[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703»
Документ, в который вносятся изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».
”Информация о цене пищевых продуктов за 1 килограмм или 1 литр указывается на ценниках, в иных информационных источниках шрифтом, размер которого должен быть не менее половины размера шрифта, используемого для указания цены за единицу таких товаров.“
Одобряю! А то сейчас таким шрифтом бывает печатают в пару миллиметров, что я сам не вижу, не то, что пожилые люди. Саморегулирование в данном случае, к сожалению, не сработало.
21.08.2020 01:30:59
Александр Сидоревич
Пользователь
НОВИЧОК
0
1.1
0
Белорусская Автомобильная ассоциация предлагает:
1) поддержать внесение в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее - Правила продажи товаров), определения понятия "распродажа". Полагаем, что нормативное закрепление определения понятия "распродажа" будет способствовать недопущению нарушения прав потребителей, а именно будет препятствовать введению их в заблуждения относительно характера изменения цен на товары в торговом объекте. В частности должна пресекаться недобросовестная практика объявления в рекламе о распродаже при фактически заблаговременном повышении цен на товары включенные в распродажу, компенсирующем объявленную при распродаже скидку. Такого рода практика ввиду расхождения с нормативным определением понятия "распродажа" будет признаваться ненадлежащей рекламой и повлечет предусмотренные законодательством о рекламе последствия для субъектов хозяйствования.
2) высказаться против дополнения Правил продажи товаров главой 15 "Правила проведения распродаж и иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров" ввиду нижеследующего. Предложенные проектом правила проведения распродаж устанавливают:
- ограниченный перечень форм проведения распродаж и иных форм стимулирования продажи товаров (п. 108); следовательно с момента принятия данного постановления каждый отдел маркетинга на предприятии должен будет ограничиваться исключительно тем набором форм стимулирования продаж, которые установлены правилами; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- условия, при соблюдении которых допускается проведение распродаж (п. 109), в частности, 15 - дневный период, в течение которого фиксируется нижний потолок цен, отталкиваясь от которого должна начинаться распродажа; в условиях динамичного изменения рыночной ситуации, в т.ч. в результате резких колебаний курса национальной валюты, такие требования являются дополнительных административным ограничением и фактически вмешательством в ценообразование на товары, не подлежащие государственному регулированию цен; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- устанавливается требование обязательного принятия локального акта о порядке проведения распродаж и иных мероприятий стимулирования продажи товаров (п. 111) полагаем, что предприятия вправе самостоятельно определять порядок оформления проведения такого рода мероприятий; в свою очередь отсутствие каких-либо локальных актов не должно признаваться нарушением правил проведение распродаж;
- устанавливается право на выпуск дисконтных, накопительных и иных подобных карт (п. 112) непонятно зачем на уровне постановления Совмина закреплять право, которое и так существует и давно реализуется всеми субъектами хозяйствования
В целом введение правил проведения распродаж противоречит установленным законодательными актами целям раскрепощения деловой активности и устранения излишних бюрократических требований к субъектам хозяйствования. Еще неделю назад проводился опрос на эту тему и странно сейчас видеть проект постановления, в котором как раз и содержатся такие излишние бюрократические требования.
Цели же защиты прав потребителей от злоупотребления их доверием при использовании в рекламе понятия "распродажа" должны реализовываться через механизм идентификации и пресечения ненадлежащей рекламы (что является прямой обязанностью МАРТ).
24.08.2020 09:10:34
Анастасия
Юрист
НОВИЧОК
0
0.0
1
Добрый день,
1. Полагаем, что в термин «бывшие в употреблении непродовольственные товары» ошибочно вставлена фраза «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Если читать буквально, то любой товар приняты в торговый объект на реализацию на условиях договора комиссии (в том числе новый) приравнивается к торговле бывшими в употреблении товарами, что неверно. Поставщики и продавцы в своих отношениях имеют право использовать разные договорные схемы, т.е. следует отличать форму розничной торговли «комиссионная торговля» и «непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Предлагаем фразу «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию» исключить.
2. Также из определения бывших в употреблении непродовольственных товаров либо из норм п. 73 должно явно следовать, что запреты и ограничения в отношении таких товаров не распространяются на образцы товаров, которые могут быть согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания после проверки их качества. Это связана с тем, что с одной стороны такие товары будучи выставленными в качестве образцов, с одной стороны, эксплуатируются продавцом, т.е. могут подпадать под определение «бывших в употреблении непродовольственных товаров», но с другой стороны, совершено нецелесообразно торговым объектам под эти товары держать отдельные секции или отдавать их на реализацию третьим лицам. В торговли сейчас принято такие образцы после оценки их качества продавать с уценкой (т.е. со скидкой) с соответствующим информированием в той же секции (отделе).
Ч. 2 п.73 предлагаем сформулировать. Продажа бывших в употреблении непродовольственных товаров, не указанных в части первой настоящего пункта, за исключением товаров, выставленных в качестве образца, букинистических изданий, в одном товарном отделе (секции) вместе с новыми товарами не допускается.
С уважением, представитель розницы сложно-технических товаров.
28.08.2020 11:24:41
Артур
Пользователь
НОВИЧОК
0
0.0
9
Добрый день!
Компания ООО "Мода с доставкой" (Lamoda в Беларуси), являясь членом Ассоциации предприятий онлайн-торговли, рассмотрело предлагаемый вариант проекта изменений в Правила № 703.
В целом ООО «Мода с доставкой» поддерживает закрепление на законодательном уровне определения «распродажа», что позволит субъектам хозяйствования идентифицировать подобные мероприятия среди прочих и пользоваться применимым правом. Вместе с тем хотели бы обратить внимание, что предлагаемое проектом определение «распродажи» может вызывать некоторые трудности в правоприменительной практике. Во-первых, первая часть определения «продажа товаров, продукции общественного питания со снижением ранее установленной продавцом цены товаров, продукции общественного питания» полностью соответствует установленному абзацем 10 пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утв. Постановлением Совмина Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703) (далее – Правила № 703) определению «скидки» - снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания. При этом во второй части определения распродажи «в том числе за счет предоставления покупателям скидок, не обусловленных выполнением каких-либо условий» используется непосредственно термин «скидка», что дает основание полагать, что первая часть значительно шире второй и включает последнюю в себя. Но в чем заключается различие между ними – проектом не предусмотрено. Во-вторых, предлагаемое проектом определение позволяет отнести к «распродаже» абсолютно любого рода снижение цены (предоставление скидки), установленной на товар, продукцию общественного питания, если не требуется выполнение каких-либо условий, и сопровождаемое при этом размещением информации о таком снижении – так называемая «red price» (красная цена), которую можно наблюдать на ценниках или в описаниях товаров в интернет-магазинах. При этом размер снижения ранее установленной цены и количество наименований товаров, продукции общественного питания, по которым происходит снижение цены, не имеют значения для целей данного проекта. Например, снижение цены даже на 1% на одно какое-либо наименование позволяет говорить о проведении продавцом распродажи по смыслу документа. И в этом случае у продавца возникает ряд обязанностей, которые он должен соблюсти, чтобы продать товар, продукцию общественного питания на указанных условиях. По нашему мнению, целью проведения продавцом распродажи, как правило, является необходимость в разгрузке собственных складов от продукции, не пользующейся спросом, в том числе с ограниченным сроком хранения, либо по иным экономически обоснованным причинам или при наступлении определенных дат (праздники, важные события, начало или окончание сезона и т.п.). Таким образом в случаях, когда продавец явно не ставит своей целью проведение распродажи по вышеуказанным обстоятельствам, а лишь предоставляет скидку в понимании абзаца 10 пункта 2 Правил № 703 – такие действия не должны подпадать под определение «распродажи» с целым рядом вытекающих требований согласно проекту. В качестве примера можно привести ценовую политику крупных международных брендов, когда розничные продавцы связаны с ними договорными обязательствами по поддержанию определенной цены на рынке с учетом омниканального присутствия бренда в стране (например, бренд осуществляет мониторинг того, чтобы цены в оффлайн и онлайн магазинах существенно не различались, тогда как каждый из описанных каналов продаж строится на отдельном контракте с несколькими отдельными локальными контрагентами). И в случае, если бренд установил скидку на определенный ассортимент товаров, то, закупая новую партию таких товаров, при последующей продаже продавцы указывают установленную брендом цену со скидкой с транслированием первоначальной цены без скидки. Такая практика не может относиться к распродаже, проводимой отдельно взятым розничным продавцом. В то же время с точки же зрения предлагаемого проекта – это будет являться распродажей. Также ООО «Мода с доставкой» хотело бы обратить внимание на условие, предусмотренное абзацем 3 пункта 109 Правил № 703 проекта в части обязанности руководствоваться самой низкой ценой на товар за последние 15 календарных дней без учета скидки, что может негативным образом отразится на клиентском сервисе и проведении различного рода рекламных активностей при продаже товаров, т.к. одни и те же ассортиментные позиции могут попадать в различные группы «распродаж», следующих друг за другом. Например, после распродажи летней коллекции, в которую в том числе входят женские платья, последует распродажа коктейльных нарядов к определенному событию, и в данной ситуации самая низкая цена на товар за последние 15 календарных дней будет цена со скидкой, относящейся к предыдущей распродаже, но никак не стандартная цена без учета скидки. Данный факт означает, что компании будут ограничены сроком в 15 дней на проведение каждой следующей распродажи. В связи с этим просим исключить данный абзац из проекта. Также считаем необходимым высказать мнение относительно пункта 111 Правил № 703 проекта об обязанности закреплять в ЛНПА порядок и условия проведения распродаж, иных мероприятий. В условиях динамично развивающегося рынка и большого количества проводимых акций и предоставляемых скидок – считаем установление данного требования избыточным. Как правило проведением рекламных активностей занимается отдел маркетинга. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам. Пункт 112 Правил № 703 проекта предлагаем дополнить после слова «скидок» словами «и (или) иных преимуществ по сравнению с обычными условиями продажи товаров, продукции общественного питания». Также хотелось бы отметить практические трудности, которые могут возникнуть при реализации пункта 115 Правил № 703 проекта (с учетом пункта 114 Правил), в части необходимости доведения в поле с ценой на сайте интернет-магазина обширной информации с условиями по всем категориям предоставляемых скидок. С учетом всего вышеизложенного, просим Вас уделить особе внимание рассмотрению действительной необходимости включения Главы 15 в Правила № 703 с тем, чтобы окончательная редакция проекта учитывала соблюдение таких основополагающих принципов развития рыночной экономики, как свободное ценообразование и недопустимость принятия актов, ограничивающих конкуренцию.
Вы можете настроить, какие типы файлов cookie будут сохраняться на Вашем устройстве, за исключением необходимых cookie, без которых невозможно функционирование сайта. Полное или частичное отключение cookie может привести к ограничению доступа к функционалу сайта
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703»
Общественное обсуждение
4Прилагаемая информация:
Документ, в который вносятся изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 20 по 30 августа 2020 г.
19.08.2020 13:20:57
Пользователь
Одобряю! А то сейчас таким шрифтом бывает печатают в пару миллиметров, что я сам не вижу, не то, что пожилые люди.
Саморегулирование в данном случае, к сожалению, не сработало.
21.08.2020 01:30:59
Пользователь
НОВИЧОК1) поддержать внесение в Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее - Правила продажи товаров), определения понятия "распродажа".
Полагаем, что нормативное закрепление определения понятия "распродажа" будет способствовать недопущению нарушения прав потребителей, а именно будет препятствовать введению их в заблуждения относительно характера изменения цен на товары в торговом объекте. В частности должна пресекаться недобросовестная практика объявления в рекламе о распродаже при фактически заблаговременном повышении цен на товары включенные в распродажу, компенсирующем объявленную при распродаже скидку. Такого рода практика ввиду расхождения с нормативным определением понятия "распродажа" будет признаваться ненадлежащей рекламой и повлечет предусмотренные законодательством о рекламе последствия для субъектов хозяйствования.
2) высказаться против дополнения Правил продажи товаров главой 15 "Правила проведения распродаж и иных мероприятий, направленных на стимулирование продажи товаров" ввиду нижеследующего.
Предложенные проектом правила проведения распродаж устанавливают:
- ограниченный перечень форм проведения распродаж и иных форм стимулирования продажи товаров (п. 108);
следовательно с момента принятия данного постановления каждый отдел маркетинга на предприятии должен будет ограничиваться исключительно тем набором форм стимулирования продаж, которые установлены правилами; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- условия, при соблюдении которых допускается проведение распродаж (п. 109), в частности, 15 - дневный период, в течение которого фиксируется нижний потолок цен, отталкиваясь от которого должна начинаться распродажа;
в условиях динамичного изменения рыночной ситуации, в т.ч. в результате резких колебаний курса национальной валюты, такие требования являются дополнительных административным ограничением и фактически вмешательством в ценообразование на товары, не подлежащие государственному регулированию цен; такое ограничение считаем незаконным и противоречащим экономической целесообразности;
- устанавливается требование обязательного принятия локального акта о порядке проведения распродаж и иных мероприятий стимулирования продажи товаров (п. 111)
полагаем, что предприятия вправе самостоятельно определять порядок оформления проведения такого рода мероприятий; в свою очередь отсутствие каких-либо локальных актов не должно признаваться нарушением правил проведение распродаж;
- устанавливается право на выпуск дисконтных, накопительных и иных подобных карт (п. 112)
непонятно зачем на уровне постановления Совмина закреплять право, которое и так существует и давно реализуется всеми субъектами хозяйствования
В целом введение правил проведения распродаж противоречит установленным законодательными актами целям раскрепощения деловой активности и устранения излишних бюрократических требований к субъектам хозяйствования. Еще неделю назад проводился опрос на эту тему и странно сейчас видеть проект постановления, в котором как раз и содержатся такие излишние бюрократические требования.
Цели же защиты прав потребителей от злоупотребления их доверием при использовании в рекламе понятия "распродажа" должны реализовываться через механизм идентификации и пресечения ненадлежащей рекламы (что является прямой обязанностью МАРТ).
24.08.2020 09:10:34
Юрист
НОВИЧОК1. Полагаем, что в термин «бывшие в употреблении непродовольственные товары» ошибочно вставлена фраза «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Если читать буквально, то любой товар приняты в торговый объект на реализацию на условиях договора комиссии (в том числе новый) приравнивается к торговле бывшими в употреблении товарами, что неверно. Поставщики и продавцы в своих отношениях имеют право использовать разные договорные схемы, т.е. следует отличать форму розничной торговли «комиссионная торговля» и «непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию». Предлагаем фразу «и (или) непродовольственные товары, принятые по соглашению между комиссионером и комитентом на комиссию» исключить.
2. Также из определения бывших в употреблении непродовольственных товаров либо из норм п. 73 должно явно следовать, что запреты и ограничения в отношении таких товаров не распространяются на образцы товаров, которые могут быть согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания после проверки их качества. Это связана с тем, что с одной стороны такие товары будучи выставленными в качестве образцов, с одной стороны, эксплуатируются продавцом, т.е. могут подпадать под определение «бывших в употреблении непродовольственных товаров», но с другой стороны, совершено нецелесообразно торговым объектам под эти товары держать отдельные секции или отдавать их на реализацию третьим лицам. В торговли сейчас принято такие образцы после оценки их качества продавать с уценкой (т.е. со скидкой) с соответствующим информированием в той же секции (отделе).
Ч. 2 п.73 предлагаем сформулировать.
Продажа бывших в употреблении непродовольственных товаров, не указанных в части первой настоящего пункта, за исключением товаров, выставленных в качестве образца, букинистических изданий, в одном товарном отделе (секции) вместе с новыми товарами не допускается.
С уважением, представитель розницы сложно-технических товаров.
28.08.2020 11:24:41
Пользователь
НОВИЧОККомпания ООО "Мода с доставкой" (Lamoda в Беларуси), являясь членом Ассоциации предприятий онлайн-торговли, рассмотрело предлагаемый вариант проекта изменений в Правила № 703.
В целом ООО «Мода с доставкой» поддерживает закрепление на законодательном уровне определения «распродажа», что позволит субъектам хозяйствования идентифицировать подобные мероприятия среди прочих и пользоваться применимым правом. Вместе с тем хотели бы обратить внимание, что предлагаемое проектом определение «распродажи» может вызывать некоторые трудности в правоприменительной практике.
Во-первых, первая часть определения «продажа товаров, продукции общественного питания со снижением ранее установленной продавцом цены товаров, продукции общественного питания» полностью соответствует установленному абзацем 10 пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утв. Постановлением Совмина Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703) (далее – Правила № 703) определению «скидки» - снижение продавцом установленной им розничной цены товаров, продукции общественного питания. При этом во второй части определения распродажи «в том числе за счет предоставления покупателям скидок, не обусловленных выполнением каких-либо условий» используется непосредственно термин «скидка», что дает основание полагать, что первая часть значительно шире второй и включает последнюю в себя. Но в чем заключается различие между ними – проектом не предусмотрено.
Во-вторых, предлагаемое проектом определение позволяет отнести к «распродаже» абсолютно любого рода снижение цены (предоставление скидки), установленной на товар, продукцию общественного питания, если не требуется выполнение каких-либо условий, и сопровождаемое при этом размещением информации о таком снижении – так называемая «red price» (красная цена), которую можно наблюдать на ценниках или в описаниях товаров в интернет-магазинах. При этом размер снижения ранее установленной цены и количество наименований товаров, продукции общественного питания, по которым происходит снижение цены, не имеют значения для целей данного проекта. Например, снижение цены даже на 1% на одно какое-либо наименование позволяет говорить о проведении продавцом распродажи по смыслу документа. И в этом случае у продавца возникает ряд обязанностей, которые он должен соблюсти, чтобы продать товар, продукцию общественного питания на указанных условиях.
По нашему мнению, целью проведения продавцом распродажи, как правило, является необходимость в разгрузке собственных складов от продукции, не пользующейся спросом, в том числе с ограниченным сроком хранения, либо по иным экономически обоснованным причинам или при наступлении определенных дат (праздники, важные события, начало или окончание сезона и т.п.). Таким образом в случаях, когда продавец явно не ставит своей целью проведение распродажи по вышеуказанным обстоятельствам, а лишь предоставляет скидку в понимании абзаца 10 пункта 2 Правил № 703 – такие действия не должны подпадать под определение «распродажи» с целым рядом вытекающих требований согласно проекту.
В качестве примера можно привести ценовую политику крупных международных брендов, когда розничные продавцы связаны с ними договорными обязательствами по поддержанию определенной цены на рынке с учетом омниканального присутствия бренда в стране (например, бренд осуществляет мониторинг того, чтобы цены в оффлайн и онлайн магазинах существенно не различались, тогда как каждый из описанных каналов продаж строится на отдельном контракте с несколькими отдельными локальными контрагентами). И в случае, если бренд установил скидку на определенный ассортимент товаров, то, закупая новую партию таких товаров, при последующей продаже продавцы указывают установленную брендом цену со скидкой с транслированием первоначальной цены без скидки. Такая практика не может относиться к распродаже, проводимой отдельно взятым розничным продавцом. В то же время с точки же зрения предлагаемого проекта – это будет являться распродажей.
Также ООО «Мода с доставкой» хотело бы обратить внимание на условие, предусмотренное абзацем 3 пункта 109 Правил № 703 проекта в части обязанности руководствоваться самой низкой ценой на товар за последние 15 календарных дней без учета скидки, что может негативным образом отразится на клиентском сервисе и проведении различного рода рекламных активностей при продаже товаров, т.к. одни и те же ассортиментные позиции могут попадать в различные группы «распродаж», следующих друг за другом. Например, после распродажи летней коллекции, в которую в том числе входят женские платья, последует распродажа коктейльных нарядов к определенному событию, и в данной ситуации самая низкая цена на товар за последние 15 календарных дней будет цена со скидкой, относящейся к предыдущей распродаже, но никак не стандартная цена без учета скидки. Данный факт означает, что компании будут ограничены сроком в 15 дней на проведение каждой следующей распродажи. В связи с этим просим исключить данный абзац из проекта.
Также считаем необходимым высказать мнение относительно пункта 111 Правил № 703 проекта об обязанности закреплять в ЛНПА порядок и условия проведения распродаж, иных мероприятий. В условиях динамично развивающегося рынка и большого количества проводимых акций и предоставляемых скидок – считаем установление данного требования избыточным. Как правило проведением рекламных активностей занимается отдел маркетинга. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам.
Пункт 112 Правил № 703 проекта предлагаем дополнить после слова «скидок» словами «и (или) иных преимуществ по сравнению с обычными условиями продажи товаров, продукции общественного питания».
Также хотелось бы отметить практические трудности, которые могут возникнуть при реализации пункта 115 Правил № 703 проекта (с учетом пункта 114 Правил), в части необходимости доведения в поле с ценой на сайте интернет-магазина обширной информации с условиями по всем категориям предоставляемых скидок.
С учетом всего вышеизложенного, просим Вас уделить особе внимание рассмотрению действительной необходимости включения Главы 15 в Правила № 703 с тем, чтобы окончательная редакция проекта учитывала соблюдение таких основополагающих принципов развития рыночной экономики, как свободное ценообразование и недопустимость принятия актов, ограничивающих конкуренцию.
С уважением, Lamoda в Беларуси
28.08.2020 15:31:00
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться