[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы»
Не могу открыть PDF файлы проектов. Ссылки работают?
08.04.2021 19:16:50
Григорий Стефанович
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ
0
847.4
843
Dzenis Pipko, файлы открываются.
09.04.2021 05:58:50
Александр Винчевский
Пользователь
НОВИЧОК
0
7.7
0
общественная организация "Ахова птушак Бацькаўшчыны": Замечания и предложения по проекту Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы В приложении к «Стратегии по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.04.2015 № 361 указаны следующие «Биофизические и социально-экономические индикаторы, гармонизированные со стратегическими целями реализации Конвенции», которые никак не отражены в обсуждаемом Плане: площадь и доля биосферных резерватов (тыс. га и процентов от площади страны). В предложенном проекте Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы (далее – План) не продемонстрированы «долгосрочные комплексные стратегии, направленные одновременно на повышение продуктивности земель и на восстановление, сохранение и устойчивое и рациональное использование земельных и водных ресурсов», как того требует пункт 2 Рамочной стратегии Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (далее – КБО ООН) на 2018–2030 годы (далее – Рамочная стратегия). Основной упор в Плане делается на различные инвентаризации и дальнейшее использование земель так, как они уже используются, что особенно очевидно в предложенных мероприятиях, связанных с сельскохозяйственными землями. Однако согласно официальной статистике площадь деградированных земель (нарушенных и неиспользуемых) растет с каждым годом, и за 2014-2020 выросла на 0,6%. Хочется отметить, что в плане не представлены мероприятия, обеспечивающие преодоление последствий засухи. В не планируется хотя бы частичная переориентации использования осушенных торфяников с сухого земледелия, ускоряющего деградацию земель, на влажные палудикультуры (Закон Республики Беларусь Об охране и использовании торфяников), которые повышают устойчивость земель к засухам, изменению климата и замедляют их деградацию [4], [5]. Палудикультуры не планируются даже в качестве эксперимента. План предполагает разработку рекомендаций по ренатурализации выработанных торфяных месторождений для создания насаждений ольхи черной. Но указанная ренатурализация может быть применена в большинстве своем на торфяниках, которые не относятся к сельскохозяйственным землям. Однако большинство деградированных торфяников сейчас используются в сельском хозяйстве, а 34% сельскохозяйственных земель находятся на осушенных территориях. Национальное законодательство, связанное с сельским хозяйством, устроено таким образом, что массово использовать эти земли для выращивания на них ольхи черной невозможно. Необходимо включить в План развитие влажного сельского хозяйства (палудикультуры) на сельскохозяйственных землях на мелиорированных торфяниках. Таким образом, это также будет способствовать достижению цели 4 Рамочной стратегии за счет уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу. Все мероприятия, представленные в Плане, не помогают достижению стратегической цели 2 Рамочной стратегии. Например, не указаны мероприятия, улучшающие «продовольственную безопасность и надлежащий доступ к воде для населения затрагиваемых районов или способствующие диверсификации источников средств существования для людей в затрагиваемых районах». Как будут расширены «права и возможности местного населения, особенно женщин и молодежи, и их участие в процессах принятия решений, касающихся борьбы с опустыниванием, деградацией земель и засухой»? Например, те же научно-практические конференции и семинары, судя по названию и организаторам, будут рассчитаны на научных сотрудников, а не местных жителей. Каким образом осуществится «существенное сокращение миграции, обусловленной опустыниванием и деградацией земель»? Также в Плане отсутствуют мероприятия, которые задействуют организации гражданского общества, общественные объединения и местные органы власти (тут самым низким уровнем являются облисполкомы). Планом предусмотрены мероприятия, предполагающих создание карт (почвенных, сельскохозяйственных), однако, во-первых, практика показывает, что данные карты будут выпущены с грифом «Для служебного пользования» либо мелкого масштаба и таким образом не будут доступны для применения обычному населению. Также считаем необходимым включение в План создание карты земель, подверженных деградации, с сортировкой по типам и формам деградации, доступной для всех желающих, а также доступной для скачивания в формате «шейп-файла». Мероприятия Плана не затрагивают проблему периодически возникающих пыльных бурь, особенно на юго-востоке страны. Необходимо налаживать систему прогнозирования и предупреждения таких явлений. К сожалению, в Плане не были учтены основные задачи, озвученные заместителем начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андреем Кузьмичом, озвученные в июне 2020, в частности нет комплексных решений для «благоприятствования удержанию влаги в почве, поднятию уровня грунтовых вод», а также «создание полезащитных насаждений» [6]. За 50 лет последние значительно сократились (с 7,5 тыс. га до 1,5 тыс. га.), что негативно влияет на экологическое и экономическое состояние регионов. Пункт 24 Плана, конечно, важен, однако должен быть добавлен отдельный пункт, предусматривающий восстановление полезащитных древесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в категории реализации практических мер. В целом Беларусь взяла на себя обязательства по сокращению площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами – к 2020 году – не более 200 тыс. га, к 2030 году – не более 190 тыс. га, что является числом нулевого прироста деградации, однако без изменения практик землепользования на осушенных торфяных почвах, их деградация не только не замедлится, а наоборот ускорится [5]. Это проблема известна уже давно, например, по подсчетам академика НАН РБ Н.Н. Бамбалова только на Полесье к 2020 году деградированных торфяных почв должно было быть 135 тыс. га [1]. В том числе, последние результаты наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь показывают ухудшение состояния осушенных почв [2], численно за последнее десятилетие площадь деградированных торфяных почв увеличилась на почти 2% на сельскохозяйственных землях и на 1% – на пахотных [3]. Но по неясной причине эта серьезная проблема не нашла отражение в Плане. Также Беларусь в рамках КБО ООН брала обязательства сохранить 30 тыс. га открытых болот, 40 тыс. га заливных лугов, 160 тыс. га болот. В Плане нет никаких упоминаний про эти цели. Предлагаем внести в План развитие и продвижение органического земледелия среди сельскохозяйственных организаций, которыми владеет государство. Еще одной целью, которую озвучивала Беларусь в рамках КБО ООН было уменьшить показатель общей пестицидной нагрузки на почвы к 2020 году – не более 2,7 кг пестицидов на 1 га пашни, к 2030 году – не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни. Так как 2020 год уже прошел, считаем необходимым откорректировать пункт 13 Плана с учетом показателя не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни. Использованные источники: 1. Бамбалов, Н.Н. Деградация торфяных почв Полесья // Вестник Полесского государственного университета. Серия природоведческих наук. №1. – Пинск, 2008. – С. 54-59. 2. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2019 год / Под общей редакцией Е.П.Богодяж – Минск, Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды. – 2020. – 493 с., ил. 452. 3. Осушенные торфяные и дегроторфяные почвы в составе сельскохозяйственных земель Республики Беларусь: практическое пособие /В.В. Лапа [и др.]; под ред. В.В. Лапа; Ин-т почвоведения и агрохимии. Минск: ИВЦ Минфина, 2018. 215 с. 4. Biancalani, R., Avagyan, A. (eds.). 2014. Towards climate-responsible peatlands management. FAO, Rome. 114 pp. Режим доступа: http://www.fao.org/3/i4029e/i4029e.pdf. 5. Joosten, H., Tapio-Biström, M.-L., Tol, S. (eds.). 2012. Peatlands – guidance for climate change mitigation through conservation, rehabilitation and sustainable use. FAO, Rome. 100 pp. Режим доступа: http://www.fao.org/3/an762e/an762e.pdf. 6. В Беларуси подготовят нацплан действий по предотвращению деградации земель до 2025 года. БЕЛТА. 16.06.2020. Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-podgotovjat-natsplan-dejstvij-po-predotvrascheniju-degradatsii-zemel-do-2025-goda-394915-2020/.
[ Закрыто ] Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы»
Общественное обсуждение
3Прилагаемая информация:
Организатор общественного обсуждения:
Сроки проведения обсуждения: с 6 по 16 апреля 2021 г.
05.04.2021 07:36:51
Пользователь
НОВИЧОК08.04.2021 19:16:50
Юрист
ПРОФЕССИОНАЛ09.04.2021 05:58:50
Пользователь
НОВИЧОКВ приложении к «Стратегии по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.04.2015 № 361 указаны следующие «Биофизические и социально-экономические индикаторы, гармонизированные со стратегическими целями реализации Конвенции», которые никак не отражены в обсуждаемом Плане: площадь и доля биосферных резерватов (тыс. га и процентов от площади страны).
В предложенном проекте Национального плана действий по предотвращению деградации земель (почв) на 2021 – 2025 годы (далее – План) не продемонстрированы «долгосрочные комплексные стратегии, направленные одновременно на повышение продуктивности земель и на восстановление, сохранение и устойчивое и рациональное использование земельных и водных ресурсов», как того требует пункт 2 Рамочной стратегии Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (далее – КБО ООН) на 2018–2030 годы (далее – Рамочная стратегия). Основной упор в Плане делается на различные инвентаризации и дальнейшее использование земель так, как они уже используются, что особенно очевидно в предложенных мероприятиях, связанных с сельскохозяйственными землями. Однако согласно официальной статистике площадь деградированных земель (нарушенных и неиспользуемых) растет с каждым годом, и за 2014-2020 выросла на 0,6%.
Хочется отметить, что в плане не представлены мероприятия, обеспечивающие преодоление последствий засухи. В не планируется хотя бы частичная переориентации использования осушенных торфяников с сухого земледелия, ускоряющего деградацию земель, на влажные палудикультуры (Закон Республики Беларусь Об охране и использовании торфяников), которые повышают устойчивость земель к засухам, изменению климата и замедляют их деградацию [4], [5]. Палудикультуры не планируются даже в качестве эксперимента. План предполагает разработку рекомендаций по ренатурализации выработанных торфяных месторождений для создания насаждений ольхи черной. Но указанная ренатурализация может быть применена в большинстве своем на торфяниках, которые не относятся к сельскохозяйственным землям. Однако большинство деградированных торфяников сейчас используются в сельском хозяйстве, а 34% сельскохозяйственных земель находятся на осушенных территориях. Национальное законодательство, связанное с сельским хозяйством, устроено таким образом, что массово использовать эти земли для выращивания на них ольхи черной невозможно. Необходимо включить в План развитие влажного сельского хозяйства (палудикультуры) на сельскохозяйственных землях на мелиорированных торфяниках. Таким образом, это также будет способствовать достижению цели 4 Рамочной стратегии за счет уменьшения выбросов парниковых газов в атмосферу.
Все мероприятия, представленные в Плане, не помогают достижению стратегической цели 2 Рамочной стратегии. Например, не указаны мероприятия, улучшающие «продовольственную безопасность и надлежащий доступ к воде для населения затрагиваемых районов или способствующие диверсификации источников средств существования для людей в затрагиваемых районах». Как будут расширены «права и возможности местного населения, особенно женщин и молодежи, и их участие в процессах принятия решений, касающихся борьбы с опустыниванием, деградацией земель и засухой»? Например, те же научно-практические конференции и семинары, судя по названию и организаторам, будут рассчитаны на научных сотрудников, а не местных жителей. Каким образом осуществится «существенное сокращение миграции, обусловленной опустыниванием и деградацией земель»?
Также в Плане отсутствуют мероприятия, которые задействуют организации гражданского общества, общественные объединения и местные органы власти (тут самым низким уровнем являются облисполкомы).
Планом предусмотрены мероприятия, предполагающих создание карт (почвенных, сельскохозяйственных), однако, во-первых, практика показывает, что данные карты будут выпущены с грифом «Для служебного пользования» либо мелкого масштаба и таким образом не будут доступны для применения обычному населению. Также считаем необходимым включение в План создание карты земель, подверженных деградации, с сортировкой по типам и формам деградации, доступной для всех желающих, а также доступной для скачивания в формате «шейп-файла».
Мероприятия Плана не затрагивают проблему периодически возникающих пыльных бурь, особенно на юго-востоке страны. Необходимо налаживать систему прогнозирования и предупреждения таких явлений.
К сожалению, в Плане не были учтены основные задачи, озвученные заместителем начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андреем Кузьмичом, озвученные в июне 2020, в частности нет комплексных решений для «благоприятствования удержанию влаги в почве, поднятию уровня грунтовых вод», а также «создание полезащитных насаждений» [6]. За 50 лет последние значительно сократились (с 7,5 тыс. га до 1,5 тыс. га.), что негативно влияет на экологическое и экономическое состояние регионов. Пункт 24 Плана, конечно, важен, однако должен быть добавлен отдельный пункт, предусматривающий восстановление полезащитных древесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения в категории реализации практических мер.
В целом Беларусь взяла на себя обязательства по сокращению площади деградированных осушенных земель с торфяными почвами – к 2020 году – не более 200 тыс. га, к 2030 году – не более 190 тыс. га, что является числом нулевого прироста деградации, однако без изменения практик землепользования на осушенных торфяных почвах, их деградация не только не замедлится, а наоборот ускорится [5]. Это проблема известна уже давно, например, по подсчетам академика НАН РБ Н.Н. Бамбалова только на Полесье к 2020 году деградированных торфяных почв должно было быть 135 тыс. га [1]. В том числе, последние результаты наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь показывают ухудшение состояния осушенных почв [2], численно за последнее десятилетие площадь деградированных торфяных почв увеличилась на почти 2% на сельскохозяйственных землях и на 1% – на пахотных [3]. Но по неясной причине эта серьезная проблема не нашла отражение в Плане.
Также Беларусь в рамках КБО ООН брала обязательства сохранить 30 тыс. га открытых болот, 40 тыс. га заливных лугов, 160 тыс. га болот. В Плане нет никаких упоминаний про эти цели.
Предлагаем внести в План развитие и продвижение органического земледелия среди сельскохозяйственных организаций, которыми владеет государство.
Еще одной целью, которую озвучивала Беларусь в рамках КБО ООН было уменьшить показатель общей пестицидной нагрузки на почвы к 2020 году – не более 2,7 кг пестицидов на 1 га пашни, к 2030 году – не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни. Так как 2020 год уже прошел, считаем необходимым откорректировать пункт 13 Плана с учетом показателя не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни.
Использованные источники:
1. Бамбалов, Н.Н. Деградация торфяных почв Полесья // Вестник Полесского государственного университета. Серия природоведческих наук. №1. – Пинск, 2008. – С. 54-59.
2. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2019 год / Под общей редакцией Е.П.Богодяж – Минск, Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды. – 2020. – 493 с., ил. 452.
3. Осушенные торфяные и дегроторфяные почвы в составе сельскохозяйственных земель Республики Беларусь: практическое пособие /В.В. Лапа [и др.]; под ред. В.В. Лапа; Ин-т почвоведения и агрохимии. Минск: ИВЦ Минфина, 2018. 215 с.
4. Biancalani, R., Avagyan, A. (eds.). 2014. Towards climate-responsible peatlands management. FAO, Rome. 114 pp. Режим доступа:
5. Joosten, H., Tapio-Biström, M.-L., Tol, S. (eds.). 2012. Peatlands – guidance for climate change mitigation through conservation, rehabilitation and sustainable use. FAO, Rome. 100 pp. Режим доступа:
6. В Беларуси подготовят нацплан действий по предотвращению деградации земель до 2025 года. БЕЛТА. 16.06.2020. Режим доступа:
16.04.2021 18:44:17
Поделиться:
Для участия в обсуждении необходимо зарегистрироваться