОКУМЕНТА».
Причем, в соответствии с Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 N 201, эта электронная запись соответствует «ИСПОЛЬЗОВАНИЮ» электронных денег в части переведенных электронных денег держателем другому лицу из одного электронного кошелька в другой электронный кошелек в рамках одной системы расчетов. Электронные деньги номинируются в белорусских рублях и хранятся в электронном кошельке. Под ним понимается устройство, которое содержит такие деньги и обеспечивает доступ к ним. Электронным кошельком может быть пластиковая карточка, программное обеспечение компьютера или иное устройство. К электронным деньгам не относятся хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, выражающие сумму обязательств эмитента перед держателями и принимаемые в качестве средства платежа исключительно эмитентом.
К электронным деньгам не относятся единицы стоимости, хранящиеся на пластиковых карточках, программном обеспечении компьютера или ином устройстве, выданные конкретным предприятием, за которые можно купить определенное количество товаров или услуг. Эти ПРЕДОПЛАЧЕННЫЕ финансовые продукты принимает только то лицо, которое их выпустило в обращение.
В этой связи представляется, что рассматриваемым Проектом недостаточно урегулированы отношения, складывающиеся между пассажиром (потребителем, плательщиком), перевозчиком (поставщиком услуги, получателем денежных средств) в лице его представителей: водителя, кондуктора, а также контролирующими лицами (законодательно уполномоченными представителями государства на проверку надлежащего исполнения гражданско-правовых обязанностей сторон в соответствии с заключенным согласно ст. 740 ГК договором перевозки пассажира) при использовании электронных денег.
Представляется целесообразным урегулировать эти отношения, причем на начальном этапе – исходя из складывающейся практики.
В частности, расчеты электронными деньгами сейчас могут совершаться посредством инициирования платежей при использовании QR-кода - двумерной оптической метки, содержащей закодированную информацию (включая реквизиты в соответствии с договором, заключенным организацией либо индивидуальным предпринимателем с банком), используемую при проведении расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством. При этом производится перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) в электронный кошелек юридического лица или индивидуального предпринимателя - получателя (продавца). Аналогичный механизм может использоваться для осуществления платежей непосредственно с банковского счета покупателя на счет продавца.
На практике пассажир, используя устройство, на котором установлено мобильное приложение, зайдя в трамвай, троллейбус (электробус), сканирует QR-код (получает реквизиты и иные данные для оплаты проезда), осуществляет с использованием мобильного приложения перевод электронных денег с электронного кошелька к которому имеет доступ на электронный кошелек перевозчика - получателя денежных средств.
Применяется для оплаты проезда на одну поездку.
Таким образом в качестве одного из возможных вариантов устранения вышеназванного правового пробела предлагаю внести в рассматриваемые Правила дополнения, предусматривающие что:
1. автоматизированная система оплаты и контроля оплаты проезда – применяемая перевозчиком пассажиров городским электрическим транспортом по согласованию с заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении либо определенным им оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом совокупность устройств, включая устройства, использующие пластиковые карточки, программное обеспечение и обеспечивающих:
пассажира - возможностью оплаты проезда с использованием безналичных денежных средств, электронных денег при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений и получения электронного билета;
кондуктора либо водителя, а также контролирующих лиц – возможностью получения информации, содержащейся в электронной записи (электронном билете).
2. проездные документы могут быть выполнены на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе, а также в виде электронной записи в информационной системе продажи билетов либо автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда (п. 25), что одновременно устранит имеющееся противоречие с п. 26.
3. оплата проезда может производиться до следующего после посадки остановочного пункта маршрута - посредством платежей при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений (п. 29).
4. пассажир обязан при проверке полноты оплаты проезда в транспортном средстве, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, приложить электронный билет для проверки к терминалу контролирующего лица, а равно выполнить на устройстве, с использованием которого оплачен проезд, действия, предоставляющие кондуктору либо водителю, а также контролирующим лицам доступ к информации, содержащейся в электронной записи (электронном билете) (п. 41).
5. при проезде в городском электрическом транспорте без проездного документа, с проездным документом, не соответствующим выполняемой перевозке пассажира, электронным билетом на определенное количество поездок без отметки в валидаторе, билетом на одну поездку, приобретенном в пункте продажи проездных документов или у водителя, без отметки компостера, в случаях непредъявления проездного документа контролирующему лицу для проверки, или документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда, а также в случаях не выполнения по требованию контролирующего лица на устройстве, с использованием которого оплачен проезд, действий, предоставляющих доступ к информации, содержащейся в электронной записи (электронном билете), пассажир считается безбилетным (п. 42.).
20.07.2020 11:42:57
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться