[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703»
Документ, в который вносятся изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».
”Информация о цене пищевых продуктов за 1 килограмм или 1 литр указывается на ценниках, в иных информационных источниках шрифтом, размер которого должен быть не менее половины размера шрифта, используемого для указания цены за единицу таких товаров.“
Одобряю! А то сейчас таким шрифтом бывает печатают в пару миллиметров, что я сам не вижу, не то, что пожилые люди. Саморегулирование в данном случае, к сожалению, не сработало.
21.08.2020 01:30:59
Александр Сидоревич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Белорусская Автомобильная ассоциация предлагает:
1) поддержать внесение в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее - Правила продажи товаров), определения понятия "распродажа". Полагаем, что нормативное закрепление определения понятия "распродажа" будет способствовать недопущению нарушения прав потребителей, а именно будет препятствовать введению их в заблуждения относительно характера изменения цен на товары в торговом объекте. В частности должна пресекаться недобросовестная практика объявления в рекламе о распродаже при фактически заблаговременном повышении цен на товары включенные в распродажу, компенсирующем объявленную при распродаже скидку. Такого рода практика ввиду расхождения с нормативным определением понятия "распродажа" будет признаваться ненадлежащей рекламой и повлечет предусмотренные законодательством о рекламе последствия для субъектов хозяйствования.
2) высказаться против дополнения Правил продажи товаров главой 15 "Правила проведения распродаж и иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров" ввиду нижеследующего. Предложенные проектом правила проведения распродаж устанавливают:
- ограниченный перечень форм проведения распродаж и иных форм стимулирования продажи товаров (п. 108); следовательно с момента принятия данного постановления каждый отдел маркетинга на предприятии должен будет ограничиваться исключительно тем набором форм стимулирования продаж, которые установлены правилами; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- условия, при соблюдении которых допускается проведение распродаж (п. 109), в частности, 15 - дневный период, в течение которого фиксируется нижний потолок цен, отталкиваясь от которого должна начинаться распродажа; в условиях динамичного изменения рыночной ситуации, в т.ч. в результате резких колебаний курса национальной валюты, такие требования являются дополнительных административным ограничением и фактически вмешательством в ценообразование на товары, не подлежащие государственному регулированию цен; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- устанавливается требование обязательного принятия локального акта о порядке проведения распродаж и иных мероприятий стимулирования продажи товаров (п. 111) полагаем, что предприятия вправе самостоятельно определять порядок оформления проведения такого рода мероприятий; в свою очередь отсутствие каких-либо локальных актов не должно признаваться нарушением правил проведение распродаж;
- устанавливается право на выпуск дисконтных, накопительных и иных подобных карт (п. 112) непонятно зачем на уровне постановления Совмина закреплять право, которое и так существует и давно реализуется всеми субъектами хозяйствования
В целом введение правил проведения распродаж противоречит установленным законодательными актами целям раскрепощения деловой активности и устранения излишних бюрократических требований к субъектам хозяйствования. Еще неделю назад проводился опрос на эту тему и странно сейчас видеть проект постановления, в котором как раз и содержатся такие излишние бюрократические требования.
Цели же защиты прав потребителей от злоупотребления их доверием при использовании в рекламе понятия "распродажа" должны реализовываться через механизм идентификации и пресечения ненадлежащей рекламы (что является прямой обязанностью МАРТ).
24.08.2020 09:10:34
Анастасия
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
1
Добрый день,
1. Полагаем, что в термин «бывшие в употреблении непродовольственные товары» ошибочно вставлена фраза «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Если читать буквально, то любой товар приняты в торговый объект на реализацию на условиях договора комиссии (в том числе новый) приравнивается к торговле бывшими в употреблении товарами, что неверно. Поставщики и продавцы в своих отношениях имеют право использовать разные договорные схемы, т.е. следует отличать форму розничной торговли «комиссионная торговля» и «непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Предлагаем фразу «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию» исключить.
2. Также из определения бывших в употреблении непродовольственных товаров либо из норм п. 73 должно явно следовать, что запреты и ограничения в отношении таких товаров не распространяются на образцы товаров, которые могут быть согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания после проверки их качества. Это связана с тем, что с одной стороны такие товары будучи выставленными в качестве образцов, с одной стороны, эксплуатируются продавцом, т.е. могут подпадать под определение «бывших в употреблении непродовольственных товаров», но с другой стороны, совершено нецелесообразно торговым объектам под эти товары держать отдельные секции или отдавать их на реализацию третьим лицам. В торговли сейчас принято такие образцы после оценки их качества продавать с уценкой (т.е. со скидкой) с соответствующим информированием в той же секции (отделе).
Ч. 2 п.73 предлагаем сформулировать. Продажа бывших в употреблении непродовольственных товаров, не указанных в части первой настоящего пункта, за исключением товаров, выставленных в качестве образца, букинистических изданий, в одном товарном отделе (секции) вместе с новыми товарами не допускается.
С уважением, представитель розницы сложно-технических товаров.
28.08.2020 11:24:41
Артур
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Добрый день!
Компания ООО "Мода с доставкой" (Lamoda в Беларуси), являясь членом Ассоциации предприятий онлайн-торговли, рассмотрело предлагаемый вариант проекта изменений в Правила № 703.
В целом ООО «Мода с доставкой» поддерживает закрепление на законодательном уровне определения «распродажа», что позволит субъектам хозяйствования идентифицировать подобные мероприятия среди прочих и пользоваться применимым правом. Вместе с тем хотели бы обратить внимание, что предлагаемое проектом определение «распродажи» может вызывать некоторые трудности в правоприменительной практике. Во-первых, первая часть определения «продажа товаров, продукции общественного питания со снижением ранее установленной продавцом цены товаров, продукции общественного питания» полностью соответствует установленному абзацем 10 пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утв. Постановлением Совмина Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703) (далее – Правила № 703) определению «скидки» - снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания. При этом во второй части определения распродажи «в том числе за счет предоставления покупателям скидок, не обусловленных выполнением каких-либо условий» используется непосредственно термин «скидка», что дает основание полагать, что первая часть значительно шире второй и включает последнюю в себя. Но в чем заключается различие между ними – проектом не предусмотрено. Во-вторых, предлагаемое проектом определение позволяет отнести к «распродаже» абсолютно любого рода снижение цены (предоставление скидки), установленной на товар, продукцию общественного питания, если не требуется выполнение каких-либо условий, и сопровождаемое при этом размещением информации о таком снижении – так называемая «red price» (красная цена), которую можно наблюдать на ценниках или в описаниях товаров в интернет-магазинах. При этом размер снижения ранее установленной цены и количество наименований товаров, продукции общественного питания, по которым происходит снижение цены, не имеют значения для целей данного проекта. Например, снижение цены даже на 1% на одно какое-либо наименование позволяет говорить о проведении продавцом распродажи по смыслу документа. И в этом случае у продавца возникает ряд обязанностей, которые он должен соблюсти, чтобы продать товар, продукцию общественного питания на указанных условиях. По нашему мнению, целью проведения продавцом распродажи, как правило, является необходимость в разгрузке собственных складов от продукции, не пользующейся спросом, в том числе с ограниченным сроком хранения, либо по иным экономически обоснованным причинам или при наступлении определенных дат (праздники, важные события, начало или окончание сезона и т.п.). Таким образом в случаях, когда продавец явно не ставит своей целью проведение распродажи по вышеуказанным обстоятельствам, а лишь предоставляет скидку в понимании абзаца 10 пункта 2 Правил № 703 – такие действия не должны подпадать под определение «распродажи» с целым рядом вытекающих требований согласно проекту. В качестве примера можно привести ценовую политику крупных международных брендов, когда розничные продавцы связаны с ними договорными обязательствами по поддержанию определенной цены на рынке с учетом омниканального присутствия бренда в стране (например, бренд осуществляет мониторинг того, чтобы цены в оффлайн и онлайн магазинах существенно не различались, тогда как каждый из описанных каналов продаж строится на отдельном контракте с несколькими отдельными локальными контрагентами). И в случае, если бренд установил скидку на определенный ассортимент товаров, то, закупая новую партию таких товаров, при последующей продаже продавцы указывают установленную брендом цену со скидкой с транслированием первоначальной цены без скидки. Такая практика не может относиться к распродаже, проводимой отдельно взятым розничным продавцом. В то же время с точки же зрения предлагаемого проекта – это будет являться распродажей. Также ООО «Мода с доставкой» хотело бы обратить внимание на условие, предусмотренное абзацем 3 пункта 109 Правил № 703 проекта в части обязанности руководствоваться самой низкой ценой на товар за последние 15 календарных дней без учета скидки, что может негативным образом отразится на клиентском сервисе и проведении различного рода рекламных активностей при продаже товаров, т.к. одни и те же ассортиментные позиции могут попадать в различные группы «распродаж», следующих друг за другом. Например, после распродажи летней коллекции, в которую в том числе входят женские платья, последует распродажа коктейльных нарядов к определенному событию, и в данной ситуации самая низкая цена на товар за последние 15 календарных дней будет цена со скидкой, относящейся к предыдущей распродаже, но никак не стандартная цена без учета скидки. Данный факт означает, что компании будут ограничены сроком в 15 дней на проведение каждой следующей распродажи. В связи с этим просим исключить данный абзац из проекта. Также считаем необходимым высказать мнение относительно пункта 111 Правил № 703 проекта об обязанности закреплять в ЛНПА порядок и условия проведения распродаж, иных мероприятий. В условиях динамично развивающегося рынка и большого количества проводимых акций и предоставляемых скидок – считаем установление данного требования избыточным. Как правило проведением рекламных активностей занимается отдел маркетинга. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам. Пункт 112 Правил № 703 проекта предлагаем дополнить после слова «скидок» словами «и (или) иных преимуществ по сравнению с обычными условиями продажи товаров, продукции общественного питания». Также хотелось бы отметить практические трудности, которые могут возникнуть при реализации пункта 115 Правил № 703 проекта (с учетом пункта 114 Правил), в части необходимости доведения в поле с ценой на сайте интернет-магазина обширной информации с условиями по всем категориям предоставляемых скидок. С учетом всего вышеизложенного, просим Вас уделить особе внимание рассмотрению действительной необходимости включения Главы 15 в Правила № 703 с тем, чтобы окончательная редакция проекта учитывала соблюдение таких основополагающих принципов развития рыночной экономики, как свободное ценообразование и недопустимость принятия актов, ограничивающих конкуренцию.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703»
Общественное обсуждение
4Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 20 по 30 августа 2020 г.
19.08.2020 13:20:57
Пользователь
Одобряю! А то сейчас таким шрифтом бывает печатают в пару миллиметров, что я сам не вижу, не то, что пожилые люди.
Саморегулирование в данном случае, к сожалению, не сработало.
21.08.2020 01:30:59
Пользователь
НОВИЧОК1) поддержать внесение в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее - Правила продажи товаров), определения понятия "распродажа".
Полагаем, что нормативное закрепление определения понятия "распродажа" будет способствовать недопущению нарушения прав потребителей, а именно будет препятствовать введению их в заблуждения относительно характера изменения цен на товары в торговом объекте. В частности должна пресекаться недобросовестная практика объявления в рекламе о распродаже при фактически заблаговременном повышении цен на товары включенные в распродажу, компенсирующем объявленную при распродаже скидку. Такого рода практика ввиду расхождения с нормативным определением понятия "распродажа" будет признаваться ненадлежащей рекламой и повлечет предусмотренные законодательством о рекламе последствия для субъектов хозяйствования.
2) высказаться против дополнения Правил продажи товаров главой 15 "Правила проведения распродаж и иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров" ввиду нижеследующего.
Предложенные проектом правила проведения распродаж устанавливают:
- ограниченный перечень форм проведения распродаж и иных форм стимулирования продажи товаров (п. 108);
следовательно с момента принятия данного постановления каждый отдел маркетинга на предприятии должен будет ограничиваться исключительно тем набором форм стимулирования продаж, которые установлены правилами; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- условия, при соблюдении которых допускается проведение распродаж (п. 109), в частности, 15 - дневный период, в течение которого фиксируется нижний потолок цен, отталкиваясь от которого должна начинаться распродажа;
в условиях динамичного изменения рыночной ситуации, в т.ч. в результате резких колебаний курса национальной валюты, такие требования являются дополнительных административным ограничением и фактически вмешательством в ценообразование на товары, не подлежащие государственному регулированию цен; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- устанавливается требование обязательного принятия локального акта о порядке проведения распродаж и иных мероприятий стимулирования продажи товаров (п. 111)
полагаем, что предприятия вправе самостоятельно определять порядок оформления проведения такого рода мероприятий; в свою очередь отсутствие каких-либо локальных актов не должно признаваться нарушением правил проведение распродаж;
- устанавливается право на выпуск дисконтных, накопительных и иных подобных карт (п. 112)
непонятно зачем на уровне постановления Совмина закреплять право, которое и так существует и давно реализуется всеми субъектами хозяйствования
В целом введение правил проведения распродаж противоречит установленным законодательными актами целям раскрепощения деловой активности и устранения излишних бюрократических требований к субъектам хозяйствования. Еще неделю назад проводился опрос на эту тему и странно сейчас видеть проект постановления, в котором как раз и содержатся такие излишние бюрократические требования.
Цели же защиты прав потребителей от злоупотребления их доверием при использовании в рекламе понятия "распродажа" должны реализовываться через механизм идентификации и пресечения ненадлежащей рекламы (что является прямой обязанностью МАРТ).
24.08.2020 09:10:34
Юрист
НОВИЧОК1. Полагаем, что в термин «бывшие в употреблении непродовольственные товары» ошибочно вставлена фраза «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Если читать буквально, то любой товар приняты в торговый объект на реализацию на условиях договора комиссии (в том числе новый) приравнивается к торговле бывшими в употреблении товарами, что неверно. Поставщики и продавцы в своих отношениях имеют право использовать разные договорные схемы, т.е. следует отличать форму розничной торговли «комиссионная торговля» и «непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Предлагаем фразу «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию» исключить.
2. Также из определения бывших в употреблении непродовольственных товаров либо из норм п. 73 должно явно следовать, что запреты и ограничения в отношении таких товаров не распространяются на образцы товаров, которые могут быть согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания после проверки их качества. Это связана с тем, что с одной стороны такие товары будучи выставленными в качестве образцов, с одной стороны, эксплуатируются продавцом, т.е. могут подпадать под определение «бывших в употреблении непродовольственных товаров», но с другой стороны, совершено нецелесообразно торговым объектам под эти товары держать отдельные секции или отдавать их на реализацию третьим лицам. В торговли сейчас принято такие образцы после оценки их качества продавать с уценкой (т.е. со скидкой) с соответствующим информированием в той же секции (отделе).
Ч. 2 п.73 предлагаем сформулировать.
Продажа бывших в употреблении непродовольственных товаров, не указанных в части первой настоящего пункта, за исключением товаров, выставленных в качестве образца, букинистических изданий, в одном товарном отделе (секции) вместе с новыми товарами не допускается.
С уважением, представитель розницы сложно-технических товаров.
28.08.2020 11:24:41
Пользователь
НОВИЧОККомпания ООО "Мода с доставкой" (Lamoda в Беларуси), являясь членом Ассоциации предприятий онлайн-торговли, рассмотрело предлагаемый вариант проекта изменений в Правила № 703.
В целом ООО «Мода с доставкой» поддерживает закрепление на законодательном уровне определения «распродажа», что позволит субъектам хозяйствования идентифицировать подобные мероприятия среди прочих и пользоваться применимым правом. Вместе с тем хотели бы обратить внимание, что предлагаемое проектом определение «распродажи» может вызывать некоторые трудности в правоприменительной практике.
Во-первых, первая часть определения «продажа товаров, продукции общественного питания со снижением ранее установленной продавцом цены товаров, продукции общественного питания» полностью соответствует установленному абзацем 10 пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утв. Постановлением Совмина Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703) (далее – Правила № 703) определению «скидки» - снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания. При этом во второй части определения распродажи «в том числе за счет предоставления покупателям скидок, не обусловленных выполнением каких-либо условий» используется непосредственно термин «скидка», что дает основание полагать, что первая часть значительно шире второй и включает последнюю в себя. Но в чем заключается различие между ними – проектом не предусмотрено.
Во-вторых, предлагаемое проектом определение позволяет отнести к «распродаже» абсолютно любого рода снижение цены (предоставление скидки), установленной на товар, продукцию общественного питания, если не требуется выполнение каких-либо условий, и сопровождаемое при этом размещением информации о таком снижении – так называемая «red price» (красная цена), которую можно наблюдать на ценниках или в описаниях товаров в интернет-магазинах. При этом размер снижения ранее установленной цены и количество наименований товаров, продукции общественного питания, по которым происходит снижение цены, не имеют значения для целей данного проекта. Например, снижение цены даже на 1% на одно какое-либо наименование позволяет говорить о проведении продавцом распродажи по смыслу документа. И в этом случае у продавца возникает ряд обязанностей, которые он должен соблюсти, чтобы продать товар, продукцию общественного питания на указанных условиях.
По нашему мнению, целью проведения продавцом распродажи, как правило, является необходимость в разгрузке собственных складов от продукции, не пользующейся спросом, в том числе с ограниченным сроком хранения, либо по иным экономически обоснованным причинам или при наступлении определенных дат (праздники, важные события, начало или окончание сезона и т.п.). Таким образом в случаях, когда продавец явно не ставит своей целью проведение распродажи по вышеуказанным обстоятельствам, а лишь предоставляет скидку в понимании абзаца 10 пункта 2 Правил № 703 – такие действия не должны подпадать под определение «распродажи» с целым рядом вытекающих требований согласно проекту.
В качестве примера можно привести ценовую политику крупных международных брендов, когда розничные продавцы связаны с ними договорными обязательствами по поддержанию определенной цены на рынке с учетом омниканального присутствия бренда в стране (например, бренд осуществляет мониторинг того, чтобы цены в оффлайн и онлайн магазинах существенно не различались, тогда как каждый из описанных каналов продаж строится на отдельном контракте с несколькими отдельными локальными контрагентами). И в случае, если бренд установил скидку на определенный ассортимент товаров, то, закупая новую партию таких товаров, при последующей продаже продавцы указывают установленную брендом цену со скидкой с транслированием первоначальной цены без скидки. Такая практика не может относиться к распродаже, проводимой отдельно взятым розничным продавцом. В то же время с точки же зрения предлагаемого проекта – это будет являться распродажей.
Также ООО «Мода с доставкой» хотело бы обратить внимание на условие, предусмотренное абзацем 3 пункта 109 Правил № 703 проекта в части обязанности руководствоваться самой низкой ценой на товар за последние 15 календарных дней без учета скидки, что может негативным образом отразится на клиентском сервисе и проведении различного рода рекламных активностей при продаже товаров, т.к. одни и те же ассортиментные позиции могут попадать в различные группы «распродаж», следующих друг за другом. Например, после распродажи летней коллекции, в которую в том числе входят женские платья, последует распродажа коктейльных нарядов к определенному событию, и в данной ситуации самая низкая цена на товар за последние 15 календарных дней будет цена со скидкой, относящейся к предыдущей распродаже, но никак не стандартная цена без учета скидки. Данный факт означает, что компании будут ограничены сроком в 15 дней на проведение каждой следующей распродажи. В связи с этим просим исключить данный абзац из проекта.
Также считаем необходимым высказать мнение относительно пункта 111 Правил № 703 проекта об обязанности закреплять в ЛНПА порядок и условия проведения распродаж, иных мероприятий. В условиях динамично развивающегося рынка и большого количества проводимых акций и предоставляемых скидок – считаем установление данного требования избыточным. Как правило проведением рекламных активностей занимается отдел маркетинга. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам.
Пункт 112 Правил № 703 проекта предлагаем дополнить после слова «скидок» словами «и (или) иных преимуществ по сравнению с обычными условиями продажи товаров, продукции общественного питания».
Также хотелось бы отметить практические трудности, которые могут возникнуть при реализации пункта 115 Правил № 703 проекта (с учетом пункта 114 Правил), в части необходимости доведения в поле с ценой на сайте интернет-магазина обширной информации с условиями по всем категориям предоставляемых скидок.
С учетом всего вышеизложенного, просим Вас уделить особе внимание рассмотрению действительной необходимости включения Главы 15 в Правила № 703 с тем, чтобы окончательная редакция проекта учитывала соблюдение таких основополагающих принципов развития рыночной экономики, как свободное ценообразование и недопустимость принятия актов, ограничивающих конкуренцию.
С уважением, Lamoda в Беларуси
28.08.2020 15:31:00
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться